Кружке область деятельности изо в общеобразовательной школе красноярского края

Обновлено: 07.07.2024

Комплексная образовательная программа разработана для детской художественной школы на основе Примерных учебных планов образовательных программ дополнительного образования для детских школ искусств, Министерство культуры РФ, Москва, 2003 год.

Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 17 лет.

Срок реализации программы –2,3,4 года.

Содержание художественного образования включает:

  • формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
  • формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
  • формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Основным принципом построения образовательной программы является вариативность содержания, направленного на удовлетворение различных образовательных потребностей.

Программа реализует подготовительный и базовый курс начального художественного образования.

Программа для детей 5-6 лет является программой раннего эстетического развития. Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы: развитие интереса к изобразительному искусству, раннее выявление творчески одаренных детей.

Программа подготовки детей к поступлению в школу предназначена для детей в возрасте 7-10 лет. Срок реализации программы – 3 года.

Цели подготовительной программы: дать детям представление об основных видах, жанрах и терминах изобразительного искусства, привить навыки работы с различными художественными материалами, развить фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Программа для детей старше 14 лет направлена на обучение подростков основам изобразительной грамоты. Срок реализации – 2 года.

Цель программы: освоение основ изобразительной грамоты, развитие творческих способностей, подготовка к поступлению в профильные учебные заведения.

Программа базового курса рассчитана на детей в возрасте 11-17 лет.

Срок реализации – 4 года.

Уровень освоения – повышенный.

Цели повышенного уровня освоения:

  • достижение уровня развития личности, достаточного для творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;
  • достаточно высокая степень овладения знаниями, умениями, навыками по выбранному виду искусства, необходимая для приобретения собственного опыта художественной деятельности.

Занятия в школе групповые. В классе не более 15 человек. Занятия по отдельным предметам проводятся блоками по 3 урока. Продолжительность урока 40 минут, перерыв между уроками 10 минут.

Учебная практика – пленэр, проводится в первой половине июня.

Важная специфика образовательного процесса в детской художественной школе - его практико-ориентированная направленность.

Практическая деятельность обучающихся в детской художественной школе имеет следующие виды:

  • учебно-исполнительская (художественно-изобразительная);
  • учебно-теоретическая;
  • творческая (креативная);
  • культурно-просветительская.

Данные виды практической деятельности обучающихся в детской художественно школе могут быть основой как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий.

ТРРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОЙ ХУДОДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Результат образовательного процесса - выпускник детской художественной школы, поэтому требования к уровню подготовки выпускника являются важной частью общих требований к содержанию образования.

Выпускник детской художественной школы - личность, реализующая свой целевой выбор в области изобразительного искусства, в уровне освоения этой деятельности, мотивах и ценностных ориентациях через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Таким образом, качественное образование - это образование, которое обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способы эффективного действия в любых обстоятельствах

Показателями развития личности выпускника детской художественной школы как результата образования являются:

  • сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности;
  • развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусств, как в самой детской школе искусств, так и после ее окончания.

Повышенный уровень освоения образовательной программы выпускником предполагает следующие знания и умения:

1) Учебно-исполнительская деятельность – овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых в индивидуальной творческой деятельности (практике). Формирование умения самостоятельно решать поставленные задачи и художественно их реализовывать. Умение грамотно и образно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира. Овладение различными художественными материалами, техниками и жанрами. Формирование умения грамотно и осмысленно применять их для решения художественных задач.

2) Учебно-теоретическая – достижение необходимого уровня функциональной грамотности. Овладение навыками осознанного восприятия произведений изобразительного искусства. Овладение законами цветоведения, световоздушной и линейной перспективы. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

3) Творческая (креативная) – формирование умения воплощать представления и фантазии в работе над композицией.

4) Культурно-просветительская – формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках. Овладение навыками индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Формирование умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Формой аттестации учащихся являются просмотры работ, проводящиеся в 1 и 2 классах по окончании каждой четверти, в 3 и 4 классах – один раз в полугодие.

Кроме того, проводятся промежуточные просмотры в классах по окончании работы над темой, на которых выставляются текущие оценки.

Итоговая аттестация в 4 классе проводится в форме контрольных работ по рисунку, живописи и скульптуре, дипломной работы по композиции, экзамену по истории искусств. При этом учитывается успеваемость учащегося в течение всего курса обучения.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.

При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия проводятся в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах.

Тип программы:

образовательная программа по художественному творчеству для младших школьников.

Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Актуальность.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.

Наш микрорайон удалён от центра. Поэтому не все дети имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования, в частности, художественную школу. А данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 7 – 8 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Во многих дошкольных учреждениях детей знакомят с нетрадиционным рисованием. Но из поступающих в нашу школу первоклассников только 40 -50 % посещали детский сад. Поэтому для них такое рисование становится открытием.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной деятельности. Краткое описание используемых техник рисования позволит любому преподавателю проводить кружковые занятия.

Цели программы :

формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,

расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;

воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

создать условия для развития творческих способностей детей;

способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;

создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценки

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей работы;

- чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно оценивать свою работу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка

2. Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- создавать простые композиции на заданную тему;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изображать предметы различной формы;

Ученики получат возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.

Программа “Волшебные краски” предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся с 3 по 9 класс и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания .

Программа кружка рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный. Количество - 15 человек.

Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

  • эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
  • развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
  • обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.

Содержание программы

1. Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.) ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).

ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

7. Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

10. Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

13. Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)

ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”

ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”

16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

18. “Подводное царство” - рисование рыбок.

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

22. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_601ccf06.jpg

Содержание

Пояснительная записка (стр. 2 - 5)

Календарно-тематический план (стр. 5-6)

Планируемые личностные универсальные учебные действия. Опыт ценностных и гражданственных ориентаций младших школьников (стр. 7-8)

Планируемые метапредметные результаты реализации программы (стр.8 - 9)

Список литературы (стр.9)

Пояснительная записка

Примерная программа конкретизирует содержание тем по предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

На проведение занятий в рамках кружка в 3 классе отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа в учебный год.

При реализации программы используются дополнительные формы детской организации: решение творческих, исследовательских и проектных задач.
Программа является интегрированной и позволяет обеспечить как духовно – нравственное общекультурное, так и общеинтеллектуальное и патриотическое развитие обучающихся. Реализация программы предполагает связь дополнительных занятий с различными учебными дисциплинами, партнерство школы и семьи в проведении творческой, исследовательской, проектной деятельности.

Цель программы – формирование личностных и метапредметных результатов у младших школьников средствами созданных речевых ситуаций общения на содержании регионального материала.
Изучение программы на ступени начального общего образования предполагает знакомство младших школьников с репродукциями картин красноярских художников, фотографиями памятных мест, связанных с именем художника В. И. Сурикова и других деятелей искусства Красноярского края. Позволит больше узнать о традициях и народных праздниках, проводимых в родном крае. Поможет раскрыть неизведанные тайны в музыке, театре, изобразительном и декоративно – прикладном искусстве. Познакомит с культурными и историческими достопримечательностями города Красноярска и Красноярского края. Направлено на достижение следующих задач:

формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;

формирование общих представлений о художественной культуре Красноярского края;

воспитание интереса к творчеству выдающихся деятелей искусства и культуры Красноярского края;

воспитание уважения к истории художественной культуры народов, проживающих на территории Красноярского края;

формирование умения работать с природным и художественным материалом.

В основе программы лежит первичное знакомство с изобразительным искусством, театральным искусством, музыкальным искусством, декоративно – прикладным искусством, что является наследием Красноярского края.

В программу включены:

произведения изобразительного искусства (репродукции картин В.И. Сурикова, А.Г. Поздеева, фотографии с культурными и историческими достопримечательностями, архитектурными памятниками и др.);

произведения театрального искусства (сибирские народные праздники, Красноярский государственный театр юного зрителя);

произведения музыкального искусства (Красноярская краевая филармония, Красноярский академический симфонический оркестр);

произведения декоративно – прикладного искусства (промыслы народностей, проживающих на территории Красноярского края: оленеводство, рыболовство, охотовоство).

Программа предполагает знакомство с биографиями и творчеством известных художников архитекторов, театральных артистов, прославившими и прославляющими своим творчеством Красноярский край.

В результате изучения программы обучающиеся открывают для себя имена В.И. Сурикова, А.Г. Поздеева, В.Ф. Шевченко и др., знакомятся с особенностями их творчества. Появляется возможность познакомиться с особенностями архитектурного, изобразительного, театрального, музыкального и декоративно – прикладного искусства.


В качестве нестандартных форм урока учитель может использовать:

очное (заочное) посещение музеев (Художественный музей им. В.И. Сурикова, Музей – усадьба В.И. Сурикова, сквер имени В.И. Сурикова, красноярский государственный театр юного зрителя), увидеть архитектурные сооружения и памятники города Красноярска и городов Красноярского края;

Особое внимание на уроках должно быть уделено созданию творческих работ (выполнение рисунков, составление афиши, придумывание символов и атрибутов к народным праздникам и др.) обучающимися, в которых отражается собственное видение.

В результате изучения программы обучающийся должен:

знать имена известных художников Красноярского края;

знать произведения известных художников Красноярского края и называть имена их авторов (не менее 2-3);

знать ведущие художественные музеи Красноярского края;

уметь выражать собственное мнение о произведении изобразительного искусства;

знать ведущие театры Красноярского края и их наиболее известные постановки;

уметь воспринимать театральные постановки и выражать собственное мнение о них;

знать имена известных композиторов Красноярского края;

знать образцы музыкального фольклора, обрядовые музыкальные традиции Красноярского края;

знать исполнителей музыкальных произведений (2-3);

уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

знать традиции, быт, промыслы и ремесла народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать ведущие краеведческие музеи Красноярского края;

уметь изготавливать декоративные композиции из художественных и природных материалов, добываемых в Красноярском крае;

уметь декоративно оформлять изделия с использованием национального орнамента.

Календарно-тематический план

Изобразительное искусство 9 ч

Театральное искусство 9 ч

Музыкальное искусство 5 ч

Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Красноярского края (песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки).
Народные музыкальные инструменты и их звучание (по выбору).
Музыкальные произведения, связанные с календарными праздниками (колядки, масленичные, покосные, колыбельные песни и другие)

Декоративно-прикладное искусство 11 ч

Промыслы народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.
Рыболовство, оленеводство, охота.
Работа с природным материалом при изготовлении поделок (листья, береста, веточки, семена, соломка, шишки, мох).
Ведущие художественные и краеведческие музеи Красноярского края. Экскурсия в близлежащий краеведческий музей (очная, заочная).

Планируемые личностные универсальные учебные действия. Опыт ценностных и гражданственных ориентаций младших школьников.

Бережно относится к искусству как достоянию, унаследованному нами от предков;

Эмоционально оценивает объект;

Осознает авторский взгляд на мир;

Доброжелательно относится к высказываниям других (одноклассников, взрослых);

Самостоятельно решает речевые ситуации на основе осознания нравственных норм и правил;

Видит ценность и уникальность каждого человека.

Планируемые метапредметные результаты реализации программы

Познавательные универсальные учебные действия учащегося:

Называет: имена известных художников, музыкантов Красноярского края, основные факты их биографии, названия и основное содержание их произведений;

Произведения театрального искусства, народные праздники народов, проживающих на территории Красноярского края;

Различает: отдельные произведения художников Красноярского края (2-3 по выбору учащихся).

Перечисляет народные традиции и обычаи народностей Красноярского края;

Решает учебные и практические задачи: подбирает репродукции картин известных художников Красноярского края, а так же называет их;

описывает картины любимых художников Красноярских авторов;

осуществляет пробы в изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, театральном искусстве на местном материале.

Имеет нравственное представление: о любви к малой родине, о культуре и традициях народностей, проживающих на территории Красноярского края.

Коммуникативные универсальные учебные действия учащегося:

Участвует в речевых ситуациях: демонстрирует навыки учебного сотрудничества; словесно рисует картины, которые представляются воображению после просмотра и восприятия произведения; взаимодействует с другими учениками в процессе решения коммуникативно – речевых задач; видит уникальность окружающего мира и самого себя; выражает свою индивидуальность с помощью создания речевых высказываний.

Решает учебные и практические задачи: пользуется разными источниками информации (детские периодические издания, словари, энциклопедии); осуществляет пробы в различных видах искусства; выступает перед одноклассниками; аргументирует свой выбор с учетом собственных ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия учащегося:

Участвует в групповых речевых ситуациях при выполнении исследовательских задач, решении проектных задач, в том числе творческих; принимает помощь от одноклассников или Краеведа; выстраивает личные и деловые отношения с другими участниками образовательных отношений.

Решает учебные и практические задачи: высказывает (в устной и письменной форме) оценочные суждения о просмотренных произведениях в разных видах искусства, на предложенные темы о родном крае; анализирует и оценивает собственные интеллектуальные продукты.

Список литературы

Сергеева В.П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе// Проблемы современного образования. 2011.№ 4. С. 12-15.

Раицкая Г.В. К вопросу о реализации национально – регионального компонента на первой ступени в Красноярском крае // начальная школа. 2007. № 2 С. 52-55.

Авторские учебно-методические пособия:

Раицкая Г.В. Художественна культура Красноярского края для 3 класса: учебное пособие. Красноярск: 2007 .

Читайте также: