Круглый стол как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов доу

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация : В данной статье отражается п роблем а мотивации людей .

Ключевые слова : Самореализация, Мобильность, качество дошкольного образования , Профессиональный рост педагога

Форма проведения : круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

1.Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).

2.Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

3.Заключительная часть (рефлексия).

Ведущий : Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.

Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, как вариант - можно предложить педагогам использовать разные источники - словари, Интернет и др., а затем предлагается пример определения в презентации.

- Как Вы можете раскрыть понятие "Мотивация"? (Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации).(3)

- Понятие "Самореализация"? (Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей).(3)

- Понятие (Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию ).( 1)

Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Как вы думаете, что родители понимают под качеством дошкольного образования? Мнения участников круглого стола.

Предлагаю вам посмотреть небольшое видео с ответами родителей наших воспитанников на данный вопрос

Ведущий: Р одители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.

От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.

Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.

Ведущий : Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:

- Что является более важным для повышения мотивации педагогов: материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения или деятельность самого педагога?

- И какая из форм организации методической работы в детском саду наиболее эффективна для профессионального роста и самореализации педагога?

Ведущий : Для обсуждения проблемы предлагаю вам разделиться на две подгруппы (выбор по жребию) - защитники первостепенной важности материально-технического обеспечения и защитники значимости деятельности педагога. Прошу обдумать, сообща решить и аргументировать свои ответы, с точки зрения ваших подгрупп. Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт, но осознавая при этом ответственность за будущее нашей профессии и всего дошкольного образования.

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный

- Что в ситуации является главным?

- Что вы лично думаете об этом?

- Можете ли вы привести аналогичный пример из практики?

Подгруппы высказывают свои точки зрения, ведущий одновременно делает запись на доске.

Ведущий: Давайте попробуем подвести небольшой итог нашего обсуждения.

У меня вопрос, если бы вам выделили любую сумму денег (представьте немыслимое, но все же), на что вы, в первую очередь, эти деньги потратили. Напоминаю, для обеспечения образовательного процесса и повышения мотивации педагогов.

Мнение участников круглого стола.

Ведущий: Марк Максимович Поташник рекомендует, не торопясь, сначала подготовить перечень всего того, что необходимо приобрести именно для обеспечения работы с педагогическими кадрами на современном уровне. Давайте попробуем разобраться.

Это, прежде всего:

Оборудованный методический кабинет.

Компьютеры, подключенные к Интернету

Множительная техника и цифровая аппаратура, банк цифровых ресурсов.

Диски с записями лучших лекций по всем направлениям содержания работы с педагогическими кадрами.

Программное обеспечение к ИКТ, наглядный и демонстрационный материал.

Полноценная научно-методическая библиотека для педагогов.

То есть материально-техническое обеспечение является одним из основных условий повышения эффективности профессионального роста педагогов, но все же основополагающим является личность педагога.

К.Д. Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования

Ведущий : Предлагаем вашему вниманию два определения понятия "профессиональный рост педагога", выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам. (Определения предлагаются педагогам на отдельных листах без указания авторства).

Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).

Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).

Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.

Ведущий: В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?

Мнение участников круглого стола.

Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.

Ведущий: Я думаю, что большинство согласны, что творческие группы являются одним из эффективных способов формирования навыков профессиональной самореализации педагогов ДОУ.

Творческие группы - временные творческие коллективы, созданные из числа педагогических и административных работников, с целью:

- реализации и развития творческой инициативы педагогов;

- совершенствования образовательного процесса;

- реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации программы развития ДОУ.

В зарубежной педагогике такие группы называют группами " взаимообучения равных", название говорит само за себя. Результатом деятельности творческих групп может быть не только взаимообучение педагогов (которое также может быть не лишено творчества), но и новый продукт (методика, дидактический материал, рекомендации и т.д.).

Ведущий: Представляем опыт работы нашего детского сада. Организация профессионального взаимодействия педагогов в творческих группах осуществляется в два этапа:

1. Вначале необходимо провести исследование, направленное на определение проблем, а также условий, активизирующих творческую деятельность педагогов с помощью анкет, тестов и т.п. Изучение деятельности и личности педагога - необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя, так как в детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.

2. Вторым этапом организации профессионального взаимодействия педагогов является создание и организация работы творческих групп с целью содействия развития педагога как субъекта педагогической и инновационной деятельности.

Постановка проблемной задачи (мотив), актуальна в 20 21 г. в наше й деревне тема предшкольного обучения детей, не посещающих ДОУ.

Ведущий : Что же все-таки является главным критерием в оценке мотивации педагогов, обеспечивающего профессионально-личностный рост? Мнение участников.

Ведущий: Марк Максимович Поташник в своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" выделил следующее, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, "рефлекс цели", отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. То есть, на мой взгляд, надо приучать наших воспитателей и других специалистов постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы.

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.

Большой Энциклопедический словарь.

М.М.Поташник . Управление профессиональным ростом учителя в современной школе/ М.- Центр педагогического развития, 2010.

Словарь-справочник Управление дошкольным учреждением/ Составитель - С.Д.Сажина . М.- ТЦ Сфера, 2008 г.

Цель: выяснить мнение по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска,

• Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).

• Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

Ход мероприятия

Ход мероприятия

Ведущий: «Единственная возможность заставить человека сделать

что-либо это сделать так, чтобы он САМ захотел сделать это

Желание работать продуктивно подчас становится ключевым фактором

достижения успеха организацией. Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования дошкольного учреждения, установить в нем самое современное оборудование, но всё это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу.

Отсюда возникают вопросы:

что побуждает педагогов хорошо работать?

- почему работники, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различнойэффективностью?

-что надо сделать, чтобы сотрудник работал лучше?

Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации.

Приветствие Игра на сплочение и поднятие настроения.

1. передай рукопожатие по кругу,

соседу слева или справа фразу, по очереди высказывайтесь, каждый раз начинаяфразу следующими словами:

слово друг другу.

3. Ответить в произвольной форме, можно даже стихами, на вопрос: "Почему я выбрала профессию педагога?". Можно представить себя, начиная со следующей фразы: "Меня…., я - воспитатель нашего детского сада Я всегда мечтала о том, чтобы как можно дольше оставаться ребенком и не взрослеть, поэтому я стала педагогом".

Как организовать себя? Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Успешными людьми бывают люди не обязательно самые волевые. Нередко ими становятся люди просто умные, которые без борьбы с собой получают качественные результаты за счет умной самоорганизации. В коротком изложении система умной самоорганизации состоит из трех блоков:

1. Позитив. Большие цели, как и дальняя дорога, – вначале пугают.

Приучите себя любое большое трудное дело разбивать на посильные этапы и специально обустраивать себе легкое, удачное, успешное начало. Тогда любая самая дальняя дорога превратится в интересное приключение.

Попробуйте – вам обязательно понравится!

3. Негатив. Страшилка перед глазами.

Позитив работает лучше, если время от времени оттенять его контрастным негативом.

Насколько полезными для некоторых людей оказались экскурсии в такие мало экскурсионные места, как Травматологическое отделение больницы, побеседовать со сверстниками на колясках, у которых теперь навсегда сломан позвоночник… и Тюрьма. Посидеть на жестких нарах, понюхать воздух, примерить эту перспективу на несколько лет… Обязательно соберите себе коллекцию педагогически значимых воспоминаний, от которых вас каждый раз внутренне дергает. И ставьте их себе перед глазами, когда захотите сойти с правильного пути.

Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех. Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными.

Я предлагаю выполнить упражнение с целью прочувствовать друг друга и поднять свой положительный эмоциональный тонус.

Первый участник называет имя человека, которому хочет послать письмо с наилучшими пожеланиями, например: "Я посылаю это письмо Ольге, потому что. " и называет какие-то положительные качества, комплименты или просто добрые слова поддержки в данный момент этому человеку, затем посылает импульс в одну сторону. Человек, получивший импульс, говорит, что письмо получил и благодарит пославшего. Потом далее также кому-то посылает такое же письмо. Главные условия - нельзя посылать письма одному и тому же человеку и письма должны получить все.

Участники делятся на 2 команды.

Ведущий: Придумайте название команде, которое максимально отражало позицию участников в профессии, девиз.

- Как Вы можете раскрыть понятие "Мотивация"? (Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации).(3)

- Понятие "Самореализация"? (Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей).(3)

- Понятие "Мобильность"? (Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию).(1)

Сначала участники на индивидуальных листах записывают слова, которые они себе говорят для повышения внутренней мотивации.

Ведущий: давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный

Ведущий: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь,

захотелось каждому из вас подарить презент на память.

Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился

больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.

Ведущий. Посмотрите на эти символы и выберите наиболее привлекательный для вас.

Каждый из них означает мотив деятельности. Для тех, кто выбрал, ведущая мотивация…

Так и в любом коллективе: если в нем все порознь, то, сколько бы людей ни

было, больших результатов не достичь. И наоборот — сообща, даже малым числомможно достигать больших результатов.

Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не

ставить свои интересы над интересами других.

Коллектив – одна семья, единое целое.

Человека следует воспринимать таким, какой он есть, со всеми его

достоинствами и недостатками.

Критика нужна, но конструктивная и с учетом особенностей восприятия ее

Мы все хорошо поработали сегодня. Давайте наградим друг друга аплодисментами.

Цель: выяснить мнение по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, проектор, доска,
План проведения:
• Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).
• Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

Оценить 417 0

Круглый стол для педагогов ДОУ

"Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"

Подготовила и провела старший воспитатель :Е.А. Барамыга

Дата проведения: 11.10.2019г.

Цель: выяснить мнение по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска,

План проведения:

Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).

Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

Ход мероприятия

Ход мероприятия

Вводная часть.

Ведущий:«Единственная возможность заставить человека сделать
что­-либо ­это сделать так, чтобы он САМ захотел сделать это
/Дейл Карнеги/
Проблема
Желание работать продуктивно подчас становится ключевым фактором
достижения успеха организацией. Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования дошкольного учреждения, установить в нем самое современное оборудование, но всё это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу.

Отсюда возникают вопросы:
что побуждает педагогов хорошо работать?
- почему работники, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различнойэффективностью?
-что надо сделать, чтобы сотрудник работал лучше?
Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации.

Приветствие ­ Игра на сплочение и поднятие настроения.
1. передай рукопожатие по кругу,

Как организовать себя? Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Успешными людьми бывают люди не обязательно самые волевые. Нередко ими становятся люди просто умные, которые без борьбы с собой получают качественные результаты за счет умной самоорганизации. В коротком изложении система умной самоорганизации состоит из трех блоков:

1. Позитив. Большие цели, как и дальняя дорога, – вначале пугают.

Приучите себя любое большое трудное дело разбивать на посильные этапы и специально обустраивать себе легкое, удачное, успешное начало. Тогда любая самая дальняя дорога превратится в интересное приключение.

Попробуйте – вам обязательно понравится!

3. Негатив. Страшилка перед глазами.

Позитив работает лучше, если время от времени оттенять его контрастным негативом.

Насколько полезными для некоторых людей оказались экскурсии в такие мало экскурсионные места, как Травматологическое отделение больницы, побеседовать со сверстниками на колясках, у которых теперь навсегда сломан позвоночник… и Тюрьма. Посидеть на жестких нарах, понюхать воздух, примерить эту перспективу на несколько лет… Обязательно соберите себе коллекцию педагогически значимых воспоминаний, от которых вас каждый раз внутренне дергает. И ставьте их себе перед глазами, когда захотите сойти с правильного пути.

Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех. Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными.

Я предлагаю выполнить упражнение с целью прочувствовать друг друга и поднять свой положительный эмоциональный тонус.

Первый участник называет имя человека, которому хочет послать письмо с наилучшими пожеланиями, например: "Я посылаю это письмо Ольге, потому что. " и называет какие-то положительные качества, комплименты или просто добрые слова поддержки в данный момент этому человеку, затем посылает импульс в одну сторону. Человек, получивший импульс, говорит, что письмо получил и благодарит пославшего. Потом далее также кому-то посылает такое же письмо. Главные условия - нельзя посылать письма одному и тому же человеку и письма должны получить все.

Участники делятся на 2 команды.

Ведущий: Придумайте название команде, которое максимально отражало позицию участников в профессии, девиз.

- Как Вы можете раскрыть понятие "Мотивация"? (Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации).(3)

- Понятие "Самореализация"? (Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей).(3)

- Понятие "Мобильность"? (Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию).(1)

Сначала участники на индивидуальных листах записывают слова, которые они себе говорят для повышения внутренней мотивации.

Ведущий: давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный

Ведущий: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь,
захотелось каждому из вас подарить презент на память.
Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился
больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.
Ведущий. Посмотрите на эти символы и выберите наиболее привлекательный для вас.

Каждый из них означает мотив деятельности. Для тех, кто выбрал, ведущая мотивация……

Так и в любом коллективе: если в нем все порознь, то, сколько бы людей ни
было, больших результатов не достичь. И наоборот — сообща, даже малым числомможно достигать больших результатов.
Выводы:
Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не
ставить свои интересы над интересами других.
Коллектив – одна семья, единое целое.
Человека следует воспринимать таким, какой он есть, со всеми его
достоинствами и недостатками.
Критика нужна, но конструктивная и с учетом особенностей восприятия ее
каждым лицом

Мы все хорошо поработали сегодня. Давайте наградим друг друга аплодисментами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Задачи:

Обогащение представлений о формах методической работы дошкольного учреждения по вопросам формирования профессиональной компетентности педагогов.

Обмен опытом ДОУ по проблеме организации работы творческих групп с целью повышения профессиональной мобильности и самореализации педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

Литература:

Большой Энциклопедический словарь.

М.М.Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе/ М.- Центр педагогического развития, 2010.

Словарь-справочник Управление дошкольным учреждением/ Составитель — С.Д.Сажина. М.- ТЦ Сфера, 2008 г.

Круглый стол для педагогов ДОУ

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Обогащение представлений о формах методической работы дошкольного учреждения по вопросам формирования профессиональной компетентности педагогов.

Обмен опытом ДОУ по проблеме организации работы творческих групп с целью повышения профессиональной мобильности и самореализации педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

Большой Энциклопедический словарь.

М.М.Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе/ М.- Центр педагогического развития, 2010.

Словарь-справочник Управление дошкольным учреждением/ Составитель — С.Д.Сажина. М.- ТЦ Сфера, 2008 г.

План проведения:

Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).

Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

Заключительная часть (рефлексия).

Ход мероприятия

Вводная часть.

Круглый стол сопровождается презентацией (см. Приложение 1).

Представление участников круглого стола.

Ведущий: Спасибо большое, я вижу, что здесь сегодня собрались творческие, активные и просто интересные люди — настоящие профессионалы. Прошу сесть за столы с теми людьми, которых вы знаете и они вам близки по духу, или с теми, кто у вас вызвал симпатию и хотел бы познакомиться поближе.

Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.

Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, как вариант — можно предложить педагогам использовать разные источники — словари, Интернет и др., а затем предлагается пример определения в презентации.

Успех каждого действия в большой мере зависит от того, насколько человек владеет способом его выполнения. Чтобы овладеть им, даже тогда, когда уже известно, как его надо выполнить, необходима практика и прежде всего упражнение в нем, т. е. целенаправленное, определенным образом организованное, многократное выполнение действия. В результате упражнения способ действия упрочивается. Человек постепенно овладевает им. Такие упрочившиеся благодаря упражнению способы действий называются навыками.

Основная функция современного детского сада любого вида — целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.

Как вы думаете, ЧТО родители понимают под качеством дошкольного образования? Мнения участников круглого стола.

Предлагаю вам посмотреть небольшое видео с ответами родителей наших воспитанников на данный вопрос (просмотр видео рассуждений родителей на тему о том, для чего нужно дошкольное образование).

Ведущий: Давайте обобщим ответы и сделаем вывод (желательно, чтобы этот вывод сделали участники): родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.

Мнение участников круглого стола. (Как правило, полное методическое обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).

От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).

От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.

Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.

Таким образом, качество — это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.

То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).

При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.

Дискуссионная часть

Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:

— Что является более важным для повышения мотивации педагогов: материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения или деятельность самого педагога?

— И какая из форм организации методической работы в детском саду наиболее эффективна для профессионального роста и самореализации педагога?

Представляем следующую гипотезу: если более важным для повышения желания педагога самосовершенствоваться, учиться новому, является непосредственно сам педагог, то к нему поведут родители своих детей вне зависимости от того, в каком детском саду он работает (в новом, полностью укомплектованном материально или старом, бедном).

Ведущий: Для обсуждения проблемы предлагаю вам разделиться на две подгруппы (выбор по жребию) — защитники первостепенной важности материально-технического обеспечения и защитники значимости деятельности педагога. Прошу обдумать, сообща решить и аргументировать свои ответы, с точки зрения ваших подгрупп. Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт, но осознавая при этом ответственность за будущее нашей профессии и всего дошкольного образования.

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л — Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный

С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать ведущему дополнительные вопросы:

Что в ситуации является главным?

Что вы лично думаете об этом?

Можете ли вы привести аналогичный пример из практики?

Затронуты ли в ситуации другие аспекты, например: этические, психологические?

Как бы вы это оценили?

Каковы последствия принятых решений?

Кого это затронет, на ком отразится?

Не пропустили ли вы важную для правильного решения информацию?

Подгруппы высказывают свои точки зрения, ведущий одновременно делает запись на доске. Оппоненты, слушатели и ведущий задают им вопросы по ходу обсуждения. Например: если в детском саду очень долго не было капитального ремонта, если там старая мебель и самодельные игрушки, если нет компьютера, группы переполнены, крышу заливает — может ли детский сад быть привлекательным для детей и родителей? Это, конечно, плохо, очень плохо. Но если в детском саду работают хорошие, умные, добрые, эрудированные, мудрые, заботящиеся о своем профессиональном росте педагоги, то детский сад все равно будет жить и работать, и родители захотят привести своих детей именно туда. Какое качество является самым важным для педагога? Любовь к детям!

Ведущий: Давайте попробуем подвести небольшой итог нашего обсуждения.

Работа с педагогическими кадрами обычно осуществляется на той материальной базе, на том оснащении, которое приобреталось для организации образовательного процесса воспитанников. У меня вопрос, если бы вам выделили любую сумму денег (представьте немыслимое, но все же), на что вы, в первую очередь, эти деньги потратили. Напоминаю, для обеспечения образовательного процесса и повышения мотивации педагогов.

Мнение участников круглого стола.

Ведущий: Марк Максимович Поташник предлагает следующий подход к материально-техническим условиям образовательного учреждения (Далее используется литература — 2). Он рекомендует, не торопясь, сначала подготовить перечень всего того, что необходимо приобрести именно для обеспечения работы с педагогическими кадрами на современном уровне. Давайте попробуем разобраться.

Это, прежде всего:

Оборудованный методический кабинет.

Компьютеры, подключенные к Интернету

Множительная техника и цифровая аппаратура, банк цифровых ресурсов.

Диски с записями лучших лекций по всем направлениям содержания работы с педагогическими кадрами.

Программное обеспечение к ИКТ, наглядный и демонстрационный материал.

Полноценная научно-методическая библиотека для педагогов.

Все это выстраивается в порядке приоритетности и определяется примерная цена. Далее ищется источник финансирования, и постепенно, шаг за шагом, год за годом создаются и совершенствуются материально-технические условия, обеспечивающие возможность качественной работы с педагогическими кадрами.

Не лишним будет напомнить о том, что повышение мотивации педагогов возникает лишь тогда, когда материальные условия уже имеются или, по крайней мере, находятся в процессе становления. То есть материально-техническое обеспечение является одним из основных условий повышения эффективности профессионального роста педагогов, но все же основополагающим является личность педагога.

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

Профессиональный рост педагога — это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).

Профессиональный рост педагога — это, с одной стороны, спонтанное, с другой, — целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников (Михаил Владимирович Левит, к.п.н., вед.н.сотрудник Центра стратегии образования).

Профессиональный рост педагога — это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).

Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.

Мнение участников круглого стола.

Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.

Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?

Мнение участников.

Ведущий: Давайте немного отдохнем и выполним все вместе следующее задание: разделите, пожалуйста, предложенные формы методической работы на две подгруппы:

Не являющиеся профессиональными объединениями педагогов;

Являющиеся профессиональными объединениями педагогов.

Участники выполняют задания на планшетах, одновременно выполняя динамическую паузу, затем их ответ проверяется показом на слайде.

Выберите и назовите, пожалуйста, наиболее эффективные формы методической работы, способствующие самореализации педагогов ДОУ.

Ведущий: Я думаю, что большинство согласны, что творческие группы являются одним из эффективных способов формирования навыков профессиональной самореализации педагогов ДОУ.

Творческие группы — временные творческие коллективы, созданные из числа педагогических и административных работников, с целью:

— реализации и развития творческой инициативы педагогов;

— совершенствования образовательного процесса;

— реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации программы развития ДОУ.

Это абсолютно добровольное содружество педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпывается необходимость взаимного профессионального общения. Наибольший интерес здесь представляет основание, на котором педагоги объединяются в группу для осуществления совместного творчества.

Марк Максимович Поташник выделяет три возможных основания:

— единство интереса к какой-то проблеме;

— компенсаторные возможности (когда в группе есть выдумщики и фантазеры, умеющие быстро выдавать идеи, но не любящие или не умеющие оформлять эти идеи в форму разработки, алгоритма, методики и т.д.; и другие педагоги, которые по части выдумки слабы, но зато мастерски владеют искусством инструментировать идеи, например: молодой и опытный педагог);

— взаимная симпатия, психологическая совместимость.

Ведущий: Представляем опыт работы нашего детского сада. Организация профессионального взаимодействия педагогов в творческих группах осуществляется в два этапа:

Вначале необходимо провести исследование, направленное на определение проблем, а также условий, активизирующих творческую деятельность педагогов с помощью анкет, тестов и т.п. Изучение деятельности и личности педагога — необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя, так как в детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.

Вторым этапом организации профессионального взаимодействия педагогов является создание и организация работы творческих групп с целью содействия развития педагога как субъекта педагогической и инновационной деятельности.

Содержание деятельности творческой группы может быть следующим:

Организация исследовательской деятельности.

Разработка программ, проектов, методического обеспечения нововведений по профилю творческой группы для совершенствования образовательного процесса в ДОУ.

Оказание методической помощи педагогам.

Постановка проблемной задачи (мотив), актуальна в 2009 г. в нашем поселке тема предшкольного обучения детей, не посещающих ДОУ.

Всестороннее изучение проблемы (опрос общественности, включая жителей микрорайона, посетителей детской поликлиники, анкетирование педагогов ДОУ, изучение данной темы через статьи в журналах, Интернет, собеседования с представителями ОО).

Выделение приемлемой для нас формы организации данной работы (мнения педагогов). Выбор руководителя творческой группы, который выбирается из числа высококвалифицированных опытных педагогов.

Определение задач в соответствии с возрастом детей.

Разработка плана действий на основе синтеза идей педагогов (создание нормативно-правовой базы, изучение программ и выбор, разработка этапов, составление перспективных планов, диагностического и методического инструментария и т.д.).

Всестороннее изучение темы, разработка материалов в соответствии с планом работы.

Практическая реализация работы творческой группы (ТГ).

Подведение результатов работы, включение момента самооценки каждого педагога.

Определение стратегии работы в дальнейшем.

Вновь организованы ТГ, на данном этапе педагоги изучают литературу, посещают интернет-сайты, готовясь к представлению макетов, зарисовок, рекомендаций или моделей обновления данных помещений.

Ведущий: Что же все-таки является главным критерием в оценке мотивации педагогов, обеспечивающего профессионально-личностный рост? Мнение участников.

Заключительная часть (рефлексия)

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями — если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось — потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Читайте также: