Круглый стол цифровые компетенции как основа преобразований в высшей школе

Обновлено: 08.07.2024

Организаторами данной конференции стали Уральский государственный юридический университет и Ассоциация юридического образования. Конференция проходила в формате ZOOM.

Современный уровень развития информационных технологий требует от выпускников высшей школы качественную подготовку к осуществлению профессиональной деятельности, тем самым ставит много новых задач перед высшим образованием.

Участники круглого стола имели возможность обсудить вопросы формирования безопасной цифровой среды в высшей школе, проблемы управления цифровой личностью и ее данными в образовательном процессе, цифровые компетентности педагога как профессиональной составляющей.

Кроме того, сообщество ученых, преподавателей и творческих людей делились своими знаниями и обменивались опытом в экспериментальной и инновационной деятельности высшей школы.

Модераторами круглого стола выступили заведующий кафедрой конституционного права УрГЮУ д.ю.н., профессор Марат Сабирьянович Саликов, директор Института дополнительного образования УрГЮУ, профессор кафедры конституционного права, д.ю.н., профессор Светлана Эдуардовна Несмеянова, начальник методического отдела учебно-методического управления, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ к.ю.н Наталия Евгеньевна Колобаева.

Желание участвовать в круглом столе выразили более 150 представителей 52 высших учебных заведений со всей России (причём не только юридических), а также представители работодателей.

Современный уровень развития информационных технологий, ориентир государства на переход к цифровой экономике требуют от выпускников высшей школы подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности с использованием информационных систем и технологий. В связи с этим в необходимый комплект компетенций, который требуется получить современному студенту, включаются цифровые компетенции, что ставит новые задачи перед высшим образованием.

Наталья Александровна отметила, что во всех странах СНГ идут процессы, связанные с изменением модели управления национальной системой образования, без изменения которой невозможно добиться положительного эффекта от цифровизации образования в рамках отдельно взятого университета. Высказывалось мнение, что это возможно только в том случае, если университеты будут иметь автономию для оценки собственных возможностей, целей, путей их достижения.

Своим опытом в разработке, включении и реализации цифровых компетенций в системе архитектурно-художественного образования поделилась проректор по учебной работе Уральского государственного архитектурно-художественного университета, к.ф.н., профессор Виктория Игоревна Исаченко. Как отмечалось спикером традиционно в системе архитектурно-художественного образования не рассматривалось получение студентами цифровых компетенций, поэтому при их внедрении возникает ряд проблем, которые, по мнению Виктории Игоревны, особо проявились в период перехода на дистанционное обучение. Среди таких проблем: отсутствие опыта работы с цифровыми компетенциями у большинства преподавателей, отсутствие учебно-методического обеспечения цифровых компетенций для художественных и теоретических дисциплин, отсутствие опыта получения цифрового художественного образования у обучающихся, отсутствие необходимых ресурсов, информационных систем для сохранения высокого уровня качества образования.

Решением данных проблем стало развитие информационных ресурсов университета, на базе которых строится взаимодействие преподавателей и студентов, создание полноценной виртуальной образовательной среды, повышение квалификации преподавателей, разработка электронных учебных курсов. Также Виктория Игоревна поделилась опытом перевода в дистанционный режим обучения обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, программам дополнительного образования детей, опытом перевода в дистанционный режим профориентационных мероприятий университета, опытом проведения дней открытых дверей в онлайн-режиме.

Цифровую трансформацию высшего образования в вузах Людмила Аслановна предложила рассматривать в трёх аспектах – построение образовательного процесса в вузе с использованием цифровых технологий, разработка цифровых систем управления вузом, обучение цифровым технологиям для профессиональных целей как самих преподавателей, так и иных лиц, например представителей работодателя, руководителей организаций.

Приоритетными задачами цифровой трансформации высшего образования, стоящими перед вузом, по мнению спикера, являются:

  • подготовка преподавательского состава в условиях цифровой среды;
  • включение в развитие высшего образования цифровых технологий, которые обеспечивают построение гибкой системы обучения, достижение высоких результатов в подготовке выпускников;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • интеграция электронного или смешанного образования;
  • формирование цифровых компетенций у всех участников образовательного процесса;
  • построение открытой системы высшего образования;
  • устранение нормативных барьеров цифровой трансформации высшего образования.

В заключение Людмила Аслановна отметила, что цифровая трансформация высшего образования должна привести все вузы России на международный рынок дистанционного образования, перестроить с помощью цифровых технологий не только процесс получения знаний и управления вузом, но и само знание.

Своим взглядом на концепцию образования 4.0 поделилась Светлана Сергеевна Кузнецова, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета. Как отметила Светлана Сергеевна, с 2010-х общество переживает четвёртую фазу промышленной революции. На этой фазе мы ожидаем личность, которая способна адаптироваться к технологиям, способна органично внедрять их в жизнь, чтобы технологии способствовали развитию общества, а не создавали угрозу безопасности личности, общества и государства.

Необходимо формировать следующие профессиональные компетенции:

2. Способность обеспечивать реализацию и защиту прав человека и гражданина с применением технологий. К технологиям, напрямую обеспечивающим реализацию и защиту прав человека (или создающим угрозу их реализации), Светлана Сергеевна отнесла, например, интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн и смарт-контракты, цифровые финансовые активы (токены, криптовалюта). Кроме того, отмечалось, что онлайн-пространство зачастую не может подстраиваться под те правовые конструкции, которые применяются к правоотношениям в офлайн, таким как, например, право собственности, право на неприкосновенность личности, экономические права, формы взаимодействия государства с личностью.

Спикер обратил внимание слушателей на существование пробела в формировании данной компетенции в полном объёме, причинами существования которого могут выступать: консервативность образования, необходимость формирования межотраслевого подхода, отсутствие правового регулирования. Игнорирование данных причин может привести к негативным последствиям, в частности, полному отсутствию представления о технологии и страху столкнуться с технологиями в дальнейшем, а также формированию мнения исключительно из различных источников на страницах интернета, в которых восторженно описывается технология в отрыве от её недостатков. Таким образом, формируется полное доверие к технологиям, не формируется способность проводить их аналитику с позиции их безопасности в обществе, а также их способности встроиться в правовое пространство на текущем этапе жизни общества.

Александр Николаевич Митин, д. экон.наук, профессор, зав. кафедрой теории и практики управления УрГЮУ, также поделился мнением относительно проблем, связанных с приобретением цифровых компетенций, которые, по его мнению, не могут рассматриваться без стратегии цифровой трансформации высшего учебного заведения. Александр Николаевич предложил своё определение цифровых компетенций, под которыми следует понимать уверенное и критическое использование компьютера, мобильного телефона, планшетного компьютера и интерактивной доски. Отмечалось, что для приобретения студентами цифровых компетенций необходимо, в том числе, создать условия для самообразования студентов, а также создать цифровые лаборатории для обучения как студентов, так и преподавателей, причём с необходимым количеством компьютеров, мониторов, ноутбуков, смартфонов.

Спикером было отмечено, что сегодня преподаватели как носители знаний не выдерживают конкуренции в условиях меняющейся информационной среды, и преподавательскому составу требуется овладеть приёмами, методами и средствами электронного обучения. Кроме того, Александр Николаевич выделил несколько групп компетенций, к формированию которых необходимо стремиться:

  • информационная грамотность;
  • умения и навыки коммуникации в цифровой среде;
  • способность создавать и редактировать цифровой контент;
  • умения и навыки защиты персональных данных устройств цифрового контента;
  • способность определять технические проблемы, которые возникают в профессиональной деятельности.

Своим взглядом изнутри на проблему реализации права на труд в условиях цифровой экономики поделился начальник управления кадров, наград и противодействия коррупции Екатеринбургской городской Думы Евгений Павлович Веселков. Он отметил, что независимо от сферы профессиональной деятельности наличие цифровых компетенций у современного специалиста – это большое преимущество. Владение современными технологиями в профессиональной деятельности – это уже не просто прихоть работодателя, а тот уровень знаний и навыков, который необходим каждому из работников сферы муниципальной и государственной службы.

Отмечалось, что необходимость формирования цифровых компетенций порождает современное законодательство, которое всё больше включает в себя новые нормы о применении цифровых технологий. Был приведён пример серьёзного изменения главы Трудового кодекса, посвящённой дистанционной работе, а также законопроект, устанавливающий возможность оформления трудовых отношений в цифровом формате. Спикер согласился с предыдущими докладчиками о том, что серьёзным вопросом сегодня является защита персональных данных, и важно, чтобы специалист на практике понимал механизм защиты персональных данных.

Евгений Павлович поделился опытом практической подготовки студентов в сфере муниципальной службы и отметил, что студенты приходят на практику с достаточным уровнем подготовки для начала работы с автоматизированными системами.

Размышляя над вопросом, какие цифровые компетенции нужны юристу, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ, к.ю.н., Артур Николаевич Мочалов главным навыком выделил навык работы с цифровой информацией, связанный с цифровой гигиеной. Артур Николаевич отметил, что студенты не всегда могут определить, насколько информация является релевантной, достоверной, в том числе из-за возросшей скорости обработки информации, доступности информации, которые во многом нивелировали ее ценность.

Среди специальных навыков были выделены: навыки, касающиеся использования цифровых технологий (то есть их утилитарное применение для решения самого широкого круга практических юридических задач), а также навыки правильного применения соответствующего правового регулирования, в условиях, когда законодательное регулирование серьёзно отстаёт от темпов технологического развития.

Кроме того, спикер отметил возрастание роли участия юристов в разработке цифровых платформ, различных систем электронного документооборота, где важно умение применять так называемое процессное мышление, чтобы грамотно объяснить разработчикам программного обеспечения, например, какие документы на каких этапах должны появляться, какие условия должны этому предшествовать, чтобы в дальнейшем разработчики могли использовать эти алгоритмы для написания программного обеспечения.

Подводя итоги круглого стола, Марат Сабирьянович Саликов поблагодарил всех участников и спикеров и выразил надежду на то, что состоявшийся диалог даст повод по-новому взглянуть на возможности высшего образования и, в частности, реализовать трансформацию юридического образования с учётом актуальных потребностей рынка в условиях цифровой экономики.

УрГЮУ

УрГЮУ

УрГЮУ запись закреплена

🖥

Современный уровень развития информационных технологий, ориентир государства на переход к цифровой экономике требуют подготовленности от выпускников высшей школы к осуществлению профессиональной деятельности с использованием различного рода информационных систем и технологий. Обеспечение возможности студенту получить необходимый комплект компетенций представляется гарантией права на образование.

❗

Информация о доступе к мероприятию будет предоставлена участникам по электронным адресам, указанным при регистрации.

📧

За дополнительной информацией обращайтесь по адресу: n.kolobaeva@uslu.su

Деятельность : Участие в мероприятиях или организация мероприятий (событий) › Участие в конференции, заседании рабочей группы, .

Описание

Современный уровень развития информационных технологий, ориентир государства на переход к цифровой экономике требуют подготовленности от выпускников высшей школы к осуществлению профессиональной деятельности с использованием различного рода информационных систем и технологий. Требования, предъявляемые рынком к выпускникам, становятся требованиями к содержанию и методике образовательного процесса, что ставит многие новые задачи перед высшим образованием. Обеспечение возможности студенту получить необходимый комплект компетенций рассматривается как гарантия права на образование.
Период 19 ноя 2021
Тип мероприятияиное
Степень признанияНациональная

Связанный контент

Проекты

Рекомендации по нормативному регулированию цифровизации в сфере образования: 2021 г. этап 2

Проект : исполнение гранта/договора › исполнение этапа гранта/договора

Влияние цифровизации высшего образования на связанные с ним экономические процессы в современном российском обществе: 2021 г. этап 3

Проект : исполнение гранта/договора › исполнение этапа гранта/договора

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставлять и расширять наши услуги, а также подбирать контент. Продолжая, вы соглашаетесь на использование файлов cookie

Читайте также: