Кросс дисциплинарные педагогические школы

Обновлено: 04.07.2024


1 чел. помогло.

Приложение 17

Тезаурус по научно-исследовательской деятельности

с использованием дисциплинарного подхода


  • Научная дисциплина (от лат. disciplina - учение), базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания, сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Представление о н.д. используется как максимальная аналитическая единица исследования науки в работах по науковедению, истории, философии, социологии, экономике науки и научно-технического прогресса.

  • ^ Дисциплинарная форма организации науки – форма организации научного знания по научным дисциплинам с характерными для каждой из них базовыми допущениями, гипотезами и расширительными интерпретациями сведений о реальности и ее организации.

  • ^ Дисциплинарный подход в педагогике - теоретическое основание для более конкретных методологических предписаний, руководящее общей стратегией исследования педагогики, которое на основе социологических и гносеологических характеристик дисциплины определяет понимание логики и этапов изучения ее развития, регламентирует выбор методов исследования, отбор и интерпретацию фактологического материала, закладывает параметры оценки этапов развития изучаемых педагогических дисциплин.

  • ^ Дисциплинарный принцип - принцип построения организации знания и системы подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности (к примеру, медицина, инженерное дело, искусство), вынужденных в процессе передачи опыта новым поколениям специалистов оперировать с обработкой и трансляцией больших массивов знания.

  • ^ Дисциплинарная организация науки - канал, который обеспечивает социализацию достигнутых в исследованиях результатов, превращение их в культурные и научные образцы, в соответствии с которыми составляются учебники, излагается и передается знание в системе образования

  • ^ Дисциплинарная организация педагогики - внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей педагогики (ее разделов, отраслей, дочерних дисциплин), обусловленные ее строением.

  • ^ Стратегии поддержания дисциплинарного статуса педагогики - совокупность длительных и вариативных, тщательно планируемых и сознательно выбираемых на основе анализа различных альтернатив, признанных всеми членами дисциплинарного педагогического сообщества мер, связанных с отбором, восприятием и оценкой признаков дисциплины, направленных на приобретение или сохранение положения педагогической дисциплины среди других научных дисциплин.

  • ^ Структура дисциплины - организационное строение дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, отношений в сообществе, подготовка научной смены, взаимоотношение с другими институтами и пр.),

  • ^ Научное сообщество дисциплины (дисциплинарное сообщество) Это сообщество объединяет подчас тысячи профессионалов, работающих в разных точках земного шара в разных странах, социально-культурных системах и различном непосредственном организационном окружении (университетские кафедры, академические или федеральные лаборатории и службы, экспедиции и т.п.).

  • ^ Дисциплинарное знание - может быть сформулировано в виде некоторого компендиума, по своему объему доступного для усвоения одному человеку, причем полнота этого усвоения такова, что позволяет новичку достаточно быстро стать полноценным участником исследований. Идеи представления знаний базируются на понимании науки как постоянно развивающейся системы знания, в которой специальным образом закрепляются формы человеческого опыта. Принадлежность каждого содержательного фрагмента этой системы к научному знанию определяется его связями с системой в целом, благодаря которым он может быть опознан, развернут и интерпретирован как фрагмент знания той или иной научной дисциплины.

  • ^ Актуальное знание дисциплины - дисциплинарное знание, находящееся в данный момент в обработке на переднем крае дисциплины

  • Организация дисциплинарного знания - методологическая и логическая работа по организации дисциплинарного знания, его актуализации, превращения в набор инструментов для проведения нового исследования. Это требует тех или иных изменений системы знания: ее наращивания, уточнения, а иногда и довольно существенной структурной перестройки. В любом случае ее организация подвергается специальному исследованию. Целью методологической работы при этом выступает уточнение представлений о строении дисциплинарного знания и месте научной дисциплины в системе наук, особенно в связи с интенсивными процессами дифференциации и интеграции науки.

  • ^ Предметная конструкция дисциплины включает следующие главные компоненты:

- исследовательские средства (методы наблюдения и эксперимента, математические и физические модели и т.д);

- набор теорий разной степени общности, разработанных в различных дисциплинах;


- языковые средства, с помощью которых строятся и модифицируются теоретические описания;

Приложение 18

Определение объекта и предмета педагогики

Педагогика: Педагогические теории, системы технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 2001. - С. 11.


  1. «Объектом педагогики как науки является воспитательно-образовательный процесс.

В монографии систематизированы теоретические представления о дисциплине и на этой основе разработан дисциплинарный подход к анализу структуры педагогики; представлена проблематика и методология науковедческих исследований в области педагогической науки; обоснована структура педагогики. Раскрыт механизм развития конкретных педагогических дисциплин и представлена периодизация их развития. Книга может быть полезна исследователям развития педагогических дисциплин, всем, кто интересуется педагогическим науковедением, а также преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

image



Ключевые выводы:

1. Для таких стран, как Казахстан или Россия, экспорт образовательной системы общеобразовательных школ практически невозможен и нерелевантен на национальном уровне, хотя возможна реаппликация отдельных программ и элементов в рамках как государственных, так и частных инициатив.

Про Финляндию, которая не Казахстан. Да и не Россия.

Начинайте с географии и демографии. Говоря о том, насколько переносим опыт чего бы то ни было – один из первых вопросов, который стоит себе задать – а чем отличаются страны, города, люди – те, чей опыт мы берем и те, кто его использует. Специфика Финляндии, как страны, весьма примечательна:

— Маленькое население. Всего в стране 5.5 миллионов человек, причем живут они концентированно на юге, на очень небольшой территории.
— Крайне гомогенное население. 89% населения – это этнические финны, 5.5% — шведы. Проблемы с различными религиозными течениями и верованиями тоже по сути нет.
— Незначительная разница в доходах населения.
— По статистике 2008 года, 1/3 школ – меньше чем на 50 учеников; всего 4% — это школы на 500 и более.

А теперь сравните это со средним количеством в 336 учеников на школу в Казахстане, разнообразным по этническому составу населением, которое значительно разнится в зависимости от области и существенно отличается по уровню дохода.

Вполне резонно предположить, что уже это одно ограничивает возможность полного переноса финской системы в наши реалии, хотя и не говорит о том, что нельзя использовать отдельные ее элементы в изоляции, встраивая в национальные планы.

Из 1980-1990-ых годов, по большей части. Основные изменения, привнесенные в тот момент:

Результатом этого периода стало лидерство Финляндии в рейтинге PISA – сначала в 2000, потом 2003, 2006 и позиции в топ 5 в другие периоды. В 2013 году в Business Insider появилась другая статья. Про то, что сейчас Финляндия – только 12-ая в списке. И про то, что с этим делать.

Сложности финских школ

image

Если кратко, основными сложностями текущей системы являются:

— Низкий интерес к науке у школьников. 65% учеников показали плохие результаты по этому направлению. 2/3 из них – мальчики.
— Большая разница в успехах мальчиков и девочек. Девочки, в целом, показывают значительно лучшие результаты (примечание автора: долго пыталась понять – почему и чем грозит – но не поняла.
— Минимальная в абсолютах, но растущая, относительно прошлых лет, разница между школами.
— Отсутствие мотивации у успевающих детей. В Финляндии – своя уравниловка и большой фокус на то, чтобы никто не остался позади. К сожалению, это приводит к тому, что талантливым ребятам в школе может быть очень и очень скучно.

Свежие реформы. Совсем свежие.

Что в них сохраняется:

— равный доступ к образованию для всех
— значительный фокус на обучение педагогов
— ответственность и свобода на уровне отдельных школ и районов

image

Что меняется:

Вместо послесловия:

Финская система, однозначно входит в топ и я ни в коей степени не хочу преуменьшать ее значимость, однако, пытаясь переложить ее на местные реалии – всегда стоит задавать себе 2 вопроса:

1. А на сколько эти вещи релевантны в моей среде?
2. А те ли это вещи, которые вывели Финляндию в лидеры?

Существование любого общества невозможно без принятия его членами ценностей и норм, обусловленных конкретными сложившимися историческими и социальными условиями. В данный момент развития общества актуальным становится не принятие индивидами доктрины идеологии страны, а отражение в личностном развитии ценностей той культуры к которой принадлежит индивид. Это понимание наиболее точно подтверждается практикой общественной жизни, историей человеческой цивилизации, накопленным социальным опытом множества поколений.

О социокультурном развитии воспитанников дошкольной образовательной организации в последнее время говорится много как на научном, так и на нормативном уровне. Так, нормативный документ, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве приоритетов системы дошкольного образования определяет приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей[6]. Педагогическая наука (Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, М.С.Каган, В.А.Конев, Н.Б.Крылова, Д.С.Лихачев, В.А. Сластенин и др.) определяет социокультурное развитие, как процесс воспитания социально-значимых личностных качеств: инициативы, самостоятельности, ответственности в принятии решений, гражданской ответственности, гуманности, духовности, в ходе которого происходит приобретение знаний о социальных нормах и культурных ценностях, это взгляд на культуру, как на определяющий фактор развития человека и общества на основе местного, хорошо знакомого: местных обычаев, традиций, национальной культуры того региона и того общества в котором живёт ребёнок. Образование, на основе социокультурного развития, учитывает территориально – географические, культурные, этнорегиональные особенности, местный опыт.

В педагогике кросс - культурное знание возникло как междисциплинарное направление исследований культурной социализации индивида, связанной с воспитанием, развитием личности ребёнка.

Занимаясь в центрах активности, дети учатся бесконфликтному взаимодействую со сверстниками, развивают навыки самоконтроля, самоанализа, т.к. после работы в центрах необходимо проанализировать и презентовать полученные результаты другим детям.

1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности. М.: Вопросы образования, № 1, 2008.

2. Берри, Д. Пуртинга А. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Пер с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.

3. Вербицкий, А.А. Жукова Н.В. Кросс - культурные контексты образования. Вестник МГУ. Серия Антропология человека. Выпуск 531, 2007.

4. Гусева, Н.И. Теоретические и методологические основы кросс – культурных исследований. Известия Иркутской государственной экономической академии. Выпуск № 3-4, 2003.

5. Колосовская, Т.А. Теоретико – педагогические аспекты кросс культурного образования. Шадринск: ШПУ, 2007.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Читайте также: