Кривцова с в проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова: смысл жизни ценностные ориентации стресс психологическая защита школы психологические исследования смысл жизни ценностные ориентации стресс психологическая защита школы психологические исследования

Язык: русский

ISBN: 0042-8841

Кривцова, Светлана Васильевна. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа / С. В. Кривцова // Вопросы психологии : научный журнал. - 2012. - № 1. - С. 13-24. - Библиогр.: 18 назв. - Из содерж.: Возникновение проблемы смысла в школьной проблематике ; Предпосылки обострения проблем смысла сегодня - потеря непосредственного переживания ценностей жизни ; Копинговые реакции в ситуации потери смысла: классификация ; Структурные компоненты смысла и их обеспечение в образовании ; Первая предпосылка обнаружения смысла - ориентирование в контекстах ; Вторая предпосылка для обнаружения смысла - поле ценностей ; Третья предпосылка обнаружения смысла - ориентирование на ценность в будущем.

  1. Возникновение проблемы смысла в школьной проблематике
  2. Предпосылки обострения проблем смысла сегодня - потеря непосредственного переживания ценностей жизни
  3. Копинговые реакции в ситуации потери смысла: классификация
  4. Структурные компоненты смысла и их обеспечение в образовании
  5. Первая предпосылка обнаружения смысла - ориентирование в контекстах
  6. Вторая предпосылка для обнаружения смысла - поле ценностей
  7. Третья предпосылка обнаружения смысла - ориентирование на ценность в будущем

Проблемы поиска смысла существования и ценностных ориентаций и задачи современной школы. С опорой на учение В. Франкла о смысле.

Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа статья

Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science



Информация о цитировании статьи получена из Scopus, Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 28 июня 2016 г.

В 1999 году в Вене на Втором всемирном конгрессе по психотерапии обнаружился большой интерес к России со стороны европейской психотерапевтической общественности. На специальной встрече с русскими главы институтов разных направлений объявили о своей готовности начать у нас образовательные проекты по европейским стандартам. В этом же году некоторые из проектов действительно начались, в том числе проект GLE (Общества логотерапии и экзистенциального анализа), который шел не под эгидой Европейской психотерапевтической ассоциации, а самостоятельно. Для начала в июне 1999 г. Альфрид Лэнгле провел вводную двухдневную встречу с группой психотерапевтов и психологов…

// // Народное образование. - 2014. - Т. 1478, № 4. - С. 220-228.

Жанр терапевтических историй сегодня становится популярным. Начиная с "Лечения от любви" И. Ялома, он вошел в тематику современной литературы, скорее художественной, чем специальной научной. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой сборник статей экзистенциальных аналитиков школы австрийского психотерапевта профессора Альфрида Лэнгле. По замыслу это прежде всего учебное психотерапевтическое издание "для своих". Статьи имеют одну и ту же структуру, которая выдержана в логике представления терапевтического "случая" на интервизию или супервизию, и включают в себя фрагменты теории экзистенциального анализа, имеющие отношение к работе с пациентом. Но при всей своей "специальности" перед нами все-таки увлекающее чтение.

// С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сб. статей. сборник М.: Генезис , 2009 - 279 стр. Авторы: Кривцова С.В. , Баранников А.С. , Барышникова Е.Г. , Гёрц Астрид , Дрекслер Хелене , Ефимова И.Н. , Лэнгле Сильвия , Марод

Является ли ребенок уже личностью, заслуживающей уважения в своих личностных проявлениях? Каковы эти проявления? Как их можно разглядеть в поведении ребенка? Актуальность всех этих вопросов для детской психотерапии, для системы образования и семейного воспитания не вызывает сомнений. И начинать нужно с вопросов: что можно считать хорошим результатом воспитания? Куда развивать детскую личность - к себе или к заданной извне норме? Или в обоих направлениях, но как тогда это совместить?

// "Школьный психолог" № 47/2004

Дается краткий экскурс в проблемы современного поколения молодых людей, описанных З.Бауманом как текучее поколение (liquid generation), и вводится понятие внутренней прочности / определенности в качестве условия, позволяющего принять вызовы внешней неопределенности. Структура внутренней прочности рассматривается с точки зрения экзистенциально-аналитической концепции четырех фундаментальных мотиваций А.Лэнгле. Далее дается описание развития внутренней определенности в онтогенезе, для чего вводится понятие самости, рассматриваются условия укрепления внутреннего полюса личности, формирование системы установок в отношении мира (доверие к опорам) как экзистенциальная тема первого семилетия жизни, жизни (фундаментальная ценность) как тема второго семилетия, себя самого (самоценность) и инаковости во Встрече с другим, что является темой третьего семилетия. В завершение анализируются характеристики Встречи взрослого с ребенком - этого важнейшего условия для укрепления внутреннего полюса личности и становления внутренней прочности, устойчивости перед лицом неопределенности. Ключевые слова: внутренняя прочность, самость, ключевое переживание, развитие самости в онтогенезе, фундаментальные экзистенциальные мотивации, экзистенциальный анализ, внешний полюс личности, внутренний полюс личности, основные экзистенциальные темы возраста, дополнительные экзистенциальные темы возраста

// Психологические исследования 2015 Том 8 No. 40

В данной статье мы попытались увидеть антропологические и методологические основания для развития современной психологии ребенка. Очевидно, что этот подход позволяет по-новому увидеть и понять как известные феномены детского развития, так и ранее полученные экспериментальные факты.

С опорой на учение В. Франкла о смысле и на развитие этого учения в современном экзистенциальном анализе А. Лэнгле рассматриваются наиболее острые проблемы современной школы. Дается обзор проблемы смысла с момента ее появления в европейском образовании начала ХХ в. Показаны затруднения в переживании смысла, специфические для поколения современных молодых людей. Представлена классификация защитных (копинговых) реакций личности в ситуации бессмысленности, как они понимаются в современном экзистенциальном анализе А. Лэнгле. Применяемый им феноменологический метод позволяет обнаружить структуру смысла и на основании выделенных компонентов сформулировать три предпосылки обнаружения человеком смысла его экзистенциальной ситуации: 1) ориентирование в структуре взаимосвязей, 2) ориентирование в поле ценностей, 3) соотнесение с ценностью в будущем. Предпосылки процесса обнаружения смысла автор применил к анализу актуальных задач, стоящих перед школьной администрацией, педагогами и школьными психологами. Ключевые слова: кризис смысла, практическая психология образования, копинговые реакции (психологические защиты) в ситуации бессмысленности, поиск смысла в ситуации, предпосылки обнаружения смысла.

// Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 13-24.

в статье даётся описание логики феноменологического метода исследования и его приложения к проблемам психологии личности. представлена краткая история метода в работах э.гуссерля и его развитие в трудах других философов. идеи и положения феноменологии оказали воздействие на психологию личности, позволив сделать духовные переживания человека предметом научного исследования. в результате появилась концепция person, кратко представленная в данной статье. ключевые слова: феноменология, пси- хология личности, концепция person, метод узрения сущностного, экзистенциальный способ мышления, логотерапия, экзистенциальный анализ, этический релятивизм, самотрансцендетность.

// //Вестник Московского государственного областного университета // Психологические науки. - 2010. - № 4. - С. 7-15.

В 60е гг. в Голландии появилось педагогическое направление, ин спирированное феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциальной фило софией. В статье описываются принципы и основные идеи феномено логической психологии и педагогики, основной темой которых является понимание субъективного мира детской души и описание переживаний ребенка. Идеи феноменологической педагогики оказали большое влия ние на образование в европейских странах и не потеряли актуальности и сегодня. Ключевые слова: феноменологический метод, переживание, детство, довербальный опыт, понимание, принцип этической предвзятости.

// Педагогическое образование. - 2014. - Т. 68, № 4. - С. 111-126.

Представлен взгляд экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии на фе- номенологию. Описываются специфика феноменологического восприятия, типичные ошибки и заблуждения на пути "в глубину", к сути явления. Автор делает попытку феноме- нологически взглянуть на то, как из субъективного впечатления формируется понимание воспринятого. Экзистенциальный анализ считает феноменологический метод основным методом терапии и делает акцент не столько на тщательном описании реальности, сколь- ко на способности воспринять то, что затронуло человека, и сохранять установку лично- стной открытости (Person). Ключевые слова: феноменологическая традиция, переживание, Person, экзистенция, феноменологический метод, эпохе, самопознание.

// Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10, № 3. - С. 11-22.

// Из: ЭКЗИСТЕНЦиальный АНАЛИЗ. №1. Бюллетень, 2009 Москва, 141-170

В последние годы среди отечественных психологов приобретает известность теория личности австрийского психотерапевта и психолога профессора Альфрида Лэнгле. В рамках своей теории он дает понимание динамики развития здоровой личности взрослого человека, описывает антропологическую сущность нарциссизма, раскрывает суть сложнейшего для современной психологии личности понятия аутентичности. Концепция А. Лэнгле вступает в особый диалог с концепциями отечественных психологов. В ней нет идеализации, но нет и упрощения, редукции души до какой-либо абстракции вроде "субъекта деятельности" или "совокупности всех общественных отношений". Тексты А. Лэнгле вызывают щемящее чувство, словно ты давно, всегда это знал, и только теперь вернулся к этому родному и близкому, но почему-то забытому. Теория А. Лэнгле как будто вышла из русской литературы, из Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Кто из нас не помнит нравственных исканий князя Андрея и Пьера? Кто, оборачиваясь теперь на свою жизнь в эпоху перемен, не согласится с тем, что Алеша Карамазов сказал о брате Иване: "Душа его бурная. Ум его в плену. В нем мысль великая, неразрешимая. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить". Теперь, когда каждый из нас не по книгам может знакомиться с нравами и особенностями сознания других наций, ясно понимаешь - это о нас, о русских. Или вот другой важнейший вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?" При чтении научных статей А. Лэнгле, написанных психотерапевтом, мы с удивлением обнаруживаем, что этому раскольниковскому вопросу посвящена вся теория самоценности, являющаяся одной из важных частей экзистенциально- аналитического учения о личности.

Кривцова С.В.,канд.психол. наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ
Рассматриваются наиболее острые проблемы современной школы, с опорой на учение В.Франкла о смысле и его развитии в современном экзистенциальном анализе А.Лэнгле. Дается обзор проблемы смысла с момента появления в европейском образовании начала ХХ века, показаны специфические затруднения переживания смысла для поколения современных молодых людей. Представлена классификация защитных (копинговых) реакций личности в ситуации бессмысленности, как они понимаются в современном экзистенциальном анализе А.Лэнгле, развивающем учение В.Франкла. Применяемый в экзистенциальном анализе феноменологический метод позволяет обнаружить структуру смысла и на основании выделенных компонентов сформулировать три предпосылки обнаружения человеком смысла его экзистенциальной ситуации: 1) ориенирование в структуре взаимосвязей, 2) ориентирование в поле ценностей, 3) соотнесение с ценностью в будущем. Предпосылки процесса обнаружения смысла автор применил к анализу актуальных задач, стоящих перед школьной администрацией, педагогами и школьными психологами.
Ключевые слова: кризис смысла, практическая психология образования, копинговые реакции (психологические защиты) в ситуации бессмысленности, структура процесса поиска смысла в ситуации, предпосылки обнаружения смысла.
Возникновение проблемы смысла в школьной проблематике
Виктор Франкл обратил внимание на переживание смысла как важнейшее условие полноценного существования человека в далекие 20-е гг. прошлого века, когда психология понималась в Европе исключительно в психоаналитическом ключе, редуцируя человека до его психодинамического измерения. Однако даже с точки зрения психоанализа то, что происходило в системе образования Австро-Венгерской империи в то время, было ненормальным. В 1900 г. правительство сделало образование обязательным для всех детей до 12 лет – развивающейся промышленности нужны были грамотные рабочие. Однако вопросами воспитания школы не занимались, поэтому к 1910 г. у большинства учеников имелись отклонения в поведении и эмоциональном состоянии.

Утилитаризм и дефицит ориентиров из-за отсутствия внутренней религиозности по-прежнему являются одними из главных составляющих кризиса, однако сегодня к ним добавились специфические феномены сегодняшнего времени, еще более обострившие вопрос о смысле.

Предпосылка обострения проблем смысла сегодня - потеря непосредственного переживания ценности жизни.

Если к этим новым факторам риска добавить тенденции утилитаризма ценностей и использующего отношения к себе и другим, а также нарциссические тенденции современного общества потребления и установку на жизнь как легкую забаву, мощно продвигаемые масс-медиа, мы получим объективно неблагоприятную для адекватно понимаемого смысла жизни ситуацию. Острота ее особенно ощутима в пространстве современной российской школы, программы и управление которой не учитывают вышеописанных тенденций.
Понимание жестокости и вандализма: копинговые реакции в ситуации потери смысла
Школа во все времена имела дело с эмоциями, и поскольку как институт она создана для воспитания пока еще не зрелых личностей, она всегда занималась также и негативными переживаниями. Именно с незрелыми формами самоутверждения связаны высокомерный гнев, обесценивание, негодование, ревность, зависть, которые создают проблемы только там, где учитель не умеет конструктивно их решать. Мы знаем и о таких видах агрессии, как ярость, негодование, справедливый гнев, сопровождающие защиту ценностей, отстаивание собственной позиции. Однако сегодня в школе все чаще к этим видам агрессии добавляются специфическая всеразрушающая агрессия, создающая хаос и смятение (вандализм, телефонные угрозы террористических актов), а также циничная жестокость (буллинг), и возрастная планка этих проявлений угрожающе снижается. Чувства учителей, родителей и детей – свидетелей этой агрессии – мечутся от ярости к беспомощности.

Aгрессия. В ситуации потери смысла проявляется специфическая агрессия ради забавы. Она выбирается как привлекательное занятие, вносящее разнообразие в жизнь, и не преследующее иной цели кроме веселого времяпрепровождения. В ситуации отсутствия какого-либо жизненного содержания напряжение воспринимается как невыносимое и угрожающее, отсюда – разрядка через вандализм, провокации, способствующие возникновению замешательства, хаоса. Радость от разрушения ценностей, сознательное и злонамеренное разрушение структур, чтобы „доказать и показать, как это все бессмысленно“. Цинизм является агрессивной формой реагирования на бессмысленную ситуацию, сарказм – особо сильной агрессией под видом юмора.

Рефлекс мнимой смерти. Защищаясь от очень тяжелых и длительных ситуаций бессмысленности, человек становится пассивным и равнодушным. В состоянии апатии его больше ничего не трогает, он не проявляет интереса и инициативы, внутренне ни в чем не участвует и переживает пустоту собственного существования. Для защиты выбираются тяжёлые формы одурманивания (алкоголь, наркотики).

В конце концов, если отказывают защитные механизмы, возникает отчаяние и болезненная зависимость (наркомания, алкоголизм, другие виды аддиктивного поведения).

Можно, конечно, говорить о том, что школа отражает особенности времени, в котором она существует, о негативных тенденциях информационной, потребительской эпохи. Однако понятно, что только школа и может противостоять разрушающим смысл тенденциям. Вопрос лишь в том, как психологическая наука может помочь ей в этом. Поэтому далее мы сделаем попытку проанализировать саму структуру смысла, и затем применить ее к организации школьной жизни.

Структурные компоненты смысла и их обеспечение в образовании

Первая предпосылка обнаружения смысла - ориентирование в контекстах

Школа – одна из самых консервативных систем, сегодня, в условиях реформирования, теряет опоры, что и дает естественное в таких случаях чувство неуверенности, нестабильности, растерянность и тревогу. Даже не касаясь процессов управления на макроуровне, мы можем привести множество примеров, в которых прояснение исходных условий может решить кажущиеся неразрешимыми проблемы. Исследование, выполненное нами в 2008 г. в рамках Федеральной целевой программы развития образования, было посвящено кризисам перехода из одной образовательной среды в другую. Детальное изучение вопроса, показало, в частности, что большая часть признаков таких кризисов перехода исчезает, если дети получают удовлетворительное ориентирование в ситуации – новых правилах, новых требованиях, новых возможностях. Характерные для кризиса возрастание тревожности, ухудшение поведения, жалобы родителей, рост числа заболевших детей и снижение успеваемости и т.д. исчезают в тех образовательных учреждениях, где смена среды обучения понимается как ситуация, требующая от образовательного учреждения отчетливого предъявления новых правил и требований ко всем ее участникам.

Эта задача не является для школы непривычной: мудрый учитель всегда уделит время этому вопросу. Новыми, пожалуй, будут два следующих тезиса:

1) Эффективность разрешения кризиса зависит от того, на каком уровне управления поставлена задача ориентирования: делает ли эту работу по собственной инициативе один учитель или это правило и ценность школы. Доверие к образовательному учреждении зависит от того, уверен ли я, что правила действуют не только в моем классе, но и в коридоре.

2) Школа должна не только изменять правила в ответ на изменения условий существования (ЕГЭ, новые ФГОСы, новый учитель и т.д.), но и уделять время прояснению недоразумений, ожиданий, установок тех, кого эти правила касаются, иными словами, уделять время процессу понимания правил теми, кому по ним предстоит жить. То, что понимание не происходит само по себе, а является работой, построенной на конструктивном диалоге, наше образование только начинает осознавать. Будь то переход из детского сада в школу, или поступление на первый курс института или техникума, требуется, чтобы специально подготовленный представитель образовательного учреждения помог учащимся и их родителям прояснить их ожидания, надежды, представления и согласовать их с реальностью. Такой диалог еще не гарантия найденного смысла, но он внесет ясность в то, как на самом деле обстоят дела и поможет принять окончательное решение. Кризисы перехода из одной образовательной среды в другую – это не возрастные, а управленческие кризисы [2].

Ориентирование в правилах школы – задача ее педколлектива и руководства, ориентирование в предмете и школьных программах – задача современной дидактики, да и программы по развитию социального и эмоционального интеллекта должны не только развивать сами навыки распознавания и контроля чувств, но и ориентировать в специфических ситуациях человеческой жизни. Процесс обнаружения смысла глубоко индивидуален, он требует индивидуального подхода, о котором много говорится в современном российском образовании, и в рамках которого многое делается в образовании развитых стран мира. Финская система образования использует пять типов индивидуальных планов для учеников в зависимости от того, сколько разъяснений им необходимо. Чем менее успешен и более растерян в школьной реальности ученик, тем более твердое ведение нужно ему со стороны педагога и куратора. Например, существует наглядный план, из которого ребенок может увидеть, что после освоения им конкретного раздела курса, он сможет перейти к другому, и тогда останется освоить только это и это, чтобы достигнуть квалификационных баллов. Это позволяет поместить актуальную ситуацию в более широкий контекст, увидеть место сегодняшнего урока в системе, соотнести частное с общим. В практике школьного психолога, с кем бы он ни имел дела, с учителем, директором, учеником или родителем, первые вопросы всегда связаны с ориентированием: что случилось? каково, с вашей точки зрения, положение дел? как вам кажется, что по сути произошло? что это было? И т.д. плоть до вопроса: чего вы не можете понять?

Вторая предпосылка для обнаружения смысла - поле ценностей

Эмоции не сопровождают когниции, а опережают их. Фактически сегодняшняя нейрофизиология развивает известное со времен Л.С. Выготского и З. Фрейда положение о единстве аффекта и интеллекта, экспериментально показывая, что от эмоционального настроя личности зависит предпочтение того или иного содержания [14]. Доступ к корковым отделам мозга напрямую зависит от состояния лимбической системы: радость и спокойная уверенность способствуют интересу, страх и обида блокируют развитие новых нейронных связей. Эти данные современной нейрофизиологии, по сути, подтверждают то, что давно известно любому хорошему педагогу, однако, теперь из них следует важный вывод: учителя должны научиться создавать этот способствующий эмоциональному резонансу настрой у своих учеников. Сегодня это, пожалуй, самая важная из профессиональных компетенций учителя. Педагогика и психология в европейских странах позиционирует себя сегодня как ценностное образование и как социально-эмоциональное образование (social-emotional education - SEE) [16].

Современная российская школа сегодня наверстывает упущенное за годы работы без ценностей: введен курс религиоведения, поддерживаются инициативы духовно-нравственного воспитания, обязательным стало воспитание гражданской идентичности, об этом ведутся общественные дискуссии. Однако все эти усилия сосредоточены только на одном подходе, он описывается в практике воспитания как материальный.

В воспитательных системах сложилось два традиционных подхода к ценностному ориентированию. Первый – передача, трансляция ценностей как напрямую, через называние и указание на примерах, так и в совместной деятельности, способствующей развитию у школьников желаемых качеств личности и привычек, и препятствующих развитию нежелательных. Второй подход состоит в развитии способности к прояснению (оцениванию) ценностей ( formale Bewertungs-Erziehung). Во втором подходе ограничиваются лишь прояснением ценностей, т.е. доведением до сознания и рефлексией индивидуальных ценностных оснований действия, принципов и концепций. При этом речь идет не о передаче ценностей, а о развитии способности субъекта к принятию решений. Первый подход меняет ценностно-смысловую структуру личности, второй затрагивает только формальные, инструментальные качества личности: ясность моральной оценки, способность к вынесению моральных суждений. В таком виде он совместим с любыми ценностными представлениями, и воспитание направлено на достижение ясности индивидуальных ценностных убеждений и таких качеств ценностных суждений, как обоснованность, непротиворечивость, обобщенность. Основанные на этом подходе программы являются принципиально нейтральными в содержательном отношении. Здесь не имеет значения, какие именно ценностные убеждения (только позитивные или также спорные) становятся для субъекта более ясными и с каких позиций производится их оценивание [17].

Мы видим, что именно ценности в логотерапии являются субстанцией, несущей смыслы: только то, что имеет ценность, может иметь смысл. Мы помним уже давно ставшие классическими франкловские три дороги к смыслу. В. Франкл перенял учение о ценностях у М.Шелера и развил его, выведя три категории ценностей, в плоскости которых может быть обнаружен смысл: 1) рецептивные ценности, или ценности переживания, 2) продуктивные ценности, или ценности созидания, творческие ценности, 3) ценности установок в отношении судьбоносных страданий.

2. Творческие ценности. Смысл может быть найден в том, что нечто ценное создаётся для мира, создаётся мной, нечто, чем я могу сказать: это хорошо, это важно в моих глазах и/или в глазах другого человека. Человек отдает в мир часть своей неповторимой индивидуальности, воплощенной в продукте. В этом он переживает творческое начало, ощущая себя поистине Создателем, Творецом. Человек делает нечто, для того, чтобы, благодаря ему мир стал лучше. Масштаб дела для переживания смысла не имеет значения, важнее соответствие сделанного собственной сути и ситуации: не важно, идет ли речь о создании Сикстинской капеллы или песочного кулича для малыша.


2 Пардокс состоит в том, что, несмотря на кажущуюся активность и включенность в деятельность, человек не обретает опыта обнаружения смысла, не проживает смысла.


3 Заметим, что человек находит смысл с помощью не логики рассудка, а интуитивного чутья, поэтому в большинстве случаев поиски смысла выходят на уровень сознания в переломные моменты биографии, в связи с проблемами или утратами. В исследовании Л.Тутч у ста опрошенных пациентов, находящихся на психотерапевтическом лечении, вопрос о смысле вставал и встает постоянно. В этой выборке все знали, что такое страдание в связи с бессмысленностью. В целом, в выборке из 200 человек 96 % респондентов ответили, что вопрос о смысле им знаком, или же они часто его себе задают [18].


4 Децентрация – интеллектуальная способность увидеть ситуацию с точки зрения других ее участников, по данным Ж. Пиаже, развивается с 4-5 лет. Однако на протяжении всей жизни человек то и дело встречается с невозможностью встать на позиции другого в тех или иных вопросах. В целом способность к децентрации по все более широкому кругу вопросов – это признак личностной зрелости.


5 В образовании стран Европы и Северной Америки аналогом является социально-эмоциональное образование (social-emotional education- SEE). Это направление организовалось под эгидой ЮНЕСКО и поддерживается сегодня ведущими экономическими державами Евросоюза, Великобританией и США [16].

bill11.jpg


ТЕОРИЯ
Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии.
Кольбэ. К. Смысл и счастье. Влияние смысла на переживание полноты жизни.
Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла — вклад в психотерапию.

МЕТОДОЛОГИЯ
Лэнгле А. Воспринимать то, что трогает. Феноменология в практике экзистенциального анализа.
Баранников А.С., Баранникова Д.А. Современный экзистенциальный анализ как существенное дополнение к теории и практике воспитания.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Шумский В.Б. Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ.

ГЛОССАРИЙ
Публикации А. Лэнгле на русском языке
Сведения об авторах и членах редакционного совета

Приветственное слово в адрес русского журнала

Как психотерапевтическое направление экзистенциальный анализ живет и развивается благодаря диалогу. Без обмена, без дискуссии, без постоянного переосмысления и проблематизации полученных знаний экзистенциальный анализ был бы чем-то допотопным. Тогда это выглядело бы просто как повторение одного и того же содержания, которое мертвеет на глазах и более не проникает в сердца нового поколения. Только в диалоге вновь и вновь раскрываются новые грани, отражаются различия в опыте, смена времен и поколений, связанных с этим потребностей, новое понимание жизни и тех требований, которые она предъявляет.

Ранее мы могли только мечтать о подобном оживлении экзистенциального анализа в русской культуре и в русской языковой среде, чтобы тем самым предложить все растущему числу экзистенциальных аналитиков эту объединяющую платформу, способствующую их развитию.

И вот теперь это произошло!

Учитывая, что нашей московской группой был накоплен обширный теоретический и практический опыт, мы ждем от нее увлекательных статей, которые углубили бы теорию и рассказали о том, как она воплощается в практику. При этом речь также будет идти о дальнейшем развитии и об адаптации метода и теории к русской культуре с присущими ей социальными, экономическими и психологическими вызовами. Мне также очень интересно будет увидеть, насколько подтвердится тот факт, что экзистенциальный подход соответствует русскому гуманизму и приходит из души этой многовековой традиции к своему расцвету. Экзистенциальному анализу, в свою очередь, требуются усилия по изучению его основ: антропологии и экзистенциального понимания, а также оценка его теории и практического применения. И в этой связи я ожидаю, что журнал внесет свой неоценимый вклад, который будет иметь воздействие далеко за пределами России.

Позвольте высказать сердечную благодарность тем, по чьей инициативе создается этот журнал, и всем, кто его будет выпускать. Желаю Вам, чтобы Ваши старания принесли разносторонние плоды и доставили радость, став настоящим приобретением в плане духовного познания и профессионального опыта для читателей, в том числе и далеко за пределами экзистенциального сообщества.

Президент GLE-International, профессор, доктор медицины,
доктор философии Альфрид Лэнгле, Вена

Приветствие главного редактора

Вы держите в руках первый номер Бюллетеня российско-австрийского Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии (ИЭАПП). Институт основан в Москве в 2003 году по инициативе Альфрида Лэнгле, австрийского психотерапевта, Президента GLE-international, автора и признанного лидера современного экзистенциального анализа. Но для нас, учредителей Института, Альфрид, прежде всего, наш учитель, человек, потративший много времени и усилий на воспитание первого поколения российских экзистенциальных аналитиков.

Может быть, именно наша благодарность к нему объясняет тот факт, что в первом номере бюллетеня так много его текстов. Но как же иначе? Все они — программные статьи, не издававшиеся на русском языке ранее, статьи, которые позволят читателю познакомиться с основными положениями и методами современного ЭА, быстрее войти в тематику этого направления психотерапии.

Из статей этих можно узнать не только про ЧТО, но и про КАК. Просто по интонации статей вы, дорогой читатель, догадаетесь, в чем главная особенность подхода. Так, редкие пока русские участники ежегодных конгрессов GLE, возвращаются покоренные не только содержанием услышанных докладов, но и самой атмосферой, предельно естественной и вместе с тем полной огромного уважения людей друг к другу, серьезностью и силой их интереса, доброжелательностью и непредвзятостью отношения.

От имени Совета Директоров Института и Редакционной коллегии журнала — Гл. редактор С. Кривцова

Обзор содержания некоторых статей номера

Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терпаии

В начале статьи коротко обсуждаются факторы, влияющие на эффективность психотерапии, затем рассматриваются уровень содержания и уровень процесса в экзистенциальном анализе. На уровне содержания выделяются четыре фундаментальные мотивационные силы, которые представляют собой основные условия для осуществления исполненной экзистенции – четыре фундаментальные экзистенциальные мотивации. Такими краеугольными камнями бытия являются отношения человека с окружающим миром, с жизнью, с самим собой и с будущим. Рассматриваются предпосылки, необходимые для реализации четырех фундаментальных мотиваций, и их влияние на возникновение психопатологии.

Ключевые слова: экзистенциальный анализ, мотивация, экзистенция, действенные элементы содержания терапии, нозология.

Смысл и счастье. Влияние смысла на переживание полноты жизни

Помимо установления соотношения между смыслом и счастьем, в этой статье речь пойдёт прежде всего о внутренних условиях и установках человека, необходимых для того, чтобы счастье к нему пришло. Также немаловажно взглянуть на внешние условия жизни и на то, каким образом они влияют на счастье, способствуя ему или препятствуя. Стремление к счастью свойственно каждому человеку, и все-таки это особый дар — чувствовать себя счастливым в жизни. Опыт счастья привносит в переживание смысла витальность.

Ключевые слова: смысл, счастье, экзистенциальный анализ.

Концепция смысла В.Франкла – вклад в психотерапию

Ключевые слова: смысл, поиск смысла, экзистенциальный смысл, логотерапия, экзистенциальный анализ.

Воспринимать то, что трогает
Феноменология в практике экзистенциального анализа

Ключевые слова: феноменология, экзистенцанализ, психотерапия, Person, герменевтика.

Современный экзистенциальный анализ как существенное дополнение к теории и практике воспитания

А.С. Баранников
Д.А. Баранникова

В работе обсуждается активное использование различных парадигм практической психологии и психотерапии в педагогической практике. Рассматриваются критерии, позволяющие использовать ту или иную концепцию для решения задач воспитания. Дана характеристика современного экзистенциального анализа с точки зрения соответствия этим критериям. Проводится его сравнение с отечественной педагогикой в определении целей и средств воспитания. Формулируются задачи развития направления как дополнения к существующей теории и практике воспитания.
Ключевые слова: экзистенциальный анализ, воспитание, развитие личности.

Персональный экзистенциальный анализ (ПЭА) на практике. Терапевтическая сессия А. Лэнгле

Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер

С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер

В данной статье впервые на русском языке дается общее описание Шкалы экзистенции, назначения и структуры теста, а также его субшкал, приводятся бланк, ключи, кроме того, с использованием материалов одного из авторов теста К. Орглер даются рекомендации по интерпретации результатов.

Ключевые слова: экзистенция, свобода, ответственность, самотрансценденция, самодистанцирование.

Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ

В статье рассматриваются два направления в экзистенциальной психологии, которые можно выделить в соответствии с разным пониманием соотношения экзистенции и эссенции – онтологическое и персоналистическое. Прослеживаются различия между этими направлениями на уровне философских оснований, психологических концепций, психотерапевтической практики, а также подчеркивается вклад персоналистического направления в развитие методологии экзистенциальной психотерапии.

Читайте также: