Критерии проекта инженерный класс в московской школе

Обновлено: 05.07.2024

Задача проекта

Формирование у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии.

Ключевое звено проекта

Новая роль школы как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков обучающихся (выстроена система взаимодействия московских школ, колледжей, вузов и высокотехнологичных предприятий).

Создание возможности

для московских школьников знакомства и серьёзного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве.

Медицинский класс в московской школе

Реализуется совместно с Первым МГМУ им. И.М. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова и организациями здравоохранения города Москвы

Инженерный класс в московской школе

Формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему в будущей профессии инженерной направленности и жизни в высокотехнологичной среде города.

Участники проекта:
152 школы

более 10,5 тыс. обучающихся

Реализуется совместно с 26 федеральными вузами, 2 научно-исследовательскими институтами и высокотехнологичными предприятиями города Москвы

Академический класс в московской школе

Погружение обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики и промышленности.

Участники проекта:
39 школ

более 2,5 тыс. обучающихся

При участии 26 научных организаций, совместно с 24 федеральными вузами

ИТ-класс в московской школе

Формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему в будущей профессии в ИТ-отрасли и жизни в высокотехнологичной среде города.

Участники проекта:
75 школ

более 3,5 тыс. обучающихся

Новый педагогический класс в московской школе

Формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему для осознанного выбора современных профессий в социальной и образовательной сфере.

Участники проекта:
47 школ

более 2 тыс. обучающихся

Реализуется совместно с 5 вузами

Медиакласс в московской школе

Формирует у обучающихся предпрофессиональные умения и навыки, необходимые для работы и жизни в современном высокотехнологичном мире, осознанный выбор профессии в области медиаиндустрии и массовых коммуникаций.

Участники проекта:
66 школ

более 1,5 тыс. обучающихся

Реализуется совместно с 16 вузами и медиакомпаниями

Предпринимательский класс в московской школе

Формирует у обучающихся навыки разработки и реализации предпринимательских идей, помогает осваивать методы инновационной и исследовательской деятельности в сфере предпринимательства.

Участники проекта:
44 школы

более 1 тыс. обучающихся

Кадетский класс в московской школе

Кадетское образование – это форма подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе. В структуре многопрофильного комплекса является одним из видов профильного предпрофессионального образования.

Участники проекта 261 школа

Более 26000 обучающихся

Реализуется совместно с силовыми структурами и ведомствами Российской Федерации

Московский предуниверсарий

Пилотный проект по организации профильного обучения в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы.

В 2020-2021 учебном году в проекте участвуют:

16 образовательных организаций высшего образования

Около 6,3 тыс. обучающихся

Школа старшеклассников

Проект по созданию для обучающихся старших классов современной высокотехнологичной образовательной среды, которая поможет обучающимся сделать осознанный выбор своего дальнейшего профессионального и образовательного пути.

Образовательная среда приближена к вузовской: это и лаборатории, и большие лекционные аудитории – территории для групповой и индивидуальной работы.

Математическая вертикаль ПЛЮС

4 ПРОЕКТ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Условия участия образовательных организаций в проектах предпрофессионального образования: Наличие трёх и более классов в параллели х классов; Организация обучения на основе требований ФГОС среднего общего образования; Взаимодействие с предприятиями - перспективными работодателями; Наличие договора с организациями высшего образования и высокотехнологичными предприятиями; Участие обучающихся в городских конференциях, олимпиадах и конкурсах, проводимых в рамках проектов; Наличие заявки на участие в проектах предпрофессионального образования 3

7 РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ШКОЛЫ Развитие предметно-пространственной среды образовательной организации Новые комплекты оборудования по направлениям: астрономия, IT-полигон, РОБО-класс Материально-техническая готовность образовательной организации к реализации проекта предпрофессионального образования 6

8 ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ КОМПЛЕКСОВ Единое архитектурно-технологическое решение Использование всего комплекса оборудования Эффективная занятость лаборатории Использование лабораторного комплекса всеми обучающимися школы Повышение квалификации учителей по направлениям: - ИТ и средовые компетенции - МЭШ и цифровая дидактика 7

10 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА Промышленные и транспортные предприятия Вузы ЦТПО, технопарки и технополисы Школа - Интегратор ресурсов для формирования умений и навыков Музеи и выставки У Школы есть потенциал и ресурсы, чтобы содействовать вовлечению каждого ученика в дополнительное образование 9

11 МЕРОПРИЯТИЯ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ НАВЫКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Предпрофессиональный экзамен Научно-практические конференции У каждого школьника есть возможность участвовать в данных мероприятиях! Московская предпрофессиональная олимпиада 10

от 19 июня 2015 года N 326

О реализации в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе"

С целью обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей

1. Организовать с 1 сентября 2015 года реализацию в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе".

2. Утвердить Порядок проведения в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе" (приложение 1).

3. Установить целевые индикаторы реализации в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе" (приложение 2).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Приложение 1
к приказу Департамента образования
города Москвы
от 19 июня 2015 года N 326

Порядок проведения в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе"

1. Порядок проведения в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе" (далее - Проект) определяет цели, задачи Проекта, его участников и организационную модель реализации.

2. Целью реализации Проекта является развитие естественнонаучного предпрофильного и профильного обучения инженерной направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности по инженерной специальности, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации.

3. Задачи Проекта:

- развитие предпрофильных и профильных классов, реализующих естественнонаучный профиль инженерной направленности (далее - инженерные классы);

- создание гибкой, практико-ориентированной модели профильного обучения для качественной подготовки обучающихся к освоению будущей профессии по инженерной специальности;

- обеспечение формирования контингента абитуриентов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего технического образования;

- организация и осуществление взаимодействия с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего технического образования и научно-производственными объединениями;

- привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе.

4. Участниками Проекта являются Департамент образования города Москвы, федеральные государственные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего технического образования, образовательные организации, подведомственные Департаменту образования города Москвы.

5. Образовательные организации - участники Проекта:

- обеспечивают реализацию образовательных программ естественнонаучного профиля инженерной направленности;

- используют 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся для поддержки естественнонаучного, научно-технического профиля инженерной направленности;

- зачитывают результаты освоения обучающихся учебных предметов, курсов, дисциплин, практик в других организациях, участвующих в проекте.

6. Образовательные организации высшего образования - участники Проекта:

- разрабатывают образовательные программы по профильным предметам;

- составляют материалы независимой промежуточной и итоговой диагностики знаний обучающихся;

- участвуют в отборе обучающихся для обучения в инженерных классах, проведении независимой экспертизы эффективности работы инженерных классов;

- участвуют в повышении квалификации учителей, преподающих профильные предметы в инженерных классах;

- организуют практические курсы, профильные олимпиады, научно-практические конференции для обучающихся и педагогических работников инженерных классов;

- проводят мероприятия по популяризации научных знаний.

7. Организации инженерной отрасли - участники проекта:

- организуют профориентационную деятельность по знакомству обучающихся с инженерными профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями;

- участвуют в организации практики обучающихся;

- участвуют в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

- участвуют в разработке системы требований к компетенциям выпускников инженерных классов.

6. Список образовательных организаций, участвующих в Проекте, и критерии их отбора утверждает Департамент образования города Москвы (далее - Департамент).

7. Формирование списка образовательных организаций, участвующих в Проекте, на основании критериев отбора осуществляет оператор, назначаемый приказом Департамента.

8. Оператор формирует список образовательных организаций, участвующих в Проекте, на основании заявки на участие в Проекте и сведений, полученных с официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".

Форма заявки утверждается оператором и размещается на официальном сайте оператора.

Сформированный список образовательных организаций оператор направляет в Департамент для утверждения.

9. Образовательные организации, подавшие заявку на участие в Проекте и не прошедшие отбор, в течение следующего учебного года являются кандидатами на участие в Проекте и могут участвовать во всех мероприятиях, организуемых в рамках Проекта.

10. Прием обучающихся в образовательную организацию в рамках Проекта осуществляется на основании результатов образовательной деятельности обучающихся, полученных при проведении мероприятий совместно с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего технического образования - участниками проекта.

Приложение 2
к приказу Департамента образования
города Москвы
от 19 июня 2015 года N 326

Целевые индикаторы реализации в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе"

1. Доля обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования в рамках образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе" (далее - выпускники) успешно прошедших государственную итоговую аттестацию от числа допущенных выпускников к государственной итоговой аттестации - не менее 98%.

2. Доля выпускников, получивших по профильным предметам на едином государственном экзамене баллы не ниже среднего по городу Москве, от числа выпускников, сдававших экзамены по профильным предметам - не менее 70%.

3. Доля обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в государственных образовательных организациях, участвующих в образовательном проекте "Инженерный класс в московской школе", сдававших основной государственный экзамен по профильным предметам естественнонаучного, технического профилей - не менее 30%.

4. Доля граждан, поступивших в 10 класс на обучение в рамках образовательного проекта "Инженерный класс в московской школе" на основании результатов основного государственного экзамена по профильным предметам и результатов участия в олимпиадах школьников от числа всех поступивших в 10 класс на обучение в рамках Проекта - 100%.

5. Наличие обучающихся - победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад.

6. Наличие обучающихся - победителей и призеров конкурсов проектных и учебно-исследовательских работ, проводимых организациями и учреждениями, участвующими в проекте.

7. Доля выпускников, поступивших в образовательные организации высшего образования по инженерной специальности, от общего числа выпускников этой организации - не менее 70%.

8. Отсутствие обоснованных жалоб родителей (законных представителей) обучающихся в связи с организацией профильного обучения.

9. Отсутствие обоснованных замечаний со стороны органов государственного контроля (надзора) в связи с организацией профильного обучения.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Инженерный класс в московской школе. Особенности, программа и задачи проекта

Инженерный класс - это новая модель профильного инженерного образования для школьников, где большое внимание уделено работе с одаренными детьми и с детьми, мотивированными на обучение именно по инженерному направлению. Программы обучения включают общеобразовательные и дополнительные предметы. Данный проект помогает школьникам более точно и осмысленно выбрать направление будущей технической профессии и получить дополнительные знания вне школы. В инженерный класс может попасть школьник, завершивший обучение по мат.вертикали с 7 по 9 класс. Подробнее о проекте "Математическая вертикаль" и о том, как туда поступить, можно прочитать в нашей статье.

  • Получение на базе школы профильного образования по естественнонаучному профилю инженерной направленности;
  • Программа предполагает не только теоретическое, но и практико-ориентированное профильное обучение для качественной подготовки к освоению будущей профессии по инженерной специальности;
  • Многоаспектная подготовка абитуриентов посредством взаимодействия с ВУЗами технической направленности, а также научно-производственными объединениями;
  • Обучение и мотивация школьников к научно-исследовательской работе.

Если сравнивать инженерный класс с профильным физико-математическим классом, то во втором просто увеличено количество часов на прохождение профильных предметов. В школе ученик получает огромное количество знаний, и только потом - в ВУЗе, он овладевает технологиями. В инженерном классе кроме профильного изучения предметов технической направленности есть еще возможность познакомиться с инженерными специальностями, попробовать себя в них.

Программа предполагает дополнительные часы для углубленного изучения математики (включая начала математического анализа), физику, информатику. Основное отличие такого класса - возможность самостоятельного выбора элективных или дополнительных курсов, которые ведутся преподавателями ВУЗа (например, НИУ МИЭТ). В качестве примера приведем такие курсы:

  • Компьютерное черчение
  • Коллоидная химия и основы нанотехнологии
  • Альтернативная электроэнергетика
  • Программирование в среде SCRATCH
  • 3D-моделирование в программе Sketch Up

Профильные экзамены, олимпиады и мероприятия для учеников инженерных классов

Всё это дает возможность осознанного выбора будущей инженерной специальности. Кроме того, сейчас есть прекрасные возможности для демонстрации своих предпрофессиональных навыков и умений на чемпионате JuniorSkills "Молодые профессионалы Москвы".

* Фото взято на сайте ГБОУ "Школа "Свиблово"

Почитать обо всех инновационных образовательных проектах в московской школе:

Читайте также: