Критерии качества педагогической работы в сфере социального развития воспитанников доу

Обновлено: 17.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов

«Современное качество дошкольного образования:

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования.

Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:

Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);

Создание современного, предметно-развивающего пространства;

Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;

Успешная и безболезненная адаптация;

Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);

Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);

Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;

Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;

Внешние связи ДОУ;

Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.

Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.

Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:

проследить динамику развития каждого ребёнка;

оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;

определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ:

видение современных задач дошкольного образования;

наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

способность к самообразованию.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования , по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

Научно – методическая работа:

использование современных образовательных технологий,

участие в методической работе,

участие в конкурсах профмастерства,

наличие публикаций педагога,

наличие портфолио педагога,

Организация работы по взаимодействию с социомом:

взаимодействие педагога с родителями,

взаимодействие с социумом,

участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.

Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая.

Кодекс деятельности успешного воспитателя:

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ:

Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

Творчество – отличительная черта

Здоровый образ жизни – основа существования

Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя

Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий , компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ . Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог):

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.. Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся представленные на экране:

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.

Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:

разработаны единые показатели и критерии оценки;

определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования .

А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии:

Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.

Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.

Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений , преемственность между дошкольным образованием и начальной школой . К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это, в конечном счете, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

Литература:

Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада.- М.: Цветной мир, 2014

Иванова В.Т. О красоте профессии воспитателя – М.: Сфера, 2013

Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ.- М.: Сфера , 2012

Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука.- 2017.-№3.-с.4-5.

Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?

Подготовила: Ермакова С.В.

Кадровое обеспечение имеет первостепенное значение для реализации ФГОС дошкольного образования.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ :

  • видение современных задач дошкольного образования;
  • наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;
  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
  • способность к самообразованию.

П рофессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества , как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом .

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования , по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

1. Результативность деятельности педагога, выраженная в достижениях детей.

1.1. Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

1.2. Отсутствие (или снижение количества) пропускаемых воспитанниками дней (низкий уровень заболеваемости).

1.3. Развитие творческих способностей воспитанников (качественная подготовка к утренникам, конкурсам, выставкам, фестивалям и т.д.).

2. Компетенция самоорганизации и самообразования.

2.1. Продуктивное участие в реализации системы методической деятельности ДОУ.

2.2. Обобщение и предъявление своего опыта по освоению и внедрение в ДОУ ФГОС

2.3. Публикации в научных, профессиональных образовательных изданиях и т.п.

2.4. Участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях.

2.5. Своевременность и качество оформления документации.

3. Инновационная деятельность педагога.

3.1. Разработка и реализация совместных со специалистами творческих, социальных проектов. Авторских программ, проектов, технологий, методик направленных на развитие ДОУ, повышение его авторитета, имиджа.

3.2. Освоение и внедрение комплексных и парциальных программ нового поколения.

3.3. Эффективная и безопасная организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах.

4. Формирование социальных компетенций.

4.1. Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

  • удача в достижении чего-нибудь
  • общественное признание
  • хорошие результаты в работе, учёбе

Если объединить все толкования в одно, можно подойти к пониманию успеха как удачи в деятельности, признанной обществом.

Кодекс деятельности успешного воспитателя.

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ

  1. Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя
  2. Творчество – отличительная черта
  3. Здоровый образ жизни – основа существования
  4. Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя
  5. Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения
  6. Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог):

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения.

  • Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
  • Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  • Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века :

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  • Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся представленные на экране:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.
  • Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Также выделяют следующие виды компетентностей :

  • Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.
  • Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников . Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.
  • Компетентность в организации воспитательной работы . Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.
  • Компетентность в установлении контактов с родителями . Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ привлекательным.
  • Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
  • Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ . Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
  • Компетентность во владении современными образовательными технологиями . Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
  • Компетентность профессионально-личностного совершенствования . Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
  • Креативная компетентность педагога . Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
  • Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса . Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
  • Компетентность в создании предметно-пространственной среды . Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:

  • разработаны единые показатели и критерии оценки;
  • определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования .

А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии:

ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно – педагогической деятельности заведующей ДОУ, предопределенной потребностью планировать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива ДОУ.

Система социального воспитания дошкольников – педагогически целесообразная организация воспитательного в разных сферах микросреды, с участием всех субъектов социального воспитания, полноценное использование в воспитательном процессе всего арсенала средств и возможностей которыми располагает общество.

Сегодня система социального воспитания в ДОУ ориентирована на субъект – субъектные отношения в цепочке руководитель – педагог – ребёнок – родитель.

Социальное воспитание эффективно лишь в случае активноё позиции тех, на кого оно направленно – самой личности, её семьи, группы общения. Развитие личности ребёнка – главный критерий воспитательной системы. Целостность системы социального воспитания обеспечивается созданием и укреплением связей между её субъектами.

Условие социального воспитания можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

• Состояние социально – педагогической среды и социокультурная обстановка в ДОУ, регионе, районе;

• Особенности заказа родителей;

• Материально – техническое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса.

Внутренние условия это уровень профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов и родителей как субъектов системы социального воспитания, состояние образовательной среды в ДОУ.

Эффективность данной работы характеризуется показателями личностного развития детей, педагогов и родителей. По отношению к педагогам это выражается в следующем:

• Степени удовлетворённости своим трудом;

• Гуманизация отношения к ребёнку;

• Стремление к личностному росту.

По отношению к ребё нку это выражается в следующем:

• Эмоционально – положительном отношении к другим людям;

• Повышение уровня самооценки личности.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, важно, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы, синтезирующие знания детей можно увидеть во время праздников, развлечений. Так как у дошкольников наглядно- образное мышление, необходимо использовать наглядные предметы и материалы: посуду, мебель, утварь, старинные костюмы, украшения. В решении этой задачи очень помогает музей предметов русско-армянского быта, созданный в ДОУ. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю родного края, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

Работа с детьми направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине на основе приобщения к народной культуре.

Воспитание детей в духе народных традиций, это не отдельное направление работы, оно должно пронизывать всю жизнь ребёнка, всю его деятельность в детском саду.

Мы считаем, что эффективность работы возможна если:

• Относиться к ребёнку как к субъекту своей жизни;

• Рассматривать педагога как посредника между ребёнком и народной культурой;

• Относиться к ДОУ как пространству где происходят культурные события, осуществляется воспитание человека, культуры.

Эффективность использования средств народной культуры в воспитательном процессе ДОУ, зависит от их содержания, системного, дифференцированного, интегрированного использования их в пространственно – предметной среде и художественно – творческих видах деятельности, от актуализации ребёнка ценностей народной культуры в своей жизни и специально организованных видах деятельности.

Создание среды жизнедеятельности ребёнка, наполненной культурными национальными ценностями и позволяющей ему использовать ему ментальные характеристики своего народа обеспечивает интеграция образов национальных героев, отраженных в народных сказках, играх, произведениях искусства.

Проводником данной работы в детском саду, конечно, является педагог.

Важное место в повышении квалификации педагогов занимает работа по освоению содержания образования и воспитания в ДОУ. Необходимым условием успеха в работе педагогов является соблюдение принципов социального воспитания :

• Индивидуальная помощь в предотвращении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии детей;

• Общественная защита законных интересов и прав ребёнка на достойную жизнь;

• Практическая забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья в данной микросреде;

• Организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности;

• Помощь в создании условий в микросреде.

Основными критериями профессиональной пригодности педагога к этой деятельности являются:

• Высокий уровень интеллектуального развития педагога;

• Потребность и способность помогать людям в трудных ситуациях;

• Способность к творчеству;

• Чуткость и оптимистичность.

Они могут оказать большую помощь в воссоздании местных национально-культурных традиций.

Работа с родителями: формирование новых взаимоотношений с ними, поиск новых интересных форм взаимоотношений с ними -в этом мы видим дальнейший путь развития.

Всё что мы делаем повседневно, наши традиции направлено на совершенствование и коллектива в целом, и каждой отдельной личности - будь то ребенок, сотрудник или родитель.

Педагогический коллектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства в рамках личностного ориентированного подхода к образовательному процессу.

Целостность образовательной системы региона (создание в последние годы единого образовательного пространства Ростовской области с преобладающим видом образования – личностно ориентированного, культурологического типа) позволяет видеть дальнейшую перспективу ДОУ в работе по проблеме социально – эмоционального развития.

Обязательным условием функционирования ДОУ как системы является эффективное управление. Управление ДОУ содержит обширный круг функций : анализ, изучение состояния дел с учётом нового социального заказа, целепологание – выбор целей и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм, расстановку кадров, оказание им конкретной помощи, контроль, анализ результатов.

Управление системой социального воспитания на основе народной культуры в ДОУ – это целостная основанная на достижениях науки и передового опыта, народной педагогики, анализе социально – педагогического процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на развитие и повышение творческого потенциала педагогов, детей, родителей.

Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются.

Оценка успешности познавательного развития дошкольников 4–5 лет Оценка успешности познавательного развития дошкольников 4 – 5лет Бланк обследования Дата___ № Фамилия, имя ребенка Месяц, год.

Оценка успешности познавательного развития дошкольников 5–6 лет Бланк обследования Дата___ № Фамилия, имя ребенка Месяц, год рождения Номер задания Всего баллов Примечания 1 2 3 4 5 6.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?

Подготовила: Мельникова Т.Ю.

Кадровое обеспечение имеет первостепенное значение для реализации ФГОС дошкольного образования.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ:

видение современных задач дошкольного образования;

наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

способность к самообразованию.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

1. Результативность деятельности педагога, выраженная в достижениях детей.

1.1. Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

1.2. Отсутствие (или снижение количества) пропускаемых воспитанниками дней (низкий уровень заболеваемости).

1.3. Развитие творческих способностей воспитанников (качественная подготовка к утренникам, конкурсам, выставкам, фестивалям и т.д.).

2. Компетенция самоорганизации и самообразования.

2.1. Продуктивное участие в реализации системы методической деятельности ДОУ.

2.2. Обобщение и предъявление своего опыта по освоению и внедрение в ДОУ ФГОС

2.3. Публикации в научных, профессиональных образовательных изданиях и т.п.

2.4. Участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях.

2.5. Своевременность и качество оформления документации.

3. Инновационная деятельность педагога.

3.1. Разработка и реализация совместных со специалистами творческих, социальных проектов. Авторских программ, проектов, технологий, методик направленных на развитие ДОУ, повышение его авторитета, имиджа.

3.2. Освоение и внедрение комплексных и парциальных программ нового поколения.

3.3. Эффективная и безопасная организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах.

4. Формирование социальных компетенций.

4.1. Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

удача в достижении чего-нибудь

хорошие результаты в работе, учёбе

Если объединить все толкования в одно, можно подойти к пониманию успеха как удачи в деятельности, признанной обществом.

Кодекс деятельности успешного воспитателя.

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ

Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

Творчество – отличительная черта

Здоровый образ жизни – основа существования

Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя

Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог):

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения.

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

Готовность решать профессиональные предметные задачи.

Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся представленные на экране:

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.

Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Также выделяют следующие виды компетентностей:

Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ привлекательным.

Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:

разработаны единые показатели и критерии оценки;

определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования .

А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии:

Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.

Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.

Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Литература:

Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада.- М.: Цветной мир, 2014

Иванова В.Т. О красоте профессии воспитателя – М.: Сфера, 2013

Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ.- М.: Сфера , 2012

Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука.- 2017.-№3.-с.4-5.

оценка качества воспитателя

Правительство поставило перед образованием сложные задачи по повышению качества воспитания и образования в детских дошкольных учреждениях. Это напрямую зависит от роста профессиональных возможностей педагогического и воспитательного состава ДОУ. Требования к работникам детских садов не заканчиваются на наличии у них диплома об окончании соответствующих учебных заведений, стажа и опыта работы, прохождения курсов повышения квалификации. От воспитателей сейчас требуется постоянное совершенствование своих профессиональных знаний и умений, нахождение, апробация и применение на практике различных инновационных методик преподавания и воспитания. Для того, чтобы определить, насколько хорошо педагог ДОУ выполняет свои обязанности, используется оценка качества воспитателя.

Что такое качество профессиональной деятельности и виды его оценки

Качество профессиональной деятельности воспитателя представляет собой уровень удовлетворения ожиданий и потребностей всех участников воспитательного и образовательного процесса. Профессиональная работа воспитателя оценивается сразу с нескольких сторон – не только коллегами по профессии, но и самими воспитанниками и их родителями, опекунами, членами семей.

В свете вышесказанного оценка профессиональной деятельности воспитателя может быть следующих видов:

  • Внутренней. Она проводится руководством ДОУ (заведующей и старшим воспитателем, методистом) и наиболее квалифицированными педагогами детского образовательного учреждения.
  • Внешней. Она осуществляется членами родительского комитета, общественностью и представителями департамента образования.

В развитии каждого ребенка огромное значение имеет личность педагога и воспитателя. Поэтому ему необходимо соответствовать активно развивающейся педагогической науке, отвечать следующим качествам:

  • Понимание современных воспитательных и педагогических задач, стоящих перед ДОУ.
  • Трепетное отношение к личности каждого ребенка.
  • Гуманное отношение к детям и взрослым, эмпатия.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  • Забота о развитии индивидуальности каждого воспитанника.
  • Создание и непрерывное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей среды в группе своего ДОУ.
  • Умение использовать и переосмыслять, совершенствовать и внедрять в практику передовые педагогические технологии и методики.
  • Умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению в практическое применение новых способов воспитания и обучения.
  • Самообразование и самовоспитание личности педагога в свете требований современной педагогики.

Для проведения внутренней оценки качества работы воспитателей детского образовательного учреждения чаще всего выполняются следующие функции:

  • Отслеживание постоянного совершенствования уровня самообразования педагогов и воспитателей ДОУ.
  • Портфолио воспитателя может рассматриваться как способ определения результативности его профессиональной активности.
  • Составление рейтингов воспитателей на основании оценки экранов активности.
  • Проведение психолого-педагогической оценки путем прохождения тестирования и анкетирования.
  • Аттестация воспитательного и педагогического состава. Она является мощным стимулом к повышению уровня профессиональной квалификации, компетентности и педагогического совершенствования воспитателей ДОУ.

Критерии оценки качества работы воспитателя

критерии оценки качества работы воспитателя

Для определения уровня профессиональной деятельности воспитателя используются специальные критерии оценки, включающие в себя следующие пункты:

  • Результативность деятельности воспитателя, проявляющаяся в достижениях детей из его группы. В нее входит следующее:
  1. Персональные достижения воспитанниками, которые характеризуются более высокими показателями по сравнению с предыдущим периодом.
  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  3. Отсутствие или уменьшение пропущенных занятий, низкий уровень заболеваемости в группе.
  4. Развитие творческих возможностей воспитанников.
  • Самообразование воспитателя:
  1. Участие в методической деятельности ДОУ.
  2. Обобщение и презентация своего педагогического опыта.
  3. Публикации в научных, профессиональных и иных изданиях.
  4. Участие в конкурсах различных уровней.
  5. Стабильное ведение и высокое качество оформления документации.
  • Инновационная деятельность:
  1. Разработка и реализация творческих или социальных проектов, авторских программ, технологий, методик, способствующих повышению качества работы детского дошкольного учреждения.
  2. Освоение и внедрение новаторских программ.
  3. Эффективная организация безопасной предметно-развивающей среды в группе.
  • Взаимодействие с родителями и опекунами воспитанников.

Оценка качества профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ проводится по следующим критериям:

  • Результативность деятельности методиста:
  1. Достижения воспитателями ДОУ более высоких показателей профессионализма по сравнению с предыдущим периодом оценки.
  2. Разнообразие форм методической работы по повышению профессиональной квалификации воспитательского и педагогического коллектива ДОУ.
  3. Всестороннее развитие творческих способностей воспитателей.
  • Самоорганизация и самообразование:
  1. Эффективное участие в методической работе детского дошкольного учреждения.
  2. Обобщение и презентация опыта.
  3. Публикации.
  4. Участие в конкурсах.
  5. Своевременность и качество оформления документации:
  • Инновационная деятельность педагога.
  1. Разработка и реализация различных проектов вместе с профильными специалистами ДОУ.
  2. Освоение и внедрение в ДОУ федеральных государственных требований.
  3. Эффективная организация предметно-развивающей среды в методическом кабинете.
  • Организация взаимодействия и разнообразие форм работы с родителями.

Критерии оценки педагогической и воспитательной деятельности сотрудников детского сада влияют не только на восприятие их как успешных специалистов, но и сказываются на уровне оплаты труда. При проведении аттестации педагоги и воспитатели с высоким уровнем профессиональной оценки имеют больше шансов на получение высшей квалификации, а это означает существенную прибавку к жалованию.

Читайте также: