Критерии анализа работы школы

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План работы зам. директора. Годовой анализ деятельности школы

Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

В данной статье вы узнаете, как составить Анализ работы школы за 2017/18 учебный год, чем он отличается от прошлогоднего и какие сведения собрать с коллег перед тем, как приступить к Анализу. Все это должно упростить вам дальнейшую подготовку августовского педсовета и публичного доклада.

При подготовке Анализа работы школы за 2017/18 учебный год (Анализ) учитывайте, чем он отличается от прошлогоднего. Обязательно отразите, как ученики написали новые ВПР, сдали ГИА и выполнили учебный план, например, освоили астрономию как новый учебный предмет.

В этом году в Анализе 10 разделов. Объединены содержание Анализа с публичным докладом и отчетом о самообследовании, чтобы не нужно было готовить отдельно три документа. Ниже – подробно о том, что писать в каждом разделе.

Что нового написать в Анализе по сравнению с прошлогодним

По сравнению с прошлогодним Анализом, измените в его содержании четыре пункта. Они связаны с ВПР, итоговым собеседованием, ГИА и учебными планами.

Важно! 27 ВПР и итоговое собеседование провел в школах Рособрнадзор. Напишите о результатах ваших учеников в Анализе работы школы за год.

Новые ВПР. Напишите о результатах проверочных работ во 2-х классах. ВПР для второклассников впервые провели в октябре 2017 года. ВПР для 2-го класса – контрольная работа с комплексом заданий, которая включает контрольное списывание. Она диагностирует учебные достижения детей по русскому языку за 1-й класс.

Отразите, как шестиклассники впервые написали ВПР в режиме апробации и какие предметы выбрали из семи предложенных: математику, биологию, географию, литературу, МХК, историю, обществознание.

Еще напишите, в каких ВПР участвовали 11-е классы вашей школы. Выпускники могли написать проверочную работу по иностранному языку, истории, физике, химии, биологии и географии, если не сдавали по этим предметам ЕГЭ. Проанализируйте, как школа выполнила план методической работы по развитию ВСОКО.

Итоговое собеседование в 9-х классах. Проанализируйте результаты устного собеседования в 9-х классах. Выпускники основной школы впервые в этом году участвовали в такой форме контроля качества образовательных результатов. Напишите, с какими заданиями справились лучше или хуже, уложились ли в отведенное время.

Результаты ГИА. Федеральный институт педагогических измерений в этом учебном году поменял задания по физике, литературе, информатике, обществознанию и др. Расскажите, как выпускники справились с новыми заданиями ГИА.

Новый предмет в учебном плане. Напишите, как педагоги выполнили учебный план с учетом нового предмета – астрономии. Оцените выполнение учебного плана в целом. Подсчитайте, сколько уроков учителя не провели из-за болезни или других обстоятельств.

Что написать в разделе 1

В разделе 1 оцените открытость и доступность информации о школе, как педагоги работают с социокультурными ресурсами:

Открытость и актуальность информации о школе. Проанализируйте актуальность обязательной информации на сайте ОО. Укажите, есть ли сведения о педагогах и насколько они достоверны. Воспользуйтесь показателями анализа сайта ОО.

Оцените, насколько доступен сайт для учащихся и родителей, то есть могут ли они внести в электронной форме на сайте предложения по работе школы. Проверьте доступность сведений для родителей учащихся, когда администрация рассматривает их обращения.

Работа школы с социокультурными ресурсами. Расскажите, как школа использует социокультурные ресурсы региона, района или города в обучении школьников. Например, рядом со школой есть спорткомплекс, музыкальная школа. Напишите, как взаимодействуете с ними, чтобы развивать учащихся.

Что включить в раздел 2

В разделе 2 расскажите о том, как контролируете набор в 1-е классы, об условиях обучения разных групп школьников, ка соблюдаете требования СанПиН к расписанию.

Набор учащихся в 1-е классы. Расскажите, как учитываете количество детей по закрепленной за ОО территорией. Так вы лучше поймете, сколько учеников придет учиться в 1-е классы в новом учебном году и какая нагрузка будет у педагогов.

Условия обучения школьников с особыми образовательными потребностями. Вместе с вами этот подраздел обязан подготовить социальный педагог. Он охарактеризует контингент обучающихся. Расскажет, какие условия школа создала для обучения детей-инвалидов и учеников с ОВЗ.

Условия обучения школьников группы риска. Этот подраздел напишите вместе с заместителем по воспитательной работе и социальным педагогом. Вы проанализируете, какие условия ОО обеспечила для школьников в социально опасной ситуации, из семей беженцев и переселенцев, мигрантов без гражданства.

Выполнение учебных планов. Проанализируйте учебные планы. Сравните количество часов по плану на учебные предметы с количеством часов, которое реализовали учителя. Педагоги заранее должны обосновать расхождение в объеме часов и пояснить причины.

Напишите, какие предметы были новыми и как учителя выполнили план по этим предметам. Если школа реализует дистанционное обучение, включите итоги обучения в этот раздел.

Выполнение требований СанПин к расписанию занятий. Проанализируйте расписание учебных занятий, чтобы понять, как учителя выполнили требования СанПиН. Вам необходимо определить трудность расписания по ранговой шкале и построить графики распределения учебной нагрузки по классам.

Оценка школы родителями и учениками. Укажите, сколько учеников и их родителей положительно оценивают результаты работы школы и как вы выявили их мнение. Дополните отчет результатами оценки муниципальными и региональными мониторингами. Исследования помогут увидеть место школы среди других школ и спланировать мероприятия, чтобы улучшить образовательную деятельность в новом году.

Что проанализировать в разделе 3

В разделе 3 расскажите, как школа помогает всем ученикам достичь качественного образования. Проанализируйте итоги новых ВПР.

Качественное массовое образование. Покажите в диаграммах, как поменялись достижения учащихся по сравнению с прошлым учебным годом. Приведите динамику по средним оценкам и по количеству выпускников с медалями или похвальными грамотами.

Напишите, как показатели внутришкольного контроля качества подтверждаются независимыми диагностиками, например, муниципальными или региональными проверочными работами.

Итоги ГИА. Расскажите, какие программы и планы вы реализовали, чтобы ученики повысили результаты на ГИА. Проанализируйте количество баллов на ГИА ваших учеников по сравнению с максимальными или минимальными показателями. Объясните причины успеха или неуспеха учащихся.

Результаты новых ВПР и итогового собеседования. Напишите, в каких ВПР и с какими результатами участвовали школьники в этом году по сравнению с прошлым годом. Расскажите о результатах итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах. Объясните, как учителя помогли достичь ученикам образовательных результатов.

Что включить в раздел 4

В разделе 4 проанализируйте результаты диагностических работ, которые выявляли уровень развития УУД. Включите анализ итоговых проектов.

Уровень развития УУД. В отчете покажите динамику УУД в графиках или таблицах. Начните с результатов стартовой диагностики в начале года. Сравните ее с итоговыми работами. Проанализируйте читательскую грамотность школьников, ИКТ-компетентность. Расскажите, как проводили наблюдение за проектной деятельностью.

Итоговые проекты. Обязательно расскажите об итоговых проектах. Если в вашей школе есть специальная циклограмма проектной деятельности, покажите, сколько мероприятий провели и почему не провели остальные. Если в школе была конференция проектов, то проанализируйте результаты. Например, как конференция помогла ученикам победить в конкурсах разного уровня.

Что проанализировать в разделе 5

Напишите в разделе 5, каких личностных результатов достигли ученики, какие направления воспитательной работы реализовала школа, как педагоги предотвращали рост количества учеников, совершивших правонарушения.

Личностные результаты учеников. Вместе с заместителем руководителя ОО по воспитательной работе проанализируйте, как направления воспитательной работы помогли учащимся достичь личностных результатов. Главное – показать не количество мероприятий, а динамику личностных результатов. Отразите в отчете, как классные руководители и учащиеся учитывают личностные результаты в портфолио.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование. Сделайте вывод о том, как программы внеурочной деятельности помогли школьникам достичь образовательных результатов и как дополнительное образование развивает личность ученика.

Оцените, насколько актуальны программы дополнительного образования. Сделайте вывод о том, как программы внеурочной деятельности помогли школьникам достичь образовательных результатов и как дополнительное образование развивает личность ученика.

Что написать в разделе 6

В разделе 6 обобщите результаты работы с обучающимися с ОВЗ. Если в вашей школе есть дети с ОВЗ, то расскажите, как педагоги обучали по адаптированным образовательным программам.

Итоги реализации адаптированных программ. Расскажите в Анализе, сколько учеников с ОВЗ учится в вашей школе, с какими нозологиями. Укажите перечень адаптированных основных образовательных программ (АООП). Напишите, как реализовывали АООП. Если у педагогов были трудности, то укажите, как преодолели эти трудности и каких результатов добились в конце года. Отметьте, как школа обеспечила особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ и улучшила условия обучения таких школьников в этом году. Например, администрация ОО закупила новое оборудование, специальную технику, методические пособия.

Итоги коррекционной работы, которые повысили качество образования. Напишите об итогах коррекционно-развивающей работы, которую провели педагоги. С помощью графиков и диаграмм покажите, каких образовательных результатов педагогический коллектив помог добиться ученикам. Проанализируйте результаты ГИА, в которых участвовали школьники с ОВЗ. Напишите о том, какой вклад дети с ОВЗ внесли в общий показатель качества образования в вашей школе. Если ученики с ОВЗ участвовали в конкрсах и олимпиадах, обязательно отметьте их результаты.

Что включить в раздел 7

Для раздела 7 запросите информацию у ваших коллег. Поможет чек-лист. Анализ психолого-педагогических условий в школе выполнит педагог-психолог, финансово-экономических – бухгалтер или работник, отвечающий за план финансово-хозяйственной деятельности. Заместитель руководителя по АХР представит анализ материально-технического обеспечения.

Анализ кадровых условий. Проанализируйте кадровый состав и напишите, как именно этот кадровый состав обеспечивает качественное массовое образование. Если показатели качества в вашей школе низкие, то напишите, каких учителей не хватает, чтобы повысить качество. Включите информацию о том, как педагоги повысили квалификацию, прошли аттестацию и как это помогает повысить результаты учеников.

Анализ психолого-педагогических условий. Когда ваши коллеги будут готовить свои разделы для Анализа, проконтролируйте, чтобы в отчетах была не только количественная информация о том, сколько мероприятий они провели, но и качественный анализ результатов этих мероприятий. Так педагог-психолог напишет, как выявлял высокомотивированных учеников, какие конкретно консультации и тренинги проводил с олимпиадниками и участниками конкурсов в течение года, как эти мероприятия поддержали учеников во время конкурсных испытаний.

Что проанализировать в разделе 8

Проанализируйте в разделе 8, как педагоги выполнили программы по охране труда, планы по пожарной и электробезопасности, гражданской обороне. Укажите результаты участия школьников в мероприятиях по безопасности.

Новый раздел о диагностике психологической безопасности. Проверьте работу педагога-психолога. Если он в течение учебного года диагностировал, как учителя, школьники и их родители оценивают психологическую безопасность в ОО, то включите эти данные в анализ работы.

План работы по пожарной безопасности. Проанализируйте план работы, который реализовали педагоги с учениками по пожарной безопасности. Если такую работу ваша школа планировала как внеклассную, то запросите данные у заместителя директора по воспитательной работе.

Что написать в разделе 9

В разделе 9 расскажите, как развивали ВСОКО. Проанализируйте итоги плана внутришкольного контроля: сколько посетили урочных и внеурочных занятий, насколько качественно педагоги готовятся и проводят занятия, оцените результативность мастер-классов учителей внутри школы и вне ее.

Качество работы педсоветов. Расскажите, какую программу педсоветов реализовала ваша школа в учебном году. Проанализируйте, как педагоги выполняют протоколы педсоветов и заседаний профессиональных объединений. Покажите, как педсоветы и другие методические мероприятия помогли учителям повысить качество результатов учеников.

Что включить в раздел 10

Заключительный раздел в Анализе завершите списком целей и задач школы на следующий год. В него можно включить пункты, связанные с развитием педагогической деятельности, новые программы и планы, которые помогут ученикам улучшить образовательные результаты.

Программа работы с учениками, у которых низкая учебная мотивация. В программу повышения качества образования в вашей школе вы можете запланировать новый раздел или программу по работе с учениками, у которых низкая учебная мотивация.

Программа работы с высокомотивированными учениками. Еще одна новая программа — это программа по работе с учениками, у которых повышенная мотивация к учебной деятельности.

План работы на учебный год является важнейшим локальным актом образовательного учреждения (ОУ). Он в полной мере должен соответствовать Закону РФ “Об образовании”, типовому положению об ОУ, федеральному, республиканскому законодательству. План должен основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Годовой план работы школы позволяет создать единое образовательное пространство, координируя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных организаций, субъектов социума, являясь документом коллективного творчества.


Общешкольный план устанавливает способы и средства достижения цели, задачи, определяет темп работы коллектива на весь учебный год, включая летние каникулы; утверждает состав рабочей группы, которая должна выполнить предусмотренную планом работу; ориентирует содержание локальных планов различных подразделений на решение задач, сформулированных в общешкольном годовом плане.

  • единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм воплощения планируемой работы;
  • общественная значимость задач, содержания, определенных в плане на предстоящий период работы;
  • реальность, выполняемость плана;
  • комплексность, аналитичность построения плана

Краткость, содержательность, конкретность, научная обоснованность – обязательные условия успешного планирования работы школы на учебный год.

Что можно положить в основу определения структуры годового плана? Процесс структурирования годового плана работы школы в настоящее время не регламентируется вышестоящими органами образования и является многовариативным, ориентирующимся на учет специфики школы и индивидуальных особенностей ее альтернативного развития Планирование работы школ, работающих в инновационном режиме, имеет свою специфику. Учет ее предполагает введение в единую структуру годового плана особого раздела – “Управление инновационными процессами в школе” Планирование можно осуществлять по следующим основаниям: по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации, др.

  1. Система работы с педагогическими кадрами.
  2. Система работы с учащимися.
  3. Система работы с родителями и общественностью.
  4. Система работы с руководителями школы и т.д.
  1. Учебно-воспитательный процесс.
  2. Внеурочный воспитательный процесс.
  3. Внешкольный воспитательный процесс.
  4. Процесс управления школой (планирование, организация, контроль, регулирование и др.).
  1. Педагогическая деятельность.
  2. Диагностико-коррекционная деятельность.
  3. Познавательная деятельность.
  4. Развивающая деятельность.
  5. Игровая деятельность.
  6. Научная деятельность.
  7. Трудовая деятельность.
  8. Управленческая деятельность и т.д.
  1. Работа по обеспечению обязательной образовательной подготовки учащихся. Социальная защита школьников.
  2. Система работы с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации.
  3. Система внеклассной воспитательной работы с учащимися.
  4. Совместная работа школы с родителями и общественностью.
  5. Финансово-хозяйственная деятельность. Укрепление МТБ школы.
  6. Система внутришкольного контроля.
  7. Организационно-педагогические мероприятия.

Структура годового плана может выглядеть следующим образом: (вариант 1)

  1. Анализ методической деятельности педагогического коллектива.
  2. Анализ работы методических объединений.
  3. Анализ учебной деятельности.
  4. Анализ результатов обучения учащихся и выполнения учебных программ.
  5. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов.
  6. Анализ воспитательной работы школы.
  7. Анализ психологической службы.
  8. Анализ социально-педагогической службы.
  9. Состояние работы с педкадрами.
  10. Анализ деятельности администрации по управлению и контролю.
  11. Анализ работы школьной библиотеки.
  12. Анализ работы по укреплению МТБ.
  1. Закрепление домов микрорайона по учету детей.
  2. Организационно-педагогические мероприятия.
  3. Охрана прав и жизни учащихся.
  4. Улучшение условий охраны труда работников школы.
  5. Предупреждение ДДТТ.
  6. Список учащихся, обучающихся на дому.
  7. План работы с будущими первоклассниками.
  1. Распределение обязанностей между членами администрации школы.
  2. Учебная нагрузка учителей.
  3. Заведование кабинетами.
  4. Руководство спортивными секциями, кружками.
  5. Классное руководство.
  1. Система методической работы в школе.
  2. Состав и план методического совета.
  3. План изучения и обобщения ППО.
  4. План работы с молодыми специалистами.
  5. Планирование аттестации педкадров.
  6. Повышение квалификации учителей.

Раздел 5. Работа психологической службы.

Раздел 6. Работа социально-педагогической службы.

  1. Педагогические советы.
  2. Совещания при директоре.
  3. Совещания при ЗД УВР и ЗД ВР.

Раздел 9. Педагогический контроль за УВП.

Раздел 10. Работа с родителями, семьей и общественностью.

Раздел 11. Укрепление МТБ.

Структура годового плана ОУ (вариант 2)

Раздел 1. Информационная справка о школе.

  1. Анализ уровня здоровья и ЗОЖ.
  2. Анализ уровня воспитанности.
  3. Анализ уровня базового и дополнительного образования.
  4. Анализ уровня социализации выпускников школы.
  5. Осуществление обязательного основного общего образования.
  6. Анализ работы с педкадрами.
  7. Анализ работы с родителями, общественностью.
  8. Анализ МТБ.
  9. Анализ влияния внутришкольного управления на результаты работы школы.

Раздел 3. Цели и задачи работы школы на новый учебный год.

  1. Деятельность по сохранению здоровья и ЗОЖ.
  2. Деятельность по созданию системы воспитательной работы.
  3. Обеспечение базового и дополнительного образования.
  4. Подготовка учащихся к продолжению образования.
  5. Обеспечение всеобщего основного образования.
  1. Работа с педкадрами по повышению квалификации.
  2. Работа с родителями и общественностью.
  3. МТБ и финансовое обеспечение образовательного процесса.
  4. Управление достижением оптимальных конечных результатов.
  1. Образовательные программы школы.
  2. Учебный план школы на учебный год.
  3. Планы структурных подразделений: библиотеки, психолога, социального педагога, ШМО, др.
  4. План общественных организаций: родительского комитета, попечительского совета, др.

Апробация различных подходов к отбору разделов годового плана показала, что наиболее эффективным является конструирование его по коллективам, т. к. в таком случае план получается целостным (охватывает всех участников образовательного процесса), компактным (исключает обилие разделов плана). Структура такого плана отличается научно обоснованным системным подходом к его моделированию.

Главное в плане работы школы – его содержание. Форма планирования выполняет подчиненную роль. Рабочим документом план может стать лишь при наличии удобной для пользователя формы. Опыт убеждает, что это графическое планирование, его достоинствами являются четкость содержания основных просматриваемых разделов планирования, наглядность, что исключает возможность дублирования мероприятий по срокам и исполнителям

В содержании плана всегда можно выделить периодически повторяющиеся мероприятия, дела. Эта особенность дает возможность в основу технологии ежегодного планирования работы школы заложить комплексный подход, разбив эту работу на 3 этапа.

  1. Планирование ежемесячно повторяющихся дел, определяемых спецификой функционирования школы как образовательного учреждения и особенностями каждого месяца учебного года.
  2. Планирование сложившихся традиций школы, отражающих ее индивидуальность и неповторимость.
  3. Завершается планирование разработкой новой системой мер под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности школы за предыдущий учебный год.

Подобный подход к планированию позволяет ежегодно обновлять лишь определенную часть плана и концентрировать внимание на мероприятиях под новые цели и задачи. Так обеспечивается развитие школьных традиций, преемственность и целостность содержания плана

  1. Протоколы заседаний педагогического совета, совещаний при директоре, совещаний при ЗД УВР и ВР, методического совета, ШМО.
  2. Протоколы заседаний общешкольных родительских и ученических собраний
  3. Справки по итогам проверки ВШК за учебной и внеклассной работой
  4. Итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников.
  5. Итоги достижений педагогов и учащихся.
  6. Материалы по аттестации ОУ, по аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, статистические документы
  7. Материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей.
  8. Результаты углубленных медицинских осмотров учащихся, мониторинг состояния здоровья.
  9. Справки по состоянию учебно-материальной базы

Программа изучения годового плана работы школы

1. Отвечает ли структура плана поставленным основным задачам школы.

2. Форма плана, рациональность ее выбора.

  • качество знаний учащихся и причины их снижения или повышения
  • уровень воспитанности учащихся
  • состояние учебно-материальной базы и ее влияние на учебно-воспитательную работу
  • качество методической работы, и т. д.

4. Каков характер вводной части плана – констатирующий или аналитический

5. Вытекают ли главные задачи годового плана из анализа работы за прошедший период

6. Конкретность и преемственность задач на новый учебный год.

7. Соответствие набора мероприятий намеченным задачам. Имеют ли место обезличенные задания в разделах плана.

8. Как ведется работа по устранению прошлогодних недостатков в работе, учет рекомендаций выше стоящих органов управления, вопросов перспективного развития школы, изучения нормативных документов.

9. Взаимосвязанность и комплексность основных разделов плана.

10. Наличие методов и форм оперативного контроля за выполнением плана

Цель анализа работы образовательного учреждения – сформировать аналитическое обоснование для планирования, цели и задачи на предстоящий год, для чего необходимо вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности.

Аналитическая компетентность руководителя школы является непреложным компонентом управленческой деятельности.

Руководитель образовательного учреждения должен ЗНАТЬ структуру и содержание аналитического процесса и понимать, в чем смысл, каковы цели, с помощью каких операций осуществляется аналитический процесс (анализ, исследование происходящих процессов, синтез как обобщение детально проанализированных позиций).

Руководитель должен УМЕТЬ организовать аналитический процесс, целесообразно и рационально делегировать часть функций по организации учебно-воспитательного процесса и контролю.

Руководитель должен НЕСТИ ответственность за результаты аналитического процесса в ОУ.


Аналитическая деятельность руководителя осуществляется ради реального осмысления и понимания управленческой и исполнительской командой проблем и противоречий, возникающих в процессе функционирования и развития ОУ. Аналитическая деятельность становится одним из показателей эффективности управленческой деятельности.

Аналитические действия руководителя должны быть направлены на выявление реальных проблем и причины их возникновения, на постановку задач и их ранжирование с позиций реальных возможностей обеспечения их решения с учетом конкретных условий ОУ, учебного года, контингента учащихся, прочих условий.

Аналитические операции должны соответствовать целям и направленности аналитических действий, реальным кадровым, мотивационным и организационным условиям ОУ.

Итоги аналитической деятельности – четкость поставленных целей и задач, от чего и будет зависеть результативность их выполнения.

Пожалуй, самым трудным и ответственным для руководства школы и педагогического коллектива является определение целей и задач школы на новый учебный год. Эта операция завершает аналитическую деятельность. Главное здесь – указать, что и когда (цель), а не почему и как (задача) следует достичь. Типичная ошибка заключается в том, опустив формулировку целей, руководители начинают с постановки задач, что научно не обоснованно, т. к. второе должно истекать из первого. В итоге нарушение логики целеполагания занижает уровень целеосуществления. Исходное условие предупреждения формализма в планировании работы на учебный год – постановка важнейших целей на основе глубокого педагогического анализа достигнутого результата с их последующим разложением на конкретные, промежуточные цели и отражением в задачах школы.

  • конкретность (ощутимость результата)
  • реальность (достижимость результата)
  • контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата)
  • преемственность

При определении целей важно устанавливать, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами, каковы сроки достижения. Вот почему в структуре цели при ее разработке необходимо четко выделить предмет и результат преобразования.

Задачи в отличие от целей содержат не только предмет, средства и результат преобразования, но и способы его достижения.

Набор указанных компонентов при формулировании цели или задачи обязательно сохраняется в полном объеме, а последовательность включения в формулировку может быть различной, например:

В годовом плане школы должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий. Содержание аналитической части годового плана должно глубоко, убедительно и полно рассматриваться в связи с итогами прошедшего года. Недостаточно серьезное отношение к анализу итогов учебного года приводит к планированию случайных и порой ненужных мероприятий. В аналитической части плана необходимо четко сформулировать выводы с применением количественных показателей и качественных характеристик.

  • глубина, конкретность
  • четкость построения по разделам годового плана
  • логическая последовательность изложения
  • аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательность суждений
  • динамика, сравнение с итогами предыдущего года
  • обязательное применение таблиц, графиков, диаграмм

Перспективный план аттестации педагогических работников

МО/ФИО учителя 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006-07
Начальные классы ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО
Русский язык и литература
Татарский язык и литература
Математика / ОИВТ
Физика/астрономия
Химия
Биология
География
История
Иностранный язык
Технология
Музыка
ИЗО/черчение
Физкультура/СОЗ /ОБЖ
Библиотекарь
Психолог
Руководители

Основные направления анализа работы образовательного учреждения можно проследить по структуре плана.

Учебно-воспитательный процесс – одно из важнейших звеньев системы управления школой: Подробнее остановлюсь на анализе работы с педагогическими кадрами. Научно обоснованный анализ работы учителя является основой совершенствования учебного процесса, планирования методической работы. В структуре анализа плана – это результат работы по повышению педагогического мастерства. Основа успешной работы - правильно выбранная система управления кадрами. При анализе, учитывая методическую тему школы и муниципального управления образованием, следует показать, как был обеспечен оптимальный уровень квалификации педагогических кадров, необходимый для успешного развития школы, каковы итоги внедрения инновационных, педагогических технологий обучения и воспитания.

Анализируется уровень творческой отдачи учителей 1 к/к и высшей к/к, формы повышения методической и педагогической культуры. Очень важно иметь перспективный план аттестации педагогических работников, который позволяет регулировать прохождение аттестации.

Администрация школы должна владеть данными обо всех, даже не очень значимых результатах работы учителя, победах и промахах. Диагностические карты упрощают этот процесс, а также способствуют целенаправленной методической работе с кадрами. Необходимо установить связь между деятельностью учителя и результатом его труда, выраженными в умственном развитии, культуре, эрудиции учащихся. Всякие факты, полученные при анализе, должны быть осмыслены, приведены к единой идее, из которой потом вытекают рекомендации.

Чтобы сделать вывод о том, какие факторы стимулируют творческий труд педагогов, а что препятствует эффективному труду, необходимо проанализировать эффективность работы методического совета, проблемно-теоретических семинаров, творческих групп, ШМО, педагогических советов, самообразовательной работы; рассмотреть итоги распространения ППО, результаты аттестации; оценить уровень креативности педагогов через участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, работу в составе ГМО, публикации в научно-методических сборниках, участии в образовательных проектах. Обязательному анализу и контролю подлежит уровень квалификации педагогических работников. Динамику изменений можно проследить через таблицу


Читайте также: