Крик и плач новорожденного как врожденные предпосылки речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зачем ребенку кричать? Как распознать, почему ребенок кричит? И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Характерно, что младенческие крики бесконечно вариативны по своим
акустическим свойствам: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет
двух детей, крики которых подобны.

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
2. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
3. Кушнир Н. Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни // Вопр. психол. — 1994. — № 3. — С.34-51.
4. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М., Просвещение, 1991. — 96 с.
5. Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы/ Н.Г. Манелис // Шк. здоровья. -1999. -N 2. - C. 6-22
6. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб: Питер, 2001. 256 с.
7. Чудинова Е. В. Развитие крика младенца // Журн. высш. нервн. деят. — 1986. — № 3. — С. 441-449.
8. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь, 2006, №8, с.39-43.

Большинство исследователей в качестве особой подготовительной стадии развития речи рассматривают предречевой период жизни ребенка.

8.1.1. Ранние младенческие вокализации. Крик-плач

Основой начального предречевого общения являются ранние младенческие вокализации (младенческий крик-плач). Указания на отношение младенческих криков к предречевому этапу развития речи содержатся уже в ранних работах, посвященных этому вопросу [86]. Современные исследования Р. В. Тонковой-Ям-польской интонационной структуры крика-плача методом электроакустического анализа позволили говорить о единстве физиологических механизмов крика-плача и первичных речевых сигналов [94].

В первые месяцы жизни младенческий крик-плач, как довербальное средство общения, проходит определенные этапы в своем развитии. Вначале, в период новорожденности, крик-плач — лишь отрицательная эмоциональная реакция, свидетельствующая о физиологических потребностях ребенка. Однако, начиная со 2-3-го месяца жизни, по характеру крика ребенка можно определить причину его беспокойства (голод, боль, мокрые пеленки и т. д.). В возрасте 12-13 нед можно говорить о превращении младенческого крика-плача в просьбу. Крик-плач младенца может возникнуть также как реакция гнева и протеста в ответ на прекращение общения с ребенком или ограничение свободы движений. С 10-12 нед жизни появляется хныканье, несущее значение реакции недовольства. Хныканье, в отличие от крика, прерывисто, меньше сопровождается двигательным возбуждением.

Коммуникативные свойства крика-плача обеспечивает его интонационная составляющая, являющаяся первым наиболее устойчивым параметром вокализаций, механизм которой закреплен в особой интонационной зоне коры больших полушарий. Первичный интонационный рисунок имеется уже в первом крике новорожденного, трансформирующийся впоследствии в интонацию недовольства. В течение первого года жизни происходит усвоение других языковых интонаций. Процесс этот носит закономерный характер. Последовательность и сроки появления различных интонаций в достаточной мере сходны у разных детей [94].

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
2. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
3. Кушнир Н. Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни // Вопр. психол. — 1994. — № 3. — С.34-51.
4. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М., Просвещение, 1991. — 96 с.
5. Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы/ Н.Г. Манелис // Шк. здоровья. -1999. -N 2. - C. 6-22
6. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб: Питер, 2001. 256 с.
7. Чудинова Е. В. Развитие крика младенца // Журн. высш. нервн. деят. — 1986. — № 3. — С. 441-449.
8. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь, 2006, №8, с.39-43.

Статья Марианны Лынской про значение крика новорожденного

Зачем ребенку кричать? Как распознать, почему ребенок кричит? И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Характерно, что младенческие крики бесконечно вариативны по своим акустическим свойствам: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет двух детей, крики которых подобны.

Признаки речевого дизонтогенеза на этапе детских криков-плачей:

Читайте также: