Краткосрочный план урока по теме категорий глагола

Обновлено: 04.07.2024

Данный краткосрочный план составлен по новой обновленной программе. В краткосрочном плана рассматривается пути достижения таких целей: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Закрепление основных сведений о глаголе, повторение грамматических признаков глагола. Дать понятие о разноспрягаемых глаголах.

ВложениеРазмер
Данный краткосрочный план составлен по новой обновленной программе. В краткосрочном плана рассматривается пути достижения таких 31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Глагол. Глагол как часть речи. Общее понятие о глаголе

Ф.И.О. преподавателя: Даулеткулова Динара Ержанқызы

Цели обучения, которым посвящен урок

Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

Закрепление основных сведений о глаголе, повторение грамматических признаков глагола. Дать понятие о разноспрягаемых глаголах.

Все учащиеся смогут:

Знать о глаголе;

Уметь работать самостоятельно: добывать нужную информацию, донести материал до слушателей(учеников).

Большинство учащихся смогут:

Умение высказывать своё мнение, доказывать сказанное. Высказывать простые оценочные суждения.

Некоторые учащихся смогут (для сильных):

Определять тексты разных жанров;

Отвечать на вопросы;

Учащиеся могут иметь определенную лексическую базу знаний по теме. Могут вступать в диалог, понимать слова и фразы в речи, небольшие тексты из 5-6 простых предложений , связанных между собой по смыслу.

- строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы: глагол-етістік, разноспрягаемые глаголы, флейта,дрозд,тарантул,калач, глаголы,гений, хотеть, бежать,есть, дать,

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения :

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.

2. Стадия вызова — целеполагание

Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

Повар -…, врач - …. учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - . ветер - …, гром - …, молния - . трава - . дождь - …, огонь - …, солнце - . вода - ..

3. Ознакомление с новым материалом.

Объеденитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

4. Смысловая стадия

Упр.396. Прочитайте. Как вы думаете, для чего нужна музыка человеку? Укажите количество глаголов в данном тексте.

Работа над теоретическим материалом.

Рассмотрите таблицу. Объясните, почему глаголы хотеть , бежать являются разноспрягаемыми.

Работа в рабочей тетради.

Упр.401. Спишите, вставляя в нужной форме глагол бежать . Объясните его значение.

Упр.402. Прочитайте. Что вы узнали об употреблении глаголов есть и кушать ? Как звучат эти глаголы на родном и английском языках?

(П) Работа в парах. Прочитайте диалог по ролям. Кто и кому мог так сказать? Найдите разноспрягаемые глаголы и приведите другие их формы. Переведите данный диалог на родной и английский языки.

Упр.403. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите фразеологизмы. Укажите вид, лицо и число разноспрягаемых глаголов.

Представь, что вы с друзьями оказались на лугу. Расскажи о цветах (ромашка, колокольчик, розы) на лугу, используя глаголы, которые обозначают цвет (белеть, синеть), опиши звуки, которые вы услышали на лугу, с помощью глаголов (жужжать, шипеть). Укажи лицо и число глаголов.

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. Ученики делятся на 3 группы. У каждой группы должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. Суть игры состоит в том, чтобы составить сказку о морфологии. В конце каждая группа зачитывает свой вариант сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

краткосрочный план по русскому языку 10 класса на тему: Виды глагола.

Дата: 10.-12.02.2016 г. Класс: 10 А,Б

Тема: Виды глагола.

Цель урока: Совершенствовать знания учащихся правильно употреблять в речи виды глагола, уметь различать видовые пары глаголов, развивать связную речь учащихся, умение определять его грамматические формы, развивать творческую активность учащихся, умение оценивать себя и одноклассников, создать атмосферу сотрудничества.

Ожидаемые результаты для учащихся: Учащиеся умеют употреблять в речи виды глагола, составляют с ними предложения, логически мыслят, работают с текстом, составляют вопросы к предложениям, пересказывают, развиваются коммуникативные способности, умение работать в паре, оценивают свою деятельность

Основные идеи, отработанные по теме урока: Навыки самостоятельного обучения, обучения в группе и в паре, оценивание.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Стадия вызова. Организационный момент. Психологический настрой.

Деление на группы по 5 учеников.

2 группа:совершенный вид

Ознакомление с листом оценивания

Мы к уроку готовы, начинаем работать.

И как вы думаете, какая сегодня тема урока ?

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Деление на группы по 5 учеников.

2 группа:2 спряжение

В каждой группе выбирают лидера группы

1.-Какие предложения называют безличными предложениями? Приведите примеры.

2.-Чем являются в предложении безличные глаголы? Приведите примеры.

3.- Что обозначают безличные глаголы?

4.-Если безличные глаголы употребляются в изъявительном наклонении, то стоит в каких формах? Приведите примеры.

5.-Расскажите употребление глаголов в условном наклонении и в нопределённой форме. Приведите примеры.

3.-Чем 6.-Чем различаются безличные глаголы от личных глалолов? Приведите примеры.

Ученики проверяют домашнюю работу. Учитель или сильные учащиеся задают вопросы уч-ся по парам , если он не отвечает сами отвечает на эти же вопросы.

III. Мотивационный момент урока
1.-Скажите, какое действие совершаю я на данный момент? (Вы пишете предложение) У меня действие совершено или несовершенно, как вы считаете? НЕ СОВЕРШЕНО
-А теперь какое действие совершила я ? (Вы написали предложения). Значит действие СОВЕРШЕНО. МОЛОДЦЫ.

Значит, познакомимся с глаголами с несовершенного и совершенного вида.

Учащиеся в парах обмениваются знаниями и записывают то, что они знают о глаголе совершенного и несовершенного вида

Вопросы 1 команде:1. Что такое глагол ?

2. Что он обозначает?3. Что такое глаголы несовершенного вида?4. Какие формы имеет глаголы несовершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы несовершенного стиля? Приведите примеры.

Вопросы 2 группе: 1. Что такое неопределенная форма глагола?2. Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?3.Что такое глаголы совершенного вида? 4. Какие формы имеет глаголы совершенного вида? Приведите примеры.

5. . В каком стиле употребляются глаголы совершенного стиля? Приведите примеры.

Спикер каждой группы защищает мини-проект.

Идёт взаимооценивание групп с помощью цветных фишек

Опорный теорети-ческий мате-риал, учебник

Танцевальная минутка

Ученики танцуют

Несовершенный вид

Совершенный вид

Проводится работа в парах с взаимопроверкой

IV.Закрепление урока. Дифференцирован-ная работа в группах. Оценивание стикерами: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3

1 группа. Упр.108, стр.110 (устно). Образуйте форму будущего времени следующих глаголов

Дописать, рассказывать, закончить, звонить, позвонить, изучать, заниматься.

2 группа. Упр.108, стр.110 (устно). Образуйте форму будущего времени следующих глаголов

Беречь, закрыть, отдыхать, отдохнуть, гулять, принести.

Самостоятельная работа группа

Упр.111, стр.110 (пись). Спишите предложения . Раскройте скобки, поставив глаголы в будущем времени . Укажите вид глагола.

Упр.112, стр. 63 Найдите и справьте ошибки

Учащиеся проявляют свои способности по данной теме.

Выполнение задание в группе

1 группа. Упр.108, стр.110 (устно). Образуйте форму будущего времени следующих глаголов

Дописать - допишу, рассказывать -буду рассказывать, закончить - закончу, звонить – буду звонить, позвонить - позвоню, изучать – буду изучать , заниматься – буду заниматься.

2 группа. Упр.108, стр.110 (устно). Образуйте форму будущего времени следующих глаголов

Беречь – буду беречь, закрыть - закрою, буду отдыхать, отдохнуть - отдохну, гулять – буду гулять, принести - принесу.

V. Итог урока. Этап рефлексии: Пишут на стикерах. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответы

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого урока?

Оценивают работу своих одноклассников сигнальными фишками:красный-5, зелёный-4, жёлтый- три

Записывают домашнюю работу в дневниках.

Положительные стороны урока:__________________________________________________

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

Оқу ісі жөніндегі орынбасары:

1.-Какие предложения называют безличными предложениями? Приведите примеры.

2.-Чем являются в предложении безличные глаголы? Приведите примеры.

3.- Что обозначают безличные глаголы?

4.-Если безличные глаголы употребляются в изъявительном наклонении, то стоит в каких формах? Приведите примеры.

5.-Расскажите употребление глаголов в условном наклонении и в нопределённой форме. Приведите примеры.

6.-Чем различаются безличные глаголы от личных глалолов? Приведите примеры.

1.-Какие предложения называют безличными предложениями? Приведите примеры.

2.-Чем являются в предложении безличные глаголы? Приведите примеры.

3.- Что обозначают безличные глаголы?

4.-Если безличные глаголы употребляются в изъявительном наклонении, то стоит в каких формах? Приведите примеры.

5.-Расскажите употребление глаголов в условном наклонении и в нопределённой форме. Приведите примеры.

6.-Чем различаются безличные глаголы от личных глалолов? Приведите примеры.

1.-Какие предложения называют безличными предложениями? Приведите примеры.

2.-Чем являются в предложении безличные глаголы? Приведите примеры.

3.- Что обозначают безличные глаголы?

4.-Если безличные глаголы употребляются в изъявительном наклонении, то стоит в каких формах? Приведите примеры.

5.-Расскажите употребление глаголов в условном наклонении и в нопределённой форме. Приведите примеры.

6.-Чем различаются безличные глаголы от личных глалолов? Приведите примеры.

Вопросы 1 команде:1. Что такое глагол ?2. Что он обозначает?

3. Что такое глаголы несовершенного вида?4. Какие формы имеет глаголы несовершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы несовершенного стиля? Приведите примеры.

Вопросы 2 группе: 1. Что такое неопределенная форма глагола?

2. Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?

3.Что такое глаголы совершенного вида? 4. Какие формы имеет глаголы совершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы совершенного стиля? Приведите примеры

Вопросы 1 команде:1. Что такое глагол ?2. Что он обозначает?

3. Что такое глаголы несовершенного вида?4. Какие формы имеет глаголы несовершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы несовершенного стиля? Приведите примеры.

Вопросы 2 группе: 1. Что такое неопределенная форма глагола?

2. Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?

3.Что такое глаголы совершенного вида? 4. Какие формы имеет глаголы совершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы совершенного стиля? Приведите примеры

Вопросы 1 команде:1. Что такое глагол ?2. Что он обозначает?

3. Что такое глаголы несовершенного вида?4. Какие формы имеет глаголы несовершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы несовершенного стиля? Приведите примеры.

Вопросы 2 группе: 1. Что такое неопределенная форма глагола?

2. Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?3.Что такое глаголы совершенного вида? 4. Какие формы имеет глаголы совершенного вида? Приведите примеры. 5. В каком стиле употребляются глаголы совершенного стиля? Приведите примеры

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета, состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос – что делать?, когда действие не завершено. Глаголы несовершенного вида имеют формы прошедшего, настоящего и будущего сложного времени. Например: что делал? читал; что делаю? читаю; что буду делать? помогать. В научном стиле чаще употребляются глаголы несовершенного вида как более отвлечённо – обобщённые по значению, чем глаголы совершенного вида: кислота разъедает и т.п.

2. Неопределённая форма глагола- это глаголы начальной формы для всей системы глагола, она не показывает ни времени, ни рода , числа и лица, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и имеет следующие окончания : ть – играть, ти- нести, нулевое окончание чь – беречь.

Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и простого будущего времени. Например: что сделал? прочитал; что сделаю? Прочитаю. Глаголы совершенного вида в научной речи используются чаще в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое по значению синонимично настоящему вневременному с ослабленным видовым значением: рассмотрим (рассматриваем)…; докажем (доказываем), что…; уравнение примет (принимает) вид и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока построена по технологии критического мышления.

Игильманова Гулжан Рамазановна портфолио учителя КСП

город Уральск 08.04.2017 г.

Директор школы: Дилмагамбетов М.Е

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков

Игильманова Гулжан Рамазановна
СОШ №4

Тренер: Коровина Светлана Валерьевна

Директор школы: Дилмагамбетов М.Е

Краткосрочный план (русский язык)

Игильманова Гулжан Рамазановна
СОШ №4

Тренер: Коровина Светлана Валерьевна

Дата проведения: 9 марта 2017 года

Глагол. Неопределенная форма глагола.

Повторение известных признаков глагола

-Развитие умения находить в предложении глаголы

-Обогащение словарного запаса

- Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Учащиеся должны знать, что такое глагол, уметь определять

морфологические признаки глагола,синтаксическую роль в предложении,

самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме;

работать в парах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы

Начало урока-15 мин

Середина урока- 25

Организационный момент (3 мин)

Цель: объективная оценка, обратная связь

Учитель:Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

Ученик:Выбирает цветные полоски

Деление на 3 группы ( по глаголам-идти, прыгать, танцевать)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.(5мин)

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Заполнение 1 колонки таблицы ЗХУ

2. Мотивация к учебной деятельности (5мин)

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации
Учитель: Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам ….. (глагол)

Учитель: - О какой части речи пойдёт разговор на уроке? Как вы догадались?

Заполнение 2 колонки таблицы ЗХУ.

Новая тема. Стратегия ДЖИКСО. (7 минут) отец: 1-3 мама: 4-5 сестра: 6 (постоянные признаки) брат: 6 (непостоянные признаки)

Учитель:- Ребята, перед вами информационный текст о глаголах, прочитайте этот текст, потом каждый член домашней группы будет объяснять нам, то что они прочитали.

После каждый член домашней группы расходятся по отдельным группам и объясняют информационный текст.

Информационный текст

2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский.

3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

6. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе

в).возвратность и невозвратность(возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .

2)Непостоянные признаки:

а) наклонение: изъявительное, условное, повелительное

б) время: настоящее (что делает? Что делают?),прошедшее (что делал (а,о )?),будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО)

Объяснение прочитанного. (6 минут)

Объяснение учителем новой темы по учебнику страница 166.

Практическая часть

1.Работа с учебником (7мин)

Учитель: выполните упражнения по группам

1 группа-упражнение 380

2 группа-упражнение 381

3 группа-упражнение 382

Ученики: выполняют упражнения

Повторяем за мной.

-Хорошо,что солнце светит!

-Хорошо!

-Хорошо,что дует ветер!

- Хорошо!

-Хорошо идти с друзьями!

-Хорошо!

Хорошо прижаться к маме!

- Хорошо!

-Хорошо кружиться в танце!

-Хорошо!

Хорошо быть Казахстанцем!

- Хорошо!

На какие вопросы может отвечать глагол?

Что обозначает глагол как часть речи?

Какие морфологические признаки имеет глагол?

Как он изменяется?

2.Работа с текстом . упр. 377(10м)

Учитель : Прочитайте текст.

1 группа: выпишите глаголы прошедшего времени.

2 группа: обозначьте число и род глаголов прошедшего времени.

3 группа: стратегия ИНСЕРТ.

Знаки для маркировки текста:

“ - “ - вызывает у меня сомнение

Ученики: Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы.

В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)


Урок по русскому языку 2 класс. Учебник Атамура 2013.

Содержимое разработки

Глагол – как часть речи.

Изучение нового материала.

Упражнение в определении глаголов в тексте.

Развивать умение правильно ставить вопросы к глаголам.

Воспитывать интерес к русскому языку.

К окончанию урока учащиеся должны знать: что такое глагол.

Методы и методические приемы.

Информационно-сообщающий ; объяснительный; побуждающий; практический, поисковый, наглядный.

карточки для индивидуальной работы.

Этапы урока, время.

Приветствие учащихся. Проверка посещаемости. Психологический настрой на работу.

Приветствие учителя. Подготовка к уроку. Повторение пройденного.

2.Проверка домашнего задания.

- Что называется именем прилагательным?

- Как изменяются имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Приведи примеры имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Отвечают на вопросы правилом.

3.Изучение нового материала.

Минутка чистописания: Кк

1) Фронтальный опрос:

- Что такое глагол?

- Что он обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

2) Образуйте от существительных глаголы

Говор, ходьба, стук, звук, смех, плач, лётчик.

Определите, к какой части речи относится слово:

Интересный, музыка, ветер, слышит, главная, поездка, мастерит, дует, кудрявые, белеет.

Работа по учебнику:

1) Стр. 208 упр. 528. Прочитай текст. Найди глаголы. Определи, от какого слова нужно задавать вопрос к каждому глаголу. Какой частью речи является это слово? Назови.

2) Упр. 529. Отгадай загадку. Запиши. Найди и подчеркни глаголы.

Ведут запись в тетради.

Отвечают на вопросы.

Запись под диктовку:

Весной деревья зеленеют, а осенью желтеют. Белобоки сороки сидели на сучке и резко стрекотали. Кот мягко подпрыгнул и впился в мышку.

Читайте также: