Краткосрочный план урока по литературному чтению

Обновлено: 01.07.2024

Цель: Создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства.

Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.

Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столах должно лежать: учебник по литературе, ручка, карандаш простой, дневник.

Все готово, садитесь

Готовятся к уроку

-Прослушайте произведение, постарайтесь определить его настроение, а кто его написал, мы узнаем позже (звучит пьеса Чайковского)

-Какое настроение передал композитор?

-Сейчас перед вами строки из стихотворений, которые нужно прочитать с интонацией из произведения, напомните мне, какое настроение вы определили?

На дворе звенит капель.

Скоро выйдут муравьи.

-Прослушайте следующее произведение и определите его настроение

-Какое настроение передал композитор?

-Прочтем строки с этой интонацией

Бежал ручей по камешкам.

Проверка домашнего задания

-Какие у вас яркие рисунки, а какие цвета вы использовали?

-Почему вы использовали именно эти цвета?

-Вы побыли художниками, а как вы думаете, кем мы побудем с вами сегодня?

-Какой у нас урок?

-Кто пишет литературные произведения?

-Верно, а как вы думаете с чем мы будем работать?

-Правильно, сегодня мы будем работать с текстом и побудем поэтами

2. Выразительное чтение стихотворения.

Использовали яркие цвета

Потому что весна, все расцветает

Предполагают кем они будут

Регулятивные УУД: уметь сравнивать свои работы с работами одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя.

Изучение нового материала

1. Речевая минутка.

– Прочтите слова сначала по слогам, затем слитно

-Ребята, слова с которыми мы с вами работали на разминке, были взяты из стихотворения, с которым мы сейчас познакомимся

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

-Как вы думаете, какое настроение будет у этого стихотворения?

-Сейчас внимательно послушайте стихотворение и определите, угадали ли с выбранным в начале настроением

-Вы прослушали сейчас стихотворение, как вы думаете угадали ли вы с его настроением?

-Тогда какое же настроение у этого стихотворения?

– О чём это стихотворение?

– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.

-С каким настроением мы будем читать это стихотворение?

– Кто сможет прочесть стихотворение, передавая настроение поэта.

-Во что превратились слезы снегурочки?

– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?

-Найдите эти строки, как вы думаете, с каким настроением мы будем их читать? зачитайте

– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами? Или у вас есть свои варианты, как можно назвать эти цветы?

-Ребята как нам помог поэт определить настроение стихотворения?

-Какими средствами он это сделал?

-Мы с вами определили настроение стихотворения, давайте послушаем, какое настроение заложил композитор в своем произведении

-мы с вами начали наш урок с произведения Чайковского, сейчас посмотрим видео

-В следующем стихотворении тоже говориться о подснежниках, а о чем еще говорится, мы узнаем, когда прочтем стихотворение

– Давайте послушаем и определим, какое настроение заложил композитор в своем произведении?

– Что вы представили, слушая эту музыку?

– Кто автор следующего стихотворения?

– Прочтите название стихотворения.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

– О каких приметах весны вы прочли?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

-перед тем как прочитать это стихотворение, обратите внимания на знаки, какие знаки присутствуют?

-В каком предложении? Зачитайте

-А как вы думаете, почему автор повторяет два раза слова апрель?

– Прочтите стихотворение самостоятельно. -Какое настроение передаёт это стихотворение?

-Приготовьте выразительное чтение

– Прочтите стихотворение выразительно.

-Ребята, а какие слова вам были не понятны?

-Что нам помогло понять то настроение, которое хотел предать нам автор?

Включаю видео Чайковского – Апрель

Сегодня в начале урока мы уже слушали это произведение, давайте посмотрим видео ряд и попробуем подвигаться под эту музыку

-Какие движения у нас будут под это произведение?

-Попробуйте теперь потанцевать, сначала головой плавные движения, затем правой рукой, представьте, что ваша рука подснежник, сделайте пару плавных движений, теперь другой рукой

Предполагают настроение стихотворение

Про то, как снегурочка зиму провожала

С разным настроением

Потому что поэт передает разное настроение

Один ребенок читает стихотворение

Со слезами снегурочки

Говорят свои варианты

Предлагают свои варианты

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

Он передает радость, что весна пришла

Радостное, природа просыпается

– Объясните значение слов:

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

ВалЕжник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идёт.

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам.

Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы и в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Продолжение изучения нового материала.

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

-Включаю аудио стихотворения

-Прослушайте стих и представьте иллюстрацию к нему

– Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов

– Какие слова помогли представить ручей?

– Какое настроение вы выберите для прочтения этого стихотворения?

-Спрашиваю одного ученика прочесть

2. Совершенствование техники чтения.

– Какие растения цветут весной?

– Что вы знаете об этих растениях?

Бежал, лежал, помчался, уснул, прыг, утонул

Первый весенний цветок

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме и оценивать правильность выполненных

-Наш урок подходит к концу, давайте вспомним

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– О чём эти произведения?

– Какое из них вам понравилось больше всего?

-Что происходило в этих стихотворениях?

-Открываем дневники, зписываем д\з

Все эти произведения о весне

Отвечают на вопросы учителя

Подготовить иллюстрацию к стихотворению; выучить стихотворение наизусть (по выбору).

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, формулировать вопросы для получения необходимой информации, сравнивать полученные ответы.

Предварительный просмотр:

Образовательная программа: Школа России

Тип урока: изучение новых знаний

1. Образовательная: учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; отрабатывать навыки выразительного чтения; расширить знания о насекомых; учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

2. Развивающая: развивать память, речь, внимание; бережное отношение к природе и насекомым.

3. Воспитательная:формировать умение различать стихотворения, басню и прозаический научный текст;

Предметные результаты: учащиеся должны уметь читать басню, передавая с помощью интонации настроение поэта; учится видеть и выявлять различия между стилями текстов.

Планируемые метапредметные результаты:

ПознавательныеУУД: воспринимать художественное произведение, выявлять основную мысль произведения;определять эмоциональный характер текста.

РегулятивныеУУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

КоммуникативныеУУД: задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, учитывая позицию собеседника.

Личностные результаты:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.

Формы и методы обучения : фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все учащиеся смогут: писать творческие работы в форме объявления, выбрать из перечня пословицы и поговорки по теме произведения, определять главную мысль художественного произведения и формулировать ее, находить в тексте эпитеты, сравнения, гиперболу, олицетворения, метафоры и определять их роль в тексте;

Большинство учащихся смогут: писать творческие работы в форме заметки, определять и формулировать главную мысль художественного произведения, используя пословицы и поговорки, находить в тексте художественные средства выразительности, определять их роль и приводить свои примеры;

Некоторые учащиеся смогут: писать творческие работы в форме отзыва, самостоятельно формулировать главную мысль художественного произведения при помощи пословиц и поговорок, использовать в творческой работе художественные средства выразительности

Языковые цели

Предметная лексика и терминология: былина, былинный сказ

Полезные слова и сочетания для диалога и записи: богатырь

Формирование ценностей

Здоровьесберегающие технологии и соблюдение техники безопасности

Межпредметные связи

Русский язык: словарная работа, лексическое значение устаревших слов, написание творческой работы

Навыки использования ИКТ

(указывать, если планируете использование)

Предыдущие знания

Учащиеся владеют предварительными знаниями о жанрах устного народного творчества, знают художественные средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола), умеют определять тему и основную мысль прослушанного и прочитанного художественного произведения; характеризовать героя произведения с использованием изобразительно-выразительных средств данного текста; находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя и событие

Краткосрочный план по литературному чтению

2.1.3.1 прогнозировать конец произведения по заголовку и началу.

2.2.3.1 определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и

понимать, в чем он хотел убедить читателей.

2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу –

загадки/сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи

(с помощью учителя).

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

1.Начало урока.

Создание положительного эмоционального настроя:

В круг ребята становитесь,

Дружно за руки не беритесь,

Слушайте скорей загадку,

И скажите мне отгадку.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели.

Если небо хмурится, если дождик льется.

Как это время года зовется?

- Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними);

во всём (безымянными); и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Оценивание эмоционального состояния

Эмоц. настрой

2. Середина урока.

Работа над сквозной темой раздела на уроке.

Актуализация жизненного опыта.

(К) Учитель предлагает подумать, почему первый урок

нового раздела начинается с зарядки?

(П) О чем мы будем вести речь на уроках литературного

Целеполагание.

Цель нашего урока – научиться:

- прогнозировать конец произведения по заголовку и началу;

- определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные

- писать творческую работу по готовым рифмовкам –

(Г) Знакомство со сквозной темой «В здоровом теле –

(К) Учитель предлагает вспомнить, какие знания они

получили в 1 классе по данному разделу. Заполнить 1 и 2


Работа по учебнику.

(П) Рассмотреть иллюстрацию. Составить рассказ.

Развитие связной речи.

Ф.О. Учитель просит поднять правую руку, если удалось

выполнить устно творческую работу.

Работа над литературным произведением: А. Барто

(К) Рассказать об авторе - А. Барто.

1. Фамилия, имя, отчество автора.

3. Для кого писал(-а)?

4. Интересные факты биографии.

(Д) Учитель читает вслух правильно и выразительно начало

(И) Ученики прогнозируют конец стихотворения.

(Г) Читают вслух правильно, сознательно и выразительно.

(К) Отвечают на простые вопросы по содержанию

(П) Составляют свой комплекс упражнений для утренней

(Д, К) Динамическая пауза.

Работа в тетради.

(П) Записать рассказ об авторе.

Агния Львовна Барто – детская поэтесса.

(Г) Придумать конец стихотворения.

(К) Сочинить считалочку.

1, 2, 3, 4 – руки ВЫШЕ, ноги ШИРЕ,

9, 8, 7, 6, 5 – выходи со мной ИГРАТЬ.

записать в тетрадь.

(И) Оценить свою работу на уроке, используя дорожку

Разминка для глаз.

Творческая работа.

(К) Взаимооценка по критериям: творчески, креативно,

интересное выступление-защита проекта.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

Формулируют тему урока, определяют цель урока

Работают в коллективе, группах, парах , выполняют задания под руководством учителя.

--Как часто бываете на природе? Задумывались ли вы,что берете у природы? Не засоряете ли водоемы? Убираете ли после себя мусор?Как назвать тех людей,которые только берут у природы все и не задумываются, что они оставили после себя. Об этом задумался герой рассказа Р.Погодина

Актуализация знаний. Целеполагание.

Слово о писателе

Радий Петрович Погодин (1925-19930) родился в Тверской области,которая славится своими прекрасными пейзажами русских лесов и рек.Эта земля воспитала немало композиторов,художников,поэтов.

Р.П.Погодин - оптимист,человек,который верит в хороших людей,заботится о сохранении природы,ее красоты и могучей силы.Его герои понимают,что природа-это клад,который нужно бережно и разумно тратить.

Работа по учебнику

Анализ содержания рассказа.

Чтение рассказа учащимися по вопросам.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук. - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами друг к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Что вы узнали нового на уроке?

Как нужно относиться к природе?

Домашнее задание: чтение и пересказ,комментирование основной мысли рассказа.

Повышение уровня мотивации у детей с высоким уровнем готовности к обучению и уровнем готовности выше среднего. умеющих читать

Читайте также: