Краткосрочные проекты в детском саду в старшей группе по развитию речи

Обновлено: 05.07.2024

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи: развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: групповой

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019 года)

Вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, мастер-класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ, мастер-класс для педагогов ДОУ.

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:

В перспективе мы планируем продолжать работу по данной теме: совместно с детьми и родителями составлять мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовить презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.

- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;

- обогащение словарного запаса;

- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

Комментарии

Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе мнемотаблицы и дети лучше запоминают тексты. Это видно даже по детям, которые трудно запоминают текст.Очень интересная ваша работа, некоторый материал возьму для своей работы.

Проект : исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Актуальность проекта

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных деятельностей.

• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

• формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;

• развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи. Активизировать словарь детей.

• воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Участники проекта : дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Тип проекта : групповой, среднесрочный

Средства для реализации проекта :

• Беседы и организованная деятельность;

• Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

• Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

• Проведение театрализованных представлений;

• Музыкальные развлечения и праздники.

Этапы проекта.

I этап. Подготовительный (информационно- аналитический) :

• разработка гипотезы, цели и задач проекта;

• подбор методического материала и литературы; •

• пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.

II этап. Основной (практический) :

• работа с детьми;

• работа со специалистами;

• работа с родителями.

• совместные итоговые выставки творческих работ;

III этап. Заключительный.

• анализ результатов реализации проекта;

• презентация проекта;

• размещение информации в СМИ.

План реализации проекта :

1. Подготовительный (информационно- аналитический).

Подготовка и проведение тестирования детей и анкетирования родителей по теме проекта. Формулирование проблемы, постановка цели проекта.

Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе. Подобран методический материал и консультации для родителей.

Осознание проблемы, принятие задач проекта;

Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.

Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта

Деятельность совместно со специалистом:

Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

2. Основной (практический)

Организация работы: индивидуальная работа с детьми, родителями

Игры- имитации и импровизации

(неуклюжий медведь идет к домику, гуси-лебеди летят

литературы, стихов, загадок, ,заучивание стихотворений.

Деятельность совместно со специалистом:

Приглашение на родительское собрание логопеда

Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов:

Нарисовать рисунок совместно с родителями к стихотворению.

Работа над техникой речи.

Организация и проведения

Экскурсии в осенний лес

Создание книги сказок.

Речевые игры с движениями.

Деятельность совместно со специалистом:

Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов:

Организация и проведение Экскурсии в библиотеку

Речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки)

Рекомендации педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов:

3. Заключительный (подведении итогов)

Анализ результатов реализации проекта;

Презентация проекта на педсовете;

Размещение информации в СМИ.

Совместная деятельность педагога-детей-родителей-специалистов:

• будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию, сочинений сказок, заучивание стихотворений;

• будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;

• обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;

• у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;

• у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;

• Сформированы навыки диалогической и монологической речи.

• Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.

• Улучшились отношения детей друг с другом.

• Установлено деловое взаимодействие с родителями.

• Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.

• Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили их в книги.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 "Теремок" Курского муниципального района Ставропольского края

Утверждаю

Баранова Н. В._____________

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи старших дошкольников"

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе "Солнышко" на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (посредством народного творчества )

Актуальность проекта:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

- развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

Задачи проекта:

- Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

- Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

- развитие творческого мышления, детской фантазии.

Ожидаемые результаты:

- активизировалась познавательная деятельность детей.

- пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Тип проекта: творческо - театрализованный.

Продолжительность: 29.01.2018г. - 01.02.2018 г.

Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества , дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.

Этапы реализация краткосрочного проекта:

1 этап - подготовительный

- составление плана работы:

- развитие речи детей средствами народного творчества;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - практический

- работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений , игр-имитаций по теме проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап - заключительный

- работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

- создание тематических папок с приобщением родителей;

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод : коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

План - график реализации проекта:

1-й этап - подготовительный: изучение литературы,

Работа с родителями

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

2-й этап - практический

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

Содержание практической деятельности с детьми

1. оформление книжного уголка.

.4.- занятие по развитию речи "потешки.загадки.сказки".

5. - игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.

6 - предложить детям нарисовать иллюстрации к любимой сказке.

Бабка Ежка – Костяная ножка

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

9. - русский народный танец с ложками.

В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.

"Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок".

"Берегися бед, пока их нет".

"Береженого и бог бережет".

"Здравствуй! Здорово, коли не шутишь".

"И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги".

"Лукавство не велико, а сторожность есть".

1. Дедушка у ФЕДЕНЬКИ

Старенький и СЕДЕНЬКИЙ.

У Анфисы в СЕТКЕ

Детские загадки про колобка.

2. Он от дедушки ушел

И от бабушки ушел.

Только, на беду, в лесу

Встретил хитрую Лису.

3. Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это. ( Колобок)

4. Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался . (Колобок)

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (Колобок)

5. Круглолиц, без рук, без ног,

Он из сказки. (Колобок)

6. На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою — лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный . (Колобок)

3 этап - заключительный.

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Систематически инсценировали сказки, начинали с простых, а затем усложнили, стали обыгрывать более сложные. Через инсценирование сказок старалась вызывать у детей коммуникативную потребность и стремление к общению друг с другом. Почти на каждый детский праздник были включены инсценировки.

На 2018 учебный год поставила определенную цель и задачи для развития связной речи, которые предполагают использование модельных схем : составления творческих рассказов, сочинения сказок, для заучивания стихотворений, пересказа литературных произведений. Используя принцип от простого к сложному.

Взаимодействие с родителями

Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.

Автор проекта: Решетнева Оксана Владимировна.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, информационно - накопительный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательная область:

познание, коммуникация, творчество, социализация, игровая деятельность.

Актуальность проблемы:

Речь детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы односложные, словарный запас не достаточно обширный, при выступлениях на публику присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме выступлений детей, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова.

Цель проекта:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: в группе появились схематичные картинки, что это за картинки и зачем они здесь висят.

Задачи проекта:

Образовательные:

- закреплять умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

- закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие:

- совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта.

- способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Для педагогов:

- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействие с родителями и детьми;

- спланировать работу совместно родителей и детей над проектом

- раздать сказки и стихи родителям, попросить их составить самим схематичные зарисовки и попробовать вместе пересказать или выучить;

- помочь детям научиться самим создавать схемы;

- при необходимости осуществлять практическую помощь;

Для родителей:

- принять участие в выборе темы проекта;

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- выполнять (по желанию) совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ОУ;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

Форма проведения итогового мероприятия проекта: рассказывание сказки с опорой на мнемотаблицу.

Продукты проекта:

Картотека мнемотаблиц, с помощью которых можно устроить КВН или Что? Где? Когда? дома.

Ожидаемые результаты по проекту

сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, самостоятельно искать решение;

сформировать на уровне индивидуального развития ребенка предпосылки к учебной деятельности: развитие памяти, формирование потребности в создании своих мнемотаблиц, формирование навыков коммуникативного общения (развитие желания пользоваться схематичной мнемотаблицой), систематизация знаний о составлении мнемотаблиц;

сотрудничество с родителями;

высокий содержательный уровень проекта;

выход на всероссийский уровень педагогического опыта;

высокая мотивация сотрудничества с родителями;

счастливые и заинтересованные дети с новыми знаниями о мнемотаблицах и мнемодорожках;

возможность активного участия в образовательном процессе;

возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и развитие детской памяти ребенка;

педагогическое образование в области быстрого заучивания стихотворения или сказки.

Действия членов семьи

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов продуктов проекта)

Вхождение в проблему. В группе появились непонятные картинки.

Вопросы детей: - А что это за картинки? Для чего? Почему там какие-то непонятные рисунки?

Рассматривание вместе с детьми. На что это может быть похоже. Попробовать расшифровать вместе с детьми по порядку.

Сформулировать проблему. Как расшифровать эти картинки. При постановке цели определяется продукт проекта. Продукт открытый — сами попробуем расшифровать

картинки. Вводится игровая ситуация и дети по командам пробуют сами расшифровывать разные картинки.

Деятельный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

заучивание по мнемотаблице знакомого произведения.

составление по подгруппам детей знакомых сказок по мнемодорожке, пробовать самим схематически придумывать рисунок, как загадку.

Помощь педагога в решении проблемы и планировании деятельности. Направлять и контролировать ход проекта.

Помощь педагога в схематических зарисовках

Завершающий (презентация продуктов проекта и размышления над новыми знаниями или опытом)

Показ детьми своих зарисовок, детям из других подгрупп,сравнивание конечного результата, выбор победителей.

Подготовка к соревнованиям подгрупп, обмен опытом с другими детьми.

Читайте также: