Кратко изложите суть учения старца филофея воспользуйтесь предложенным внизу планом

Обновлено: 03.07.2024

Филофей написал царю:

Таким образом, формула, произнесенная Филофеем, объединила и выразила две фундаментальные идеи: 1) преемственность царствования и 2) избрание русского народа Богом. Оба они дали приемлемое для своего времени объяснение истории и обоснование возвышения Москвы и ее мессианской роли в будущем.

В 1453 году Константинополь пал под натиском турок, и Константинопольский патриарх оказался в зависимости от мусульманского султана. В России победа турок над Византией совершенно четко связана с принятием греками унии; потеря государственной независимости — это Божья кара, кара за предательство православия. Место, освобожденное в историософском сознании византийским императором, начинает занимать русский правитель, который воспринимается в том же ключе, что и традиционно царь. Отсюда и именование: русских правителей более или менее последовательно называют царем и самодержцем, начиная с Василия II.

В 1473 году Иван III женился на последней византийской принцессе, Софии Палеолог. В это время Москва приняла византийского двуглавого орла в качестве своего государственного герба.

Оставаясь верной православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, теперь успешно защищает свои границы и поднимается в глазах современников еще и благодаря успехам в области дипломатии. Величие и славу Руси Филофей сравнивает с величием и славой Рима и, прежде всего, Византии, которая считалась великой страной в глазах всех русских. Его великолепие, слава и мощь не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.

Основная идея концепции — преемственность московских правителей в христианской православной империи от византийских императоров, которые в свою очередь унаследовали ее от римских императоров. Ход развития этой идеи можно представить следующим образом. Величие Древнего Рима, колоссальный рост и обширность его территории, включавшей почти все известные в то время страны и народы, высокий культурный уровень и успехи романизации заставляли современников верить в совершенство и неизменность созданного порядка (Рим, вечный город, urbs aeterna). Христианство, переняв у языческого Рима идею единого вечного царства, развило ее дальше: новое христианское царство, как образ Царства Небесного на земле, ставило перед собой не только политические, но и религиозные задачи; вместо одного владыки появилось два — светский и духовный.

Трансформация концепции в идеологическую доктрину Московского государства

Влияние доктрины на общественно-политическую жизнь России конца XV и XVI веков

Руководящей идеей Филофея является идея провиденциализма: все, что происходит в истории, все совершается по мудрому руководству Провидения. У Филофея этот взгляд затем перерастает в теократическую систему управления земными царствами, а его политическая идеология основывается на концепции богоизбранного царствования, которое направляет жизнь человечества к конечной цели человеческого существования на земле; избранные Богом люди охраняют истинную религию, открытую Богом. Филофей не показывает полную последовательность мировых империй, но переходит непосредственно к древнему Риму, намекает на его смену Константинополем — вторым Римом — и, наконец, переходит к России, с богохранимой Москвой, этим третьим Римом — и последним.

Влияние доктрины на общественно-политическую жизнь России XIX — начала XX века

1) отсутствие высшей цели общества и государства, которая соответствовала бы христианским идеалам;

2) Отсутствие явного стремления к совершенству;

В. В.В.Розанов: Судьба России — быть пленницей византизма.

В. В. В. Розанов, размышляя о влиянии Византии на Россию, обратил внимание на то, что Россия приняла христианство до разделения Церкви на Восточную и Западную. Однако в течение четырех с половиной веков, с 988 по 1453 год, Россия была связана только с одной Восточной церковью. В результате русские были выведены из старого общехристианского течения в изолированное течение византийского церковного движения. Или, говоря иначе, после Византии русские вошли в тихую историческую глубинку, недоступную для волнений и возрождения.

Таким образом, Розанов четко представляет идею о том, что унаследованный византизм отделил Россию от Запада. Именно он стал главным препятствием на пути интеграции России в цивилизованное мировое сообщество.

Вызов Запада вызвал в России две контрастные социальные реакции, разбросанные в пространстве и времени. Первая реакция была сильно византийской, с православным консерватизмом и социальным изоляционизмом. Самыми ярыми его сторонниками были русские старообрядцы. Другая реакция приняла форму западнической политики Петра I, который стремился поставить православную Россию в один ряд с государствами западного мира, привести ее гражданскую и военную организацию к европейским стандартам, сохранив при этом ее политическую независимость и культурную автономию.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Кратко изложите суть учениястарца Филофея. Воспользуйтесь предложённым внизу планом.
Первый "Рим"-это государстао которое мы знаем как___________________
Причины его гибели__________________
Второй "Рим"__________________
Причины его гибели:__________________
Третий "Рим"___________________
Как виделось его будущее Филофею?______________________
20 баллов

Первый Рим- Римская Империя
Второй Рим- Константинополь
Третий Рим- Москва
Филофей считал, что первый и второй Рим пали, а третий Рим, то есть Москва, стояла, стоит и будет стоять всегда, так как только Москва смогла преодолеть все неприятности, которые были у неё.

Итак, полный провиденциализм и эсхатологизм характеризуют теорию Филофея. Все в истории будет так, как это угодно Господу и как уже во времена Ветхого За­вета указывали пророки. Историческое существование мира ограничено во вре­мени, русское царство будет последним царством в истории, и с концом Руси при­дет и конец всему миру.[9] Это эсхатологическое толкование было вполне в духе чаяний и ожиданий того времени как в России, так и на Западе. Уже перед 1492 годом, то есть, видимо, в годы детства и юности Филофея, на Руси очень многие ожидали конца света, считая, что 1492 год был по библейскому летоисчислению 7000 годом от начала мира. Наступление Страшного суда ожидалось в 7000 году, поскольку 7 и 7000 в Средние века считались числами особенными, мистичес­кими, которые снова сблизят Бога и человека. Многие книжники и богословы Востока и Запала определяли всю жизнь земли в 7000 лет.[10] Но хотя конец мира, предсказываемый на 1492, то есть 7000 год, и не наступил, все же толки и рассуж­дения об исторической, при этом сравнительно короткой ограниченности жиз­ни мира и человечества не прекратились. Пережив 7000 год, некоторые тогдаш­ние философы-богословы стали указывать, что конец мира придет в 8000-м, то есть 2492 году, а другие уверяли, что мир закончит свое развитие и существование в 1666 году, поскольку число 666 многие истолковывали как число Антихриста. Это ожидание конца мира было свойственно всему раннему и средневековому хри­стианству и, несомненно, сыграло значительную роль в развитии реформации. Например, Лютер тоже полагал, что конец мира очень близок, и его призывы ре­лигиозно очиститься были в какой-то степени призывами к покаянию перед близко предстоящим концом для того, чтобы достойно встретить Страшный суд. Ожидание конца мира на Руси в XVI веке не имело значительной роли, но перед наступлением 1666 года, во второй четверти XVII столетия, эти ожидания снова усилились и сыграли значительную роль и развитии русского религиозного движения того времени.[11]

Установление в стране правосудия, равно как и законная реализация власти, — высший долг великого князя перед Богом и людьми. Он, как и его предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и подданные его жили по законам.

Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.

Некоторые исследователи усматривали в идее провиденциализма элементы агрессии, выражение желания распространения влияния России, в той или иной форме, на другие страны. Подобное толкование доктрины Филофея неоправданно. Несомненно, православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству к процветанию. Именно поэтому он прочно связывает с ним судьбу России, чем и объясняется призыв ко всем христианам видеть в лице Москвы оплот православия, а следовательно, защиту и поддержку для каждого из них лично. Но в доктрине отсутствуют призывы к захвату других стран с целью их присоединения к Московскому государству. Нет в ней и речи о том, чтобы отдельные лица, не исповедующие православие, перешли бы в эту религиозную конфессию.

Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила — ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии — оправданием или обоснованием каких-либо агрессий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

190. Что можно посоветовать туристам в следующей ситуации: в автобусном туре по городам Москва – Волгоград автобус сломался и 15 часов стоял на обочине в 150 км от г. Волгоград. В результате осмотр города не состоялся, не было запланированной ночевки в гостинице?

190. Что можно посоветовать туристам в следующей ситуации: в автобусном туре по городам Москва – Волгоград автобус сломался и 15 часов стоял на обочине в 150 км от г. Волгоград. В результате осмотр города не состоялся, не было запланированной ночевки в гостинице? В данной

Раздел третий Общие начала уголовной политики РСФСР

Раздел третий Общие начала уголовной политики РСФСР 6.Общественно-опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против Советского строя или нарушающее правопорядок, установленный Рабоче — Крестьянской властью на переходный к коммунистическому

2.4 Путь третий — доверимся профессионалам

2.4 Путь третий — доверимся профессионалам Такой выбор говорит о том, что для вас важно быть уверенным в надежности сделки и вы хотите получить определенные гарантии. В этом и заключается преимущество агентства недвижимости. Вот эти важные качества.1. Знание рынка

Период третий. Государственное право империи

Период третий. Государственное право империи Отношение к предыдущему периодуСущественные черты периода империи (с начала XVIII в.) заключаются в том, что, соединив в себе постепенно обе половины Руси, став государством общерусским, империя старается изменить московский

Период третий. Уголовное право империи

Период третий. Уголовное право империи Хотя месть преступнику, совершаемая руками частного лица или государства, с древнейших времен предполагает и сознание об общественном вреде преступления, – но первой целью ее остается воздать злом за зло. В последнем периоде

Период третий

Период третий Из предшествующего изложения истории права собственности в первом периоде и в Московском государстве видим, что лицо хотя и медленно, но неуклонно идет по пути завоевания себе самостоятельности в сфере вещных прав. Вековая работа почти уже завершилась

4. ТРЕТИЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ. ПОДГОТОВКА СОБАКИ К РАБОТЕ В ПРАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

4. ТРЕТИЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ. ПОДГОТОВКА СОБАКИ К РАБОТЕ В ПРАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ На третьем этапе дрессировки подготовка собаки должна быть доведена до уровня, позволяющего применять ее в полной мере в практических условиях. Основная задача — увеличение

Третий вариант проведения собрания

Третий вариант проведения собрания Возможна и третья форма голосования — смешанная: те собственники, которые могут собраться в одном месте и в одно время, лично участвуют в собрании, где обсуждают разные вопросы, как включенные, так и не включенные в повестку дня. Однако

Третий том

Третий том Предвосхищая недоуменные возгласы и покручивание пальцем у виска, даже презрительное посвистывание и округлившиеся глаза, хотелось бы вернуть читателя в детство, с тем чтобы вспомнил он свои, конечно же бредовые, как теперь кажется, идеи, в которых не было

Читайте также: