Структура социального проекта в школе

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана.

Именно социальное проектирование является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

ВложениеРазмер
sotsialnoe_proektirovanie.docx 28.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Красное

Кафедра классных руководителей

Подготовила: Комкова Е.Ю.,

кл.руководитель 2И класса

филиала МБОУ СОШ с.Красное

Слайд 1 . В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана.

Именно социальное проектирование является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Слайд 2 . Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач.

Слайд 4 . Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

Субъектами социального проекта становятся дети и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Слайд 5. Основной тезис современного понимания проектной деятельности: всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить.

Слайд 6 . Цель социального проектирования:

- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

- включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими силами.

Слайд 7 . Задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных специальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчёт необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов).

Слайд 8. Результатом социального проектирования должно стать реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.

Социальный проект рассматривается как вид проектной деятельности, на который можно распространить общие для всех проектов теоретические подходы :

  • проектная деятельность является цельной деятельностью, обязательным условием осуществления, которого должно стать достижение логического завершения продукта проектной деятельности;
  • нацеленность на создание конкретного продукта является обязательным условием проектной деятельности;
  • временная и структурная завершенность проекта выступает в качестве одного из ведущих принципов проектной деятельности;
  • проектирование - комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.)
  • данный вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не ее моделирование;
  • проектная деятельность предусматривает прямую связь идей проекта с реальной жизнью;
  • в проектной деятельности активно используется игровой компонент;
  • проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности школьника.

Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого ученика, но и для его ближайшего социального окружения.

Слайд 9. Виды проектов в социальном проектировании.

Слайд 10 . Этапы работы над проектом.

I этап: выбор темы проекта.

II этап: сбор информации.

III этап: обдумывание плана работы над проектом.

IV этап: реализация проекта.

V этап: подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее) и т.д.

VI этап: презентация и защита проекта в классе.

VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

Слайд 11 . Стадии проектной деятельности.

Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Трудность четко формируется, описывается, рассказывается простым, бытовым языком. Трудность обязательно возникает в собственном опыте ребёнка.

Обнаружение корней трудности позволяет сформулировать социальную проблему , разрешение которой может стать предметом социального проекта. Трудность всегда личностно окрашена, имеет уникальность и неповторимость, связанную с опытом данного конкретного человека. Социальная проблема универсальна, распространяется на некую группу людей.

Слайд 12 . Первый шаг. Мы выбираем проблему.
Что такое проблема?

Проблема - от гр. слова - задача, вопрос, загадка, что предложены на разрешение, ситуация разногласия между тем, что хочется, и тем, что есть.

Слайд 13. Для этого выполняем следующие действия:

2. Конкурс кратких планов.

3. Анализ социальной ситуации.

4. Изучение документов.

Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но и являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания.

Слайд 14. Второй шаг . Исследуем проблему.
1. Социологический опрос.

2. Найти людей, которых волнует ваша проблема.

3. Узнать больше о проблеме – изучить законы, публикации СМИ.

4. Получить больше подтверждений и доказательств, что проблема актуальна.

5. Получить советы по её разрешению.

В проекте необходимо:

1. Описать необходимость проекта для объединения, в целом для общества (района).

2. Обозначить обстоятельства, которые побудили написать проект.

3. Определить масштабы проекта.

4. Предъявить статистические и аналитические данные, побудившие написать проект.

5. Определить, чьим интересам и потребностям служит проект.

Название проекта должно отражать то, чем мы собираемся заниматься.

Слайд 15. Актуальность (почему этим надо заниматься).

Описание проблемной ситуации – Выделение противоречий – Формулирование проблемы.

Слайд 16. Выдвигаем гипотезу социального проекта.

Гипотеза - это предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Формулируя гипотезу, разработчик проекта описывает свое предложение - за счет чего может быть разрешена социальная проблема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.

Слад 17. Описание проекта (краткое изложение всей структуры проекта).

Цель должна быть реалистичной и иметь определённые измерители.

Задачи – действия, которые вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта.

Задачи должны начинаться с глаголов: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, создать, обеспечить, разработать, проанализировать, продумать, продолжить…и т.д.

  1. Методы исследования.
  2. Объект исследования.
  3. Целевая группа (на кого рассчитан ваш проект, кому принесет пользу, на кого направлен).
  4. Исполнители проекта (кто будет делать).
  5. Партнеры проекта (сторонние организации).

Сладй 18. Третий шаг. Мы планируем.

На данном этапе составляем календарный план-график, где указываем выполняемую работу, сроки, ответственных и ресурсы.

Слайд 19. Четвёртый шаг. Мы действуем.

1. Выполнение намеченных мероприятий.

2. Рефлексия - анализ результатов работы по проекту.

3. Анализ учащимися стадий подготовки проекта, определение встретившихся трудностей, оценка вклада каждого учащегося, выявление ошибок.

Для организации обсуждения итогов проектной работы могут быть использованы следующие вопросы:

1. Что изменилось в школе после проведения проекта?

2. Может ли проект иметь дальнейшее продолжение? В каком направлении

3. Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также с ожидаемыми результатами?

4. Насколько высока была активность участников проекта?

5. Изменилось ли отношение окружающих к проблеме?

Подводя итог, можно сказать, что с помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс

Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план".

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл.


Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута по теме «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в .


Социальная установка. Структура социальной установки.

Исследование социальных установок.

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

Данная презентация имеет практическое значение для преподавания курса Индивидуальный проект в 10-х или 11-х классах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Социальное проектирование.docx

МБОУ СОШ с.Красное

Кафедра классных руководителей

Подготовила: Комкова Е.Ю.,

кл.руководитель 2И класса

филиала МБОУ СОШ с.Красное

Слайд 1 . В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана.

Именно социальное проектирование является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Слайд 2. Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач.

Слайд 4. Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, потребителю, заказчику; политическое взаимодействие, влияние);

социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская);

социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона).

Субъектами социального проекта становятся дети и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Слайд 5. Основной тезис современного понимания проектной деятельности: всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить.

Слайд 6. Цель социального проектирования:

- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

- включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими силами.

Слайд 7. Задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных специальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчёт необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов).

Слайд 8. Результатом социального проектирования должно стать реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.

Социальный проект рассматривается как вид проектной деятельности, на который можно распространить общие для всех проектов теоретические подходы:

проектная деятельность является цельной деятельностью, обязательным условием осуществления, которого должно стать достижение логического завершения продукта проектной деятельности;

нацеленность на создание конкретного продукта является обязательным условием проектной деятельности;

временная и структурная завершенность проекта выступает в качестве одного из ведущих принципов проектной деятельности;

проектирование - комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.)

данный вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не ее моделирование;

проектная деятельность предусматривает прямую связь идей проекта с реальной жизнью;

в проектной деятельности активно используется игровой компонент;

проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности школьника.

Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого ученика, но и для его ближайшего социального окружения.

Слайд 9. Виды проектов в социальном проектировании.

Слайд 10 . Этапы работы над проектом.

I этап: выбор темы проекта.

II этап: сбор информации.

III этап: обдумывание плана работы над проектом.

IV этап: реализация проекта.

V этап: подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее) и т.д.

VI этап: презентация и защита проекта в классе.

VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

Слайд 11. Стадии проектной деятельности.

Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Трудность четко формируется, описывается, рассказывается простым, бытовым языком. Трудность обязательно возникает в собственном опыте ребёнка.

Обнаружение корней трудности позволяет сформулировать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Трудность всегда личностно окрашена, имеет уникальность и неповторимость, связанную с опытом данного конкретного человека. Социальная проблема универсальна, распространяется на некую группу людей.

Слайд 12. Первый шаг. Мы выбираем проблему.
Что такое проблема?

Проблема - от гр. слова - задача, вопрос, загадка, что предложены на разрешение, ситуация разногласия между тем, что хочется, и тем, что есть.

Слайд 13. Для этого выполняем следующие действия:

2. Конкурс кратких планов.

3. Анализ социальной ситуации.

4. Изучение документов.

Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но и являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания.

Слайд 14. Второй шаг. Исследуем проблему.
1. Социологический опрос.

2. Найти людей, которых волнует ваша проблема.

3. Узнать больше о проблеме – изучить законы, публикации СМИ.

4. Получить больше подтверждений и доказательств, что проблема актуальна.

5. Получить советы по её разрешению.

В проекте необходимо:

1. Описать необходимость проекта для объединения, в целом для общества (района).

2. Обозначить обстоятельства, которые побудили написать проект.

3. Определить масштабы проекта.

4. Предъявить статистические и аналитические данные, побудившие написать проект.

5. Определить, чьим интересам и потребностям служит проект.

Название проекта должно отражать то, чем мы собираемся заниматься.

Слайд 15. Актуальность (почему этим надо заниматься).

Описание проблемной ситуации – Выделение противоречий – Формулирование проблемы.

Слайд 16. Выдвигаем гипотезу социального проекта.

Гипотеза - это предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Формулируя гипотезу, разработчик проекта описывает свое предложение - за счет чего может быть разрешена социальная проблема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.

Слад 17. Описание проекта (краткое изложение всей структуры проекта).

Цель и задачи проекта.

Цель должна быть реалистичной и иметь определённые измерители.

Задачи – действия, которые вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта.

Задачи должны начинаться с глаголов: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, создать, обеспечить, разработать, проанализировать, продумать, продолжить…и т.д.

Целевая группа (на кого рассчитан ваш проект, кому принесет пользу, на кого направлен).

Исполнители проекта (кто будет делать).

Партнеры проекта (сторонние организации).

Сладй 18. Третий шаг. Мы планируем.

На данном этапе составляем календарный план-график, где указываем выполняемую работу, сроки, ответственных и ресурсы.

Слайд 19. Четвёртый шаг. Мы действуем.

1. Выполнение намеченных мероприятий.

2. Рефлексия - анализ результатов работы по проекту.

3. Анализ учащимися стадий подготовки проекта, определение встретившихся трудностей, оценка вклада каждого учащегося, выявление ошибок.

Для организации обсуждения итогов проектной работы могут быть использованы следующие вопросы:

1. Что изменилось в школе после проведения проекта?

2. Может ли проект иметь дальнейшее продолжение? В каком направлении

3. Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также с ожидаемыми результатами?

4. Насколько высока была активность участников проекта?

5. Изменилось ли отношение окружающих к проблеме?

Слайд 20. Подводя итог, можно сказать, что с помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.

Социальное проектирование – это та платформа, которая возникла в современном обществе относительно недавно. И тем не менее она активно развивается и внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Не обошло оно стороной и педагогику. Кажется, такие неблизкие отрасли. Как же вышло так, что социальное проектирование стало одним из основных базовых направлений по созданию современной целостной личности?

Наряду с этой задачей существует задача социализации, то есть навык выпускника вливаться в социум. В рамках школы это направление реализовывается через такое понятие, как коллектив. Именно в коллективе ребенок учится находить свою социальную роль, учится взаимодействию, учится выходить из конфликтных ситуаций, учится работать в команде и достигать общие, а не только личные цели.

Неудивительно, что социальное проектирование как новая платформа постепенно внедряется и в образование. Ведь именно разработка и реализация социальных проектов является истинно командным делом, позволяющим каждой личности обрести свой собственный рост. Но здесь существует ряд проблем.

Во-первых, расширение информационной базы и повышенная осведомленность подрастающего поколения привела к тому, что их уровень знаний в сфере социального проектирования значительно превышает уровень знаний педагогов.

Во-вторых, даже те педагоги, которые уже работают в этой сфере, не имеют четких структурированных представленийо внедрении социального проектирования в школы, привлечении детей, организации деятельности с ними. В большей степени это сводится к написанию проектов учителями и ситуативному включению школьников в реализацию этих проектов.

В-третьих, далеко не все берущиеся за проект понимают самое главное – то, с чего должна начинаться жизнь этого проекта и что в большей степени будет оценивать экспертная комиссия: это проблема. Именно с осознания проблемы – важной с социальной точки зрения – начинается любой проект.

Наконец, в-пятых, очень многие проекты остаются на внутреннем уровне в связи с тем, что их авторы не обладают знаниями и умениями по продвижению проекта, по грамотной его подаче и рекламе.[1]

Суммируя все изложенные проблемы и скорость распространения популярности социального проектирования в педагогике, мы делаем вывод, что назрела необходимость систематизировать материал по озвученной теме в виде практического пособия, которое не только расширит кругозор работников сферы образования, но и предложит дельные советы, формы и методы работы по созданию и реализации проектов.

Таким образом, данные рекомендации стали систематизацией знаний и практических умений с целью распространения данного опыта в качестве инновационной воспитательной платформы.

Рекомендации содержат теоретические блок, глоссарий, обобщенный вариант успешно реализованных проектов, а также практические советы по продвижению социальных проектов.

Цели и задачи

Цель данных рекомендаций – создание единой информационной базы по разработке, реализации и продвижению социальных проектов как востребованной формы работы, направленной на формирование социализированной личности ребенка.

2. Теория социального проектирования

В последнее время проекты становятся ключевым средством идеального, концептуального управления деятельностью. Это обусловлено рядом ключевых характеристик проекта, рассмотрение которых представляется важным, поскольку проектный подход является относительно новым.

1)Первая ключевая характеристика проекта - его ограниченность

(по времени, результатам, задачам и целям, требующимся ресурсам и т. д.). Эта важная характеристика проекта позволяет контролировать ход реализации проекта (за счет наличия этапов с четко обозначенными измеряемыми результатами); четко знать количество необходимых ресурсов для реализации проекта и достаточных для достижения целей проекта - что позволяет быть уверенным, что "завтра не попросят еще немножко" для более эффективной деятельности по проекту.

Этим проект кардинально отличается от программы, которая намечает направление и описывает шаги по осуществлению деятельности в этом направлении. Программа, как правило, очень долгосрочна, трудно поддается контролю, поскольку не имеет четких указаний, что и когда должно быть достигнуто.

Таким образом, ограниченность проекта означает, что проект должен содержать:

  • этапы и конкретные сроки их реализации;
  • четко поставленные, измеряемые задачи всего проекта и отдельных этапов;
  • конкретные измеряемые предполагаемые результаты проекта и отдельных этапов;
  • план-график выполнения работ по проекту;
  • конкретное и точное описание, сколько и какие именно ресурсы необходимы для реализации проекта.

В связи с ограниченностью, как характеристикой проекта, важен психологический момент, играющий большую роль в управлении персоналом. Конечность проекта предполагает его завершение, тем самым важным моментом является информирование сотрудников об этом и вовлечение их в процесс разработки новых проектов, а также рассмотрения возможностей обеспечения самофинансирования проекта или финансирования из других источников после окончания его финансовой поддержки.

2)Вторая характеристика проекта - его целостность.

Проект обязательно содержит в своей основе целостную картину того, что должно быть достигнуто. Это позволяет еще до начала проекта оценить эффективность затрачиваемых на его реализацию средств.

  1. Третья характеристика - последовательность и связность проекта.

Основные части проекта и их содержание должны находиться в логической связанности друг с другом и вытекать друг из друга, обосновывать друг друга.

Например, цели и задачи проекта должны напрямую вытекать из поставленной проблемы, запрашиваемый бюджет должен опираться на описание того, какие конкретно ресурсы необходимы для реализации проекта, что в свою очередь должно полностью соответствовать описанному плану действий по проекту.

  1. Четвертая характеристика - объективность и обоснованность проекта.

В проекте должно быть показано, что идея проекта, подход проекта, проблема, на решение которой направлен проект, и т. д. появились не случайным образом, а как следствие работы авторов по осмыслению ситуации. Из проекта должно быть очевидно, что авторы знакомы с другими проектами и подходами к решению подобных проблем и обоснованно выбирают свой подход, должно быть доказано, что проблема, на решение которой направлен проект, действительно существует, бюджет проекта составлен на основе действительно существующего уровня цен и т. д.

Это означает, что каждый шаг по проекту должен быть, по возможности, подтвержден объективными показателями. Так, при составлении бюджета проекта, необходимо обосновывать расходы на покупку оборудования; расходы на оплату труда (эти расходы не должны превышать рыночную стоимость такого рода труда); и т. д. При постановке проблемы, по возможности, должны быть представлены социологические или иные исследования, высказывания авторитетных фигур данной сферы деятельности в СМИ и т. п.

  1. Пятая характеристика - компетентность авторов проекта.

Очень часто в социально-значимых и благотворительных проектах не различаются цели и методы проекта. Так, например, проведение семинара для лидеров общественных организаций не может быть целью проекта — это один из методов повышения их профессионального уровня (что является целью проекта), наряду с проведением консультаций, стажировкой, распространением учебной литературы, ролевыми играми, тренингами и т. д. Отдельной задачей в этом случае будет обоснование того, что именно в ходе семинара задачи проекта будут решены наиболее эффективно.

  1. Шестая характеристика - судьба проекта после окончания его финансирования.

Этот характеристика становится критерием оценки проектов в том случае, если финансист не "горит желанием" "усыновить" тот или иной проект, ту или иную организацию.

  1. Седьмая характеристика - насколько финансирование этого конкретного проекта способствует развитию организации в целом.

Усилит ли финансирование данного конкретного проекта деятельность организации в целом и ее способность осуществлять другие направления своей деятельности. [5]

  1. Отличие проекта от программы и мероприятия

Несмотря на существенные различия между проектом и программой, у них есть одна общая черта. Ипроект, и программа - это инструменты планирования. Однако это принципиально разные инструменты.

Программа:

  • Как правило, предполагает цикличность воспроизведения.
  • Возможность воспроизводить неограниченное количество раз без внесения изменений.
  • Постоянные (неизменяемые) условия реализации.
  • Определенные, всегда одни и те же (или равнозначные) характеристики инструментов реализации программы (материалов, навыков, оборудования и т.д.).
  • Заранее известный результат, достижение которого является необходимым условием успешности программы или слишком общий результат, который сложно оценить.
  • Не описывает последовательность действий, а лишь предлагает общие подходы.

Проект:

  • Как правило, подразумевает разовость и этапность (результаты одного проекта являются основой для последующего).
  • Может быть воспроизведен повторно только в общем виде, если будутвнесены необходимые коррективы, его невозможно воспроизвести с точностью до мелочей.
  • Подразумевает постоянный учет изменяющихся факторов.
  • Описывает конкретные непосредственные результаты, которые можно измерить.
  • Описывает ожидаемый “отложенный” эффект работы.
  • Подробно описывает необходимые вложения, последовательность действий и механизм оценки (как процесса, так и результата). [12]

Таблица № 1. Отличия проекта от традиционных мероприятий

Каждый ребенок может найти в социальном проекте что-то по своим силам и почувствовать свою значимость. В результате ученики не готовятся к жизни, а проживают ее в полной мере. Деятельность идет от задачи, которая не спущена сверху, а найдена совместно учениками и педагогами, часто с привлечением родителей.

Начав заниматься проектной деятельностью, вы реально увлечетесь, и это, предупреждаю, очень заразное дело! Давайте объясню, с чего надо начинать.


0. Проектное обучение

Чтобы заработала модель, перво-наперво нужна команда взрослых, готовая ее транслировать, пройти вместе с ребятами все этапы проекта. Педагог не должен вести учеников, прибегать первым и командовать. Его задача — быть наставником.

Проект — это всегда про уникальность. Важно выявить проблему, которую не решали ранее. Пример, конечно, можно найти в соседнем городе или вообще в мире, но для конкретного учебного заведения она должна быть новой. Ни в коем случае это не из года в год повторяемое действие, событие или акция.

На этом этапе надо объяснить детям, в чем отличие проекта от обычной текущей деятельности и как важно, чтобы все были включены в процесс.

1. Создание проблемного поля

Первое — надо понять, какие есть проблемы, поискать ситуации, которые не устраивают не только отдельного человека, но и людей вокруг. Тем, кто только осваивается в социальном проектировании, не стоит замахиваться на нечто глобальное. Проще начать с решения внутришкольных задач.

В момент поиска проблемных полей дети изучают социологические форматы. Они узнают, как провести фокус-группу с ключевыми участниками, как взять интервью, как составить анкету и обработать ее результаты.

2. Выбор проблемы

Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.

Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.

3. Поиск решений

Когда дети сами принимают участие в формировании списков проблем, сразу же появляются задумки или гипотезы, как их решать.

Тут есть два подхода: от идеи или от цели. Идея подразумевает ответ на вопрос, как решать проблему. А цель — это идеальный результат.

Важно провести мозговой штурм, чтобы на первом этапе вариантов по решению проблем было несколько, а на втором пригодятся способы, которые могли бы уже привести к нашему идеальному результату. В финале объединяем несколько идей, либо выбираем наиболее продуктивную.

Хорошо, если в процессе генерации идей наравне с детьми участвуют родители. Тогда у школьников расширяется картина мира, потому что опыт мамы или папы, конечно, намного шире. Бывает, правда, что родители давят. Учителю-наставнику важно знать, кто из взрослых может органично войти в детскую команду и не перетащить одеяло на себя.

4. Разработка социального проекта

Мы описываем целевую группу, для которой делаем проект, формируем календарный план, прописываем ожидаемые результаты, составляем смету. Это часть проекта похожа на составление бизнес-плана или заявки на грант. Все по-взрослому!

5. Привлечение ресурсов

Родителей можно собирать не по классам, а по роду деятельности — всех медиков, например. И проект, который связан со здоровьем, ребята будут представлять именно этой аудитории.

Ярмарки успешно можно проводить даже на встречах выпускников. Часто школа сама не знает, что делать на этих мероприятиях: идет концерт, дальше по классам разошлись, потом в кафе.

Очень много благодарных выпускников, которые помнят школу и хотели бы что-то сделать для нее. Среди них есть, конечно, крутые бизнесмены, которые могут поменять окна или оплатить ремонт. Но есть те, кто хотел бы сказать спасибо родной школе, но не владеет большими финансовыми возможностями. И тут детские проекты кстати. Выпускники — люди разных профессий и с разными возможностями. Кто-то может напечатать что-то в типографии, кто-то на время даст колонки для мероприятия, а кто-то камаз песка, чтобы сделать детскую площадку.

Выпускники, с одной стороны, узнают, чем живет школа, а с другой, помогают ей решать важные социальные задачи.

Примеры успешных социальных проектов

Одинокие пенсионеры. В течение всего учебного года ребята из гимназии Новосибирска решали проблему низких пенсий одиноких пенсионеров. На уроках труда шили постельное белье, пижамы и халаты для них. Купили посуду, расписали ее. Ребята проводили ярмарки и на вырученные средства покупали стиральный порошок и предметы гигиены для стариков. Школьники пытались минимальными затратами решить серьезную задачу государственного уровня.

Автобусная остановка. В селе Листопадовка Воронежской области на автобусной остановке никогда не было павильона, и люди в непогоду были вынуждены мокнуть под дождем. Ребята из местной школы взяли и построили специальное укрытие.

Помощь хоспису. Ученики Девицкой школы Воронежской области помогали хоспису. Ребята выяснили, в чем нуждается персонал, чего не хватает пациентам, и через областное радио обратились ко всем жителям Воронежа с просьбой помочь лекарствами, памперсами, одеждой. И люди откликнулись!

Плохая освещенность в школе. Ученики школы № 62 г. Воронежа провели исследование уровня освещенности в школе и влияние его на здоровье. Родители, послушав детей и увидев проблему, инициировали замену всех ламп, добившись финансирования от районного управления образованием.

Читайте также: