Коррумпированные школы коррумпированные университеты что можно сделать

Обновлено: 02.07.2024

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) резюмирует, что коррупция в школах и университетах наносит серьёзный ущерб системам образования во всём мире. Анализ ситуации в 60 странах показал, что незаконные поборы при зачислении в ВУЗы, взяточничество на экзаменах, присвоение средств, подделка документов и другие злоупотребления распространены как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах.

Авторы доклада приходят к выводу, что коррупция в школах и университетах лишает возможности учиться детей и подростков из малообеспеченных семей, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, подрывает качество образования в целом. В докладе, в частности, указывается, что в некоторых странах утечка из фондов, направляемых на нужды школ, достигает 80%. Широко распространены фиктивные ВУЗы, предлагающие на продажу фальшивые дипломы. Причём особенно активно их покупают молодые люди из стран бывшего СССР. Число рекламируемых в Интернете фиктивных университетов, выдающих подобные дипломы, выросло с 200 до 800 только за период годов. Ещё одна проблема, характерная для постсоветских государств — фактическая подмена бесплатного образования системой частных репетиторов. Для того, например, чтобы перейти из класса в класс, приходится брать платные уроки у своего же учителя. Чтобы поступить в университет, абитуриент вынужден брать частные уроки у университетских преподавателей, которые могут предоставить информацию о содержании вступительных экзаменов.

По некоторым данным, в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в ВУЗы составляет около $ 520 млн. В Украине подготовка в престижный ВУЗ обходится в $ 10 тыс. при средней зарплате $ 100. Частным учебным заведениям в Украине самим приходится платить взятки чиновникам, чтобы получить лицензию.

В качестве положительного примера приводится Азербайджан, где внедрение информационных технологий и контроль со стороны независимой комиссии помогли добиться прозрачности при проведении и оценке вступительных экзаменов в ВУЗы. Антикоррупционные меры принимаются также в Кыргызстане, Литве, Молдове и Украине.

Авторы доклада Жак Халлак и Мюриель Пуасон также изучили опыт ряда стран, в которых принятие даже самых простых мер привело к существенным результатам по искоренению коррупции в образовании. Например, в Уганде в начале годов только 13% от средств, ежегодно выделявшихся школам в расчёте на одного учащегося, доходили до назначения. Остальная же часть этих средств попадала в руки местных чиновников, использовавших их на цели, не связанные с образованием. Общенациональная кампания по разъяснению местным общинам, кем и на что были израсходованы выделенные средства, привела к кардинальному изменению положения дел: теперь 85% от фондов направляются на цели образования.

По мнению авторов доклада, эффективными могут оказаться следующие меры: разработка более чёткой и прозрачной нормативной базы; повышение уровня управленческих навыков и, как следствие, улучшение отчётности и контроля; повышение личной ответственности за принятые решения. Ими сформулирован целый ряд рекомендаций, касающихся решения проблемы коррупции. В частности необходимо: разработать чёткую систему норм и инструкций, понятные всем правила и ясно изложенные политические рамки, определяющие ответственность каждого участника процесса выделения, распределение и использования средств; повысить квалификацию в методах управления, в подготовке отчётности, в осуществлении контроля и аудиторской проверки сотрудников администрации и представителей других вовлечённых общественных организаций, включая ассоциации родителей и учителей и профсоюзы; расширить доступ к информации в целях повышения уровня участия, развития чувства сопричастности и усиления общественного контроля. Больше всего эта информация требуется школам: им следует помочь не только распознавать случаи нарушений, но и выдвигать правомерные требования о получении того, что им положено.

Правда ли, что в сфере образования больше всего взяток?


Если взять официальную статистику от правоохранительных органов о размере средней взятки — традиционно выделяют сферы образования и здравоохранения, а также деятельность полиции. Некоторых педагогов и сотрудников поликлиник это даже обижает: мол, разве у нас тут самая большая коррупция? Возможно, это связано с тем, что в этих сферах проще выявить нарушения. Но, на самом деле, точной статистики нет.

Что изменилось после введения ЕГЭ?


Предполагалось, что ЕГЭ существенно снизит уровень коррупции в вузах. Точной статистики, которая отражала бы изменения, не существует, но с уверенностью можно сказать: число студентов из регионов в московских и питерских вузах возросло. Например, в кампусе НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге — это 70% студентов. Это говорит о значимом эффекте реформы: высшее образование становится доступным для каждого.

Коррупция при поступлении действительно минимизирована. Давать взятки членам приёмных комиссий сейчас просто нет никакого смысла. Однако у ЕГЭ есть и обратная сторона: учителя, которые принимают экзамены, часто сравнивают условия, которые нужны для обеспечения порядка, с требованиями в тюрьме.

Мы знаем, что в творческих вузах бывают дополнительные испытания. С точки зрения антикоррупционной политики, здесь действительно есть уязвимость и условия для злоупотреблений. Критерии оценки творческих работ разрабатываются вузами, и формулировки их зачастую очень широкие. Это значит, что на усмотрения приёмной комиссии остаётся очень многое. Например, каждый по-своему понимает оригинальность при раскрытии темы или живость и образность изложения. У каждого свои предпочтения в литературных жанрах, музыке и изобразительном искусстве.

Многие выделяют регионы Кавказа как наиболее коррумпированные в сфере ЕГЭ. Но то, что все поголовно получают там сто баллов, — это заблуждение. Внимание СМИ в какой-то момент сконцентрировалось на этих регионах, потому что в некоторых приёмных кабинетах действительно было аномальное число отметок в сто баллов.

В Карачаево-Черкесии был случай, когда бывшего министра образования и науки сначала отстранили от должности, а потом вынесли реальный приговор. Он получил восемь лет за то, что незаконно содействовал получению оценок на ЕГЭ. Когда в один момент происходит несколько нарушений, резко растёт интерес к региону и, соответственно, освещение. Но вообще это встречается во многих регионах, не только на Кавказе.

А как выглядит коррупция в образовании сейчас?


Конечно, прямые передачи денежных средств или подарков до сих пор не исключены. Например, привязка к месту жительства часто приводит к фальсификациям и заключению фиктивных договоров. Но нельзя сказать, что сейчас это массовая практика.

Что касается сферы образования в целом, то здесь остаётся множество сфер коррупционных рисков.

2. Государственные и муниципальные закупки. Даже переход на контрактную систему не решает проблему кумовства. Часто директора школ выбирают в качестве подрядчиков родственников, а иногда и сами являются владельцами компаний, которые предоставляют услуги, например, по обеспечению питания.

3. Частная информация. Администраторы образовательных организаций получают доступ к личным данным, которые могут незаконно использовать. Например, это информация о родителях и их доходах.

4. Отчёты. Данные отчётности могут искажаться. Например, нет ничего сложного в том, чтобы два раза отчитаться за уже проделанную работу.

5. Имущество. В школах и садиках имущество может использоваться в личных целях. Например, легко купить дорогостоящие компьютеры или планшеты и часть передать родственникам. А те успешно ими пользуются.

Что делать, если всё-таки сталкиваешься с коррупцией в школе или вузе?


Если вы сталкиваетесь с ситуацией, когда от вас ждут взноса ради пятёрки, есть старый и проверенный рецепт.

1. Мирно покажите администрации, что родители знают свои права и знают о том, что поборы и коррупционные вымогательства — незаконны.

2. Обозначьте, что разговор фиксируется, и в случае, если будут продолжаться попытки вымогательства, вы передадите информацию в полицию.

3. Если попытки не прекратились, действительно обратитесь в полицию.

Как могут бороться с коррупцией сами учителя?


Каждый месяц мы проводим занятия в школах и детских садах. Основная их задача — создать доверительную атмосферу, в которой люди будут понимать, что не нужно бояться раскрывать информацию. Мы рассказываем, какие варианты конфликтов интересов существуют и как нужно действовать. Сам по себе конфликт интересов — это ещё не нарушение, а вот если не рассказать о нём или использовать — да. Мы объясняем, какие виды коррупционных нарушений возможны, к каким последствиям они могут привести, а также даём алгоритм, как их избежать.

Современные оценки коррупции в сфере образования по России. Отсутствие равных возможностей для получения образования. Факты коррупции в школах, доля взяток при поступлении в российские ВУЗы. Подмена бесплатного образования системой частных репетиторов.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.09.2009
Размер файла 34,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Коррупция в сфере образования - беда общемировая, и, к сожалению, -явление не новое. Она существовала и раньше, правда, не в таких масштабах и не так открыто. В переводе с латинского термин "corruptio" означает "подкуп", поэтому чаще всего под коррупцией понимается "подкупаемость и продажность государственных должностных лиц" См., например, Байболов К. и др. Коррупция. Взяточничество. Ответственность: Вопросы теории и практики /К. Байболов, Л. Сыдыкова, А. Сыдыков. - Б.: КРСУ, 1999.- С.10 и общественно-политических деятелей. Международное право относит к субъектам коррупционных правонарушений лиц, занимающих общественные должности и оказывающие социальные услуги населению и в государственном, и в частном секторах - это должностные лица так называемой публичной службы (public service), куда включаются и работники сферы образования.

1. Уровень Коррупции

Сфера образования включает в себя детские сады, школы, среднее специальное и высшее образование. Увы, коррупция незаметно стала для нас привычной составляющей: от момента устройства ребенка в детский сад или ясли и заканчивая поступлением и обучением в вузах.

Особую актуальность имеют далеко не единичные случаи коррупции в высших учебных заведениях, которые остро воспринимаются не только родителями, вынужденными изыскивать финансовые средства для обеспечения права на образование детей. Это еще и проблема конкурентоспособности нашей страны.

По данным ЮНЕСКО, ежегодная сумма взяток за поступление в вузы в России составляет около $ 520 млн.

А вот по подсчетам газеты "Известия" и мониторинга, проведенного совместно Министерством образования, Высшей школой экономики (ВШЭ) и рядом социологических служб, 26,4 млрд. рублей потратили российские граждане в 2006-2007 учебном году на взятки учителям школ, преподавателям институтов и функционерам в системе образования.83% родителей убеждены, что их детям не обойтись без высшего образования, и практически столько же из них (75%) готовы пойти ради этого на серьезные материальные вливания. Любопытно, что при этом большая часть респондентов (65%) не считает, что сегодня для получения высшего образования нужны именно значительные материальные затраты: оказывается, оно им вполне по карману.

Примечательно и то, что на поступление в вуз и на дальнейшее в нем обучение была затрачена одинаковая сумма - 10,7 млрд. рублей (получается, платят не только за то, чтобы поступить, а за то, чтобы потом не учиться - В. Т).

Вот и получается, что, несмотря на то, что число вузов в стране становится с каждым годом все больше, коррупция в них только растает.

2. Проблема взяточничества

И все-таки наибольшее количество коррупционных правонарушений связано с поступлением в высшие учебные заведения для обучения на бюджетной основе. Главный минус Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в том, что он не предусматривает правовой механизм, обеспечивающий в полной мере права граждан на получение бесплатного образования за счет соответствующего бюджета при поступлении в государственные и муниципальные высшие учебные заведения. Один и тот же государственный вуз имеет прием и бесплатный, и платный. В последнем случае родители должны заплатить за пять лет, допустим, 400 тыс. рублей, а за "бесплатный" прием - скажем, 100 тысяч. Какой выбор они сделают? Понятно, что тот, который дешевле. И тогда, что мы имеем? Страшные последствия!

В результате поступления в вуз человека с недостаточным уровнем знаний мы в итоге получаем студента, который не в состоянии сдать экзамены. Поэтому у него два варианта: либо быть отчисленным, либо воспользоваться уже проверенным способом и предложить взятку преподавателю. Коррупция, которая царит в процессе обучения, когда люди платят за то, чтобы их дети не учились, гораздо опаснее. Тогда мы генерируем поколения специалистов, которые будут нас лечить, строить здания, защищать интересы государства (государства ли?) в суде и так далее, фактически купив свои дипломы.

Безусловно, большинство преподавателей дорожат своим именем, авторитетом, ценностями и принципами, заложенными классическим (советским) образованием и выгоняют такого студента. Однако мы часто слышим, как говорят: "сдал, заплатив такому-то преподавателю столько-то". Рынок образовательных услуг становится рынком обыкновенным, в котором главная задача: сойтись в цене. Так откуда будет желание учиться, если и так легко все решить? Хочешь - учи, не хочешь - сдавай деньги и иди дальше.

Для полноты картины остается процитировать данные Департамента по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, приведенные корреспондентом "Газеты. Ру" М. Лемуткиной: "Более половины преступлений, совершенных в системе образования, связаны именно со взятками. Причем не только полученными при вступительных или выпускных экзаменах, но также и на промежуточных аттестациях учащихся либо на защитах диссертаций". Лемуткина М. Указ. раб.

Что же делать? Для искоренения этого социального зла, в первую очередь, необходимо повысить жизненный уровень населения, когда каждый будет знать, что взяточничество, это враг общества. Однако утверждать то, что высокая зарплата - это панацея от коррупции, не очень корректно.

Действительно, в вузах (впрочем, как и в среднем образовании) реальная заработная плата существенно упала. В советское время доцент получал 300-400 рублей (а по тем временам зарплата одна из самых высоких). Что он получает от государства сейчас? Расчет на 1 декабря 2008 года (когда еще существовала единая тарифная сетка оплаты труда): официально государство платит около 8 тысяч рублей (3434,67 руб. оплата по окладу + 1373,87 доплата за должность + 3000 руб. доплата за степень кандидата наук + 150 руб. компенсация на книги). Однако, говорить о том, что главная причина устойчивой коррупции в вузах - маленькая оплата труда, нельзя.

Да, размер государственного довольства доцента не высок. Да, нужно обеспечить семью, кормить и одевать себя и детей. Но ведь реально преподаватель получает больше, нежели подсчитанная сумма, потому что руководители вузов ищут возможности доплат, стимулирующих выплат и пр.; более того, хоть и минимальная, но есть возможность заработать по грантам. К тому же не секрет, что большинство сотрудников профессорско-преподавательского состава берут нагрузку не в одном вузе, а в нескольких.

Не размер заработной платы толкает на поборы. Дело совершенно в другом. "Корень зла" необходимо искать глубже. Ситуация "я заплачу мало получающему преподавателю и он мне обеспечит поступление" - это единичный случай и отчасти мифологизированная ситуация. Нельзя не согласится с тем, "чтобы обеспечить поступление, одного преподавателя мало. Это система. Система выстроенная, в которую вовлечены не один или два, а значительно большее количество людей. Многие из этих людей - это администрация вузов, которые отнюдь не страдают от недоплаты. Коррупция случается не оттого, что где-то кому-то мало платят. Коррупция появляется тогда, когда система непрозрачна, непонятна, есть возможность для принятия единоличных решений. Когда процесс принятия решений скрыт от общества". Там же.

Заключение

Одно из типичных правонарушений - продажа дипломов и аттестатов тем, кто на самом деле обучение не прошел. Такие случаи явно способствуют созданию негативного коррупционного имиджа всей системе образования.

Диплом вуза (с приложением) образца 2004 года

Диплом вуза (с приложением) образца 1996-2003 годов

Диплом вуза (с приложением) образца до 1996 года

Диплом техникума (с приложением) образца 2004 года

Диплом техникума (с приложением) образца 1996-2003 гг.

Диплом техникума (с приложением) образца до 1996 года

Диплом кандидата наук

Диплом доктора наук

Красный диплом вуза (с приложением) образца после 1996 г.

Красный диплом вуза (с приложением) образца до 1996 года

Диплом ПТУ с отличием

Приложение к диплому (при покупке отдельно)

Диплом вуза Белоруссии образца 1995-2002 годов

Диплом бакалавра 1996-2003 года выпусков

Диплом бакалавра после 2004 года

Диплом Украины 1990-е годы

Школьный аттестат. Любые года выпуска

Справка об обучении в вузе/техникуме

Справка-вызов на сессию

Свидетельство о повышении квалификации

К сожалению, существуют и другие проблемы в сфере образования.

Уверена, что нам, представителям вузов России, не хочется оказаться в числе тех, где проявление коррупции (как преподавателями, так и обучаемыми) считается нормой взаимоотношений, поэтому необходимо постоянно проводить профилактическую работу в данном направлении. Если к этому еще и прибавить, что наши студенты в будущем станут чиновниками, депутатами и прочими должностными лицами, то не трудно представить, какую институциональную систему с набором ролей, правил, условий и практики создают/воспроизводят подобные вузы. Так что нужно, в первую очередь, начинать борьбу с коррупцией с понимания типа общества, предоставления гарантий защиты лицу, разоблачившему акт коррупционного поведения и т.д.

Полагаю, что главным средством преодоления коррупции в вузах станет повышение качества образования (особенно в негосударственных вузах) плюс прозрачность и понятность правил.

Список использованных источников и литературы

1. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции. - М.: Научный эксперт, 2007. - С.718

Подобные документы

Понятие коррупции в российском законодательстве и науке. Понятие коррупции в международном праве. Особенности и масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования. Меры борьбы и профилактика коррупции в системе высшего образования (в СФУ).

контрольная работа [39,2 K], добавлен 11.11.2010

Сущность, цели, задачи, перечень полномочий и законодательная регламентация деятельности Министерства образования и науки России. Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования. Министр образования и науки РФ.

реферат [24,5 K], добавлен 06.03.2011

Изучение понятия и правового закрепление федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, как федерального органа исполнительной власти. Анализ полномочий, организации деятельности, и контрольно-надзорных функций в сфере науки и образования.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 15.03.2010

Понятие и признаки коррупционных проявлений. Направления деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступлениями данной сферы. Методы прокурорского реагирования в сфере противодействия коррупции в образовании, существующие проблемы и пути их решения.

дипломная работа [66,8 K], добавлен 30.06.2017

Вопросы предоставления и полномочия местного самоуправления в сфере общеобразовательных услуг. Проблемы муниципалитетов в сфере общего образования. Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и их реализация.

контрольная работа [41,6 K], добавлен 03.05.2010

Организация предоставления общедоступного, бесплатного дошкольного и школьного (общего) образования как предмет ведения органов местного самоуправления. Анализ управления системой образования Петушинского района, оценка работы образовательной системы.

дипломная работа [176,0 K], добавлен 14.08.2017

Последствия коррупции для экономики и развития государства в целом. Превенция коррупции, оценка и контроль качества государственных услуг. Условия формирования антикоррупционной культуры. Вопросы противодействия коррупции в сфере предпринимательства.

Современные российские и зарубежные исследования подтверждают бытовые слухи о том, что деятельность высших учебных заведений в нашей стране неразрывна с коррупцией. Для студентов многих региональных и московских вузов вовсе не являются удивительными случаи, когда их однокурсники успешно закрывают сессию, не посетив ни одного занятия. The Vyshka поговорила со студентами семи российских университетов и узнала, сколько стоят дипломы и экзамены и почему иногда деньги за них платят даже те студенты, у которых нет проблем с учебой.

Имена изменены по просьбе героев.

Из области статистики

Виновата система

Некоторые студенты считают, что к взяткам подталкивает сама система, она же иногда не оставляет выбора. Олег, бывший студент Института общественных наук РАНХиГС рассказывает, что он знал о коррупции в Институте с самого начала обучения.

Студенты физического и юридического факультетов, а также факультета психологии МГУ отрицали взяточничество среди преподавателей и администрации и рассказали, что за несколько лет обучения в университете они ни разу не столкнулись с такими ситуациями и даже слухами.

Курсы эти как будто официальные, и о них говорят открыто. Но открытая взятка все равно остается взяткой

Шуба в зачетке и инвестиции в диплом

Когда он взял зачетку из моих рук, деньги выпали на стол. Директор спокойно открыл ящик стола и сбросил их туда

Многие преподы собирали себе на что-то, в том числе с наших денег — на новую шубу, поездку за границу или машину. Они говорили нам это в шутку, но потом мы действительно замечали у них что-то новое

Говорить — страшно

Текст: Анна Терешева
Иллюстрации: Лиана Гайнутдинова
Редактор: Анастасия Ларионова

Читайте также: