Коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные направления психологической коррекции тревожности младших школьников, которые организует педагог-психолог при работе с детьми. Выделены принципы, формы и методы корреционной работы с детьми младшего школьного возраста.

Для педагога психологическая коррекция определяется как совокупность специальных психологических воздействий на личность учащегося с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте включает специальные средства и техники, которые направлены на снижение уровня тревожности. Большинство отечественных психологов, таких как Е.Новикова, Е.К.Лютова, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, М.И.Чистякова считают, что коррекцию тревожности нужно вести в трех направлениях: повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности; учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Параллельно с направлениями коррекции психологи выделили несколько форм психологической коррекции:

  1. Индивидуальная форма предполагает работу с ребенком один на один, при отсутствии посторонних.
  2. Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по несколько человек, которые имеют схожие проблемы.
  3. Групповая форма состоит в использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений, которые возникают между участниками группы. Данная форма является более эффективной при решении проблем, возникающих в сфере общения.
  4. Смешанная форма включает в себя преимущества индивидуальной и групповой коррекции и позволяет использовать комплексный подход к решению проблемы.

Программа психологической коррекции составляется на основе психологических рекомендаций при сотрудничестве психолога, учителя, родителей, в зависимости от того, кто в дальнейшем будет вести коррекционную работу с ребенком.

При организации работы по коррекции школьной тревожности соблюдается ряд принципов. Отечественные психологи рассматривают шесть принципов психологической коррекции:

1.Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип предполагает, что диагностика должна предшествовать психологическому влиянию и служить средством контроля изменений личности, эмоционального состояния, поведения, а также выступать средством контроля психологической коррекции.

4.Принцип учета индивидуальных и личностных особенностей ребенка определяет необходимость индивидуального подхода при выборе целей, заданий, способов и программ психологической коррекции. Индивидуальность и уникальность каждого ребенка делает невозможным использование единого шаблона психологической коррекции ко всем учащимся.

5.Принцип системности предполагает учет сложного характера психологического развития в онтогенезе.

6.Принцип деятельности предполагает, что упор на ведущую деятельность и чередование разнообразных видов деятельности делают процесс психологической коррекции продуктивным и более эффективным, вызывая у ребенка интерес, определяют мотивационный аспект психокоррекционного влияния.

Коррекция тревожности должна проводиться комплексно психологом и учителем, и включать в себя три этапа: диагностический, коррекционный и этап оценивания эффективности коррекционной работы.

Диагностика школьной тревожности детей проводится с помощью таких методов, как метод наблюдения, экспериментальное исследование, экспериментально-психологические методики.

Поэтому, по отношению к тревожным детям используются специальные оценки: детям максимально объясняются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения. При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал себя принятым вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, тревожный ребенок понимает, что он может, чего не может, что умеет, а чему должен еще поучиться.

Для преодоления школьной тревожности у учащихся младшей школы необходимо в первую очередь снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворенности-неудовлетворенности, но и потому, что завышенные потребности мешают формированию продуктивных навыков общения и деятельности младших школьников [3].

Во-вторых, необходимо развивать и обогащать различные навыки поведения, деятельности, общения для того, чтобы новые навыки, помогли детям чувствовать себя более уверенно.

В-третьих, необходимо максимально закреплять любые позитивные изменения. Нужно постоянно вести работу над снятием лишнего напряжения в разнообразных школьных ситуациях.

А.М. Прихожан разработала несколько методов для коррекции школьной тревожности:

Метод последовательной десенсибилизации. Суть этого метода заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг.

При использовании такого метода, как рисование страха, нужно обращать внимание детей на происходящие с ними школьные ситуации. При выполнении такого вида работы педагог должен поощрять юмористическое и карикатурное изображение страхов.

При проведении психолого-коррекционных занятий с младшими школьниками используется специальная структура занятий, в которую входят ритуал приветствия, разминка, основное содержания занятия, рефлексия, ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным элементом в работе с группой детей младшего школьного возраста. Они позволяют настроить детей на работу, способствуют их сплочению, создают атмосферу группового доверия и принятия, что очень важно для дальнейшей продуктивной работы группы. Ритуалы могут придумывать как сами дети в процессе обсуждения, так и использовать варианты предложенные психологом или педагогом.

Разминка выступает средством влияния на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, стимулирует включение в продуктивную деятельность. Разминку можно проводить не только вначале занятия, но и между отдельными упражнениями, а также в тех ситуациях, когда педагог чувствует, что необходимо изменить эмоциональное состояние детей. Упражнения для разминки подбираются с учетом содержания и заданий конкретного занятия.

Основное содержание занятия – это комплекс упражнений и приемов, направленных на решение задач коррекционной работы. Упражнения должны быть выстроены в определенной последовательности, которая предполагает изменение видов деятельности и психофизиологических состояний младших школьников. Упражнений не должно быть много, а начинать и заканчивать занятие лучше наиболее любимыми детьми упражнениями.

Релаксация предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось, что не понравилось) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Рефлексия предыдущего занятия включает воспоминания детей о том, чем они занимались на предыдущем занятии, что особенно запомнилось, для чего они это делали. Рефлексия в конце занятия дает детям возможность при помощи взрослого ответить на вопрос: для чего это нужно, как оно поможет мне в жизни, создает возможность обратной эмоциональной связи между педагогом и участниками группы.

Эффективность психологической коррекционной работы с младшими школьниками подтверждают ряд исследований. Результаты коррекционных занятий Костиной Л.М по снижению уровня тревожности с помощью метода смешанной игровой терапии свидетельствуют об эффективности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

Об эффективности коррекционной работы с младшими школьниками свидетельствует и ряд исследований таких психологов, как А. Прихожан, И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой и других.

Таким образом, можно сделать выводы, что если в младшем школьном возрасте с детьми будет систематически проводиться специально организованная психолого-коррекционная работа по снижению уровня тревожности, то ее уровень можно значительно снизить или же в целом убрать проявления школьной тревожности. Для этого необходимо учитывать все принципы психолого-коррекционной работы, использовать разнообразные методы и формы работы с младшими школьниками и применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.

3. Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика / СПб.: Речь, 2004. 248 c.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан, М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.

5. Русакова Т.Г. Духовный опыт ребенка: структура, диалектика становления, концепция и технология педагогического содействия (монография) Изд.: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH Co. KG. – 186с.-2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста. В каждой группе 5-6 человек.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

Директор МОУ СОШ № 49

___________ (И. В. Юрьева)

Пояснительная записка

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста. В каждой группе 5-6 человек.

Тревожность – это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит из повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или без них).

Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Программа направлена на предупреждение возможности проявления страхов и тревожности, устранение проблемы у детей уже имеющихся нарушений, создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.

Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей начальной школы.Упражнения для снятия тревожности у ребёнка.

Подготовила: Смолякова И.А.,

учитель начальных классов,

Исследование тревожности младших школьников и выделение путей её коррекции .

Внеклассная деятельность как средство коррекции тревожности у младших школьников.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии. Неблагополучие в эмоциональной жизни современных школьников побуждает психологов и педагогов искать формы и методы работы с чувствами детей в системе обучения и воспитания.

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности, причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами трудах таких авторов, как Н.Б. Пасынкова (1996), Л.В.Бороздина, Е.А.Залученова (1993), Н.Д.Творогова (1998).

Естественно, что работа по профилактике школьной тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна проводиться прежде всего преподавателями, учителями и родителями и начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении.

Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности.

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности. Неполноценное функционирование органов чувств и моторики способствует торможению формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с личностным развитии составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Именно поэтому данная работа, затрагивающая проблему тревожности у младших школьников актуальна.

1.Исследование тревожности младших школьников и выделение путей её коррекции .

Школа играет важную роль в становлении личности ребёнка. В этот период формируются основные свойства личности, и от того, как пройдёт этот процесс, зависит будущее развитие. У первоклассников есть общая черта. Все они переживают важное событие в своей жизни - поступление в школу. Именно здесь ребёнок в полной мере начинает познавать социально-общественную жизнь.

Высокий уровень тревожности является препятствием для успешной учебной деятельности школьника, и при этом не важно, осознаёт её сам школьник или нет.

Исходя из такого понимания школьной тревожности, необходимо найти возможные пути диагностики, а также помощи школьникам, столкнувшимся с этой проблемой.

Цель экспериментальной работы - исследование тревожности младших школьников и поиск путей её коррекции.

Исследования проводились в три этапа.

I этап - анализ литературы по теме, разработка методологии исследования, определение логики проведения исследования.

II этап - проведение эксперимента, разработка и апробация работы по психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников

III этап - обработка результатов исследования. Поиск путей коррекции тревожности.

Используя данную методику, можно увидеть эмоциональное состояние, отметить переживание им состояния тревоги.

- Этот кактус домашний или дикий?

- Этот кактус сильно колется?

- Его можно потрогать?

- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

- Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Тест Филлипса помогает выявить факторы тревожности, влияющие на учебную деятельность ребёнка, на его эмоциональное состояние, взаимодействие с окружающими.

С помощью этой методики можно не только оценить общий уровень тревожности, но и понять качественное своеобразие переживаний тревожности.

В методику Филлипса входит 8 факторов:

-общая школьная тревожность,

- переживание социального стресса,

-фрустрация потребности в достижении успеха,

-страх ситуации проверки знаний,

- страх не соответствовать ожиданиям окружающих,

-низкая физиологическая сопротивляемость стрессу,

-проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Таким образом, данные, полученные при диагностике, свидетельствуют о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников.

2. Внеклассная деятельность как средство коррекции тревожности у младших школьников.

Внеклассная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса на современном этапе. Цель данного исследования: определить уровень тревожности младших школьников. И в соответствии с этим построить и реализовать коррекционную работу в рамках внеклассной деятельности, направленную на снижение уровня тревожности учащихся.

Задачи: обучение навыкам эффективного взаимодействия со сверстниками и учителями; коррекция самооценки; развитие способности к регуляции поведения и деятельности в конкретных ситуациях.

Для проведения занятий я использую следующие упражнения:

-Занятие: Похвалики.

Цель: повышение самооценки и значимости учащихся среди одноклассников. Оборудование: для каждого ученика карточка с заданием.

Цель: научить ребёнка самостоятельно анализировать и преодолевать барьеры, которые мешают ему полноценно самовыражаться.

Оборудование: альбомные листы, карандаши, плакат с изображенным мусорным ведром.

Учитель предлагает учащимся вспомнить несколько ситуаций, которые вызывали у них положительные эмоции. Предлагается представить их, запомнить чувства, которые возникли. Затем нужно вообразить, будто школьники помещают свои чувства в секретное место и в любой момент могут достать их оттуда. Младшие школьники рисуют место, где прячут свои чувства, и называют ощущения.

-Занятие: Три портрета.

Цель: создать такие условия, в рамках которых дети смогут определить уровень уверенности в себе.

Учащиеся делятся на три группы, каждая из этих групп должна нарисовать человека, который был бы: уверенным в себе; неуверенным в себе; самоуверенным. Учащимся также предлагается описать его психологические особенности.

После завершения работы каждая группа представляет то, что у них получилось. По мере обсуждения ребята отмечают для себя характерные черты поведения уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. Результаты обсуждения записываются на доске.

Необходимо обратить внимание детей на особенности поведения неуверенного и самоуверенного человека и понять, чем они похожи. И то и другое является следствием неуверенности в себе, в своих собственных силах, в том, что он интересен окружающим его людям.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное выявление факторов, влияющих на формирование тревожности у младших школьников, способствует целенаправленному проведению программы коррекции, которая снизит уровень тревожности.

Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса – организация психологически благоприятного климата обучения. Он немыслим без освоения методов снижения тревожности учащихся. Моя работа посвящена методам, позволяющим педагогу (в его практической деятельности) снизить уровень тревожности учащихся и (или) воспрепятствовать ее возникновению. В статье также приведены методические рекомендации относительно педагогической работы по коррекции уровня школьной тревожности учащихся.

Т.е. тревожность оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни ребенка.

В условиях гуманизации образовательного процесса, организации личностно-ориентированного обучения – важную роль приобретает технология проведения уроков с использованием здоровьесберегающих методик и подходов, педагогическая коррекция эмоционально неблагоприятных состояний учащихся.

Наиболее тяжелым из подобных состояний является тревожность. К сожалению, в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе существует крайне мало работ, посвященных специфике детской тревожности в процессе обучения, феномену школьной тревожности. А детей, склонных к переживанию тревожности, соматически ослабленных – становится все больше.

Следовательно, представляется весьма актуальным рассмотрение методов и приемов превенции (и коррекции) тревожности учащихся в профессиональной деятельности преподавателя.

Школьная тревожность – весьма широкое понятие, включающее в себя различные виды эмоционального неблагополучия ребенка, связанного с его пребыванием в школе. Это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды. Взаимоотношения с преподавателем, одноклассниками, процесс обучения, разнообразные аспекты школьной деятельности – все эти факторы могут служить предпосылками для ее возникновения и (или) ее развития. Феномен школьной тревожности представляет собою особый интерес не только для медиков и школьных психологов, но и для преподавателей, поскольку требует особого внимания к процессу построения урока, к методам оценивания деятельности ученика и дисциплинарным воздействиям, избираемому стилю педагогической деятельности, к особенностям воспитательной работы. Эффективность обучения ребенка порою напрямую связана с умением педагога воспрепятствовать усилению тревожности и (или) способствовать ее снижению.

Стиль педагогической деятельности как фактор повышения школьной тревожности

Среди негативных факторов, стимулирующих рост тревожности ученика, исследователи отмечают:

3) противоречивые требования (педагог сегодня запрещает то, что разрешалось вчера, неуравновешен и несдержан. К противоречивости требований можно отнести и рассогласование между ожиданиями семьи и школы: родители не поддерживают учителя и, в случае, если учитель является для ребенка значимым лицом, конфронтация семьи и школы провоцирует повышение внутренней амбивалентности ребенка. Что приводит, в свою очередь, к усилению тревожности);

Методы профилактики и коррекции уровня школьной тревожности

Хотелось бы упомянуть некоторые методы и приемы, позволяющие снизить уровень школьной тревожности. То, что помогает мне в моей собственной педагогической деятельности:

1) отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ученика на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период);

2) стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика либо выражая уверенность в преодолимости препятствий. (Многократно сталкивалась с тем, что вера в возможности ученика помогает ему раскрыть свой потенциал, а постоянная жесткая критика лишь препятствует в этом, можно вспомнить педагогический опыт Ш. Амонашвили);

5) при работе над новым материалом, освоении новых умений, навыков бережное отношение к тревожным детям, отсутствие спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся);

То же самое можно сказать о любых тревожащих переменах: все их детали доверительно обсуждаются с учеником. Разъяснение и обсуждение перемен или важных, значимых ситуаций придает ребенку уверенность;

9) построение урока таким образом, чтоб мотивацией деятельности ученика был не страх наказания, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение (поскольку приятная деятельность не может быть ассоциироваться с чувством глубокого страха, тревоги, соответственно, чем выше степень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения – тем ниже уровень тревожности). На уроках - элементы игры, викторины, использование показа фотографий, репродукций, слайдов, ресурсов всемирной сети, компьютерных технологий. В настоящее время, известно множество вариантов инновационного ведения уроков, многие из них помогают расширить диапазон позитивных чувств и переживаний, испытываемых ребенком в ходе занятий;

10) поскольку публичное обсуждение болезненных для него вопросов повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика – беседы с учеником на таковые темы уместны лишь наедине с ним (критика лишь в отсутствии других учеников и т.д.);

11) внимательное отслеживание совершенствования ученика в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции педагогической запущенности, поскольку стрессогенными могут стать перегрузка информацией, занятиями – учет возможностей данного, конкретного ученика;

12) ориентация на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности ученика, учет темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребенка, создание на первых же занятиях эмпатического контакта с учеником и поддержиние его в дальнейшем (что подразумевает творческую гибкость паттернов поведения);

13) сдержанность и использование приемов саморегуляции, (лично я часто в своем опыте отмечала то, как нежелательна демонстрация раздражения и фрустрации. Ребенок предполагает, что является причиной моего расстройства или раздражения, его охватывает чувство вины и смутной тревоги (ребенку неясна причина негативных чувств педагога);

14) избегание эмоциональной депривации ученика, чрезвычайно важно демонстрировать ему принятие, уважение безотносительно его достижений. Учитывая тот факт, что тревожность часто сопровождается поиском социального одобрения (Е. Хабирова) – любимый учитель, как референтная фигура, может помочь ребенку почувствовать уважение к самому себе, безопасность. Большое значение имеет демонстрация доброжелательности, внимания, равно как и теплые слова («Молодец! Замечательно. Видишь, получается! Умница), тактильный контакт (если речь идет об ученике младших классов);

16) очень существенным фактором, снижающим тревожность ребенка, является контроль над мышлением: повторение деструктивных, пугающих мыслей, естественно, закрепляет высокий уровень тревожности, неблагоприятное психологическое состояние ученика; целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений, концентрация на них - очень действенный способ помощи ребенку (по А.Беку, А. Эллису) Непосредственно перед стрессогенной ситуацией недопустимо сосредотачивать внимание ученика на возможности неудачи, на его слабостях, оптимальны беседы о хорошей подготовке ребенка, о любых благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями важно напоминание ученику о его прошлых достижениях, слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен быть спокоен, все хорошо!;

17) желательно знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений - это весьма эффективные методы регуляции тревожности на физиологическом уровне (использование их в игровой форме не так сложно освоить и применить на занятиях, но это и прекрасный способ помощи самому себе для преподавателя. Ведь профессия Учителя – одна из самых стрессогенных, по данным американских исследователей. );

19) в ситуациях высокой тревожности, по Р. Мэю, адекватными способами совладания со стрессом являются следующие:

a) концентрация внимания на совершаемой работе ( помощь ученику научиться в этом),

b) вера в свои силы (целенаправленное повышение степени уверенности ребенка в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения с учеником с учетом данной цели, демонстрация учителем собственной веры в возможности ученика),

Невербальные средства воздействия на ученика, способствующие снижению уровня тревожности

Хотелось бы затронуть еще несколько практических моментов, имеющих весьма большое значение для эффективности работы преподавателя по созданию благоприятного психологического климата в классе, способного снизить уровень тревожности детей. Высокий процент информации ребенок получает невербальным путем, таким образом, огромное значение приобретает и сам внешний вид преподавателя.

Приветливое, доброжелательное выражение лица – то, что имеет первостепенное значение при знакомстве с педагогом маленького ребенка, то, что продолжает влиять на характер взаимоотношений с педагогом и в дальнейшем. Однако дети очень эмпатичны и чувствительны к фальши, следовательно, очень важна искренность в проявлении симпатии к ребенку. Улыбка, мимика, взгляд педагога – визуальное впечатление, создаваемое им либо настораживает и пугает ребенка изначально, либо создает ощущение симпатии к нему и одобрения влиятельного лица, т.е. успокаивает ребенка, позволяя ему ощутить Защищенность.

Большое значение имеет и подбор цветов в одежде педагога: темные цвета (особенно черный), менее предпочтительны, чем светлые. Особо интенсивное воздействие на снижение уровня тревожности, возбуждения имеет темно-синий цвет. На данное время известно о воздействии определенных цветов на эмоциональный фон человека, хотя в этой области остается еще много спорных и малоизученных вопросов.

Хаотичная, суетливая жестикуляция вызывает впечатление эмоциональной нестабильности, тревожности самого педагога – следовательно, желателен контроль над жестикуляцией. В то же время, когда характерными, яркими жестами подчеркивается особо важное место в лекции (или речи), оно привлекает особое внимание ученика. Не случайно в искусстве оратора еще со времен Древнего Рима жестикуляции придавалось особое значение, равно как и тембру голоса, интонациям. Ауидиальное восприятие также весьма важный фактор. Если верно построенные фразы, содержащие нежные слова, произносятся резким и излишне громким голосом – для маленького ребенка они приобретают угрожающее значение. Еще Сухомлинский отмечал важность работы над тембром голоса, интонациями: чем мягче и ласковее голос, тем, соответственно, ниже тревожность малыша. Одно и то же замечание можно сделать с сотней различных эмоциональных оттенков голоса, подобным образом вполне возможно смягчить критику, замечание. Когда ученик слышит одобрение, поддержку в голосе педагога – ему легче ощутить эмоциональную защищенность, безопасность.

Весьма эффективны тактильные контакты: чаще всего, ребенок стремится к ним, чувствуя страх, они успокаивают его. Разумеется, вышесказанное уместнее в отношении младших школьников.

Для детей младших классов огромное значение имеет учитель, поскольку его отношение к ним интериоризируется, становясь впоследствии самоотношением (разумеется, если педагог обладает высоким авторитетом и является объектом любви). Таким образом, педагог формирует позитивную самооценку ребенка, уверенность в своих силах – самим фактом собственного положительного оценивания и веры в силы ученика. Исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина, убедительно доказали прямую зависимость уровня тревожности детей младшего школьного возраста – от степени авторитарности и строгости преподавателя. Также была отмечена зависимость тревожности учеников от непоследовательности соблюдения школьных правил педагогом, его несправедливости, непредсказуемости его поведения.

Упражнения по профилактике и коррекция уровня тревожности

Мне очень часто приходилось сталкиваться с негативными аспектами школьной тревожности. Вследствие этого, я разработала ряд упражнений, помогающих снизить уровень школьной тревожности. Они достаточно просты, эффективны и разработаны с учетом возрастной специфики учеников (средний, старший школьный возраст). Упражнения принесли особую пользу в подготовке детей к экзаменам, концертам, конкурсным выступлениям.

Очень помогает достичь быстрого снижения тревоги следующее упражнение:

Включается музыкальное произведение, имеющее взволнованный характер. После прослушивания отрывка из него – следует прослушивание произведения спокойного и умиротворенного характера. Одновременно с тем, если это возможно, желательно зажечь ароматическую лампу (запах лаванды, хвои, можжевельника, розы турецкой, базилика, иланг-иланга и т.п.) Ученик сидит (или что гораздо эффективнее – лежит) в удобной позе. Он смотрит на темно-синий экран либо глаза его прикрыты.

Чем чаще повторяется это упражнение – тем сильнее закрепляется связь между чувством уверенности (или покоя) и условным жестом. Затем, в трудную минуту – ученик может обратиться к этому жесту, повторить условные фразы. Это поможет ему вновь ощутить желаемые чувства. Очень эффективен этот прием непосредственно перед экзаменом или концертом. В процессе упражнения идет воздействие на визуальную, аудиальную системы восприятия (также обоняние). Расслабление на физиологическом уровне быстро способствует снижению тревожности.

Заключение

Крайне печальным воспринимается тот факт, что по данным статистики – каждый третий выпускник наших школ испытывает невротическое или преневротическое состояние. По сути, это огромный урон для государства, обеспечиваемого малопродуктивными специалистами, это трагическая судьба Человека, обреченного на вечный внутренний конфликт, подавленность, неполную жизнь. Высокотревожные дети обладают слабой мотивацией к достижению, самостоятельному принятию решений, низок уровень их работы в режиме стресса, зачастую снижен энергетический потенциал. Неврозы весьма негативно отражаются на трудоспособности. По словам С. Салливана, тревожность может провоцировать сильнейшую деформацию личности (вплоть до пограничных психических заболеваний).

Таким образом, школьная тревожность – явление разрушительное и пагубное не только для нервной системы ребенка, для его успехов в обучении – но и для его организма, для его Личности в целом. Профилактика и избавление от тревожности – забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье наших детей. Здоровье и благополучие наших детей сегодня – залог благополучия Родины завтра! Все вышеизложенное, на мой взгляд, делает проблему школьной тревожности весьма актуальной именно в наше трудное время, именно для нашей Родины.

Читайте также: