Контрольно аналитическая деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с проблемным полем сегодняшнего дня и мировыми тенденциями. В системе современного образования определился следующий ряд проблем: соотношение образования и науки; повышение качества образования во всех подсистемах; обеспечение всеобуча; поддержка в образовании русскоязычной диаспоры в ближнем зарубежье; обязательное среднее образование; развитие информацион н ой культуры общества; опережающее образование. Изучение нормативных документов, определяющих стратегию развития российского образования, позволяет выделить следующие образовательные приоритеты: Модернизация российского образования на период до 2010 года. Информатизация общего среднего образования. Соответствие педагогического мастерства учителя профессиональному стандарту педагогической деятельности. Ведущий из приоритетов - качество образования - нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования, в Послании президента РФ парламенту, в принятой правительством РФ программе модернизации образования. Разработка содержания управления УВП с целью повышения качества образования осуществляется, исходя из основных законов образования человека, закономерностей и принципов. Знание основного закона образования, который выражен предельно четко в следующей формуле; образование является всеобщей общественной формой развития человека, - требует от каждого из нас его точного прочтения и осознания. Впервые идею этого закона сформулировал в 1966 году В.В, Давыдов. Он подчеркивает, что образование - это: всеобщая форма развития; общественная форма развития; форма развития. Второй закон образования, закон периодизации развития, также необходимо учитывать при проектировании качества образовательных систем (его основы были заложены Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским, А-Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия). Основополагающим и принципиальным следствием его является закономерная смена ведущих типов деятельности на разных этапах развития ребенка. Третий закон, который также необходимо учитывать при проектировании качества образовательных систем, - это закон сферной организации социума. Согласно современной культурологи, социум представляет собой взаимодействие и взаимоотношение основных 15 сфер деятельности, которые достаточно автономны по законам функционирования и развития (политика, философия, религия, искусство, наука- здравоохранение, физкультура и спорт, технология, проектирование, армия, право, финансы, коммерция, материальное производство). Для формирования нормального социотипа человека, его жизнедеятельности во всех сферах необходимы все 15 сфер, так как именно они являются носителями культуры, проводниками знаний, опыта, традиций. Только полный учет этих полисферных связей и отношений в системе образования поможет сформировать личность, адекватную развивающемуся социуму, человека без комплекса дезадаптаций, И конечно, здесь поле деятельности для проявления четвертого закона - закона зависимости между требуемым уровнем педагогической квалификациии “педагога” и возрастов “ученика”. Знание этих законов и умелое использование их на практике - суть педагогического и управленческого мастерства. Анализ методической и общеобразовательной деятельности за предыдущие годы показывает следующие результаты оперативного управления: стабильность абсолютной успеваемости и качества обучения, рост количества учащихся, закончивших школу с медалью, улучшение результатов ЕГЭ, участие в районных предметных олимпиадах, участие в районной конференции “Шаг в будущее”, участие в региональном конкурсе “Лидер XXI века”, участие в международных олимпиадах “Винни-Пух”, “Кенгуру”, участие в международном фестивале “Надежды Европы”. Несмотря на стабильность успеваемости и качества обучения, соотнесение содержания УВП в нашей школе с современными требованиями к образованию показало такие нерешенные вопросы, как снижение качества знаний на третьей ступени обучения, снижение качества знаний по отдельным образовательным областям. Отправной точкой начала работы по данной теме явилась проблема несовершенства сложившейся системы управления УВП по повышению эффективности учебного труда учителя и ученика. В работе исходили из гипотезы: “Оптимизация информационно-аналитической и контрольно-диагностической функций управления учебно-воспитательным процессом как видов деятельности будет способствовать увеличению эффективности образовательной деятельности ОУ”. П.И. Третьяков в работе “Технология модульного обучения в школе” выделяет “ведущий признак современной педагогической системы – функциональный, а не структурный, так как всё определяется тем, в какой мере элементы берут на себя функции содействия получению заданного психолого-педагогического результата обучения и воспитания. Системообразующий фактор педагогической системы – управление, так как посредством его реализуется поставленная цель. Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем, содержанием которого является управление развитием человека. Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда учителя и ученика”. Цель изучения данной темы: создать систему управления УВП, способствующую повышению эффективности образовательной деятельности в ОУ. Для достижения поставленной цели был определён ряд задач: изучить теоретические основы современного управления образованием и повышения эффективности образовательного процесса в ОУ, внедрить в практику информационно-аналитическую и контрольно-диагностическую функции управления при организации УВП, провести коррекцию управленческой деятельности ЗДУВР на основе развития информационно-аналитической и контрольно-диагностической функций управления. Методологические основы для разработки данной темы были выделены при изучении следующих работ: Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе – Москва 2005, Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1992, Лазарев В.С. , Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.- М., 1993, Шамова Т.И. и др. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. – Архангельск 1995. Был разработан понятийный аппарат, который используется в практике управления по данной теме: образование, качество, управление, ситуационный и рефлексивный подход к управлению, функции управления.

Читайте также: