Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конституция РФ в гл. 2 провозглашает широкие права и свободы человека и гражданина, гарантирует их защиту от посягательства всей системой внутреннего права, общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, являющимися составной частью ее правовой системы. Вместе с тем в ст. 55 Конституции РФ записано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Уголовное наказание представляет собой меру государственного принуждения, выражающегося в совокупности ограничений личных, имущественных и других прав и свобод граждан, которые применяются по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание есть форма ограничения прав человека и гражданина, посягнувшего на законом охраняемые интересы. Поэтому необходим жесткий и строгий контроль за установлением этих ограничений и их применением, т.е. за исполнением уголовных наказаний. Проблема контроля за соблюдением прав человека и гражданина и законности их ограничения носит международный характер.

Это подтверждается содержанием Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и др.

На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний можно классифицировать по субъектам, его осуществляющим, на международный и внутригосударственный. Внутригосударственный контроль по этому же признаку делится на виды: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19 УИК РФ), судебный контроль (ст. 20 УИК РФ), ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ), прокурорский надзор (ст. 22 УИК) и общественный контроль, включая средства массовой информации (ст. 23 и 24 УИК РФ).

Международный контроль за установлением уголовных наказаний, практикой их назначения виновным и исполнением приговоров судов осуществляется в трех формах:

· первая – анализ международными организациями по правам человека и комитетами ООН государственных докладов о соблюдении прав человека (в том числе и по исполнению наказаний) и проверка реагирования государства, допустившего нарушение прав человека и гражданина;

· вторая – обнародование другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации, а иногда и реакция на них;

· третья форма вытекает из содержания ч. 3 ст. 46 Конституции РФ – право каждого гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Перечисленные формы международного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на всех граждан, в том числе и на лиц, отбывающих уголовные наказания. Особое место среди международных актов по правам человека занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными[1], которые содержат стандарты условий содержания заключенных в области:

· соблюдения норм гигиены, касающихся одежды и спальных принадлежностей;

· физических упражнений и спорта;

· наказаний и средств усмирения;

· информирования осужденных и предоставления ими жалоб;

· контактов с внешним миром;

· перемещения заключенных; и др.

Организация Объединённых Наций рекомендует всем государствам закрепить в национальном уголовно-исполнительном законодательстве принципы и положения, закрепленные в правилах. Исходя из этого положения в ч. 4 ст. 3 УИК РФ закреплено, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. К сожалению, по названным в УИК РФ причинам, рекомендации правил в нашем законодательстве полностью не реализованы. Это обстоятельство отрицательно сказывается на достижении целей наказания в процессе его исполнения.

Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

[1] Утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Советская юстиция. – 1992. – № 2.

· Федеральное Собрание РФ;

· Президент Российской Федерации;

· законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

· органы исполнительной власти субъектов федерации.

Данный вид контроля прежде всего выражается:

· в анализе установленной отчетности о деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания;

· в обучении, подборе и расстановке кадров, исполняющих уголовные наказания;

· в устранении допускаемых нарушений в организации исполнения наказания и обеспечении законности в деятельности всего персонала органов и учреждений, исполняющих наказания;

· в проведении плановых и целевых проверок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни.

Во всех этих случаях суд обязан выявлять имеющиеся нарушения в деятельности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также устанавливать конкретных сотрудников, виновных в данных нарушениях, выносить частные определения, в которых вскрывать причины нарушений порядка исполнения уголовных наказаний и определять вину конкретных лиц, допустивших их, требовать от администрации и органов, исполняющих наказания, устранения обнаруженных нарушений и наказания виновных.


Должностные лица учреждений и органов, исполняющие наказания, обязаны в установленный срок сообщить суду об исполнении предписаний, изложенных в частном определении.

Суд, вынесший приговор, осуществляет контроль за исполнением наказания по поступающим из учреждений и органов, исполняющих наказания, уведомлениям о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и смертной казни. Данные об исполнении наказания подшиваются в уголовное дело и заносятся в контрольный лист об исполнении приговора. При несвоевременном их поступлении суд обязан запросить эти сведения и принять меры к недопущению таких нарушений органами и учреждениями, исполняющими наказания, в будущем.

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и должностными лицами на основе специальных нормативных актов, предусматривающих следующие формы контроля[1]:

· получение отчета по установленной форме обо всех сторонах деятельности органа или учреждения по исполнению уголовного наказания;

· проверки, ревизии деятельности исправительного учреждения;

· личный прием и опрос осужденных и др.

Ведомственный контроль осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и соответствующими территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Формами прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания являются:

1) беспрепятственное посещение прокурором учреждений уголовно-исполнительной системы с целью непосредственной проверки соблюдения законов и других нормативных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний;

2) личный прием осужденных и рассмотрение их жалоб на нарушения порядка и условий исполнения наказаний администрацией органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;

3) дача заключений в суде при рассмотрении представлений об условно-досрочном освобождении от наказаний, замене наказания на менее строгий вид, о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое;

4) опротестование противоречащих закону судебных решений и актов органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

[1] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях: утв. приказом Минюста РФ от 7 марта 2000 г. № 83 (с изм. от 24 декабря 2002 г.) // Российская газета. – 2000. – 13 сент.; 2003. – 8 февр.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы[1].

Помимо содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные объединения, благотворительные организации вправе осуществлять контроль (общественный контроль) за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Формой контроля, предусмотренной законодательством, является разрешительное посещение мест отбывания наказания в целях проверки жалоб, законности применения к осужденным мер воздействия, удовлетворения положенными видами снабжения (включая оказание медицинской помощи), организации труда, воспитательной работы и отдыха осужденных.

Эта же форма используется представителями средств массовой информации, которым, с разрешения администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, либо вышестоящих органов, позволяется посещать данные учреждения, производить кино-, фото- и видеосъемку, интервьюирование осужденных с их письменного согласия, а с письменного разрешения администрации осуществлять кино-, фото- и видеосъемку объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных.

В целях контроля за законностью деятельности администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, ст. 24 УИК РФ предусматривает, что при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения следующие лица:

1) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, уполномоченные по правам человека в РФ;

2) президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующей территории;

3) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

4) должностные лица вышестоящих органов;

5) судьи судов, на территории которых расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

6) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, на соответствующей территории.

Эта норма права реально гарантирует названным лицам право осуществлять контроль за деятельностью администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, и принимать меры к устранению вскрытых недостатков во всех сферах их деятельности.

Контроль за деятельностью военных органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих, проходящих военную службу, осуществляется военным судом, военной прокуратурой, вышестоящим военным командованием. Положение ст. 24 УИК РФ, относящееся к контролю за исполнением наказаний высшими должностными лицами государственной власти и управления, средств массовой информации и общественности, в полной мере распространяется и на военные органы, исполняющие уголовные наказания.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

1. Виды контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, испол­няющих наказания.

  1. Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  2. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.
  3. Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Виды контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов,

испол­няющих наказания

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводится международный, судебный, ведомственный, общественный контроль, а также прокурорский надзор за соблюдением законности[1].

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).

Государственный контроль (ст. 19 УИК РФ) за деятельностью этих учреждений и органов осуществляют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Так, Федеральное Собрание РФ в лице его палат может заслушать отчет Минюста РФ по различным вопросам, касающихся деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Органы государственной власти и управления – мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры – обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения. Они имеют право осуществлять проверки-посещения ИУ, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.

Судебный контроль(ст. 20 УИК РФ).Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об УДО, о замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, об изменении вида ИУ.

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.

Формы ведомственного контроля разнообразны. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки, проверки отдельных направлений работы учреждений и органов, исполняющих наказания, проверки деятельности их служб и частей, проверки фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям, проверки отчетной документации.




Так, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется путем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.

Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (например, ИУ).

В целях создания максимально благоприятных условий для осуществления всех видов контроля ч. 1 ст. 24 УИК РФ наделяет ряд лиц правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.

К числу таких лиц относятся:

1) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий;

2) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

3) должностные лица вышестоящих органов;

4) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

5) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий;

6) Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ в пределах соответствующих территорий – учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений.

Перечисленные лица, могут встречаться с осужденными и сотрудниками учреждений и органов, исполняющих наказания, получать от них необходимые сведения, принимать жалобы и заявления, знакомиться с документами. При посещении соответствующих учреждений и органов эти лица обязаны предъявлять документы, удостоверяющие их личность и полномочия.

Согласно ч. 3 ст. 24 УИК РФ право посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, предоставляется представителям средств массовой информации и некоторым другим лицам РФ (например, родственникам осужденного, его близким, адвокатам, лица, имеющим право оказания юридической помощи, священнослужителям, которые могут посещать осужденных). Однако в отличие от лиц, указанных в ч. 1 ст. 24 УИК РФ представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, только по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

В период посещений кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных (ч. 4 ст. 24 УИК РФ). Съемка осужденных, распространение информации о них могут причинить осужденным моральный и нравственный вред, негативно отразиться на их родственниках. Поэтому законом и установлен рассматриваемый запрет на указанные действия при отсутствии согласия осужденных. Тем самым охраняется право личности, в том числе и осужденных на уважение частной и семейной жизни, гарантированное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) и ст. 23 Конституции РФ.

Что же касается кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, то она может осуществляться исключительно с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания. К таким объектам, например, относятся охранные сооружения, технические средства контроля и надзора (ч. 5 ст. 24 УИК РФ).

Тема 6. Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов,

испол­няющих наказания

1. Виды контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, испол­няющих наказания.

  1. Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  2. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.
  3. Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Виды контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов,

испол­няющих наказания

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводится международный, судебный, ведомственный, общественный контроль, а также прокурорский надзор за соблюдением законности[1].

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).

Государственный контроль (ст. 19 УИК РФ) за деятельностью этих учреждений и органов осуществляют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Так, Федеральное Собрание РФ в лице его палат может заслушать отчет Минюста РФ по различным вопросам, касающихся деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Органы государственной власти и управления – мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры – обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения. Они имеют право осуществлять проверки-посещения ИУ, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.

Судебный контроль(ст. 20 УИК РФ).Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об УДО, о замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, об изменении вида ИУ.

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.

Формы ведомственного контроля разнообразны. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки, проверки отдельных направлений работы учреждений и органов, исполняющих наказания, проверки деятельности их служб и частей, проверки фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям, проверки отчетной документации.

Так, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется путем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.

Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (например, ИУ).

В целях создания максимально благоприятных условий для осуществления всех видов контроля ч. 1 ст. 24 УИК РФ наделяет ряд лиц правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.

К числу таких лиц относятся:

1) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий;

2) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

3) должностные лица вышестоящих органов;

4) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

5) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий;

6) Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ в пределах соответствующих территорий – учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений.

Перечисленные лица, могут встречаться с осужденными и сотрудниками учреждений и органов, исполняющих наказания, получать от них необходимые сведения, принимать жалобы и заявления, знакомиться с документами. При посещении соответствующих учреждений и органов эти лица обязаны предъявлять документы, удостоверяющие их личность и полномочия.

Согласно ч. 3 ст. 24 УИК РФ право посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, предоставляется представителям средств массовой информации и некоторым другим лицам РФ (например, родственникам осужденного, его близким, адвокатам, лица, имеющим право оказания юридической помощи, священнослужителям, которые могут посещать осужденных). Однако в отличие от лиц, указанных в ч. 1 ст. 24 УИК РФ представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, только по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

В период посещений кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных (ч. 4 ст. 24 УИК РФ). Съемка осужденных, распространение информации о них могут причинить осужденным моральный и нравственный вред, негативно отразиться на их родственниках. Поэтому законом и установлен рассматриваемый запрет на указанные действия при отсутствии согласия осужденных. Тем самым охраняется право личности, в том числе и осужденных на уважение частной и семейной жизни, гарантированное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) и ст. 23 Конституции РФ.

Что же касается кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, то она может осуществляться исключительно с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания. К таким объектам, например, относятся охранные сооружения, технические средства контроля и надзора (ч. 5 ст. 24 УИК РФ).

Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) Федеральное Собрание Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации;

4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

ГАРАНТ:

См. Порядок организации контроля в уголовно-исполнительной системе по зональному принципу и рекомендации по ведению контрольно-наблюдательного дела территориального органа ФСИН России" (учреждения уголовно-исполнительной системы), утвержденные приказом ФСИН России от 28 августа 2010 г. N 378

См. Инструкцию об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб, утвержденную приказом Минюста РФ от 27 октября 2009 г. N 361

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;

4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

8) члены общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в пределах соответствующих территорий;

9) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий - учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений;

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденное приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 г. N 652

10) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации - в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 172, 173.1 -174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

11) Министр юстиции Российской Федерации.

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 19 УИК РФ

Под контролем понимается вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, соблюдения законности, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан. Видами контроля являются: контроль органов государственной власти, судебный, прокурорский (надзор), ведомственный, общественный.

Статьи 10 и 11 Конституции РФ провозглашают, что государственная власть в Российской Федерации подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ. В соответствии с принципом разделения властей каждая из ветвей власти выполняет только ей свойственные функции, подразделяемые по видам государственной деятельности. Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ. Не относясь ни к одной ветви власти, Президент РФ, являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод граждан, обеспечивает согласованность и взаимодействие между ними.

В комментируемой статье установлено, что за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль осуществляют только федеральные органы государственной власти. До внесения изменений в эту статью Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ правом контроля обладали также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Однако п. 4 ч. 1 ст. 38 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания, наделяет правом контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы также законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Нет ли противоречия между двумя этими главными для отрасли уголовно-исполнительного права законами? Здесь затрагивается важная для теории данной отрасли права проблема: может ли уголовно-исполнительное законодательство развиваться как отрасль, находящаяся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, или по-прежнему останется в исключительном ведении Российской Федерации, как это закреплено в п. "о" ст. 71 Конституции РФ. Законодатель недвусмысленно выразил свою позицию в упомянутом Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ, не только изъяв у органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления контрольную функцию, но и возможность повышать осужденным размер расходуемых ими средств, признав утратившей силу ч. 4 ст. 88 УИК РФ. В то же время рассогласованности в отношении контроля, по существу, нет и в настоящее время, поскольку Закон об органах, исполняющих уголовные наказания, наделяет субъекты РФ и органы местного самоуправления правом контроля только за уголовно-исполнительной системой, а не за всеми учреждениями и органами, исполняющими наказания. В состав последних входят в том числе суды (см. комментарий к ч. 3 ст. 16 УИК РФ) и командование воинских частей, правом контроля за которыми указанные субъекты не обладают.

Обладая широкими полномочиями, предоставленными ему как главе государства, Президент РФ охватывает в своей работе все стороны государственной деятельности: от формирования федеральных органов государственной власти и участия в функционировании исполнительных органов государственной власти до формирования внешней политики и обеспечения обороны государства. Контролируя деятельность всех органов исполнительной власти в государстве, Президент РФ осуществляет контроль и в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания. Реализуя свои контрольные функции, он вправе участвовать в выработке уголовно-исполнительной политики (см., например, Указы Президента РФ от 08.10.1997 N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" , от 28.07.1998 N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" ), в законотворчестве, формировании федеральных органов и руководителей федеральных органов исполнительной власти (см., например, Указ Президента РФ "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", которым утверждено Положение о ФСИН России), принимать решения о помиловании осужденных, беспрепятственно посещать учреждения и органы, исполняющие наказания.

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4683.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3841; 2005. N 19. Ст. 1787.

Контрольные функции двухпалатного представительного (законодательного) органа государственной власти РФ - Федерального Собрания, состоящего из Совета Федерации и Государственной Думы, - достаточно разнообразны: от принятия федеральных законов и внесения в них изменений и дополнений до участия в формировании исполнительных органов государственной власти и заслушивания их руководителей с отчетами. Государственная Дума обладает исключительным правом объявления амнистии. В рамках своих полномочий контроль деятельности органов исполнительной власти любого уровня могут осуществлять и депутаты обеих палат Федерального Собрания, в том числе и в связи с обращениями, заявлениями и жалобами осужденных, поступившими в их адрес.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. Обеспечивая выполнение одной из важнейших задач, стоящих перед ним, - осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, - Правительство РФ согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 02.03.2007) организует исполнение и ведет систематический контроль исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров федеральными органами исполнительной власти, включая органы и учреждения, исполняющие наказания. Применительно к комментируемой статье данная функция реализуется участием Правительства РФ в формировании уголовно-исполнительной политики, ее материальном и ресурсном обеспечении (см. Постановление Правительства РФ от 05.09.2006 N 540 "О Федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" (в ред. от 19.05.2007) ), издании нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия отбывания наказания (см., например, Постановление Правительства РФ о минимальных нормах питания осужденных к лишению свободы), а также в непосредственном контроле выполнения учреждениями и органами, исполняющими наказания, поставленных перед ними задач.

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197; 2007. N 6. Ст. 680; N 10. Ст. 1147.

СЗ РФ. 2006. N 39. Ст. 4075.

Особое место в системе государственного контроля деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, занимает Уполномоченный по правам человека в РФ. В соответствии со ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека целями деятельности Уполномоченного являются обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Рассматривая поступившие в его адрес жалобы на решения или действия государственных органов или должностных лиц, при условии, если заявитель ранее уже обжаловал эти действия или решения в судебном или административном порядке, но не удовлетворен принятым решением, Уполномоченный согласно ст. 23 названного Закона вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, и проводить проверку их деятельности.

Существуют следующие формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания:

1. Контроль органов государственной власти . Только федеральные органы власти обладают функциям контроля.

2. Судебный контроль (ст. 20 УИК РФ, ст. 397 УПК РФ). Только суд решает вопросы условно-досрочного освобождения, замену одного наказания на другое и т. д.

3. Прокурорский надзор (ст. 22 УИК РФ). В структуре прокуратуры имеются специальные подразделения, осуществляющие надзор. Они имеют следующие полномочия:

а) по предъявлению служебного удостоверения имеют право беспрепятственно входить на территорию органов и учреждений;

б) имеют правое в любое время посещать эти органы;

в) имеют право опрашивать осужденных;

г) вправе знакомиться с оперативными материалами;

д) обладают полномочиями отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на осужденных.

4. Ведомственный контроль .

6. Международный контроль . Данной формы контроля не определено в УИК РФ, но в реальности она существует со стороны неправительственных международных организаций и других структур. На Европейском уровне – 2 комитета (Европейский комитет по проблемам преступности и по сотрудничеству в области пенитенциарных проблем). В определенной мере контроль осуществляет Европейский суд по правам человека, также он удовлетворяет жалобы осужденных.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные

Глава 5. Учреждения и органы, исполняющие наказания, контроль и надзор за их деятельностью. Общая характеристика

Глава 5. Учреждения и органы, исполняющие наказания, контроль и надзор за их деятельностью. Общая характеристика Центральным органом уголовно-исполнительной системы, созданным на основании закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах,

35. Система органов и учреждений, исполняющих наказания

35. Система органов и учреждений, исполняющих наказания Учреждения и органы, исполняющие наказания, делятся на две группы, и все они перечислены в ст. 16 УИК РФ.Первую группу составляют учреждения и органы, для которых исполнение уголовных наказаний является основной

44. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами

44. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами Взаимодействия государственных органов , ведущих борьбу с преступностью, носит специфическую основу. Ее характер обусловливаются состоянием развития

45. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с судами

45. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с судами Согласно ст. 20 УИК РФ специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или освобождении от него, но и в

46. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с органами власти и управления

67. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания

67. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний классифицируется по субъектам, его

12. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

12. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Специфический комплекс законов,

Система органов и учреждений, исполняющих наказания

Система органов и учреждений, исполняющих наказания Учреждения и органы, исполняющие наказания, делятся на две группы, и все они перечислены в ст. 16 УИК РФ.Первую группу составляют учреждения и органы, для которых исполнение уголовных наказаний является основной

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами Взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, носит специфическую основу. Ее характер обусловливаются состоянием

82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел

82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел В качестве структурного подразделения в состав Министерства внутренних дел РФ входит Главное командование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые

Глава 4. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

Глава 4. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ Статья 32. Предмет надзора Предметом надзора

10. ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

10. ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ Контроль за исполнением уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер – это процесс установления соответствия деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные

17. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

17. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ Основные виды контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания: международный

18. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

18. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ Наиболее результативной формой контроля деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, является прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным

Читайте также: