Контроль как функция управления доу

Обновлено: 07.07.2024

Современный руководитель должен быть компетентен как в вопросах методологии воспитания, развития и обучения дошкольников, так и в системном управлении.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.

Из анализа научной и методической литературы, мы видим, что многие авторы, такие как М.М. Поташник, Т.И. Шамова, И.П. Третьяков, В.Я. Якунина, Ю.К. Бобанский, С.А. Ильманов и др. выделяют контроль как важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.

Т.И. Шамова, рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, отмечает, что контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, по ее мнению, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения.

По утверждению М.М Поташника и В.С. Лазарева, контроль делает управление “зрячим”, чувствительным к изменениям.

По мнению И.П. Третьякова и В.А. Якуниной, контроль призван обеспечить обратную связь, и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.

Вместе с тем, многие авторы отмечают, что без глубокого анализа результатов контроля, действенность его заметно снижается.

Так, по мнению В.П. Стрекозина, действенность контроля зависит главным образом от теоретического и методического уровня, на котором он проводится; от того, как проанализированы результаты.

П.В. Худоминский утверждает, что педагогический анализ значительно повышает эффективность контроля, который сам по себе, не подкрепленный анализом данных, полученных в его результате, малоэффективен.

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Чтобы организация контроля была рациональной, необходимо соблюдать следующие условия, выделенные В.П. Симоновым, В.И. Закутько, М.И. Левшиной. К ним относятся: генерализация, интеграция, гуманизация, индивидуализация, дифференциация, плановость, систематичность, гласность, наличие устойчивой мотивации к выполнению контроля. Кратко раскроем суть некоторых из них (по разработке В.И. Закутько).

Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь. Оно отвергает традиционное представление о необходимости осуществления контроля в равной степени и объеме по всем направлениям деятельности.

Условие интеграции подразумевает объединение усилий педагогического и родительского коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.

Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего педколлектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации.

  • педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
  • педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
  • контролировать следует открыто;
  • осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
  • осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
  • при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
  • контроль не должен ограничиваться инцидентами;
  • тотальный контроль порождает небрежность;
  • скрытый контроль вызывает только досаду;
  • необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
  • контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
  • не контролировать из-за недоверия;
  • не держать своих выводов при себе.

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3. Сбор информации.
4. Ее анализ.
5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
6. Проверка исполнения рекомендаций.

Таким образом, мы видим, что функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.

Многие руководители образовательных учреждений затрудняются как в разработке системы контроля, так и в организации контроля по отдельным направлениям.

Отрадно, что в последние годы стали появляться публикации по организации контроля именно в дошкольных образовательных учреждениях, а не только в школе. Пособия таких авторов, как К.Ю. Белой, Л.М. Денякиной, Л.М. Маневцовой, М.В. Крулехт, О.А. Скорлуповой и других авторов стали хорошим подспорьем для руководителей дошкольных образовательных учреждений, особенно начинающих. В них рассматриваются как теоретические вопросы организации контроля, так и практические. В большинстве из них даны рабочие материалы, которыми могут пользоваться руководители дошкольных образовательных учреждений. При желании и (или) необходимости, предложенные материалы можно творчески переработать с учетом конкретных условий своего ДОУ.

На первых порах моей руководящей деятельности в качестве заместителя заведующей ДОУ по воспитательно-образовательной работе настольной книгой по организации контроля над воспитательно-образовательным процессом была книга доцента кафедры начального и дошкольного образования Академии ПК и ПРО РФ Л.М.Денякиной “Контроль как инструмент управления”. Мен я заинтересовали в ней карта наблюдений за деятельностью педагога (КНДП) и карты-схемы анализа по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Предложенные Л.М.Денякиной материалы помогают научно организовать управленческий труд заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе, поэтапно и всесторонне изучить деятельность педагога, отследить его профессиональный рост и педагогическое мастерство, избежать бумажной рутины при организации контроля, сэкономить время при оформлении его результатов.

Предложенная автором карта наблюдений за деятельностью педагогов является многофункциональной и рассчитана на использование в течение нескольких лет работы.

На лицевой стороне ее отражена краткая характеристика педагога и его профессиональный рост, т.к. из года в год фиксируется вся работа по совершенствованию педагогического мастерства, а на обратной стороне – все наблюдения, накопленные за определенный период. Карта является как бы аккумулятором роста педагога на протяжении всех лет работы в данном учреждении. В ней оставляют записи все, кто наблюдал воспитательно-образовательный процесс у этого педагога, т.е. данная карта служит полноценной заменой толстых тетрадей у всех членов администрации или объемных бланков информации.

Но на практике я столкнулась с необходимостью незначительного ее усовершенствования. Так, попав в новый коллектив, мне не хватало информации о семейном положении педагогов, и я включила в эту графу сведения об их детях. Ведь любой уважающий себя руководитель должен интересоваться не только профессиональными успехами и проблемами сотрудников, но также и их личными или семейными, чтобы вовремя поддержать, помочь разрешить какую-либо проблему или просто порадоваться успехом его детей.

Для удобства и облегчения анализа качественного состава педагогов в графе “педагогический стаж” проставляем стаж, зафиксированный на начало календарного или учебного года, т.е. на 1 января или 1 сентября определенного года.

С целью отслеживания системности и роста в работе по самообразованию внесли в карту информацию о темах самообразования. А также дополнили карту сведениями о награждениях, поощрениях и материальном стимулировании (Приложение 1).

Обратную сторону данной карты оставили без изменений. Она выглядит так:

Для того, чтобы не делать подробных описаний просмотренных занятий, игр и других организационно-педагогических процессов и кратко записывать итоги наблюдений в описанную выше карту наблюдений за деятельностью педагога, необходим банк разработанных карт-схем по основным направлениям деятельности.

Данные карты-схемы можно сделать многоразовыми, если результат анализа фиксировать не в самой карте, а фломастером на файле (или “папке-уголке”), в который предварительно вложена карта. Когда итоговый результат будет занесен в КНДП, файл или “папка-уголок” легко очищается и карта-схема готова к повторному употреблению.

В первое время управленческой деятельности для анализа воспитательно-образовательного процесса я использовала схемы, предложенные авторами Я.Л. Денякиной, Л.М. Маневцовой, М.В. Крулехт и некоторых других.

  • разделы временных требований госстандартов по дошкольному воспитанию (анализ деятельности детей на занятиях и вне их, профессиональных умений педагогов по данному направлению);
  • воспитательная работа (воспитание культурно гигиенических навыков, трудовое и нравственное воспитание и др.);
  • организация образовательного процесса (анализ: деятельности педагога на занятии, планирования, среды развития и др.);
  • организация работы с родителями.

В процессе работы, особенно в период внедрения в образовательный процесс инновационных программ, назрела необходимость разработки карт-схем по отслеживанию работы по данным программам. Так, имеющийся банк схем анализа стал пополняться собственными разработками, которыми я и хочу поделиться с коллегами. По моему мнению, заслуживает внимания карта-схема анализа деятельности педагога на занятии. Она является достаточно универсальной и может применяться для анализа деятельности педагога практически на любом из занятий, так как в ней анализируются базовые умения педагога, необходимые для успешной организации занятий (Приложение 2).

Для отслеживания уровня освоения детьми того или иного раздела реализуемой в ДОУ программы и их воспитанности разработаны целевые карты-схемы. Их можно использовать для оценки уровня знаний, умений, навыков как отдельных детей, так и в среднем по группе (Приложение 3).

В имеющейся литературе по вопросам организации контроля мне не удалось найти подробных карт-схем для анализа музыкальных занятий, занятий по обучению плаванию, а также для анализа досугов и развлечений. Я предлагаю вашему вниманию свои карты-схемы по данным разделам (Приложение 4).

Разработанные схемы достаточно подробны, но именно это их свойство и помогает мне, как руководителю, отследить все стороны и нюансы организации воспитательно-образовательной работы, а педагогам – еще раз вспомнить методику работы, подумать, как эффективно использовать те или иные приемы или формы работы.

В настоящее время в практику работы ДОУ помимо административного контроля входит взаимоконтроль, самоанализ и самооценка участников педагогического процесса. Привлечение педагогов к таким формам контроля способствует демократизации контроля, повышению их педагогической компетенции и развитию творческого потенциала. Для успешного анализа педагогами своей деятельности или деятельности коллег, мы разрабатываем специальные карты самоанализа, анкеты и др. (Приложение 5).

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • уровень развития детей и организации педагогического процесса;
  • профессиональная компетентность педагогов;
  • организация питания воспитанников;
  • санитарное состояние ДОУ;
  • соблюдение сотрудниками санитарно-эпидемиологического режима;
  • создание условий для производственной деятельности сотрудников;
  • документоведение.

В нем указывается тематика, вид, объект контроля, его периодичность (или сроки), а также ответственные за контроль и форма отражения (Приложение 6). На основе годового комплексного плана разрабатываем план контроля на месяц, где обязательно указываем его цели.

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

Внутренний контроль включает в себя:

• контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

• контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать условия организации контроля:

• Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля — самоконтролю, то есть работе на доверии.

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Контроль как функция управления в ДОО.

Контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления и одной из важнейших его функций. Необходимость контроля определяется тем, что процесс достижения цели находится под воздействием множества факторов, которые могут препятствовать достижению цели. Контроль позволяет выявить заранее неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу подчиненных с тем, чтобы обеспечить достижение цели. Отсутствие контроля или недостаточное внимание к нему приводит к дезориентации и нарушению взаимодействия людей по достижению общих целей. Эффективно поставленный контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результата, быть своевременным и достаточно несложным.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы ДОО. Главные инструменты выполнение данной функции – наблюдение, проверка всех направлений деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и оптимального использования достоверной и своевременной информации о состоянии всей управляемой системы, определение того, все ли в этой системе осуществляется в соответствии с намеченными целями и принципами, полученными распоряжениями руководства, имеющимися законами и нормативами.

В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдения с целью проверки деятельности сотрудников или результатов деятельности организации.

Как видно из вышесказанного, исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и достоверности документов. Следующим этапом стало представление о контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам. Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин. Контроль заключается в том, чтобы проверять всё ли выполняется в соответствии с планами, выявить ошибки и не допускать повторения. Необходимо отметить, что контроль соотносится со всеми функциями управления. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждение исполнителей к продуктивной работе, позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности. Именно контроль в различных его методах и формах обеспечивает обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности.

- органическую функцию управления;

- набор средств регулирования поведения личности или организации в целом;

- функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы.

Любой контроль в ДОО организуется и проводится в определенной последовательности.

Предлагаю использовать следующий алгоритм контроля:

Цель – объект – разработка плана – сбор информации - первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.

Основной целью контроля является соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования.

Задачи контроля:

осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования;

выявление случаев нарушений и неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению в пределах своей компетенции;

анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности отдельных работников;

инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил;

изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, разработка предложений по устранению замечаний и распространению педагогического опыта;

анализ результатов реализации законодательства РФ и иных нормативных актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для принятия мер по повышению эффективности принятия этих актов на практике;

Объектом контроля всегда является педагогический процесс. В зависимости от поставленных задач объектами контроля могут быть:

- организация питания воспитанников;

- работа с родителями и общественностью;

- организация работы по охране труда и др;

Методы контроля:

- наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);

- анализ (разбор с выявлением причин недостатков и определение тенденции развития);

- беседа (обязательно с обменом мнениями);

- анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

- хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);

- изучение документации с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса или для получения иной информации);

Требования к контролю:

- важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений учебно-воспитательной работы ДОО;

- контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;

- в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

- контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно и систематически;

- после контроля должно происходить гласное подведение итогов;

- контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы всего коллектива;

- необходимо проведение повторного контроля за исполнением данных рекомендаций;

Необходимо руководствоваться следующими правилами при организации контроля:

Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если он проводится постоянно и планово, то он воспринимается как норма. Как должен поступить руководитель, если вскрылись недостатки в работе? Обычно в таких случаях проводятся беседы с сотрудником, совместно выявляются причины ошибок, определяются правильные действия, организуется система методической помощи.

Тотальный контроль порождает небрежность.

При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.

Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось.

Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, то не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчиненными – плохие спутники руководителя.

Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчиненным. А систематическое обучение. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опеку и выводит подчиненных на самоконтроль.

Осуществление контроля в управлении обеспечивает:

- снижение неопределенности и обеспечение успешной адаптации организации к окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определение степени востребованности продуктов деятельности организации и т.д.;

- обратную связь в управлении, выявление степени реализации целей деятельности в результате изучения состояния дел организации;

- предотвращения сбоев, кризисов в работе путем создания системы постоянно действующего наблюдения за состоянием организации и окружения;

Отмечены следующие условия рационального контроля:

- ожидаемые руководителем результаты четко определены и известны каждому педагогическому работнику;

- результаты соответствуют возможностям педагогов, которые не сомневаются в своих силах;

- в образовательной организации существуют необходимые организационные, материально-технические и другие условия для достижения ожидаемых результатов, в чем педагоги не сомневаются;

- достижение ожидаемых результатов не требует от педагогов чрезмерного напряжения;

- в организации существуют известные всем вознаграждения за достижение высоких результатов;

- данные вознаграждения имеют ценности для исполнителей;

- система контроля имеет объективную оценку результатов труда, и каждый педагог уверен в этом;

- результаты работы каждого педагога известны в коллективе;

- статус педагога зависит от того, как он работает;

- педагоги не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения, так как оно соответствует результатам труда.

В самом общем виде контроль есть часть управленческого процесса, которая в содержательном плане предусматривает получение информации о результатах управленческих воздействий.

Для осуществления процесса контроля необходимы :

- наличие системы показателей (нормы функционирования);

- выработка корректирующих мер;

- наличие способности у системы познавать реальность и сопоставлять её с системой критериев;

В контроле как функции управления можно выделить две основные стороны:

а). познавательную, связанную с восприятием и получением информации;

б). воздействующую, заключающую в возможности обеспечить управляющую систему данными для осуществления корректирующих мер.

При оценке роли и места функции контроля в управлении, следует помнить, что контроль занимает в управленческом цикле последнее место лишь логически, но отнюдь не по значению.


РОЛЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Контроль – одна из функций управления, существующая в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, педагогического анализа, регулирования и коррекции. Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, нормативным документам.

Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

Важность функции контроля в единой системе образовательной работы определяется следующими положениями:

контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков;

устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;

отсутствие системы контроля вызывает стихийность в реализации воспитательно-образовательного процесса;

контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

Необходимость осуществления контроля как стадии единой системы методической работы в ДОУ подчеркивают Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, выделяя среди функциональных обязанностей старшего воспитателя его деятельность по осуществлению контроля [5, с.118].

Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля, но в основном его представляют в виде внешнего и внутрисадовского контроля:

внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона;

внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. [3, с.119].

При контроле необходимо:

разрабатывать систему контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

фиксировать результаты наблюдений;

анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей;

делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;

осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов и разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в их работе;

обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным. При его осуществлении необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм осуществления:

Определение цели и объекта контроля.

Разработка программы (плана) контроля.

Первичный анализ собранного материала.

Выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.

Проверка исполнения рекомендаций.

Присоединяясь к мнению С.В. Кузнецовой, можно сделать вывод, что функции контроля и педагогического анализа не только взаимосвязаны, они тесно переплетаются и взаимодействуют в процессе осуществления контроля [4, с.18].

По мнению многих авторов (К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и др.), существуют три самые распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.

Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, отрегулировать деятельность отдельных педагогов или коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяются предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика и т. д. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков [1, с.58].

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел по конкретному направлению работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса [5, с.268]

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчетного периода (полугодие, год). Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты коллектива дошкольного учреждения [4, с.58]

Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, с их мнением необходимо считаться.

В управлении дошкольным учреждением необходимо использовать все виды, формы и методы контроля. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

Список использованных источников:

Белая, К. Ю. Руководство ДОУ / К.Ю.Белая // М. : Сфера, 2005. – 253 с.

Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М. : Айрис – пресс, 2008. – 192 с.

Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Л.М.Денякина – М. : Новая школа, 1997. – 392 с.

Кузнецова, С.В. Проектирование развития ДОУ: методическое пособие / С.В. Кузнецова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.

Читайте также: