Контроль и диагностика педагогического процесса старшим воспитателем доу

Обновлено: 05.07.2024

1. Безопасность ме бели и обору дования для ж изни и здоровь я детей.

2. Педагогичес кая целесооб разность оформлен ия предмет но - развивающе й среды.

3. Соблюдение с анитарно - гигиеничес ких требова ний по о формлению помещ ений.

4. Соответствие сю жетно – ролев ых игр, дидакти ческих посо бий, детской лите ратуры

5. Соответствие ме тодическ ой литерату ры и пособий данн ой возрастной г руппе.

7. Материал ы предоставле нные для ро дителей конкр етны и д оступны в св оем

8. Информац ионные стенды с оответству ют возрастной гру ппе: цели, задачи, режим,

1. Паспорт гру ппы: информа ционный бюллетень гру ппы и ОО, программное

обеспечение, с писок детей на 01.09, режимы д ня, система образовательной работы,

2. Приложе ние к плану : режим на данн ый период + щ адящий, реж им двигатель ной

активности, лист ы здор овья, программа оздоровле ния.

3. Перспективн ый план: план работы с родителями, организация развивающе й среды,

4. Календарн ый план: с писки детей (гр упповой, по подгруппа м, по гру ппам

5. Папки взаим одействия и совме стной деятель ности педаг огов и спец иалистов.

6. Документация дл я работы с р одителя ми: тетра дь сведений о родителях, пр отоколы

родительских с обраний, отчеты, и нформац ия для стенд ов и папок - пере движек.

8. Тетрадь инстру ктажа детей по ОБЖ (для сред ней, старшей и по дготовител ьной

10. Журнал Ф - 12 7 и листы ада птации (для ясель ных групп ) ,

Схемы: Анализ пре дметно - развивающе й среды в гру ппах по разделу «Развитие

СХЕМА № 3 Анали з предметно - развив ающей сре ды в группах по разделу «Развитие

1. Наличие у голков сюжетн о - ролевых игр в со ответствии с данной возрастн ой

группой. Д остаточное игр овое обору дование для с - р игр.

2. Наличие конст руктивных игр в со ответствии с возрастом детей: констру кторы –

сюжетные, наполь ные, настольн ые, из различны х материалов.

3. Достаточное к оличество ат рибутов для обыгрыва ния построек (и грушки,

4. Наличие центр а эксперименти рования с инстру ментами, игру шками и дру гими

атрибутами для проведения опыт ов и эксперим ентов.

5. Эстетичность и досту пность в оформл ении уголка при роды: карти ны - пейзажи,

картотеки, прав ила у хода за растениями и д р. в соответстви и с возрастной гру ппой.

6. Наличие книж ного уголка с нес колькими экзем плярами книг (о дного содержания) –

по программ е или в соответств ии с целя ми и задачами педагогов; иллюст рации и

7. Обору дование уголка теат рализован ных игр различ ными видами те атров,

костюмов, атри бутов, му зыкальными игру шками и инстру ментами.

8. Наличие центра интелл ектуальног о развития : дидактиче ские и настольно - печатные

игры математическ ого содержан ия, для сенсо рного развития, развит ия речи и т. д.

9. Насыщенность и разнообраз ие материалов для развития художествен но –

продуктивной де ятельности д ошкольников, в соответств ии с возра стной гру ппой.

10. Помеще ние оформлено с учетом двигатель ной потреб ности детей (п ространство

для свободн ого перемещения), обору дован уголок ф изкульту рных игр.

1. Выполнен ие гигиенически х требований: санитарное с остояние, размещение

2. Сервировка ст ола: у читываются ли тре бования сервиров ки стола в завис имости от

возраста детей, эсте тика оформле ния, деятельн ость дежурн ых (кроме ясельн ых групп).

3. Организаци я гигиеническ их процедур в зависимости от возраста.

4. Использован ие педагогом р азличных навык ов и приемов для воспит ания куль туры

5. Умение пе дагога преп однести блю до (нелюбим ое, новое) и обще ние педагога с

6. Настроение дете й и обстановка в г руппе во вре мя приема пищ и.

7. Умение дете й пользовать ся столовыми приб орами.

9. Выполнен ие режима пита ния в соотв етствии с режим дня в зависимост и от

1. Планирован ие и проведен ие утренней гимнастик и.

2. Планирован ие и проведен ие физкул ьтурных занятий в з ависимости от в озраста

3. Использован ие физкул ьтминуток во время за нятий.

4. Планирован ие и проведен ие подвиж ных игр во врем я прогу лки.

5. Планирован ие и проведен ие подвиж ных игр в группе.

6. Проведени е закаливающи х процедур и озд оровительн ых гимнастик (в с оответствии

7. Соответствие ре жима дня сез ону и возрасту детей.

8. Индивиду альный подхо д в работе с деть ми, с учетом гру ппы здоровья (наличие

9. Состояние о дежды, обу ви детей. Отс утствие опасны х предметов.

10. Соблю дение гигиениче ских тре бований (одежда, обувь).

1. Знание вос питателями режи ма дня своей возрастно й группы.

2. Своевременн ый прием пищи. Не сокращается (у длиняется) врем я, отведенн ое на

3. Количество и длительность занят ий соответству ет сетке занятий и гигиениче ским

4. Умение восп итателя определить степ ень утомляемост и детей и в связ и с этим

5. Своевременн ый выход на пр огулку и возвр ащение с нее . Соблюдение дл ительности

6. Своевременн ое укладыван ие спать. Споко йная обстан овка в спальне,

7. Соблюдение в ремени, отве денного н а сон. Не затягива ние и не сокраще ние сна.

8. Умение восп итателем осу ществлять постепе нный подъем дете й с у четом их

9. Соблюдение в ремени сво бодной и самост оятельной дея тельности детей.

2. Планирован ие прогу лки: тема и основные приемы наблю дения, по движные игры,

индивидуаль ная работа с детьми, тру довые по ручения, орган изация свобо дной

4. Уровень сформ ированност и, у детей, навыков само обслу живания соответству ет

5. Соблюдение на прогулке дви гательного ре жима детей.

6. Подвижные игры и их коли чество соответству ют возраст у детей.

7 . Разнообразие и достаточное кол ичество вынос ного мате риала.

8. Организаци я наблюдения: т ема наблю дения соответству ет возрасту детей, педагог

использу ет различные методы и приемы, соде ржательный аспект наблю дения

направлен на развитие познавател ьной активности детей.

9. Использован ие педагогом о бучающих и дидактических и гр во время совме стной и

10. Руководств о педагогом сам остоятель ной деятельность ю детей на прогу лке

СХЕМА № 8 «А нализ воспитательно - об разовательной работы в группа х раннего

1. В группе пр исутству ет вся документация : сведения о р одителях, сведе ния о

состоянии зд оровья детей, учет пребывания детей в гру ппе, адаптаци онный журнал,

наблюдение нервно - психическог о развития детей, реж имы дня, комплекс ы

2. Ведение пла на воспитательн о - образовательной работы с оответству ет специфике

3. Планирован ие занятий ве дется ежед невно; ежене дельно с у сложнением в

соответствии с г руппой разв ития, с у чето м повторя емости: программное со держание

(задачи – обу чающие, развивающие, вос питательные), мето ды активизации детей к

4. Ведется пла нирование физку льтурно - оздоровитель ной работы вн е занятий:

утренняя гим настика, подвижные и гры и у пражнения, гимн астика после сн а,

куль турно - гигиенические навыки, система закаливани я, индивиду альная работа.

5. Планирован ие и организац ия игрово й деятельности: д идактические иг ры, игры -

забавы, театрал изованные игры, сюжет но - ролевые игры (п риемы, влияющие на

содержание игры, изменение предметно - развивающей с реды, формир ование

6. Планирован ие и организац ия работы по развитию ре чи вне заняти й: беседы с

детьми во время у треннего пр иема, работа в книжном уголке, чтение художеств енных

произведений в не занятий, инд ивидуаль ная работа (п о ЗКР, развитию сл оваря,

7. Планирован ие и организац ия трудов ой деятельност и: навыки самоо бслуживания,

8. Планиру ется и ведется индиви дуальная работа п о развитию тех нических навык ов

9. Планирован ие и организац ия прогул ки соответству ет программе и спец ифике

возраста детей ( наблюдения за живой прир одой, наблю дения за неживо й природой,

наблюдения за т рудом взрослых, п осильные тру довые поручен ия, двигательная

активность – подв ижная и споко йная игра), орган изация самостоятель ной

10. Планирова ние и орган изация досу гов и развлечений вн е занятий (му зыкальные,

1. Наличие в гру ппе перспектив ного плана работ ы с родител ями, который вклю чает в

себя различные ф ормы раб оты: родитель ские собрания, ко нсультации, дни открытых

дверей, отк рытые просмотр ы, со вместн ые праздник и, и др.

2. Наличие в гру ппе жу рнала протоколов род ительских со браний ( хранится до

3. Ведется кале ндарное плани рование работы с родителям и.

4. В группе эстет ично и сов ременно оф ормлен родит ельский у голок.

5. В у голке представлена информац ия о работе а дминистра ции, детского са да и

6. Материал , пре дставленный в родитель ском уголке носит конкретный ха рактер и

7. В родительск ом у голке представлены нагля дные мате риалы, папки - передвижки в

соответствии с тема тикой и данн ой возрастной гру ппой.

8. В группе пр оводится анкет ирование сре ди родителей с целью изу чения

контингента гру ппы, изу чения родитель ских запросов и д р.

9. В группе оф ормлены разли чные выставки д етских работ .

10. На выставка х представлены работы всех д етей группы.

1. Соблюдены ме ры безопасност и при оформл ении помещ ений.

2. Все атрибу ты, использу емые в оформлени и безопасны для детей.

4. Использован ие нетрадицио нных подход ов в оформлени и.

5. Активное у частие родителей в оформлении помещен ий.

6. Использован ие детских работ в оформлении п омещений.

7. Готовность г рупп к пр оведению но вогодних праздников .

9. Изготовлени е детьми поздравит ельных отк рыток и плак атов.

10. В гру ппе создана атмосфе ра радостного и праздничног о настроения.

1. В группе осна щен у голок эксперименталь ной деятельно сти.

2. Планирован ие и организац ия деятельност и детей по развитию познавател ьной

активности и развитию представл ений о предмет ном мире.

3. Планирован ие и организац ия игр с при родными матер иалами (песк ом, водой,

4. Использован ие сюжетных игр - путешествий познават ельной нап равленности.

5.Планирован ие и организа ция опытов и экспериме нтов с различными предметами и

6. Содержание опытов и экс перименто в соответству ет темам и данно й возрастной

7. Ведется фикса ция резу льтатов детского эксп ериментиро вания.

8. Наблюдается с истемность в проведении о пытно - экспериментально й деятельности.

9. Наличие ка ртотеки опытов и экспериментов в гру ппе.

10. Оснащенн ость уголка экспе риментирован ия соответств ует т ребованиям и д анной

СХЕМА № 12 «Ана лиз предметн о - игровой среды для р азвития двигатель ной

1. Правильное рас положение ме бели и игрового мате риала в гру ппе, с тем чтобы

обеспечить детям в озможность удовлетворять двигательну ю активность.

3. Наличие ка ртотеки подвижных игр по воз расту, атрибу тов для п/и, спортивных игр

4. Наличие атрибу тов для игр с прыжками (ска калки, колеч ки, плоские к руги для

5. Наличие атрибу тов для игр с бросанием, ловл ей, метани ем (кегли, кольце брос,

мячи, мешочки с песком, да ртс, летающие тарелки и т.д.).

6. Наличие в гру ппе комплекс ов утренней г имнастики, гимнастик и пробужде ния,

7. Наличие вынос ного мате риала для проведе ния подвиж ных игр на п рогулке.

8. Наличие в гру ппе у словий для гигиенических процедур (правильно о борудованное

помещение у мывальника; со держание в порядке полоте нец, их марк ировка; нал ичие

стаканчиков для полоскания п олости рта; нал ичие у каждого р ебенка индиви ду альной

9. Наличие в гру ппе методик закал ивания и озд оровления, заверенные врач ом.

10. Наличие в г руппе нагляд ной инфор мации для родител ей по вопр осам орган изации

оптимальног о для детей дв игательного режима (рекоме ндации п о закаливанию ,

материалы по профилактике р азличных заболеваний и т. д.

1. Выполнялись л и гигиеничес кие требован ия к организа ции всего занятия

В данной статье представлены виды контроля, применяемые в ДОУ и несколько вариантов разработок ведения контроля: за состоянием участков; за содержанием работы по укреплению здоровья детей; за содержанием прогулки; за организацией питания детей; за целесообразностью использования физкультминуток; за организацией трудовой деятельности на прогулке; за культурой поведения за столом; за организацией наблюдений за живой и неживой природой на прогулке.

ВложениеРазмер
kontrol_starshego_vospitatelya_za_sostoyaniem_vospitatelno-obrazovatelnoy_raboty.docx 27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов, контролируемый старшим воспитателем:

  1. Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
  2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  3. Календарные планы и документацию педагогов;
  4. Наличие и хранение детских работ;
  5. Работу педагогов по повышению квалификации;
  6. Работу педагогов по теме самообразования;
  7. Работу педагогов по ведению кружковой деятельности;
  8. Работу педагогов по организации режимных моментов;
  9. Работу педагогов по укреплению здоровья детей.

Виды контроля, применяемые в ДОУ:

1. Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно. Тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. Продолжительность: 1-3 дня.

Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане.

Итоговый контроль , являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени:

- квартал – для оценивания уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной цели;

- полугодие – если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;

- год – для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.

Персональный контроль планируется с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства и с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждают заранее.

2. Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом. Проводится в любое время года, продолжительность- от 3-х дней – до недели.

Виды фронтального контроля:

Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение)

Текущий контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Продолжительность: в течение всего дня или даже нескольких дней. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Итоговый контроль планируется при комплексной оценке деятельности ДОУ (самоанализе) в процессе аттестации и при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

В процессе фронтального контроля изучаются нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями и другое.

Итоги фронтальной проверки обсуждаются на педсоветах, планерках.

При организации фронтальной проверки требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при проведении контроля.

3. Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Виды оперативного контроля:

Предупредительный контроль - его смысл в профилактике возможных нарушений, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Старший воспитатель, наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля входят: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т.д.

Экспресс-диагностика – способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.

Выборочный контроль – особенностью данного контроля является то, что он может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей. Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

4. Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе, либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

5. Самоконтроль . Главное в дошкольном учреждении – его педагогические кадры, отношения сотрудничества, высокая сознательность, стремление к творчеству. А для этого нужна раскованность, свобода от мелочной опеки, назойливого контроля.

С этой целью целесообразно часть воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, перевести на режим доверия и самоконтроля.

Воспитатели, которые работают по режиму самоконтроля, должны быть педагогически грамотными, с учетом современных достижений педагогической науки и практики; владеть активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми; достигать оптимального результата, выражающегося в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей; обладать качественным уровнем оздоровительной работы.

На основе вышесказанного, педагогов можно разделить на три группы:

  1. Воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентностью. Эта группа педагогов, работающих на доверие.
  2. Воспитатели-кандидаты в группу работающих на доверии.
  3. Воспитатели, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны руководителя ДОУ (молодые специалисты, вновь принятые педагоги, воспитатели, обладающие недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов в сфере дошкольного образования.

Воспитателей, которые работают по режиму доверия, также посещают на занятиях. Целью посещений может являться оказание методической поддержки при освоении новых программ и педагогических технологий или помощь в психолого-педагогическом обосновании и описании разрабатываемой технологии, либо коррекция в организации творческого поиска.

Для проведения любого контроля используется следующий алгоритм :

Цель контроля - Объект контроля - Разработка плана контроля - Сбор информации - Первичный анализ изученного - Выработка рекомендаций-Проверка исполнения рекомендаций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-график контроля старшего воспитателя

на учебный год

Разработала: старший воспитатель

Объект контроля

Вид контроля

Методы контроля

1. Готовность групп и кабинетов к началу учебного года.

Все группы, кабинеты

2. Проведение утренней гимнастики

3. Наличие и оформление документации воспитателя, специалиста

изучение и анализ документации

4. Соблюдение режима дня и организация работы группы

1. Подготовка и проведение родительских собраний

беседы, анализ деятельности

2. Проведение закаливания и применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

3. Анализ предметно-развивающей среды по развитию речи и ознакомлению с окружающим

4. Подготовка педагога к НОД

наблюдения, анализ наглядной информации

1. Организация игровой деятельности в режиме дня

2. Планирование и организация взаимодействия с родителями

3. Содержание рабочего места педагога

5. Методика организации занятий по физическому развитию

Инструктор по физ.воспитанию

4. Организация и проведение прогулки

наблюдения, анализ работы

1. Содержание групп и кабинетов (эстетика, чистота, порядок)

2. Выполнение решений педсовета

беседы, анализ работы

3. Планирование и организация работы по развитию речи. Занятия по развитию речи.

4. Подготовка и проведение родительских собраний

беседы, анализ деят-ти

5. Готовность групп к Новому году

1. Подготовка и проведение утренней гимнастики

2. Соблюдение режима дня и организация работы группы

1. Анализ предметно-развивающей среды по театрализованной деятельности

2. Соблюдение учебной нагрузки.

3.Методика и организация театрализованной деятельности.

4. Планирование и подготовка к НОД

наблюдения, анализ наглядной информации

1.Организация питания, воспитание культуры поведения за столом.

2. Выполнение решений педсовета

беседы, анализ работы

3.Деятельность детей в течение дня (в соответствии с планом работы).

4. Организация трудовой деятельности детей (дежурство).

наблюдения, анализ наглядной и справочной информации

5. Соблюдение двигат. активности в течение дня.

наблюдения, беседы, анализ плана

1. Планирование индивидуальной работы с детьми.

2. Организация утренней гимнастики.

3. Соблюдение режима дня

4. Методика организации занятий по художественно-эстетическому развитию

5. Планирование и организация взаимод. с родителями

1. Проведение закаливания и применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

2. Проведение итоговых мероприятий по дополнительному образованию

2. Проведение диагностики

анализ диагностич. карт

3. Подготовка и проведение родительского собрания

4. Облагораживание прогулочной территории

5. Выполнение образовательной программы ДОУ

6. Выполнение задач годового плана

Текущий контроль

Тематическая

Ответственный

Изучение планов воспитательно-образовательной работы по теме.

Документация воспитателя группы:

тетрадь по закаливанию;

календарный план работы на неделю и индивидуальное планирование;

журнал посещаемости занятий в логопункте;

журнал индивидуального консультирования;

журнал взаимодействия с воспитателями;

тетради взаимодействия с родителями.

Проведение утренней гимнастики

Общение воспитателя с детьми

беседы, выводы на пед. совете

Оформление информационных уголков для родителей.

Соблюдение режима дня

Организация работы с детьми во второй половине дня

Контроль за организацией досугов, развлечений и утренников

Поддержание порядка групп и кабинетов

Своевременность родительской платы за содержание ребёнка

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 660 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.04.2018 6706
  • DOCX 26.1 кбайт
  • 99 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Олампиева Наталья Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Одной из функций методической работы старшего воспитателя
дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. Основную цель контроля я вижу в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.
Анализируя деятельность педагогического процесса ДОУ, обратила
внимание на то, что у меня не хватает объективных данных по некоторым
видам деятельности. Нет конкретного и четкого представления о деятельности педагогов в организации совместной образовательной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ.

Для решения проблемы я обратилась к изучению материалов по организации педагогического контроля в ДОУ.
Изучая и анализируя литературу, справочники, статьи в журналах, опыт старших воспитателей в интернете, выяснила, что данной теме уделяется немало внимания.
Традиционно и в нашем дошкольном учреждении выделяются следующие виды контроля: тематический, фронтальный, оперативный, сравнительный и самоконтроль.

По моему мнению, одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении, он бывает итоговый и персональный. На нем и хочу остановиться поподробнее. Планируя тематический контроль, использую следующий алгоритм: цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации – первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.

Тематический контроль провожу с целью привлечения внимания коллектива к определенным задачам, которые в ДОУ решаются недостаточно успешно. Так, например, на этот год была запланирована следующая тематика контроля:

Следующим этапом работы является составление плана-задания. Его составляю сама, затем согласовываю с членами комиссии.

Схема изучения и сбора информации педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:
· сбор информации – с помощью воспитателей, воспитанников,

  • заполнение листов опроса, таблиц, анкет;
    · изучение документации;
    · обработка полученной информации;
    · обсуждение на совещаниях при руководителе полученных данных, их
    анализ;
    · утверждение на педагогическом совете направлений корректировки
    педагогического процесса;
    · закрепление положительных традиций, передового педагогического
    опыта;
    · разработка рекомендаций;
    · исследование уровня развития детей по одному из разделов
    образовательной программы;
    · определение профессионального уровня педагогов;
    · оценка условий, обеспечивающих выполнение образовательной
    программы;
    · проверка системы планирования воспитательно-образовательной работы
    по теме;
    · определение формы и методов взаимодействия и сотрудничества с семьей,
    педагогической грамотности родителей, согласованности действий
    педагогов и родителей, позволяющих повысить эффективность
    воспитательно-образовательной работы.

Хочу обратить ваше внимание на то, что не все вышеуказанные пункты обязательно включаю в один из видов контроля: все зависит от тематики и цели, которая была поставлена.

По итогам всех видов тематического контроля и всестороннего анализа
его результатов принимается конкретный план действий по устранению
недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса и
пишется справка. В справке дублирую цель и задачи контроля, указываю режимные моменты, образовательную деятельность и другие виды просмотренного материала. Далее констатирую, что показал контроль в планировании воспитательно-образовательной работы, в развивающей предметно-пространственной среде как в группе, так и на участке детского сада, во взаимодействии с родителями. В каждой тематической проверке обращаю внимание на профессиональное мастерство педагогов, работу провожу через собеседование, анкеты, тесты. В описании просмотренного материала, отмечаю как положительные, так и отрицательные стороны работы. В справке обязательно даю рекомендации с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Вот на этом тематическую проверку считаю завершенной. В течение года, как правило, их бывает 2-3, таким образом задействованы почти все группы ( у нас их 6).

В своей работе применяю и другие виды тематического контроля:

Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает
возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за
определённый промежуток времени: квартал, полугодие, год.
Итоговый тематический контроль планирую в основном за учебный год: для выявления уровня решения годовых задач согласно
ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится
до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.
Другая разновидность тематического контроля – персональный, который планирую при следующих условиях:
· с целью изучения системы работы и распространения передового опыта
воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства;
· с целью выявления состояния работы по устранению недочётов в
воспитательно-образовательной работе по определенной теме.

Итоговый контроль планирую при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ)- составляю справку об усвоении детьми программы ДОУ по всем направлениям, как графически, так и в текстовом варианте.

Кроме тематического в дошкольном учреждении присутствуют и другие виды контроля, о которых расскажу коротко:
Фронтальный контроль планирую с целью изучения всесторонней, глубокой проверки деятельности, как воспитателя, так и ДОУ в целом.
Он бывает предварительным, текущим, итоговым. Фронтальный контроль проводится в любое время года. Продолжительность его также от 3-х дней до недели. Здесь ставлю своей целью получить общее
представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучаю работу двух воспитателей, работающих в группе. Этот контроль помогает установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка по образовательным областям: физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Чаще всего в учреждении провожу оперативный контроль. Его виды (предупредительный, выборочный, экспресс – диагностика) направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.
Задачей предупредительного контроля, с моей точки зрения, является предупреждение того или иного недостатка. Его смысл в профилактике возможных нарушений, отборе наиболее рациональных методов работы, повышения уровня управления. Предупредительный контроль в основном применяю по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта). Наблюдая работу сотрудника, помогаю ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу предупреждаю воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля включаю: выявление готовности педагога к рабочему дню, определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по
планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т.д.
Такой контроль провожу в форме наблюдений за педагогическим
процессом, затем беседую с воспитателем, провожу анализ педагогической документации.
Разновидностью оперативного контроля является выборочный (или
эпизодический) контроль. В содержание педагогического анализа
выборочного контроля включаю состояние работы по разделам программы, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных
(частичных) задач раздела программы в реализации поставленной годовой
задачи. Особенностью данного контроля является то, что он носит выборочный характер и включает проверку работы отдельных воспитателей. При этом в содержание педагогического анализа включаю также готовность воспитателей к проведению ООД; оценку работы воспитателя; анализ педагогических условий в группе и другие показатели. Основными формами выборочного контроля так же являются просмотр ООД или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.
Отличительной особенностью взаимоконтроля (взаимопосещения)
является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются
воспитателем в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по
решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса и, по моему мнению, является самым эффективным в повышении профессионального мастерства педагогов.
Пример такого вида контроля вы могли увидеть во время практического показа моей работы с воспитателями.
Особое место уделяю самоанализу как способу рефлексии собственной
педагогической деятельности. При организации педагогического анализа привлекаю воспитателя к анализу своей деятельности. Но самоанализу воспитателей пришлось учить. Трудность заключалась в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженную самооценку, а некоторые – завышенную. Педагогический анализ – это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня как никогда важен метод убеждения. Поэтому я тактично стремлюсь убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения высоких результатов.

Подводя итог моего выступления, хочу отметить, что метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.
Кроме всего, во время проведения контроля стараюсь помнить о личной
ответственности за:
· тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения
контрольных мероприятий;
· качественную подготовку к проведению проверки деятельности
педагогического работника;
· ознакомление с итогами проверки педагогического работника до
вынесения результатов на широкое обсуждение;
· качество проведения анализа деятельности педагогического работника;
· соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в
работе педагога при условии устранения их в процессе проверки;
· доказательность выводов по итогам проверки.
Таким образом, рассмотренные выше, виды, формы и методы контроля,
педагогические технологии позволяют качественно проанализировать и
оценить воспитательно-образовательный процесс, условия по реализации
задач основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и
годового плана, уровень мастерства педагогов, уровень развития детей; а также скорректировать и наметить необходимые мероприятия позволяющие
совершенствовать работу в течение текущего периода. Оказать каждому
воспитателю конкретную помощь. Определить цель и задачи на следующий
учебный год.

Старший воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №32 "Снежинка"
Пупкова Валентина Ефимовна

Читайте также: