Контекстным характеристикам оценки деятельности школ функционирующих в сложных социальных условиях

Обновлено: 13.06.2024

Сложный социальный контекст, в котором находится школа, социально-экономическое и территориальное неравенства вступают в противоречия с возможностью предоставления качественного образования и получения высоких образовательных результатов.

Большую роль в повышении мотивации обучающихся и их родителей к результатам обучения играет психолого-педагогическое сопровождение. Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития обучающихся, успешной адаптации в социуме, создание информационного банка о личностном развитии каждого обучающегося и проведение профилактической работы. Задачами психолого-педагогического сопровождения определяем предупреждение проблем развития ребенка, помощь в обучении, развитие, социализации, предупреждение учебных трудностей. Психолого-педагогическое сопровождение содержит три основных блока: профориентационная работа, как необходимое условие выбора будущей профессии, а значит и усиление интересов к обучению; профилактическая работа по предупреждению правонарушений, безнадзорности, профилактика асоциального поведения и обучение правовой грамотности; психолого-педагогическое сопровождение в целях социализации обучающихся.

Повышение качества преподавания идет через повышение квалификации учителей. Наш учитель готов повышать свой профессиональный уровень самообразованием: изучением методической литературы, созданием личной методической копилки, на курсах повышения квалификации, курсах переподготовки. Современный учитель должен быть мобильным, готовым в любой момент переучиться, освоить новое, чтобы владеть новыми образовательными технологиями и получать положительный результат. На этом повышение квалификации не оканчивается, а продолжается на традиционных школьных методических объединениях, педагогических советах, в творческих микрогруппах, педагогических мастерских. В школе должно быть организовано наставничество, взаимопосещение уроков. Чтобы повысить качество преподавания, необходимо предоставить возможность учителям учиться друг у друга. Учитель не может сам определить свой профессиональный уровень. Он должен сравнить себя с другим учителем, оценить свои возможности, поставить цель и добиться положительного результата. Современной школе нужен профессионально ­компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Но практика школьной действительности показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. В этот момент необходимо молодому специалисту получить поддержку опытного педагога-­наставника.

Поэтому наша задача – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставник должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Приступая к работе с молодыми, мы должны обращать внимание на:

  • требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • использование дидактического, наглядного и других материалов.

Кроме того, надо обеспечивать поддержку молодым педагогам в области

практического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; как управлять уроком; разрабатывать программы собственного профессионального роста; как выбрать приоритетную методическую тему для самообразования; как подготовиться к предстоящей аттестации.

Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с его наставником. В своей работе с молодым педагогом наставник должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

  • обязанности классного руководителя;
  • организация работы с неуспевающими учащимися;
  • анализ и самоанализ урока;
  • организация работы с родителями;
  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

На данную тему можно говорить очень много.

Результатом реализации всего выше сказанного станет устойчивое повышение качества образования и уровня образовательных результатов школ, работающих в сложном социальном контексте. Это даст возможность, шанс всем обучающимся, независимо от социального положения их семей, социально-экономического и территориального неравенств получить доступное качественное образование. Качественное образование и высокий уровень образовательных результатов будут обеспечены потенциалом педагогического коллектива, организацией образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, формы организации обучения), ресурсным обеспечением (материально-техническое и учебно-методическое), партнерством с семьей и социумом, потенциалом обучающихся. Выпускники школ смогут пройти успешную социализацию, продолжить образование по окончании школы и найти свое место в нашей сложной, стремительно меняющейся жизни.

С целью выявления школ, функционирующих в наиболее сложных социальных условиях, в модели регионального мониторинга используется методика, разработанная Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики".

Индекс социального благополучия школы - показатель, позволяющий выделить общеобразовательные организации, которые работают в сложном социальном контексте. Данный контекст определяется, в первую очередь, особенностями контингента обучающихся и их семей.

В соответствии с данной методикой с целью расчета индекса социального благополучия анализируются данные общеобразовательных организаций по социальному составу обучающихся:

- доля обучающихся, оба родителя которых имеют высшее образование (параметр m);

- доля обучающихся из семей, проживающих в благоустроенных квартирах (параметр n);

- доля обучающихся из семей, где один, единственный родитель или оба родителя являются безработными (параметр o);

- доля обучающихся, состоящих на различного вида учетах (обучающиеся "группы риска") (параметр p);

- доля обучающихся, для которых русский язык не является родным (параметр r);

- доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (параметр q);

- доля обучающихся, которых подвозят в общеобразовательные организации из близлежащих населенных пунктов (параметр s).

Доля обучающихся названных категорий вычисляется как отношение числа учащихся, соответствующих заданному критерию, к общему числу обучающихся в образовательной организации. Результат округляется до второго знака после запятой.

Указанные выше категории обучающихся должны быть отражены в социальном паспорте общеобразовательной организации.

Первые два показателя являются факторами, оказывающими положительное влияние на результаты обучающихся, последующие представляют собой серьезные риски и барьеры для обеспечения школой высоких показателей.

Сложный социальный контекст, в котором находится школа, социально-экономическое и территориальное неравенства вступают в противоречия с возможностью предоставления качественного образования и получения высоких образовательных результатов.

Большую роль в повышении мотивации обучающихся и их родителей к результатам обучения играет психолого-педагогическое сопровождение. Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития обучающихся, успешной адаптации в социуме, создание информационного банка о личностном развитии каждого обучающегося и проведение профилактической работы. Задачами психолого-педагогического сопровождения определяем предупреждение проблем развития ребенка, помощь в обучении, развитие, социализации, предупреждение учебных трудностей. Психолого-педагогическое сопровождение содержит три основных блока: профориентационная работа, как необходимое условие выбора будущей профессии, а значит и усиление интересов к обучению; профилактическая работа по предупреждению правонарушений, безнадзорности, профилактика асоциального поведения и обучение правовой грамотности; психолого-педагогическое сопровождение в целях социализации обучающихся.

Повышение качества преподавания идет через повышение квалификации учителей. Наш учитель готов повышать свой профессиональный уровень самообразованием: изучением методической литературы, созданием личной методической копилки, на курсах повышения квалификации, курсах переподготовки. Современный учитель должен быть мобильным, готовым в любой момент переучиться, освоить новое, чтобы владеть новыми образовательными технологиями и получать положительный результат. На этом повышение квалификации не оканчивается, а продолжается на традиционных школьных методических объединениях, педагогических советах, в творческих микрогруппах, педагогических мастерских. В школе должно быть организовано наставничество, взаимопосещение уроков. Чтобы повысить качество преподавания, необходимо предоставить возможность учителям учиться друг у друга. Учитель не может сам определить свой профессиональный уровень. Он должен сравнить себя с другим учителем, оценить свои возможности, поставить цель и добиться положительного результата. Современной школе нужен профессионально ­компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Но практика школьной действительности показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. В этот момент необходимо молодому специалисту получить поддержку опытного педагога-­наставника.

Поэтому наша задача – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставник должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Приступая к работе с молодыми, мы должны обращать внимание на:

  • требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • использование дидактического, наглядного и других материалов.

Кроме того, надо обеспечивать поддержку молодым педагогам в области

практического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; как управлять уроком; разрабатывать программы собственного профессионального роста; как выбрать приоритетную методическую тему для самообразования; как подготовиться к предстоящей аттестации.

Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с его наставником. В своей работе с молодым педагогом наставник должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

  • обязанности классного руководителя;
  • организация работы с неуспевающими учащимися;
  • анализ и самоанализ урока;
  • организация работы с родителями;
  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

На данную тему можно говорить очень много.

Результатом реализации всего выше сказанного станет устойчивое повышение качества образования и уровня образовательных результатов школ, работающих в сложном социальном контексте. Это даст возможность, шанс всем обучающимся, независимо от социального положения их семей, социально-экономического и территориального неравенств получить доступное качественное образование. Качественное образование и высокий уровень образовательных результатов будут обеспечены потенциалом педагогического коллектива, организацией образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, формы организации обучения), ресурсным обеспечением (материально-техническое и учебно-методическое), партнерством с семьей и социумом, потенциалом обучающихся. Выпускники школ смогут пройти успешную социализацию, продолжить образование по окончании школы и найти свое место в нашей сложной, стремительно меняющейся жизни.

Цели системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

Целевые группы системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • обучающиеся образовательных организаций и их родители (законные представители);
  • педагогические и управленческие работники образовательных организаций – участников проекта, образовательных организации;

Представленные цели и целевые группы позволяют в совокупности организовать работу со школами с низкими результатами обучения и/или функционирующими в неблагоприятных социальных условиях с учетом федеральных тенденций в контексте специфики Кемеровского муниципального округа и для обеспечения доступа к качественному образованию и выравниванию образовательных результатов обучающихся Кемеровского муниципального округа.

Показатели сбора информации, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, позволяют определить школы с низкими результатами обучения и/или школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, выявить динамику образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, оценить уровень предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Показатели, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, Кемеровского муниципального округа:

  • перечень общеобразовательных организаций, результат оценки эффективности деятельности которых в системе рейтингования составляет менее 50% от максимально возможного, не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году идентификации;
  • динамика индекса низких результатов ШНОР и/ или ШНСУ по процедурам (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) для каждого предмета в данной параллели;
  • доля педагогических работников ШНОР и/или ШНСУ, прошедших диагностику профессиональных дефицитов/ предметных компетенций;
  • процентная доля педагогических работников ШНОР и/или ШНСУ, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических);
  • количество ШНОР и/или ШНСУ, вовлеченных в сетевое взаимодействие со школами-лидерами;
  • количество ШНОР и/или ШНСУ, которым была оказана адресная методическая помощь;
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях (пороговое значение – более 30% от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя являются безработными (пороговое значение - более 10% от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях, где единственный родитель является безработным (пороговое значение - более 5% от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя (единственный родитель) не имеют(ет) высшего образования (пороговое значение - более 70% от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, проживающих в неблагоустроенных условиях (пороговое значение - более 20% от общей численности обучающихся);
  • численность обучающихся, для которых русский язык не является родным (пороговое значение - положительное значение);
  • численность обучающихся из числа переселенцев (пороговое значение – положительное значение);
  • количество правонарушений, совершенных обучающимися (пороговое значение - положительное значение);
  • наличие обучающихся, стоящих на учете в наркологическом диспансере (пороговое значение - положительное значение);
  • процентная доля ШНОР и/или ШНСУ, ежегодно показывающая положительную динамику образовательных результатов обучающихся.

Методы сбора информации, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, определяют порядок получения показателей системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях Кемеровского муниципального округа. В системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ.

Источники данных, используемые для сбора информации в работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

  • федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
  • муниципальная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших ООП ООО и СОО;
  • федеральная информационная система оценки качества образования (база результатов ВПР);
  • автоматизированная система МИУД на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • автоматизированная система муниципального МИУД обучающихся с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам;
  • муниципальная информационная система оценки эффективности деятельности общеобразовательных организаций (система рейтингования);
  • открытые статистические данные, система муниципальной статистики, опрос образовательных организаций (контекстные данные образовательных организаций).

Мониторинг состояния системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, направлен на получение информации по показателям:

  • перечень общеобразовательных организаций, результат оценки эффективности деятельности которых в системе рейтингования составляет менее 50% от максимально возможного, не менее 2 учебных лет из последних 3 учебных лет, предшествующих году идентификации;
  • динамика индекса низких результатов ШНОР и/ или ШНСУ по процедурам (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) для каждого предмета в данной параллели;
  • доля педагогических работников ШНОР и/или ШНСУ, прошедших диагностику профессиональных дефицитов/ предметных компетенций;
  • процентная доля педагогических работников ШНОР и/или ШНСУ, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических);
  • количество ШНОР и/или ШНСУ, вовлеченных в сетевое взаимодействие со школами-лидерами;
  • количество ШНОР и/или ШНСУ, которым была оказана адресная методическая помощь;
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях (пороговое значение – более 30% от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя являются безработными (пороговое значение – более 10% от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях, где единственный родитель является безработным (пороговое значение - более 5% от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя (единственный родитель) не имеют(ет) высшего образования (пороговое значение - более 70% от общей численности обучающихся);
  • процентная доля обучающихся, проживающих в неблагоустроенных условиях (пороговое значение - более 20% от общей численности обучающихся);
  • численность обучающихся, для которых русский язык не является родным (пороговое значение - положительное значение);
  • численность обучающихся из числа переселенцев (пороговое значение - положительное значение);
  • количество правонарушений, совершенных обучающимися (пороговое значение - положительное значение);
  • наличие обучающихся, стоящих на учете в наркологическом диспансере (пороговое значение - положительное значение);
  • процентная доля ШНОР и/или ШНСУ, ежегодно показывающая положительную динамику образовательных результатов обучающихся.

Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей обеспечивает:

  • выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • выявление динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • оценку профессиональных (предметных и методических) компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • оказание методической помощи школам с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:

  • обучающимся;
  • родителям (законным представителям);
  • педагогам образовательных организаций;
  • Образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя);

Меры, мероприятия, направленные на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:

Анализ эффективности принятых управленческих решений и мер направлен на оценку и последующий анализ эффективности принятых мер и управленческих решений, направленных на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и мер в течение двух лет, следующих за периодом включения организации в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и мер, направленных на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях Кемеровского муниципального округа.

Читайте также: