Консультация для воспитателей проведение экспериментально поисковой деятельности в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для воспитателей:

“ Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду”

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуга и т. д.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящие растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.

Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Консультации : “Научите ребенка любить живую природу”

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.

Консультация для воспитателей

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуга и т. д.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящие растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.

Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Успехов в работе!

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx 14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду”

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуга и т. д.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящие растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.

Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для педагогов "Интегрированная образовательная деятельность в детском саду"

Консультация для педагогов раскрывает в доступной форме понятие интегрированного занятия, его структуру, рекомендуемые методы и приемы. Предлагает сравнение с другими видами занятий. Имеет в.


Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".

Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.


Консультация "Как организовать опытно- экспериментальную деятельность в детском саду".
Консультация для родителей: " Организация музыкальной деятельности в детском саду".

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду.


Консультация "Создание условий для исследовательской деятельности в детском саду"


Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского с.

Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуга и т. д.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящими растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.

Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Консультации : “Научите ребенка любить живую природу”

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т. д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.

Консультация для воспитателей

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

1. специально-организованное обучение в форме занятий;

2. совместная деятельность взрослого с детьми;

3. свободная самостоятельная деятельность детей

Рассмотрим следующие формы работы:

2. Плановые эксперименты;

3. Дидактические игры;

5. Наблюдение и труд;

6. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

• Осознание того, что хочешь узнать;

• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

В блоке организованного обучения проводятся занятия обобщающего характера. /итоговое – проводится 1раз в месяц. /

Цель: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей.

Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дед. Играх, а результаты опытов – в изо деятельности.

Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы.

Условно их можно разделить на группы:

• Методы повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.

Наиболее эффективными методами этой группы являются - элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

• Методы повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. (элементы новизны, проблемно –игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

• Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т. е все что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно

связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благо-приятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

o вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

o активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

o способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

o формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

o формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

o развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

o формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

o развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

o способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Примерное оборудование центров для детского экспериментирования

Младший и средний дошкольный возраст:

Старший дошкольный возраст:

Манипуляторный центр: балансовые весы; геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубики Никитина, кубик Рубика; линейки, ручки; лото, настольно-печатные игры пазлы, мелкие игрушки (грибы, матрешки), мерные емкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счетные, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-головоломки, семена, природный материал, счеты, тетради в клетку, цифры.

Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Педагогическую деятельность нужно организовывать в соответствии с требованиями ФГОС.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных направлений деятельности в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из таких направлений является познавательно-исследовательская деятельность. Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую не только теоретического, но и практического решения. И для этого различные формы исследовательской деятельности активно внедряются мною в образовательный процесс.

Цель педагогической работы – создание условий для развития познавательной активности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Для ее реализации ее необходимо поставить перед собой следующие задачи:

- создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; - - развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, - развитие умения устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

- расширение представлений детей о физических свойствах объектов окружающего мира;

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость).

- расширение представлений детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- формирование навыка выполнения правил техники безопасности при проведении физических опытов-экспериментов;

- развитие эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру;

- развитие интеллектуальных эмоций детей посредством создания условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- формирование у детей умений целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, определять средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

а) приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, безмен, песочные и гелевые часы, градусники, компас, магниты, секундомер;

б) разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки, шприцы и др.;

в) красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);

г) технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;

д) медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;

е) природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.;

ж) разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;

з) утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

и) прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Весь материал, находящийся в центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, а также должны быть материалы и оборудование для проведения более сложных опытов-экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

Также в группе необходимо создать предметно- пространственную среду развития и саморазвития ребенка, что в дальнейшем будет способствовать самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей и включать следующие мини-среды, представленные в виде макетов: ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы и пр.; представлены схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности; модели знакомых игр, различные природные материалы, предметы-посредники. Таким образом, развивающее пространство группы должно представлять собой единую цепь мини-сред, где осуществляется развитие исследовательских способностей ребенка – дошкольника.

Стратегию педагогической деятельности определяют основные принципы дошкольного образования:

1. Принцип научности - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

2. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

4. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

5. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

6. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

8. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

9. Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

 организованная образовательная деятельность (занятия);

 совместная деятельность взрослого и детей;

 взаимодействие ребенка со сверстниками в процессе самостоятельной деятельности;

проведение опытов – экспериментов (создать картотеку).

Все это может быть также частью или отдельным этапом любого занятия с детьми, ориентированного на разные виды детской деятельности (математической, речевой, конструктивной, изобразительной, исследовательской и др.).

Примерный алгоритм

подготовки и проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскур­сии, наблюдения, беседы, чтение, рас­сматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, раз­вивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, вос­приятия, памяти, логики мышления.

5. Предварительная исследователь­ская работа с использованием обо­рудования, учебных пособий в мини-лаборатории.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблю­дений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Совместная деятельность, наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми в опытно - исследовательской деятельности. В ходе этой деятельности наблюдаются такие позитивные моменты как:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Совместную деятельность в ходе режимных моментов на предмет проведения опытов и экспериментов с детьми старшего возраста организовываю в соответствии с перспективным планированием и в ходе различных создавшихся ситуаций в процессе детской деятельности. Работа проводится с небольшими группами детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

В ходе работы опыты и эксперименты нужно подобрать и сгруппировать по видам:

В процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах. Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

 дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

 дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Продолжительность эксперимента определяется следующими факторами:

Особенностями изучаемого явления (например, долгосрочный опыт – наблюдение за луком, за зерновыми культурами (рост овса)

Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности (например, когда дети сами просят воспитателя провести какой – либо опыт).

Если дети устали, занятие необходимо прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно немного продолжить.

а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

б) Пролитая на поверхность жидкость. А кто эту жидкость пролил?

Предполагаемые версии детей (лужа от дождя, пролили ведро или лейку с водой и т.д.).

А что если кинуть в лужу камешек? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги.

В этом случае выделяем два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый – активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Второй – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, формирует у ребенка определенные сведения об объекте окружающей среды (луже).

4. Опыты, направленные на выявление причинно-следственных связей.

5. Опыты – наблюдения.

Сравнительные наблюдения. Нацелить детей на проведение сравнительного наблюдения двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки). Предложить закончить предложения:

- У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

- Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

- Щучий хвост более теневынослив, чем…

- Назовите сходства этих растений: - зеленые; - цветут; - требуют умеренного полива; - размножаются делением куста или листовыми черенками.

- Назовите различия: - в размерах; - в окраске листьев; - в форме листьев; - в форме и цвете цветов; - в отношении к свету.

Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам). Опять же, предложить сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед. Предложить детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); определить что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении их свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает); воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем); снега и льда (не взаимодействуют). Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

Дети получили представления о длительной опытно- исследовательской работе на огороде. Они познакомились с выращиванием семян: тыквы и фасоли, перца и помидор, моркови и свеклы.

Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в свете, тепле, воде, дети наблюдают за их развитием, зарисовывают этапы роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. Дети с удовольствием каждое утро приходят, и интересуются, что произошло с луком. В итоге был сделан вывод: корень достаёт из почвы воду и минеральные вещества. Для роста растениям необходимы: вода, тепло и свет.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Это:

- Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

- Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.), пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

- Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

- Драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки - Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопросы.

В процессе проведенной работы вы увидите, что дети с удовольствием экспериментируют, раскрывают содержание представлений, навыков и умений в поисковой деятельности, умеют выделять и ставить проблему, предлагают возможные решения этой проблемы, проверяют эти возможные решения в ходе проведения исследований. Исходя из данных, умеют делать выводы на основе результата исследования, делают обобщения, умеют соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов. Динамика усвоения у детей знаний, умений, навыков положительна, что говорит об эффективности проводимой работы по данной проблеме.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы, физическими явлениями и законами посредством проведения опытно-исследовательской деятельности занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Читайте также: