Консультация для родителей в детском саду как отвечать на детские вопросы

Обновлено: 03.07.2024

Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? Какие вопросы ребёнка ставят вас в тупик? Как в вашей семье относятся к вопросам детей?

Содержимое публикации

Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? Какие вопросы ребёнка ставят вас в тупик? Как в вашей семье относятся к вопросам детей ?

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

О чём же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно . Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где ? кто? что? какой? когда? почему?

Наибольшее количество вопросов задают дети 4 ,5-5,5 лет.

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать её, правильно относиться к вопросам .

Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей .

В дошкольной педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы .

Вы заметили, что ребёнок задаёт вопрос не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам . Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос , отвечает серьёзно и интересно.

Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважитель-ное , бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определённость ответа . При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

В дошкольные годы опасно превратить ребёнка во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал, всё усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребёнка снижается острота и новизна восприятия знаний.

Дети часто задают вопросыо взаимоотношениях между взрослыми и детьми : почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы , старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что их любят. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в детях такие нравственные качества, как тактичность, гуманность, чуткость.

- Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка.

- Дать родителям рекомендации, как правильно отвечать на детские вопросы.

Смысл игры: На листочках написаны вопросы для размышления сложить их в шапку, и родители по очереди вытягивают и зачитывают вопрос, кому – что достанется (можно работать парами).

Примерные вопросы:

• Как в вашей семье относятся к вопросам детей?

• Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка?

• Можно ли по вопросам ребенка судить о его любознательности?

• К кому из членов семьи ребенок чаще обращается и почему?

• Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

• Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

Вопросы ребенка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту старших. Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Чаще всего эти вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все происходящее вокруг не случайно.

Ответить на эти волнующие малыша вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают очень много, и не только с научной точки зрения, но и из собственного жизненного опыта. Следует помнить, что малыш вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ.

Если вы отмахнетесь раз, другой, то ребенок почувствует себя ненужным. А подобное развитие событий грозит развитием комплекса неполноценности. Так что отложите дела и разъясните ребенку то, чем он интересуется. Если же вы заняты очень важным делом, скажите, что обязательно ответите на его вопрос сразу после того как освободитесь. И не забудьте сдержать свое обещание!

Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. "Ты, правда, меня любишь?", "Ты видишь, какой я уже умный?" Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен. Когда же ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе.

Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Консультация для родителей:

воспитатель Горбаткова И.Г.

Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем.

Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение связей и отношений между ними.

Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

Домашнее задание. В выходной день понаблюдайте за ребенком и запишите вопросы, с которыми он обращался к членам семьи.

Ориентировочные вопросы для размышления: как в вашей семье относятся к вопросам детей? Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка? О чем спрашивает ваш ребенок? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и почему? Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? Ответы на какие вопросы не вызывают затруднений? Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

О чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда?

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ребенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Папа. Как ты думаешь, что такое — пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а другим, чтобы прятаться от врагов.

В приведенном примере удачно поставленные встречные и дополнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к знанию и уточнению своих представлений. Чтобы так умело управлять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами должны много знать. Как быть в том случае, если вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках, научно-популярной литературе. Приведем пример.

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный — чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей — вовлечь в них ребенка. Например: пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидоров. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растений, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

Воспитание любознательности дошкольников.

В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок, как правило, превращается из сосредоточенно молчащего человека в интересующегося всем на свете говорливого непоседу. Именно в это время у него появляется интерес к познанию мира. Как поступает в этой ситуации взрослый? Он либо честно пытается отвечать на вопросы, либо с помощью различных уловок уходит от ответа, отмалчивается. Но подобное поведение не приносит ожидаемого результата, так как ребёнок не успокаивается, пока не получит разъяснения об интересующем его предмете, а по ходу задаст ещё и массу дополнительных вопросов.

Отвечая на вопросы, волнующие малыша, необходимо помнить, что все дети разные, и формулировать свой ответ родители должны, исходя из конкретных обстоятельств и особенностей характера ребёнка.

Так как же стоит отвечать на детские вопросы? Вот несколько советов:

· Отвечайте максимально просто и доступно детскому пониманию.

· Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

· Воспринимайте вопросы и высказывания ребёнка всерьёз.

· Стимулируйте ребёнка, поощряйте познавательную активность и не забывайте хвалить, показывать своё уважение.

· Признайтесь, если некоторые детские вопросы ставят вас в тупик.

Но имейте ввиду:

· Не надо специально сажать ребёнка напротив себя в позе послушного ученика и отвечать на поставленный им вопрос. Это не ваш монолог и не лекция на заданную тему, т.к., вступая с ребёнком в дискуссию, вы быстрее ответите на вопрос, ведь на многое ребёнок сможет ответить сам в ходе вашей с ним беседы.

· Не надо мяться и краснеть, словно ребёнок своим вопросом застал вас врасплох.

· Не обманывайте ребёнка, отвечая на его вопрос, даже если он, с вашей точки зрения, носит провокационный характер.

· Не следует давать ребёнку информацию, которая ему не нужна.

В этом возрасте дети пропускают всю информацию через себя, через собственное восприятия. У дошкольников в этот период стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов; с геометрической прогрессией пополняется словарный запас; фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет. Не стоит обижать ребёнка своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства , где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

Читайте также: