Консультация что должен уметь ребенок поступающий в детский сад
Обновлено: 02.07.2024
Иван Мальцев — основатель федеральной сети экологичных частных детских садов Binny Native Place, Надежда Тыщенко — руководитель отдела детского развития
Научите пользоваться посудой и столовыми приборами
Перед поступлением в детский сад ребенок должен уметь пользоваться столовыми приборами и посудой.
Учить малыша обращаться с ложкой можно уже с 1–1,5 лет.
То же касается стаканов и кружек – в детском саду ребенку придется пить из них самому. Начать обучение можно с непроливайки, а затем уже переходить к обычной посуде. Ненавязчиво показывайте детям, как правильно пережевывать пищу: размеренно и неторопливо, чтобы не запивать ее какао или сладким чаем. Также приучите ребенка пить обычную чистую воду.
Для того чтобы разнообразить ритуалы, связанные с едой, используйте яркую красивую посуду, например, с героями популярных мультфильмов. С персонажами можно разговаривать, и они в свою очередь оценят старания малыша с вашей помощью:
Научите соблюдать правила гигиены
Мытье рук – еще один важнейший навык, которым надо овладеть до детского сада.
Родителям придется самостоятельно выработать четкие и ясные правила для ребенка, когда обязательно надо мыть руки:
• после посещения туалета,
Взрослым проще всего привить эту привычку через личный пример – когда мама и папа не только на словах, но и на деле показывают, как надо поступать.
Изначально ребенок будет просто подражать, а потом подражание перейдет в устойчивую привычку.
Научите пользоваться горшком
Ребенок не должен постоянно находиться в подгузниках. В противном случае это может привести к запоздалому контролю над мочеиспусканием и ночному энурезу.
Оптимальное время для приучения к горшку — 1,5 года, поскольку в более раннем возрасте детская физиология еще не слишком устойчива.
Ребенок готов к горшку, если он уже умеет садиться на корточки и может сообщить взрослым, что хочет в туалет.
Важно выработать четкую взаимосвязь между позывами организма и детским горшком. Пусть он будет ярким, чтобы привлекать внимание малыша. Родителям стоит рассказывать, что это такое и зачем он нужен, на помощь в этом придут песенки и веселые стихи, которые создадут представление, что ходить на горшок — это хорошо и правильно. Выдерживайте регулярность, чтобы пользование горшком стало одной из привычек ребенка.
Научите самостоятельно одеваться
К двум годам дети уже могут совершать самые простые действия — например, надевать шапку, натягивать варежки. Ни в коем случае не надо ругать малыша, если он копается.
Ребенку можно помочь — дайте ему пособие с липучками, шнуровкой, пуговицами, с которым он сможет развить свою мелкую моторику.
Важно, чтобы детская одежда была удобной, не тесной.
Так малыш не застрянет в рукавах и штанинах и не будет нервничать понапрасну. За каждый небольшой успех ребенка обязательно надо хвалить, чтобы закрепить его достижения. Для того чтобы одеваться было проще, можно распечатать инструкцию в картинках с подсказками: сначала надо надеть трусики, потом колготки, после них брючки и так далее. Кроме того, всякий раз, когда ребенок собирается на улицу, следует проговаривать каждое действие, что за чем идет, в какой последовательности нужно одеваться и раздеваться.
Во избежание затягивания процесса желательно, чтобы родители подготовили всю одежду заранее.
Кстати, обувь для малышей лучше покупать на липучках – так ребенок сможет застегнуть ее самостоятельно, пока мелкая моторика еще недостаточно развита для завязывания шнурков.
Научите следовать режиму и придерживаться распорядка дня
Это может показаться сложной задачей — приучить ребенка к определенному распорядку дня, который будет в детском саду.
Для того чтобы ее облегчить, можно превратить весь процесс в игру.
Пусть каждый день станет для малыша соревнованием с папой и мамой, в котором он будет получать очки за выполнение определенных действий.
Встал строго в 8 часов утра? Молодец! Умылся, позавтракал, сделал зарядку? Прекрасно!
Вечером ребенка можно поощрить, например, приятным сюрпризом, что должно мотивировать его к продолжению этой игры. Именно так сформируется привычка, которая поможет малышу без труда адаптироваться к новой жизни и ко всем ритуалам, принятым в детском саду.
Научите любить физическую активность
Движение — это и профилактика самых разных заболеваний, и прекрасный способ всегда держать организм в тонусе.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок привык много двигаться, задействовав при этом максимальное количество мышц.
В помощь родителям — утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, совместные вылазки на природу, возможно, походы в бассейн, прогулки на лыжах и так далее. Здорово, если в детском саду всему этому будут уделять достаточно внимания, но главную роль играют все-таки родители и их личный пример.
Предстоящая встреча с детским садом — это радостное и волнующее событие для ребенка. И в ваших руках все инструменты, чтобы помочь превратить первый день малыша в садике в праздник.
Ребёнок идёт в садик… Это предмет гордости и, одновременно, волнения родителей, ведь впереди знакомство с воспитателем и одногруппниками, привыкание к коллективу и режиму детского сада.
Ситуация осложняется тем, что любимой мамочки, которая способна понять своё драгоценное чадо с полуслова и полужеста, рядом не будет.
Однако просто переживать и беспокоиться – мало, мамина и папина задача – принять все меры для подготовки малыша к дошкольному учреждению. Но чтобы всё сделать правильно, нужно знать, что должен уметь ребенок, готовящийся к детскому саду.
Идеальный возраст
Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.
- До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
- В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
- В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
- В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
- К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.
Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.
Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.
Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?
Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.
- Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
- Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
- умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
- умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
- способность одеваться и снимать одежду;
- умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
- Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
- просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
- вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
- выполнять воспитательские просьбы и указания;
- понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
- немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.
Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.
Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.
Как помочь ребёнку?
Психологи советуют готовиться к саду примерно за 3-4 месяца до начала первого похода в группу. Адаптация в детском саду у детей проходит по-разному, однако быстрее приспосабливаются те дети, которых с раннего детства приучали к самостоятельности и поощряли их желание делать всё самим.
1. Учим ребёнка одеваться-раздеваться
Подобные умения должны быть сформированы к трём годам, но только если взрослые постарались научить малыша заранее натягивать непослушные рукавчики и штанины. Что нужно делать?
- Заинтересованность к самостоятельному одеванию важно поощрять, например, через похвалу любой незначительной попытки одеться своими силами. Ребёнок сам подтягивает штаны, слезая с горшочка? Обязательно хвалите. Уже 15 минут пытается застегнуть пуговку или надеть носочки? Не торопите, напротив, подбодрите, не замечая маленькие промахи.
- Нужно научить ребёнка снимать одежду таким образом, чтобы у взрослых не возникало необходимости её выворачивать лицевой стороной. Не секрет, что дети просто сдирают колготки, попутно выворачивая их наизнанку. Кроме того, следует приучать кроху укладывать одежду на стульчик, а не бросать куда попало.
- Не забудьте обеспечить ребёнка перед детским садом легко снимающейся и одевающейся одеждой. Кофточка с широкой горловиной в данной ситуации лучше водолазки или свитера, молния предпочтительнее пуговиц. Приобретайте ботинки с липучками, от шнурков лучше отказаться.
2. Совершенствуем навыки гигиены
Мыть ручки ребёнок должен уже в 2-3 годика, конечно, поначалу он будет мокрым, а всё вокруг забрызганным водой, однако детская самостоятельность намного важнее. Аккуратности нужно приучать чуть-чуть позднее.
- Дети должны заходить в ванную комнату перед каждым приёмом пищи или после всякого похода к горшку. Чтобы научить малыша мыть ручки, сделайте следующее:
- поставьте рядом с раковиной удобную и безопасную скамейку, подвесьте маленькое полотенце так, чтобы кроха смог до него дотянуться;
- превратите процесс обучения в увлекательную игру, которая будет сопровождаться стишками, потешками и песнями, в непринуждённо форме рассказывая, как нужно намыливать ладони, смывать пенку и вытирать пальчики полотенцем;
- не забывайте высказывать одобрение детским попыткам, проявленному усердию.
3. Учим малыша кушать самостоятельно
Как научить ребенка есть ложкой? Родители сами должны решать, когда вручать ребёнку столовые приборы, ориентируясь на его поведение и желание. Если кроха просит ложку, дайте ему её. Безусловно, поначалу каша будет обнаруживаться везде, но затем малыш научится направлять её строго в рот.
- Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.
- Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.
- У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.
- Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.
- Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.
4. Закрепляем умения в игровой деятельности
Дети лучше воспримут полученные навыки, если подавать их в несерьёзной форме. Этим правилом активно пользуются в детском саду, чему есть очевидные подтверждения. Почему бы и вам не перенять воспитательский опыт?
Если ваше чадо обладает описанными выше навыками, можете немного выдохнуть. Ещё один шажок на пути к лёгкой адаптации сделан.
Однако размышляя над тем, что должен уметь ребёнок, поступающий в садик, не забывайте и о психологической готовности.
Умение взаимодействовать с другими детками также крайне важно, поэтому расширяйте круг общения малыша, чаще общайтесь с ровесниками.
Статья содержит общие правила и памятку для родителей ребенка 3 лет, поступающего в детский сад.
Вложение Размер chto_dolzhen_umet_rebenok_pri_postuplenii_v_detskiy_sad.docx 19.01 КБ Предварительный просмотр:
Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?
- застегивать или расстегивать одежду.
- сам. одеваться и раздеваться;
- пользоваться ложкой и кружкой;
- проситься в туалет.
Главное, что вам понадобится при отработке всех этих навыков и умений – терпение и любовь.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
∙ Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.00ч. ежедневно. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса!
∙ Родители лично передают и забирают ребёнка у воспитателя, не передоверяя ребёнка лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Воспитателям категорически запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, отпускать детей по просьбе родителей, отдавать детей незнакомым лицам без предупреждения родителей!
∙ Родителям следует обязательно поставить воспитателя в известность о приходе в группу или уходе ребенка домой. Пожалуйста, убедитесь, что воспитатель видит Вас и ребенка! ∙ Педагоги готовы пообщаться с Вами утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется!
∙ К педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заведующему!
∙ Родители должны своевременно информировать о причинах непосещения ребёнком ДОУ до 8.00ч. по тел вос-ля.
∙ Если в течение дня у ребенка появляются первые признаки заболевания (температура, рвота, высыпания, диарея), родители будут немедленно об этом извещены и должны будут как можно скорее забрать ребенка из детского сада!
∙ После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3-х дней, детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача - педиатра с указанием диагноза.
∙ Родители, помните! Вы обязаны привести здорового ребёнка! Недолеченный ребёнок не только заболеет сам, но и заразит здоровых детей!
Порядок взимания платы за содержание ребенка
∙ Плата за содержание ребенка вносится по выписанной квитанции за прошедший месяц, но не позднее 20 числа каждого месяца. Размер оплаты за посещение д/с составляет руб.
∙ Родители должны уведомить воспитателя об оплате в течение трех дней, представив оплаченную квитанцию, при болезни или отсутствии ребенка в ДОУ родители должны прийти за квитанцией, оплатить ее в указанные сроки и сообщить об этом воспитателю.
Требования к внешнему виду детей
· Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
· Чистые нос, руки, подстриженные ногти;
· Подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
· Чистое нижнее белье;
· Наличие достаточного количества сменной одежды.
∙ Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки. Воспитатель за них ответственности не несет!
∙ Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:
· не менее 2 комплектов сменного белья (мальчикам – шорты, трусики, маечка, колготки; девочкам – колготки, трусики, маечка, в теплое время – носки и гольфы) Обязательно проверяйте опрятность вещей, не забывайте забирать их стирать!
· белье для сна (пижама – по необходимости, пеленка, клеенка);
· два пакета для хранения чистого и использованного белья;
· промаркировать белье, обувь, полотенце, одежду, и прочие вещи.
∙ Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его одежда времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, по размеру, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Обувь лучше на застежке - липучке. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.
∙ Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки!
∙ Нежелательно давать ребенку с собой сладости и другую еду.
∙ У Вашего ребенка в детском саду свой шкафчик для хранения личных вещей. Пожалуйста, периодически проверяйте и удаляйте лишние вещи и предметы!
Поступление вашего ребенка в детский сад – важный этап в его жизни. Он сопровождается изменениями привычной для него обстановки, режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребенку необходимо приспособиться к новым условиям жизни. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются.
Продолжительность адаптационного периода и характер его течения во многом зависят от состояния здоровья ребенка и его подготовленности к поступлению в детское учреждение.
Как должен быть подготовлен ваш ребенок к периоду адаптации
1. У ребенка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:
· Самостоятельно есть разнообразную пищу;
· Своевременно сообщать о своих потребностях – проситься в туалет;
· Мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.
2. Перед поступлением в детский сад домашний режим вашего ребенка целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.
3. С персоналом группы, куда пойдет ваш ребенок, вам необходимо познакомиться заранее, рассказать о его привычках, особенностях поведения.
Непосредственно в период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
1. Устройство ребенка в детское учреждение лучше проводить во время вашего отпуска, так как в течение первой недели он должен проводить в детском саду не более двух-трех часов.
2. В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка и своевременно сообщать о них работникам детского сада.
3. При появлении первых признаков заболевания необходимо оставить ребенка дома и вызвать врача.
4. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
5. Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте ребенка впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек.
6. Разрешите ребенку взять в детский сад любимую игрушку, лучше если она будет хорошо мыться.
Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду.
2. Положите ребенку в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите.
4. Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома.
Помните, что в страхе расставания нет ничего плохого, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребенком существует тесная связь.
Как общаться с ребенком в период адаптации
1. Настраивайте ребенка на позитивный лад.
2. Первое время забирайте домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный для ребенка климат в семье.
3. Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение многолюдных мероприятий и мест, сократите просмотр телепередач.
4. Дома поиграйте в детский сад. Роль ребенка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре ребенок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить ему пути их решения.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3. Принесите в группу свою фотографию.
4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания ( например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
5. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
6. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке.
Читайте также: