Консультация что должен уметь ребенок поступающий в детский сад

Обновлено: 02.07.2024

Иван Мальцев — основатель федеральной сети экологичных частных детских садов Binny Native Place, Надежда Тыщенко — руководитель отдела детского развития

Научите пользоваться посудой и столовыми приборами

Перед поступлением в детский сад ребенок должен уметь пользоваться столовыми приборами и посудой.

Учить малыша обращаться с ложкой можно уже с 1–1,5 лет.

То же касается стаканов и кружек – в детском саду ребенку придется пить из них самому. Начать обучение можно с непроливайки, а затем уже переходить к обычной посуде. Ненавязчиво показывайте детям, как правильно пережевывать пищу: размеренно и неторопливо, чтобы не запивать ее какао или сладким чаем. Также приучите ребенка пить обычную чистую воду.

Для того чтобы разнообразить ритуалы, связанные с едой, используйте яркую красивую посуду, например, с героями популярных мультфильмов. С персонажами можно разговаривать, и они в свою очередь оценят старания малыша с вашей помощью:

Научите соблюдать правила гигиены

Мытье рук – еще один важнейший навык, которым надо овладеть до детского сада.

Родителям придется самостоятельно выработать четкие и ясные правила для ребенка, когда обязательно надо мыть руки:

• после посещения туалета,

Взрослым проще всего привить эту привычку через личный пример – когда мама и папа не только на словах, но и на деле показывают, как надо поступать.

Изначально ребенок будет просто подражать, а потом подражание перейдет в устойчивую привычку.

Научите пользоваться горшком

Ребенок не должен постоянно находиться в подгузниках. В противном случае это может привести к запоздалому контролю над мочеиспусканием и ночному энурезу.

Оптимальное время для приучения к горшку — 1,5 года, поскольку в более раннем возрасте детская физиология еще не слишком устойчива.

Ребенок готов к горшку, если он уже умеет садиться на корточки и может сообщить взрослым, что хочет в туалет.

Важно выработать четкую взаимосвязь между позывами организма и детским горшком. Пусть он будет ярким, чтобы привлекать внимание малыша. Родителям стоит рассказывать, что это такое и зачем он нужен, на помощь в этом придут песенки и веселые стихи, которые создадут представление, что ходить на горшок — это хорошо и правильно. Выдерживайте регулярность, чтобы пользование горшком стало одной из привычек ребенка.

Научите самостоятельно одеваться

К двум годам дети уже могут совершать самые простые действия — например, надевать шапку, натягивать варежки. Ни в коем случае не надо ругать малыша, если он копается.

Ребенку можно помочь — дайте ему пособие с липучками, шнуровкой, пуговицами, с которым он сможет развить свою мелкую моторику.

Важно, чтобы детская одежда была удобной, не тесной.

Так малыш не застрянет в рукавах и штанинах и не будет нервничать понапрасну. За каждый небольшой успех ребенка обязательно надо хвалить, чтобы закрепить его достижения. Для того чтобы одеваться было проще, можно распечатать инструкцию в картинках с подсказками: сначала надо надеть трусики, потом колготки, после них брючки и так далее. Кроме того, всякий раз, когда ребенок собирается на улицу, следует проговаривать каждое действие, что за чем идет, в какой последовательности нужно одеваться и раздеваться.

Во избежание затягивания процесса желательно, чтобы родители подготовили всю одежду заранее.

Кстати, обувь для малышей лучше покупать на липучках – так ребенок сможет застегнуть ее самостоятельно, пока мелкая моторика еще недостаточно развита для завязывания шнурков.

Научите следовать режиму и придерживаться распорядка дня

Это может показаться сложной задачей — приучить ребенка к определенному распорядку дня, который будет в детском саду.

Для того чтобы ее облегчить, можно превратить весь процесс в игру.

Пусть каждый день станет для малыша соревнованием с папой и мамой, в котором он будет получать очки за выполнение определенных действий.

Встал строго в 8 часов утра? Молодец! Умылся, позавтракал, сделал зарядку? Прекрасно!

Вечером ребенка можно поощрить, например, приятным сюрпризом, что должно мотивировать его к продолжению этой игры. Именно так сформируется привычка, которая поможет малышу без труда адаптироваться к новой жизни и ко всем ритуалам, принятым в детском саду.

Научите любить физическую активность

Движение — это и профилактика самых разных заболеваний, и прекрасный способ всегда держать организм в тонусе.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок привык много двигаться, задействовав при этом максимальное количество мышц.

В помощь родителям — утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, совместные вылазки на природу, возможно, походы в бассейн, прогулки на лыжах и так далее. Здорово, если в детском саду всему этому будут уделять достаточно внимания, но главную роль играют все-таки родители и их личный пример.

Предстоящая встреча с детским садом — это радостное и волнующее событие для ребенка. И в ваших руках все инструменты, чтобы помочь превратить первый день малыша в садике в праздник.

Ребёнок идёт в садик… Это предмет гордости и, одновременно, волнения родителей, ведь впереди знакомство с воспитателем и одногруппниками, привыкание к коллективу и режиму детского сада.

Что должен уметь ребёнок перед посещением детского сада

Ситуация осложняется тем, что любимой мамочки, которая способна понять своё драгоценное чадо с полуслова и полужеста, рядом не будет.

Однако просто переживать и беспокоиться – мало, мамина и папина задача – принять все меры для подготовки малыша к дошкольному учреждению. Но чтобы всё сделать правильно, нужно знать, что должен уметь ребенок, готовящийся к детскому саду.

Идеальный возраст

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Идеальный возраст

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Как помочь ребёнку?

Психологи советуют готовиться к саду примерно за 3-4 месяца до начала первого похода в группу. Адаптация в детском саду у детей проходит по-разному, однако быстрее приспосабливаются те дети, которых с раннего детства приучали к самостоятельности и поощряли их желание делать всё самим.

1. Учим ребёнка одеваться-раздеваться

Подобные умения должны быть сформированы к трём годам, но только если взрослые постарались научить малыша заранее натягивать непослушные рукавчики и штанины. Что нужно делать?

Учим ребёнка одеваться

  • Заинтересованность к самостоятельному одеванию важно поощрять, например, через похвалу любой незначительной попытки одеться своими силами. Ребёнок сам подтягивает штаны, слезая с горшочка? Обязательно хвалите. Уже 15 минут пытается застегнуть пуговку или надеть носочки? Не торопите, напротив, подбодрите, не замечая маленькие промахи.
  • Нужно научить ребёнка снимать одежду таким образом, чтобы у взрослых не возникало необходимости её выворачивать лицевой стороной. Не секрет, что дети просто сдирают колготки, попутно выворачивая их наизнанку. Кроме того, следует приучать кроху укладывать одежду на стульчик, а не бросать куда попало.
  • Не забудьте обеспечить ребёнка перед детским садом легко снимающейся и одевающейся одеждой. Кофточка с широкой горловиной в данной ситуации лучше водолазки или свитера, молния предпочтительнее пуговиц. Приобретайте ботинки с липучками, от шнурков лучше отказаться.

2. Совершенствуем навыки гигиены

Мыть ручки ребёнок должен уже в 2-3 годика, конечно, поначалу он будет мокрым, а всё вокруг забрызганным водой, однако детская самостоятельность намного важнее. Аккуратности нужно приучать чуть-чуть позднее.

Совершенствуем навыки гигиены

  • Дети должны заходить в ванную комнату перед каждым приёмом пищи или после всякого похода к горшку. Чтобы научить малыша мыть ручки, сделайте следующее:
    • поставьте рядом с раковиной удобную и безопасную скамейку, подвесьте маленькое полотенце так, чтобы кроха смог до него дотянуться;
    • превратите процесс обучения в увлекательную игру, которая будет сопровождаться стишками, потешками и песнями, в непринуждённо форме рассказывая, как нужно намыливать ладони, смывать пенку и вытирать пальчики полотенцем;
    • не забывайте высказывать одобрение детским попыткам, проявленному усердию.

    3. Учим малыша кушать самостоятельно

    Как научить ребенка есть ложкой? Родители сами должны решать, когда вручать ребёнку столовые приборы, ориентируясь на его поведение и желание. Если кроха просит ложку, дайте ему её. Безусловно, поначалу каша будет обнаруживаться везде, но затем малыш научится направлять её строго в рот.

    Учим малыша кушать самостоятельно

    • Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.
    • Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.
    • У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.
    • Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.
    • Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.

    4. Закрепляем умения в игровой деятельности

    Дети лучше воспримут полученные навыки, если подавать их в несерьёзной форме. Этим правилом активно пользуются в детском саду, чему есть очевидные подтверждения. Почему бы и вам не перенять воспитательский опыт?

    Закрепляем умения в игровой деятельности

    Если ваше чадо обладает описанными выше навыками, можете немного выдохнуть. Ещё один шажок на пути к лёгкой адаптации сделан.

    Однако размышляя над тем, что должен уметь ребёнок, поступающий в садик, не забывайте и о психологической готовности.

    Умение взаимодействовать с другими детками также крайне важно, поэтому расширяйте круг общения малыша, чаще общайтесь с ровесниками.

    Статья содержит общие правила и памятку для родителей ребенка 3 лет, поступающего в детский сад.

    ВложениеРазмер
    chto_dolzhen_umet_rebenok_pri_postuplenii_v_detskiy_sad.docx 19.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

    - застегивать или расстегивать одежду.

    - сам. одеваться и раздеваться;

    - пользоваться ложкой и кружкой;

    - проситься в туалет.

    Главное, что вам понадобится при отработке всех этих навыков и умений – терпение и любовь.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    ∙ Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.00ч. ежедневно. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса!

    ∙ Родители лично передают и забирают ребёнка у воспитателя, не передоверяя ребёнка лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Воспитателям категорически запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, отпускать детей по просьбе родителей, отдавать детей незнакомым лицам без предупреждения родителей!

    ∙ Родителям следует обязательно поставить воспитателя в известность о приходе в группу или уходе ребенка домой. Пожалуйста, убедитесь, что воспитатель видит Вас и ребенка! ∙ Педагоги готовы пообщаться с Вами утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется!

    ∙ К педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заведующему!

    ∙ Родители должны своевременно информировать о причинах непосещения ребёнком ДОУ до 8.00ч. по тел вос-ля.

    ∙ Если в течение дня у ребенка появляются первые признаки заболевания (температура, рвота, высыпания, диарея), родители будут немедленно об этом извещены и должны будут как можно скорее забрать ребенка из детского сада!

    ∙ После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3-х дней, детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача - педиатра с указанием диагноза.

    ∙ Родители, помните! Вы обязаны привести здорового ребёнка! Недолеченный ребёнок не только заболеет сам, но и заразит здоровых детей!

    Порядок взимания платы за содержание ребенка

    ∙ Плата за содержание ребенка вносится по выписанной квитанции за прошедший месяц, но не позднее 20 числа каждого месяца. Размер оплаты за посещение д/с составляет руб.

    ∙ Родители должны уведомить воспитателя об оплате в течение трех дней, представив оплаченную квитанцию, при болезни или отсутствии ребенка в ДОУ родители должны прийти за квитанцией, оплатить ее в указанные сроки и сообщить об этом воспитателю.

    Требования к внешнему виду детей

    · Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;

    · Чистые нос, руки, подстриженные ногти;

    · Подстриженные и тщательно расчесанные волосы;

    · Чистое нижнее белье;

    · Наличие достаточного количества сменной одежды.

    ∙ Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки. Воспитатель за них ответственности не несет!

    ∙ Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:

    · не менее 2 комплектов сменного белья (мальчикам – шорты, трусики, маечка, колготки; девочкам – колготки, трусики, маечка, в теплое время – носки и гольфы) Обязательно проверяйте опрятность вещей, не забывайте забирать их стирать!

    · белье для сна (пижама – по необходимости, пеленка, клеенка);

    · два пакета для хранения чистого и использованного белья;

    · промаркировать белье, обувь, полотенце, одежду, и прочие вещи.

    ∙ Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его одежда времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, по размеру, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Обувь лучше на застежке - липучке. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.

    ∙ Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки!

    ∙ Нежелательно давать ребенку с собой сладости и другую еду.

    ∙ У Вашего ребенка в детском саду свой шкафчик для хранения личных вещей. Пожалуйста, периодически проверяйте и удаляйте лишние вещи и предметы!

    Поступление вашего ребенка в детский сад – важный этап в его жизни. Он сопровождается изменениями привычной для него обстановки, режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребенку необходимо приспособиться к новым условиям жизни. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются.

    Продолжительность адаптационного периода и характер его течения во многом зависят от состояния здоровья ребенка и его подготовленности к поступлению в детское учреждение.

    Как должен быть подготовлен ваш ребенок к периоду адаптации

    1. У ребенка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

    · Самостоятельно есть разнообразную пищу;

    · Своевременно сообщать о своих потребностях – проситься в туалет;

    · Мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.

    2. Перед поступлением в детский сад домашний режим вашего ребенка целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.

    3. С персоналом группы, куда пойдет ваш ребенок, вам необходимо познакомиться заранее, рассказать о его привычках, особенностях поведения.

    Непосредственно в период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:

    1. Устройство ребенка в детское учреждение лучше проводить во время вашего отпуска, так как в течение первой недели он должен проводить в детском саду не более двух-трех часов.

    2. В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка и своевременно сообщать о них работникам детского сада.

    3. При появлении первых признаков заболевания необходимо оставить ребенка дома и вызвать врача.

    4. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

    5. Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте ребенка впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек.

    6. Разрешите ребенку взять в детский сад любимую игрушку, лучше если она будет хорошо мыться.

    Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду.

    2. Положите ребенку в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите.

    4. Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома.

    Помните, что в страхе расставания нет ничего плохого, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребенком существует тесная связь.

    Как общаться с ребенком в период адаптации

    1. Настраивайте ребенка на позитивный лад.

    2. Первое время забирайте домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный для ребенка климат в семье.

    3. Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение многолюдных мероприятий и мест, сократите просмотр телепередач.

    4. Дома поиграйте в детский сад. Роль ребенка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре ребенок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить ему пути их решения.

    Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

    1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

    2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

    3. Принесите в группу свою фотографию.

    4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания ( например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

    5. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

    6. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке.

    Читайте также: