Конструктивное взаимодействие доу и семьи как условие целостного развития

Обновлено: 04.07.2024

Проблема социализ ации является о собо акту альной в настоящее вр емя, т. к.

общество сег одня предъявляет н овые требования к с оциальному статусу

человека, требу ет от него целесо образности и полез ности прилож ения сил и

Социализация ли чности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в

детском возра сте у каждого нач инает закладывать ся своя собстве нная

картина мира, в общих чертах начинает форми роваться своё пре дставление

об обществе, в к отором он живет, о при нципах построения жизн и .

Неотъемлемой ча стью социализа ции ребенка явл яется воспитан ие. Именно в

результате воспитания происх одит естеств енный процесс ин теграции

Дошкольное детств о — уникальный период в жиз ни человека, ко гда

формируется зд оровье, осу ществляется развитие ли чности ребенка. В этом

возрасте ребен ок находится в полн ой зависимости от окружающих вз рослых

— родителей и педагогов. От того каковы у словия развития малыша в

окружающем социуме завис ит его дальнейш ая гражданская поз иция. Первым

институтом со циализации для дошкольника явл яется детск ий сад. Здесь

ребёнок полу чает первый опыт общения с чу жими взрослыми, у читься

Одна из основ ных задач в ДО У — это создание социаль но - благополу чной

среды для ка ждого воспита нника. Одна из гл авных целей — способствовать

успешной соци ализации ребенк а. Таким образ ом, система воспитател ьно -

образовательн ой программы ДОУ, ка к институ та социа лизации, долж на быть

построена на принципах ком плексного подхода в восп итании и обу чении

детей в перио д раннего возраста. Цели воспитатель но - образовательног о

процесса в ДОУ за ключаются во всест ороннем обу чении ребен ка на основе

гармоничного с очетания и нтеллектуального и физичес кого развития,

формировании у детей социаль ных контактов и способн ости к совместным

действиям в у словиях развивающе го обу чения и воспитания.

В детском саду происходит взращ ивание человека в п роцессе создани я

условий для развит ия целенаправле нных, позитивны х и духовно - ценност ной

Многочисленные исследован ия оказываю т, что формирован ие личности в

значительной ме ре происходит под влиянием семь и и завис ит как от

особенностей вза имоотн ошений в семье , так и от стиля общ ения.

Особенности взаи моотношен ий и общения м ежду чл енами семьи создают

психологическу ю атмосферу, которая определя ет воспитате льные

возможности семьи, влияют на ребе нка наряду с факторами

целенаправленн ого воспитания. Т ип семейного восп итания определяетс я

типом сложивши хся в семье отноше ний между ее членами. В наст оящее

время идет п оиск новых пу тей сотрудничества д етского сада и семь и, как в

исследования х ученых, так и в практике детск ого сада, разр абатываются

новые подхо ды к сотрудничеству с родителям и, которые б а зируются на

взаимосвязи дву х систем — детск ого сада и семьи, сообществе детског о сада

и семьи. Су щность подходов с остоит в объеди нении усилий д ошкольных

учреждений и се мьи для развити я личности, как дете й, так и взросл ых с

учетом интерес ов и особен ностей каждого члена сообществ а, его прав и

Сегодня соврем енным родителя м необход има помощь, и бо отсутствие

знаний по пс ихологии и пе дагогике вед ут к ошибкам, неп ониманию, а

значит, — к безрезу льтативности в оспитания. Поэто му основные у силия

педагогическог о коллектива долж ны быть направле ны на пов ышение уровня

педагогической культуры р одителей. Педагог и, воспитатели и ро дители

должны рассмат риваться как па ртнеры в рамках ц елостного про цесса

социализации ребенка. Это означ ает равенство сто рон, взаимное уважение,

высокий у ровень толерантн ости, доброжелательн ость и заинтер есованность в

Процесс социал изации ребенка - дошколь ника, по данн ым современн ых

исследователей (А .А. Майер, О.И . Давыдова и д р.), протекает на иболее

- посредничество взрослы х, через достижен ие взаимодействия процесса

социально - пе дагогической деят ельности ДОУ и процесса социализации

- организация полноценной деятельности и общения как веду щих форм

Важным условием для полноцен ной социализа ции ребенка - дошколь ником

является вовлече ние родителей в у чебно - воспитательный процесс ДОУ.

В настоящее врем я образовател ьный процесс в ДОУ, в настоящее в ремя

несет в себе м ножество фу нкций, из которы х приоритетной является

социальная фу нкция. Социальн ая функция п редполагает во влечение в

процесс воспита ния всего с оциального окру жения детей, пс ихологическу ю

поддержку , как детям, так и ро дителям, компенсац ию негативных влияний

Семья является важ ным фактором в воспитани и и развитии ре бенка, в

приобретени и им социальног о опыта. Явл яясь социальным институтом

воспитания, семья о существляет соц иализацию ребенка наиболее

естественно и безболезненно через п реемственность поколе ний

Специалистам хорошо известен м ногократно доказанный ф акт, что семья и

детский сад как п ервичные социальн ые воспитательные институ ты способны

обеспечивать пол ноту и целостность со циально - педагогиче ской и культу рно -

образовательн ой среды для ж изни, развития и самореализации ре бенка.

Роль семьи в вос питании и развитии ребенка нельзя недооце нивать. Главно й

особенностью сем ейного в оспитания явл яется особый эм оциональный

микроклимат, благодаря к оторому у ребенка формируется отнош ение к себе,

что определяет ег о чу вство самоценности. Дру гая важная р оль семейного

воспитания – влия ние на ценност ные ориента ции ребенка, его м ировоззрение

в целом, поведе ние в разных сфе рах обществен ной жизни. Известно та кже,

что именно п ример родителей, их личные качества в о многом о пределяют

Взаимодействия – представляет со бой способ орга низации совмест ной

деятельности, к оторая осуществл яется на основа нии социал ьной перцепции и

Необходим о стремиться к подде рживающему взаимодействию педагогов с

родителями, которое обеспечивает реш ение тактичес ких, ближайших зад ач

воспитания и с оциализации реб енка в обновляющемс я обществе, а также к

конструктивному взаимодейств ию, позволяющему снизить у ровень

невротизации ребенка в условиях общес твенного воспит ания и

обеспечивающему глубинные св язи между детским садом и семье й.

Если взаимодейств ие осу ществляется в у словиях открытост и обеих сторон,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной

социализации ребенка дошкольного возраста

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций.

Многочисленные исследования оказывают, что формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между ее членами. В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества

Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А.А. Майер, О.И. Давыдова и др.), протекает наиболее полно при следующих условиях:

- благоприятная социальная ситуация развития;

- посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;

- организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

В настоящее время образовательный процесс в ДОУ, в настоящее время несет в себе множество функций, из которых приоритетной является социальная функция. Социальная функция предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды.

Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Взаимодействия – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Необходимо стремиться к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, а также к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.

I. Для того, чтобы осуществлялась возможность включения семьи как микрофактора в процессе социализации личности ребенка-дошкольника, необходимо придерживаться следующих направлений во взаимодействии ДОУ и семей воспитанников:

Родителям каждого ребенка должна обеспечиваться возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок. Они должны быть ознакомлены с содержанием учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ.

2) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. Данное направление дает возможность поддерживания единой программы (задач и содержания) воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

3) Взаимодействие ДОУ с семьей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Взаимодействие с семьями для психолого-педагогического просвещения родителей происходит по двум основным линиям: информативном – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, привлечение внимания родителей к оздоровительным мероприятиям; обучающего характера – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью: игрой, ручным трудом; и общением; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; стимулирование воспитывающей деятельности детей и родителей в домашних условиях.

Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями по социальному развитию будут являться:

- обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;

- сохранение и поддержание единой линии позитивного социального развития детей в ДОУ и семъе;

- уважение личности ребенка, осознаниe самоценности дошкольного детства;

- формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Таким образом, социальное развитие — это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Задача педагогов и родителей — помочь ребенку войти в современный мир. Социальная готовность включает социальную адаптацию ребенка к условиям ДОУ и семьи, к различным сферам человеческого бытия, ярко выраженный интерес к социальной действительности (С.А. Козлова).

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Т. II. Психолого-педагогические науки. С. 113-117.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Социальное развитие дошкольника — это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Задача педагогов и родителей — помочь ребенку войти в современный мир. Сотрудничество этих двух институтов необходимо. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов (партнерские отношения) возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Поэтапные виды взаимодействия

1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия к ДОУ.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом:

2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  • Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:

а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

б) предоставление родителям письменного материала об их детях;

в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;

г) оформление доски объявлений для родителей;

  • Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:

а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;

б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.;

в) сбор материала для детских нужд

  • Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:

а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.

  • Организация общественной деятельности для родителей:

а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечерних встреч;

б) постоянная группа или клуб общения для родителей;

в) приглашение специалистов по интересующим вопросам.

3. Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

Выполнение данных рекомендаций способно оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.


Современная дошкольная педагогика подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм взаимодействия, диапазоне осваиваемых им ценностей.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни — не хотят воспитывать ребенка; другие — не умеют этого делать; третьи — не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь ДОО. Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и у нас, меняет отношение к детским садам. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОО должна пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создания единого пространства для его развития. В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе мс просто ценностью, а ценностью номер один, что это и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо направлять все усилия на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи [1].

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развитии, особую ценность приобретает и активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Условия и истоки успешной социализации личности кроются в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка [3]. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей [2].

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, когда дети усваивают принятые в обществе нормы и правила поведения, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Процесс социализации у многих протекает нелегко. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, повышении педагогической культуры родителей. Успех такого взаимодействия повышает и успех семейного, домашнего воспитания [2].

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает только семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе должен опираться на родителей не только как на своих помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Именно от совместной работы, единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание целостной личности [4].

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку их правильного поведения, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе ДОО. Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи и взаимопонимании, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка в ДОО должны соблюдаться следующие условия:

‒ содержание образовательного процесса должно строиться с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, целостное развитие ребенка в единстве интеллектуально-аффективного, в системе знаний, опыта осуществления деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;

‒ необходимо придерживаться условия природосообразности (учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей);

‒ нужно выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОО и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии, совместные мероприятия [6].

Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми. Среди них — отсутствие согласованной воспитательной среды ДОО и семьи.

Для решения поставленной задачи был составлен перспективный план работы с родителями с целью реализации намеченной программы по улучшению взаимодействия между семьей и детским садом, в процессе социализации воспитанников.

При реализации плана определились следующие группы задач:

‒ изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Основные методы реализации поставленных задач:

‒ индивидуальное или групповое консультирование;

‒ просмотр родителями занятий и режимных моментов;

‒ привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;

‒ беседы с членами семьи;

‒ наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);

‒ выявление социометрического статуса ребенка. Основные формы работы:

‒ неформальные беседы о детях или запланированные встречи с родителями с целью обсуждения достигнутых успехов независимо от конкретных проблем;

‒ ознакомление родителей с подготовленной воспитателями информацией о детях;

‒ решение вопросов, касающихся детей (на заседаниях родительского комитета);

‒ участие в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми;

‒ участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.

Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству, удается наладить эффективную работу, решая запланированные образовательные задачи. Это подтверждают результаты ежегодно проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности, уровень включения родителей в деятельность ДОО, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОО.

  1. Апарина И. И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор. М., 2000.
  2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М„ 2001.
  3. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт,- сост.: Т. А. Данилина и др. М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, семья, родитель, воспитание детей, образовательный процесс, педагогическая культура родителей, перспективный план работы, полноценное развитие ребенка, совместная работа.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.

родитель, детский сад, ребенок, РФ, родитель воспитанников, педагогическая культура родителей, эффективное партнерское взаимодействие, воспитательный процесс.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как.

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

Читайте также: