Конструктивная деятельность в школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные подходы к понятию конструктивная деятельность обучающихся

Исследуя вопрос о понятии конструктивной деятельности, позволило нам определить его как особый вид психической деятельности, который вносит значительный вклад в развитие детей школьного возраста, о чем так же свидетельствуют исследования А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, Э.А. Фарапоновой [4, с. 12].

Так, Е.А. Пустовой считает, что конструктивная деятельность – один из видов продуктивного мышления, поскольку ее непосредственным результатом является как получение субъектом нового и оригинального продукта, так и овладение новыми способами работы [6,с. 232].

Особое место в конструировании занимает детское конструирование, так

Другой автор Л.А. Парамонова под детским конструированием понимает создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала [9,с.5].

В работах А. В. Белошистовой, конструирование обозначает как вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Исходя из этого, отличительной чертой исследования А.В. Белошистовой является, тот факт, что конструктивная деятельность представляет и определяет обучение конструированию как формирование общих конструктивных умений и развитие на их основе конструктивного стиля мышления [1, с.18].

Согласно исследованиям З.В. Лиштвана, конструирование – это эффективное средство для подготовки детей к учебной деятельности. Разработанная автором программа обучения конструированию включает разные формы его организации: конструирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определённые задачи воспитания [7, с. 118].

Существенно важным считаем конструктивную деятельность рассматривать глубже, то есть можно рассмотреть конструктивную деятельность в тесной связи с предметной, с игровой, (в частности одним из видов игр являются строительные игры), что способствует психическому развитию детей и формированию у них таких процессов, как восприятие, мышление, память, воображение, и развитию моторики моторному развитию детей. И, кроме того, наблюдается связь конструирования детского с конструктивно – технической деятельностью взрослых, что также отвечает потребностям детей.

Делаем вывод, что конструктивная деятельность рассматривается в стандарте как один из видов детской деятельности, является непосредственно частью художественно – эстетического развития, но и способствует реализации содержания познавательного развития. Наблюдается тесная связь детского конструирования с конструктивной деятельностью. Из вышесказанного можно сделать вывод, что конструирование – это часть художественно – эстетического развития, в процессе которого решаются задачи познавательного и творческого характера, в том числе решает задачи и познавательного развития, а также развивает технические способности. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, а конструирование – это законченный процесс деятельности заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Но содержание термина "конструктивная деятельность" раскрывается недостаточно определенно. Конструирование – это сложный вид деятельности, в котором дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые комплексы.

Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений. И формированию конструктивного мышления ребенка.

1. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. Акулова Е. Ф. – 2009. – №9 – с. 52-58.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

3. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Давидчук, А.Н. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.

4. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и др. М.–: Просвещение, 1967.

5. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Итов / В.Б.Косминская,.– М.: Просвещение, 1977. – 253 с.

6. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011. – 320 с.

7. Лиштван, З.В. Игры и занятия со строительным материалом . – М., 2000. – 175 с.

8. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников : вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – 364 с.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. педагог. ин-тов. / под ред. Г.А. Урунтаевой. Ю, ак. АФОНЬКИНА, М.: Просвещение: В, 1995.

11.Платонов, К. К. Проблемы способностей. М. Наука, 1972. Платонов, К. К. – 312 с.

Статья о развивающем обучение в конструктивной деятельности. Эта проблема была всегда актуальна, но сейчас ее значимость возросла, в связи со стандартизацией и модернизацией образования.

ВложениеРазмер
statya_kirillovoy_g.k.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Главная цель развивающего обучения - развитие активной, самостоятельной, творческой личности ребенка, который легко ориентируется в различных переменах нашей жизни, умеющий находить выход из любых трудных ситуаций.

Главная мысль, которую выделяют исследователи развивающего обучения такова: для развития человека необходимы его собственные действия с предметным миром. В процессе развивающего обучения ребенок включается в самостоятельную поисковую деятельность. Для этого он должен владеть необходимыми знаниями. Это могут быть знания, полученные на предыдущих занятиях, а так же почерпнутые из жизненного опыта. Деятельность детей в этом случае носит продуктивный характер. Продуктивная деятельность отличается от репродуктивной , тем, что ребенок самостоятельно ищет решение. Для этого ему надо применить знания в новой ситуации, самому разработать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы. Понятно, что такое изменение в характере деятельности может вызывать у него состояние растерянности.

Выход видится в поэтапном включении детей в процесс решения проблем . l-й уровень - педагог ставит проблему и намечает метод ее решения; 2-й уровень - только ставится проблема, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно; З-й уровень - постановка проблемы, поиск метода и решение осуществляется самостоятельно;

Чтобы ребенок включился в самостоятельную поисковую деятельность нужно поставить проблему - так, чтобы она была понятна ребенку. Разъяснить и помочь ее увидеть; чтобы она возбуждала интерес и желание в ней разобраться. Проблема должна быть такой, чтобы ее решение опиралось на известные ребенком знания, способы мышления и методы решения.

Над развивающими возможностями детского конструирования работали Н.Н. Подъяков, 3.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, О.А. Сафонова. Их исследования показывают, что развивающие обучение дошкольников конструктивной деятельности основывается на принципах : а) целостности, б) комплексности, в) гуманистической направленности, г) индивидуально-ориентированного характера обучения.

В конструктивной деятельности различают 2 этапа : 1) Процесс возникновения замысла , где ребенок создает образ будущей конструкции, планирует, отбирает материал, находит способы изготовления. 2) Процесс исполнения , где ребенок практически осуществляет задуманное.

Умение детей формируется в процессе целенаправленного обучения с использованием разных форм организации конструктивной деятельности.

Основополагающим фундаментальным исследованием по конструированию являются работы доктора педагогических наук О.А. Сафоновой, которая провела сравнительный анализ традиционной и развивающей системы обучения конструированию. Основные положения ее исследований нашли отражение в нашей экспериментальной работе. Сравнительный анализ репродуктивной системы обучения конструированию с развивающий системой обучения представлен в таблице.

Репродуктивные системы обучения

Развивающие системы обучения

Цели обучения конструированию

Обучение детей конструированию отдельных поделок, конструкций

Формирование у детей элементарных конструктивных умений в работе с разными материалами

Развитие у детей восприятия (различать форму, величину, цвет), памяти, внимания.

Конструктивная деятельность - вид деятельности, относящийся к моделированию. С помощью этого человек не только познает окружающую его систему, но и может имитировать ее. Именно эта направленность отличает конструирование от других видов занятий. Конструктивная деятельность накладывает свой отпечаток на развитие ребенка в период дошкольного возраста.

Основные понятия

Конструктивная деятельность – деятельность индивида, направленная на определенный, заранее известный результат, который будет отвечать заранее определенным требованиям. Конструирование развивает умственные, нравственные, эстетические, трудовые способности человека.

Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: коновал — это.

Детская конструктивная деятельность

Моделируя, младшие школьники учатся не только различать предметы по внешним признакам, но и совершать различного рода действия. В процессе конструктивной деятельности школьник помимо внешнего восприятия разбирает предмет на части, образы и детали.

Детское и взрослое

Конструирование может вызвать некоторые трудности у ребенка. Здесь можно найти некую связь с художественно-технической деятельностью взрослых и конструктивной деятельностью в подготовительной группе и школе. Им присуще направление результатов своих усилий на достижение определенной цели. Для достижения целей конструирования взрослый заблаговременно придумывает определенный план, подбирает подходящий материал, техники исполнения, оформление, правильную последовательность действий. Подобный алгоритм также есть и в конструктивной деятельности подготовительной группы и школьников. Решаемые задачи похожи. Результаты конструирования у детей зачастую применимы к игре. Во многих педагогических трудах говорится о том, что различные моделирующие действия, совершаемые ребенком в детстве, готовят его ко взрослой деятельности, созданию культуры. Таким образом, конструктивная деятельность в старшей группе и у школьников по методам близка к более осмысленной взрослой деятельности. И хоть моделирующие методы взрослых и детей похожи, результаты деятельности кардинально различаются. Контроль конструктивной деятельности в подготовительной группе крайне положительно сказывается на общем развитии детей.

Вам будет интересно: Что такое стрела: лексика и этимология слова

развивающие игры

Техническое и художественное моделирование

Вам будет интересно: Уйма - это сколько? Этимология, употребление и значение слова

Конструктивная деятельность в старшей группе и школьного периода поделена на два типа: техническое и художественное конструирование. Они взаимосвязаны и сконцентрированы на моделировании реально существующих объектов, а также воспроизведении различных сказочных, музыкальных и сценических образов. Моделируется как художественная, так и техническая часть объекта: крыша здания, окна и двери, палуба корабля и т. д.

К техническому типу конструктивной деятельности в старшей группе и школе можно отнести конструирование:

  • Моделей объектов из строительных материалов.
  • Объектов из крупногабаритных модульных блоков.

конструктивная деятельность в детском саду

Если цель конструктивной деятельности технического типа у взрослых зачастую имеет практический мотив, то в детском моделировании цель абсолютно другая. Группа детей может строить модель зоопарка. Но когда приходит время завершения, интерес к этой деятельности заметно теряется. Чаще всего с достижением цели дети младшего и школьного возраста теряют всякий интерес к завершенной деятельности. В данном случае деятельность завораживает ребенка гораздо больше, чем сам конечный результат. Но именно в художественном конструировании как нельзя более полно отражен базовый смысл конструктивно-технической деятельности. Даже если поделка неинтересна детям с практической стороны, то во время ее создания он делает ее максимально пригодной для дальнейшего применения. Основные принципы воспроизведения продукта конструирования абсолютно такие же, что и в самом конструировании.

Особенности изобразительного моделирования

Стоит сказать, что чаще всего в изобразительной конструктивно-модельной деятельности в старшей группе дошкольники добиваются поразительной схожести с объектом моделирования. Если конечная цель предназначена для практического использования, то ребенок уделяет процессу и конструированию гораздо меньше внимания. В этом случае главным для дошкольника и школьника является наличие необходимых для игры качеств у конечного результата. К примеру, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому важными, по мнению ребенка, являются крылья, штурвал и кресло. Внешний вид модели отходит на второй план: если объект удовлетворяет основные потребности игр, то он вполне пригоден. Совершенно иначе обстоят дела, если ребенок, к примеру, ставит перед собой задачу показать различия между типами летательных машин. В этом случае конструктивно-модельная деятельность в старшей группе оттачивается с особым усердием. Можно сделать вывод, что качество конечного результата зависит, скорее, от желания ребенка, а не от его умений. Наличие технического и изобразительного видов конструирования, у которых есть свои особенности, требует тщательного отбора и изучения случаев, в которых можно их применять.

Вам будет интересно: История Вологды: основание города, мосты, улицы, памятники, фото

детская деятельность

Материалы для моделирования. Бумага

Конструктивная деятельность в старшей подгруппе детского сада выполняется, в основном, из бумаги, картонных коробок, катушек от ниток и других материалов. Этот вид деятельности требует больших энергозатрат, нежели обычные игры.

Детям даются бумажные и картонные квадратики, прямоугольники, круги и т. д. Предварительным этапом перед изготовлением игрушки является заготовление выкройки, проработка деталей и украшений. Необходимо досконально проверить все разрезы и только потом приступить к изготовлению игрушки. Ребенок должен уметь измерять, использовать ножницы и иголки. Это гораздо более сложный процесс, чем обычная конструктивная деятельность в подготовительной группе, состоящая из создания игрушек из уже готовых форм. Различные части коробок, катушек и прочих используемых в этом случае материалов представляет собой так называемый полуфабрикат. Если вы научите детей видеть и составлять из различных деталей единое целое, то таким образом вы разовьете у ребенка тактическое и стратегическое мышление, да и к тому же он научится создавать интересные игрушки из подручных материалов.

конструирование и моделирование

Если ребенок в конструировании использует бумагу, то он знакомится с такими понятиями, как угол, сторона, плоскость. Дошкольники учатся сгибать, разрезать, выгибать, деформировать бумагу и тем самым получать из нее совершенно новые образы. Моделируя различные геометрические фигуры и фигурки животных, людей, дошкольники учатся составлять композиции и различные комбинации поделок. Дошкольники приобретают навык изготовления различных поделок из коробков спичек с помощью различных сочетаний и соединений. С помощью этих процессов дети приобретают совершенно новые для себя навыки и умения.

Сочетание теории и практики в моделировании

Особенностью развития конструктивной деятельности как у старших, так и у младших дошкольников можно назвать сочетание практической и теоретической части конструирования. В педагогических трудах Л. С. Выготского говорится о неизбежности перехода младшего и старшего дошкольника от теории в моделировании к действию. Исследования З. В. Лиштван и В. Г. Нечаевой, в которых рассматриваются особенности конструктивизма у детей на различных этапах развития, показали, что под чутким руководством педагогов замысел и его воплощение начинают полностью соответствовать друг другу. В конструктивной деятельности детей можно увидеть не только окончательный результат, но и способы создания модели. Примечательно то, что сам замысел формируется в процессе выполнения конструирования. Чем выше уровень, тем более отчетливо представляет себе ребенок конечный результат. Об уровне качества окончательной задумки свидетельствует также словесное описание и чертежи предстоящего объекта. Основная цель конструктивной деятельности детей - развитие познавательной деятельности.

мать и дитя

В многочисленных исследованиях таких российских педагогов, как Д. В. Куцаков, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеева, которые посвящены конструированию в детских учреждениях, огромная роль отводится именно поделкам из бумаги. Как говорят эти замечательные педагоги, изготовление поделок из бумаги положительно влияет на развитие мелкой моторики рук дошкольников, а также улучшению глазомера и сенсомоторики в целом.

В наше время доподлинно известно, что конструктивная деятельность в группах детских садов или начальных классах, особенно изготовление поделок из бумаги и картона, способствует улучшению деятельности мозга и положительно влияет на работу обоих полушарий у дошкольников и младших школьников, что повышает их общий уровень интеллекта, развивает такие качества, как внимательность, восприимчивость, воображение, логическое мышление. Мышление становится более творческим, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Познавательная деятельность и моделирование

Размышление детей о способах конструирования начинает формироваться в процессе мыслительной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - при попытке воспроизведения действий других людей, на этапе представления и мышления - если приходится выбирать из предложенных вариантов. При решении конструктивных задач младшие школьники могут проявить различные творческие элементы во время поиска методов конструирования. В конструктивной деятельности по задумке, как и в конструировании по заданным условиям, замысел создается самими детьми. Если они моделируют по задумке, то непременно получают множество возможностей решать задачу различными способами. Об этом подробно написано в трудах В. Ф. Изотовой, З. В. Лиштван и В. Г. Нечаевой. Множество детей старшего дошкольного возраста на основании знаний о пространственных отношениях, а также опыта в конструировании, в процессе анализа различных конструкций вполне могут создать внятный замысел как по структуре, так и по способу деятельности, и соотнести практику со своим изначальным замыслом.

Вам будет интересно: История Вологды: основание города, мосты, улицы, памятники, фото

Дошкольников и младших школьников зачастую увлекает и вдохновляет на конструктивную деятельность окружающий их мир: разнообразие флоры и фауны, явления социума, различная художественная и учебная литература, всевозможные виды деятельности, в особенности игровая. Но, к сожалению, дети воспринимают мир очень поверхностно в силу своего возраста: они стараются воспроизвести в своей деятельности исключительно внешнюю, понятную им сторону окружающих явлений и предметов.

Большое значение имеет также и эмоциональная окраска деятельности ребенка, благодаря которой он будет использовать различные материалы, создавать оригинальные модели с еще большим удовольствием. Связь конструктивной деятельности в средней группе детского сада и младшей школе с повседневной жизнью, с включенными в нее различными видами разнообразной деятельности делает конструирование невероятно интересным, наполненным различными эмоциями и позволяет быть не столько видом деятельности, сколько способом самовыражения. Не стоит игнорировать эту все сильнее проявляющуюся потребность у детей.

Побочные эффекты конструирования

Во время учебной деятельности у ребят из средней и подготовительной группы детского сада развиваются не только технические навыки, но и способность анализировать окружающую их действительность, начинается формирование общих представлений о различных моделируемых ими объектах, развиваются самостоятельное мышление, тяга к творчеству, художественный вкус. Ребенок формируется как личность.

В конструировании можно выделить два важнейших этапа: работу над идеей и ее воплощение в жизнь. Работа над идеей чаще всего - процесс творческий, поскольку он заключен в ее обдумывании и просчете возможных способов реализации. Также творческая деятельность заключается в определении конечного результата, способов и последовательности его достижения.

Практика в исполнении задумки не может быть целиком и полностью исполнительской - конструкторская деятельность даже у старших школьников сочетает в себе как мысль, так и практику.

конструктивная деятельность цель

Если говорить о конструировании у дошкольников, то взаимодействие практики и мысли можно назвать одной из сильных ее сторон. При этом практическая деятельность не обязательно должна быть приближена к определенным канонам - можно и экспериментировать, что утверждается в педагогических трудах Л. А. Парамоновой и Г. В. Урадовских. Изначальная идея, в свою очередь, регулярно уточняется и изменяется в результате применений различных практических способов, что положительно влияет на развитие дальнейшего творческого конструирования. Часто при этом дети рассуждают вслух, проговаривая свои действия и приближаясь к конечному результату.

Проблемы при моделировании

Без надлежащего обучения, правильной работы педагога и без работы с часто встречающимися проблемами занятия конструированием будут неполными. К самым частым проблемам при конструировании, требующими проработки, можно отнести:

Если не проработать эти задачи, то, скорее всего, результат детского конструирования не удовлетворит ни педагога, ни ребенка.

Откуда ребенок берет вдохновение?

Детей зачастую вдохновляет окружающий их мир: различные предметы вокруг, происшествия социума, художественная литература, различная деятельность, в первую очередь игровая, а также та, которую они выполняют сами. Но чаще всего младшие школьники и дошкольники воспринимают мир довольно поверхностно: они успевают захватить только внешние признаки явлений, которые пытаются воспроизвести в конструктивной деятельности. Чтобы ребенок развивался более полно и всесторонне, необходимо научить его видеть суть явлений и предметов, а не только их оболочку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Конструирование развивает представления о возможностях предметов, дети учатся моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Работая с бумагой с помощью техники конструирования можно создать разные виды игрушек, одними из которых являются подвижные модели из бумаги, они универсальны и имеют ряд преимуществ: динамичность, быстрота создания, простота создания, доступность материала, применение в игровой деятельности.

Таким образом, пытаясь вникнуть в суть понятия, мы прежде всего обращаем внимание на то, что конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность.

Процесс конструирования включает активное мышление школьника, направленное на решение интеллектуально-практической задачи, т. е. в нем присутствует поисковая деятельность.

Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.

Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном. К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей [9].

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.

В настоящее время в теории и на практике существуют различные классификации видов учебного конструирования. Любая классификация предполагает выделение какого-то основания, принципа, который позволяет отделить один вид от другого.

Существует несколько классификаций видов конструирования:

1) классификация видов конструирования по способу организации работы учащихся;

2) классификация видов конструирования по степени полноты технического процесса;

3) классификация видов конструирования на основе общей цели конструктивно – технической деятельности;

4) классификация видов конструирования по характеру познавательной деятельности и степени творческой самостоятельности учащихся в решении конструктивно – художественных задач.

Итак, сейчас мы кратко рассмотрим каждую классификацию видов конструирования.

1) Классификация видов конструирования по способу организации работы учащихся. Данная классификация является одной из наиболее общепринятых в методике начальной школы, а также применяется в дошкольной педагогике.

В соответствии с ней выделяют три основных вида учебного конструирования:

- конструирование по образцу (или по предмету);

- конструирование по модели;

- конструирование по заданным условиям.

В дополнение к ним отдельные методисты выделяют еще такие виды конструирования, как конструирование по заданной теме и конструирование по замыслу.

Рассмотрим каждый из названных видов конструирования:

Конструирование по образцу. Этот вид конструирования предполагает, главным образом, воссоздание, копирование предмета. Для его характеристики следует прежде всего определить, что называется образцом. Образец – это предмет, изделие, которое предлагается ученикам для анализа его устройства и последующего копирования.

Конструирование по модели. Этот термин в свое время был предложен психологом А. Р. Лурия, который рассматривал подобную работу как действенное средство активизации умственной деятельности учащихся. Прежде всего определим, что мы подразумеваем под моделью. Модель, как и образец, – это предмет, имеющий определенную конструкцию и являющийся для учеников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. Разумеется, модель имеет совершенно определенную конструкцию, однако ее подробности ученику не видны; их следует выявить путем мысленного анализа, основываясь на внешне воспринимаемых особенностях формы предмета.

Конструирование по модели – это главным образом умственная работа, требующая хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Не случайно подобные задания широко используются психологами для проверки умственных способностей, в первую очередь пространственного воображения.

Конструирование по заданным условиям. Это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. При таком способе организации занятия образец как объект копирования отсутствует. Вместо этого ученик предлагается перечень условий, которым должен удовлетворять изготавливаемый предмет в эксплуатации.

2) Классификация видов конструирования по степени полноты технического процесса. Данная классификация была предложена авторами Е. А. Пустовым и Э. А. Фарапоновой. В соответствии с ней выделяются следующие три вида конструирования:

- конструирование из готовых деталей;

- конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися;

- смешанное конструирование (в основном берутся готовые детали, но по необходимости они дополняются деталями собственного изготовления).

В данной классификации во главу угла поставлено то обстоятельство, насколько полно в работе учащихся по изготовлению того или иного изделия представлен целостный технологический процесс.

Конструирование из готовых деталей и конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися. При конструировании из готовых деталей этот процесс искусственно сокращен: ведь ученики не получают представления о том, с чего на самом деле начинается работа над конструкцией. Кроме того, далеко не всегда для изготовления того или иного изделия могут найтись в наборе необходимые детали и заготовки. Однако у данного вида конструирования имеется и неоспоримое преимущество: благодаря использованию готовых деталей сокращаются затраты учебного времени на изготовление изделия. Разумеется, наиболее полное представление о целостном технологическом процессе ученики получают в том случае, когда все необходимые детали и заготовки для изделия им приходится конструировать и изготавливать самостоятельно. Еще одно преимущество данного вида конструирования заключается в том, что ученик может работать над изделием более свободно, поскольку он не так жестко зависит от наличия или отсутствия необходимых материалов. Но при этом следует учитывать, что такая работа потребует значительно больших затрат времени.

Смешанное конструирование. Оно соединяет в себе и недостатки, и преимущества двух других. С одной стороны, есть возможность сократить время на изготовление изделия за счет использования готовых деталей, но при этом полнота и целостность технологического процесса по изготовлению изделия в какой-то мере нарушаются. С другой стороны, отсутствие некоторых необходимых деталей побуждает школьников самостоятельно разрабатывать и изготавливать их в соответствии с поставленной задачей. Это удлиняет время, затрачиваемое на изделие, но позволяет ученикам проявить собственное творчество и изобретательность.

Каждый из этих видов конструирования призван решать свои учебные задачи и потому используется в соответствующих ситуациях.

- решение задач на доконструирование – доработка, доделка, доведение до конца начатой кем-то работы;

- решение задач на переконструирование – внесение в устройство конструктивных изменений в соответствии с заданными условиями;

Анализ этих четырех видов конструкторских задач показывает, что основная разница между ними заключается в различном соотношении репродуктивной и творческой деятельности, что мы уже отметили и в первой из приведенных здесь классификаций.

Решение задач на моделирование (воссоздание предмета) – наиболее простая разновидность конструирования. Однако, как отмечает и сам автор классификации, не следует думать, что здесь имеет место одна репродуктивная деятельность. Процесс моделирования может носить более или менее творческий характер и включать в себя задачи, требующие активной мыслительной деятельности.

Решение задач на доконструирование и переконструирование также может требовать от субъекта творчества в большей или меньшей степени. В одних случаях внесение конструктивных дополнений или изменений может быть несложным делом, так как вся логика конструкции достаточно хорошо видна. В других же случаях эти изменения или дополнения могут играть принципиально важную роль во всей конструкции и их поиск превращается в серьезную проблему.

4) Классификация видов конструирования по характеру познавательной деятельности и степени творческой самостоятельности учащихся в решении конструктивно – художественных задач. В данной классификации можно выделить следующие виды конструирования:

- копирование образца на основе репродуктивной деятельности (конструирование по образцу изделия или заменяющему его рисунку);

- воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции (по образцу изделия, рисунку, чертежу, эскизу, модели, схеме);

- доконструирование – доработка, доделка изделия (образца) в соответствии с дополнительными требованиями;

- переконструирование – переделывание изделия, внесение в него конструктивных изменений в соответствии с новыми условиями и требованиями;

- конструирование по заданным условиям – создание оригинального, нового для субъекта продукта, соответствующего определенным требованиям.

Поскольку одним из главных оснований в данной классификации является характер познавательной деятельности учащихся, она в целом наглядно соотносится с одной из классификаций методов обучения, принятой в современной дидактике и построенной на аналогичном основании. Это обстоятельство, во-первых, подтверждает, что методика преподавания того или иного учебного предмета основана на общих положениях педагогической теории и демонстрирует конкретное использование этих положений в учебном предмете. Во-вторых, оно означает, что в рамках каждого из обозначенных здесь видов конструирования познавательная деятельность учеников организуется разными способами и предполагает решение разных познавательных задач.

Завершая краткую характеристику данной классификации, можно сказать, что в некоторых видах конструирования подразумевается самостоятельный выбор ученика материалов, деталей и способов работы. Часто утверждается, что это наиболее творческие виды конструирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурвиц, Н.В. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста: педагогический аспект [Текст] / Н.В Гурвиц // Педагогические исследования. – 2012. С. 121 – 124.

2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: кн. для учителя [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. 159с.

6. Конышева, И.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие для студентов. [Текст] / И.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 294 с.

7. Копцев, В. Волшебная бумага: энциклопедия [Текст] / В. Копцев. – Москва: Первое сентября, 2005. – 84 с.

8. Лилов, А. Природа художественного творчества: энциклопедия [Текст] / А. Лилов. – М.: Искусство, 1981. 479 с.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: [Текст] / С.И Ожегов, Н.Ю Шведова. – 20-е изд., стер. - Москва: Русский язык, 1989. – 748 с.


Ключевые слова: конструктивная деятельность, продуктивная деятельность, конструктивные задачи, числовое конструирование.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) придается большое значение развитию конструктивной деятельности ребенка. В то же время в ФГОС начального общего образования о конструктивной деятельности младших школьников не упоминается.

Анализ приведенных определений дает возможность утверждать, что конструктивная деятельность обладает следующими сущностными характеристиками: во-первых, результатом деятельности является новый объект. Именно поэтому мы можем назвать конструктивную деятельность продуктивной. Многие авторы отмечают, что построенный объект всегда материален (А.Н. Давидчук и др.). Другая группа авторов отмечает, что результатом конструктивной деятельности могут быть и идеальные объекты (конструкции речи, арифметические выражения и т.п.). Для нашего исследования представляет интерес вторая точка зрения, поскольку оно направлено на выявление способов формирования конструктивных умений младших школьников на математическом содержании. Оно, в свою очередь, является идеальным. Во-вторых, конструктивная деятельность является сложной, многоэтапной деятельностью. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Давидчук, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков и другие исследователи выделяют в конструктивной деятельности два основных этапа: 1) процесс создания замысла; 2) процесс выполнения замысла.

Рассмотрим подробнее эти этапы. Процесс создания замысла заключается в обдумывании предстоящей деятельности и представлении последовательности действий для ее осуществления, а также представлении результата этой деятельности. Ученики с помощью учителя осуществляют выбор способов достижения этой цели - воссоздания пространственных или иных характеристик объекта. Второй этап характеризуется тем, что на нем осуществляется практическая деятельность на основе мыслительных действий, которая носит поисковый характер. Конструктивные умения, формируемые в процессе конструирования математических объектов, это: умение узнавать и выделять объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться; умение собрать объект из готовых частей (умение синтезировать); умение расчленить объект, выделить его составные части (умение анализировать); умение видоизменять объект, трансформировать. В то же время перечисленные конструктивные умения являются общими, они могут применяться на уроках математики, технологии, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности.

Применительно к математике, работа по формированию конструктивных умений позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения обучающимися основных вопросов курса математики начальной школы; обеспечить развитие конструкторско-практической деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений; отразить в математических заданиях сведения из окружающей действительности, расширяющие возможности применения формируемых в курсе умений. При этом необходимо учитывать особенности учебной математической деятельности, а именно, возрастные особенности мышления младших школьников, должны проявляться в особенностях взаимодействий участвующих в ней психологических механизмов [6, с.7].

В силу принятого нами понимания конструирования мы предлагаем выделить следующий вид конструирования – конструирование математических объектов, в котором можно выделить два подвида: числовое и геометрическое.

Читайте также: