Конфликты в педагогическом коллективе нравственно этический аспект кратко

Обновлено: 05.07.2024

Переходим к наиболее стрессогенным конфликтным ситуациям, которые граничат с фактами профессиональной слабости и даже не­пригодности человека выполнять функции учителя младших школьни­ков вообще. Классификация грубых нарушений педагоги ческой и человеческой этики учителей начальных классов дает основание выде­лить прежде всего типы проявлений бескультурья педагога, его бес­тактности, оскорбительного обращения к малышам. Крайний ряд конфликтных ситуаций составляют факты жестокости и криминальных форм и поступков учителя в обращении с учащимися.

Именно в таком порядке можно будет представить фактический материал, взятый из практики путем экспертизы отдаленных послед­ствий учительского произвола в начальной школе. Хотелось бы пред­упредить студентов от ошибки переноса конкретных фактов на всю систему дидактики младшего школьного возраста. Дело в том, что в обзор конфликтных ситуаций включены реальные события без статис­тического их представления. Может возникнуть неправомерное расши­рение их частоты. И тогда вся система обучения младших школьников предстанет в мрачном свете. Продумывая факты непедагогического поведения учителей начальных классов, следует помнить, что мх состав дан в перечислительной форме. Следовательно, в общий перечень могут попасть редкие случаи и, возможно, уникальные. Тем не менее будущему учителю следует учесть и единичные факты аномалий.

Одним из источников анализа конфликтных событий в начальной школе могут служить и собственные воспоминания студента о той поре своего школьного детства. Вообще можно допустить мысль, что изуче­ние данных этого ученика может стимулировать воспоминания сту­дента и поиски подобных или близких столкновений, свидетелем или участником которых он оказывался, будучи учеником начальных классов.

Обратимся к конкретным эпизодам учительской бестактности в обращении с младшими учащимися и окунемся в реальные события школьной действительности.

1. Учительница с широким набором проявлений бестактности: несдержанность, грубость, отсутствие гибкости; малейшее нарушение порядка вызывает у нее бурю гнева, по любому поводу вызывает родителей, абсолютное невнимание к чувствам ученика, никогда не благодарит даже если ученица подняла с пола ее очки, неуважение к детям. И в то же время - заискивание перед директором.

2. Эпизоды проявления бестактности и грубости:

- приходят в возбужденное состояние из-за невыполненных домаш­них заданий и обзывают учеников оскорбительными словами;

- интересуются на уроках неблагополучными семейными делами, спрашивают о разводах родителей, употреблении ими спиртных напит­ков;

- для выяснения, кто бегал по окрашенному полу, всех разули и предложили поставить обувь вверх подошвами возле себя;

- удаляют из класса, сопровождая это сильными криками;

- учитель, заметив подаренные девочке духи одноклассником, высмеял его перед всеми. Тот со слезами выбежал из класса;

- учительница собрала всех девочек класса и объяснила, как непри­лично ходить в кино по приглашению мальчика, купившего билет за свой счет;

- третьеклассникам рассказали о том, какие нехорошие у них родители: пьянствуют, не следят за детьми. Девочка, мать которой отнесли к подобного рода дурным родителям, плакала и возражала, говоря, что ее мать хорошая;

- обсуждают при всех неполадки в семье отдельных учащихся;

- грубо высказываются по поводу комплекции ученика;

- первого сентября на третьем уроке девочка под партой ест пирожок. Учительница высмеяла ее перед всеми и поставила в угол;

- учительница на уроке, обнаружив двух учениц с челками, закры­вающими лоб, ставит их перед классом, стыдит и выгоняет с предложе­нием очистить лоб от челок;

- ученик нечаянно испачкал тетрадь отличника, за что учительница обвинила его в зависти, будто ему такой чистой тетради не вести никогда;

- у второклассника не было отца, и он поэтому не мог ответить на вопрос учительницы, как его отчество. Та стала выспрашивать, за что отец оставил семью;

- учительница передразнивала произношение учеников;

Прервем эпизоды учительской бестактности и обратимся к ее интерпретации с точки зрения психологических последствий, которые остаются в памяти детей па всю жизнь. Напомню, что все без исклю­чения приводимые выше и далее факты хранятся в памяти взрослых людей, которые, будучи университетскими и институтскими студента­ми, восстанавливают в биографическом прошлом то, что оставило царапины на их душе. Не забываются и способы выхода из конфлик­тов, поучительность которых не вызывает сомнений.

Сказывается конфликт и на поведении учителей. Это наблюдается в тех случаях, когда бестактность учителя выходит за рамки, а родители безбоязненно сообщают о своих соображениях на этот счет руководству школы или прямо в глаза учителю. Отмечаются факты двойного вреда конфликтных событий: в сторону самочувствия школь­ников и их наставницы. Наконец, имеют место двусторонние перемены отношений, когда конфликт влечет за собое осознание ошибок, изви­нения учащихся, учителя и последующий процесс эмоционального замещения пережитого другими конкурирующими положительными происшествиями. В редких случаях результаты конфликта загоняются вглубь, конфликтогенные факторы остаются без их преодоления.

Существенное значение для формирования этической позиции учителя начальных классов и мет ряд этико-педагогических и интро­спективных аналитических и предписывающих истин. Отметим прежде всего такой парадокс, как сознательное включение в свой методический арсенал форм бестактного поведения и поступков со стороны учителя. Не получая от малышей сигналов о недопустимости того или иного поступка, учитель привыкает к ним. Более того, не имея иных педаго­гических средств и инструментов управления познавательной деятель­ности учащихся и в особенности при их сопротивлении обучению и воспитанию, чем бьющие по психике, приводящие к сиюминутному результату, антипедагогическое он ставит в ряд с педагогичеким.

Рядом с подобного рода конфликтогенными поступками учителей стоят их аналоги, которые оказываются продуктами аффекта, несдер­жанности, склонности к вспышкам, отсутствия механизмов саморегу­ляции. Здесь многое зависит от профессиональной педагогической культуры учителя. От умения предвидеть возможные причины своего взрыва и отработать сценарии управляемых нервных переживаний, которые поддаются включению в методику использования эмоций для решения педагогических задач.

Для формирования навыков у учителя педагогической этики в общении с младшими школьниками нельзя сбрасывать со счета такие объективные обстоятельства, как отсутствие отпора со стороны малы­шей, фактическая безнаказанность бестактности, упоение властью над учащимися в процессе их познавательнолй деятельности. Положение усугубляется неспособностью учеников в период дебюта в школьной жизни осознать и отстаивать свои ученическо-человеческие права. Тем более, что психотравмы детей редко выливаются в протест, видимые потрясения - в объект внимательного наблюдения, не говоря уже о психодиагностике со стороны учителей.

Нетрудно заметить, какую ценность в системе профессионального облика будущего учителя составляют знания в этой области, отработка техники безболезненного преодоления конфликтов, исключающей травмирование детей. Из практической психологии определенную базу для выработки этической культуры учителя имеют теоретические идеи концепции восприятия человека человеком. Имеется в виду прежде всего так называемый интсрсубъектный подход к обоюдному воспри­ятию учителем учащихся и наоборот. Реализация субъектно-субъектного подхода возможна при проработке учителем мысленного ситуативного восприятия им учащихся, а ими учителя. Тренинговые сценарии с перевоплощением в ту и другие роли на практических занятиях или в условиях индивидуально-самостоятельных репетиций правил соблюдения педагогической этики могут способствовать выра­ботке этих навыков.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 184209
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 4

Следует различать две основные группы производственных конфликтов:

вызванные объективными обстоятельствами (неправильное распределение функциональных обязанностей),

вызванные субъективными причинами (столкновение мотивов, взглядов учителей, притязания на определенный статус в коллективе и т. д.).

Факторы, порождающие причины конфликтов в педагогическом коллективе:

критика в адрес коллеги, высказанная резко в оскорбительном тоне, с долей личной неприязни,

неумение применять этику в полемике (выразить свое мнение, точку зрения на ту или иную проблему спокойно, без лишних эмоций),

отсутствие профессиональной этики в общении.

Необходимо помнить, что в споре, дискуссиях, где справедливо имеет место резкость слов, суждений, концентрируйте свое внимание - на содержании проблемы, критики по существу дела, чтобы оправданная резкость слов не переходила в грубость, не создавала нервозности, не унижала человеческого достоинства. Не следует чрезмерно подчеркивать какой-то один факт и строить на нем все претензии к коллеге. Примеры и факты должны быть неопровержимы, все суждения доказаны.

Следует помнить, что нет людей, которым на протяжении всей профессиональной деятельности сопутствует удача и которые не совершают ошибок. Важно выработать у себя умение ко всякой неприятности во взаимоотношениях с коллегами относиться как можно прозаичнее и спокойнее, с тем чтобы перенести ее как можно легче.

При общении с коллегами воспользуйтесь советами более опытных педагогов:

познайте самого себя: возьмите на учет свои достоинства и недостатки,

-увидев недостатки в работе своего коллеги, не спешите их критиковать,

если не знаете, как их устранить,

если Вы предлагаете что-то новое, удостоверьтесь, что ваше предложение действительно имеет реальную ценность для совершенствования воспитательно-образовательного процесса в целом,

Следует различать две основные группы производственных конфликтов:

-вызванные объективными обстоятельствами(неправильное распределение функциональных обязанностей),

-вызванные субъективными причинами (столкновение мотивов, взглядов учителей, притязания на определенный статус в коллективе и т. д.).

Факторы, порождающие причины конфликтов в педагогическом коллективе:

•критика в адрес коллеги, высказанная резко в оскорбительном тоне, с долей личной неприязни,

•неумение применять этику в полемике (выразить свое мнение, точку зрения на ту или иную проблему спокойно, без лишних эмоций),

•отсутствие профессиональной этики в общении.

Необходимо помнить, что в споре, дискуссиях, где справедливо имеет место резкость слов, суждений, концентрируйте свое внимание - на содержании проблемы, критики по существу дела, чтобы оправданная резкость слов не переходила в грубость, не создавала нервозности, не унижала человеческого достоинства. Не следует чрезмерно подчеркиватькакой-тоодин факт и строить на нем все претензии к коллеге. Примеры и факты должны быть неопровержимы, все суждения доказаны.

Следует помнить, что нет людей, которым на протяжении всей профессиональной деятельности сопутствует удача и которые не совершают ошибок. Важно выработать у себя умение ко всякой неприятности во взаимоотношениях с коллегами относиться как можно прозаичнее и спокойнее, с тем чтобы перенести ее как можно легче.

При общении с коллегами воспользуйтесь советами более опытных педагогов:

-познайте самого себя: возьмите на учет свои достоинства и недостатки,

-увидев недостатки в работе своего коллеги, не спешите их критиковать, если не знаете, как их устранить,

-если Вы предлагаете что-тоновое, удостоверьтесь, что ваше предложение действительно имеет реальную ценность для совершенствования воспи-тательно-образовательногопроцесса в целом,

-соблюдайте профессиональный этикет и культуру общения.

Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом

Руководитель учебного заведения является главным и ответственным лицом, организующим работу всего педагогического коллектива. Манера его поведения, настойчивость, интеллект, целеустремленность и последовательность - все это важнейшие качества, которые влияют на стиль школы, престиж ее в глазах общественности и родителей, наморально-психологический

климат в коллективе.

Поэтому к моральному облику руководителя образовательного учреждения предъявляются высокие требования.

К числу личностных черт, обуславливающих эффективность руководства, можно отнести [78]:

уверенность в себе - при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а психологический комфорт в педагогическом коллективе обеспечивает

иповышает мотивацию к выполнению заданий,

креативность (способность к творческому решению задач) - особенно существенно для инновационной деятельности, так как и ней руководитель выступает как творец,

умение самому принимать решение (как бы ни были хороши консуль-

танты, конечное решение руководитель должен принимать сам),

общечеловеческие нравственные качества - честность, искренность,

прямота, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность,

эффективный стиль руководства - соучаствующее управление; не ис-

ключаются авторитарный и демократический стили (так как нет однозначных ситуаций, когда решение нужно принимать быстро; реакция каждого члена педагогического коллектива на один и тот же стиль руководства может оказаться различной).

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Проанализируйте обобщенный портрет руководителя учебного заведения, составленный из высказываний преподавателей. Определите, каков стиль его руководства, каким Вы представляете себе руководителя, насколько легко (сложно) работать с таким руководителем и почему?

авторитет руководителя. Существуют три формы авторитета: моральный, функциональный (обе формы в совокупности составляют психологический авторитет), формальный (или должностной). Основой морального авто-

ритета являются мировоззренческие и нравственные качества личности. Основой функционального авторитета - компетентность человека, разнообразные деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности. Формальный (должностной) авторитет обусловлен набором властных полномочий, которые дает руководителю занимаемый им пост. Он способен обеспечить руководителю не более 65% влияния на своих сотрудников.

Как никто другой, директор школы обязан мастерски владеть культурой педагогического общения: подсказать, посоветовать, помочь своим заместителям, педагогам; внимательно выслушать родителя, ученика. Директор должен быть достаточно строг, но справедлив, демократичен в общении и уметь держать дистанцию, обеспечивающую его ролевой статус.

Руководителю образовательного учреждения нужно быть выше собственных симпатий и антипатий, эмоциональных побуждений и руководствоваться только интересами дела, коллектива. Благоприятные отношения с коллективом выстраиваются только тогда, когда директор и его администрация открыто отзываются о каждом члене своего коллектива, обосновывая справедливые суждения конкретными фактами и делами. Опытные директора школ никогда не пользуютсяадминистративно-команднымиметодами, не принимают решений единолично, если дело касается всего коллектива.

Руководитель обязан заботиться о создании атмосферы психологического комфорта в коллективе, основными элементами которой является чувство безопасности у работников, отсутствие у них тревоги, беспокойства за завтрашний день, оптимистический взгляд на события, происходящие в коллективе, уверенность, что в трудной ситуации руководство и коллеги поддержат и защитят.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

3.Какие негативные явления могут повлиять и осложнить общение в педагогическом коллективе?

4.* Какие факторы порождают возникновение деструктивных конфликтов в педагогическом коллективе? Правомерно ли учителю с нравственноэтической точки зрения являться участником конфликтной ситуации? Всегда ли можно избежать конфликта?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Различие ситуативных интересов может порождать конфликты: между педагогом, учащимися и их родителями (опекунами); между членами профессионального коллектива; внутри личности.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, острый спор) – это предельный случай обострения противоречий, сопровождающийся острыми эмоциональными переживаниями.

Причины конфликтов многообразны, но они всегда возникают при условии ограниченного количества материальных и духовных ресурсов. Поэтому удовлетворение потребностей, желаний, устремлений индивидов сопряжено с напряжением, конкуренцией, соперничеством.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений. Подразделяются на аксиологические (столкновение различных ценностей) и деонтологические (столкновение различных видов долга).

Особенность всех конфликтов такова, что, помимо содержательной стороны, у него есть психологическаясоставляющая:

- высокая психическая напряженность субъектов, возбуждающая подсознательные инстинкты;

- неуправляемость эмоциями, стереотипами поведения, рассогласование между чувствами и мыслями;

- перенос причин неудач на противника;

- формирование отрицательных установок по отношению к оппоненту;

- демонстрация враждебности, агрессивности;

- нанесение преднамеренного или непреднамеренного физического или морального ущерба оппоненту;

- перенос конфликтных отношений на другие формы взаимоотношений.

Внутриличностные конфликты:

2. Конфликты из-за столкновения различных ролей, исполняемых учителем. Подавляющее количество учителей – женщины. Им приходится исполнять роль матери, жены, хозяйки дома. Доминанта смысложизненной ориентации на бытовой деятельности не способствует прогрессу профессионального развития. Речь должна идти о верной расстановке приоритетов, о гармонизации личных, профессиональных и общественных интересов. В этом залог душевного комфорта учителя.

Межличностные конфликты:

2. Конфликты, в которых происходит нарушение учителем норм педагогической этики. Неэтичное поведение учителя, способствующее созданию конфликтных ситуаций, как отмечает психолог А.А. Лобанов, может проявляться в чрезмерно эмоциональном аффективном выражении оценок и требований к учащимся в формах крика, различных ругательств и угроз. Истерические крики, несдержанные удары кулаком или ладонью по учительскому столу, топанье ногами перед школьниками, публичное разрывание ученической тетради и иные подобные нервные реакции учителя вызывают протест школьников и провоцируют их к ответным действиям.




Конфликтные ситуации могут возникать вследствие использования учителем словесных оскорблений учащихся. К сожалению, словарь оскорблений школьников довольно богат и содержит такие выражения, как "тупицы", "болван", "бестолочь", "идиот", "дубина", "корова", "кретин", "мерзавец" и т.п.

Оскорблением школьника могут стать обсуждение прически или одежды девушки или юноши, высмеивание фигуры, которая может быть "толстой", "жирной", "тощей", "как щепка", акцентирование внимания на тех или иных физических (природных) дефектах ученика (заикании, невыговаривании некоторых букв).

В школьной практике встречаются также и физические оскорбления учеников, т.е. рукоприкладство: подзатыльники, дерганье за уши, битье по рукам или по голове рукой или линейкой, выталкивание из класса, приподнимание с места за воротник.

Оскорбительные действия содержатся в попытках учителя вторгнуться в мир личных отношений подростков: чтение вслух перехваченных записок учеников, публичное осуждение взаимных симпатий юношей и девушек, злоупотребление откровенностью школьников и разглашение секретов их личной жизни, доверенных учителю.

4. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональной роли учителя. Отдельные группы и лица имеют возможность в какой-либо форме, прямо или косвенно, оказывать давление на учителя, влиять на его работу. Например, работники органов народного образования, руководители школ, коллеги, а иногда ученики и родители оспаривают выбор учителем определенных средств, методов, правильность выставленных оценок и т.д. Наличие педагогического кредо, профессионализм, чувство собственного достоинства помогают отстоять учителю свою позицию или изменить ее в случае обоснованных контрдоводов.

5. Конфликты, связанные с чрезмерной административной зависимостью учителя от системы образования как социального института. Работа учителя жестко программируется директивными предписаниями, инструкциями, планами и оставляет мало пространства для самодеятельности. В то же время деятельность педагогов находится под пристальным вниманием и контролем общественности и государственных органов управления.

Сценарии развития конфликтов связаны с ценностными ориентациями, с характером принятых ролей, содержанием мотивации деятельности, которые определяют характер и направленность поведения личности в конфликте.

При разрешении конфликта могут быть использованы пять стратегий:

1. Избегание – это отсутствие стремления к сотрудничеству, но одновременно с этим нет и стремления к достижению своих целей; участники (или один из них) делают вид, что конфликта вообще нет, игнорируют его.

2. Уступчивость – принесение своих интересов в жертву другому, согласие на свой проигрыш ради сохранения хороших отношений.

3. Соперничество – стремление добиться своего в ущерб другому и во что бы то ни стало.

4. Компромисс – обмен взаимными частичными уступками. Оба участника частично выигрывают, но и частично вынуждены отказаться от своих целей, что сохраняет напряженность и может привести к возобновлению конфликта.

5. Сотрудничество– совместный поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обоих участников.

Эффективность решения конфликтов нарастает от избегания к сотрудничеству (Тест К. Томаса).

В социальной психологии выделяют прямые и косвенные методы разрешения конфликтов.

Прямой метод: приглашение руководителем, психологом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта. При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная. Независимо от суждений конфликтующих сторон руководитель приходит к решению. Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм, способствует снятию остроты инцидента. Разбор ситуации может происходить и на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий участников собрания. В случае, если, несмотря на принятое решение, конфликт не утихает, руководитель может прибегнуть к административным мерам, т.к. конфликт может принести ущерб учебному процессу (Приложение 2).

Косвенные методы (А.Б. Добрович).

И прямые, и косвенные методы должны основываться на этических принципах, важнейшим из которых является принцип уважения прав и достоинства личности.

Этическая культура поведения в конфликтепредполагает:

1. Говорить только о предмете спора, стремясь не расширять, а сужать конфликтную ситуацию.

2. Не допускать обидных замечаний, обращений, брани.

3. Стремиться не только изложить свою точку зрения, но и понять другого.

5. Стремиться к конструктивному подходу: возможно, это позволит устранить причину конфликта.

6. Без необходимости не включать в ссору третьих лиц, которые будут стеснять и нервировать, а мнение их необязательно окажется объективным.

7. Уметь признать свою неправоту.

8. Если ссора возникла по уже известному поводу, можно договориться о перенесении ее на более позднее время; в таких случаях страсти остывают, и процесс выяснения отношений происходит более мирно.

Различие ситуативных интересов может порождать конфликты: между педагогом, учащимися и их родителями (опекунами); между членами профессионального коллектива; внутри личности.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, острый спор) – это предельный случай обострения противоречий, сопровождающийся острыми эмоциональными переживаниями.

Причины конфликтов многообразны, но они всегда возникают при условии ограниченного количества материальных и духовных ресурсов. Поэтому удовлетворение потребностей, желаний, устремлений индивидов сопряжено с напряжением, конкуренцией, соперничеством.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений. Подразделяются на аксиологические (столкновение различных ценностей) и деонтологические (столкновение различных видов долга).

Особенность всех конфликтов такова, что, помимо содержательной стороны, у него есть психологическаясоставляющая:

- высокая психическая напряженность субъектов, возбуждающая подсознательные инстинкты;

- неуправляемость эмоциями, стереотипами поведения, рассогласование между чувствами и мыслями;

- перенос причин неудач на противника;

- формирование отрицательных установок по отношению к оппоненту;

- демонстрация враждебности, агрессивности;

- нанесение преднамеренного или непреднамеренного физического или морального ущерба оппоненту;

- перенос конфликтных отношений на другие формы взаимоотношений.

Внутриличностные конфликты:

2. Конфликты из-за столкновения различных ролей, исполняемых учителем. Подавляющее количество учителей – женщины. Им приходится исполнять роль матери, жены, хозяйки дома. Доминанта смысложизненной ориентации на бытовой деятельности не способствует прогрессу профессионального развития. Речь должна идти о верной расстановке приоритетов, о гармонизации личных, профессиональных и общественных интересов. В этом залог душевного комфорта учителя.

Межличностные конфликты:

2. Конфликты, в которых происходит нарушение учителем норм педагогической этики. Неэтичное поведение учителя, способствующее созданию конфликтных ситуаций, как отмечает психолог А.А. Лобанов, может проявляться в чрезмерно эмоциональном аффективном выражении оценок и требований к учащимся в формах крика, различных ругательств и угроз. Истерические крики, несдержанные удары кулаком или ладонью по учительскому столу, топанье ногами перед школьниками, публичное разрывание ученической тетради и иные подобные нервные реакции учителя вызывают протест школьников и провоцируют их к ответным действиям.

Конфликтные ситуации могут возникать вследствие использования учителем словесных оскорблений учащихся. К сожалению, словарь оскорблений школьников довольно богат и содержит такие выражения, как "тупицы", "болван", "бестолочь", "идиот", "дубина", "корова", "кретин", "мерзавец" и т.п.

Оскорблением школьника могут стать обсуждение прически или одежды девушки или юноши, высмеивание фигуры, которая может быть "толстой", "жирной", "тощей", "как щепка", акцентирование внимания на тех или иных физических (природных) дефектах ученика (заикании, невыговаривании некоторых букв).

В школьной практике встречаются также и физические оскорбления учеников, т.е. рукоприкладство: подзатыльники, дерганье за уши, битье по рукам или по голове рукой или линейкой, выталкивание из класса, приподнимание с места за воротник.

Оскорбительные действия содержатся в попытках учителя вторгнуться в мир личных отношений подростков: чтение вслух перехваченных записок учеников, публичное осуждение взаимных симпатий юношей и девушек, злоупотребление откровенностью школьников и разглашение секретов их личной жизни, доверенных учителю.

4. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональной роли учителя. Отдельные группы и лица имеют возможность в какой-либо форме, прямо или косвенно, оказывать давление на учителя, влиять на его работу. Например, работники органов народного образования, руководители школ, коллеги, а иногда ученики и родители оспаривают выбор учителем определенных средств, методов, правильность выставленных оценок и т.д. Наличие педагогического кредо, профессионализм, чувство собственного достоинства помогают отстоять учителю свою позицию или изменить ее в случае обоснованных контрдоводов.

5. Конфликты, связанные с чрезмерной административной зависимостью учителя от системы образования как социального института. Работа учителя жестко программируется директивными предписаниями, инструкциями, планами и оставляет мало пространства для самодеятельности. В то же время деятельность педагогов находится под пристальным вниманием и контролем общественности и государственных органов управления.

Сценарии развития конфликтов связаны с ценностными ориентациями, с характером принятых ролей, содержанием мотивации деятельности, которые определяют характер и направленность поведения личности в конфликте.

При разрешении конфликта могут быть использованы пять стратегий:

1. Избегание – это отсутствие стремления к сотрудничеству, но одновременно с этим нет и стремления к достижению своих целей; участники (или один из них) делают вид, что конфликта вообще нет, игнорируют его.

2. Уступчивость – принесение своих интересов в жертву другому, согласие на свой проигрыш ради сохранения хороших отношений.

3. Соперничество – стремление добиться своего в ущерб другому и во что бы то ни стало.

4. Компромисс – обмен взаимными частичными уступками. Оба участника частично выигрывают, но и частично вынуждены отказаться от своих целей, что сохраняет напряженность и может привести к возобновлению конфликта.

5. Сотрудничество– совместный поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обоих участников.

Эффективность решения конфликтов нарастает от избегания к сотрудничеству (Тест К. Томаса).

В социальной психологии выделяют прямые и косвенные методы разрешения конфликтов.

Прямой метод: приглашение руководителем, психологом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта. При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная. Независимо от суждений конфликтующих сторон руководитель приходит к решению. Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм, способствует снятию остроты инцидента. Разбор ситуации может происходить и на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий участников собрания. В случае, если, несмотря на принятое решение, конфликт не утихает, руководитель может прибегнуть к административным мерам, т.к. конфликт может принести ущерб учебному процессу (Приложение 2).

Косвенные методы (А.Б. Добрович).

И прямые, и косвенные методы должны основываться на этических принципах, важнейшим из которых является принцип уважения прав и достоинства личности.

Этическая культура поведения в конфликтепредполагает:

1. Говорить только о предмете спора, стремясь не расширять, а сужать конфликтную ситуацию.

2. Не допускать обидных замечаний, обращений, брани.

3. Стремиться не только изложить свою точку зрения, но и понять другого.

5. Стремиться к конструктивному подходу: возможно, это позволит устранить причину конфликта.

6. Без необходимости не включать в ссору третьих лиц, которые будут стеснять и нервировать, а мнение их необязательно окажется объективным.

7. Уметь признать свою неправоту.

8. Если ссора возникла по уже известному поводу, можно договориться о перенесении ее на более позднее время; в таких случаях страсти остывают, и процесс выяснения отношений происходит более мирно.

Особенностью конфликтов в педагогическом коллективе является то, что здесь тесно переплетены трудовые, организационные и психологические конфликты.

К общим причинам педагогических конфликтов обычно относят непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании, содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса, недостаточную урегулированность формальных и неформальных отношений в школьном социуме, недооценку значения развития личностной индивидуальности учеников и учителей.

Причины трудовых конфликтов в школьном коллективе будут те же, что и в любых других трудовых коллективах: нарушение трудовой дисциплины, нарушение и ущемление прав работника. Большинство трудовых конфликтов в педагогическом коллективе обусловлены функциональными причинами: недобросовестностью и недисциплинированностью. Для уменьшения условий возникновения трудовых конфликтов, нормы сотрудничества администрации с педагогическим коллективом фиксируются в коллективном трудовом договоре.

Вертикальные и горизонтальные конфликты между учителями и администрацией представляют типичные организационные конфликты. Серьезными основаниями для возникновения причин конфликтов в учительской среде является большая профессиональная напряженность, загруженность и устаревшая административная система управления школьными заведениями. Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо объективно оценивать их труд, проявлять заботу по отношению к своим подчиненным, не злоупотреблять официальной властью, эффективно использовать метод убеждения, совершенствовать стиль своей организации.

Между администрацией школы (директором и завучами) могут также наблюдаться конфликты из-за расхождения в оценке деятельности учителей, превышения заместителем своих полномочий. Завучи чаще всего вступают в конфликт с директором из-за его бестактности, проявленной при учителях, и нежелания поддерживать их требования и решения. Иногда взаимоотношения директоров и завучей усложняются из-за семейственности в работе (например, когда жена-директор начинает руководить мужем-завучем).

Директорам школ, особенно молодым, труднее всего дается обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе учителей, анализ уроков, осуществление контроля и раскрытия творческих способностей учителей, стимулирование их трудовой активности, сплочение коллектива и регулирование взаимоотношений в нем, организация и распределение времени для самообразования и отдыха.

Любая профессия оставляет свой след в физиологической, психологической, личностной сферах субъекта деятельности, способствуя развитию и совершенствованию одних его сторон и угасанию, редукции других. Изменение основных инвариантных (главных) свойств личности и деятельности учителя приводит к формированию специфически-профессионального типа личности с психологической дезориентацией которую принято называть профессиональной деформацией.[4]

Проблема профессиональной деформации педагогических работников нашла свое отражение в работах С.П. Безносова, Н.В. Пановой, Е.В. Руденского и ряда других.[5]

Развитие профессиональных деформаций учителя определяется различными факторами: объективные связаны с социально-профессиональной средой – социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой; субъективные, обусловлены личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений; объективно-субъективные порождаются системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Кроме того, предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах (осознанных и неосознанных) выбора педагогической профессии: социальная значимость, творческий характер, любовь к детям, стремление к власти, доминированию и др.

Личностно-профессиональные деформации педагога развивают в нем ряд травмирующих психику ребенка (дидактогения) агрессивных качеств:

Авторитарность педагога проявляется в единоличном управлении учебно-воспитательным процессом, использовании распоряжений, рекомендаций, указаний (обнаруживается в снижении рефлексии самоанализа и самоконтроля).

Дидактичность – это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения, выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе – в нравоучении и назидании. В неформальном общении это качество приобретает характер занудства (наиболее часто обнаруживается у преподавателей естественно-математических и технических дисциплин).

Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, проявляется в упрощенном подходе к педагогической ситуации, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке (развивается с ростом стажа работы).

Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций, ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать, проявляется в удовлетворении потребности во власти (присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет).

Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, развивается на основе обобщения индивидуального отрицательного опыта взаимодействия с учениками, характеризуется игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, развивается с годами как следствие эмоциональной усталости.

Консерватизм связан с использованием одного и тог же учебного материала, стереотипных форм, методов и приемов педагогического воздействия, проявляется в предубеждениях против инноваций.

Ролевой экспансизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений (проявляется за пределами школы).

Социальное лицемерие обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся, пропагандировать моральные принципы, с годами превращается в привычку морализировать, неискренность чувств и отношений.

Поведенческий трансферт проявляется в переносе ненормативного, отклоняющегося поведения учащихся: агрессивности, грубости, эмоциональной неустойчивости на профессиональное поведение педагога.

Демонстративность проявляется в эмоционально окрашенном поведении и становится средством самоутверждения.

Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление. Потребность преодоления профессиональной деформации учителя диктуется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в прямой зависимости находится его профессиональная компетенция и профессиональная пригодность. Отсутствие личного самоанализа и самоконтроля над профессиональной деформацией неизбежно приводит учителя к синдрому профессионального выгорания (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк)[6].

Проверочные вопросы

  1. Назовите основные психотравмирующие факторы работы педагога.
  2. Что такое профессиональная деформация учителя? Назовите ее последствия.
  3. Приведите примеры инновационных конфликтов в педагогике.
  4. Назовите стили поведения учителя в конфликте для его разрешения.
  5. Приведите примеры организационных конфликтов в школе.
  1. Типы темперамента. Учет темперамента ребенка в педагогическом процессе.
  2. Моббинг и боссинг в учительском коллективе.
  3. Профессиональное выгорание учителя и его последствия.
  4. Стериотипизация в педагогике как предпосылка конфликта.
  5. Отношение к учителю в современной России: правовой и социальный аспекты.
  6. Эмпатия в педагогическом процессе.
  7. Специфика труда учителя.
  8. Вербальная агрессия учителя и её последствия.
  9. Крик как предпосылка педагогических конфликтов.
  10. Стресс и стрессоустойчивость педагога.
  11. Причины выбора учительской профессии: социально-психологический аспект.
  12. Педагогический консерватизм и его последствия.
  13. Умение слушать как способ профилактики педагогических конфликтов.
  14. Стили поведения учителя в конфликте и их влияние на его разрешение.
  15. Толерантность как принцип педагогической деятельности.

[1] Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в учительском коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.

[3] По статистике почти все учителя со стажем работы более 10 лет страдают различными формами неврозов. (Неврозы относятся к группе психогенных заболеваний, которые проявляются после психической травмы).

[5] См.: Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб., 2004; Панова Н.В. Педагогическое долголетие: монография. – СПб., 2007; Руденский С.В. Социально-психологические деформации личности учителя // Мир психологии. - 1999. - № 2 и др.

Читайте также: