Конфликт в школе между детьми как решить и куда обращаться

Обновлено: 04.07.2024

Главная > Консультации > Омбудсмен > Как правильно разрешить детские конфликты в школе?

Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.

Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Жертвами в школе чаще всего становятся:

  • двоечники, неуспевающие учащиеся;
  • отличники, вундеркинды;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети с ОВЗ, физическими недостатками;
  • дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.

Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.

Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?

  • В образовательной организации, при осуществлении деятельности в области образования и семье права ребенка не могут ущемляться.
  • Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
  • Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.
  • Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют множество различных органов. Различные общественные объединения по защите прав детей могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия родителей, педагогических, медицинских работников.
  • Если ребенок нуждается в социальной, психологической, педагогической помощи, социальной реабилитации, то соответствующие органы обязаны принять меры по оказанию такой помощи.

Особенности разрешения конфликтов в школе

Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.

Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.

Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.

Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.


1. Конфликтные ситуации случаются со всеми

2. Помочь ребёнку не значит разрешить конфликт за него

3. Уберечь ребёнка от всего — невозможно

4. Конфликт может быть не так серьёзен, как кажется взрослым

Зачастую взрослые могут вкладывать в ссору детей дополнительные смыслы, переоценивая сложность ситуации и добавляя в неё свои тревоги, переживания, а зачастую и личный опыт.

Речь идёт прежде всего о

Возможно, что перечисленные особо неприятные толкования ситуации имеют право на существование, но прежде чем впадать в панику самому и пугать ребёнка, проанализируйте ситуацию: не показалось ли мне?

5. Разделить ответственность

Если конфликтная ситуация достигла таких размеров, что в неё включились родители и педагоги, решение её тоже возможно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. У каждой из них есть своя зона ответственности и рычагов влияния на других участников конфликта.

Учитель несёт ответственность за безопасность участников учебного процесса. В его ответственность входит своевременное информирование родителей о возникающих сложностях, организация диалога детей, дисциплинарная регуляция конфликта.

Родитель отвечает за жизнь и здоровье своего ребёнка, уровень его воспитанности, умение вести себя в обществе других людей, а ещё выступает представителем ребёнка в случае официальных разбирательств.

Ребёнок несет ответственность за собственные действия (или учится этому). Однако, ресурсов для этого у него хватает не всегда, особенно, если речь идет о младшей школе. Конструктивная реакция взрослых на нарушение норм, как раз и служит тому, чтобы формировалась ответственность за собственные поступки.

6. Информации много не бывает

Конечно, родителю важно быть в курсе происходящего с ребёнком в школе, чтобы успеть среагировать на потенциально опасную и серьёзную ситуацию. Прежде чем эмоционально включаться в ситуацию и яростно защищать (или наказывать) ребёнка, полезно собрать максимум информации о происшествии: общение с учителем (прежде всего, классным руководителем), родителями других детей поможет восстановить картину произошедшего. Обратите внимание: общение с целью получения информации, а не разборки!

7. Быть на стороне своего ребёнка

Родитель — опора и защита, в которой нуждается каждый. Взрослому важно сохранять спокойствие, даже, когда ребёнок неправ

Важнейшая родительская заповедь: осуждай не ребёнка в целом, оценивай конкретный поступок. В противном случае есть риск посеять сомнения в родительской любви, которая, как известно, залог доверия к миру.

8. Диалог или монолог? Эмоции или факты?

Конфликтные ситуации в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, искренность и желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.

Увы, педа­гоги и вос­пи­та­тели не все­гда могут найти общий язык со сво­ими под­опеч­ными. Кто-то агрес­си­вен по отно­ше­нию к ним, кто-то пред­взято по тем или иным при­чи­нам отно­сится. Допу­стив ошибку, непра­вильно рас­це­нив пове­де­ние и не разо­брав­шись, могут уни­жать его на гла­зах у всех и подав­лять его волю.

Что тво­рится в такие моменты на душе детей… Несложно пред­ста­вить. Но пред­при­ни­мать что-то надо, не давая затя­нуться кон­фликту на дол­гие месяцы. Чтобы ребе­нок и зна­ний наби­рался, и пло­хих эмо­ций не испытывал.

Как и что ска­зать ему в таких ситу­а­циях? Что пред­при­нять родителям?

Советы родителям

Ничего слож­ного, надо всего-то запом­нить неко­то­рые моменты.

Если ребе­нок при­шел со сле­зами и жалобой

Не игно­ри­руйте его рас­сказ, мол, чепуха, все прой­дет. Само ничего не решится. Напро­тив, усу­гу­бится, осо­бенно, если это не разо­вый эпи­зод, а система. Пой­мите, что пустя­ком подоб­ная исто­рия может пока­заться только вам, взрос­лому. Для малыша – это тра­ге­дия, из кото­рой он не видит выхода, иначе бы и не ска­зал бы вам ничего.

Не спе­шите горячо оце­ни­вать чьи-то действия

Мол, если бы не был вино­ват, то ничего бы и не было. Или: учи­тель все­гда прав. Дайте выго­во­риться оби­жен­ному. Пусть он уви­дит, что вы его не про­сто слу­ша­ете, а и слы­шите. Т.е. пони­ма­ете и готовы разо­браться, т.к. и взрос­лые, увы, могут ошибаться.

Не надо, выслу­ши­вая дитя, обес­це­ни­вать его мне­ние о конфликте

К его чув­ствам и пере­жи­ва­ниям надо отне­стись вни­ма­тельно. Вот и пусть выра­зит их, попро­бует вслух выяс­нить, что к чему. Ска­жем, пусть рас­ска­жет, как злится и в какие моменты, что его раз­дра­жает, боится ли он чего-то или кого-то, что думает об учи­теле и ситуации.

Выска­зав­шись, дети, как пра­вило, успо­ка­и­ва­ются. Вот тут и надо про­го­во­рить с ними то, как можно решить вопрос с педа­го­гом. Они должны понять, что это дела­ется не с тем, чтобы нака­зать кого-то, а для того, чтобы найти ком­про­мисс. А это зна­чит, что подоб­ных ситу­а­ций больше не будет. Это на прак­тике хорошо работает!

Важно про­го­во­рить с ребен­ком и его виде­нье реше­ния про­блемы. Напри­мер, какое реше­ние он видит, чего боится, о чем пере­жи­вает. Если рас­ска­жет о страхе про­яс­нять ситу­а­цию, воз­ник­шую с учи­те­лем, узнайте о при­чине. Ведь он может пере­жи­вать по раз­ному поводу. Напри­мер, в ожи­да­нии мести со сто­роны учи­теля, зани­же­ния оце­нок. Воз­можно, он не все рас­ска­зал вам, и теперь, при выяс­не­нии, могут всплыть не очень при­ят­ные для ребенка моменты.

Что делать, если ини­ци­а­то­ром кон­фликта ста­но­вится ребенок

Тогда маме надо пове­сти себя так, чтобы он понял – вы не руга­ете его, ведь он правду ска­зал, и в буду­щем надо точно так посту­пать. Ведь глав­ное не в том, чтобы ули­чить его во лжи, а в том, что про­блему лучше раньше решить, не доводя до конфликта.

Пока­жите ребенку, что любите его и защитите

Ребе­нок дол­жен понять и дру­гое. Роди­тели его любят, дове­ряют ему и он важен для них, как лич­ность. Даже если и оши­ба­ется, он дол­жен знать – его не заклюют дома, а напро­тив, под­дер­жат, про­го­во­рят все моменты и он пой­мет, что недо­пу­стимо и что бази­ру­ется на здо­ро­вых принципах.

Пусть ребе­нок знает, что не надо мол­чать о кон­фликте и лучше сразу про­яс­нить острую ситу­а­цию, ведь вы помо­жете и защи­тите. Ему надо знать и о том, что ни у кого нет права уни­жать его и оскорб­лять, кто бы это ни был.

Если учи­тель обо­звал, оскор­бил, уни­зил досто­ин­ства ребенка…

Срочно идите к педа­гогу. Что бы ни про­изо­шло, никто не имеет права себе такое поз­во­лять. При этом не давайте собою мани­пу­ли­ро­вать и вести себя с вами, как со школь­ни­цей. Но и не фами­льяр­ни­чайте, ведь ваша задача – защи­тить ребенка.

Если учи­тель пыта­ется ускольз­нуть от ответ­ствен­но­сти, виня ваше чадо, семью или копе­еч­ную зар­плату и пр., вы, как роди­тель, должны пойти сразу в адми­ни­стра­цию школы. Важно попро­бо­вать мирно решить вопрос.

Вы в ответ видите поощ­ре­ние такого пове­де­ния учи­теля, слы­шите оправ­да­ния, мол, детей море, а зар­плата мизер­ная, никто вам тут ничего не дол­жен. Если не помо­жет и обра­ще­ние в еще более высо­кие инстан­ции, это явный знак того, что пора поме­нять не класс, а даже школу.

Будьте вни­ма­тельны к тому, что гово­рят ваши дети

И инте­ре­суй­тесь каж­дый день о том, как у них дела в школе или во дворе, при­смат­ри­вай­тесь к малей­шим пере­ме­нам в их настро­е­нии и пове­де­нии, при­слу­ши­вай­тесь к их жало­бам, стра­хам, неже­ла­нию идти в школу, дет­сад или во двор.

И еще о страхе, тре­воге, эмо­ци­о­наль­ной неустой­чи­во­сти, агрес­сив­но­сти и гипе­р­ак­тив­но­сти детей

Как гово­рят спе­ци­а­ли­сты, не все­гда все это вызвано пси­хо­ло­ги­че­скими про­бле­мами. Ведь у детей могут быть и про­блемы физио­ло­ги­че­ского харак­тера. Напри­мер, орга­низму не хва­тает жир­ных кис­лот Омега 3 и 6, кото­рые в ответе за раз­ви­тие дет­ской нерв­ной системы и мозга. Или в раци­оне малыша недо­стает про­дук­тов с полез­ными кис­ло­тами в составе.

Все реша­емо. Доста­точно схо­дить к педи­атру, кото­рый ком­плексно подой­дет к про­блеме и посо­ве­тует, как ее решить.

Эксперты рассказали, как действовать, если в классе есть неуправляемый хулиган

Волну обсуждений в Красноярске вызвала новость о хулигане-четверокласснике, который терроризирует целый класс в одной из городских школ на протяжении всех четырех лет обучения. Устав от бесконечных издевательств и унижения своих детей, родители учеников написали коллективную жалобу сразу в три инстанции, в том числе прокуратуру, так как в школе с ним ничего не могут сделать.

Подобные ситуации достаточно распространены — по закону исключить ученика, который сам не учится и другим не дает, — нельзя. Он наравне со всеми имеет право на бесплатное образование. Что же тогда делать родителям остальных детей и учителям — мы спросили у экспертов в области образования, психологии и права.

В классе хулиган. Что делать?

Если ситуация уже случилась, главное, что нужно делать родителям, — договариваться, заверил специалист.

— Всем собраться и предложить добровольно второй стороне (хулигану и его родителям) поговорить с ними, обсудить. Понять, что вместе можно изменить. Это принесет результат, только если все согласятся добровольно. В приказном порядке это не работает. Всё только усугубится, — уверен педагог.

Как правило, если конфликт уже назрел, классный руководитель и директор школы уже в курсе, и в их интересах в том числе разрешить ситуацию мирно, в пределах школы. Если решить самостоятельно проблему не удается, можно обратиться в управление образования — там привлекают необходимых специалистов для решения конфликта.

Как мирно решить конфликт между учеником и классом?

На поддержание благоприятного эмоционального фона в каждой школе сейчас направлена работа психологов, соцработников, служб медиации. Но и родители, и сами ученики также должны быть заинтересованы в решении проблемы, уверены специалисты. Прежде чем искать крайних и виноватых, важно помнить, чему мы учим своих детей.

Для начала нужно попробовать решить ситуацию мирно

Кому жаловаться на задиру?

Если ваш ребенок страдает от рук или слов одноклассника, в первую очередь необходимо связаться с классным руководителем. Тот привлекает к работе школьного психолога, социального работника или службу медиации.

— Мы стараемся, чтобы каждый классный руководитель знал всё про своих детей, — объясняет технологию работы с трудными подростками директор школы Татьяна Руднева. — Один школьный психолог на тысячу детей не способен всё распознать. Проблема в том, что проводить работу со школьником психолог может только с согласия родителей. И тут уже специалист выясняет, эта проблема связана со здоровьем, с проблемами в семье или с поведением ребенка.

— Сейчас же тоже мода пошла: чуть в школе что-то не так — переводят на семейное обучение. А ребенку дальше в обществе жить. Наша задача — научить их взаимодействовать! — уверена директор.

Школа не решает конфликт. Что делать?

Специалисты образования разводят руками, универсального алгоритма пути решения проблем с трудными подростками в школе — нет.

Если консультация не помогла, к более конкретным мерам предлагает прибегнуть адвокат Владимир Барышев. Во-первых, письменно обратитесь с соответствующим заявлением к директору школы. В конце заявления укажите, что в случае отсутствия должных мер вы оставляете за собой право обратиться с жалобой в департамент образования и в правоохранительные органы. Во-вторых, обращайтесь в департамент образования и в правоохранительные органы.

В третьих, зафиксируйте факты причинения вреда здоровью, если они есть (в травмпункте), и узнайте, кто именно издевается над ребенком. Соберите через классного руководителя родительский комитет с вызовом родителей детей-обидчиков.

Таким образом, несовершеннолетнего хулигана-правонарушителя должны установить правоохранительные органы и принять решение о возбуждении дела об административном или уголовном правонарушении. Раз речь идет о школьниках, то вполне вероятный сценарий — отказ в возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении в связи с недостижением возраста ответственности, прогнозирует специалист.

Адвока советует переходить о слов к делу, если причиняется физический вред

Как вести себя детям, если в классе есть хулиган?

Психотерапевт Анна Плотникова объясняет:

— Нужно проговаривать, что предупредить взрослых об ущемлении своих прав — это не жалоба. Наша задача — дать детям представление о границах нормы, — уверена Анна. — Родителям важно понимать, что мы не сможем всю жизнь организовывать благоприятную среду вокруг ребенка и подбирать людей, которые будут его окружать. Но мы можем научить наших детей взаимодействовать с такими людьми, не убегать и не прятаться, а знать, как за себя постоять.

Но не только дети, но и взрослые должны правильно реагировать на происходящее. Со сменой поколения должна меняться и ментальность педагогов, уверена директор школы :

— Учителя — тоже люди. Время меняется, поколение меняется. Подростковый возраст с перешел уже на 11 — у них в пятом классе уже начинается сложный период. А учителя всё равно по накатанной — 15, 20 лет работают в школе. А ребенка нужно полюбить.

Стоит ли переводиться в другой класс?

Специалисты сходятся во мнении — исключением проблемного ребенка из класса эти самые проблемы не закончатся.

— На это место может прийти другой ребенок. Либо известны криминальные ситуации, когда ребенка исключают и он потом мстит. Убрав агрессивного ребенка из класса, не закончить конфликт. Более того, так мы не научим детей решать вопросы, вести переговоры, договариваться. Если мы сейчас в школе не научимся это делать, а будем только увеличивать зло путем исключения и подавления, оно будет только расти, — основываясь на своем опыте, утверждает директор Центра психолого-педагогической помощи Дмитрий Юрков.

С мнением специалиста согласна и директор школы Татьяна Руднева. Задача школы — решить конфликт и научить детей из него выходить, а не прятать голову в песок.

— От проблемы не убежишь. Хорошо сейчас отработана служба медиации — она выступает третьей стороной в решении конфликтов. Многих серьезных последствий таким образом удалось избежать. Бывает, что конфликт пустяковый, а дети оказываются на учете в ПДН. Вот такого быть не должно, — уверена директор.

Убрать ребенка из класса - не выход

А если хулиган — мой ребенок?

Человека нельзя переделать, его можно научить. Ему можно показать. Ему можно дать возможность выбирать и объяснить, что ответственность за этот выбор несет он сам.

Я отдала телефон администратору, он прошел на урок, и, когда вернулся, вернула телефон и поблагодарила его за выполнение просьбы. У него побежали слезы, — вспоминает психотерапевт, — с ребенком никто никогда подобным образом не разговаривал. И вы знаете, это яркий пример того, что, когда меняем свой шаблон поведения, меняется и поведение людей вокруг нас. И это касается не только детей. Мы не можем изменить другого и понять, о чем он думает. Но мы можем меняться сами, и наши дети поймут, что всё можно решить словами. И для этого необязательно распускать кулаки.

Читайте также: