Конфликт в школе между детьми как решить и куда обращаться
Обновлено: 04.07.2024
Главная > Консультации > Омбудсмен > Как правильно разрешить детские конфликты в школе?
Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.
Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.
Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.
Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
Жертвами в школе чаще всего становятся:
- двоечники, неуспевающие учащиеся;
- отличники, вундеркинды;
- физически слабые дети;
- дети, гиперопекаемые родителями;
- дети с ОВЗ, физическими недостатками;
- дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.
Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.
Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.
Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?
- В образовательной организации, при осуществлении деятельности в области образования и семье права ребенка не могут ущемляться.
- Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
- Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.
- Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют множество различных органов. Различные общественные объединения по защите прав детей могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия родителей, педагогических, медицинских работников.
- Если ребенок нуждается в социальной, психологической, педагогической помощи, социальной реабилитации, то соответствующие органы обязаны принять меры по оказанию такой помощи.
Особенности разрешения конфликтов в школе
Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.
Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.
Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.
Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.
Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.
Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.
Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.
Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.
1. Конфликтные ситуации случаются со всеми
2. Помочь ребёнку не значит разрешить конфликт за него
3. Уберечь ребёнка от всего — невозможно
4. Конфликт может быть не так серьёзен, как кажется взрослым
Зачастую взрослые могут вкладывать в ссору детей дополнительные смыслы, переоценивая сложность ситуации и добавляя в неё свои тревоги, переживания, а зачастую и личный опыт.
Речь идёт прежде всего о
Возможно, что перечисленные особо неприятные толкования ситуации имеют право на существование, но прежде чем впадать в панику самому и пугать ребёнка, проанализируйте ситуацию: не показалось ли мне?
5. Разделить ответственность
Если конфликтная ситуация достигла таких размеров, что в неё включились родители и педагоги, решение её тоже возможно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. У каждой из них есть своя зона ответственности и рычагов влияния на других участников конфликта.
Учитель несёт ответственность за безопасность участников учебного процесса. В его ответственность входит своевременное информирование родителей о возникающих сложностях, организация диалога детей, дисциплинарная регуляция конфликта.
Родитель отвечает за жизнь и здоровье своего ребёнка, уровень его воспитанности, умение вести себя в обществе других людей, а ещё выступает представителем ребёнка в случае официальных разбирательств.
Ребёнок несет ответственность за собственные действия (или учится этому). Однако, ресурсов для этого у него хватает не всегда, особенно, если речь идет о младшей школе. Конструктивная реакция взрослых на нарушение норм, как раз и служит тому, чтобы формировалась ответственность за собственные поступки.
6. Информации много не бывает
Конечно, родителю важно быть в курсе происходящего с ребёнком в школе, чтобы успеть среагировать на потенциально опасную и серьёзную ситуацию. Прежде чем эмоционально включаться в ситуацию и яростно защищать (или наказывать) ребёнка, полезно собрать максимум информации о происшествии: общение с учителем (прежде всего, классным руководителем), родителями других детей поможет восстановить картину произошедшего. Обратите внимание: общение с целью получения информации, а не разборки!
7. Быть на стороне своего ребёнка
Родитель — опора и защита, в которой нуждается каждый. Взрослому важно сохранять спокойствие, даже, когда ребёнок неправ
Важнейшая родительская заповедь: осуждай не ребёнка в целом, оценивай конкретный поступок. В противном случае есть риск посеять сомнения в родительской любви, которая, как известно, залог доверия к миру.
8. Диалог или монолог? Эмоции или факты?
Конфликтные ситуации в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, искренность и желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.
Увы, педагоги и воспитатели не всегда могут найти общий язык со своими подопечными. Кто-то агрессивен по отношению к ним, кто-то предвзято по тем или иным причинам относится. Допустив ошибку, неправильно расценив поведение и не разобравшись, могут унижать его на глазах у всех и подавлять его волю.
Что творится в такие моменты на душе детей… Несложно представить. Но предпринимать что-то надо, не давая затянуться конфликту на долгие месяцы. Чтобы ребенок и знаний набирался, и плохих эмоций не испытывал.
Как и что сказать ему в таких ситуациях? Что предпринять родителям?
Советы родителям
Ничего сложного, надо всего-то запомнить некоторые моменты.
Если ребенок пришел со слезами и жалобой
Не игнорируйте его рассказ, мол, чепуха, все пройдет. Само ничего не решится. Напротив, усугубится, особенно, если это не разовый эпизод, а система. Поймите, что пустяком подобная история может показаться только вам, взрослому. Для малыша – это трагедия, из которой он не видит выхода, иначе бы и не сказал бы вам ничего.
Не спешите горячо оценивать чьи-то действия
Мол, если бы не был виноват, то ничего бы и не было. Или: учитель всегда прав. Дайте выговориться обиженному. Пусть он увидит, что вы его не просто слушаете, а и слышите. Т.е. понимаете и готовы разобраться, т.к. и взрослые, увы, могут ошибаться.
Не надо, выслушивая дитя, обесценивать его мнение о конфликте
К его чувствам и переживаниям надо отнестись внимательно. Вот и пусть выразит их, попробует вслух выяснить, что к чему. Скажем, пусть расскажет, как злится и в какие моменты, что его раздражает, боится ли он чего-то или кого-то, что думает об учителе и ситуации.
Высказавшись, дети, как правило, успокаиваются. Вот тут и надо проговорить с ними то, как можно решить вопрос с педагогом. Они должны понять, что это делается не с тем, чтобы наказать кого-то, а для того, чтобы найти компромисс. А это значит, что подобных ситуаций больше не будет. Это на практике хорошо работает!
Важно проговорить с ребенком и его виденье решения проблемы. Например, какое решение он видит, чего боится, о чем переживает. Если расскажет о страхе прояснять ситуацию, возникшую с учителем, узнайте о причине. Ведь он может переживать по разному поводу. Например, в ожидании мести со стороны учителя, занижения оценок. Возможно, он не все рассказал вам, и теперь, при выяснении, могут всплыть не очень приятные для ребенка моменты.
Что делать, если инициатором конфликта становится ребенок
Тогда маме надо повести себя так, чтобы он понял – вы не ругаете его, ведь он правду сказал, и в будущем надо точно так поступать. Ведь главное не в том, чтобы уличить его во лжи, а в том, что проблему лучше раньше решить, не доводя до конфликта.
Покажите ребенку, что любите его и защитите
Ребенок должен понять и другое. Родители его любят, доверяют ему и он важен для них, как личность. Даже если и ошибается, он должен знать – его не заклюют дома, а напротив, поддержат, проговорят все моменты и он поймет, что недопустимо и что базируется на здоровых принципах.
Пусть ребенок знает, что не надо молчать о конфликте и лучше сразу прояснить острую ситуацию, ведь вы поможете и защитите. Ему надо знать и о том, что ни у кого нет права унижать его и оскорблять, кто бы это ни был.
Если учитель обозвал, оскорбил, унизил достоинства ребенка…
Срочно идите к педагогу. Что бы ни произошло, никто не имеет права себе такое позволять. При этом не давайте собою манипулировать и вести себя с вами, как со школьницей. Но и не фамильярничайте, ведь ваша задача – защитить ребенка.
Если учитель пытается ускользнуть от ответственности, виня ваше чадо, семью или копеечную зарплату и пр., вы, как родитель, должны пойти сразу в администрацию школы. Важно попробовать мирно решить вопрос.
Вы в ответ видите поощрение такого поведения учителя, слышите оправдания, мол, детей море, а зарплата мизерная, никто вам тут ничего не должен. Если не поможет и обращение в еще более высокие инстанции, это явный знак того, что пора поменять не класс, а даже школу.
Будьте внимательны к тому, что говорят ваши дети
И интересуйтесь каждый день о том, как у них дела в школе или во дворе, присматривайтесь к малейшим переменам в их настроении и поведении, прислушивайтесь к их жалобам, страхам, нежеланию идти в школу, детсад или во двор.
И еще о страхе, тревоге, эмоциональной неустойчивости, агрессивности и гиперактивности детей
Как говорят специалисты, не всегда все это вызвано психологическими проблемами. Ведь у детей могут быть и проблемы физиологического характера. Например, организму не хватает жирных кислот Омега 3 и 6, которые в ответе за развитие детской нервной системы и мозга. Или в рационе малыша недостает продуктов с полезными кислотами в составе.
Все решаемо. Достаточно сходить к педиатру, который комплексно подойдет к проблеме и посоветует, как ее решить.
Волну обсуждений в Красноярске вызвала новость о хулигане-четверокласснике, который терроризирует целый класс в одной из городских школ на протяжении всех четырех лет обучения. Устав от бесконечных издевательств и унижения своих детей, родители учеников написали коллективную жалобу сразу в три инстанции, в том числе прокуратуру, так как в школе с ним ничего не могут сделать.
Подобные ситуации достаточно распространены — по закону исключить ученика, который сам не учится и другим не дает, — нельзя. Он наравне со всеми имеет право на бесплатное образование. Что же тогда делать родителям остальных детей и учителям — мы спросили у экспертов в области образования, психологии и права.
В классе хулиган. Что делать?
Если ситуация уже случилась, главное, что нужно делать родителям, — договариваться, заверил специалист.
— Всем собраться и предложить добровольно второй стороне (хулигану и его родителям) поговорить с ними, обсудить. Понять, что вместе можно изменить. Это принесет результат, только если все согласятся добровольно. В приказном порядке это не работает. Всё только усугубится, — уверен педагог.
Как правило, если конфликт уже назрел, классный руководитель и директор школы уже в курсе, и в их интересах в том числе разрешить ситуацию мирно, в пределах школы. Если решить самостоятельно проблему не удается, можно обратиться в управление образования — там привлекают необходимых специалистов для решения конфликта.
Как мирно решить конфликт между учеником и классом?
На поддержание благоприятного эмоционального фона в каждой школе сейчас направлена работа психологов, соцработников, служб медиации. Но и родители, и сами ученики также должны быть заинтересованы в решении проблемы, уверены специалисты. Прежде чем искать крайних и виноватых, важно помнить, чему мы учим своих детей.
Для начала нужно попробовать решить ситуацию мирно
Кому жаловаться на задиру?
Если ваш ребенок страдает от рук или слов одноклассника, в первую очередь необходимо связаться с классным руководителем. Тот привлекает к работе школьного психолога, социального работника или службу медиации.
— Мы стараемся, чтобы каждый классный руководитель знал всё про своих детей, — объясняет технологию работы с трудными подростками директор школы Татьяна Руднева. — Один школьный психолог на тысячу детей не способен всё распознать. Проблема в том, что проводить работу со школьником психолог может только с согласия родителей. И тут уже специалист выясняет, эта проблема связана со здоровьем, с проблемами в семье или с поведением ребенка.
— Сейчас же тоже мода пошла: чуть в школе что-то не так — переводят на семейное обучение. А ребенку дальше в обществе жить. Наша задача — научить их взаимодействовать! — уверена директор.
Школа не решает конфликт. Что делать?
Специалисты образования разводят руками, универсального алгоритма пути решения проблем с трудными подростками в школе — нет.
Если консультация не помогла, к более конкретным мерам предлагает прибегнуть адвокат Владимир Барышев. Во-первых, письменно обратитесь с соответствующим заявлением к директору школы. В конце заявления укажите, что в случае отсутствия должных мер вы оставляете за собой право обратиться с жалобой в департамент образования и в правоохранительные органы. Во-вторых, обращайтесь в департамент образования и в правоохранительные органы.
В третьих, зафиксируйте факты причинения вреда здоровью, если они есть (в травмпункте), и узнайте, кто именно издевается над ребенком. Соберите через классного руководителя родительский комитет с вызовом родителей детей-обидчиков.
Таким образом, несовершеннолетнего хулигана-правонарушителя должны установить правоохранительные органы и принять решение о возбуждении дела об административном или уголовном правонарушении. Раз речь идет о школьниках, то вполне вероятный сценарий — отказ в возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении в связи с недостижением возраста ответственности, прогнозирует специалист.
Адвока советует переходить о слов к делу, если причиняется физический вред
Как вести себя детям, если в классе есть хулиган?
Психотерапевт Анна Плотникова объясняет:
— Нужно проговаривать, что предупредить взрослых об ущемлении своих прав — это не жалоба. Наша задача — дать детям представление о границах нормы, — уверена Анна. — Родителям важно понимать, что мы не сможем всю жизнь организовывать благоприятную среду вокруг ребенка и подбирать людей, которые будут его окружать. Но мы можем научить наших детей взаимодействовать с такими людьми, не убегать и не прятаться, а знать, как за себя постоять.
Но не только дети, но и взрослые должны правильно реагировать на происходящее. Со сменой поколения должна меняться и ментальность педагогов, уверена директор школы :
— Учителя — тоже люди. Время меняется, поколение меняется. Подростковый возраст с перешел уже на 11 — у них в пятом классе уже начинается сложный период. А учителя всё равно по накатанной — 15, 20 лет работают в школе. А ребенка нужно полюбить.
Стоит ли переводиться в другой класс?
Специалисты сходятся во мнении — исключением проблемного ребенка из класса эти самые проблемы не закончатся.
— На это место может прийти другой ребенок. Либо известны криминальные ситуации, когда ребенка исключают и он потом мстит. Убрав агрессивного ребенка из класса, не закончить конфликт. Более того, так мы не научим детей решать вопросы, вести переговоры, договариваться. Если мы сейчас в школе не научимся это делать, а будем только увеличивать зло путем исключения и подавления, оно будет только расти, — основываясь на своем опыте, утверждает директор Центра психолого-педагогической помощи Дмитрий Юрков.
С мнением специалиста согласна и директор школы Татьяна Руднева. Задача школы — решить конфликт и научить детей из него выходить, а не прятать голову в песок.
— От проблемы не убежишь. Хорошо сейчас отработана служба медиации — она выступает третьей стороной в решении конфликтов. Многих серьезных последствий таким образом удалось избежать. Бывает, что конфликт пустяковый, а дети оказываются на учете в ПДН. Вот такого быть не должно, — уверена директор.
Убрать ребенка из класса - не выход
А если хулиган — мой ребенок?
Человека нельзя переделать, его можно научить. Ему можно показать. Ему можно дать возможность выбирать и объяснить, что ответственность за этот выбор несет он сам.
Я отдала телефон администратору, он прошел на урок, и, когда вернулся, вернула телефон и поблагодарила его за выполнение просьбы. У него побежали слезы, — вспоминает психотерапевт, — с ребенком никто никогда подобным образом не разговаривал. И вы знаете, это яркий пример того, что, когда меняем свой шаблон поведения, меняется и поведение людей вокруг нас. И это касается не только детей. Мы не можем изменить другого и понять, о чем он думает. Но мы можем меняться сами, и наши дети поймут, что всё можно решить словами. И для этого необязательно распускать кулаки.
Читайте также: