Концептуальный анализ в лингвистике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению и анализу наиболее распространенных и активно применяющихся в лингвистике методов исследования концепта. Поскольку концепт является сложной ментальной единицей, существуют различные способы его описания и исследования. По мнению автора, целесообразно применять комплексный метод концептуального анализа, который заключается, в рассмотрении языковых способов выражения концепта и в реконструкции концепта и стоящих за ними фрагментов языковой картины мира.
Ключевые слова: концепт, метод исследования, концептуальный анализ, номинант концепта (ключевое слово концепта)

About the methods of study of the concept

Valeeva Dinara Rashidovna
Candidate of Philology, Lecturer of the Preparatory School for International Students, Humanities Section, Kazan Federal University, Russian Federation, Kazan

Abstract: The given article is devoted to the analysis of the most common and actively used methods in linguistics. The author considers, that the method of conceptual analysis should be of a complex nature, in which the study of the concept is carried out in several directions: the study of the etymology of the word; identification of all possible values and ways of use; the study of the word-building nest; establishment of frequency; the study of the paradigmatic and syntagmatic relations of this lexeme with others, the study of phraseological units, paremias, aphorisms; the description of the concept on the material of artistic texts.
Keywords: concept, research method, conceptual analysis, nominee of the concept (keyword of the concept)

В системе языка можно выделить концепты, которые, будучи сложными ментальными единицами, передают специфику образа жизни и мышления народа и представляют собой бесценные ключи к пониманию культуры [1, с. 110], поэтому исследование концептов является актуальной проблемой.

В след за такими учеными, как А. Вежбицкая, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, Н.А. Красавский, В.П. Нерознак, мы считаем, что концепт связан с вербальными средствами выражения. Концепты реализуются в языке по-разному: с помощью лексемы, фразеологизмов, паремий, предложений и т.д. В связи с этим существуют различные способы изучения концептов. Рассмотрим наиболее распространенные и активно применяющиеся методы.

1) Метод лексикографического исследования

2) Компонентный анализ

3) Словообразовательный анализ

4) Исследование внутренней формы слова

5) Синтагматический анализ (дистрибутивный)

6) Исследование лексико-семантических групп

В настоящее время наиболее распространен структурно-семантический анализ лексико-семантических групп, опирающийся на данные толковых словарей, словообразовательных, словарей синонимов и т.д. Существуют и другие способы анализа ЛСГ, например, метод цепочки словарных дефиниций, определение группы методом ступенчатой идентификации, дистрибутивный статистический метод, ареальные сопоставления [12, с. 104-107], метод обратного перевода [13, с. 71].

7) Паремиологический анализ

8) Контекстуальный анализ

Позволяет уточнить и дополнить имплицитное содержание концепта. Исследование концептуальной структуры текста имеет особое значение, поскольку в художественных произведениях репрезентируется как базовая, общенациональная концептуальная картина мира, так и индивидуально-авторская. С этим тезисом соглашаются многие исследователи, например, В.Л. Маслова [16].

Исследование природы концепта основывается на описании способов его экспликации в тексте, в лексическом и фразеологическом тезаурусе. Контекстуальный анализ осуществляется в трех аспектах:

а) лексико-системном, имеющем в своей основе учение о слове как единице лексической системы;

б) функциональном, предполагающем анализ функционирования слова и фразеологизма в контексте коммуникативной деятельности;

в) когнитивном, опирающемся на основные положения когнитивной лингвистики.

9) Экспериментальные методы

Позволяют получить дополнительную информацию эмоционального и оценочного характера о концепте. В настоящее время применяются различные методы: ассоциативный и интерпретационный эксперимент, методика интервьюирования, методика семантического шкалирования, ранжирования и другие [17, с. 266].

На наш взгляд, все перечисленные ранее частные методики объединяет метод концептуального анализа, понимаемый нами как способ исследования, фиксирования и объяснения концептуальной системы носителя языка. Метод концептуального анализа заключается, с одной стороны, в рассмотрении языковых способов выражения концепта, с другой стороны, – в реконструкции концепта и стоящих за ними фрагментов языковой картины мира.

Метод концептуального анализа является комплексным, включающим контекстуальный анализ, дефиниционный, сравнительные и сопоставительные методы и другие, поэтому он соединяет в себе языковую и культурную семантику слова, что позволяет объективно и полно провести логический анализ концептов естественного языка.

Концептуальный анализ – главный метод когнитивной лингвистики

Методы когнитивной лингвистики – это совокупность способов получения знаний в рамках когнитивной парадигмы в лингвистике.

Концептуальный анализ – это главная методика логического анализа языка и когнитивной лингвистики, которая предполагает применение следующих методологических процедур:

  • моделирование (с применением метаязыка или естественным путем);
  • описание концептов.

Концептуальный анализ направлен на выявление содержания концептов, формализацию того, что присуще интуиции и имеется в коллективном бессознательном и выражается в языке. В практике проведения концептуального анализа чаще всего используется сочетание анализа на основе словарных дефиниций и анализа контекстов.

При этом, к концептуальному анализу также добавляются чисто лингвистические методы – дефинирование, контекстуальный и этимологический анализ. Пименова М.В. разработала особую процедуру проведения концептуального анализа, согласно которой выявляется этимология слова – имени концепта – и, соответственно, мотивирующие признаки концепта; анализируются словарные дефиниции имени концепта, а также исследуются синонимичные ряды имени концепта, в результате скрываются понятийные признаки; рассматриваются концептуальные метафоры и, как следствие, выделяются образные признаки, служащие для создания данных метафор.

При этом Пименова отмечает, что концепт имеет определенный смысл и структуру, представленную совокупностью концептуальных признаков. При выборе метода когнитивной лингвистики и проведении исследования стоит учитывать, что концепт содержит специфические составляющие: понятийную, образную, ценностную.

Понятийная составляющая вербализируется через прямую номинацию и понятийные признаки. Образная составляющая актуализируется в речи с помощью конвенциональных и образных метафор, то есть метафорической номинации. Ценностная составляющая неразрывно соединена с понятийным и образным компонентами.

Готовые работы на аналогичную тему

Приоритетными среди методов когнитивной лингвистики в современной научной литературе также считаются:

  • метод фреймового моделирования (М. Минский, Ч. Филлмор, С.А. Жаботинская);
  • метод исследования концептуальной метафоры (Дж. Лакофф, М. Джонсон).

М. Минский считает, что фрейм представляет собой структуру данных для когнитивного показа стереотипных ситуаций в рамках общего контекста знаний о мире, то есть минимально структурированную необходимую информацию, которая однозначно определяет данный класс предметов. По мнению А. А. Селивановой, фрейм применяется в когнитивной науке для фиксации вербально-невербальной информации в виде структуры информационных данных, в которой отражены приобретенные эмпирическим путем знания о типичной ситуации.

Рисунок 1. М. Минский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фрейм изображают в виде структуры узлов и отношений. Фрейм-структура концентрирует информацию в узлах (слотах) и реляционных дугах, соединяющих эти узлы. Фрейм можно понимать как целостный набор предложений.

Согласно С.А. Жаботинской, существует 17 предложений, или же пропозициональных схем, которые относятся к пяти базовым фреймам (предметный, акциональный, посесивний, идентификационный и компаративный). Построение фреймовой структуры позволяет компактно схематизировать и показать, как знания и опыт ассоциируются с рассматриваемым концептом, а также раскрыть когнитивное содержание концепта.

Наиболее четко концептуальная теория метафоры сформулирована у Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Как показали исследования лингвистов, метафора является важным средством представления и осмысления действительности.

В когнитивной лингвистике метафора трактуется как перенос когнитивной структуры, связанной с определенным языковым воплощением, с одной области, к которой она принадлежит, на другую. При этом одна концептуальная сфера проецируется на другую, происходит определенная экспансия концептов области.

В лингвистической литературе также применяются термины концептуальный коррелят (source domain) и концептуальный референт (target domain).

Структурирование одного концепта в терминах другого в пределах когнитивной лингвистики рассматривается как процесс метафоризации. Таким образом, концепт, представляющийся с помощью метафор, определяется как концептуальный референт, или область цели (target domain), а концепт, применяющийся для сравнения, является концептуальным коррелятом, или областью-источником (source domain).

Концептуальный референт и коррелят являются составными конвенциональных и образных метафор. И как следствие, указанные метафоры входят в образную составляющую концепта, то есть вербализуют его.

Разнообразие методов когнитивной лингвистики при проведении комплексного концептуального анализа

Рассматривая методику комплексного когнитивного исследования необходимо обратить внимание на поэтапное рассмотрение концептов и применение соответствующих вспомогательных методов:

  • первый этап – анализ лексических значений имени концепта, то есть лексемы репрезентанта концепта с помощью анализа словарных дефиниций и определения ядерного и периферийных значений лексемы;
  • второй этап – с помощью дефинитивного и компонентного анализа, а также когнитивной интерпретации значений следует выяснить концептуальные признаки, составляющие содержание концепта;
  • третий этап - на этом этапе происходит выявление синонимического ряда лексемы репрезентанта концепта. Анализ синонимов также дополняет перечень понятийных признаков исследуемого концепта;
  • четвертый этап – анализ внутренней формы слова, представляющего концепт;
  • пятый этап – средства актуализации концепта устанавливаются на основании контекстуального анализа. На этом же этапе происходит построение номинативного поля концепта;
  • шестой этап – с помощью метода когнитивно-дискурсивной интерпретации происходит установление концептуальных признаков, выделенных в дискурсивных контекстах;
  • седьмой этап – построение фреймовой модели исследуемого концепта;
  • восьмой этап – определение и классификация концептуальных коррелятов конвенциональных и образных метафор, составляющих образное содержание концепта;
  • девятый этап – перечень и группировка всех установленных признаков.

Таким образом, в рамках когнитивной лингвистики в качестве методов выступают:

Одним из ярких и достоверных способов анализа ситуации, проблемы лингвистического плана является концептуальный анализ. Он предполагает изучение концепта с учетом особенностей его развития и текущей ситуации.

Методика проведения концептуального анализа

Одним из ярких и достоверных способов анализа ситуации, проблемы лингвистического плана является концептуальный анализ. Он предполагает изучение концепта с учетом особенностей его развития и текущей ситуации.

Для чего нужен концептуальный анализ?

С помощью концептуального анализа исследователи могут выяснить первые симптомы и проявления конкретной проблемы или тезиса, а также установить ход его развития, начиная от самых истоков и заканчивая сегодняшним днем. Этот прием позволяет связать и объяснить отдельные элементы языковой идеи, рассмотреть ее внутреннюю структуру и изучить, как единую систему.

Результаты концептуального анализа должны быть грамотно отражены исследователем. Фактически, они представляют собой качественную переработку источников информации и аргументированные выводы исследователя, который придерживался определенных взглядов, теорий и пр.

Чаще всего к использованию концептуального анализа прибегают лингвисты. Данный прием считается одним из самых молодых. Он продолжает изучаться, практиковаться и совершенствоваться.

На чем базируется концептуальный анализ?

Любой анализ предполагает изучение большого объема информации. В данном случае автору исследования предстоит изучить не только литературу, но и экспериментальные данные (исключительно в рамках выбранной темы). Он может провести собственный эксперимент и зафиксировать его результаты, или же воспользоваться актуальными данными по ранее проведенным экспериментам, подходящим к его работе.

Концептуальный анализ призван объяснить лингвистические нормы и особенности использования терминов, языков, историю их происхождения и развития.

Этапы концептуального анализа

Этап №1. Ключевые слова.

На этой стадии исследователю необходимо определить ключевое слово, которое будет исследоваться на протяжении всей работы: история возникновения, особенности развития и становления, образование производных слов и пр.

Этап №2. Сбор данных.

Здесь автор должен восстановить всю хронологию событий относительно ключевого слова: как и когда образовалось, какие изменения претерпел на пути утверждения и становления, когда и где (в каких текстах) получил наибольшее распространение, смысл, особенности словообразовательного процесса. Данный шаг призван определить структуру концепта.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №3. Исследование этимологических особенностей.

Здесь автор должен проследить особенности появления и изменения ключевого слова с помощью специальных этимологических словарей. Важно, приводить примеры по каждому выявленному изменению, чтобы подтвердит этот факт и сделать данные научной работы обоснованными, аргументированными.

В конце данного этапа исследователь должен сформировать выводы относительно текущей картины мира, языка, слова: актуальность, частота использования и пр.

Этап №4. Определение концептуальных признаков.

На данной стадии следует проанализировать, к какой группе предметов относится концепт: живая/неживая природа, отечественный/заимствованный, отражающий состояние или эмоции, отношение к человеку/животному/природе и пр. С помощью данного анализа можно определить смысл ключевого слова, возможности его использования в различных контекстах.

Этап №5. Анализ толкований.

Этот шаг предполагает изучение значения концепта со стороны различных научных теорий, ученых, словарей и пр. Он подчеркнет особенности использования ключевой единицы, выявить дополнительные концептуальные признаки (к чему может относиться слово) и пр.

Этап №6. Определение места концепта в современной лексике.

Этап №7. Выявление общепринятых стереотипов, связанных с концептом.

Этап №8. Формирование результатов.

Данный этап производится на основе собранной и проанализированной информации. Исследователь должен определить и грамотно изложить: как и когда формировался концепт, особенности его становления, текущую картину мира и частоту использования ключевого слова и пр. Важно подтвердить текстовые выводы числами (например, экспериментальными данными).

Выводы

Концептуальный анализ проводится на основе достоверной и обоснованной информации, которая позволяет рассмотреть место конкретного языка, слова в современном мире, особенности его формирования и развития.

К сожалению, эффективность методики снижается из-за определенной атомарности в подходе к слову как автономной сущности. Желателен учёт совокупности концептов с повышенным вниманием к отношениям и связям между ними, на чем основывается методика кластерного анализа, речь о которой пойдёт ниже.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сюжет и анализ

5. Анализ первобытного отцеубийства

1. Сравнительный анализ

1. Сравнительный анализ Остановимся сперва на различии вглядов Гёльдерлина и Вагнера.Мысль Вагнера о том, что упадок мифа о богах должен быть выведен из распада самой сферы нуминозного, не обнаруживается у Гёльдерлина. В наступлении этой ночи он винит людей и немилость

АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЕМ

Город как концептуальный фрактал

Город как концептуальный фрактал Наиболее существенными в историческом развитии и функционировании городской системы являются ее характеристики как концептуального фрактала. При этом те же самые геометрические архитектурные и градостроительные формы, а также

Столица как концептуальный фрактал культуры

Столица как концептуальный фрактал культуры Стохастические и алеаторные фрактальные модели пространственного и социокультурного типа можно наблюдать в таких столичных мегаполисах, как Нью-Йорк, Москва, Токио, Тель-Авив, Барселона, Сидней и др. Примечательно, что за

4.4.2. Анализ текста

Дискурсный анализ

Доминантный анализ

1.3.2. Концептуальный анализ

История когнитологии как новой научной парадигмы имеет давнюю традицию. Истоки когнитивистики можно найти еще в античности, в теоретических исследованиях Платона, Аристотеля. Новое развитие когнитология получает в период Средневековья и Нового времени в философских и богословских трудах Августина, Фомы Аквинского, Рене Декарта, Дж. Локка, Г.В. Лейбница.

В современном языкознании проблемы когнитивистики оказываются в центре внимания таких ученых, как Ч.Филлмор [290], Т.А. ван. Дейк [74], В.И. Герасимов и В.В. Петров [55], Е.С. Кубрякова [156; 157; 158], А.Вежбицкая [45; 46], Дж. Лакофф [162], Ю.С. Степанов [265; 266], Э.Лассан [163], С.М. Прохорова [220], Р.М. Фрумкина [296], Н.Д. Арутюнова [12], Т.В.Булыгина, А.Д. Шмелев [37] и др.

В “Словаре когнитивных терминов” Е.С. Кубрякова дает следующее определение концепта: “Концепт – термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека [150, с. 90]. Исследователь трактует концепт как посредник между словами и экстралингвистической действительностью, что не позволяет сводить значения слова до концептов, его образующих. Эту точку зрения разделяет и Л. Процак, понимая под концептами “те смыслы, которыми оперирует человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта и знаний человека, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде действующих “квантов” знания” [221, с. 85].

А.П. Бабушкин предлагает свою дефиницию концепта как “любой дискретной содержательной единицы коллективного сознания, отражающей предмет реального или идеального мира, хранимого в национальной памяти носителей языка в виде познанного субстрата. Концепт вербализуется, обозначается словом, иначе его существование невозможно”, подчеркивая тем самым, что возникновение концепта, его содержание зависит от традиции, фольклора, идеологии и религии, системы ценностей определенного социума [16, с. 19].

Создание структурированной модели концепта позволяет разработать соответствующие методики исследования.

Исследование концептов требует и адекватного метода, который принято называть концептуальным анализом. Вслед за Р.М. Фрумкиной [296] и А.П. Бабушкиным [14] мы считаем, что метод концептуального анализа предполагает изучение отдельных концептов, с одной стороны, в их контекстуальном окружении, когда в качестве исходного материала используются достаточно многочисленные и обширные диагностические контексты; с другой, - через интерпретацию смыслов с позиций личного опыта автора как носителя определенных культурных традиций, когда материалом служат данные ассоциативных экспериментов.

Приемы и методы концептуального анализа могут быть разнообразными. Необходимыми и важнейшими этапами такого исследования являются этимологический анализ слова, его значения, лексического окружения, интерпретации его представителями различных слоев общества (в рамках нашего исследования – это представители женского и мужского полов), анализ ассоциативных связей, синтагматических и парадигматических отношений, возникающих в ассоциативно-вербальной сети.

Читайте также: