Концепция т м ковалевой школа проект и школа лаборатория

Обновлено: 04.07.2024

1. Характеристика режимов жизнедеятельности образовательного учреждения: функционирование, развитие,обучающаяся организация.

2. Программа развития образовательного учреждения. Структура и характеристика компонентов.

3. Управленческие инновации. Инновационный потенциал образовательного учреждения.

5. Разработка проектов развития. Инновационный проект. Фазы разработки инновационного проекта: начальная, разработки реализации и завершения.

6. Проектирование образовательных систем. Технология проектирования педагогических систем.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: развитие образовательного учреждения; режим жизнедеятельности; проект (программа) развития; инновационный проект, управленческая инновация, инновационная инфраструктура, педагогический эксперимент. Установите взаимосвязь между ними.

2. Проанализируйте программы развития разных ОУ (детский сад, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования, учреждение среднего профессионального образования, учреждение высшего профессионального образования) и оцените степень инновационности данных программ по 5-бальной шкале. Опишите специфику инновационных процессов в разных ОУ. Заполните Таблицу 6.

Таблица 6. Анализ степени инновационности программ развития в образовательных учреждениях разного типа

Образовательное учреждение Инновации, отраженные в программе развития ОУ Степень инновационности программы развития по 5-бальной шкале

4. Разработайте содержание портфеля проектов по реализации конкретной инновации в одном из ОУ.

5. Прочитайте материал, составленный по статьям Г. Хеймела и А.Г. латкина, и определите специфику управленческих инноваций в образовании.

1. Педагогическое творчество и инновации в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Кан-Калика, А.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др.

2. Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности учителя. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании.

3. Модель инновационной деятельности учителя. Концепция инновационной деятельности педагогов В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой, др.

4. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическое творчество, компоненты инновационной деятельности педагога. Установите взаимосвязь между ними.

2. На основе примеров из собственной практики, материалов Интернет и др. составьте монографическую характеристику современного творческого, готового к инновационной деятельности педагога. Обоснуйте взаимосвязь творчества и инновации в его деятельности.

3. Сделайте выводы, что должно измениться в деятельности учителя, чтобы у него сформировалась готовность и способность к инновационной деятельности? В чем вы видите основные проблемы современного учителя и его неготовности к инновациям? Приведите свои примеры.

Практическое занятие №2

Тема:Инновационная деятельность современной школы

План занятия:

1. Характеристика режимов жизнедеятельности образовательного учреждения: функционирование, развитие, обучающаяся организация.

2. Программа развития образовательного учреждения. Структура и характеристика компонентов.

3. Управленческие инновации. Инновационный потенциал образовательного учреждения.

5. Разработка проектов развития. Инновационный проект. Фазы разработки инновационного проекта: начальная, разработки реализации и завершения.

6. Проектирование образовательных систем. Технология проектирования педагогических систем.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: развитие образовательного учреждения; режим жизнедеятельности; проект (программа) развития; инновационный проект, управленческая инновация, инновационная инфраструктура, педагогический эксперимент. Установите взаимосвязь между ними.

2. Проанализируйте программы развития разных ОУ (детский сад, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования, учреждение среднего профессионального образования, учреждение высшего профессионального образования) и оцените степень инновационности данных программ по 5-бальной шкале. Опишите специфику инновационных процессов в разных ОУ. Заполните Таблицу 6.

Таблица 6. Анализ степени инновационности программ развития в образовательных учреждениях разного типа

Образовательное учреждение Инновации, отраженные в программе развития ОУ Степень инновационности программы развития по 5-бальной шкале

4. Разработайте содержание портфеля проектов по реализации конкретной инновации в одном из ОУ.

Тема: Учитель и инновации

План занятия:

1. Педагогическое творчество и инновации в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Кан-Калика, А.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др.

2. Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности учителя. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании.

3. Модель инновационной деятельности учителя. Концепция инновационной деятельности педагогов В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой, др.

4. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическое творчество, компоненты инновационной деятельности педагога. Установите взаимосвязь между ними.




2. На основе примеров из собственной практики, материалов Интернет и др. составьте монографическую характеристику современного творческого, готового к инновационной деятельности педагога. Обоснуйте взаимосвязь творчества и инновации в его деятельности.

3. Сделайте выводы, что должно измениться в деятельности учителя, чтобы у него сформировалась готовность и способность к инновационной деятельности? В чем вы видите основные проблемы современного учителя и его неготовности к инновациям? Приведите свои примеры.

Практическое занятие №2

Тема:Инновационная деятельность современной школы

План занятия:

1. Характеристика режимов жизнедеятельности образовательного учреждения: функционирование, развитие, обучающаяся организация.

2. Программа развития образовательного учреждения. Структура и характеристика компонентов.

3. Управленческие инновации. Инновационный потенциал образовательного учреждения.

5. Разработка проектов развития. Инновационный проект. Фазы разработки инновационного проекта: начальная, разработки реализации и завершения.

6. Проектирование образовательных систем. Технология проектирования педагогических систем.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: развитие образовательного учреждения; режим жизнедеятельности; проект (программа) развития; инновационный проект, управленческая инновация, инновационная инфраструктура, педагогический эксперимент. Установите взаимосвязь между ними.

2. Проанализируйте программы развития разных ОУ (детский сад, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования, учреждение среднего профессионального образования, учреждение высшего профессионального образования) и оцените степень инновационности данных программ по 5-бальной шкале. Опишите специфику инновационных процессов в разных ОУ. Заполните Таблицу 6.

Таблица 6. Анализ степени инновационности программ развития в образовательных учреждениях разного типа

Образовательное учреждение Инновации, отраженные в программе развития ОУ Степень инновационности программы развития по 5-бальной шкале

4. Разработайте содержание портфеля проектов по реализации конкретной инновации в одном из ОУ.

2. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.

3. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

Семинар № 4.

Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств

План:

1. Характеристика режимов жизнедеятельности образовательного учреждения: функционирование , развитие ,обучающаяся организация .

2. Программа развития образовательного учреждения. Структура и характеристика компонентов.

4. Разработка проектов развития. Инновационный проект. Фазы разработки инновационного проекта: начальная, разработки реализации и завершения.

5. Проектирование образовательных систем. Технология проектирования педагогических систем.

Вопросы и задания к семинару:

1.Выпишите в свою терминологическую карту понятия: развитие образовательного учреждения; режим жизнедеятельности; проект (программа) развития; инновационный проект, педагогический эксперимент. Установите взаимосвязь между ними.

2. На основе материалов книги Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования, сформулируйте требования к разработке программ развития.

Источники и литература:

1. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. – Омск, 1997

2. Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных уреждениях//Методист.-2005.-№4.-С.17-21.

3. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе// Школьные технологии.- 2003.-№6.-С.52-58.

4. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе// Школьные технологии.-2004.-№5.-С.76-82.

5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современногопедагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Дмитриев В.А., Рюмина Л.С., 2.Привалихин С.А. Технология инновационного проектирования//Школьные технологии.-2006.-№1.-С.84-87.

8. Ларина В.П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования //Педагогика.-2005.-№2.-С.55-61.

9. Ларина В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ//Методист.-2005.-№5.-С.19-21.

10. Поташник М.М. Как разработать проект на получение гранта. Изд-во: М.: Педагогическое общество России 2010

11. Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2001.

12. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.

Семинар №5. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ

План:

1. Способы введения новшеств в образовательное учреждение: развитие своего собственно­го опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путъ проб и ошибок, эксперимент.

2. Экспериментальная педагогическая деятельность и ее уровни: опытный, опытно-экспериментальный, экспериментально-поисковый, экспериментально-исследовательский.

3. Педагогический эксперимент в структуре инновационной деятельности: виды педагогического эксперимента, логика и этапы педагогического эксперимента.

4. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в школе.

Вопросы и задания к семинару:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: способы введения новшеств в образовательное учреждение; проектирование программы опытно-экспериментальной работы в школе, проект: жизненный цикл проекта; класс проекта. Установите взаимосвязь между ними.

2. Заполните таблицу, выбрав конкретную инновацию и способ ее введения.

Содержание деятельности менеджера образования по введению инноваций

Способы введения инноваций Содержание деятельности менеджера, педагога , другого…
развитие своего собственного опыта;
заимствование кем-то созданного опыта;
освоение научных разработок;
метод проб и ошибок;

3.Заполните таблицу, выбрав инновацию, решающую конкретную проблему и содержание деятельности менеджера, педагога , другого… при создании программы ОПЭР .

Компоненты программы ОПЭР Содержание деятельности менеджера, педагога , другого…
Определение проблемы.
Определение объекта развития
Определение предмет развития
Определение цели развития
Определение задач развития
Определение гипотезы
Определение сроков и этапов
Определение базы развития
Определение критериев оценки ожидаемых результатов обновления.
Прогнозирование при подготовке реорганизации. Прогноз: возможных (ожидаемых) положительных результатов; возможных потерь, негативных последствий; путей нейтрализации возможных; потерь и негативных последствий.

Источники и литература:

1. Дмитриев В.А., Рюмина Л.С.,Привалихин С.А. Технология инновационного проектирования//Школьные технологии.-2006.-№1.-С.84-87.

2. Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных уреждениях//Методист.-2005.-№4.-С.17-21.

3. Ларина В.П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования //Педагогика.-2005.-№2.-С.55-61.

4. Ларина В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ//Методист.-2005.-№5.-С.19-21.

5. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе// Школьные технологии.- 2003.-№6.-С.52-58.

6. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе// Школьные технологии.-2004.-№5.-С.76-82.

7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современногопедагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Поташник М.М. Как разработать проект на получение гранта. Изд-во: М.: Педагогическое общество России 2010

9. Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2001.

10. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.

Ковалева, Т. М.
Школа-лаборатория / Т. М. Ковалева. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 123 с. : табл.; 20 см. - (Библиотека педагога-практика / Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т).; ISBN 5-89112-055-0 (Ин-т практ. психологии)

(Библиотека педагога-практика / Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т)
Общая педагогика -- Научно-исследовательская работа в области педагогики и народного образования -- Школы-лаборатории
Шифр хранения:
FB 3 99-5/364-2
FB 3 99-5/365-0
Электронный заказ

Читайте также: