Кому на руси жить хорошо анализ главы помещик кратко

Обновлено: 02.07.2024

Приняв странников за грабителей, помещик выхватывает пистолет. Узнав же, кто они и зачем путешествуют, смеется, усаживается с удобствами (подушка, ковер, рюмка вина) и рассказывает историю своего рода. Самый древний предок его по отцу “волками и лисицами… тешил государыню”.

Предок по матери – князь Щепкин, который вместе с Васькой Гусевым “пытался поджечь Москву, казну пограбить думали, да их казнили

смертию”.
Оболт-Оболдуев с восторгом вспоминает былые времена, собственных актеров, пиры, охоту, объем помещичьей власти: Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню,
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!

Он подчеркивает, что наказывал по доброте (“карал – любя “), что по праздникам в его дом для молитвы допускались крестьяне. Теперь же помещичьи дома разбирают, сады вырубают, лес воруют, а вместо усадеб “расположаются питейные дома”:
Поят народ распущенный,
Зовут на службы земские,
Сажают, учат грамоте, –
Нужна ему она!
Он жалуется странникам, что его призывают

трудиться, а он, прожив в деревне сорок лет не может отличить ячмень от ржи.
Как и во всей поэме, в этой главе нашли свое отражение классовые противоречия, противоречия в крестьянском сознании, противоречия между бунтарским духом народа и холопским сознанием. Кроме того, в этой главе назревает вопрос
– счастлив ли народ, получивший волю?
Помещик Оболт-Оболдуев несчастлив искренне. Еще бы, “поля – недоработаны, посевы – недосеены, порядку нет следа!” Как жаль, что минули “времена боярские”, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко” и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными.
Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет российского крестьянина в будущем, то можно и поспорить с поэтом. Известно, к чему привела власть нищих и рабов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие “фермеры”, что привело к тому, что Россия вынуждена покупать хлеб за границей. Изобильные в период старой Руси базары и лавки нынче насыщены скверными продуктами, синтезированными за рубежом, крестьянства, как такового, практически нет.

Тот же факт, что в поэме выведены жестокие самодуры, вовсе не говорит о том, что большинство помещиков и дворян были такими. Напротив, они входили в элиту российского народа. Именно дворяне вышли на Сенатскую площадь, именно они были сосланы “во глубину сибирских руд”, где хранили гордое терпение.

Не пьяное мужичье, не крестьянское быдло, способное только на кровавые бунты, а “князья играфья”.
Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Некрасова пафос его поэмы был смелым, новаторским. Некрасов хотел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив.
Поэма не закончена. Семь мужиков-странников – символический образ России. В произведении, написанном старательно, как публицистическая статья, нашли свое выражение многие социальные проблемы того времени.

Классовые противоречия (“Помещик”, “Последыш”); противоречия в крестьянском сознании (народ-труженик и народ – пьяная, невежественная толпа); противоречия между духовностью народа и его невежеством (мечта автора о том, что мужик “не милорда глупого”, а “Белинского и Гоголя с базара понесет”, осталась мечтой: нынешний “мужик” несет с базара Маринину и Доценко вперемешку с китайскими тряпками и самопальной водкой); противоречия между бунтарским духом и рабской покорностью (образы Савелия и Якова).

С самого начала образ соседнего помещика Оболта-Оболдуева подан иронически, а так же тонко показана стена враждебности и отчужденности, существующая между сословиями:

Гаврило Афанасьевич,
Должно быть, перетрусился,
Увидев перед тройкою
Семь рослых мужиков.
Он пистолетик выхватил,
Как сам, такой же толстенький (. )

Но мужики объясняют ему, что им просто нужно побеседовать "Без смеха и без хитрости, По правде и по разуму", и на то просят его честное слово. Он дает им свое дворянское слово, но мужики отвергают его:

Итак, дворянин согласился, и мужики спрашивают его, счастливо ли живет он на Руси . Помещик начинает издалека: он решил объяснить сначала мужикам, что значит родовитый дворянин.

С иронией автор повествует о том, как помещик гордится тем, что на самом деле не содержит в себе ничего достойног о. Один его предок, Оболдуй, тешил государыню своими прирученными зверями. Он дал ободрать своего ручного медведя дикому, чем очень потешил государыню и за то получил звание дворянина.

Как-то сразу здесь вспоминается фраза Экзюпери: " Мы в ответе за тех, кого приручили ". И жестокость того Оболдуя, и его говорящая фамилия становится сразу понятной и нам, читателям, и мужикам.

Другой же его предок был вор и поджигатель, казненный, но зато еще в те поры дворянин.

Итак, иронически Некрасов показывает, как помещики имели почет совершенно незаслуженный.

В чем было счастье помещика

Оболт-Оболдуев упивается своими воспоминаниями, как все перед ним кланялись - и народ, и лес, и нива (здесь применяется олицетворение):

Помещики, не делая ничего, имели все: задавали праздники по два месяца, имели охотников, "музыкантиков", актеров, "Прислуги — целый полк!"

Довольно долго помещик ностальгирует по своей любимой забаве - охоте. Здесь невозможно не вспомнить Николая и Наташу Ростовых, также всем сердцем обожавших охоту.

Кстати, роман "Война и мир" вышел в том же году, что написана данная глава поэмы (1865). Но если Толстой передает доброжелательно упоение Ростовых охотой, то Некрасов - с явным сатирическим оттенком (хотя сам он в жизни тоже очень любил охоту и был настоящим барином).

Мужики исподтишка посмеиваются над рассказом Оболдуева.

И вдруг его восхищение сценой охоты переходит в рьяную печаль по потерянной власти:

А вот здесь уже появляются будущие интонации Салтыкова-Щедрина, который чуть позже (70-80-е годы) станет показывать помещиков с явным сарказмом.

У Некрасова эта ода самодурству выглядит тем ярче, чем она неожиданней в устах якобы добренького помещика.

Не отдает себе отчета помещик, сколь унизительны для его слушателей слова о том, как господа "допускали" к себе мужиков по большим праздникам. Оболдуевы "не брезговали", хотя "страдало обоняние" и приходилось после мужиков "отмывать полы":

Помещик сетует, что времена его власти и милости прошли. Теперь мужик не всегда встает и кланяется ему. Леса его и сады вырубают, усадьбы и те разносят на дрова.

Прежний порядок прошел, а новый еще не наступил. И в этих сетованиях Оболдуева есть здравое зерно:

Войти через uID

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать "энциклопедией крестьянской жизни". П оэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же бесправным и угнетенным. Вместе с тем, Некрасов решил показать, что народ не сломлен, что в нем растет осознание своей силы и мощи.

Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В пятой главе первой части "Помещик странники относятся к господам уж с явной иронией. Хотя помещик и выставляет себя перед мужиками их защитником и благодетелем, странники ему не верят и над ним посмеиваются. Они уже понимают, что дворянская "честь" не многого стоит:
"Извольте: слово честное,
Дворянское даю!"
- Нет, ты нам не дворянское,
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!

Странники заговорили с барином дерзко и раскованно. Но даже не это более всего удивляет Оболта-Оболдуева, помещика, знающего мужика лучше всех других сословий русского общества. Его приводит в изумление, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса "кому на Руси жить хорошо?". Это так неожиданно для барина, что он, как лекарь, руку каждому мужику пощупал: уж не больны ли они.

Почему? Да потому, что вчерашние "рабы" взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судьбе Отечества видело дворянство русское свое историческое предназначение и после отмены крепостного права. А тут вдруг эту единственную миссию, оправдывающую его существование, у дворянства перехватили мужики! Вот почему,
Нахохотавшись досыта,
Помещик не без горечи
Сказал: "Наденьте шапочки,
Садитесь господа!"

За желчной иронией Оболта-Оболдуева скрывается горькая для него жизненная правда: судьба помещичья теперь оказывается зависимой от этих мужиков. Исповедь Гаврилы Афанасьевича глубоко лирическая. Монолог помещика Некрасов выдерживает от начала до конца в традициях эпопеи: речь идет не столько об индивидуальном характере Оболта-Оболдуева, сколько о дворянском сословии вообще. Поэтому рассказ помещика включает в себя не только "удар искросыпительный", но и поэзию старых дворянских усадеб с их русским хлебосольством, с общими для дворян и мужиков утехами, и тысячелетнюю историю дворянства, и серьезные раздумья над современным состоянием русской жизни, в чем-то близкие авторским:
На всей тебе, Русь-матушка,
Как клейма на преступнике,
Как на коне тавро,
Два слова нацарапаны:
"Навынос и распивочно".

Мужики здесь не пассивные слушатели. они расставляют акценты, вмешиваясь в помещичью речь редко, да метко. недаром рассказ помещика и всю эту последнюю главу первой части завершает мужицкое слово, мужицкий приговор:
Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Горячо верил Некрасов, что русскому народу не поставлены еще пределы. И, заглядывая в далекое будущее, он верно чувствовал, что "собирается с силами" русский народ и учится быть гражданином.

В главе "Помещик" странники знакомятся с местным дворянином Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым- он был «Румяненький и кругленький" мужчиной 60-ти лет. Говоря о самом помещике, хочется отметить его нескрываемую гордость своим происхождением. ("Я роду именитого. "Чем дерево дворянское / Древней, тем именитее, / Почетней дворянин. ") Он ленив и совершенно не приучен к труду, так как до отмены крепостного права жил в роскоши и удобстве. Сама фамилия говорит о характере данного героя, она происходит от слова "оболдуй", что означает болван и невежда.

Гаврила Афанасьевич очень грустит из-за отмены крепостного права.

(". . . Помещик закручинился, / Упал лицом в подушечку. . . )Раньше его жизнь была прекрасна, он мог позволить себе все: обращаться с крестьянами как ему угодно (". . . Ни в ком противоречия, / Кого хочу – помилую, / Кого хочу – казню. / Закон – мое желание!), охотиться в своё удовольствие (. . . Ой ты, охота псовая! / Забудут все помещики, / Но ты, исконно русская / Потеха! не забудешься / Ни во веки веков!. . "), мог позволить себе много прислуги (Прислуги – целый полк! /. . . / Держал я… Боже мой!. . ")

После отмены крепостного права для Оболта-Оболдуева "Русь уж не та". Его жизнь перестала быть столь шикарной:Ему пришлось распрощаться с "полком" прислуги, , -иначе говоря, помещик потерял ту рабочую силу, за счёт которой существовал (". . . Достоинство дворянское / Поддерживать охотою, / Пирами, всякой роскошью / И жить чужим трудом. . . "). Гаврила Афанасьевич не считает себя счастливым человеком, так как будучи привыкшим быть хозяином на своей территории, не может жить иначе. Он с засадой вспоминает своё прошлое, ведь для него оно и есть тот самый идеал счастливой жизни.

Так вот, друзья, и жили мы, / Как у Христа за пазухой, / И знали мы почет. / Не только люди русские, / Сама природа русская / Покорствовала нам. . .

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: