Кому директор школы должен поручить разработку паспорта безопасности оо

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4, подпункт 5а) приказываю:

Утвердить прилагаемый типовой паспорт безопасности опасного объекта.

к Приказу МЧС России

от 4 ноября 2004 г. N 506

ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

Руководитель Главного управления Руководитель объекта

МЧС России по субъекту

Место печати Место печати

(на подписи) (на подписи)

"__" __________ 200_ г. "__" ___________ 200_ г.

(наименование объекта и эксплуатирующей организации)

Наименование населенного пункта, год

1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).

2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные требования не распространяются на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры.

6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.

7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

"Общая характеристика опасного объекта";

"Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций";

"Характеристика аварийности и травматизма";

"Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций";

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций.

10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных чрезвычайных ситуаций и индивидуального (потенциального) риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально

возможных значений до 10 x 10 год .

11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.

12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработки расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.

14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития чрезвычайных ситуаций.

15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, если источником чрезвычайных ситуаций являются аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.

16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.


Под паспортом антитеррористической защищенности объекта образования подразумевается информационно-справочный документ. В нем отражаются данные относительно состояния охраны объекта и список мероприятий, нацеленных на пресечение посягательств, чрезвычайных ситуаций.

Каким объектам требуется паспорт

Согласно ПП РФ от 7.10.2017 г. №1235 действуют правила антитеррористической защищенности образовательных организаций. Этот законодательный акт ввел обязательное оформление паспортов в зданиях и на территориях, подведомственных:

  • Министерству образования и науки РФ
  • Федеральному агентству по делам молодежи
  • ФС по надзору в сфере образования и науки
  • Органам местного самоуправления в сфере образования и научной деятельности

В эту категорию относятся детские сады, школы, лицеи, колледжи, академии, университеты, институты, а также разнообразные учреждения дополнительного образования.

Структура документа

Типовой паспорт объектов образования включает в себя разделы:

  • Общая информация о здании. Необходимо описать наименование вышестоящей организации по принадлежности
  • Адрес расположения, функциональное назначение, категория, данные о руководстве предприятия
  • Информация о персонале образовательного учреждения и обучающихся. Сведения о лицах, которые находятся на объекте. Требуется указать численность работников, ФИО арендаторов, среднюю посещаемость
  • Сведения о критических элементах сооружения, потенциально опасных зонах. Рекомендуется проанализировать риски диверсионно-террористических актов, способные спровоцировать опасные социально-экономические последствия. Указываются обстоятельства, влекущие за собой прекращение нормального функционирования общественного здания
  • Прогноз последствий теракта. Описывают вероятные противоправные действия
  • Анализ социально-экономических последствий теракта. Составитель прогнозирует число пострадавших лиц и масштаб негативных последствий
  • Меры по инженерно-технической, физической и пожарной защите помещений
  • Силы и средства для сохранения безопасности общественной зоны
  • Особенности инженерно-технических средств охраны. Необходимо описать характеристики камер видеонаблюдения, ограждений, инженерно-заградительных конструкций. Указывают параметры систем оповещения и управления эвакуацией. Перечисляют действия для охраны, описывают порядок взаимодействия с сотрудниками МЧС, МВД и ФСБ РФ
  • Выводы и рекомендации. В этом пункте паспорта приводят резюме по надежности охраны образовательного объекта. Фиксируют первостепенные мероприятия для антитеррористической защищенности садов, школ и университетов
  • Дополнительная информация. Отражаются сведения о функционировании режимно-секретного подразделения и локальных зон безопасности
  • Приложение. Включает план территории с потенциально опасными участками, схему охраны объекта с постами охраны, контрольно-пропускными пунктами. Приводится список мер обеспечения защиты помещений, а также акт обследования и категорирования объекта

Срок разработки и согласования

Такой юридический документ как паспорт безопасности составляется в течение 5-10 дней после категорирования образовательного объекта. Его подготавливают в 2 оригинальных экземплярах.

Срок согласования составляет от 10 до 30 дней. Процедура проверки подразумевает, что паспорт передается в региональные подразделения МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ. В каждой инстанции могут действовать свои сроки согласования

Хранение паспорта

Первый экземпляр паспорта антитеррористической безопасности находится у руководителя образовательного учреждения. Второй экземпляр передается на хранение правообладателю территории. В отделениях органов МЧС, Росгвардии, ФСБ имеется электронная копия паспорта безопасности.

Порядок формирования

Чтобы сформировать паспорт антитеррористической защищенности объекта образования, необходимо пройти следующие шаги:

  • Подписание договора с организацией на оказание профессиональных услуг по подготовке паспорта безопасности
  • Сбор информации о здании и близлежащей территории
  • Обследование и категорирование общественного помещения
  • Подготовка необходимых актов, писем и приказов
  • Привлечение уполномоченных специалистов из органов МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ
  • Исследование общественного учреждения комиссией
  • Формирование паспорта охраны для образовательной организации
  • Согласование информационно-справочного документа в соответствующих органах власти
  • Передача паспорта охраны объекта на хранение уполномоченным лицам и государственным служащим. По просьбе инспектора сотрудники образовательной организации обязаны представить документ для проверки

Категорирование объекта

Перед формированием паспорта безопасности составитель организует обследование и категорирование помещений. Эта процедура проводится комиссией, созданной по инициативе руководителя образовательного предприятия. Обследование выполняется при участии представителей органов МЧС, Росгвардии и ФСБ РФ.

По результатам анализа масштаба возможных последствий теракта объект может быть отнесен к одной из солодящих категорий:

  • Первая. Предельный материальный ущерб – от 50 млн. рублей. Число пострадавших – более 500 чел. На протяжении последнего года – более 3 террористических актов
  • Вторая. Максимальный материальный ущерб составляет от 5 до 50 млн. рублей. Численность пострадавших составляет от 100 до 500 человек. За последние 12 месяцев – до 3 попытки к совершению террористических актов
  • Третья. Предельный материальный ущерб – до 5 млн. рублей. Прогнозируемое количество пострадавших – до 100 человек. Число терактов или попыток за год – 0

Определение категории происходит в соответствии с наивысшим количественным показателем. По итогам обследования зданий оформляется акт категорирования, где указывают сведения о защищенности объекта и делают выводы о его соответствии законным предписаниям. Составленный акт подписывается каждым членом комиссии и подшивается в каждый из оригинальных экземпляров паспорта.

Ответственность и штрафы

Если на объект нет получен паспорт безопасности, то контролирующие органы выписывают штраф. Административное наказание составляет:

Если вы владелец клуба, театра или другого бизнеса в сфере культуры, вам нужен паспорт безопасности.

В нем указывается, как охраняется предприятие и какие слабые места, прогнозируются возможные разрушения. Эта информация передается в ФСБ , полицию и Росгвардию.

Я только что оформила паспорт безопасности для своей концертной площадки. В Санкт-Петербурге эта услуга стоит от 40 до 60 тысяч рублей, но я сделала все бесплатно. Расскажу про свой опыт.

Что за паспорт безопасности

В 2015 году появилось Постановление Правительства РФ № 272 об антитеррористической защищенности массовых объектов.

Краткое содержание документа такое: администрация каждого города или района вместе с силовыми структурами составляет список мест массового пребывания людей (ММПЛ ) — это магазины, торговые центры, спортивные клубы, гостиницы и другие объекты. Объект считается местом массового пребывания людей, если вмещает от 50 человек.

Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.

В собственности помещение или вы его арендуете — значения не имеет.

В 2017 году появился еще один документ на тему антитеррористической защищенности бизнеса — Постановление Правительства РФ № 176. Оно касается только объектов, работающих в сфере культуры: театров, концертных площадок, клубов и других заведений культуры. Если у вас кафе или ресторан с культурной программой в виде концертов, стендап-шоу, театральных постановок — скорее всего, постановление вас тоже касается.

Отличие от постановления № 272 в том, что руководители объектов культуры не ждут уведомлений от администрации, а делают все самостоятельно. Они создают комиссию, вызывают представителей ФСБ и Росгвардии для осмотра помещений, сами составляют паспорт безопасности.

Штрафов за неисполнение постановления пока нет, но некоторые юристы полагают, что нарушение будет подпадать под статью 20.6 КоАП. По ней штраф для юридических лиц составляет до 200 тысяч рублей. Уже сейчас прокуратура может обратиться в суд, и он обяжет руководителя сформировать паспорт в конкретные сроки.

Мне кажется, что даже если штрафов и представлений не будет, оформить паспорт безопасности все равно стоит. В первую очередь именно предприниматели отвечают за безопасность своих сотрудников и гостей.

Все меняется

Сотрудники полиции больше не участвуют в создании паспорта. Для комиссии понадобятся представители только ФСБ и Росгвардии. Вместо Росгвардии можно позвать сотрудников вневедомственной охраны.

Мой опыт

Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.

Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.

Чтобы определить, под какое постановление подпадает наша организация, мы написали в районную администрацию письменный запрос. В нем мы спрашивали, включена ли наша концертная площадка в перечень на получение паспорта безопасности в соответствии с постановлением № 272.

Запрос мы сдали через канцелярию администрации, там же взяли телефон исполнителя, чтобы отслеживать готовность ответа. Через месяц получили ответ, что в официальных списках администрации наша компания не числится.

Это означало, что мы будем формировать паспорт безопасности по постановлению № 176.

Внимательно прочитав постановление и дополнительно проконсультировавшись в администрации, я создала комиссию по обследованию помещений, в которых расположена концертная площадка.

На практике это выглядит так. Руководитель пишет приказ о создании комиссии для исполнения требований постановления № 176. Я включила в комиссию четырех человек: руководителя компании и сотрудников отделений ФСБ , полиции (УМВД ), Росгвардии. Комиссия должна обследовать помещения и присвоить категорию в течение 30 дней.

Если вы собираетесь открыть новое культурное заведение или только строите здание для таких целей, вам надо создать комиссию в течение 30 дней с даты открытия или ввода в эксплуатацию.

Комиссия искала слабые зоны: недостаточно крепкие стены, мало охранников, нет камер видеонаблюдения и так далее. Например, нам было предложено повесить ролеты на одно из окон. В некоторых случаях ролеты могут спасти от желающих входить в окно, а не в дверь.

В наших помещениях осматривали:

Еще комиссия проверила наш договор с охранным предприятием, удостоверения охранников, инструкции, регламенты по охране. Изучили должностные инструкции персонала, в которых прописаны действия на случай ЧП .

После обследования члены комиссии составили и подписали акт о присвоении объекту категории опасности. Дополнительно мы приложили к акту схему помещений и расположения видеокамер. Это секретные документы, показывать их мы не можем.

Постановление не уточняет, надо ли отчитываться о выполнении рекомендаций. Я считаю, что лишним не будет.

После подписания акта я составила паспорт безопасности. Форма документа есть в приложении к постановлению № 176. Когда у меня возникали вопросы по паспорту, я активно спрашивала всех членов комиссии. Мне помогали.

Паспорт включает общую информацию о компании, сотрудниках, посетителях и арендаторах, сведения об опасных участках и критических элементах помещений, их охране и пожарной безопасности. Также в паспорте пишут, какие есть основные угрозы и их возможные последствия.

Срок действия паспорта — 3 года.

Собственник бизнеса следит за актуальностью паспорта. В некоторых случаях в него нужно вносить изменения:

  1. Изменилось назначение объекта: был клуб — стал офис.
  2. Сделали перепланировку или пристроили помещение.
  3. Появились новые входы, окна, веранда.
  4. Поменялись силы и средства для защиты: уменьшили количество охранников или заменили видеокамеры.
  5. Изменение мер по инженерно-технической защите: появились новые электромагнитные замки или ограждения.

Изменения вносят в течение 5 дней. Когда срок действия паспорта истекает, документы не выбрасывают, а еще 5 лет хранят в самом помещении.

Что дальше

Дальше нам предстоит найти среди сотрудников самого исполнительного, обучить его и назначить ответственным за работу по борьбе с терроризмом. В дальнейшем он будет взаимодействовать с полицией, Росгвардией и ФСБ . Эти обязанности возлагают на сотрудника специальным приказом.

Еще постановление № 176 предусматривает проверки. Плановые — один раз в год, проводятся органами местного самоуправления (администрациями). Внеплановые — в любой момент, если появилось основание, например жалоба.

Что делать, если произошло ЧП

Нам всем хочется, чтобы чрезвычайные ситуации обошли нас стороной. Но бывает всякое. Если вдруг стало известно о бомбе или подозрительном предмете, порядок действий такой.

Параллельно на объекте по возможности эвакуируют людей, усиливают контроль и никого не впускают в помещение, дают доступ на объект сотрудникам правоохранительных органов. В такой ситуации им и пригодится паспорт безопасности.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 января 2020 года N ВБ-85/12

В целях повышения эффективности работы по реализации установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций Минпросвещения России направляет методические рекомендации "Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации" для руководства и использования в работе.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
В.С.Басюк
_________________ 2020 год

Методические рекомендации "Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации"

Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).

Методические рекомендации разъясняют порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).

1. Нормативные правовые акты для применения при организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

2. Термины, определения

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:

объекты (территории) - комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий);

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, правообладателем государственного и муниципального имущества является его собственник - Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, за исключением случаев, когда государственное и муниципальное имущество передано государственным и муниципальным организациям и предприятиям на праве оперативного управления и праве.

антитеррористическая защищенность объекта - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта, препятствующее совершению на нем террористического акта;

безопасность объектов (территорий) - состояние защищенности объектов (территорий) от актов незаконного вмешательства;

инженерно-техническая укрепленность объекта (территории) - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;

инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта (территории), предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект (территорию) или выявления несанкционированных действий в отношении объекта (территории);

контрольно-пропускной пункт - специально оборудованное место на объекте (территории) для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта;

критические элементы объекта (территории) - потенциально опасные элементы (участки) объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;

обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов (территорий) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий;

Читайте также: