Компьютерная грамотность как исходная цель введения курса оивт в школу

Обновлено: 05.07.2024

Появление первых электронных вычислительных машин (ЭВМ) в нашей стране относится к началу 50-х гг. XX века. Вместе с этим получила бурное развитие новая область человеческой дея­тельности — программирование для ЭВМ.

Хорошо известно, что представления об алгоритмических про­цессах и способах их описания формировались (хотя и неявно) в сознании учащихся при изучении школьных дисциплин еще до появления информатики и вычислительной техники.

• понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алго­ритма для ЭВМ; основы программирования на одном из языков программирования;

• практические навыки обращения с ЭВМ;

• принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных эле­ментов;

• применение и роль компьютеров в производстве и других от­раслях деятельности человека.

• навыки грамотной постановки задач, возникающих в практи­ческой деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

• навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

• знания основных алгоритмических структур и умение приме­нять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

• понимание устройства и функционирования ЭВМ и элемен­тарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

• навыки квалифицированного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помо­щью практических задач и понимание основных принципов, ле­жащих в основе функционирования этих систем;

• умение грамотно интерпретировать результаты решения прак­тических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

• Первый этап (I—VI кл.) — пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компью­тером, формируются первые элементы информационной культу­ры в процессе использования учебных игровых программ, про­стейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.

• Второй этап (VII —IX кл.) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школь­ников по информатике. Он направлен на овладение школьниками методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессио­нальной деятельности.

• Третий этап (X—XI кл.) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. Цели обучения информатике в общеобразовательной школе: 1. Формирование основ научного мировоззрения (информационной компоненты мировоззрения, информационного подхода к анализу окружающей действительности). 2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. 3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности. 4. Овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

В качестве исходной характеристики конкретных целей обучения информатике была объявлена компьютерная грамотность учащихся.

Компоненты, составляющие содержание компьютерной грамотности школьников:

понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ; основы программирования на одном из языков программирования;

практические навыки общения с ЭВМ;

принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;

применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Сложившееся к настоящему времени наполнение понятия компьютерная грамотность:

2. Составление простейших программ для компьютера.

Подготовка программистов не является целью общеобразовательной школы, однако понимание основных принципов программирования для ЭВМ должно входить в систему общего образования.

3. Представление об устройстве и принципах действия эвм.

В этом компоненте компьютерной грамотности выделяются две основные составляющие:

а) структура ПК и функции его основных устройств;

б) физические основы и принципы действия основных элементов компьютера.

Представления об областях применения и возможностях эвм, социальных последствиях компьютеризации.

Сферы применения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда целесообразно раскрывать учащимся в процессе практического использования компьютера для решения различных задач в ряде учебных предметов. При этом необходимо, чтобы совокупность этих задач по возможности охватывала все основные сферы применения ЭВМ.

7. Информационная культура учащихся как перспективная цель обучения информатике в школе: проблемы становления понятия)

Первый этап (I—VI кл.) — пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.

Второй этап (VII —IX кл.) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение школьниками методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Третий этап (X—XI кл.) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников

Проектируемые цели обучения информатике в общеобразовательной школе как результат применения данного подхода:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

3.2. исходные цели и задачи школьного курса оивт. понятие компьютерной грамотности учащихся: Методика преподавания информатики, М.П.ЛАПЧИК, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебное пособие предназначено студентам педагогических вузов, изучающим систе-матический курс методики преподавания информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в средней общеобразо-вательной школе

3.2. исходные цели и задачи школьного курса оивт. понятие компьютерной грамотности учащихся

Объяснением этому служило наметившееся к тому времени широкое распространение персональных ЭВМ в различных сферах деятельности людей, приведшее к лавинообразному росту числа пользователей, работающих в режиме непосредственного контакта с компьютером.

• понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ; основы программирования на одном из языков программирования;

• практические навыки обращения с ЭВМ;

• принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;

• применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Анализ перечисленных компонентов показывает, что появление понятия компьютерной грамотности (КГ) явилось результатом

2. Составление простейших программ для компьютера. Подготовка программистов не является целью общеобразовательной школы, однако понимание основных принципов программирования Для ЭВМ должно входить в систему общего образования.

несколькими различными языками программирования (по меньшей мере, в условиях углубленного изучения предмета). На этом уровне, однако, не столько важен выбор языка, на котором будут написаны программы, сколько прочность фундаментальных знаний, необходимых для разработки лежащих в их основе алгоритмов.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ. В этом компоненте компьютерной грамотности выделяются две основные составляющие:

а) структура ПК и функции егб основных устройств;

б) физические основы и принципы действия основных элементов компьютера.

4. Представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации. Формирование этого компонента компьютерной грамотности также не является задачей исключительно курса информатики и выходит за его пределы. Сферы применения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда целесообразно раскрывать учащимся в процессе практического использования компьютера для решения различных задач в ряде учебных предметов. При этом необходимо, чтобы совокупность этих задач по возможности охватывала все основные сферы применения ЭВМ. Школьный компьютер может быть использован учащимися для вычислительных работ в курсах математики, физики, химии, анализа данных учебного эксперимента и поиска закономерностей при проведении лабораторных работ, исследования функций в курсе алгебры, построения и анализа математических моделей, физических, химических, биологических и других явлений и процессов. В курсе географии, истории и ряда других гуманитарных предметов персональная ЭВМ может использоваться школьниками как информационная система, банк данных, автоматизированный справочник.

• обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;

• формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;

• удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;

• выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Исходные цели и задачи школьного курса ОИВТ. Понятие компьютерной грамотности учащихся

• понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ; основы программирования на одном из языков программирования;

• практические навыки обращения с ЭВМ;

• принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;

• применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ. В этом компоненте компьютерной грамотности выделяются две основные составляющие:

а) структура ПК и функции его основных устройств;

Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся

• навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

• навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

• знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высоко: уровня;

• навыки квалифицированного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;

• умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты практической деятельности.

Информационная культура учащихся: становление понятия

•Первый этап (I—VI кл.) — пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.

•Второй этап (VII—IX кл.) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение школьниками методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

•Третий этап (X—XI кл.) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленное допрофессиональной подготовки школьников.

Информатика как самостоятельный учебный предмет с явно выраженной фундаментальной компонентой — вот на что должна была бы ориентироваться школа, но для этого требуется активное продолжение научного поиска, переосмысление общеобразовательной роли этого предмета как части фундаментального образования. Ниже приводится полное описание проектируемых целей обучения информатике в общеобразовательной школе как результат применения указанного выше подхода:

«1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае речь идет прежде всего о формировании представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность.

3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

4. Овладение информационными и коммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

Роль изучения информатики в формировании такого мировоззрения трудно переоценить. Именно поэтому формирование научной картины мира и становится сейчас приоритетной задачей в системе задач изучения информатики школе.

Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся на старшей ступени школы обществен но-гуманитарного направления

Учащиеся должны знать:

- новейшее программное обеспечение;

- порядок и правила установки программного обеспечения на ком пьютеры;

- элементы оформления текстовых документов;

- назначение и возможности автоматических настроек текстовых процессоров;

- настольные издательские системы, их возможности, программ ное обеспечение;

- инструментальные средства обработки растровой и векторной графики;

- основы организации анимации и мультипликации;

- понятие компьютерной презентации;

- технологию создания компьютерных презентаций;

- понятие поисковых систем в Интернете;

- к онцепции создания Web -страниц.

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать и конфигурировать операционную систему;

- устанавливать на компьютере прикладное программное обес печение;

- настраивать параметры текстовых редакторов;

- использовать графические и шрифтовые возможности тексто вых редакторов;

- производить обработку графических изображений;

- производить макетирование и верстку изданий с помощью тек стового редактора;

- производить макетирование и верстку изданий с помощью из дательской системы;

- работать с системами распознавания документов; работать с системами проверки и корректировки текста; создавать объекты ма шинной графики и звуковые файлы;

- создавать презентации с помощью специальных средств пре зентаций;

- работать с техническими средствами современного офиса;

- осуществлять поиск и просмотр информации в Интернете;

- создавать Web -страницы, оформлять дизайн Web -страниц.

Требования к обязательному (минимальному) уровню подго товки учащихся на старшей ступени школы естественно- математи ческого направления

Учащиеся должны знать:

- отличия систем программирования;

- о структурном, модульном, объектно-ориентированном програм мировании;

- основы организации анимации и мультипликации;

- принципы разработки обучающих, контролирующих, игровых программ;

- порядок и правила установки программного обеспечения па ком пьютеры;

- средства обработки растровой и векторной графики;

- правила создания презентации;

- организацию обработки больших объемов информации;

- технологию разработки информационно-логических моделей;

- назначение реляционных моделей;

- понятие об информационных системах:

- понятие поисковых систем в Интернете;

-к онцепции создания Web -страниц.

Учащиеся должны уметь:

- создавать объекты машинной графики и звуковые файлы;

- программировать графические объекты и их движение;

- составлять обучающие, контролирующие, игровые программы;

- устанавливать и конфигурировать операционную систему;

- устанавливать на компьютере прикладное программное обес печение;

- создавать презентации с помощью специализированных про граммных средств;

- создавать информационно-логические модели в заданной пред метной области;

- производить корректировку информации, поиск информации по шаблону, сортировку информации в базах данных;

- создавать базу данных в заданной предметной области;

- работать с информационными системами;

- осуществлять поиск и просмотр информации в Интернете;

- работать в сети Internet и с электронной почтой ( e - mail );

- создавать Web -страницы, оформлять дизайн Web -страниц.

Литература :

1. БочкинА.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1998.

2. Лапчик М.П., Семакин И., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб-ное пособие. - М.: Академия, 2005. 622 с.

3. Малев В.В., Малева А.А. Частная методика преподавания информатики. – Воронеж: ВГПУ, 2007.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Компьютерная грамотность в образовательном процессе

1) умение читать и писать, а так же умение писать грамматически правильно,

2) обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой либо области,

3) выполнение без ошибок, со знанием дела.

1) понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов,

2) основы программирования на одном из языков программирования,

3) практические навыки общения с персональным компьютером,

1) принцип работы и устройства персонального компьютера и его основных составляющих элементов,

1) использование и значимость компьютеров в процессе обучения, производстве и других отраслях человеческой деятельности.

На сегодняшний день формирование компьютерной грамотности начинается на начальной ступени обучения. В образовательных стандартах, по которым обучаются учащиеся 1-4 классов школы, установлено, что при

изучении всех предметов необходимо формировать навыки пользования персональным компьютером для жизни и работы в современном мире. Обучающиеся научатся использовать компьютерные технологии, которые объединяют в себе текстовую информацию, наглядно-графические изображения, цифровые данные, аудиозаписи, видеоматериалы, ссылки и базы данных для передачи их устно, так и распространяя данные, используя Интернет. Учащиеся знакомятся с информационно-коммуникативными технологиями (далее ИКТ), осваивают безопасные и эргономичные принципы работы на ИКТ, понимают возможности использования различных средств ИКТ в процессе обучения. При использовании ИКТ учащиеся получат основные навыки работы с информацией: обработка, поиск, научатся внедрять разные виды информации в компьютер: текст, аудиозаписи, видеозаписи, цифровые данные, создавать, редактировать, форматировать, сохранять, передавать.

Тенденция изучения информатики и информационных технологий соответствуют действующим стандартам. Согласно действующему стандарту среднего (полного) общего образования обучение информатике и информационным технологиям в начальной школе направлено на достижение целей:

 формирование способностей ориентироваться в разного вида информации,

 овладение знаниями, являющимися основой информационной культуры,

 формирование образного и логического мышления,

 овладение навыками пользования компьютерными технологиями для работы с информацией в процессе обучения и повседневной жизни,

 воспитание и развитие заинтересованности к информационно- коммуникативной деятельности,

 привитие бережного отношения к техническим устройствам и общепринятым нормам работы с информацией.

Обучение компьютерной грамотности развивается в трех направлениях:

Работа с информацией . Передача, поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере). Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Работа на компьютере. Правила поведения, правила работы за ПК, первичный инструктаж по технике безопасности. Компьютер, основные устройства персонального компьютера и их назначение. Умения работать с наглядно представленными на экране информационными объектами с применением мыши и клавиатуры. Работа с простыми информационными объектами: текст, звук, таблица, изображение. Цифровое фото и видео изображение в учебной деятельности. Набор текстов, конструирование изображений.

По окончанию изучения информатики и информационных технологий учащиеся должны знать и уметь:

 знать назначение основных устройств для ввода, вывода и обработки информации компьютера,

 знать и применять на практике правила безопасного поведения и правила гигиены при работе с персональным компьютером,

 умение четко выполнять инструкции для решения учебных задач,

 уметь работать с текстовыми и графическими данными, представленными на компьютере.

После прохождения вводного курса компьютерной грамотности в рамках предмета информатики ученик уже должен уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 применять доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач,

 применять компьютерные технологии для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видеозаписей в папках с данными, созданных самим учеником.

Преподавание информатики в рамках среднего образования определено в стандартах среднего (полного) общего образования и направлено на достижение следующих целей:

 овладение системой базовых знаний, отображающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, социальных, биологических и технических системах,

 овладение умениями использовать, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, но, теперь используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных предметов,

 наиболее активное развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и передовых средств ИКТ при изучении различных учебных предметов,

 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,

 получение опыта применения информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе творческой деятельности.

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:

1) основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий,

2) предназначение и формы информационных моделей, характеризующие реальные объекты и процессы,

3) предназначение и функции операционных систем,

 оперировать разными видами информационных объектов с применением компьютера, сопоставлять полученные результаты с реальными объектами,

 различать и характеризовать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах,

 использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования,

 оценивать достоверность информации, сравнивать разнообразные источники,

 применять наглядности в учебных работах с применением информационно-коммуникативных технологий,

 знать и использовать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации в процессе применения средств ИКТ.

Вторая ступень образования позволяет использовать перечисленные выше приобретённые теоретические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 успешного использования информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности,

 ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами,

 автоматизации коммуникационной деятельности,

 соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией,

 успешного формирования индивидуального информационного пространства.

Все эти знания и умения формируют компьютерную грамотность, как составную часть информационной культуры личности. Сегодня в связи с увеличением темпа развития процессов информатизации общества, системой образования ставится новая цель – формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Курс общеобразовательной школы, целями и задачами которого является обеспечение компьютерной грамотности учащихся, сегодня имеет следующие характеристики:

2) курс основ информатики и вычислительной техники, ставший главной составляющей общего среднего образования, решает задачи подготовки учащихся к практической деятельности, умственному развитию, формированию научного мировоззрения, воспитанию учащихся и др. Соответственно образовательный характер предмета требует доступности содержательной части для всех школьников, учащихся профессионального технического училища и техникумов, т.к. компьютеры используются почти во всех сферах жизнедеятельности человека,

3) имеет межпредметные связи,

5) курс школьной информатики как основы данной отрасли знаний отражает ту инвариантную часть этой науки, которая содержится в самом определении предмета информатики,

7) школьники знакомятся с важными областями применения вычислительного оборудования в производстве, как станки, управляющиеся при помощи программы, бытовые и полупромышленные машины с встроенными микропроцессорами, автоматизацией рабочих мест в офисах.

Соответственно у школьников формируются представления об автоматизированной системе управления и автоматизации проектирования, использования персонального компьютера в науке, медицине и образовании.

Из описания курса информатики в общеобразовательной школе заметно, что главной целью обучения компьютерной грамотности школьников считается формирование и развитие у них общеучебных, общедеятельных умений и навыков, которые являются универсальными и необходимыми для обучения по многим школьным предметам.

Авторы Л.Л. Босова, П.Р. Егоров, А.П. Ершов, Е.В. Князева, Н.В. Макарова, Н.В. Матвеева выделяют следующие общеучебные навыки, формируемые в процессе изучения предмета информатики:

Учебно-технологические . Они обеспечивается образовательной линией “Прикладные технологии”.

Учебно-информационные . Развитие умений данной группы подразумевает формирование навыков поиска информации для выполнения заданий с применением учебной литературы, энциклопедий, справочников доступных в открытом доступе информационного и интернет пространства, выполнение сохранения частичной информации об окружающей действительности и о самом себе с применением инструментария информационно-коммуникативных технологий.

Учебно-организационные . Формирование таких умений достигается в период выполнения самостоятельных работ и создания индивидуального или группового проекта, когда важно суметь рационально распланировать работу и целесообразно разграничить время для выполнения единичных этапов, но и суметь организовать себя, корректировать собственную деятельность в соответствии с замыслом.

Учебно-коммуникативные . Формирование умений данной группы подразумевает адекватное применение коммуникативных речевых средств, для решения определенных коммуникативных задач, выстраивать монологическое высказывание, обладать диалогической формой коммуникаций, применяя средства и инструментарий информационно-коммуникативных технологий.

Учебно-интеллектуальные . Формирование этих умений происходит в процессе изучения всех тем образовательной линии.

Таким образом, в процессе изучения курса информатики у учащихся формируется собственный багаж знаний по предмету, приобретают сопутствующие данные о правилах и нормах этического и морального аспектов информационной деятельности с юридической, экономической и нравственной стороны, вырабатываются и образовываются межпредметные знания и умения,

профессионализм учащихся, социальный опыт, что способствует социализации учащихся.

Читайте также: