Комплексный анализ текста в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Елена Борисовна Гайворон
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ"Крымская Республиканская гимназия-школа-сад Консоль
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Работа с текстом на уроках русского языка в начальной школе.
Раздел: начальное образование

учитель начальных классов

Гайворон Елена Борисовна

Работа с текстом на уроках русского языка

Цель работы с текстом на уроках русского языка – понимание закономер-

ностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфо-

логическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.

Работа с текстом на уроках русского языка- одно из условий развития

творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса,

улучшения качества речи.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей рече-

вой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по рус-

скому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комп-

лексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Приемы работы с текстом.

1. Комплексный анализ текста.

Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного

анализа текста. Пример такой работы:

1.Выразительно прочитайте текст

2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (деление на части,

смысловая цельность, связность).

3. Определите тему текста.

4. Определите его основную мысль.

5. Определите стиль текста.

6. Определите тип речи текста.

7. Выполните лексический анализ текста:

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты

9.Разберите по составу предлагаемые слова .

10.Определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в

переносном значении, синонимы и антонимы;

11.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки

препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

2.. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка

проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении

Имя прилагательное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени прилагательного - … падеж…числа.

Имена прилагательные имеют следующие постоянные признаки:

Имена прилагательные имеют следующие непостоянные признаки:….

Прилагательные изменяются по … и … .

В предложении имя прилагательное может быть …

Составление рассказа о прилагательном по опорным словам.

3.Работа с деформированным текстом.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л..тели (по)ветру, то мягко ложились на голые д.рев.я.

2. Сн.ж.нки падали дни и ночи.

4.Этот снег ш.л н..делями.

5. З.мля и деревья были б.лы.

Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст.

Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

4. Работа с логическими ударениями .

Может включать в себя сразу три высказывания. Сравним:

Ученики поехали на экскурсию (а не кто-то другой).

Ученики поехали на экскурсию (а не пошли пешком).

Ученики поехали на экскурсию (а не на море).

5. Верные-неверные утверждения.

Этот прием может стать увлекательным началом урока и в то же время спо-

воспринимать информацию, делать выводы о правильности и необходимости

работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с

ним. Полученные результаты обсуждаются.

Правила создания синквейна:

1 строка – тема текста -одно слово (обычно существительным);

2 строка - описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий

Развивает, рассказывает, повествует.

Помогает познавать мир.

7. Инсерт.

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно

параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ художественного текста в начальной школе

(рекомендации к урокам литературного чтения).

Чтобы полноценно обеспечить восприятие текста, обязательно надо связать все компоненты процесса обучения ,учебного материала, методики его изучения, субъектов читательской деятельности.

Через анализ текста проверяется полнота восприятия текста. Вспомнить какие основные признаки влияют на методику чтения выбранного произведения( рассказ- наличие системы событий и героев), басня-аллегория, мораль, сатира, сказка- фантастический замысел, разновидность.

Устанавливается тема произведения, которая соотносится с проблемой, поднимаемой в других произведениях. Можно определить, что нового несет в себе этот текст среди похожих по тематике.

Восстановить сюжет. Завязку и т.д. Выяснить. Что в нем понятно детям при первом восприятии, а что необходимо уточнить. Если нет сюжета, то надо восстановить последовательность рассуждений. Картин. Частей.

Раскрыть особенности композиции произведения. Установить влияние настроения и языка произведения на выбор видов чтения и пересказа.(если есть диалог, то можно предложить чтение в лицах ит.д.)

Составить описание художественных образов произведения.(памятка-составить портрет, определить поступки, отношения между героями и др.)

Провести анализ языка авторского стиля. Языка. Выделить словарные, образные и ключевые ряды слов.

Сформулировать выводы, уделить внимание воспитательным, познавательным и эстетическим задачам.

Виды анализа текста.

1.Стилистический-подбор слов-образов, в которых проявляется авторское отношение к изображаемым событиям.

2.Проблемный- по вопросам и ситуациям.

3.Развитие действия- работа над сюжетом и его элементами, эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу.

Проверим написание –Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Если –Н – пишется, то поднимаем одну руку, если –НН-, то две руки.

Соленые огурцы, груженый вагон, сушеные фрукты, вязаные варежки, плетеная корзина, жареные грибы, сеяная мука, рваный рукав, собранный урожай, испуганный малыш, плетенная из веток, соленная в кадушке капуста, просеянная мука, девочка испугана, письмо написано.

- Когда в причастиях пишется –НН-?(Если есть приставка или зависимое слово).

-Когда –Н- пишется в причастиях?( в кратких причастиях, если нет приставки или зависимого слова)

- Назовите номера этих орфограмм (№52, №53)

- Предложение Письмо написано переделайте в предложение с причастным оборотом. ( Письмо, написанное братом, было прочитано нами. Написанное братом письмо было прочитано нами ).

-Составьте сложное предложение, используя союз потому что .( Нам было весело, потому что брат написал письмо)

- Преобразуйте предложение, убрав подчинительный союз. (Нам было весело: брат написал письмо). Какой знак препинания вы поставите в данном предложении ? Какое это будет предложение?(БСП)

2.Объявление темы урока. Обучающиеся формулируют ее через решение проблемной задачи.

Попробуйте угадать, о чем идет речь.
- Он состоит из предложений, которые объединены общей темой и основной мыслью.

- Предложения в нем связаны по смыслу и с помощью языковых средств.

- С ним мы встречаемся при подготовке и сдаче ГИА

3 .Учительобъявляет цели и задачи урока. В тетрадях записывается тема урока: Комплексный анализ текста.

4. Работа с текстом.

Музыка в нашей жизни

  1. 1)Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной была бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка?
  2. 2)Музыка –это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. 3)В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбудоражить уставших в походе туристов и успокоить малыша! 4)Разве это не чудо?
  3. 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. 6)Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, маршем и танцем. 7)Но сколько прекрасной музыки заключается в этих простых, порой совсем небольших и незатейливых сочинениях!
  4. 8)Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим все, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, все человечество. 9)Мы ощущаем в музыке не только мир, в котором жили люди до нас, но, словно в чудесном зеркале, узнаем самих себя, свою жизнь. (Д. Кабалевский).

Задания к тексту

  1. 1. Выразительно прочитайте текст.
  2. 2. Определите тему, идею, тип и стиль речи.
  3. 3. Определите способ связи предложений в тексте (последовательный или параллельный)
  4. 4.Выпишите из текста художественные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения (словно в чудесном зеркале,
  5. 5.Укажите средства связи предложений в тексте: местоимения, лексический повтор, синонимы, антонимы, однокоренные слова.

- Вопросы к классу:

Как определили тип речи? (прием фотографирования. Описание- 1 фотография, повествование- несколько фотографий, рассуждение- нет фотографий)

-Как определили стиль речи (по речевой ситуации. РС(С кем говоришь? Где говоришь? С какой целью говоришь?)

Нахождение в тексте языковых особенностей :1) на лексическом уровне (общеупотребительные слова)

2) на морфологическом уровне (

3) на синтаксическом уровне (

Задания . Состав слова

  1. В предложениях 3-7 найдите слова с приставками, правописание которых зависит от звонкости-глухости согласного корня

Связь слов в словосочетании

  1. Замените словосочетание в жизнь человека , связанное с помощью управления, на согласование.( человеческая жизнь)

Анализ синтаксических языковых единиц

  1. Укажите количество грамматических основ в 1-м предложении.
  2. 1)Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной была бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка? ( 3 )

Определите вид односоставного предложения

4)Разве это не чудо?(назывное)

Синтаксические языковые средства

  1. Из приведенного ниже предложения 5 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное предложение.
  1. Самое же главное чудо, 1 ) я думаю , 2) заключается в том, 3) что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, 4) что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. ( 1,2)

В 3-м абзаце найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений

  1. 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. 6)Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, маршем и танцем. 7)Но сколько прекрасной музыки заключается в этих простых, порой совсем небольших и незатейливых сочинениях! ( 5,6,7 )
  2. Объясните постановку тире в 5 предложении
  3. 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих.

Во 2-м предложении найдите грамматическую основу.

  1. 2)Музыка – это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком . ( Музыка- одно из чудес )

В 3-5 предложениях найдите обособленные определения. Напишите номер этого предложения

  1. 3)В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбудоражить уставших в походе туристов и успокоить малыша! 4)Разве это не чудо?
  2. 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. ( 3 )

Начертите схему 8 предложения

  1. 8)Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим все, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, все человечество.

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

Прослушивание классической музыки

- Что видите, когда произносите слово музыка?

-Что вы слышите, когда произносите слово музыка?

-Что вы чувствуете, когда произносите слово музыка?

- составление предложений со словом музыка.

Чтение цитат о музыке.(домашнее задание)

1 строка: название

2 строка: два прилагательных

3 строка: три глагола

4 строка: предложение из четырех слов

5 строка: слово-вывод

Сегодня на уроке я узнал(а)…

В группе работать мне было…, потому что…

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было…

Текст или не текст?

Послушайте метафору-притчу о 3 рабочих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".

Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира.

урок русского языка в 4 классе "Комплексный анализ текста"

Данный урок отличается широким разнообразием применяемых форм, методов, приёмов организации работы учащихся. Выполнение заданий проблемного и частично-поискового характера способствует форм.


Комплексный анализ текста

Предлагаемый тест по литературному чтению позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся .


Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева ( развивающая система Л.В.Занкова)Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Ч.


Комплексный анализ текста № 1. 1 класс, 3 четверть.школа 21 века

Комплексный анализ текста № 1. 1 класс, 3 четверть.


Мастер-класс«Комплексный анализ учебных занятий».


Схемы комплексного анализа урока физической культуры

Проанализировав и проработав весь материал и добавив опыт работы своего МО в школе, предлагаю три схемы комплексного анализа урока физической культуры. По моему мнению эти схемы являются на данный мом.

Автор: Пронина Татьяна Алексеевна

Населенный пункт: город Курск

Предмет: русский язык

Класс: 2А

Тип урока: обобщения и систематизации изученного материала

Продолжительность урока: 45 минут

Цели урока:

Предметные: систематизировать знания учащихся по изученному материалу, опираясь на деятельностный подход; формировать умение свободно пользоваться языком во всех сферах его применения;

Метапредметные: формировать навыки комплексного анализа текста, орфографической зоркости; углублять знания обучающихся о целостном восприятии языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации; уметь наблюдать, выделять, проверять, находить и исправлять ошибки, учитывая и определяя для себя степень сложности задания, аргументировать свои ответы;

Личностные: формировать осознанную языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентность; обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.

Решаемые учебные проблемы: комплексный анализ текста.

Основные понятия, изучаемые на уроке: текст, тип текста, главная мысль текста, тема текста, виды предложений по цели высказывания и по интонации, олицетворение, сравнение, эпитет, однокоренные слова, синонимы, антонимы, транскрипция, орфограммы.

Средства обучения: маршрутный лист, презентация, текст.

Вид ресурса (оборудование, техническое оснащение): у учителя – компьютер, проектор, интерактивная доска; у учащихся — распечатанные тексты, маршрутные листы.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

учени__ 2 А класса _________________________________________

  1. Текст
  1. Определите тип текста: описание, повествование, рассуждение. Нужное подчеркнуть.
  2. Определите, какие художественные средства использовал автор? Нужное подчеркнуть.
  • заснеженный лес (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • горели, как красные угольки, на снегу (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • солнышко улыбнулось (сравнение, эпитет, олицетворение).

В каком предложении заключена главная мысль текста? Выпишите его и дайте ему характеристику.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературного чтения текст выступает как речевое произведение, включающее комплекс сложных синтаксических целых, которые выступают в нем в качестве смысловых частей. Текст предстает как результат, художественное произведение.

Виды анализа текста в современной школе Предварительный Информативный Комплексный Лингвистический Стилистический Литературоведческий филологический Эти виды взаимно дополняют друг друга, но первые пять видов анализа текста формируют универсальные учебные действия на уроке русского языка

Виды анализа текста в современной школе

  • Предварительный
  • Информативный
  • Комплексный
  • Лингвистический
  • Стилистический
  • Литературоведческий
  • филологический

Эти виды взаимно дополняют друг друга, но первые пять видов анализа текста формируют универсальные учебные действия на уроке русского языка

Предварительный (системный) анализ текста Приложим к любой ступени анализа текста Предшествует более конкретному анализу любого текста и на уроке литературы Включает три составляющих: тема, тип, стиль

Предварительный (системный) анализ текста

  • Приложим к любой ступени анализа текста
  • Предшествует более конкретному анализу любого текста и на уроке литературы

тема, тип, стиль

Информативный анализ текста Имеет целью выбор нужной информации для составления собственного высказывания в устной или письменной форме (пересказ, рассуждение, сочинение и др.) Этот вид анализа имеет метапредметный потенциал Это самый распространенный вид анализа текста при изучении содержания других предметов школьного цикла. Начинается с составления плана в начальной школе. Конечный этап – изложения разной формы и объема.

Информативный анализ текста

Комплексный анализ текста

Помогает развитию языковой компетенции

Систематизирует и обобщает знания о единицах языка, об их взаимосвязях и взаимоотношениях, которые проявляются в тексте

Применяется на разных этапах современного урока русского языка:

  • На мотивационном этапе перед изучением новой темы, чтобы показать ее структуру и объем, место в изучаемой системе;
  • В процессе первичного предъявления нового материала;
  • На этапе повторения и обобщения;
  • В процессе тренинга.

Предваряет творческую работу, предъявляя образец с определенным языковым содержанием

Лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ текста Лингвистический и стилистический анализ текста объединяет уроки русского языка и литературы. В центре – анализ функций художественно-изобразительных языковых средств, особенности употребления лексических, словообразовательных и синтаксических средств языка. Стилистический анализ текста усложняется по мере изучения грамматики. Литературоведческий анализ текста применим на уроках литературы

Лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ текста

Филологический анализ текста

Проникая в потаенные смыслы художественного произведения, постепенно воспитываем культурного внимательного читателя, тонкого и проницательного ценителя прекрасного.

Смысловая структура текста

  • 1. Основная мысль текста.
  • 2. Элементы общего содержания:

1) развивающие тезисы;

2) система констатирующих тезисов;

3) аналитическая оценка ситуации.

1) иллюстрации к развивающим и констатирующим тезисам;

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?

Читайте также: