Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;
  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;
  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;
  • слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;
  • достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.


В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".


Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

  • Чувство тревоги, безотчетного страха.
  • Чувство раздражения, гнева и враждебности.
  • Состояние депрессии.
  • Чувство вины.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

  • создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
  • предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
  • перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

  • Описание здоровьесберегающей деятельности.
  • Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
  • Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
  • Создание и распространение эффективных моделей здоровья.
  • Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:

1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

  • образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  • предоставлены возможности для развития и самореализации,
  • включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность,
  • охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,
  • УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.

  • Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья

Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, плавания, тренажерный зал спортивного комплекса. Большой популярностью у наших детей пользуются танцевальные кружки, кружки вокала и хорового пения при Доме культуры. Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.


  • Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
  • Организация качественного горячего питания

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).

Динамика охвата горячим питанием (за три года):


– психолого-логопедическая служба

– социально-правовая служба

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей шкале данная проблема не является остро стоящей, так как на территории поселка находится Сахалинская ГРЭС, стабильно работающее предприятие, на котором работает большинство родителей наших учащихся.

Изменения социальной карты школы за три года:


2. Рациональная организация учебного процесса.

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
  • Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
  • Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)
  • Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.
  • Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.
  • Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности

Предпрофильная подготовка в 9 классах должна осуществляться на основе запросов учащихся с учетом кадрового потенциала школы. Проведенная в ходе работы диагностика позволит определить интересы и склонности учащихся, послужит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

  • Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  • Проведение прививок.
  • Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.
  • Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
  • Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
  • Обустройство пришкольной территории.
  • Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.
  • Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Стимулирующие

  • Физические нагрузки.
  • Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
  • Оформление тематических стендов на тему здоровья.
  • снизить острую заболеваемость
  • сохранить более высокие адаптационные возможности в конце учебного года
  • снизить количество случаев повышенной и высокой невротизации
  • повысить учебную успеваемость

Школа работает в одну учебную смену по календарному плану, состоящему из шести учебных периодов. Длительность одного периода от 5 до 6 учебных недель.
Промежуточная аттестация во 2 – 9 классах проходит три раза в год: после четных учебных периодов.
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что большинство участников образовательного процесса удовлетворены переходом к новому календарному плану.
Результатом перехода к данному календарному плану явилось снижение заболеваемости детей в школе, и как результат – повышение результатов обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.
В сравнении с 2005-06 учебным годом снизилось количество уроков, пропущенных по болезни.


3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.


  • Комплекс утренней гимнастики
  • Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
  • Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
  • Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления
  • Уроки здоровья
  • Спортивные соревнования
  • Занятия в спортивных секциях
  • Занятия в системе ДО
  • Занятия танцами и пением
  • Туристический кружок

Учащиеся имеют возможность посещать спортивные секции в школе и спортивном комплексе.

Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), или пугать их теми фактами, которые не касались их самих, а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, и получить грамотно и своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию.

Для того чтобы оценить работу нашего образовательного учреждения, направленного на укрепление здоровья учащихся и их родителей было проведено анкетирование.

Цель анкеты выяснить, насколько учащиеся и родители оценивают работу школы в вопросах укрепления здоровья. В опросе приняли участие учащиеся 9-12 классов школы и их родители. Общее количество опрошенных – двадцать шесть человек. Участники анкеты были разделены на две группы: 1 группа – 13 человек – учащиеся, 2 группа – 13 человек – родители. Анкетирование проводилось анонимно, возрастные и половые особенности не учитывались.

В ходе анализа полученных результатов анкет можно сделать следующие выводы. Разница в результатах двух групп незначительная. Мнение родителей и учащихся во многом совпадают. Но максимальные баллы по данному вопросу приходятся на группу детей, которые достаточно высоко оценивают роль школы и его методы в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья (диаграмма 1).

Более подробный анализ результатов анкет выявил, что родителям и учащимся мало что известно о кадровых, материальных, финансовых ресурсах, которые используются школой для образовательной деятельности по укреплению здоровья учащихся и их родителей. О специальной подготовке персонала школы по обучению здоровому образу жизни осведомлены только те родители, которые сами являются участниками образовательного процесса и им приходится с этим сталкиваться в своей деятельности.

Данные результатов анкет были предложены для рассмотрения администрацией школы для устранения недочетов в деятельности по укреплению и сохранению здоровья.

Казин Э. М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. _ М., 2009 г.

2 Проанализировав состояние каждого учащегося, можно оценить позитивный или негативный эффект здоровьесберегающей деятельности.

3 Наиболее важными характеристиками, способными отразить эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, могут служить следующие: режим дня учащихся, заболеваемость учащихся класса в течение учебного года, двигательная подготовленность учащихся класса.

7 Блок 1. Режим дня учащихся Продолжительность ночного сна в среднем за неделю на 1 учащегося Балл I-III классIV-V классVI-VII классVIII-IX класс X-XI класс 10 ч 30 мин и более 10 ч 30 мин и более 10 ч и более 9ч 30 мин и более 9 ч и более6 От 10ч 25 мин до 9ч 30 мин От 10ч 25 мин до 9ч От 9ч 55 мин до 8ч30мин От 9ч 25 мин до 8ч От 8ч 55 мин до 7ч30мин 4 Менее 9ч 30 мин Менее 9ч Менее 8ч30 мин Менее 8чМенее 7ч 0

8 Результаты исследования. Продолжительность ночного сна в среднем за неделю на 1 учащегося. ( с по ) классбаллы 110 часов 30 мин часов часов 30 мин часов часов 4 0 мин часов 30мин4

9 Время выполнения домашних заданий в среднем за неделю на 1 учащегося Балл I классII класс III -IV класс V-VI класс VII- VIII класс IX -XI класс менее 1ч 1 ч 30 мин и менее 2 ч и менее 2 ч 30мин и менее 3ч и менее 4 ч и менее 10 От 1 ч до 1ч30 мин От 1ч35 мин до 2ч От 2ч 05 мин до 2ч30мин От 2ч 35 мин до 3ч От 3ч 05 мин до 4ч От 4ч 5 мин до 5ч 7 Более 1ч30мин Более 2ч Более 2ч30 мин Более 3чБолее 4чБолее 5ч 0

10 Домашние задания даются обучающимися с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: - В 1 классе (со второго полугодия) – до 1 часа; - во 2 классе – до 1,5 часов; - в 3 – 4 классах – до 2 часов; - в 5 – 6 классах – до 2,5 часов; - в 7 – 8 классах – до 3 часов; - в 9 – 11 классах – до 4 часов.

11 Результаты исследования. Время выполнения домашних заданий в среднем за неделю на 1 учащегося. (с по ) классбаллы 11 час 30 мин мин 0 31 час 20 мин мин 0 51 час 10 мин 0 61 час 40 мин часа10 92 часа час 50мин час 45 мин 0

12 Прогулка на свежем воздухе (в часах и минутах) в среднем за неделю на 1 учащегося Балл I классII -IV классV класс VI-XI класс 4 ч и более 3 ч 30 мин и более 3 ч и более 2ч 30 мин и более 5 От 3ч 55 мин до 3ч 30 мин От 3ч 25 мин до 3ч От 2ч 55 мин до 2ч30мин От 2ч 25 мин до 2ч 3 Менее 3ч 30 мин Менее 3ч Менее 2ч30 мин Менее 2ч 0

13 классбаллы 11 час 30 мин0 221 мин0 345 мин0 443 мин0 535 мин0 648 мин час 10 мин0 91 час 47 мин мин часа 10 мин 0 Результаты исследования. Прогулка на свежем воздухе (в часах и минутах) в среднем за неделю на 1 учащегося. (С по ).

14 Блок 2. Заболеваемость учащихся класса Среднее число дней, пропущенных по болезни, в расчете на 1 ученика (по месяцам) сентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьфевральмарт апрельБалл С=О=Н=Д=Я=Ф=М=А= С :2=0+Н+Д+Я+Ф+М+А=А:2= КОЭФФИЦИЕНТ ОСТРОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ = (0 + Н + Д + Я + Ф + М + А)-(С :2)- (А:2)= Менее 37 От 3 до 145 Более 142 Более 20 %10 Процент учащихся, не болевших в течение учебного года От 12% до 20%4 Менее 12 %1 Суммарный балл

15 Результаты исследования. Заболеваемость учащихся КМСОШ по классам за 2009 – 2010 учебный год. класс % учащихся, не болевших в течении уч. года балл % % % %9 8 60% % %17

16 Блок 3. Двигательная подготовленность учащихся класса Процент учащихся, имеющих высокий уровень 25 % и более5 двигательной подготовленностиМенее 25 %2 Процент учащихся, имеющих низкий уровень Менее 25 %7 двигательной подготовленности25 % и более2 Суммарный балл

17 высокаясредняянизкаябаллы 1 класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс Результаты исследования. Двигательная подготовленность учащихся КМСОШ по классам

18 СонД/ЗпрогулкаДв/подготболезньбаллы 1 класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс

19 Итоговая сводная таблица по школе КлассСуммарный балл Рейтинг 1 20Ср. VI 2 20Ср. VI 3 31Ср. II 4 16Низ. VII 5 16Низ. VII 6 21Ср. V 7 24Ср. IV 8 30Ср. III 9 33Ср. I 10 11Низ. IX 11 33Ср. I Средний балл по школе 23 Суммарный балл больше 35Высокая Суммарный балл от 18 до 35Средняя Суммарный балл менее 18Низкая

Здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения. По разным данным около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском возрасте.

В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Заметно возросла заболеваемость: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94 % подростков.

Цель данной работы – исследование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Объект исследования - здоровьесберегающие технологии

Предмет исследования – особенности организации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

  1. определить понятие здоровьесберегающих технологий;
  2. описать значение здоровьесберегающих технологий в начальной школ;
  3. представить условия здоровьесбережения младших школьников;
  4. провести мониторинг состояния здоровья учащихся;
  5. предложить практику реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школах.

Методы исследования – изучение научно-теоретической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез результатов исследования.

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические исследования здоровьесберегающих технологий

1.1 Понятие здоровьесберегающих технологий

Современное представление о здоровье имеет системный характер: Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе за-писала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Состояние благополучия (в современном представлении – качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека. Ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого–здравоохранительных проблем образования. В.Ф. Базарный говорит, что «…здоровье – это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая [1]

Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. [3]

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров [4]

Согласно Федеральным образовательным стандартам в качестве ведущих выделились задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Есть уверенность, что проходящая реформа образования, в числе основных целей которой впервые выделено сохранение и укрепление здоровья детей, сможет решить эти задачи, обозначенные в России более 100 лет назад.

1.2 Значение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тре-вогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками два-дцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным всероссийской диспансеризации 2002г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормаль-ный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсив-ный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, ор-ганизм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способ-ствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении. [5]

Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение.

Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников.

Поэтому важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.

Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. Использование технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организм.

1.3 Условия здоровьесбережения младших школьников

По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

Принять знаниями и усвоить новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на организм. [7]

Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Обучение необходимо организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Учитель должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности. Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель – с охранение здоровья детей.

Используя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни. По ФГОС сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы. Традиционно считается, что здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач ему не потребуется.

Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

  • учебный материал должен соответствовать возрастным особенностям познавательной деятельности.
  • обучение должно строится на оптимальном уровне сложности; использование разнообразных методов и форм обучения.
  • чередование двигательных и статических нагрузок.
  • индивидуальный и дифференцированный подход, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
  • использование наглядности.
  • использование разных форм подачи информации
  • создание комфортной, благоприятной атмосферы в классе
  • формирование положительной мотивации к обучению.
  • формирование у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым:

Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе постоянно, ежедневно и на каждом уроке.

Ребёнок – субъект применяемых технологий и их участник. Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка.

Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала положительно, после чего отмечаются ошибки.

Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление. Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая задача учителя.

2. Исследование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

2.1 Мониторинг состояния здоровья учащихся

Мониторинг здоровья учащихся был организован на базе МОУ СОШ №104.

Для контроля здоровьесберегающих основ были выявлены следующие основные показатели:

- динамика когнитивного развития учащегося;

- рост достижений ребенка по учебным дисциплинам;

- особенности личностного развития учащегося;

- психологическое здоровье учащегося.

Рост достижений ребенка по учебным дисциплинам отражается на уровне обученности, который включает количественные показатели – результат успеваемости (оценки четвертям, за год обучения) и качественные: результаты написания срезовых работ, анализ типичных ошибок.

Динамика когнитивного развития рассматривается через анализ уровня умственного развития и уровня обучаемости ребенка.

В данной работе будем придерживаться следующих свойств: обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мыслительной деятельности. Степень развития и характер сочетания указанных свойств, особенно мыслительной деятельности, определяет собой индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями, на основе чего делается прогноз возможных достижений в процессе обучения каждого учащегося.

Для диагностики используется апробированный и валидный инструментарий. Для реализации этого принципа, используются методики, в которых уже заложено соответствие этому требованию.

Выделены 4 уровня:

Нулевой и первый уровни – низкая обучаемость, второй – средняя, третий – высокая.

После сбора информации о потенциальных возможностях учащихся проводится психолого-педагогический совет. С участием всех учителей, работающих в данных классах. В процессе обсуждения совместно с педагогами особенностей учащихся мы выделяем детей, у которых есть расхождение между уровнем обучаемости и обученности, причины расхождения, область затруднения ребенка, проблемы класса в целом. Определяем основные направления работы с классом и отдельными учащимися по развитию познавательных процессов, особенно мышления. Эти направления работы реализуются учителями в процессе преподавания своего предмета и психологами в работе специальных коррекционных групп.

Также особенности личностного развития учащегося, сохранения и укрепления их здоровья, проявляются и в уровне воспитанности.

Выделяем, как и в процессе анализа уровня обученности четыре уровня воспитанности:

  • достаточный,
  • средний,
  • низкий
  • неудовлетворительный.

Диагностика уровней воспитанности и обученности взаимосвязаны между собой, взаимно дополняют друг друга. А в процессе взаимосвязи влияют на качество обученности. Без мотивации, даже при высокой обучаемости, ученик может показать низкие результаты обученности. Процесс обучения определяется главным образом творческой, внутренне мотивированной деятельностью учащихся, что и составляет суть воспитания.

Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе, применение личностно-значимых способов учебной деятельности, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности ―это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Такие методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся в учебном процессе, что способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся.

Задачей диагностической деятельности в школе является своевременное изучение актуального психического состояния учащихся.

Используемая система диагностической деятельности включает три основных схемы:

1 – диагностический минимум по изучению уровня обучаемости и воспитанности учащихся;

2 – углубленное психодиагностическое обследование;

3– первичная дифференциация нормы и отклонений в развитии учащихся.

Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения опытно-экспериментальной работы. Схемы взаимосвязаны между собой и применяются в определенной последовательности (таблица 1,2).

Таблица 1.

Психолого-педагогическое исследование учащихся школы

исполнители

проблема

сроки

класс

Изучение познавательной и мотивационно-волевой сферы учащихся:

а) диагностика уровня обучаемости (умственное развитие, внимание, память, работоспособность);

б) диагностика уровня воспитанности (мотивация учения, личностно-волевые качества);

в) межличностные отношения в классе, статусное положение учащегося.

Углубленная психологическая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы;

Беседа с учителями;

Изучение медицинских карт.

При необходимости проведение ПМПК

Диагностика результатов работ, анализ оценок;

Диагностика личностных затруднений учеников (анкетный метод)

Уровень сфолрмированности компонентов учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля, действие оценки).

Изучение причин связанных с пробелами в знаниях учащихся.

Таблица 2

Определение причин затруднений у учащихся выявленных групп

Проведение психолого-медико-педагогического совета

Заполнение информационных карт

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения данных групп учащихся

Реализация программы психолого-педагогических мер

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися

Выбор образовательной технологии (разработка поуровневых, дифференцированных заданий).

Работа с семьей, внешкольными организациями.

Для решения вопроса о здоровьесбережении обучающихся и воспитанников поставлена задача раз­работки и применения на практике здоровьесберегающих тех­нологий, своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья для наиболее эффективной организации оздорови­тельных и профилактических мероприятий.

Для этого проводятся обязательные ежегодные медицинские осмотры школьников и воспитанников. На первом этапе обследования используются некоторые элементы программы доврачебного медицинского обследования, в том числе:

- индивидуальная оценка физического развития детей и подростков;

- измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипо­тонических состояний;

- оценка уровня физической подготовленности;

- скрининг-диагностика остроты зрения.

Во время диспансерного осмотра выявлен уровень заболеваемости глаз у детей. Для этого на каждом уроке педагоги проводят пятиминутную гимнастику для глаз.

Читайте также: