Комплексная образовательная деятельность в детском саду это

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Дюдина Марина Сергеевна

Населенный пункт: Белгородская область, Ракитянский район, с. Венгеровка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть включать все образовательные области. Особенность современного дошкольного образования в том, что непосредственно образовательная деятельность происходит без принуждения детей, у неё нет начала и конца, она может продолжаться в режимных моментах, а так же она вариативна и включает индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

Такой подход к проведению непосредственно-образовательной деятельности даёт возможность педагогам творчески подходить к развитию детей, к раскрытию их индивидуальных способностей. У каждого ребёнка есть особенности восприятия информации, одному важно проговорить, чтобы усвоить определённые знания, другому нарисовать или слепить. Каждый ребёнок различно воспринимает и усваивает знания, поэтому развивающая среда в группе должна быть насыщенной и предоставлять возможность детям реализовать свои навыки.

Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

Свободная деятельность детей во время непосредственно-образовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать, другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования. Если ребёнок в данный момент не желает заниматься каким-либо видом деятельности, то необходимо предоставить ему возможность релаксации. Возможно, ребёнок перегружен эмоционально или по другим причинам не в состоянии в данный момент включиться в познавательную деятельность, с этим ребёнком необходимо провести индивидуальную работу позже, когда он будет готов к усвоению программных задач или предоставить возможность родителям дома закрепить, то, что освоили дети в группе.

Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Игра как ведущая деятельность дошкольников, так же является важной составляющей, без которой не обходится непосредственно-образовательная деятельность. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры не только предложенные воспитателем, но и придуманные самими детьми помогают постичь любые образовательные программные задачи.

Метод коллекционирования и презентации коллекций, поможет в освоении обобщения и классификации предметов. Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей. Выставка рисунков, поделок на заданную тему поможет закрепить освоенные программные задачи. Непосредственно-образовательная деятельность должна включать наглядный, практический, словесный методы обучения.

Непосредственно-образовательная деятельность по ФГОС ДО – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.

Они по ФГОС немного изменились и вам их нужно выучить заново:

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- конструирование из разных материалов,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Критериями оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО являются: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ; реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных; интеграция всех образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

Важной составляющей проведения НОД является доброжелательная атмосфера в группе сверстников, поэтому с детьми старшего дошкольного возраста решаются задачи социализации и коммуникации в первую очередь. Дети не должны бояться проявлять инициативу, ошибаться, оценочное суждение не должно касаться личности ребёнка, педагог должен принимать любые проявления способностей ребёнка в образовательной деятельности как его самовыражение. С детьми младшего дошкольного возраста особое значение для создания положительной эмоциональной обстановки, является одобрение и похвала со стороны взрослого каждого ребёнка отдельно и всей группы в целом.

Целью непосредственно-образовательной деятельности является усвоение детьми образовательной программы дошкольного учреждения, но при этом должны учитываться возможности освоения ребёнком программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Программа дошкольного учреждения должна способствовать развитию личности с учетом психологических и физиологических особенностей детей, способствовать социализации и индивидуализации каждого ребёнка. Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.

Основным принципом образовательной деятельности является гуманный подход к процессу образования, дошкольники обладают природным детским любопытством и желанием познания, поэтому навязывать неприемлемую для них форму образовательной деятельности нельзя, необходимо педагогам дошкольных учреждений найти среди многообразия педагогических методов и приёмов наиболее оптимальные для каждого ребёнка.

Таким образом, роль воспитателя в непосредственно-образовательной деятельности сводится к тому, что педагог не учит детей, а предоставляет возможность научиться каким-либо навыкам самим. Дети, делая свои маленькие открытия и гордясь своими достижениями, чувствуют себя самостоятельными полноценными личностями. В этом и заключается самоценность детства как периода познания мира и формирования личности.

Список литературы

1. Васюкова Н.Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции-Тольятти ТГУ,2002 –Том 1.

2. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В.- М.: Издательство: Феникс, 2004.- 384с.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155

Комплексная образовательная деятельность,как форма обучения детей дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
2_referat._elena.docx 22 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная образовательная деятельность,

обучения детей дошкольного возраста.

Бердникова Елена Валерьевна

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Задача современной педагогики – реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.

Необходимо стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка, а в целом удовлетворяла бы запросы и родителей, и общества.

Образовательная деятельность, проводимая в комплексе, включает все средства реализации программы, которые представлены в плане – программе образовательно – воспитательной работы в детском саду.

Для интеллектуального развития маленького человека, для уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение игровой вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение.

Интегрированная деятельность способствует всестороннему развитию ребёнка, особенно важна она в умственном воспитании и сенсорном развитии. Здесь дидактический элемент сочетается с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринуждённостью выполнения заданий.

Мероприятия, проводимые в комплексе, позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности. Необходимо отметить, что комплексные занятия предусматривают частую смену видов учебной деятельности, т. к. это позволяет удержать внимание ребёнка данного возраста достаточно длительное время. Для поддержания необходимого уровня работоспособности детей во время образовательной деятельности проводят физ. минутки, подвижные игры, упражнения на релаксацию. Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяет потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

Комплексная образовательная деятельность в конечной цели направлена на развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Упражнения по развитию внимания, памяти и мышления помогут дошкольнику среднего возраста начать учиться классифицировать, сравнивать, определять последствия событий, находить простейшие закономерности, делать свои первые умозаключения.

Перед каждой деятельностью проводится подготовительная работа. Углубление и закрепление знаний осуществляется во время образовательной деятельности, проводимой в увлекательной для детей игровой форме. Все игры и задания взаимосвязаны, вытекают одно из другого и, обязательно, объединены общей сюжетной линией. После образовательной деятельности детям предлагают несколько игровых упражнений, выполняя которые, дети опираются на полученные знания. Можно повторить и основной материал, если дети его недостаточно усвоили.

Комплексные мероприятия предполагают творческое отношение педагога к планированию. Все части образовательной деятельности подвижны. Воспитатель может одну из частей перенести на прогулку или вечер. Поэтому, предлагаемый материал может отрабатываться в течении всей недели. Такая деятельность рассчитана на небольшие подгруппы. Проходить она должна эмоционально и динамично.

Дошкольники рисуют, сидя за партами

Требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) определяются пути и способы следования целевым векторам обучения, воспитания и развития дошкольников. К таким вариантам структурирования учебно-воспитательного процесса относится проведение интегрированных и комплексных занятий. Остановимся на особенностях подготовки и проведения тех и других.

Сходства и различия интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

Мальчик и девочка рисуют красками

Оба вида занятий направлены на интеграцию разных образовательных областей в рамках одного урока

Общие черты

К характеристикам, которые роднят два вида занятий, можно отнести:

Дети стоят вокруг декорации дерева с осенними листьями

На интегрированных и комплексных занятиях обязательно используются яркие зрительные образы

Таблица: различия между интегрированным и комплексным занятиями

В каждой возрастной группе можно выделить преимущественный вид занятий, обусловленный особенностями накопления опыта у конкретного ребёнка или группы воспитанников. Поэтому, например, в младших группах акцент делается на комплексные уроки, не требующие базы знаний, умений и навыков (ЗУН), погружающие в тему изучения глубже, а в старшей, когда у детей уже вполне достаточно опыта, — на интегрированные, способствующие систематизации и обобщению ЗУН из разных областей образовательного процесса.

Зачем нужны занятия интегрированного и комплексного характера

Учитывая структурное сходство обоих видов уроков, цели их проведения, представляя образовательную триаду, будут идентичны:

  • обучающие — составить представление об объекте или явлении окружающей действительности, научить самостоятельному поиску информации по теме;
  • развивающие — способствовать развитию речи, процессов мышления, внимания, усидчивости;
  • воспитательные — формировать позитивное мироощущение.

К задачам, реализующим эту триаду, относятся:

Это интересно. Цели и задачи интегрированных и комплексных занятий для разных возрастных групп будут идентичными, так как они определены сутью этих видов уроков. Различия будут касаться конкретного содержания, обусловленного темами для изучения с детьми разного возраста.

Дети в масках животных для театрализации

Интегрированные и комплексные занятия способствуют развитию творческих способностей детей

Роль интегрированных и комплексных занятий в развитии дошкольников

Задача современного образования состоит в том, чтобы уйти от механического заучивания и повторения материала, изложенного педагогом. Ребёнок уже с раннего возраста должен испытывать радость от сотрудничества, сотворчества с другими детьми и взрослыми. При этом возможность проявить на уроках инициативу, самостоятельность, творческие способности создаёт для малыша ситуацию успеха, переживание которой является важным условием становления успешной личности. Кроме того, интеграция видов образовательной деятельности, на основе которой построены комплексные и интегрированные занятия, создаёт условия для:

  • удовлетворения потребности детей в двигательной активности;
  • укрепления и сохранения эмоционального, умственного и социально-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Основной акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную активность ребят:

  • рисование (разными средствами и в разных техниках);
  • ручной труд (создание поделок, аппликаций);
  • сочинение песенок, стихотворений, коротких историй;
  • танцевальные, песенные импровизации.

Эти виды деятельности дополняют знания малышей новой информацией, заставляя педагога искать приёмы для воспитания активной творческой позиции у дошкольников.

Дети держат поделки в виде светофоров

Акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную деятельность детей

Типы и формы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Как уже отмечалось выше, структурно эти виды занятий не отличаются, поэтому тип и форма организации материалов в их рамках также будут идентичными.

Таблица: типы и формы организации интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

Это интересно. Классификация типов и форм занятий является общепедагогической, то есть применимой и для детских садов, и для школ. Однако для школьного этапа образования перечень типов дополняется уроками устного, письменного и комплексного контроля знаний, умений и навыков. Но и в детском саду, и в школе самым востребованным является комбинированный урок, совмещающий в себе черты всех остальных типов.

Дети участвуют в эстафете с ведёрками

Игра является основной формой проведения разных типов интегрированных и комплексных занятий

Приёмы, используемые на интегрированном и комплексном занятии

Поскольку оба вида занятий построены на соединении разных видов деятельности в разработке одной темы, то и методические приёмы, обеспечивающие цельность структуры уроков, одинаковы.

Это интересно. На интегрированных и комплексных занятиях используется наиболее полный перечень методических приёмов взаимодействия с детьми.

Словесные приёмы

Речевое взаимодействие с малышами является важным средством не только донесения сути материала, но и эффективным способом развития речи у детей младших групп или расширения словарного запаса у детей средней и старших групп.

Объяснение

Дети сидят вокруг педагога с коробкой с игрушками

Объяснение обычно сопровождается наглядностью

Стихотворения и загадки

  • Хоть на ножке он одной,
    Крутится как заводной.
    Лишь устанет — на бочок.
    Яркий, озорной … (Волчок).
  • Эта мягкая игрушка —
    Длинноухая зверюшка.
    Ей морковку в лапку дай-ка,
    Ведь игрушка эта — … (Зайка).
  • Кирпичи возьмём цветные,
    Сложим домики любые,
    Даже цирк для публики.
    Ведь у нас есть … (Кубики).

Беседы

Речевой приём, который имеет большое значение для реализации целей проведения интегрированного и комплексного занятия. Дети учатся искать ответы на проблемные вопросы, то есть развивают критическое мышление, а также вести диалог, участвовать в дискуссии и приобретают такое ключевое для социально-коммуникативного развития качество, как терпимость к точке зрения, отличающейся от собственной. Беседы в ДОУ могут быть нескольких видов, но наиболее востребованными являются познавательные и этические.

Подборки картотек бесед делаются под возраст воспитанников:

Дети поднимают руки, чтобы отвечать

Беседа приучает малышей вести диалог, выслушивать других участников обсуждения

Рассказ

Сразу после прослушивания сказки я провожу проверку понимания сюжета, задав малышам 3–4 вопроса:

  • Как звали героев сказки?
  • Что сделал Гриша?
  • К чему привело неосторожное обращение с огнём?
  • Почему нельзя трогать спички?

Сидящие на ковре дети слушают педагога

Сказки помогают привлечь внимание детей, объединив их одним видом деятельности

Чтение

Три девочки рассматривают книгу

Чтение не только способствует тренировке этого навыка у детей, но и помогает воспитывать у малышей инициативность и самостоятельность

Группа наглядных приёмов

Наглядность занимает прочные позиции среди других способов организации взаимодействия с детьми на интегрированных и комплексных занятиях. Это связано с тем, что ведущий тип мышления у дошкольников — наглядно-образный. Среди зрительных приёмов универсальными являются:

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств , в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе . Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Читайте также: