Что такое духовное производство кратко

Обновлено: 04.07.2024

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — деятельность, обеспечивающая формирование сознания, важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами. Признание активной роли сознания необходимо, следовательно, расширить до признания производства самого сознания, вырабатывающего особую общественную форму, благодаря и посредством которой индивиды интегрируются в социальную систему и получают возможность осуществлять совместную деятельность.

Классическая политэкономия отождествляла общественное производство с материальным. Термин “духовное производство” ввел в своем курсе лекций по политической экономии русский экономист и историк Андрей (Анри) Шторх (курс был прочитан великому князю, будущему императору Николаю I в 1815 и издан в Париже в 1823). Различая материальные блага и т. н. “внутренние блага, или элементы цивилизации”, Шторх выделил сферу духовного производства как особое подразделение общественного производства. К. Маркс в своей “Теории прибавочной стоимости” (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 278—282) видит заслугу русского экономиста в том, что он не отождествляет производство с материальным производством, с одной стороны, и преодолевает начатую А. Смитом традицию относить духовную деятельность к “непроизводственной сфере”—с другой.В то же время Маркс критикует его за непонимание связи двух видов производства. Появление и выделение духовного производства в особую сферу общественного производства марксизм объясняет исторически возникшим разделением труда, в частности материального и духовного. Эти виды труда в классовом обществе выпадают на долю разных индивидов. В дальнейшем под духовным производством стали понимать либо производство духовных ценностей, т. е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, либо производство общественного сознания в его исторически конкретных формах (политики, права, научной религии, искусства, морали и т. д.).

В современной социальной философии и социологии знания анализируется “индустрия знаний”, т. е. сфера их производства и распространения, включающая в себя: 1) научные исследования и разработки; 2) образование; 3) средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать, телефон и т. д.); 4) информационные машины, в т. ч. компьютеры и информационные сети; 5) информационные услуги (Ф. Махлун). Современные промышленно развитые страны создали мощную техническую и социальную (институциальную) инфраструктуру производства и распространения знаний, а в грядущем информационном обществе производство и распространение знаний становится основным и экономически прибыльным занятием технически развитых наций. Понятие “духовное производство” фиксирует социальный характер деятельности по созданию и распространению знаний, превращающийся в капиталистических обществах в область разделения труда со своей инфраструктурой, нормами и институциями. Наука как система, производящая научно-технические знания, включает в себя институции, ответственные за получение научных знаний, и подсистемы, ответственные за превращение их в конечный продукт (техническую, технологическую и организационную информацию). В современном обществе создана разветвленная сеть институций образования и распространения знаний.

Лит.: Мегрелидзе К. Р. Основная проблема социологии мышления. Тбилиси, 1965; Махлун Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966; Диксон П. Фабрики мысли. М., 1976.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Духовный и материальный мир человека различает множество особенностей. Аналогичные принципы присутствуют и в производственной сфере. Материальное производство – это важный аспект человеческой жизни, но без духовных продуктов люди также не смогли бы существовать.

Духовным производством принято называть сферу деятельности человека, направленную на создание нового, ценностного духовно, продукта. Создать такую ценность могут только талантливые люди и профессиональные объединения. Что такое отрасль духовного производства? Это определенная сфера, процесс работы, который приносит удовлетворение человеку и духовное наслаждение окружающему миру. В качестве примеров можно рассмотреть:

  • Художник, рисующий картину, передает ее в музей. Она хранится там многие годы, обретает истинную ценность. Люди со всего мира приезжают любоваться искусством.
  • Ученый, открывший формулу эффективного лекарства от смертельной болезни. Она будет использоваться для спасения людей на протяжении длительного времени.
  • Скульптор, создавший роскошную скульптуру. Она будет установлена в городе, станет одной из его достопримечательностей.

Потребление продуктов развивает, формирует мировоззрение человека. У него создается определенное представление, идеал, принцип или моральные ценности. Духовная деятельность много лет является основой культурных традиций, обычаев, веры многих национальностей. Некоторые продукты могут годами передаваться из поколения в поколение. Другие результаты деятельности люди модифицируют, совершенствуют. Это касается науки, медицины, исследований.

Чтобы сохранить и передать новое достижение духовного производства, людям всегда был необходим носитель. Из уст в уста передавались только результаты народного творчества. Это касается мифов, народных поговорок, легенд. Примеры носителей:

  • Формула нового лекарства.
  • Кинопленка с документальным фильмом.
  • Проект архитектурного памятника города.
  • Книга с известным произведением.

Особенности духовного производства

Особенности духовного производства

Организация духовного производства позволяет человеку удовлетворить духовные потребности. Продукты изготавливаются с помощью сознания, умственного труда, чувств и ощущений индивида. Он делится ими с социумом, передавая свои мысли, труды. Такая деятельность относится к разновидностям квалифицированного умственного труда. Задача данной сферы – создание единого, целостного сознания в социуме.

К особенностям духовного производства относятся и его продукты. В них люди могут воплотить собственные идеалы. Однако каждый результат такой работы навсегда связан с его создателем. Даже через века остаются известными авторы постановок и литературы, первооткрыватели химических веществ, создатели уникальных зданий.

Процесс производства направлен не только на то, чтобы удовлетворить потребность. Продукты науки, творчества, совершенствуют общественную жизнь. Они важны для экономики, политики, социума и других областей жизни. За счет новых технологий, идей, люди прогрессируют в развитии.

Особенность, различающая материальное и духовное производство, является отсутствием ограниченности. Люди способны самостоятельно удовлетворять свои потребности, создавая инновации и шедевры. Они используют собственные таланты и возможности.

Функции и структура духовного производства

Все люди на планете потребляют блага, созданные за счет духовности. Заниматься их производством в одном из направлений может практически каждый. Для этой деятельности люди используют внутренние силы. К основным функциям данного направления относятся:

  1. Развитие потребности в социуме к получению возвышенного, духовного, внутреннего удовлетворения.
  2. Возможность людям из различных поколений делиться своими навыками, чувствами, опытом.
  3. Создание принципиально новых подходов и методик фундаментального, прикладного типа.
  4. Развитие социального, политического сектора, совершенствование ценностных ориентиров общества.
  5. Создание общественной мысли за счет индивидуальности мнения каждого индивида.

Духовное производство обладает своей уникальной структурой. Она состоит из четырех этапов:

Духовное производство – это производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Оно развивалось исторически. Вначале духовные потребности человека не существовали отдельно от материальных. И только впоследствии, по мере того как производство материальных благ создало для этого необходимые условия (устойчивое воспроизводство прибавочного производства), духовное производство превратилось в самостоятельную отрасль.

Виды духовного производства:

    · а) духовное потребление; · б) духовное распределение; · в) духовный обмен; · г) духовные отношения.

Функции духовного производства:

1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

5. Формирование духовных потребностей, т. е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Духовное потребление направлено на потребление, на удовлетворение духовных потребностей людей, оно может быть двух видов:

а) стихийное – когда никем не направляется и человек на свой вкус выбирает ценности;

б) целенаправленное – когда навязывается рекламой, средствами массовой информации, т. е. происходит манипулирование сознанием людей

Духовные отношения – это прежде всего отношения разума и чувств человека к тем или иным духовным ценностям, а в конечном счете – ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца, проявляясь в отношениях между людьми к тем или иным ценностям.

Цель духовного производства – воспроизводство общественного и индивидуального сознания в его целостности. Общественное и индивидуальное сознание не могут существовать друг без друга, но они не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании, кроме общезначимого, много сугубо личного, неповторимого: особенности характера, темперамента, уровень культуры и многое другое.

Индивидуальное сознание – есть отражение общественного бытия отдельным человеком через восприятие им конкретных условий жизни и его психических особенностей. Процесс формирования сознания осуществляется посредством:

1) контакта с другими людьми и овладения речью;

2) вовлечения в различные виды человеческой деятельности и осмысления ее содержания и значения;

3) усваивания духовной культуры прошлых поколений, современников и использования ее в соответствии с социальным значением;

4) усваивания приемов, умений и навыков работы с предметами материальной культуры и др.

Таким образом, индивидуальное сознание – это индивидуальные особенности восприятия и отражения людьми различных явлений общественной жизни, что порождает определенные особенности в их поведении и действиях.

Общественное сознание – это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны жизни общества. Оно возникает из общественной практики людей как результат ее осознания. Именно в ходе совместной деятельности люди осмысливают социальную действительность. В этом суть социальной природы общественного сознания.

Специфика общественного сознания, как уже говорилось, заключается в том, что оно по отношению к общественному бытию вторично и относительно самостоятельно. Однако вторичность общественного сознания не означает умаления его роли. Оно является необходимой стороной общественно-исторического процесса. Без него невозможно представить себе общественный процесс.

Относительная самостоятельность проявляется в следующем:

а) общественное сознание может отстать от общественного бытия;

б) общественное сознание способно опережать общественное бытие;

во-вторых, общественному сознанию присуща преемственность (те или иные идеи вырастают на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями);

в-третьих, в рамках общественного сознания происходит активное взаимодействие различных форм (политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное), которые оказывают влияние друг на друга;

в-четвертых, общественное сознание способно активно обратно воздействовать на общественное бытие.

При этом необходимо учитывать два обстоятельства:

а) сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей;

б) активное воздействие на общественное бытие может быть:

Структура общественного сознания:

Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Павлов Александр Константинович, -

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия, г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

Духовное производство и духовное потребление

Духовное производство – это производство новых духовных ценностей (научных трудов, литературных сочинений, произведений архитектуры и скульптуры, музыки, живописи), которые несут созданные их авторами идеи, взгляды, образы, чувства, оценки, представления.

Духовное производство неразрывно связано с материальным:

· средства духовного производства (бумага, кисти, холсты, киноплёнка и др.) – необходимое условие духовного производства;

· некоторые продукты духовного производства являются одновременного элементами материального производства (например, технические идеи и научные теории становятся производительной силой).

Духовное производство осуществляется особыми группами людей, профессионально осуществляющих духовную деятельность и имеющих специальное образование в этой области. Однако, специфика духовного производства состоит в том, что оно находится не только на основе профессиональных навыков, т.к. процесс духовного производства должен отличаться новизной, уникальностью.

Духовное производство включает в себя не только профессиональную деятельность, но и деятельность, постоянно осуществляемую народом: народный эпос, народная медицина.

Продукты духовного производства создаются не только для удовлетворения существующих в обществе потребностей в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника. Таким образом, ценность имеет не только результат духовного производства, но и сам процесс создания произведения. С этой особенностью духовного производства связано то, что некоторые технические изобретения и художественные произведения были поняты и оценены лишь после смерти их создателей, а иногда – через века.

Подытоживая всё вышесказанное, можно определить духовное производство как деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых – удовлетворить духовные потребности человека, воздействовать на его сознание. Это воздействие влечёт за собой рост духовной культуры людей и обеспечивается деятельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, т.е. духовно-практической деятельностью.

Если духовное производство – это создание духовных ценностей для удовлетворения духовных потребностей людей, то собственно процесс удовлетворения – это духовное потребление.

К основным духовным потребностям человека относятся: потребность в познании, стремление осваивать мир по законам красоты, потребность в общении. Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую и духовно-продуктивную деятельность и деятельность духовного потребления. Духовные потребности изменяются и расширяются под воздействием, как производство духовных благ, так и их потребления.

Можно выделить следующие особенности духовного потребления:

· в процессе удовлетворения духовных потребностей, духовные ценности, являющиеся предметом потребления, не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью;

· процесс духовного потребления является, в определённой мере, и процессом духовного производства, т.е. носит творческий характер.

Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, а с другой – соответствующие знания, умения и навыки. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей. Чем выше культура человека, тем больше средств он выделяет на удовлетворение духовных потребностей (покупку книг, журналов, посещение театров, картинных галерей, концертов и т.д., и т.п.), и тем больше времени он затрачивает на различные виды духовного потребления: самообразование, чтение и т.д., и т.п. Таким образом, потребление духовных ценностей зависит, прежде всего, от субъекта этой деятельности, его духовных запросов.

Читайте также: