Компетентность педагога доу в условиях реализации национального проекта образование

Обновлено: 02.07.2024

Не развивающийся педагог никогда не сможет воспитать творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования.

1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения ФГОС ДО.

2. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий.

3. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.

4. Недостаточное умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.

Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагога.

Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования.

Цель проекта : Создание условий обеспечивающих качество дошкольного образования через формирование педагогической компетентности и стимулирование профессионального и личностного роста педагогов ДОУ.

В соответствие с намеченными целями были определены задачи:

1. Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.

2. Создать условия, способствующие проявлению педагогами профессиональной компетентности, творчества, реализации себя как личности.

3. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.

4. Мотивировать педагогов на профессиональное развитие, что бы повысить заинтересованность в повышении образовательного и профессионального уровня.

5. Создать единую систему мониторинга.

6. Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов.

1. Материально-техническое обеспечение.

2. Методическое обеспечение изданиями периодической печати и инновационной литературой.

3. Грамотное построение методической работы с педагогическими кадрами

• Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.

• Повышение качества образовательного процесса и методической работы в ДОУ.

• Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в городском, республиканском и российском масштабе.

Участники проекта :

Педагогический коллектив

Сроки реализации проекта :

Долгосрочный, 1 учебный год

Тип проекта :

Основные направления проекта :

I этап – информационно – аналитический

II этап – практический

III этап – заключительный

I этап – информационно – аналитический /сентябрь-октябрь 2017г. /

Цель: Выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;

Информационно-аналитическая деятельность :

• Мониторинг инновационного потенциала педагогов.

• Мониторинг потребности педагогов в развитии.

• Мониторинг удовлетворенности родителей организацией работы ДОУ.

• Разработка основных направлений преобразования.

• Создание организационного обеспечения развития профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

• Определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

• Изучение опыта работы педагогов.

II этап – практический /ноябрь 2017г. - апрель 2018г. /

Цель: Реализация плана работы по развитию профессиональных компетенций педагогов, на основании выделенных проблем.

Мероприятия по реализации проекта с педагогическими кадрами :

• Участие в городских ярмарках педагогических инноваций.

• Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.

• Проведение ролевых игр, деловых игр, разбор конкретных ситуаций.

• Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы.

• Самостоятельное изучение новинок методической литературы.

• Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений.

• Использование Интернет- сайта.

• Система мониторинга по вопросам самообразования.

• Разработка индивидуального маршрута профессионального саморазвития, профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ.

• Оказание методической помощи педагогам (подбор методической литературы, консультирование по возникающим вопросам).

III этап – заключительный /май 2018г/

Цель: Выявление уровня успешности реализации проекта, определение перспектив в дальнейшей деятельности.

• Обобщение и трансляция передового педагогического опыта.

• Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей.

• Подведение итогов проекта.

Выводы о результатах работы

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования педагогов :

• разработаны методические пособия, программы, сценарии;

• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;

• разработана и проведена открытая организованная образовательная деятельность по собственным, авторским технологиям;

• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотеки по проблеме;

•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• составлены перспективные планы работы с детьми;

• организованы выставки работ дошкольников и педагогов по теме самообразования.

2. Арабаджи В. А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3;

4. Пашкевич Т. Д. Петрусевич В. В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ. 2010. № 3;

5. Г. Яковлева Как оценить профессиональную компетентность педагога. //Дошкольное воспитание. 2009. № 10;

6. Яковлева Г. В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6;

7. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ. М. : Линка-Пресс, 2000г.

8. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ 9. Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С. 74

10. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С. 95.

11. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О. А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С. 4.

12. Белая К. Ю. 2007. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера.

13. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М. : Айрис – Пресс.

14. Сластенин В., Исаев И. 2012. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М. : Педагогика.

15. Проектирование развития ДОУ [Текст] : методическое пособие / С. В. Кузнецова и др. – М. : Сфера, 2009. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Формирование профессиональной компетентности начинающих педагогов ДОУ в условиях ФГОС до Целью моей педагогической деятельности является: Создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов с введением ФГОС.

Формирование профессиональной компетентности педагога Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиями к его компетентности, - одна из основных проблем на современном этапе.

Формирование у педагогов ДОУ потребности в профессиональном самовоспитании Пoвышeниe кaчeствa дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических.

Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности Детский сад № 411 состоит из двух корпусов, первый корпус по улице Зорге, 23 после капитального ремонта открылся в 2008 году, второй корпус.

Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей. Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей. ФИО.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиональная компетентность педагога

в контексте реализации Национального проекта

Профессиональная компетентность преподавателя в современных условиях не только позволяет достичь высоких эффектов в профессиональной деятельности, она выступает своеобразным гарантом обеспечения модернизационных процессов в системе образования, и здесь необходимо остановиться на приоритетах политики государства в сфере образования, которые определят перспективы развития профессиональной компетентности преподавателя на протяжении ближайших 5 лет.

Положение России в основных рейтингах по образованию: по данным на 2016 год Россия занимает 34 место.

Обеспечение вхождения Российской Федерации в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.

Воспитание гармонично-развитых и социально-ответственных личностей на основе духовно-нравственных ценностей.

Пилотные проекты, запущенные в ряде регионов, показали неудовлетворительную профессиональную компетентность педагогов. В 13 регионах прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась.

Сеть центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; комплексное повышение компетенций управленческих команд ОО.

Сеть аккредитационных центров профессионального мастерства работников системы образования наряду с существующей системой аттестации педагогических кадров.

Новая модель аттестации на основе единых оценочных требований и стандартов.

Аттестация руководителей ОО.

Сетевые сообщества педагогов.

Комплекс мер по популяризации профессии учителя, в т. ч. меры поддержки молодых учителей, работающих в сельской местности и школах с низкими образовательными результатами.

Традиционные и новые конкурсы профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования.

В результате реализации проекта будут внедрены к концу 2020 года в Российской Федерации национальная система учительского роста (НСУР) и национальная система профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР).

НСУР и НСПР ПР – это две взаимодействующие системы, которые обеспечат высочайший уровень профессиональной компетентности педагога и условия для ее эффективного развития.

В основе национальной системы учительского роста (НСУР) лежит более усовершенствованная форма аттестации учителей. В профессиональной среде давно уже назрел запрос на внедрение единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (единые федеральные оценочные материалы – ЕФОМ), поскольку действующая система аттестации не имеет единых критериев оценки, что не позволяет видеть объективную картину, в то время как новая форма аттестации будет более точно отображать качество преподавания и профессионализм педагогов.

Новая система охватит в том числе и выпускников профессиональных организаций. Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов - это станет "входом в профессию". Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ.

Компетентность в области преподаваемого предмета (письменная работа, тестирование).

Психолого-педагогическая и коммуникативная компетентность (знание и умение применять на практике основ психологии, педагогики, в том числе методики и владение современными технологиями).

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне.

Первый "блок" - письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа.

Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

- Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс - анализ учителя собственной работы на уроке.

И последний "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

Кроме ЕФОМ, будут учитываться при аттестации отзывы учеников, работодателя, мнения выпускников, личностные достижения педагога (соотношение – 60% и 40%).

Результаты аттестации должны лечь в основу индивидуального маршрута профессионального роста. На это будет нацелена Национальная система профессионального роста педагогического работника (НСПР ПР). В целом в этому систему должно быть включено 50% педагогов России.

Профессиональный рост педагогов будет осуществляться в центрах непрерывного повышения педагогического мастерства. Таким образом будет развиваться новая структура повышения квалификации, где функционируют и традиционные институты, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, проводящие профессиональную переподготовку и реализующие массовые программы, которые в профессиональной среде называются плановым повышением квалификации, и ресурсные центры, которые берут на себя функции анализа результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, оказывают им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов. Здесь педагоги получат возможность обучаться по эксклюзивным программам дополнительного профессионального образования.

Если обратиться к цифрам, то следует упомянуть почти 14 000 педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования, которые должны будут повысить уровень своего мастерства в форматах непрерывного образования во вновь созданных не менее чем 30 центрах, а к 2024 году должно таких центров должно быть не менее 225. А центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов к 2024 году должно достичь не менее 85.

Будет развиваться система горизонтального обучения педагогических работников – система P2P (с англ. peer-to-peer – равный равному). Эксперты отмечают, что сейчас педагог имеет возможность исключительно вертикального развития: учитель-методист-завуч и т. п.

Горизонтальное обучение позволит развиваться педагогу в плоскости педагогической деятельности. Новая система аттестации предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога. Министерство просвещения уже подготовило проект о новых должностях в штатных расписаниях школ – это должности старшего учителя и ведущего учителя. Старший учитель, наряду с традиционными функциями, будет выполнять роль координатора и проектанта при разработке образовательных программ, осуществлять методическое сопровождение деятельности коллег; ведущий учитель будет заниматься вопросами организации совместной деятельности педагогических работников школ, направленной на обучение и воспитание школьников, а также в его функции входит педагогическое наставничество.

Новые подходы будут реализовываться поэтапно:

Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)

Второй этап: внесение изменений в профстандарт "педагог" в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)

Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.

Итак, повышение профессиональной компетентности педагога и ее систематическое развитие – задача государственной важности, потому что педагог является ключевой фигурой в достижении заявленного Президентом высокого уровня отечественного образования.

Министерство просвещения разрабатывает по поручению президента Национальную систему учительского роста, таким образом предъявляя к профессиональной компетентности педагога высочайшие требования, но при этом создавая ему максимальные условия для непрерывного профессионального развития в инновационном формате.




12 февраля, 2020 admin


Полномасштабная реализация этого проекта началась в январе 2019 года.

Предполагается реализация 4 основных направлений развития системы образования:

  1. Обновление содержания образования.
  2. Создание необходимой современной инфраструктуры.
  3. Подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации.
  4. Создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Задача проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.

Задача проекта: модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Задача проекта: формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.

Задача проекта: формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.

Задача проекта: увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству.

Задача проекта: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства.

Для реализации задач федеральных проектов необходимо:

заведующему:

— разработать и локальные нормативные акты;

— обеспечить координацию и контроль деятельности структурных подразделений, педагогических и других сотрудников детского сада;

— обеспечить (в пределах своих полномочий) результативность и эффективность использования бюджетных средств, а также средств, поступающих из других источников;

— обеспечить достаточную информированность членов коллектива о задачах ДОО в рамках нацпроекта и состоянии дел при их выполнении;

старшему воспитателю:

— создать научно-методические и организационные условия по реализации федеральных проектов;

— организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение педагогами профессиональных компетенций по решению задач федеральных проектов;

педагогам и специалистам ДОУ:

— создать психолого-педагогические условия для решения задач федеральных проектов;

— обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе (ДОУ) по всем направлениям проектов;

— разработать учебно-методические комплекты по реализуемым проектам;

— разработать и провести образовательные мероприятия, способствующие выполнению задач проектов;

Головина Бэла Геннадьевна,

доцент, кандидат педагогических наук,

Плохая связь? Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?

Методическая копилка Консультация для воспитателей

Подготовила старший воспитатель

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2017 года применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования (наём, выбор) педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

(СЛАЙД 3)

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

  • Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
  • Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы
  • Развитие профессионально значимых компетенций
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению
  • Организация различных видов детской деятельности

(СЛАЙД 4)

Педагог должен уметь:

  • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
  • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
  • Владеть ИКТ-компетентностями.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

(СЛАЙД 5)

Педагог должен знать:

  • Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
  • Рабочую программу и методику обучения.
  • Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
  • Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

(СЛАЙД 6)

Новые задачи современного педагога

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.

(СЛАЙД 7)

Основные педагогические компетентности
педагогов дошкольной образовательной организации

(СЛАЙД 8) Методологическая компетентность: Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

(СЛАЙД 9) Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).

(СЛАЙД 10) Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

(СЛАЙД 11) Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

(СЛАЙД 12) Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

(СЛАЙД 13) Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

(СЛАЙД 14) Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента:

  • Общепользовательский
  • Общепедагогический
  • Предметно-педагогический

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

Общепользовательский компонент

Общепедагогический компонент

  • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

— Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

— Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

— Организации образовательного процесса:

  • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
  • Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.
  • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
  • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
  • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
  • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

Предметно-педагогический компонент

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

  • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
  • литературные тексты и экранизации,
  • исторические документы, включая исторические карты
  • (все предметы).
  • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.
  • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации и т.д..

В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

(СЛАЙД 15) Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

(СЛАЙД 16) Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса;
  • создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

(СЛАЙД 17) Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

(СЛАЙД 18) Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

(СЛАЙД 19) Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

  • Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
  • Работа в методических объединениях, творческих группах.
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность.
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
  • Различные формы педагогической поддержки.
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
  • Обобщение собственного педагогического опыта.
  • Проблемные семинары и вебинары.
  • Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Читайте также: