Комфортность условий в которых осуществляется образовательная деятельность в доу

Обновлено: 30.06.2024

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка*(2), в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

Информация об изменениях:

Пункт 1.9 изменен с 25 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. N 31

1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ*(3).

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания*(4) детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

Качество образовательных условий дошкольного образования определяется по трём составляющим: кадровые условия, развивающая предметно - пространственная среда и психолого-педагогические условия. Оценка и отслеживание данных составляющих образовательных условий позволяют прогнозировать развитие региональной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения в области кадровой политики, развития системы методической поддержки и оснащенности образовательных организаций.

Показатели (индикаторы):

3.1. Кадровые условия.

В качестве региональных показателей, характеризующих кадровые условия дошкольного образования, оцениваются:

- доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО, в том числе:

- обеспеченность ДОО педагогическими кадрами и учебно- вспомогательным персоналом;

- доля педагогических работников с высшим образованием (по профилю деятельности);

- доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию по результатам аттестации;

- доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года.

Оценка и отслеживание динамики обеспеченности ДОО педагогическими кадрами позволяет прогнозировать качество дошкольного образования, т.к. именно педагоги являются его ключевым ресурсом. Приближение доли работающих в ДОО педагогов к 100% относительно количества педагогов, предусмотренных штатными расписаниям ДОО, позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в регионе, признавая её эффективной. Сохранение (в случае значения 80 % и меньше) или уменьшение значения данного показателя требуют анализа причин, обуславливающих эти тенденции, и внесение изменений в региональную кадровую политику, предусматривающие повышение привлекательности педагогической деятельности в ДОО.

Качество дошкольного образования во многом зависит и от обеспеченности ДОО учебно-вспомогательным персоналом, т.к. реализация программы дошкольного образования предполагает включенность в этот процесс младших воспитателей, которые относятся к учебно - вспомогательному персоналу, кроме того, если эти должности остаются вакантными, то их обязанности делегируются педагогом, что снижает качество дошкольного образования. Приближение доли работающих в ДОО младших воспитателей к 100% относительно количества персонала, предусмотренного штатными расписаниями ДОО, позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в регионе, признавая её эффективной. Сохранение (в случае значения 80% и меньше) или уменьшение значения данного показателя требуют анализа причин, обуславливающих эти тенденции, и внесение изменений в региональную кадровую политику, предусматривающие повышение привлекательности деятельности учебно-вспомогательного персонала в ДОО.

Значительное влияние на качество дошкольного образования оказывает наличие у педагогов высшего образования (по профилю деятельности) и своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителями ДОО. Оценка и отслеживание динамики этих показателей позволяет прогнозировать изменение качества дошкольного образования в зависимости от направления тенденции: увеличение доли педагогов, имеющих высшее профильное образование, увеличение доли педагогов и руководителей ДОО, своевременно получающих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации), будет способствовать повышению, а сохранение или уменьшение - снижению качества дошкольного образования. Выявленная тенденция становится основой для принятия управленческих решений по сохранению или изменению деятельности, направленной на мотивирование педагогов ДОО получать высшее (профильное) образование, созданию организационных условий для своевременного получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), определению необходимости увеличения количества бюджетных мест в вузах, реализующих программы высшего (профильного) образования.

Аттестация педагогических работников является одним из механизмов, стимулирующих качество образовательной деятельности. Присвоение первой или высшей квалификационной категории педагогам выступает одним из индикаторов качества образования. Оценка и отслеживание динамики доли педагогов, аттестованных на первую и высшую квалификационную категорию, позволяет делать выводы об изменениях качества дошкольного образования в зависимости от направления тенденции: увеличение доли педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, является одним из признаков его повышения, а уменьшение - снижения качества дошкольного образования.

3.2. Развивающая предметно-пространственная среда.

В качестве региональных показателей, характеризующих развивающую предметно-пространственную среду (далее - РППС) в ДОО, оцениваются ее соответствие пунктом 3.3.4. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования, они же и являются показателям (индикаторами):

- содержательная насыщенность среды;

- полифункциональность материалов;

- трансформируемость пространства;

- доступность среды;

- вариативность среды;

- безопасность развивающей предметно-пространственной среды.

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

• существует возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

• в помещениях возрастных групп и на участке ДОО имеются полифункциональные (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

• в помещениях и на участке ДОО имеются различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей;

• обеспечивается периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

• обеспечивается доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при их наличии в ДОО), всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• имеется свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов (при их наличии в ДОО), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• обеспечивается исправность и сохранность материалов и оборудования.

При оценке РППС важно руководствоваться положением пункта 3.3.5 ФГОС ДО о том, что ДОО самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

При неполном соответствии РППС требованиям ФГОС ДО в экспертном заключении отмечают, какие именно необходимо внести изменения в оснащении РППС или развитии профессиональных компетентностей педагогов, обеспечивающих использование возможностей РППС в образовательной деятельности.

3.3. Психолого-педагогические условия.

Показатели (индикаторы):

- доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО. В качестве компонентов регионального показателя, характеризующих психолого - педагогические условия в ДОО, оценивается их соответствие пункту 3.2. требований ФГОС ДО.

В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования к психолого-педагогическим условиям:

• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки;

• поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

• защита детей от всех форм физического и психического насилия;

• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

При неполном соответствии психолого-педагогических условий требованиям ФГОС ДО в экспертном заключении отмечают, какие именно необходимо внести изменения в деятельность ДОО, а также какие меры и мероприятия могут улучшить качество психолого-педагогических условий, например: создание условий для развития необходимых профессиональных компетентностей педагогов с помощью совершенствования методической работы в ДОО, муниципалитете или направление педагогов на обучения по программам дополнительного профессионального образования, разработки и реализации программы по профилактике профессионального выгорания педагогов и т.п.

В этой связи, основным результатом деятельности любого, в том числе и дошкольного образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетентностей учащихся и воспитанников в социальной, интеллектуальной, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

Дошкольный возраст – это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника (социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей, начальной математической, начальной музыкальной, информационной, гражданской и других).

Коллектив МДОУ № 89 г. Томска стремиться к созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, для развития эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности.

Мы считаем, что успешной реализации работы по развитию творческого и интеллектуального потенциала детей способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.

По нашему мнению, в первую очередь важно дать ребенку широкий спектр средств не только для решения задач, но и адаптации, выживания и получения высоких результатов в различных видах деятельности.

При формировании интеллектуальной, социальной, коммуникативной компетентности, организации познавательной деятельности, в целях побуждения детей к словесному творчеству мы используем систему методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: мозговой штурм (А. Осборн), метод каталога (Э. Кунце), морфологический анализ (Ф. Цвикки), метод фокальных объектов (И. Вайтинг), метод синектики (У. Гордон), системный оператор, типовые приёмы фантазирования (Г. Альтшуллер), Эвроритм.

Одним из ключевых моментов деятельности ДОУ является формирование у дошкольников физической, здоровьесберегающей компетентности – это сформированные двигательные навыки у детей, умение владеть своим телом, представления о здоровье и здоровом образе жизни. Этому способствует создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, использование здоровьесберегающих технологий.Мы считаем, чем больше взрослые будут уделять внимание созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей, тем успешнее и интереснее будет проходить физическое и умственное развитие малышей, реализовываться потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Многолетней традицией ДОУ является ежегодное проведение Фестиваля интеллектуальных малышей. ФИМ – это всегда запоминающееся событие для детей и взрослых, это интеллектуальная игра, праздник находчивых, смелых и эрудированных, который вот уже на протяжении четырех лет объединяет одной идеей команды четырех детских садов г. Томска (ДОУ № 89, 81, 40 и 86). Неоднократно команда ДОУ № 89 становилась победителем ФИМа (2006 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г.).

Несомненно, залогом успешного развития детей является насыщенная предметно-развивающая среда в организации воспитательно-образовательного пространства, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Создавая развивающую среду, мы стремимся обеспечить психологический комфорт ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

В группах организовано несколько мини-центров, которые позволяют осознать ребёнку себя, формируют социальный опыт, дают возможность действовать, обогащать практический опыт, помогают осваивать способы сохранения своего здоровья, способствуют раскрытию художественно-творческого потенциала, создают условия для познавательной активности, стимулирует исследовательскую деятельность. Педагоги предоставляют детям возможность самим участвовать в создании среды.

Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в работе педагогов способствует раскрытию творческих способностей, развитию мелкой моторики кисти. Это работа с бисером, пайетками, крупой, тестом, нитками, изготовление игрушек из прищепок, монотипия, кляксография, оттиск поролоном, рисунки из ладошки и т.д. В группах постоянно действуют выставки детского творчества.

Модернизация образования требует, конечно, изменения самого педагога, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико- ориентированных знаний и умений у детей. Педагог должен сам обладать креативностью, достаточной широтой интересов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.

С большим удовольствие педагоги посещают мастер-классы, педагогические мастерские, семинары-практикумы, педагогические советы, где они могут поделиться интересными идеями, проявить творчество и таланты.

Создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников, формирования ключевых компетентностей приводит к положительным результатам.

По результатам диагностического обследования все дети психологически готовы к школе. Детей, имеющих уровень психологической готовности к школе ниже нормы, нет.

По итогам 2009-2010 уч. года специалистами ДОУ 48% детей (36 человек) был рекомендован класс с гимназическим уровнем обучения (дети способны освоить программу повышенной сложности) и 52% детей (40 человек) с общеобразовательным уровнем обучения.

Мы гордимся маленькими успехами и большими победами наших ребят!

И в заключение хотелось бы сказать, что компетентностный подход приобретает все большее распространение в системе дошкольного образования. Главная миссия образовательного учреждения на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

1.1Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

2. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

3. Критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

4. Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым.

В настоящее время, говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта. Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяются, взрослыми.

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

- Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Следование этих правил, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, взрослыми. Стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Воспитатель создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию, создать условия для развития личности ребенка, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта.

Условия для эмоционального благополучия каждого ребенка :

• стиль общения воспитателя с ребенком,

• стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

• стиль общения воспитателя с родителями,

• наблюдать, как общаются дети между собой.

2. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

Авторитарный стиль – это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке.

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможность детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях, учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки, но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель – либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом – усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль. Воспитатель – демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. При организации работы воспитатель – демократ учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно.

В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.

Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально – положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения.

Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями.

Под педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе раннего и дошкольного возраста.

Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Итак, на первый план выдвигается личностно ориентированное взаимодействие с ребенком, демократический стиль общения с ним.

3. Критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

Эмоциональная стабильность отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учёт индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима дня являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.

Прогулка – главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки не рекомендуется. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГОС и сохранением всех частей и активности педагога.

Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды:

соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и т. д

4. Стиль поведения воспитателя.

Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности.

Правила, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность:

• чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;

• пойте с детьми и для детей;

• акцентируйте внимание детей на ситуации, когда вы вместе можете пережить радость от чего-то увиденного или услышанного;

• стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные положительные впечатления;

• способствуйте организации детей в течение дня так, чтобы им не было скучно и они были чем-то заняты;

• поощряйте стремление и попытки детей что-то сделать, не оценивания результаты их усилий;

• сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по-своему;

• вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие личностные качества;

• старайтесь найти с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;

• создавайте положительные традиции жизни группы.

5. Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру – например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т. п.

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т. к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

Созданию психологического комфорта способствуют :

- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;

- предоставление ребенку самостоятельности и свободы.

Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка

Проявляйте уважение к детям.

Ищите в детях хорошее, замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.

Ошибаясь – извиняйтесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушным, умейте прощать.

На занятии создавай ситуацию успеха.

Не кричите, не оскорбляйте ребенка ни при каких обстоятельствах.

Хвалите в присутствии коллектива, а прощайте наедине.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Оценивай поступок, а не личность.

Дайте ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Читайте также: