Коллектив как объект и субъект воспитания кратко

Обновлено: 07.07.2024

1) деловые — основываются на совместной деятельности по решению социальных задач;

2) личные — основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.

Главными признаками коллектива являются:

1) наличие прочных и действенных деловых отношений;

2) наличие зависимостей между членами коллектива.

Воспитательный коллектив — объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.

Выделяют три стадии в развитии коллектива:

1) первая стадия характеризуется наличием сплачивающего средства — требования педагога к учащимся;

2) вторая стадия характеризуется развитием этого требования, созданием группы учащихся, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину;

3) третья стадия характеризуется достижением определенного результата, при этом работа воспитателя становится более точной и организованной.

Функции воспитательного коллектива:

1) стимулирующая — коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;

2) организаторская — коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

3) нравственная — коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.

В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.

В общешкольный коллектив входят:

1) первичные коллективы (классы);

2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности);

3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет);

4) неформальные коллективы (неформальный лидер).

Важнейшие средства воспитания ученического коллектива:

1) учебная работа;

2) внеклассная работа;

3) трудовая деятельность;

4) общественная деятельность;

5) культурно-массовая деятельность учащихся.

Для создания и воспитания ученического коллектива необходимо соблюдать следующие принципы:

1) воспитание ученического актива — позволит создать систему, при которой педагогические требования поддерживаются всеми учащимися;

2) правильное предъявление педагогических требований — позволит организовать успешную воспитательную работу со школьниками, закладывает основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива;

3) организация перспективной учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности — оказывает большое влияние на развитие и личностное формирование всех членов коллектива;

4) формирование здорового общественного мнения — при наличии здоровых отношений между учащимися любое воздействие на коллектив является воспитательным для каждого ученика и для всего коллектива в целом;

5) создание и поддержание положительных коллективных традиций — позволяет повысить содержательность коллективной жизни, расширяет границы деятельности учащихся, укрепляет сплоченность коллектива.

Читайте еще:

Полученный от испытуемого лист с иероглифами дают прочитать китайцу, который отмечает, что все ответы — верны, а некоторые из них впечатляют своей глубокомысленностью. Если мы спросим у китайца считает ли он, что ответы написал разумный человек, который понял прочитанный рассказ, он ответит.

Все прокрастинаторы откладывают свои дела. Упорядоченная прокрастинация – это искусство, заставляющее ваш недостаток работать на вас. Ключевая идея в том, что прокрастинация не означает полное бездействие. Прокрастинатор редко бездельничает; он, скорее, делает условно полезные дела – поливает.

Подросток, решивший развивать свой интеллект и выбравший для этого сначала биологию, затем — японский язык, потом, — информатику, находится, как говорят, в полном своем праве. Однако в этих случаях полезно посоветовать ему хотя бы наметить срок для проверки прочности увлечений.

Итак, отсталость далеко не всегда факт, обусловленный длинным рядом наследственных изменений, но очень часто результат несчастного детства. В том и в другом случае с педагогической точки зрения мы имеем, можно предположить довольно сходные явления, которые могут быть охарактеризованы как полное.

Мировоззрение человека, его эмоции воздействуют на временное тело сильнее, чем физические поступки. В этом заключается механизм кармы, приблизительное описание которого мы можем найти в различной литературе. Если исходить из этого, то формирование истинного мировоззрения и эмоций приобретают для.

За каждый фунт веса, который я сбрасываю, я вложу 10 долларов в фонд поездки на выходные в ____________________, которую я хотел совершить.

Но ситуация в таком случае делается болезненной, иногда даже слишком. Влечение должно модифицироваться, как принято говорить, "сублимироваться". Как это должно происходить без нового вытеснения, этого, по правде говоря, никто не знает. Уже словечко "должно" указывает на бессилие терапевтов, а.

Потребность в овладении психическими процессами и в их развитии ощущается острее, когда усложняются формы человеческой деятельности и она существенно связана с потребностями общественным образом организованной деятельности.

В целом продемонстрированные убийцей поведенческие паттерны свидетельствуют о том, что ему приходилось напряженно думать и он пытался контролировать собственное поведение. Нашу интерпретацию поведения убийцы поддержали офицеры полиции, просмотревшие видеозапись. Мы показали офицерам полиции.

Если менеджер не будет проверять еженедельно состояние своих систем управления, то станут неизбежными напоминания о его служебном соответствии.

Автор: Ольга Викторовна Котрикова
Коллектив - это группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами, в переводе с латинского означает собирательный. Коллектив представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет.

Большой вклад в развитие теории детского коллектива внёс А. С. Макаренко. Коллектив по А. С. Макаренко – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общие цель и деятельность, дисциплина, выборные органы самоуправления, связь данного коллектива с обществом. А. С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания.

Автор: Ольга Викторовна Котрикова

Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятие и сущность коллектива.

Объект воспитания – то, на что направлено воспитание. Объектом воспитания выступает личность ребенка: именно на нее в конечном итоге ориентировано целенаправленное влияние воспитателей.

Субъект воспитания – источник воспитательной активности. В качестве коллективных субъектов воспитания могут выступать воспитательные организации, педагогический коллектив, детский коллектив, детские объединения. Индивидуальными субъектами воспитания выступают педагоги, родители, друзья школы. Субъектом воспитания может выступать и сам ребенок. Во-первых, он сам источник влияния на других: сверстников и педагогов. Во-вторых, от него зависит отношение к педагогическим влияниям, направленным на него самого: реакция на них, сопротивление одним и принятие других. В-третьих, он развивается в результате собственных целенаправленных усилий, связанных с самопознанием, самоопределением, самореализацией и саморегуляцией.

Коллектив (от лат. collectifious – собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов.

Современное переосмысление опыта Макаренко А. С. – Иванова И. П. особенно в решении проблемы взаимосвязи личности и коллектива предполагает с ее некоторым обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Сегодня мы находим необходимым отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации человека в условиях коллективной деятельности и отношений.

Воспитательный коллектив является основной категорией педагогики и состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов — воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогов, родителей, шефов). По отношению к педагогическому коллективу детский коллектив выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям он — среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.

Воспитательный коллектив – объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).

Коллектив – динамическое объединение. Движущей силой его развития выступает борьба противоречий, возникающих между достигнутыми и планируемыми перспективами, интересами коллектива и отдельных его членов, потребностями личности и возможностями их удовлетворения в условиях коллектива.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от одной стадии к другой, а как процесс качественного преобразования, при котором каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. В силу этого некоторые педагоги выделяют и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.




Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

Функции воспитательного коллектива:

1) стимулирующая – коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;

2) организаторская – коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

3) нравственная – коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.

В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.

Важнейшие средства воспитания ученического коллектива:

1) учебная работа;

2) внеклассная работа;

3) трудовая деятельность;

4) общественная деятельность;

5) культурно-массовая деятельность учащихся.

Для создания и воспитания ученического коллектива необходимо соблюдать следующие принципы:

1) воспитание ученического актива – позволит создать систему, при которой педагогические требования поддерживаются всеми учащимися;

2) правильное предъявление педагогических требований – позволит организовать успешную воспитательную работу со школьниками, закладывает основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива;

3) организация перспективной учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности – оказывает большое влияние на развитие и личностное формирование всех членов коллектива;

4) формирование здорового общественного мнения – при наличии здоровых отношений между учащимися любое воздействие на коллектив является воспитательным для каждого ученика и для всего коллектива в целом;

5) создание и поддержание положительных коллективных традиций – позволяет повысить содержательность коллективной жизни, расширяет границы деятельности учащихся, укрепляет сплоченность коллектива.

К условиям, определяющим эффективность воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность, можно отнести следующие:

· коллектив – субъект воспитания;

· регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие;

· широкий диапазон социальных ролей;

· создание временных коллективов, перевод неблагополучных членов коллектива в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

Таким образом, детский коллектив является и объектом воспитательного, формирующего воздействия педагога, и субъектом собственного развития и формирования личности каждого своего члена.

26.1. Проблема воспитания личности в коллективе (К) одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны, создание К обусловлено объективными причинами - наличием коллективных связей людей; их возникновение - естественный, объективный процесс. В связи с этим при педагогически целесообразно организованной его деятельности, эффективном управлении им К может стать действенным фактором развития личности. С другой стороны, ошибки в работе с ним могут привести к серьезным последствиям, когда К становится не средством развития, а средством подавления личности.

Целостная концепция воспитательного К была разработана отечественными педагогами в 20-30 гг. XX в. (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.). Система воспитания личности вКобоснована, прежде всего, А.С. Макаренко; именно его теория лежит в основе современных представлений о детском К (А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова и др.).

26.2. Коллектив - это группа людей, объединенных общественно значимой целью и совместной деятельностью по ее реализации. Как педагогическое явление К характеризуют следующие признаки: наличие общественно значимой пели, совместная деятельность по ее реализации, отношения взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, наличие органов самоуправления, связи со средой, другими К

Важнейшая функция К -- воспитательная. Кроме того, в К ребенок знакомится с системой социальных отношений, накапливает опыт этих отношений. К является основной формой организации деятельности детей..

Таким образом, детский К можно характеризовать как субъект воспитания (средство воспитания), объект работы педагога, цель его деятельности.

26.3. Школьный коллектив сегодня рассматривается как система, состоящая из двух подсистем: педагогического и ученического К, тесно связанных между собой. Их целостности способствует реализация единой воспитательной функции.

Формальная структура детского К, задаваемая извне, представляет собой совокупность первичных К: классных, клубных (объединений по интересам), трудовых (производственных бригад, лагерей труда и отдыха), общественных организаций. Кроме постоянных, в школе могут создаваться временные К для организации каких-то дел. Нахождение ребенка в различных типах Ксоздает ему более благоприятные возможности для развития (при условии педагогически целесообразно организованной деятельности в этих К).

Неформальную структуру К образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признакам симпатии, привязанности создаются малые контактные группы. Каждый ребенок может входить в одну, в несколько контактных групп или не входить ни в одну. Таким образом, каждый школьник находится под влиянием К и малых контактных групп, членами которых он является. Важный показатель зрелости Кориентированность его формальной и неформальной структур, что достигается в результате совершенствования организационной структуры К(Л.И. Новикова).

26.4. Ученический коллектив - явление динамическое; возникнув в рамках определенной структуры, он все время меняется. Именно в процессе развития Креализует свои воспитательные функции. В своем развитии К проходит несколько стадий (этапов). К их выделению существует несколько подходов. А.С. Макаренко критерием для выделения этапов развития Копределял отношение учащихся к педагогическим требованиям и установленным в школе порядкам. На первом этапе сплачивающим средством выступают требования педагога, на втором - требования педагога и актива детей, на третьем этапе требования к себе предъявляет сам К. Л.И. Новикова в качестве критерия выделения этапов, рассматривает степень реализации им воспитательной функции. Первый этап - становление (первоначальное сплочение) К. На втором он выступает как инструмент массового воспитания, на третьем - как инструмент индивидуального развития каждого члена. А.Н. Лутошкин развитие К рассматривает как восхождение к вершине. Одному туда не добраться, можно лишь сообща штурмовать ник под названием К. Автор выделяет пять стадий при "подъеме": "песчаная россыпь", "мягкая глина", "мерцающий маяк", "алый парус", "горящий факел" (см.: Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.,1986).




26.5. Методы создания коллектива. Создание К начинается с предъявления требований. В организационный период требования предъявляет педагог. Они должны быть осознаны детьми, посильными для учащихся, нельзя предъявлять сразу много требований, надо предоставлять детям поле деятельности для выполнения требований, при их предъявлении надо учитывать индивидуальность каждого члена К.

Организация перспективных устремлений учащихся. В развитииК большое значение имеет постановка перед ним усложняющихся целей и увлекательных перспектив. По А.С. Макаренко, перспективы - "завтрашняя радость" К. Обычно одновременно выдвигается несколько перспектив: ближние, средние и дальние. По мере выполнения одних выдвигаются новые. Перспективы должны быть ясными, осознанными детьми, привлекательными для них, посильными для выполнения. Организация перспективных устремлений - закон движения К. Остановка в развитии К ведет к его ослаблению и распаду.

Воспитание ученического актива. Актив - организующий центрК. Он начинает формироваться уже на первом этапе из числа тех детей, которые острее воспринимают интересы К, проявляют интерес к улучшению его жизни. Чтобы актив успешно работал, надо четко определить его функции, поддерживать его авторитет, способствовать развитию его самостоятельности, регулярно переизбирать, соблюдать преемственность в работе, учить его работать.

Формирование в К здорового общественного мнения. Общественное мнение - та преобладающая оценка, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение формируется в педагогически целесообразно организованной коллективной деятельности. Очень важна общественная оценка деятельности К. Если в К здоровое общественное мнение, то начинает срабатывать методика "параллельного действия" А.С. Макаренко. Суть ее в том, что при здоровом общественном мнении и здоровых отношениях между учащимися всякое воздействие Квлияет на отдельных его членов, и, наоборот, воздействие на ответственных членов оказывает влияние на К.

Накопление и развитие традиций коллективной жизни. Традиция -устойчивая форма коллективной жизни, при которой в обычаях, определенном порядке выражаются вкус и общественное мнение К. Надо формировать потребности к традициям, которые должны быть яркими, запоминающимися. Традиции не должны быть неизменными; их надо развивать, совершенствовать.

Важнейшим критерием сплоченности К является самочувствие в каждого из его членов, наличие у них чувства защищенности. В этом проявляется гуманность К. Среди других критериев отметим: наличие в К перспектив, участие его членов в их выдвижении; наличие здорового общественного мнения, срабатывание методики "параллельного действия"; наличие выработанных К правил, законов совместной жизни; развитость самоуправления, умение членовК организовывать свою жизнь, активное участие каждого в ее организации.

26.1. Проблема воспитания личности в коллективе (К) одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны, создание К обусловлено объективными причинами - наличием коллективных связей людей; их возникновение - естественный, объективный процесс. В связи с этим при педагогически целесообразно организованной его деятельности, эффективном управлении им К может стать действенным фактором развития личности. С другой стороны, ошибки в работе с ним могут привести к серьезным последствиям, когда К становится не средством развития, а средством подавления личности.

Целостная концепция воспитательного К была разработана отечественными педагогами в 20-30 гг. XX в. (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.). Система воспитания личности вКобоснована, прежде всего, А.С. Макаренко; именно его теория лежит в основе современных представлений о детском К (А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова и др.).

26.2. Коллектив - это группа людей, объединенных общественно значимой целью и совместной деятельностью по ее реализации. Как педагогическое явление К характеризуют следующие признаки: наличие общественно значимой пели, совместная деятельность по ее реализации, отношения взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, наличие органов самоуправления, связи со средой, другими К

Важнейшая функция К -- воспитательная. Кроме того, в К ребенок знакомится с системой социальных отношений, накапливает опыт этих отношений. К является основной формой организации деятельности детей..

Таким образом, детский К можно характеризовать как субъект воспитания (средство воспитания), объект работы педагога, цель его деятельности.

26.3. Школьный коллектив сегодня рассматривается как система, состоящая из двух подсистем: педагогического и ученического К, тесно связанных между собой. Их целостности способствует реализация единой воспитательной функции.

Формальная структура детского К, задаваемая извне, представляет собой совокупность первичных К: классных, клубных (объединений по интересам), трудовых (производственных бригад, лагерей труда и отдыха), общественных организаций. Кроме постоянных, в школе могут создаваться временные К для организации каких-то дел. Нахождение ребенка в различных типах Ксоздает ему более благоприятные возможности для развития (при условии педагогически целесообразно организованной деятельности в этих К).

Неформальную структуру К образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признакам симпатии, привязанности создаются малые контактные группы. Каждый ребенок может входить в одну, в несколько контактных групп или не входить ни в одну. Таким образом, каждый школьник находится под влиянием К и малых контактных групп, членами которых он является. Важный показатель зрелости Кориентированность его формальной и неформальной структур, что достигается в результате совершенствования организационной структуры К(Л.И. Новикова).

26.4. Ученический коллектив - явление динамическое; возникнув в рамках определенной структуры, он все время меняется. Именно в процессе развития Креализует свои воспитательные функции. В своем развитии К проходит несколько стадий (этапов). К их выделению существует несколько подходов. А.С. Макаренко критерием для выделения этапов развития Копределял отношение учащихся к педагогическим требованиям и установленным в школе порядкам. На первом этапе сплачивающим средством выступают требования педагога, на втором - требования педагога и актива детей, на третьем этапе требования к себе предъявляет сам К. Л.И. Новикова в качестве критерия выделения этапов, рассматривает степень реализации им воспитательной функции. Первый этап - становление (первоначальное сплочение) К. На втором он выступает как инструмент массового воспитания, на третьем - как инструмент индивидуального развития каждого члена. А.Н. Лутошкин развитие К рассматривает как восхождение к вершине. Одному туда не добраться, можно лишь сообща штурмовать ник под названием К. Автор выделяет пять стадий при "подъеме": "песчаная россыпь", "мягкая глина", "мерцающий маяк", "алый парус", "горящий факел" (см.: Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.,1986).

26.5. Методы создания коллектива. Создание К начинается с предъявления требований. В организационный период требования предъявляет педагог. Они должны быть осознаны детьми, посильными для учащихся, нельзя предъявлять сразу много требований, надо предоставлять детям поле деятельности для выполнения требований, при их предъявлении надо учитывать индивидуальность каждого члена К.

Организация перспективных устремлений учащихся. В развитииК большое значение имеет постановка перед ним усложняющихся целей и увлекательных перспектив. По А.С. Макаренко, перспективы - "завтрашняя радость" К. Обычно одновременно выдвигается несколько перспектив: ближние, средние и дальние. По мере выполнения одних выдвигаются новые. Перспективы должны быть ясными, осознанными детьми, привлекательными для них, посильными для выполнения. Организация перспективных устремлений - закон движения К. Остановка в развитии К ведет к его ослаблению и распаду.

Воспитание ученического актива. Актив - организующий центрК. Он начинает формироваться уже на первом этапе из числа тех детей, которые острее воспринимают интересы К, проявляют интерес к улучшению его жизни. Чтобы актив успешно работал, надо четко определить его функции, поддерживать его авторитет, способствовать развитию его самостоятельности, регулярно переизбирать, соблюдать преемственность в работе, учить его работать.

Формирование в К здорового общественного мнения. Общественное мнение - та преобладающая оценка, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение формируется в педагогически целесообразно организованной коллективной деятельности. Очень важна общественная оценка деятельности К. Если в К здоровое общественное мнение, то начинает срабатывать методика "параллельного действия" А.С. Макаренко. Суть ее в том, что при здоровом общественном мнении и здоровых отношениях между учащимися всякое воздействие Квлияет на отдельных его членов, и, наоборот, воздействие на ответственных членов оказывает влияние на К.

Накопление и развитие традиций коллективной жизни. Традиция -устойчивая форма коллективной жизни, при которой в обычаях, определенном порядке выражаются вкус и общественное мнение К. Надо формировать потребности к традициям, которые должны быть яркими, запоминающимися. Традиции не должны быть неизменными; их надо развивать, совершенствовать.

Важнейшим критерием сплоченности К является самочувствие в каждого из его членов, наличие у них чувства защищенности. В этом проявляется гуманность К. Среди других критериев отметим: наличие в К перспектив, участие его членов в их выдвижении; наличие здорового общественного мнения, срабатывание методики "параллельного действия"; наличие выработанных К правил, законов совместной жизни; развитость самоуправления, умение членовК организовывать свою жизнь, активное участие каждого в ее организации.

Читайте также: