Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления кратко

Обновлено: 04.07.2024

Характерной чертой организации и деятельности местных советских органов власти являлись коллегиальные начала в орга­низации и деятельности Советов, их исполнительных комитетов. Принцип коллективности пронизывал всю организацию работы Советов и их органов.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образова­ния, и свои решения принимает в коллегиальном порядке. Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-право­вые гарантии коллегиальности принятия данными органами своих решений: это прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необхо­димого для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересован­ных предприятий, учреждений, организаций), в работе депутат­ских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д. Принцип коллегиальности предполагает также создание необхо­димых условий депутатам представительного органа для их актив­ного и конструктивного участия в подготовке и принятии реше­ний: депутаты должны иметь возможность заблаговременно оз­накомиться с проектами решений, получить необходимую инфор­мацию, свободно высказывать свое мнение, а также предложе­ния, замечания по обсуждаемому представительным органом во­просу.

Принцип единоначалия, на основе которого может быть по­строена деятельность органов управления в системе местного самоуправления, допускает возможность использования и колле­гиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам уп­равления местной жизнью. Так, практика местного самоуправле­ния показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при главе местной администрации в составе руково­дителей структурных подразделений местной администрации или ином составе и выполняет совещательные функции.

Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкрет­ного звена системы управления муниципальных образований пользуются пра­вами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муници­пальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех уча­стников процесса системы муниципального управления воле одного лица — руководителя конкретного процесса муниципального управления.

Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей дея­тельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.

В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельно­сти в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочия­ми. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управле­ния сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.

При последовательном укреплении единоначалия не следует недооцени­вать коллегиальность в процессе управления муниципальными образованиями.

Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных органи­зационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных об­разований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, и еди­ноличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и приня­тия управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.

На основе принципа единоначалия строится деятельность органов в сис­теме муниципального управления. Использование коллегиальных начал допус­кается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Прак­тика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности руко­водствуются принципами единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения во­просов местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными в них организационно-правовыми гарантиями.

Принцип коллегиальности требует кворума, необходимого для принятия решения и работы представительного органа. Этим принципом необходимо ру­ководствоваться и на стадии подготовки проектов решений (привлекать пред­ставителей заинтересованных предприятий, организаций, учреждений), в рабо­те депутатских комиссий, образуемых представительным органом. Для актив­ного и конструктивного участия депутатов представительных органов в подго-товке и принятии решений необходимо, чтобы депутаты имели возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказать свое мнение, предложения, замечания по об­суждаемому представительным органом вопросу.

Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиаль­ности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управле­ния муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффектив­ность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в орга­нах системы муниципального управления, построенной на принципе единона­чалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приоб­ретают силу решения и становятся обязательными для исполнения в случае со­гласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.

Законность.

Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управле­ния и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.

Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государ­ство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве реше­ний, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуще­ствляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц сис­темы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на проти­воречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы мест­ного управления, которые издали этот нормативный правовой акт, или обра­щаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутство­вать на заседаниях органов системы муниципального управления любого му­ниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими пред­ставлений и протестов.

Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муни­ципального образования. Если устав муниципального образования противоре­чит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

Гласность.

Принцип гласности деятельности органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип гласности способствует демо­кратизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы; права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправ­ления.

Последовательное осуществление принципа гласности в деятельности муниципальных органов дает возможность гражданам контролировать работу муниципальных органов при решении вопросов местного значения. Эффектив­ность такого контроля зависит от организации и работы муниципальной ин­формационной службы, а также от того, как созданы условия для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Поэтому наи­более важные проекты социально-экономического развития муниципаль­ных образований должны публиковаться для обсуждения их населением и учитываться при принятии решений.

Единоначалие и коллегиальность – это основополагающие принципы организации управления, представляющие собой противоположные и взаимно дополняющие понятия, характеризующие порядок принятия управленческих решений.

Управленческая деятельность на любом уровне, начиная от государственного и заканчивая муниципальным управлением, осуществляется в соответствии с определенными принципами, представляющими собой основополагающие начала этой деятельности. В число таких принципов включается такие принципы как единоначалие и коллегиальность как по отдельности, так и в разумном их сочетании.

Единоначалие как принцип осуществления управления

Содержание принципа управления, именуемого единоначалием, состоит в том, что руководство определенного звена системы управления любого уровня, начиная от государства и заканчивая отдельным хозяйствующим субъектом, пользуется правом осуществления единого руководства при принятии решений по вопросам, относящимся к его компетенции. Как правило, это обусловлено тем, что в основе управления общественной жизнью любого образования находится необходимость строгого подчинения воли отдельных участников процесса воле одного лица, выступающего в качестве руководителя конкретного процесса государственного или муниципального управления.

Единоначалие в качестве организационно-правовой формы управленческой деятельности существуют во всех звеньях и уровнях системы государственного и муниципального управления.

Согласно этому принципу любую совокупность видов деятельности, осуществляемую в процессе государственного и муниципального управления, можно представить как деятельность, направленную на достижение одной и той же цели под руководством одного человека, наделенного определенным перечнем полномочий. Как следствие, сущность принципа единоначалия заключается в том, что процесс управления сотрудниками требует получения указаний от одного руководителя, но одновременно это не значит, что все решения должны приниматься этим руководителем единолично.

Сущность единоначалия в качестве принципа управления проявляется в осуществлении управления подчиненными в непосредственной форме только одним руководителем, который несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных перед вышестоящими руководителями, в то время как подчиненные отвечают за свои действия только перед своим непосредственным руководителем.

Готовые работы на аналогичную тему

Единоначалие как принцип управления обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, обеспечение порядка и дисциплины;
  • во-вторых, четкость разграничения и соблюдения полномочий;
  • в-третьих, ясность распределение ответственности;
  • в-четвертых, увеличение эффективности осуществления тактических действий, требующих оперативных решений, и так далее.

При этом единоначалие не лишено некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:

  • рост авторитаризма;
  • высокий уровень субъективности принимаемых решений;
  • снижение эффективности принимаемых решений, их оптимальности и так далее.

Коллегиальность как принцип управления

Сущность коллегиальности как принципа управления состоит в необходимости обсуждения вопросов и проблем развития государства, регионов и муниципальных образований в социально-экономическом и организационном смысле.

Сущность коллегиальности в управлении проявляется в возможности учета опыта различных специалистов при подготовке того или иного управленческого решения. Коллегиальный способ работы над проблемой не всегда заканчивается принятием одного решения, он может быть направлен на выработку различных альтернатив разрешения проблемы, подготовку базы для принятия единоличного решения.

Коллегиальность как принцип управления обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, возможность учета опыта и знаний различных специалистов;
  • во-вторых, возможность выработки оптимального решения или сравнения различных вариантов решения той или иной проблемы;
  • в-третьих, высокая эффективность при выработке стратегии развития государства, региона или муниципального образования;
  • в-четвертых, снижение уровня авторитаризма и субъективности и так далее.

Причем коллегиальность не лишена некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:

  • замедление процесса принятия управленческих решений;
  • снижение персонализации ответственности;
  • невозможность достижения консенсуса и так далее.

Единство коллегиальности и единоначалия в управлении

Эффективное управление любыми процессами, в том числе на уровне государственного и муниципального управления, подразумевает разумное сочетание принципов единоначалия и коллегиальности.

Это сочетание обеспечивает получение следующих преимуществ:

  • во-первых, единоначалие обеспечивает четкую подчиненность лиц и органов в системе государственного и муниципального управления вышестоящим уровням и исключение возможности получения указаний через уровень управления, приводящих к беспорядку и дублированию обязанностей;
  • во-вторых, коллегиальность призвана обеспечить преодоление субъективности в системе государственного и муниципального управления, обусловленной сосредоточением власти в руках одного человека;
  • в-третьих, коллегиальность в сочетании с единоначалием приводит к снижению уровня авторитаризма в управлении;
  • в-четвертых, коллегиальность обеспечивает возможность учета опыта и знаний других лиц, обеспечивающих максимальное эффективное решение той или иной проблемы, уходя от зацикленности одного человека на определенном варианте ее разрешения;
  • в-пятых, единоначалие обеспечивает четкое распределение ответственности между руководителями различного уровня за принятые решения, при этом коллегиальность позволяет выработать оптимальное решение в их взаимодействии;
  • в-шестых, коллегиальность не исключает личной ответственности каждого государственного и муниципального служащего за осуществление тех или иных полномочий, но позволяет осуществлять их обсуждение, сопоставлять различные взгляды на проблемы и принимать совместные решения.

Реализация принципа сочетания единоначалия и коллегиальности обеспечивается посредством формирования различных комиссий, советов, слетов, конференций и иных форм выработки коллективных вариантов решений, обеспечивающих возможность последующего выбора наиболее оптимального из них.

11. Организационные принципы деятельности МСУ.

Организационные принципы: плановость, объективность, дифференциация и фиксация функций, научность, рациональность, ответственность, сочетание единоначалия с коллегиальностью, двойное подчинение и др.

Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий представительных и исполнительных органов МСУ, каждого из должностных лиц, крайне важен для правильного подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.

Принцип научности в социальном управлении выражается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ, а также в выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения. Этому способствуют рациональное правовое закрепление функциональных обязанностей работников.

Совершенствование структуры служб и подразделений МСУ и научная организация их труда.

Принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силы и средства) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным. Критериями эффективности могут быть время решения задач, затраты, сроки окупаемости, минимум негативных издержек и др. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе из них наилучшего.

В тесной связи с принципом рациональности находится принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей субъекты могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, а должностные лица подлежат административной ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, выполнение которых входит в их служебные обязанности.

Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью заключается в том, что в органах МСУ основные вопросы местной политики решаются коллегиальными органами – представительными органами в форме принятия решений, а вопросы текущего оперативного управления – путем единоначалия, например, принятие распоряжения главой администрации МО.

Вправе ли представительный орган муниципального образования закрепить в уставе городского округа обязанность главы муниципального образования – главы местной администрации по предварительному согласованию с представительным органом кандидатур на должность руководителей территориальных органов местной администрации?

Ответ

Согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного и исполнительного органов муниципального образования по решению вопросов местного значения разграничиваются уставом муниципального образования (ч. 8 ст. 22, ч. 8 ст. 25, ч. 3 ст. 34, ч. 11 ст. 35, ч. 1 ст. 37, п. 5 ч. 1 ст. 44).

В Федеральном законе № 131-ФЗ установлены отдельные полномочия представительного органа и исполнительно-распорядительного органа
с целью обеспечения гарантий осуществления местного самоуправления.

При разграничении полномочий следует руководствоваться принципом разделения функций исполнительных и представительных органов – к полномочиям представительного органа относить нормативное регулирование, утверждение нормативных актов, подготовленных администрацией, контроль и оценку исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами и т.п., а к полномочиям местной администрации относить исполнительно-распорядительные функции.

В Федеральном законе № 131-ФЗ не содержится запрета на возможность согласования кандидатуры на должность руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной администрации с представительным органом муниципального образования. И в данном случае следует исходить из компетенции представительного органа.

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ). Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ). Следовательно, местная администрация подконтрольна представительному органу муниципального образования. Непосредственно Федеральным законом № 131-ФЗ также закреплена подотчетность и подконтрольность представительному органу главы местной администрации, осуществляющему полномочия на основе контракта (ч. 6 1 ст. 37), предусмотрено ежегодное представление главой местной администрации, осуществляющим свои полномочия на основе контракта, отчетов о результатах не только своей деятельности, но и деятельности местной администрации в целом (ч. 11 1 ст. 35, ч. 6 1 ст. 37). Глава местной администрации не является самостоятельным органом местного самоуправления, а входит в состав местной администрации в качестве ее руководителя – должностного лица, возглавляющего местную администрацию, обеспечивающего осуществление местной администрацией возложенных на нее полномочий.

Закон также подчеркивает, что глава местной администрации руководит местной администрацией на принципах единоначалия (абз. второй ч. 1 ст. 37). Однако это не запрещает согласовывать кандидатуры на должность руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной администрации. Единоначалие, в противовес коллегиальности, – такой принцип управления, при котором руководитель лично принимает решения от имени органа в целом и несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого органа. Это означает, что глава местной администрации единолично действует и принимает решения от имени местной администрации, в частности издает правовые акты местной администрации (ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

На основании вышеизложенного, наличие в уставах муниципальных образований положений о согласовании с представительным органом муниципального образования кандидатур руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной администрации не противоречит действующему законодательству.

Читайте также: