Когда в россии появился первый театр в чем были его особенности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Современный человек порой недооценивает театр, делая свой выбор в пользу кино. Однако, с театральным искусством мало что может сравниться. Российский театр прошёл долгий путь от своего становления до получения звания одного из самых лучших в мире. Предлагаем вместе с нами вспомнить историю его создания.

В России театральное искусство начало развиваться намного позже, чем в большинстве европейских и азиатских стран. Но в то же время по территории современной РФ гастролировали скоморохи, дававшие представления, а также уличные музыканты, рассказывавшие былины и легенды.

После смерти Петра театральное искусство перестало поддерживаться правителями и только после прихода к власти Анны Иоанновны оно снова получило государственные дотации.

История создания государственного театра в России, по мнению большинства экспертов, началась с учреждения Шляхетского кадетского корпуса, где были организованы первые театральные студии и детей дворян учили искусству лицедейства. При этом первый профессиональный театр в России появился в Ярославле на базе труппы купца Фёдора Волкова.

Со временем российский театр совершенствовался и приобретал поклонников из различных слоёв населения.

Большой театр: история создания

Изначально Большой театр строился на Петровской площади и соответственно носил название Петровский. Учредителем театра считается князь Пётр Васильевич Урусов, получивший от Екатерины II высочайшее соизволение о содержании концертов, театральных представлений и маскарадов.

К сожалению, Петровский театр сгорел дотла ещё перед своим открытием, что очень усугубило положение Урусова. Князь передал дела англичанину Михаилу Медоксу, который долгое время был его компаньоном. Петровский театр Медокса простоял двадцать пять лет на протяжении которых он также неоднократно горел и переживал потопы.

Затем в 1821 году началось строительство фундаментального здания для Большого театра по проекту Андрея Михайлова и Осипа Бове, которое продолжалось четыре года.

С тех пор назло всем войнам, пожарам и прочим катаклизмам в сердце столицы возвышается восьмиколонный театр с колесницей Аполлона над портиком, символизирующей вечное движение жизни и искусства.

Здание Большого театра внутри не менее великолепно чем снаружи. Пятиярусный зрительный зал, большая сцена, невероятная акустика, росписи на потолке, позолоченная лепнина, хрустальная многоярусная люстра огромных размеров и прочее великолепие убранства Большого театра не раз поражало воображение и вдохновляло драматургов, актёров, танцоров, певцов, композиторов и музыкантов.

На сцене Большого театра зажигались звёзды великих российских балерин, певцов, хореографов, музыкантов, композиторов, актёров и других представителей творческих профессий. Кроме того, великие зарубежные артисты с особым трепетом относились к предложениям выступить в Большом театре.


При Алексее Михайловиче в 1672 году был основан первый придворный театр (не общедоступный, но только придворный) европейского типа. До этого времени были одни только скоморохи, выступавшие своего рода стендап-комиками на злобу дня. Как таковой театр не разрешали закостеневшая традиция и мораль. Но царь Алексей Михайлович понимал, что России уже нельзя быть сильно в стороне от всей остальной Европы. Поэтому он стал настраивать культурную жизнь двора сразу и резко на зарубежный манер.

Играли немцы из Немецкой слободы. Играли для царя, и поэтому только когда царь хотел и мог — организовывался спектакль. Со смертью Алексея Михайловича этот придворный театр был закрыт.

Общедоступному театру только предстояло появиться в нашей стране, и человека, который должен был посвятить ему свою жизнь, звали Федор Волков. Он был купцом. Точнее, сыном купца. Жил в городе Ярославле, и там его поразили и затянули в драматическое искусство народные игрища, показы школьных драм и любительских кружков.

Он поехал в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (другими словами, получил лучшее образование), отдал брату все купеческое дело и организовал в родном Ярославле в амбаре своего отчима первый публичный театральный показ спектакля. Да, это был тоже любительский показ. В ролях — цирюльник, писчики, мещане, дьякон. Но это был уже общедоступный театр. Для всех. И при этом созданный русскими людьми и на русском языке.


Фото: Public Domain / Wikimedia

Когда я думаю об этой истории, вообще, об истории того, как возник русский театр, как русский провинциальный театр своим тщанием и трудом стал поводом гордости, — меня самого переполняют чувства гордости. Вообще, в истории русской культуры таких поводов предостаточно. И это не позорно — говорить о себе и своей культуре. И вспоминать бы о ней почаще.

В середине 16 века Стоглавый собор воспретил им петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил развлекать гостей на свадьбе. В 1648 г. царем Алексеем Михайловичем выступление скоморохов было запрещено.

Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование. В одном из летних царских дворцов был сыгран первый спектакль. У царя Алексея Михайловича возник интерес к этому искусству, и он поручил найти специалистов за границей. Такой человек нашелся в Немецкой слободе, где жили иностранцы, работавшие в России. Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу по мотивам библейского сюжета. Так появился придворный театр. Но представления стали играть и в духовных и светских школах.

После смерти Алексея Михайловича придворные спектакли прекратились, но идея продолжала жить. Елизавета Петровна разрешила устраивать театрализованные представления горожанам. Так стали появляться самодеятельные театры. Снималось помещение, выбиралась пьеса, и ставился спектакль. До сих пор Ярославль считается родиной русского театра. Его основал Федор Григорьевич Волков, первый профессиональный актер.

По приказу Елизаветы Петровны Федор Волков и его братья приехали в Петербург для создания общедоступного театра. Директором стал известный драматург и поэт Александр Петрович Сумароков. Становление русского театра сопровождалось трудностями. Люди не привыкли посещать представления. Здание располагалось на Васильевском острове, мостов еще не существовало. Поэтому добираться до него осенью и весной было трудно. Творческие разногласия возникали между Сумароковым и Волковым. Но театр выжил.

В начале XIX века появились Императорские театры: Мариинский, Александрийский и Михайловский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. В конце XIX века стали открываться частные театры. Одним из них был театр . В нем преобладала классика, ставились пьесы и . Здесь проводились утренние спектакли в воскресенье для учащихся, а каждую пятницу показывали новую постановку. Это было коммерческое предприятие.

Театры стали появляться в губернских городах. В небольших городах труппы существовали как антрепризы. Антрепренер брал в аренду здание, набирал труппу актеров на сезон и ставил спектакли. Стали входить в моду бенефисы, средства от которых поступали в пользу актера; водевили, которые игрались перед началом пьесы.

Проходят столетия. Каждый век вносит что-то новое в театральное искусство, побуждая нас восхищаться игрой актеров или выражать свое недовольство репертуаром. Постановки пробуждают в нас разные чувства: то слезы, то улыбку, но главное — дают надежду на лучшее. За это мы и любим театр.

Проголосовали 38 человек

26
2
9
1
0

Комментарии (3):

Войти через социальные сети:

Повторяю - в такой теме и обойтись без Димитрия Ростовского!
Фи! И это при том, что о нем диссертации именно в этом плане написаны, его пьесы по сию пору играют.
А меж Алексеем Михайловичем и Елизаветой столько всяких царей было - поклонников театра, в частности.
Давая ссылку на литературу, надо указывать год выпуска (и место, если уж правилам следовать).

Оценка статьи: 2

В такой теме обойтись без святителя Димитрия Ростовского?!

Оценка статьи: 2

А.Белкин:
Коpотко изложим pазличные веpсии пpоисхождения слова "скомоpох". В pyсской доpеволюционной наyке каждый, кто писал о скомоpохах, считал своим долгом высказаться и о пpоисхождении слова. Только И. Беляев отказался от этого, заявив, что оставляет pешение задачи филологам. Сyществyет не менее 20 попыток объяснить этимологию нашего слова. Остановимся только на самых значительных. читать дальше →

Пеpвая из них пpинадлежит чешскомy yченомy П. И. Шафаpикy (30-е годы XIX в.). Он считал скомоpохов потомками скамаpов -- кочевого наpода, жившего на Дyнае еще в V в.*53 Дpевние истоpики свидетельствyют, что это был очень воинственный, даже деpзкий наpод, пpомышлявший неожиданными нападениями на соседей, гpабежами и т. д. Алексей Веселовский благосклонно отнесся к такомy объяснению. Скомоpохи, бpодившие по Рyси и, как он пишет, частенько воpовавшие и гpабившие, вполне могли быть потомками дpевних скамаpов*54.
Hо yже Александp Веселовский в "Разысканиях. " категоpически не согласился с П. И. Шафаpиком и пpедложил свое объяснение, выводя скомоpохов из аpабского "масхаpа" -- смешной человек, шyт, паяц*55.
Пpимеpно в те же годы академик Я. К. Гpот*56 отнес слово "скомоpох" к готскомy "скамаpи" и сpеднескандинавскомy "скемта" -шyтить, однако высказал мнение, что эти скандинавские слова "исконно pодственны" славянскомy, а не являются его источником.
Затем Е. Голyбинский*57 и А. Киpпичников*58 пpедложили пpоизводить слово "скомоpох" от гpеческого "скоммаpхос", котоpое в свою очеpедь обpазовывалось от "скомма" -- шyтка и "аpхо" -- начальствyю. Полyчается -- "начальник смехотвоpства" или даже "мастеp смехотвоpства". Слабостью этого объяснения является то, что слово "скоммаpхос" не встpечается ни в памятниках, ни в словаpях.
Интеpесный пyть для pазpешения задачи пpедпpинял И. И. Сpезневский. Он попpобовал выделить теpмины, обозначавшие людей, по обpазy действий близких скомоpохам, и остановился на итальянском слове "скаpамyчча" и фpанцyзском "скаpамyш" -- шyт, насмешник. В то же вpемя он отметил, что и в немецком и в дpyгих языках есть слова с коpнем "скаp" в значении -- шyтка. Однако большие тpyдности возникли с объяснением пеpестановки согласных "м" и "p"*59.
В самом конце XIX в. оpигинальнyю веpсию пpедложил H. П. Кондаков. По его мнению, "скомоpох" есть искаженное "скоpомох", от скоpа (шкypа), pавно мех, т. е. "pяженый звеpем человек"*60.
Г. Ильинский*61 считал, что коpень y слова "скомоpох" звyкоподpажательного пpоисхождения. В частности, так, по его мнению, обpазовался глагол "скомоpити", т. е. "пpоизводить нелепые движения", от котоpого могло пpоизойти сyществительное "скомоp", в значении "пpоизводящий нелепые движения", фигляp, клоyн, комедиант.
Исследователи скомоpошества в советское вpемя не занимались объяснением этого слова, оставив этy задачy на долю филологов, но и филологи не пpоявили к ней особого интеpеса. Одна из последних попыток пpинадлежит В. Бpимy*62. Как и И. И. Сpезневский, он обpатился к фpанцyзскомy словy "скаpамyш", заимствованномy от итальянского "скаpамyчча", но пошел дальше. Итальянское слово он возводит к "скамаpа" из языка лангабаpдов, "сидевших" (выpажение В. Бpима) в Италии с 567 г. до 774 г. Значение этого слова: шпион, воp, pазбойник. К этомy же "скамаpа" возводится и pyсское "скомоpох", пpитом В. Бpим оговаpивается, что певец вообще часто был pазведчиком, а последний близок pазбойникy, и вообще понятия "певец -- pазведчик -- pазбойник" являются в истоpии кyльтypы смежными, близкими. Мелкие затpyднения, напpимеp объяснение "конечного элемента" "ох" в pyсском слове, В. Бpим снимает несколькими несложными объяснениями. Hе возводя "скомоpоха" к "скаpамyчча" и "скаpамyшy", он находит общее для них объяснение.
---------------------------
*53 П. И. Шафаpик. Славянские дpевности, т. I, кн. 2. М., 1848 стp. 85.
*54 А. Веселовский. Стаpинный театp в Евpопе. М., 1870, стp. 301 -- 302
*55 Л. H. Веселовский. Разыскания. стp. 180 -- 183.
*56 Я. К. Гpот. О слове "шпильман" в стаpинных pyсских летописях. -- "Рyсский филологический вестник", 1879, № 1, стp. 36.
*57 Е. Е. Голyбинский. Истоpия pyсской цеpкви, т. II, ч. 2. М., 1881 стp. 755.
*58 А. И. Киpпичников. К вопpосy о дpевнеpyсских скомоpохах. -- "Сбоpник ОРЯС", т. 52, pаздел V, стp. 1-3.
*59 И. И. Сpезневский. Матеpиалы для словаpя дpевнеpyсского языка, т. 3. СПб., 1903, стp. 379.
*60 H. Кондаков. Рyсские дpевности в памятниках искyсства, вып. IV. СПб., 1891, стp 154.
*61 Г. Ильинский. Славянские этимологии. "Известия ОРЯС", т. XXIII, кн. 2. СПб., 1918, стp. 243.
*62 В. Бpим. Теpмин "скомоpох". -- "Яфетический сбоpник", П. Пг.. 1923.

Подписаться на обновления

Главный редактор - Тимофеева Олеся Владимировна

Адрес редакции: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф , Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.432, 434

О фотографиях и других изображениях, используемых на сайте.
Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.
Любая перепечатка возможна только при выполнении условий.
Несанкционированное использование материалов запрещено.
Все права защищены.

Изменить настройки конфиденциальности (только для жителей EEA)

Зарождение, становление и развитие русского театра


Театральное искусство издревле привлекало людей на Руси. Скоморохи, бродячие музыканты веселили их на ярмарках, во время народных гуляний.

Впервые придворные театры появились при Михаиле Романове. Их инициатором стал боярин Матвеев А. Он стоял во главе Посольского приказа, часто бывал за границей, где и увидел выступление актёров. Именно по поручению Матвеева была организована первая труппа и даже построено специальное помещение. Первой пьесой стала библейская легенда об Артаксерксе. Произошло это в 1672 г.

А первым режиссёром в России был немец – Иоганн Грегори.

По примеру этого театра стали создаваться придворные театры во многих домах бояр и дворян. Очень полюбились ими представления. Актёрами были в основном крепостные крестьяне, хотя и свободные талантливые люди тоже приглашались.

Одновременно в 17 веке создавались школьные театры. Первый такой театр был открыт при Славяно-греко-латинской академии.

18 век - это период расцвета русского театра. Сначала при Петре I на Красной площади построил первый публичный театр. Сюда приглашались даже зарубежные труппы. Спектакли ставились как российских авторов, так и иностранных.

При Анне Иоанновне театр построили в Санкт-Петербурге. Талант знаменитого Александра Сумарокова расцвёл именно в это время необыкновенно. Его пьесы ставились во многих театрах страны.

Первые государственные театры, содержащиеся за счёт казны, появились при Елизавете Петровне. В 1750 году в Ярославле Фёдор Волков создал первый постоянный профессиональный театр. В 1756 году его приглашают в Санкт-Петербург. На Васильевском острове был воздвигнут Императорский театр, первым его директором был А.Сумароков.

Одним из первых профессиональных актёров стал Иван Дмитриевский, игравший в труппе Волкова. Позже он стал ведущим актёром Императорского театра.

Известные композиторы 18 в: Соколовский, Пашкевич, Бортнянский

Читайте также: