Когда и для чего применяют анкетирование кратко

Обновлено: 05.07.2024

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Содержание

Общие сведения

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, [1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

    Онлайн-анкетирование

    С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

    Примечания

    1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

    Литература

    См. также

      статью.
    • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
    • Добавить иллюстрации.
    • Методы психологии
    • Экспериментальная психология

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Метод анкетирования" в других словарях:

    МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

    Метод экспертных оценок — Сущность метода экспертных оценок состоит в проведении экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенное мнение группы экспертов принимается как решение проблемы. Для выработки совместного… … Википедия

    метод опроса в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Этнопсихологический словарь

    МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Метод последовательной динамической оценки (МПДО). И. Н. Носс — Предназначен для анализа особенностей управленческой коммуникации в типовых и экстремальных профессиональных ситуациях в целях совершенствования управления, оптимизации взаимодействия персонала и обучения специалистов. Методика может применяться… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ — предмет – поведение; инструмент – тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется обшее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Компонентного анализа метод — Компонентного анализа метод метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. К. а. м. впервые был использован при исследовании лексического материала… … Лингвистический энциклопедический словарь

    диалектографический метод — Совокупность приемов и методик сбора, обработки и интерпретации диалектного материала. Этот метод вбирает в себя методику диалектологических, лингвогеографических и ареальных исследований. Однако лингвогеограф использует ареальный (изоглоссный)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Социологические методы оценки программ — Основная статья: Оценка программ Социологические методы оценки программ всеобъемлющие методы сбора информации о государственных программах, отраслевых политиках, корпоративных программах, а также различных проектах некоммерческого сектора,… … Википедия

    Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

    Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).

    Анкетирование и виды вопросов


    Рисунок 1 – Классификация вопросов

    Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

    В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки.

    Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

    К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

    Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной. Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

    Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

    К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе".

    Благодаря контактным вопросам можно установить доброжелательные отношения между респондентом и исследователем.

    По структуре бывают открытые и закрытые вопросы (таблица 1).

    Таблица 1 – Открытые и закрытые вопросы

    Выделяют три вида закрытых вопросов:

    Однако, при этом у открытых вопросов есть свои недостатки:

    • респондент может вольно проинтерпретировать заданный вопрос и тогда социолог получит информацию, не отражающую цель и задачи исследования;
    • социолог может исказить полученную информацию в процессе ее обработки;
    • открытые вопросы технически сложно обрабатывать и это занимает много времени;
    • отвечать на открытые вопросы сложнее, чем на закрытые, поэтому часто респонденты могут оставить их без ответа.

    В зависимости от формы выделяют прожективные (косвенные) вопросы и прямые (таблица 2).

    Таблица 2 – Косвенные и прямые вопросы

    На практике видно, что респонденты предпочитают косвенные безличные вопросы, чем прямые личные. Особенно это касается выявления мнения, которое серьезно отличается от общепринятого или широко распространенного.

    Общая композиция анкеты

    Анкета – это не механическая совокупность вопросов. У нее есть своя структура, которая состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.

    Во вводной части обращаются к опрашиваемому и указывают, какая организация проводит опрос, каковы цель и назначение исследования, где будут использоваться полученные результаты. Обычно также подчеркивают важность личного участия опрашиваемых в опросе, гарантируется анонимность и указываются основные правила заполнения анкеты.

    В основную часть анкеты входят вопросы, которые могут быть разбиты на блоки. Вопросы нацелены на то, чтобы получить информацию, необходимую исследователям. В начале анкеты ставят более интересные и доходчивые вопросы, для того, чтобы расположить респондентов к сотрудничеству. Затем идут более сложные вопросы, которые направлены на то, чтобы выяснить установки, мнения и оценки респондентов.

    В паспортичке принято указывать сведения о респонденте – его пол, возраст, место учебы или работы, образование. Ее располагают в конце анкеты, однако могут помещать и в начале.

    В конце составления анкеты ее проверяют на логику и соответствие критериям качества. Окончательное решение о качестве составленной анкеты выносится после пробного (пилотажного) исследования.

    Виды анкетирования

    В современных социологических исследованиях используются несколько видов анкетирования, которые представлены в таблице 3.

    Анкетирование – это метод сбора информации при помощи письменного опроса определенных общественных масс. Оно служит для того, чтобы собрать какую-либо информацию и на ее основании сделать определенные выводы и прогнозы на будущее.

    Способы и виды

    Анкетирование проводится в письменном виде, при этом анкетер может присутствовать или нет, но в отличие от интервьюирования, общение с анкетером сводится к минимуму. Отличительной чертой анкетирования является анонимность опрашиваемых. Анкета может быть как индивидуальной, для одного опрашиваемого, так и групповой, чтобы опросить единовременно большую массу людей.

    Рис. 1. Факторы анкетирования

    • Очно. Анкету выдают респонденту в письменном виде и дожидаются ее непосредственного заполнения и сдачи. Только при таком варианте опроса можно быть уверенным, что анкета будет возвращена, а ответы получены.
    • Заочно. К заочному виду относят опросы по почте, по интернету, через газету или журнал.

    Важно! Основное преимущество анкетирования заключается в том, что можно получить в короткие сроки и с минимальными затратами всю необходимую информацию, за счет возможности опроса большого количества людей.

    Содержание анкеты

    • вводной
    • основной
    • заключительной (“паспортички”)

    Вводная часть

    Здесь обычно указываются сведения о сборщике информации, о причинах и целях опроса и некоторые пояснения по содержательной части анкеты. В самом начале должно быть прописано название анкеты, которое отражает тему опроса. За этим следует дата и место выпуска анкеты, название организации, составившей ее.

    Основная часть

    Важно! Опрос составляется с учетом возраста, образования и уровня культуры опрашиваемого и должен начинаться с легких вопросов и заканчиваться такими же, а в середине должны стоять наиболее сложные вопросы.

    Заключительная часть

    “Паспортичка” обычно находится в конце опроса и служит для сбора социально-демографической информации о респонденте, такой как пол, возраст, деятельность, национальность и др. Это нужно для того, чтобы создать полную и точную социальную картину, сопоставив ответы из основной части с личностью участника опроса. В заключительной части также обычно присутствует благодарность за участие в опросе.

    Важно! Изначально анкетирование применялось только в научных целях, сейчас же такой метод опроса активно используется маркетологами, педагогами, работодателями, общественными организациями и т.д.

    Анкетные вопросы и ответы - классификация

    1. Сбор информации о личности опрашиваемого . Сюда входят вопросы о поле, возрасте, семейном положении и бюджете, образовании, роде занятий, профессии и увлечениях.

    Рис. 3. Виды анкетирования

    Важно! Несмотря на то, что при анкетировании исследователь не общается с респондентом, первый оказывает сильное психологическое давление на второго, применяя различные психологические приемы влияния.

    Анкетирование – это важная часть социологических исследований для выявления мнений, интересов, положения, ценностей различных слоев общества. Поэтому так важно, чтобы анкетер при разработке анкеты соблюдал все правила конструирования и руководствовался требованиями, повышающими ее обоснованность и надежность. Чтобы понять, насколько интересен и целесообразен такой способ исследования, просмотрите также предложенное видео:

    Анкетирование в социологической науке служит одним из методов исследования и используется для сбора данных. Этот способ часто применяют психологи, педагоги, работодатели при собеседовании.

    Анкетирование

    Понятие анкетирования

    Анкетирование социологическое – метод опроса, проводимого для составления статистических данных. Служит для прогнозирования деятельности или событий. В анкетировании участвуют две стороны: анкетер (проводящий процедуру) и респондент (заполняющий анкету).

    Задачи анкетирования

    Главными задачами анкетирования являются:

    1. Сбор информации.
    2. Подробное знакомство с аудиторией, выявление вкусов потребителей.
    3. Получение отзывов о продукции, услугах. Сбор этих сведений позволяет работать над качеством.
    4. Уточнение. Используется для получения более полной, правдивой и четкой информации.
    5. Создание положительных отношений с клиентами. Для респондентов важно, что их мнением интересуются.

    Виды анкетирования

    В зависимости от определенных критериев, анкетирование подразделяется на следующие виды.

    По количеству респондентов

    • индивидуальное – когда в заполнении анкеты участвует один человек;
    • групповое – анкеты заполняются группой людей, находящихся в одном помещении (класс, группа студентов, работники одного отдела).

    Анкетирование учащихся

    По способу распространения

    Структура анкеты

    Опросник составляется по определенным правилам и делится на несколько логических частей:

    • Вводная часть – это приветствие и обращение, которое оповещает о цели опроса. Также обращение содержит правила по заполнению анкеты.
    • Паспортичка содержит демографические данные: пол, возраст, профессия. Своего рода, это паспорт анкетируемого.
    • Основная часть состоит из отдельных блоков. В каждом блоке содержатся вопросы, сформированные по сложности, по типу информации. Именно она является стержнем анкеты, основанием для сбора статистических данных.
    • Завершающая часть содержит благодарность информанту за потраченное время и предоставленные ответы.

    Виды вопросов анкеты

    Можно выделить следующие виды вопросов.

    Оригинальная анкета

    Открытые вопросы

    Часто ответы на них непредсказуемы, что создает трудность при анализе. Однако такие ответы привносят оригинальность.

    Вопросы с множественным выбором ответа

    Дихотомические вопросы

    Вопросы, подразумевающие только два типа ответа: да либо нет.

    Матричные вопросы

    Форма анкеты, состоящая из нескольких строк и столбцов. Позволяет экономить время и место на листе.

    Масштабные вопросы

    Ответы должны располагаться в заданном диапазоне значений: от 1 до 5, от 0 до 10. Нужно отметить выбранное значение на шкале.

    Анкетирование

    Вопросы, которых следует избегать при анкетировании

    Правила составления анкеты

    Чтобы правильно составить анкету для получения наиболее точных результатов, рекомендуется:

    Оформление результатов

    Вывод анкетирования

    Зачастую итоги анкетирования выводят в наглядной форме: в виде диаграмм, гистограмм, инфографики. Выбор конкретного инструмента для демонстрации сводных данных зависит от поставленных целей, от типов вопросов.

    Достоинства метода анкетирования

    К преимуществам метода анкетирования относятся следующие:

    1. Экономическая эффективность. Опрос с помощью мобильных и интернет-анкет предусматривает малые затраты.
    2. Анкеты можно направлять таргетировано (нацелено) каким-либо группам пользователей сети на основе их возраста и интересов.
    3. Масштабность. Анкетный метод способствует получению данных с большим охватом аудитории. Интернет позволяет сделать это быстро и максимально комфортно для респондентов.
    4. Анонимность. Возможность для респондента открыто отвечать на вопросы, выражать свое мнение. Анонимность дает человеку почувствовать себя в безопасности, обеспечивает защиту его данных, которые он не хотел бы разглашать.
    5. Стандартизация. Анкетер знает, что все участники опроса отвечали на одни и те же вопросы. Поэтому ответы легко свести к одной системе.
    6. Научный анализ и прогнозирование. Позволяет видеть наметившиеся тенденции, выявлять вкусы и желания потребителей (если анкета создана маркетологами), планировать производство.

    Недостатки метода анкетирования

    Групповое анкетирование

    К недостаткам анкетирования можно отнести следующие:

    1. При использовании почтовой связи не может быть уверенности в том, что респондент согласится участвовать в опросе.
    2. Нечестность. Отсутствие правдивости является подводным камнем, о котором знают исследователи. Поэтому вопросы нужно составлять тщательно, чтобы не обидеть информанта, не задеть его чувства и личные границы. Вопросы должны быть безоценочными.
    3. Пропущенные вопросы. Анкетер должен быть готов к тому, что некоторые его вопросы могут остаться без ответа, что повлияет на качество выборки.
    4. Не всегда вопрос для респондента значит то же, что и для анкетера. У каждого человека свое видение реальности, и оно может отличаться от того, что имел в виду исследователь.
    5. Трудность анализа вызывают ответы на открытые вопросы. Подобные вопросы предоставляют информанту свободу, обогащают опрос, придают ему ценность. Но иногда составляют сложность для обработки. Такие данные рассматриваются не компьютером, а вручную.

    Социолог стремится к тому, чтобы исследование было максимально точным и содержательным. Поэтому для него важно участие определенного количества лиц, и их правдивые, искренние ответы. Проведение опроса, таким образом, сопряжено с умением специалиста произвести хорошее впечатление, завоевать доверие аудитории.

    Этическая сторона анкетирования предполагает установление контакта с респондентами, включение вопросов, пробуждающих интерес, желание сотрудничать. В этих условиях социолог выступает и как психолог, задающий правильное направление коммуникации.

    Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

    Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

    Анкетирование в социологии - общее понятие, цели и задачи


    Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

    Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

    Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

    Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

    Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

    1. Узнать новую теоретическую информацию.
    2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
    3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
    4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
    5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
    6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

    Виды анкетирования


    В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

    • индивидуальное - проводится с одним участником;
    • групповое - анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

    В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

    1. Компьютерная анкета - участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
    2. Телефонный опросник - исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
    3. Внутренний опрос - этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
    4. Почтовая анкета - вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

    Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

    Анкета и ее структура

    Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.


    Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

    Вводная часть

    Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

    В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.


    Паспортичка

    Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.


    Основная часть

    Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.


    Виды вопросов для анкеты

    Анкеты могут включать в себя следующие типы:

    Как составить анкету для социологического опроса


    Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

    Правила составления анкеты

    Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.


    Следующие правила помогут упростить этот процесс:

    Как оформить результаты анкетирования

    Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.


    Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.



    В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

    Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.


    Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.


    Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

    Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

    В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

    Плюсы и минусы анкетирования


    Преимущества:

    Читайте также: