Когда был введен в средние школы ссср как обязательный предмет информатика

Обновлено: 02.07.2024

Как уже отмечалось, появление и начальное становление информатики как науки относится ко второй половине прошлого века.

В 60-70-е годы XX века информатика выделилась из кибернетики как самостоятельная научная дисциплина. Предметом информатики является собственно информация, способы ее представления, передачи и обработки, т.е. информационные процессы и технологии. В современном виде информатика оформилась с массовым появлением и развитием электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

В развитии отечественного школьного курса информатики выделяется несколько этапов (обычно – три), связанных со сменой парадигм преподавания курса и, соответственно, изменениями в методической системе обучения информатике. Историю школьной информатики можно разделить на шесть этапов, соответствующих смене парадигм в школьном курсе информатики.

1950-е годы: Изучение программирования в ряде школ г.Новосибирска (А.П.Ершов и его сотрудники).

1960-е годы:Подготовка программистов в московских школах с математической специализацией.

Конец 70-х годов: Обоснование необходимости включения в структуру общего образования курсов, отражающих науки, изучающие информационные, кибернетические стороны мира (В.С. Леднев); разработка концепции школьной информатики (А.П.Ершов, Г.А.Звенигородский, Ю.А.Первин).

1982 год: Решение Министерства просвещения СССР о введении калькуляторов в учебный процесс школы.

1984 год: Разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы

1985–1986 гг.: Разработка первого учебного пособия по информатике (А.П.Ершов, В.М.Монахов, А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, А.С.Лесневский, Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик и др.).

1985 г.:Начало подготовки учителей информатики в пединститутах по новым учебным планам.

Третий этап(конец 80-х – начало 90-х гг.) связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.

В результате проведенного в 1987 году конкурса, для преподавания информатики в школе был рекомендован учебник ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В.А.Каймина. Позднее школам были рекомендованы еще два учебника, созданные авторскими коллективами во главе с А.Г.Кушниренко и А.Г.Гейном.

Учебник А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедева, Р.А.Свореня – наиболее близкий по идеологии к учебнику. В программе к данному курсу основной целью обучения информатике в общеобразовательной средней школе провозглашается развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.

Важнейшим итогом изучения данной версии курса ОИВТ, по мнению авторов, должно быть получение учащимися представления о технологической цепочке решения на ЭВМ практической задачи: постановка задачи – построение математической модели – построение алгоритма – составление программы для ЭВМ – решение (численный эксперимент).

Программа, утвержденная в 1991 году Госкомитетом СССР по народному образованию, закрепила официальные позиции этих трех курсов как альтернативных и равноправных. Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению. Заметим, что учебники А.Г. Кушниренко и А.Г. Гейна , впоследствии несколько переработанные и многократно переизданные, до настоящего времени рекомендуются Министерством образования в качестве основных учебных пособий.

Однако с конца 80-х годов содержание преподавания информатики претерпевает существенное изменение на всех уровнях образования: уменьшается количество часов на изучение программирования; все больше внимания уделяется изучению новых информационных технологий. Впервые наметились противоречия между официально провозглашенным и реальным содержанием школьного курса информатики; между формирующейся общественной потребностью в информационной грамотности выпускников школы и реальными возможностями школы; между различными образовательными учреждениями, связанные с их обеспечением компьютерной техникой.

Четвертый этап в истории информатики в школе (1990-е гг.) связан с целым рядом новых обстоятельств.

1990-91 гг. и позже: в стране получила распространение компьютерная техника зарубежного производства. Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами, вследствие чего возникла проблема смещения акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на прикладной и технологический аспекты.

Решением коллегии Минобразования была рекомендована новая структура обучения информатике в школе, в которой выделяются три этапа:

- пропедевтический курс (1-6 классы);
- базовый курс (7-9 классы);
- профильные курсы (10-11 классы).

Усилиями различных творческих коллективов созданы проекты образовательных стандартов по информатике (Москва, Воронеж, Пермь, Санкт-Петербург и др. города и регионы). Отличительная особенность этих стандартов – перемещение изучения информатики на базовую ступень общеобразовательной школы (7-9 кл.). В старших классах предлагается смещение акцента обучения информатике в сторону формирования системно-информационной картины мира (мировоззренческий общеобразовательный аспект).

1997 г.:опубликован проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике.

1998 г.:Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации выпущен сборник программ по информатике для общеобразовательных учреждений всех ступеней образования (1-6 кл., 7-9 кл. и 10-11 кл.). Появились регламентирующие обучение информатике документы нового поколения, поддерживающие пропедевтический курс информатики.

Возникла необходимость и возможность введения в учебный план пропедевтического курса информатики. Появившиеся возможности приобретения и установки мультимедийных программ позволили использовать компьютер на уроках гуманитарного цикла, при изучении иностранных языков, музыки, рисования и т.д.

Пятый этап(с конца 90-х гг. по 2004 г.) характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг.

Многочисленные исследования позволили сформулировать основные положения концепции решения назревшей проблемы:

а) Более полно представить в учебном предмете весь комплекс вопросов, связанных с информационными процессами и информационной деятельностью человека. В практическом плане это означает, что в содержание обучения необходимо включить основы всего комплекса областей научного знания, связанных с изучением информации, информационных процессов вообще, а не только с ее автоматической обработкой. К таким областям, в частности, относятся: документалистика, кибернетика, теория информации, социальная информатика и т.д.

б) Пересмотреть все то, что несет в себе собственно информатика в ее методологическом, общекультурном смысле.

в) Переосмысление общеобразовательной значимости сути информационных технологий. Бесполезно гнаться за последними нововведениями компьютерного рынка. Необходимо перейти с уровня предметных специализаций на уровень общеучебных и общеинтеллектуальных умений. Это значит, что надо формировать навыки формализации, моделирования, структурирования и т.д.

1999 г.:Опубликованы рекомендации ЮНЕСКО по информатике в начальном образовании.

В начале нового века опубликованы концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе (2000 г.), проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике (2002 г.), документы об экспериментальном преподавании курса информатики в начальной и старшей школе (2001-2002).

2001 г.: Утверждена новая трехуровневая структура изучения курса информатики. Изучение информатики рекомендовано начинать со II класса.

2002 г., март: Принят Региональный стандарт содержания образования по информатике для средней общеобразовательной школы.

Основная проблема методики преподавания школьной информатики в течение последнего десятилетия – несогласованность содержания и нормативных сроков изучения информатики не только по стране, но и у разных учителей одной школы.

Как отмечает Н.В. Софронова, опыт освоения компьютерной техники и внедрения информатики за рубежомво многом схож с отечественным, хотя есть и ряд специфических особенностей.

Что касается таких стран как США, ФРГ, Австралия, то там внедрение компьютеров в обучение было отдано в ведение местных органов образования.

Массовое изучение языков программирования – также один из этапов внедрения компьютерной техники в обучении. Этот этап прошли многие страны мира.

Первые ЭВМ не были оснащены специальным программным обеспечением учебного назначения, поэтому использовалось поставляемое с ними программное обеспечение – как правило, среды языков программирования, обычно Бейсик. Многие специалисты оптимальным языком для обучения программированию считают Паскаль. За рубежом очень популярным является язык Лого, популяризации которого во многом способствовала самоотверженная деятельность и замечательная книга Сеймура Пейперта.

В настоящее время программирование в среднем звене за рубежом изучают редко и только по желанию учащихся. В младших и средних классах учащиеся овладевают навыками работы за компьютером (Computer Science) при изучении других предметов.



И вот уже в который раз опять наступил сентябрь, и тысячи учащихся с противоречивыми ощущениями отправились в школу – кто-то в первый класс, а кто-то уже в одиннадцатый. Когда-то среди них были и мы; вот почему вид белых бантов и букетов в руках первоклашек вызывает у нас ностальгию по беззаботному детству, любимым учителям и предметам – уверен, что для многих на Хабре таковым определенно была информатика. Воспользуемся моментом и вспомним, что мы на ней изучали – десять, двадцать, а кто-то и больше лет назад.

Первые эксперименты

  • Электронные цифровые ВМ — 4 часа;
  • Арифметические основы программирования — 10 часов;
  • Основные сведения о программировании — 36 часов;
  • Перевод программ на язык машин — 26 часов;
  • Организация процесса программирования — 12 часов;
  • Стандартные программы. Автоматизация программирования — 26 часов;
  • Методы контроля — 26 часов;
  • Общая характеристика математических машин — 24 часа.

Как видим, тогдашние дети изучали многое из того, о чем сейчас не догадываются даже взрослые программисты. Ничего не поделаешь, ведь процесс программирования и отладки в то время был весьма низкоуровневым и трудоемким.

Процесс пошел

  • Теория информации;
  • Элементы математической логики;
  • Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
  • Архитектура и компоненты ЭВМ;
  • Основы алгоритмизации, построение блок-схем;
  • Основы программирования и написания программ.

image


Пример программы на школьном алгоритмическом языке



Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y=x методом итераций, язык Рапира

Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.

Новейшая история

Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.



Современные учебники по ИКТ

По-прежнему не менее четверти учебного времени отводилось под изучение языков программирования. К тому моменту переход на современную платформу х86 в школах уже в целом завершился (хотя, как мы выяснили в прошлый раз, в сельских школах он растянулся еще на многие годы), что дало возможность унифицировать учебную среду. Учителя в своей массе ради обеспечения совместимости с уже имеющимся кодом тянулись к древним, как помет мамонта, версиям Бейсика – до тех пор, пока они работали под текущими операционными системами. Продвинутые учебные заведения получили возможность уместить в курс дополнительные языки программирования, такие как С или Java, которые ранее преподавались отдельно. Однако обязательными базовыми языками, как уже говорилось, остались Бейсик и Паскаль.



Попытки приобщить к информатике младшеклассников предпринимались еще в Советском Союзе, однако там они носили, скорее, образцово-показательный характер

Трендом сегодняшнего дня является дальнейшее омоложение курса информатики. Два года назад была одобрена экспериментальная программа, предусматривающая изучение предмета, начиная со второго класса. Не могу сказать, насколько широко она распространилась за это время, однако точно знаю, что ряд школ Нижнего Новгорода по ней точно работают.

В течение всего поста я старался воздерживаться от каких-либо оценок, поскольку не считаю себя большим специалистом в данном предмете, однако закончить его хочу сугубо личным мнением. Оно таково: овладение компьютерными знаниями в наше время является одним из основ успешности будущей профессиональной жизни ученика – чем бы он не решил заняться. Перед школьной информатикой следует поставить задачу вырастить всесторонне развитого в плане IT человека. Человека, который не потеряется в нашем высокоскоростном цифровом мире.

Благодарю свою учительницу по информатике Надежду Валентиновну Соличеву за все рассказанное для этого поста.

Сегодня компьютер в школе – обыденная вещь. Тридцать лет назад вычислительная техника была в новинку, а компьютеры выглядели иначе, нежели чем сегодня. Однако в СССР активно развивалось информатика, нередко этот предмет преподавался без помощи компьютеров. О том, как это было – читайте в этой статье.

Первые попытки разработать программу информатики для школьников Советского Союза производились в середине 50-х годов прошлого века. Конечно, эта программа была предназначена для учащихся школ с математическим уклоном. Здесь примечателен опыт академика А.П.Ершова, преподававшего в г. Новосибирск. Именно там были разработаны первые учебники по программированию для учеников средних школ.

1

Академик Ершов – первый преподаватель информатики в СССР

В свою очередь, упомянутый выше академик А.П. Ершов провел сравнения уровня преподавания в советских и американских школах в 70-е годы. К сожалению, это сравнение было не в пользу отечественного образования: Академик пришел к выводу о том, что в СССР нет должной пропаганды вычислительной техники и общенациональной программы информатики. Однако в СССР существовали классы программистов и физико-математические школы.

Кроме того, в некоторых школах Москвы, Новосибирска и Ленинграда осуществлялась подготовка учащихся по специальностям, связанных с ЭВМ. Стали появляться учебно-производственные комбинаты, в которых старшеклассников готовили по специальностям, связанным с ЭВМ.

В рамках курса информатики изучались:

  • элементы математической логики;
  • основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
  • архитектура и компоненты ЭВМ;
  • основы алгоритмизации, построение блок-схем;
  • основы программирования и написания программ.

Примечательно, что в изначальном варианте курса не было привязки к какому-либо конкретному языку программирования. Школьникам предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), который представлял собой символьную развертку блок-схем.

Уроки информатики без ЭВМ стали постепенно уходить в прошлое, так как отечественная промышленность начала выпускать персональные компьютеры. Для большинства школьников мотивацией изучать информатику были практические занятия, поэтому лучшие преподаватели популяризировали новый предмет, несмотря на такие сложности, как, например, разница в диалектах.

Урок информатики в Харькове, 1989 год

brayna

Первый советский персональный компьютер БК-0010

6

ZX-Spectrum

ПК 80-х обладали процессорами с частотой от 1 до 10 МГц, объем оперативной памяти колебался в размере от 32 до 128 Кб. В качестве носителя информации выступала дискета или магнитофонная кассета. Серьёзным минусов данных компьютеров являлось то, что они часто ломались, а гарантийный ремонт занимал много времени.

Журналист Игорь Бахарев, учившийся в школе в начале 90-х, вспоминает:

Вначале информатика преподавалась в двух послед­них старших классах - 9 и 10 (в те годы школа была деся­тилетней), а сейчас её изучают уже в начальной школе. Однако проникновение в учебные программы школ све­дений из информатики началось значительно раньше -ещё на заре компьютерной эры были отдельные опыты изучения со школьниками элементов программирования и кибернетики. Можно выделить три основных этапа в исто­рии отечественного образования в этой области:

первый этап - с начала постройки первых советских ЭВМ и до введения в школе учебного предмета ОИВТ в 1985 году;

второй - с 1985 по 1990 гг. до начала массового по­ступления в школы компьютерных классов;

третий - с 1991 г. и по настоящее время.

В середине 1960 годов в физико-математической школе при Саратовском государственном университете был развернут компьютерный класс на базе ЭВМ Урал 1 и Урал 2, а затем БЭСМ 4. Позднее в этой школе была уста­новлена ЭВМ ЕС 1020. Школьники изучали программиро­вание на языках Алгол 60 и Ассемблер (см. ИНФО, 1993, № 2, С.9).

В начале 1970 годов начала развиваться система межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), в некоторых из которых стали возникать специали­зации по профессиональной подготовке учащихся старших классов в области применения вычислительной техники. С 1971 года такую подготовку в экспериментальном порядке начали в УПК Первомайского района г. Москвы на базе вы­числительного центра Центрального НИИ комплексной ав­томатизации под методическим руководством С.И. Шварцбурда. Постепенно этот опыт стал распространяться по стране в тех местах, где были предприятия-шефы, кото­рые обладали новейшими ЭВМ. В таких УПК стали успешно готовить школьников по специальностям: оператор ЭВМ, оператор устройств подготовки данных для ЭВМ, электро­механик по ремонту и обслуживанию внешних устройств ЭВМ, регулировщик электронной аппаратуры, програм­мист-лаборант, оператор вычислительных работ. С появ­лением многотерминальных комплексов на базе малых ЭВМ, диалоговых вычислительных комплексов и персо­нальных компьютеров в этих УПК произошло существен­ное изменение как содержания подготовки школьников по компьютерным специальностям, так и их перечня. В нача­ле 1990 годов с развалом СССР УПК фактически исчезли как форма образовательной деятельности средней школы и сейчас работу продолжают лишь некоторые уцелевшие из них, где готовят, в основном, пользователей персональ­ного компьютера и компьютерных дизайнеров.

Широкое распространение ЭВМ в конце 1960 годов привело к всё более возрастающему воздействию их на все стороны жизни людей. Ученые-педагоги и методисты ещё в то время обратили внимание на большое общеоб­разовательное влияние ЭВМ и программирования, как но­вой области человеческой деятельности, на содержание обучения в школе. Они указывали, что в основе програм­мирования лежит понятие алгоритмизации, рассматри­ваемое как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Любая человеческая дея­тельность, процессы управления в различных системах сводятся к реализации определенных алгоритмов. Пред­ставления учащихся об алгоритмах, алгоритмических про­цессах и способах их описания неявно формируются при изучении многих школьных дисциплин и особенно мате­матики. Но с появлением ЭВМ эти алгоритмические пред­ставления, умения и навыки стали получать самостоятель­ное значение, и постепенно были определены как новый элемент общей культуры современного человека. По этой причине они были включены в содержание общего школьного образования и получили название алгоритми­ческой культуры учащихся.

Основными компонентами алгоритмической культу­ры являются:

понятие алгоритма и его свойств;

понятие языка описания алгоритма;

уровень формализации описания;

принцип дискретности (пошаговости) описания;

принципы построения алгоритмов: блочности, ветв­ления, цикличности;

выполнение (обоснование) алгоритма;

Введение информатики в школе в то время было достаточно революционным. В тех немногих западных странах, где в то время также вводили этот новый пред­мет, его воспринимали, в основном, в прикладном аспекте - для освоения информационных технологий. В нашей же стране он рассматривался в развивающем и формирую­щем аспектах, и на первый план выдвигалась его фунда­ментальная составляющая.

1.3. Цели и задачи школьного курса информа­тики

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных тех­нологий (ИКТ);

развитие познавательных интересов, интеллекту­альных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информа­ции с учетом правовых и этических аспектов её рас­пространения; избирательного отношения к полу­ченной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в по­вседневной жизни, при выполнении индивидуаль­ных и коллективных проектов, в учебной деятельно­сти, дальнейшем освоении профессий, востребован­ных на рынке труда.

В старшей школе на базовом уровне ставятся такие

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных про­цессов в обществе, биологических и технических сис­темах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реаль­ных объектов и процессов, используя при этом ин­формационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллекту­альных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюде­нию этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информацион­ных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В старшей школе на профильном уровне ставятся та­кие цели:

освоение и систематизация знаний, относящихся: к математическим объектам информатики; к построе­нию описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным про­цессам в биологических, технологических и социаль­ных системах;

овладение умениями строить математические объек­ты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

развитие алгоритмического мышления, способно­стей к формализации, элементов системного мышле­ния;

воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитив­ную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

приобретение опыта проектной деятельности, соз­дания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного ти­па с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информаци­онной деятельности в различных сферах, востребо­ванных на рынке труда.

Перечисленные цели школьного курса информатики и ИКТ можно сгруппировать в три основные общие цели: образовательная, практическая и воспитательная. Эти общие цели обучения определяются с учетом места ин­форматики в системе наук и жизни современного общест­ва [1].

Образовательная цель обучения информатике -дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть значение инфор­мационных процессов в формировании научной картины мира, роль информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества. Необходимо вооружить учащихся базовыми умениями и навыками для прочного усвоения этих знаний и основ других наук. Реализация об­разовательной цели в соответствии с законами дидактики способствует общему умственному развитию учащихся, развитию их мышления и творческих способностей.

Практическая цель - предполагает вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для по­следующей трудовой деятельности. Учащихся следует не только знакомить с теоретическими основами информати­ки, но и обучать работе на компьютере и использованию средств современных информационных технологий; зна­комить с профессиями, непосредственно связанными с ЭВМ.

Воспитательная цель реализуется мировоззренче­ским воздействием на ученика путем осознания им значе­ния вычислительной техники и информационных техноло­гий для развития цивилизации и общества. Важным явля­ется формирование представления об информации как одного из трех фундаментальных понятий науки: материи, энергии и информации. Использование в обучении совре­менных информационных технологий формирует культуру умственного труда. Изучение информатики требует от учащихся определенных умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логики и воображения. В курсе информатики ученику следует учиться четко и педантично реализовывать алгоритм своих действий, уметь абсолютно точно записывать его на бумаге и безошибочно вводить в компьютер. Это постепенно отучает учеников от неточно­сти, нечеткости, неконкретности, расплывчатости, небреж­ности и т. п .

Разумеется, все эти три цели взаимосвязаны и не мо­гут реализовываться в отрыве друг от друга. Нельзя полу­чить воспитательный эффект, игнорируя практическую сторону содержания обучения.

Общие цели в реальном учебном процессе транс­формируются в конкретные цели обучения. Однако это оказывается непростой задачей, что подтверждается мно­голетним опытом преподавания информатики в школе. На формулировку конкретных целей влияет то обстоятельст­во, что наука информатика сама находится в стадии интен­сивного развития. Кроме того, изменение парадигмы об­разования, в частности его стандартов, порождает изме­нение содержания этих целей, увеличивает долю субъек­тивизма в их определении.

формирование представлений учащихся об основных правилах и методах реализации решения задач на ЭВМ;

освоение элементарных умений пользоваться мик­рокомпьютерами для решения задач;

ознакомление с ролью ЭВМ в современном произ­водстве.

Ученые и методисты тогда считали, что введение курса информатики создаст возможности для изучения школьных предметов на качественно новом уровне за счет повышения наглядности, возможности моделирования на ЭВМ сложных объектов и процессов, сделает усвоение учебного материала более доступным, расширит учебные возможности школьников, активизирует их познаватель­ную деятельность.

В качестве конкретной цели была поставлена компь­ютерная грамотность учащихся. Понятие компьютерной грамотности достаточно быстро стало одним из новых по­нятий дидактики. Постепенно выделили следующие компоненты, определяющие содержание компьютерной грамотности школьников [10]:

понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и ме­тодах описания, понятие о программе как форме представления алгоритма для ЭВМ;

основы программирования на одном из языков;

практические навыки обращения с ЭВМ;

принцип действия и устройство ЭВМ;

применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

В компонентах компьютерной грамотности учащихся можно выделить следующее содержание:

Умение работать на компьютере. Это умение есть умение на пользовательском уровне, и включает в себя: умение включить и выключить компьютер, владение кла­виатурой, умение вводить числовые и текстовые данные, корректировать их, запускать программы. Сюда относят также умения работать с прикладными программами: тек­стовым редактором, графическим редактором, электрон­ной таблицей, игровыми и обучающими программами. По своему содержанию эти умения доступны младшим школьникам и даже дошкольникам.

Представления об устройстве и принципах действия ЭВМ. В школьном курсе физики рассматриваются различ­ные физические явления, лежащие в основе работы ЭВМ, а в курсе математики - наиболее общие положения, отно­сящиеся к принципам организации вычислений на компь­ютере. В курсе информатики учащиеся должны освоить сведения, позволяющие им ориентироваться в возможно­стях отдельных компьютеров и их характеристиках. Этот компонент компьютерной грамотности имеет важное профориентационное и мировоззренческое значение. 4. Представление о применении и роли компьютеров на производстве и других отраслях деятельности человека, а также о социальных последствиях компьютеризации . Этот компонент должен формироваться не только на уро­ках информатики - необходимо, чтобы школьный компью­тер использовался учениками при изучении всех учебных предметов. Выполнение школьниками проектов и реше­ние задач на компьютере должно охватывать различные сферы применения вычислительной техники и информа­ционных технологий.

Компоненты компьютерной грамотности можно представить четырьмя ключевыми словами: общение, программирование, устройство, применение. В обучении школьников недопустимо делать акцент на каком либо одном компоненте, ибо это приведет к существенному пе­рекосу в достижении конечных целей преподавания ин­форматики. Например, если доминирует компонент обще­ние, то курс информатики становится преимущественно пользовательским и нацеленным на освоение компьютер­ных технологий. Если акцент делается на программирова­нии, то цели курса сведутся к подготовке программистов.

Читайте также: