Климатообразующие факторы план урока

Обновлено: 28.06.2024

Тип урока: комбинированный (обобщение и повторение по теме, формирование новых знаний).

Цели по содержанию:

  1. Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Земли; повторить термины и понятия, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат Земли: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
  2. Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карты атласа: климатическая; климатические пояса Земли; настенная климатическая карта; карточки “Географического лото”, физическая карта полушарий, раздаточный материал к практической работе для каждого учащегося. Электронная презентация “Климатообразующие факторы”

1 Организационный момент.

2. Основная часть.

– Обобщение, систематизация знаний. (Географический диктант, игра “Домино”.)
– Изучение нового материала (схема климатообразующие факторы).

3. Закрепление изученного. (Выполнение практической работы.)

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: мини – проект “Атмосфера Земли”.

Я рада всех приветствовать в кабинете география! Надеюсь, что гостям будет не скучно на сегодняшнем уроке, а для ребят он будет интересным и познавательным. Мне хотелось бы урок начать стихотворением. Прошу Вас внимательно слушать и если вы со мной согласны громко сказать – да ! Если не согласны – нет !

Что такое атмосфера?
Может, это литосфера? – Нет !
Может, это гидросфера – Нет !
Может, это просто точка? – Нет !
Значит, это оболочка? –Да !
Из чего она? Из камня? – Нет !
Состоит из смеси газов? – Да !
Той, что воздухом зовут,
Они жизнь для нас дают!
У Земли он очень плотный
И тяжелый он на вес,
Но чем выше, это точно,
Воздух там разрежен весь.
В чем причина? Что за диво?
Что ты там не говори, но внизу на воздух мирно
Давят верхние слои.
В атмосфере выделяют –
Посчитайте: раз, два, три –
Тропосферу, стратосферу,
Ну и верхние слои.
Тропосфера – самый нижний!
В ней туман и облака,
Там невидимо, неслышно
Происходят чудеса.
В ней погодные явленья
Происходят каждый день
Гром и молния, осадки
Формируются подчас
Здесь летают пыль и копоть,
Здесь, чем выше, – холодней !
Пар и 80% воздуха –
Все содержится здесь в ней
И значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей
От мороза ли темною ночью
От перегрева в солнечный день
От паденья на Землю точно
Самых разных космических тел
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит вывод верный,
Но грустный
Человек без нее не живет!

Атмосфера климаты Земли” одна из самых сложных и важных в изучении географии.
Без знаний о климатических процессах происходящих в атмосфере, нельзя понять особенности океанов, материков. Климат определяет интенсивность всех процессов, происходящих на Земле.
Наша задача сегодня повторить и систематизировать знания о планетарных закономерностях распределения тепла, влаги, господствующих ветрах, об образовании и размещении климатических поясов, а также познакомиться с климатообразующими факторами.

Задание № 1. Географический диктант. Работаем по вариантам. Затем меняемся заданиями и производим взаимопроверку. Приложение 1.

Задание № 2. На повторение темы “Атмосфера Земли” составлена игра “ Домино”. Поработайте пожалуйста командами. Участники , которые быстро и правильно собирут карточки игры, получат дополнительные баллы. Приложение 2.

Перед выполнением практической работы предлагаю Вам посмотреть презентацию “Климатообразующие факторы”. Приложение 3.

Задание № 3. На основе презентации, текста учебника составьте в тетради схему “Климатообразующие факторы”.

Задание № 4. Практическая работа.

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климати-ческом поясе.

Используя карты атласа, заполните таблицу и сделайте вывод о различиях климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе:

Вариант 1. Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния.

Вариант 2. Сравнение климата полуострова Аляска и полуострова Лабрадор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательная: сформировать представления учащихся о климатообразующих факторах, солнечной и суммарной радиации и определить их влияние на климат страны.

2.Воспитывающая: формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.

3.Развивающая: развивать умения работать с атласом, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование: физическая карта России, карточки-помощники, атлас, учебник, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы: игровая, групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Цели урока (слайд 2)

Учащихся класса делят на 4 группы.

II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по нашей стране. Давайте представим себе, какой климат в нашей стране? Попробуйте описать его. Обсудите в команде. Заполняет таблицу. Каждая команда получает задание со своим городом. Далее, от каждой группы выступает представитель, характеризует климат.(слайд 3 с ответом)

Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа.

1. Восточно-Европейская равнина.

2. Среднесибирское плоскогорье

3. Амазонская низменность.

4. Великие равнины

8. Курильский желоб.

9. Перуанский желоб.

10. Эфиопское нагорье

а) Тихоокеанский сейсмический пояс;

б) Африкано-Аравийская платформа

в) Русская платформа;

г) Альпийско-Гималайский сейсмический пояс;

д) Сибирская платформа;

е) Северо-Американская платформа;

ж) Южно-Американская платформа

3.Вводная беседа

4.Изучение нового материала.

Что такое атмосфера?
1) Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.
Атмосфера состоит из воздуха.
Воздух – это смесь различных газов.

Строение атмосферы (схема "Строение атмосферы")
Значение атмосферы:

1. Озоновый экран атмосферы защищает все живое на планете от губительных для жизни ультрафиолетовых лучей, задерживает потоки электрически заряженных частиц, летящих от Солнца.

2. Атмосфера предохраняет Землю от чрезмерного нагревания и охлаждения. На Луне, где нет атмосферы, суточные колебания температуры составляют 300°С.

3. Большая часть метеоритов сгорает в атмосфере Земли, не достигнув ее поверхности. Те крупные метеориты, которые все же попадают на Землю, становятся значительно меньше. Атмосфера, гася их скорость, смягчает удар.

4. Без атмосферы стал бы невозможным круговорот воды в природе. Благодаря воздушной оболочке влагу получают внутренние части материка.

5. Воздух – необходимое условие жизни на нашей планете.

6. Наша планета прекрасна. Но без атмосферы на ней не было бы ни прекрасных восходов, закатов, не смогли бы любоваться радугой, инеем, изморозью, полярным сиянием.

Климат – это тип погоды, характерный для данной местности.
Для изучения климата существуют климатические карты. Атлас. Климатическая карта мира. Познакомимся с правилами работы. Чтобы наглядно показать, каковы температуры в разных частях земной поверхности, используют изотермы.

(Температура воздуха в градусах Цельсия)

1. Изотермы июля:

___+16°____самого теплого месяца в году в северном полушарии

___-16°____самого холодного месяца в году в южном полушарии

2. Изотермы января:

___-16°____самого холодного месяца в году в северном полушарии
___+16°____самого теплого месяца в году в южном полушарии

3. Абсолютный максимум температуры – это самая высокая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте. Например, +58°

4. Абсолютный минимум температуры – это самая низкая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте. Например, -70°

План характеристики климата:

• Средняя температура самого холодного месяца;

• Средняя температура самого жаркого месяца;

• Абсолютный минимум температур;

• Абсолютный максимум температур;

Атлас. Африка. Климатическая карта (пример).

Задание. Дайте характеристику климата по климатической карте.

Атлас. Антарктида. Климатическая карта.

1. Станция Санаэ;

2. Атлас. Южная Америка. Климатическая карта. Город Рио-де-Жанейро;

3. Климат любой местности зависит прежде всего от количества солнечного тепла, поступающего на земную поверхность. Это количество определяется полуденной высотой Солнца над горизонтом – географической широтой. По шарообразной поверхности Земли тепло и свет распределяются неравномерно. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°.

Представим себе, что Земля движется вокруг Солнца так, что ее ось все время перпендикулярна плоскости орбиты. Солнечный луч и поверхность Земли образуют угол, который называется углом падения солнечного луча (схема "Распределение солнечного тепла по поверхности Земли")

Задание:
Пофантазируем, что перед вами пейзаж Антарктиды. Существует ли связь между климатическими особенностями Антарктиды и величиной угла падения солнечного угла?
Вывод: Чем меньше угол падения солнечного луча, тем меньше тепла получает земная поверхность.
Задание:
Пофантазируем, что перед вами пейзаж экваториального побережья Африки. Существует ли связь между климатическими особенностями Экваториальной Африки и величиной угла падения солнечного угла?

Вывод: Чем больше угол падения солнечного луча, тем больше тепла получает земная поверхность.

Схема 5 зависимость температуры воздуха от географической широты.

Далее в тетрадях рисуем горизонтальную линию, отмечаем и подписываем точки: экватор, тропики, умеренные широты - 60° с. ш. и ю.ш., полюса северный и южный.

Работа со схемой в учебнике и работа по алгоритму:

- Как на этой территории нагревается поверхность Земли?

- Как нагревается воздух, почва?

- Воздух теплый или холодный?

- Легкий или тяжелый?

- Поднимается или опускается?

- Если воздух опускается (поднимается) атмосферное давление низкое или высокое?

- При восходящих (нисходящих) потоках воздуха образуются осадки или нет?

Беседу начинаем с изучения климата экватора, затем к полюсу северного полушария. Южное полушарие объясняют сильные ученики.

К концу объяснения получается схема слайд 6

5. Практическая работа № 3

Анализ статистических данных годового хода температур и осадков.

Целевая установка: найдите на физической карте России города, данные в задании. Определите их координаты. Проанализируйте статистические данные годового хода температур и осадков. Постройте графики. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о закономерностях распределения температур и осадков на территории России.

1.Определите координаты городов:

Калининград_________________________________
Москва______________________________________
Омск________________________________________
Томск_______________________________________
Иркутск_____________________________________
Якутск______________________________________
Магадан_____________________________________
Благовещенск________________________________

2.Постройте графики хода температур и осадков

Подведение итогов практической работы.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.Повторение изученного материала 1. В чем основная причина различия температур на земной поверхности?
2. На карте и глобусе покажите пояса низкого и высокого давления.
3. Как формируется область низкого атмосферного давления?
4. Как формируется область высокого атмосферного давления?
5. Почему на экваторе выпадает много осадков, а в тропических широтах мало?
6. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков?

Дополнительная информация к уроку:
ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
САМЫЕ СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ

Вечная мерзлота более 1370 метров глубиной была зафиксирована учеными у северных берегов сибирской реки Вилюй в феврале 1982 года. Мощнейшие слои вечной мерзлоты обнаружены на полуострове Таймыр. В отдельных местах они достигают 600 метров в глубину.
САМОЕ ХОЛОДНОЕ МЕСТО

Самое холодное место в бывшем СССР — поселок Делянкыр на реке Нере (недалеко от Оймякона) — его среднегодовая температура составляет минус 17,2 градуса по Цельсию. В Верхоянске и Оймяконе немного теплее.
САМОЕ ТЕПЛОЕ МЕСТО

Самым теплым местом на территории СНГ является город Шерабад (Сурхандарьинская область, Узбекистан). Здесь средняя годовая температура воздуха составляет плюс 18,1 градуса по Цельсию.
САМАЯ СИЛЬНАЯ ЖАРА

Абсолютный минимум температуры для Москвы составляет минус 42,2 градуса по Цельсию. Абсолютный максимум — плюс 36,8 градуса по Цельсию (7 августа 1920 года).
САМАЯ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА ТЕМПЕРАТУР

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Колкотина Елена Владимировна

учитель географии и биологии

Пояснительная записка

Предмет: география

Тема урока : Климатообразующие факторы.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок – практикум .

Ключевые понятия новой темы : погода, климат, воздушные массы, циркуляция атмосферы, пассаты, муссоны, западный перенос .

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока.

Кузнецов А.П. Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

География. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику автора Кузнецовой А.П. Савельевой Л.Е., Дронова В.П.

География. Земля и люди. Атлас.7 класс.

География. Земля и люди. Контурные карты. 7 класс.

Цель урока: познакомить учащихся с климатообразующими факторами и их влиянием на особенности распределения тепла и влаги, атмосферного давления и осадков на земле.

Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.

Задачи урока:

общеобразовательные:

активизировать познавательную активность; закрепление терминов и понятий – погода, климат, климатообразующие факторы; формирование навыков работы индивидуально (самостоятельно), в группе; формирование навыков работы с климатическими картами

воспитательные:

воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; воспитать культуру экономного расходования времени; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; эстетическое воспитание

развивающие:

выделять главное; обобщать и делать выводы; продолжить развитие умения анализировать; совершенствовать умения работы с источниками знаний; формировать умения работы с картами; формировать умения работы со схемами

Планируемые образовательные результаты:

- дают определение понятиям климат, климатообразующие факторы;

- характеризуют каждый из климатообразующих факторов;

- определяют тип климата по климатограммам;

- умение использовать географические карты для поиска информации

- проявление учебно-познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к теме урока;

- бразовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

метапредметные:

Познавательные - осуществлять сравнение, анализ информации; - установление причинно-следственных связей

Регулятивные - определять цель урока; - формулировать учебную проблему; - выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме

Организация учебного пространства

Организационный момент

Цель: включить обучающихся в учебную деятельность

Приветствие учащихся, Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.

Учебная организация учащихся (наличие на рабочем месте учебника, атласа, контурной карты, дневника, принадлежностей)

Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока ,а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Мы продолжаем с вами работу в мастерской погоды, которую называем… (атмосферой ). Ваше внимание на экран

Просмотр видеосюжета .

Ребята, известно, что самым изменчивым фактором природы является погода. Давайте вспомним, что такое погода, ее свойство .

(Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы или тропосферы в данном месте и в данное время. Главное свойство погоды – изменчивость)

В 6-м классе мы познакомились с другим более емким понятием климат. Что такое климат? (Климат – это многолетний режим погоды, который характерен для определенных участков Земли). Везде ли на Земле климат одинаков? Климат разных уголков Земли отличается. Объясните, почему? (учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировки темы урока)

Постановка темы урока.

Обозначим нашу деятельность на уроке, используя глаголы.

Формулировка темы урока, цели деятельности на данном уроке

логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Начинаем нашу работу, скажите, что является основным климатообразующим фактором? При формулировании ответа можно воспользоваться текстом учебника стр. 18 (слайд-3)

Правильно, первый и главный фактор, формирующий климат Земли - географическая широта. Предлагаю вам составить логически последовательную схему, используя карточки с терминами:

Угол падения солнечных лучей

Количество солнечного тепла

Работа с текстом, выявление основного фактора.

Заполняют схему (один вывешивает на доске, остальные в тетрадях)

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Работать с различного рода информацией.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и

оценивать еѐ достоверность.

Личностные УУД: Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать,

формируют умение способности к саморазвитию; пониманию значимости получаемых знаний.

Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать)

Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)

Мы передвигаемся дальше. Работа с текстом учебника на стр 19(слад-4)

Какой фактор формирования климата идет далее? Ответьте на вопросы:

- Как на формирования климата влияют течения?

Выявление второго фактора

После просмотра предлагается заполнить таблицу.

Заполняют таблицу, работа в парах.

Но есть еще один климатообразующий фактор, который способен препятствовать проникновению ветра в глубь материка. Учебник стр 20. И сразу, пожалуйста, прочитайте и пятый фактор, влияющий на климат.(слайд-6)

- Какие осадки мы называем орографическими? ( Словарь. ОСАДКИ ОРОГРАФИЧЕСКИЕ осадки , обусловливаемые рельефом местности. выпадающие при подъеме по горным склонам насыщенных влагой воздушных масс.)

- И как размеры материка влияют на климат ? ( Чем больше размеры материка , тем в больших климатических поясах он расположен, тем разнообразнее климатические особенности материка , а значит на нем больше природных зон и разнообразнeе зональные особенности природы.) (слайд-7)

Работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Этап первичной проверки понимания изученного

установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

По мере выявления новых климатообразующих факторов на доске появляется схема .

Мы с вами проделали огромную работу. Давайте сделаем вывод о том, что вы узнали нового о климатообразующих факторах. Оцените, свою деятельность в данном этапе.

Читайте также: