Классификация социальных проектов кратко

Обновлено: 04.07.2024

В исследовательских работах выделяются различные классификации и типологии социальных проектов по следующим критериям: география и масштабность проекта, ориентация проекта, заказчики проектов, исполнители и участники проекта, сфера приложения проекта, администрирование проекта, концептуальность проекта.

В социальной сфере используется различная классификация проектов.

По географическому признаку различают международные, российские, межрегиональные и региональные проекты.

Масштабность проекта определяется показателями охвата участников: мега-проект (международный), национальный социальный проект (Всероссийский), межрегиональный, региональный, мини-проект, совместный, партнерский.

По типу управляющей структуры: внешне управляемый, внутренне управляемый.

По социальной направленности: защита прав, занятость, участие в политике, решение экологических проблем, совершенствование образовательной системы и т.п.

Временной аспект детерминируется протяженностью выполнения проекта, поэтому различают краткосрочные, среднесрочные и долговременные проекты.

Классификация с точки зрения эффективности и признания выполненного проекта:

социальный проект - победитель Всероссийской акции, ярмарки инноваций, ярмарки социальных инициатив;

социальный проект, востребованный в рамках региона;

социальный проект, не востребованный общественностью.

Социальный проект обеспечивает выражение идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Выделяют следующие характерные черты социального проекта:

- реалистичность: цель должна быть достижима, что подразумевает сопоставление условий реализации проекта с необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами;

- ограниченность(во времени и пространстве, по целям и задачам, результатам и т.д.) Проект всегда реализуется в определенном месте и определенном контексте – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит: этапы и конкретные сроки их реализации; четкие и измеряемые задачи; конкретные и измеряемые результаты; планы и графики выполнения работ; конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

- последовательность и связность – реализация проекта четко подразделяются на несколько этапов, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

- компетентность автора и персонала – для планирования и реализации проекта, необходим целый набор специфических навыков, что требует привлечения многих участников и партеров - любой проект результат коллективных усилий. Реализацией занимается целая команда. Важна осведомленность членами проектной группы в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса, а так же владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

- уникальность - так как проекты возникают из новых идей, предлагают специфическое решение проблем в специфическом контексте, и потому всегда инновационные. Всегда присутствует элемент непредсказуемости и риска.

- жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в иных условиях, чем он может быть продолжен.

Проектирование опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует ее деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Задачи социально ориентированных проектов можно свести к трем группам:

- Изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;

- Оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.

Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в социальной адаптации, могут быть:

- содействие социально-психологической адаптации человека;

- помощь в решении социально-психологических проблем, обретение Ёоциального статуса и чувства личной значимости;

- укрепление социальных и межличностных связей;

- социальная реабилитация средствами искусства;

- создание условий для самореализации в сфере досуга;

- изменение отношения учреждений и властей к проблеме инвалидов;

- формирование общественного климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия;

- содействие психологической, эмоциональной и ценностной адаптации человека к проблемной ситуации;

- обеспечение человека в информационном плане – дать ему необходимую для решения проблем информацию за счет оптимизации форм ее трансляции;

- обучение умению выстраивать новые жизненные перспективы и осуществлять соответствующие жизненные проекты.

В содержательном плане все многообразие социальных проектов укладывается в несколько стратегий:

- Социально-культурная интеграция – создание условий для развития и самореализации личности в системе социальных отношений путем оптимизации социально-психологической среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни;

- Реабилитация (социальная, духовная, физическая) – мероприятия и акции, способствующие максимальному развитию потенциалов человека (прежде всего лиц с ограниченными возможностями), его полноценному участию в профессиональной деятельности и социально-культурной жизни;

- Инкультурация – процесс деятельностного включения человека в мир культурных ценностей;

- Самореализация – создание условий для развития и наиболее полного воплощения личных потенциалов в различных видах социально-культурной деятельности.

Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной иди духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.

Инициатором проекта может быть как то или иное лицо, так и организация или сообщество.

К социальным проектам можно отчасти применить характеристики, которые выработаны в технологии управления проектами для коммерческих проектов.

В организационном отношении коммерческие проекты оцениваются по четырем признакам:

• масштаб (размер) проекта;

Учитываются также место и условия реализации проекта.

В реальных проектах доминирует один из факторов, и по этим доминантам можно выделить следующие типы проектов:

1) по характеру проектируемых изменений:

– инновационные проекты. Задача инновационных проектов — внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами. В социальной сфере инновация не часто связывается с созданием изобретений и открытий в области науки и техники.

– поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Их называют также поддерживающие проекты также реанимационными или реставрационными.

2) по направлениям деятельности:

– образовательные проекты решают задачи, связанные с предоставлением образовательных услуг.

– научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.

– культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др.

3) по особенностям финансирования:

– инвестиционные проекты. Инвестиция — это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли. Далеко не каждый проект может привлечь инвестиции. Для инвестора должна быть вне сомнений цель такого проекта, его значимость, которая определяет соразмерность вложения капитала. В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти и органы местного самоуправления.

– кредитные проекты. Способом финансового обеспечения социального проекта может быть избран кредит. (форма финансового обеспечения проекта, способного приносить прибыль).

– бюджетные проекты. В силу того, что социальные проекты нередко бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи (и в этом смысле себя окупают), значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной социальной политики и решения местных задач.

– благотворительные проекты. Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства.

4) по их масштабам:

– микропроекты. Микропроект — это чаще всего форма представления индивиду-альной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект делается в полном смысле слова для себя и для своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, делаться из подручных средств.

– малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточны просты в управлении, не требуют крупного финансирования.

– мегапроекты. В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов.

5) по срокам их реализации:

– краткосрочные проекты ( примерно год, максимум два года. )

– среднесрочные проекты. 3—5 лет.

– долгосрочные проекты. 10-15 лет.

6) псевдопроекты. (видимость проекта, форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте):

– проекты-фикции, которые используют проектную форму как камуфляж. Причем фикция может быть как на стадии замысла, так и на стадии отчета о проделанной работе/полученном результате.

– квазипроекты. Такие проекты обладают всеми при¬знаками настоящего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является.

II. Прикладные, информационные, ролевые и игровые, исследовательские и поисковые.

· Прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике;

· Информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории;

· Ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации;

· Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.;

· Поисковые - проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.[12]

4. В соответствии с типом деятельности выделяют:

· образовательные;

5. В соответствии со стандартами Немецкого института стандартизации (DIN) различают три вида проектов (по поставленным целям и способам их осуществления):

· Проекты НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) – цели таких проектов часто не конкретны и должны быть определены только в процессе планирования;

· Организационные – проекты, направленные на планирование, реализацию и обслуживание организационных процессов на предприятии; [14]

· Инвестиционные – цель таких проектов – вложение средств в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения качества жизни людей посредством удовлетворения их потребностей.[15]

Этапы и примеры таких проектов можно проследить в таблице:

Вид проекта Этапы проектка Примеры
НИОКР 1. Анализ проблемы. 2. Составление плана. 3. Определение продукта. 4. Разработка продукта. 5. Изготовление продукта. 6. Производство. · Разработка программного обеспечения. · Разработка медикаментов. · Разработка новой бытовой техники.
Организационные проекты 1. Анализ проблемы. 2. Составление плана. 3. Детальное планирование. 4. Реализация. 5. Внедрение. 6. Приемка. 7. Обслуживание/уход. · Введение управления качеством или проектного менеджмента. · Оптимизация процессов. · Планирование и проведение выставки.
Инвестиционные проекты 1. Фундаментальные исследования. 2. Предварительное планирование. 3. Планирование проекта. 4. Согласованное планирование. 5. Исполнительное планирование. 6. Размещение и выдача заказов. 7. Производство строительных работ. 8. Управление объектом. · Здание. · Плотина. · Комплексное оборудование.

6. По типам анализа.

В рамках социального проектирования мыслимы следующие три типа синтеза-анализа:

Сегодня подавляющее большинство социальных проектов являются кабинетными, значительно реже встречаются социальные проекты игрового или опытного типа. Однако и социальное проектирование кабинетного типа много дает, оно стимулирует разнообразные исследования и проектные разработки, позволяет продвинуться в понимании проектируемого объекта, постепенно нащупать способы его осуществления.

Намеченный здесь подход позволяет задать определенную типологию видов социального проектирования.

7. По содержательному основанию:

· Проекты, которые ориентируют на максимальное понимание и учет специфики той культурной среды, которая становится объектом проектной деятельности;

· Проекты, которые своей задачей ставят экспорт собственных культурных образцов в чужой культурный контекст.

8. По характеру проектных изменений:

· Инновационные проекты. Их назначение – внедрение принципиально новых разработок.

· Поддерживающие, реставрационные, реанимационные – решают градостроительные, экологические и т.д. задачи, а так же задачи сохранения обрядов и ритуалов.

Заключение

Итак, социальное проектирование как вид сознательной деятельности способствует решению той или иной социальной проблемы или группы таких проблем. Проектные технологии выполняют так же важнейшую инновационную функцию в социальной области, подходя к проблеме по-новому и нестандартно. Сущность проектного способа организации деятельности – это конструирование желаемых состояний будущего некоторого социального объекта. То есть социальный проект выступает здесь неким идеальным типом.

В разных общественных сферах, исходя из разных концепций и принципов проектирования, существуют различные основания для классификации социальных проектов.

Список литературы

2. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1998.

3. Бестужев-Лада, И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

4. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

6. Луков, В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.

10. Степин, В. С., Горохов, В. Г., Розов, М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. М.: Контакт-Альфа, 1995.

11. Тощенко, Ж. Т. Социология: Общ. курс. М.: Прометей, 1994.

[2] Антонюк, Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1998.

[4] Луков, В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.

[5]Степин, В. С., Горохов, В. Г., Розов, М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. М.: Контакт-Альфа, 1995.

[7] Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1998.

[8] Тощенко Ж. Т. Социология: Общ. курс. М.: Прометей, 1994.

[9] Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

[10] Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что порой необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно решать возникающие проблемы и привлекать все необходимые для этого ресурсы. Одним из таких успешных механизмов является социальное проектирование.

В связи с происходящими переменами в обществе к социальному проектированию все больше и больше возрастает внимание, и, на сегодняшний день, эта тема является актуальной, так как все больше осознается эффективность проектных технологий в управлении социальной жизнью.

При осуществлении того или иного проекта необходимо знать четко стратегию его осуществления и тактику управления проектом. А для этого, в свою очередь важно иметь четкое представление об особенностях и свойствах данного проекта, что может быть осуществлено посредством знания классификаций социальных проектов.

Исходя из вышеизложенного, целью данного реферата является - описание типологии социальных проектов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Кратко охарактеризовать сущность социального проектирования и социального проекта;

2. Охарактеризовать основные концепции социального проектирования;

3. Описать основные классификации социальных проектов.

1. Сущность социального проектирования и социальный проект

Под социальным проектированием понимается деятельность:

· социально значимая, имеющая социальный эффект;

А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.[3]

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

· словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

· графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

· числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

· Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового;

· Установленные сроки начала и завершения;

· Измеряемый продукт или результат.

Управление проектом - это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

ü Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

ü Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

ü Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 24143
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Типология социальных проектов

Автор Бабакова Алина Олеговна

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта нововведение , целью которого является создание , модернизация или

поддержание в изменявшейся средематериальной или духовной ценности ,

которое имеет пространственно - временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается

положительным по своему социальному значению.

Типы социальных проектов по направлениям деятельности.

В данной классификации с организационными вопросами тесно связаны вопросы содержания проекта.

Образовательные проекты , задача которых – предоставление образовательных услуг. Приобретение знаний, умений, навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности.

Научно-технические проекты, также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через предоставление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подражания, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.).

3. Культурные проекты, несут особую нагрузку в сфере социальной работы, они могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что на первый план выходят не эстетические стороны, а социальные функции проектов.

Культурные, или социально-культурные проекты являются средством актуализации и преодоления важнейших социальных проблем с использованием различных художественно-творческих технологий (музыкальная, драматическая, изобразительная, танцевальная деятельность и др.).

Социально-культурный проект является эффективной формой работы специалиста социальной службы с различными группами клиентов (дети и подростки, семья, пожилые люди, инвалиды, и др.), расширяет традиционный инструментарий социального работника за счет культурного, креативного компонента (музыка, танец, живопись, драма и т.д.).

Использование художественно-творческих технологий в социальной работе активизирует внутренние резервы клиентов, усиливает механизмы самореализации, самопомощи, обеспечивает развитие их интересов и склонностей, облегчает выражение их эмоционального состояния, позволяет преодолеть коммуникативные проблемы.

4. Воспитательные проекты , как правило, предлагают либо целостную систему воспитания, либо систему мероприятий по отдельным направлениям воспитания и развития личности человека.

5. охранно-защитные проекты, отличаются более тесной связью с проблемами социальной работы, оказанием различных видов помощи людям в трудных жизненных ситуациях, приведением в действие защитных механизмов государства и общества по отношению к отдельному человеку, а также активизацией внутренних защитных механизмов каждого человека при решении личностных проблем.

По количеству направлений проекты делятся на:

- комплексные – это проекты многообразной деятельности, сочетающие различные направления в специфических условиях конкретного учреждения.

- профильные – это проекты с одним ведущим направлением деятельности.

В своей группе мы уже начали использовать проектную деятельность в

учебно-воспитательной работе с изучением теоретических основ проектирования. В перспективе мы планируем разработку групповых проектов касающихся волонтерской деятельности, разработку профориентационных проектов, включающих в себя межведомственные взаимодействия ( школы, ДОУ).

Кроме того, я считаю, что использование в учебной воспитательной работе методы проектов будут способствовать развитию студентов творческого мышления, креативности, профессионального роста, воспитывать ответственность и дисциплинированность.

Читайте также: