Классификация информационных технологий в юридической деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Программное обеспечение (ПО) можно условно подразделить на 3 класса:

2) прикладное ПО;

3) инструментальное ПО. К нему относятся языки программирования.

Системное ПО - ПО, предназначенное для согласованной работы программных и аппаратных ресурсов:

· операционная система (ОС);

· драйвера (сайт производителя, тип ОС, разрядность ОС);

· утилиты – программы по обслуживанию ПО или аппаратному обеспечению (1. программа очистки компьютера от временных файлов; 2. программа очистки реестров; 3. дефрагментация дисков; 4. утилита восстановления удаленных файлов);

· архиваторы (WinZIP, WinRAR): самораспаковывающийся архив (sfx архив), интеграция в контекстное меню.

Прикладное ПО – средства в определенной прикладной области. Оно может быть представлено, как непосредственно самой программой, так и пакетом программ. Наиболее распространен пакет программы Microsoft Office. Количество программ, входящих в Microsoft Office зависит от комплектации самого пакета.

К программам, входящим в любую комплектацию Microsoft Office относятся:

1) Word– для работы с комплексным текстом документа;

2) Excel – табличный редактор;

4) Outlook– офисный органайзер, позволяющий настроить почтовый клиент, календари, контакты, список дел. Для разных категорий дел и контактов допустима и цветовая настройка;

5) Папка Средства Microsoft Office.

К дополнительным программам следует отнести:

1) Publisher - для разработки и создания макетов документов;

2) Access - для разработки и создания баз данных.

Программное обеспечение (ПО) можно условно подразделить на 3 класса:

2) прикладное ПО;

3) инструментальное ПО. К нему относятся языки программирования.

Системное ПО - ПО, предназначенное для согласованной работы программных и аппаратных ресурсов:

· операционная система (ОС);

· драйвера (сайт производителя, тип ОС, разрядность ОС);

· утилиты – программы по обслуживанию ПО или аппаратному обеспечению (1. программа очистки компьютера от временных файлов; 2. программа очистки реестров; 3. дефрагментация дисков; 4. утилита восстановления удаленных файлов);

· архиваторы (WinZIP, WinRAR): самораспаковывающийся архив (sfx архив), интеграция в контекстное меню.

Прикладное ПО – средства в определенной прикладной области. Оно может быть представлено, как непосредственно самой программой, так и пакетом программ. Наиболее распространен пакет программы Microsoft Office. Количество программ, входящих в Microsoft Office зависит от комплектации самого пакета.

К программам, входящим в любую комплектацию Microsoft Office относятся:

1) Word– для работы с комплексным текстом документа;

2) Excel – табличный редактор;

4) Outlook– офисный органайзер, позволяющий настроить почтовый клиент, календари, контакты, список дел. Для разных категорий дел и контактов допустима и цветовая настройка;

Социальный работник – специалист, занимающийся организацией оказания бытовой, материальной, моральной и правовой помощи незащищенным слоям населения (инвалидам, одиноким и престарелым людям, одиноким матерям, многодетным семьям, детям-сиротам, беженцам и др.).

Основная деятельность социального работника связана с обеспечением равных прав и возможностей социально незащищенных слоев населения.

Рабочее место

Социальные работники могут работать в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, отделах социального обеспечения местных администраций.

Социальные работники могут работать самостоятельно (в школе, приюте и т. д.) и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.

Большую часть дня они работают в помещении. Существенную часть рабочего дня занимает инспектирование граждан – подопечных социального работника.

Рабочая поза — преимущественно сидя.

В работе социальный работник используетручные средства труда, современные технические средства (штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику) и персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

*Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровьядолжны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Специальной формы не предусмотрено.

Рабочие инструменты

-ручные средства труда

-современные технические средства (штемпельное оборудование, множительная и другая оргтехника)

-персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Так же рабочие инструменты социального работника это его личностные качества, такие как:

-как порядочность

-высокая ответственность и моральная устойчивость

-честность, способность к сопереживанию

Технологии социального работника

Технология– совокупность некоторых действий по обработке некоторого исходного материала с целью получения желаемого результата. В социальной работе под социальными технологиями чаще всего совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, оптимизации объекта социального воздействия.

Особенности дифференциации технологий социальной работы обусловлены, во-первых, спецификой сфер решения проблем клиента в обществе (образование, здравоохранение, сфера занятости, социального обслуживания и т.д.); во-вторых, особенностями концептуальных моделей оказания социальной помощи (преломление теории в практике); в-третьих, предпочтениями, непосредственно опытом социального работника, как субъекта оказания помощи нуждающимся.

Технологии социальной работы:

Задачи

К основным задачам социального работникаотносятся:

· выявление семей, лиц, групп населения, нуждающихся в социальной помощи и услугах;

· оказание помощи по охране их нравственного, психического и физического здоровья;

· предоставление консультативной и специализированной помощи клиентам;

· участие в организационно-управленческой работе социальных служб, объединений, организаций (предприятий);

· организация работы исполнителей;

· контроль качества предоставляемых услуг.

· умение быстро принимать решения;

· компетентность в социально-правовых и психолого-педагогических вопросах, в области экономики, социологии, занятости населения, этики, нравственно-гуманитарных знаний.

5. Перечень лицензионных продуктов для АРМ Социального работника:

1.Информационные технологии в юридической деятельности понятия и основные направления (функции):

Юридическая профессиональная деятельность в современных условиях жизни тесно связана с поиском, обработкой и использованием правовой информации. Правовая информация на печатных носителях, юридическая литература научного и практического значения, по-прежнему, остаются в использовании юристов в качестве исходного информационного материала для принятия правовых решений. Однако жизнь требует от них знаний в области информационных средств и технологий поиска и использования юридических текстов в электронном виде, а также практических умений и навыков (компетенций) их применения.

Персональные компьютеры и рациональные способы изменения состояния информации (информационные технологии) позволяют юристу быстро найти и обработать юридические тексты, передать их по сети Интернет, получить ответ на свои запросы, осуществить выборку данных из некоторой совокупности информации и проч. Кроме того, они дают возможность решать быстро и правильно, а значит наиболее эффективно, возникающие правовые задачи.

Информационные технологии,ИТ (Information Technology - IT) - широкая область деятельности, относящаяся к технологиям формирования и управле­ния процессами работы с данными и информацией, в том числе с применени­ем вычислительной, компьютерной и коммуникационной техники.

Информационная система,ИС (Information System - IS) - система, предна­значенная для реализации и ведения информационной модели какой-либо области человеческой деятельности.

Функции:

· преобразование и обработка,

· хранение и защита,

· передача для использования.

2.Понятия:

Информатизация (англ. Informatization) —политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенныеинформационные ресурсы.

Информационные технологии,ИТ (Information Technology - IT) - широкая область деятельности, относящаяся к технологиям формирования и управле­ния процессами работы с данными и информацией, в том числе с применени­ем вычислительной, компьютерной и коммуникационной техники.

Информационные технологии в юридической деятельностиИТ (Information Technology - IT) - область деятельности, относящаяся к технологиям формирования и управле­ния процессами работы с данными и информацией в юридической сфере.

Классификация существующих информационных технологий в различных сферах юридической деятельности

Технологии сбора юридической информации;

Технологии хранения юридической информации;

Технологии обработки юридической информации;

Технологии представления юридической информации;

Технологии передачи юридической информацией.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Начало 21-го века ознаменовало собой бурное развитие индустрии современных информационных технологий. И сегодня продукцию этой отрасли можно встретить практически во всех сферах общественной жизни.

развитие информационных технологий

Примеры информационных технологий разнообразны. Возьмем гаджеты. Эти достижения современных технологий прочно обосновались в повседневной жизни любого человека. Сложно сегодня представить себе служащего или бизнесмена, не использующего компьютер или мобильный телефон для осуществления своей деятельности.

Определение понятия

Так что же такое информационные технологии? В современных публикациях можно найти несколько различных подходов к определению данного понятия. Одно из них, по мнению большинства ученых самое верное, дано в трудах Е.В. Надыгиной. По утверждению этого автора, информационные компьютерные технологии являются технологиями, основанными на достижениях компьютерной техники, а также средств коммуникации. При этом они представляют собой совокупность процессов, воздействующих на информацию, и являются инструментарием для ее получения. Такие технологии позволяют осуществлять взаимодействие между людьми и являются способом создания законодательства, принятия совместных решений и развития государственной правовой системы.

Задачи информационных технологий в юриспруденции

Последние достижения науки и техники применяются в различных сферах общественной жизни. Также широкое использование нашли информационные технологии в юридической деятельности. Здесь они позволяют решать определенные задачи, возникающие при исполнении профессиональных обязанностей.

В первую очередь, информационные технологии в юридической деятельности помогают значительно ускорить поиск, обработку и последующий анализ необходимой информации. Кроме того, их используют для оперативного обмена различными сведениями, а также для предоставления данных, востребованных государственными органами, в том числе и в границах судебных процедур.

информационные технологии в юридической деятельности

Информационные технологии в юридической деятельности призваны помочь в получении сотрудником не только правовых сведений. Они позволяют найти различные аналитические и статистические данные, необходимые для решения того или иного вопроса. Юристу также становится доступной и информация в любой из смежных сфер общественной деятельности. Такие данные можно получить из специализированных баз предоставления данных, справочных правовых программ или сети Интернет.

Развитие информационных технологий позволяет юристу значительно снизить время на анализ многочисленных вариантов, которые допускаются обстоятельствами дела, чтобы из их числа выбрать единственный верный. Это способствует более обоснованному принятию решения в рамках конкретного правового случая.

Сегодня каждое рабочее место корпоративного юриста, юрисконсульта или адвоката оснащено компьютерной техникой, позволяющей производить оперативный поиск в той или иной правовой системе. Для обеспечения бесперебойного доступа к таким системам создается отдел информационных технологий. Его сотрудники сопровождают правовые программы, обеспечивая реализацию единой технической политики учреждения.

Самым первым и наиболее значимым достижением информационных технологий, облегчившим жизнь каждого юриста, является создание справочно-правовой системы. К 60–70-м годам прошлого столетия был накоплен значительный по своим объемам бумажный массив информации, касающийся документов внутреннего, а также международного права и многих других. С течением времени все сложнее и сложнее становилась систематизация этих бумажных носителей.

примеры информационных технологий

В этот же период началось развитие информационных технологий, что и побудило юристов обратиться к специалистам в компьютерной области, которые успешно выполнили свою задачу. Уже в 1967 г. программа по компьютерному поиску юридической информации появилась в Европе. В нашей стране первую СПС внедрили в 1975 г., но на начальном этапе доступ к ее информации был ограничен. Лишь в 80–90-х годах прошлого столетия ситуация коренным образом изменилась. Появились многочисленные правовые системы, предназначенные для широкого круга пользователей. С 2011 г. стали внедрять и мобильные СПС. Работа с ними возможна с КПК и мобильных устройств.

Информационные технологии в юридической деятельности получили свое дальнейшее развитие с внедрением автоматизированных информационных систем. На сегодняшний день АИС успешно применяются в сфере государственного управления, судопроизводстве, экспертной, правоохранительной и иной деятельности. Примеры информационных технологий данного плана различны. Так, существуют АИС:

информационные компьютерные технологии

Для удобства использования АИС с 2005 года в правоохранительных органах широко стали распространяться автоматизированные рабочие места (АРМ). Это позволило уже к концу 2006 г. далеко продвинуться в создании Единой информационно-телекоммуникационной системы МВД РФ. С ее помощью стала возможной комплексная автоматизация деятельности следователей и руководителей следственных органов.

Внедренное программное обеспечение, используемое в качестве средства информационных технологий, призвано оказать поддержку сотрудников любого уровня при расследовании преступлений.

Электронный документооборот

На сегодняшний день ЭДО постоянно совершенствуется, трансформируясь в электронные доказательства и систему их оценки. Это допускается такими нормативными документами, как ГПК, УПК, а также АПК России.

Электронный документооборот в юридической сфере выступает в форме:

  • электронных доказательств;
  • электронной системы, оценивающей эти доказательства.

Безопасность электронных документов

ЭДО и ЭП представляют собой элементы, создающие защитное обеспечение информационных технологий. Это позволяют сделать кодовые замки и антивирусные программы, система логинов и паролей и т. д.

Технические устройства

Некоторые средства информационных технологий оказали сильное влияние на юридическую сферу, предоставив возможность фиксации, добывания, а также исследования доказательств. В их перечне находится техника, позволяющая делать аудио- и видеозаписи и т. п. Органами госбезопасности такие средства используются с момента их изобретения. Добывать доказательства помогают мобильные устройства информационных коммуникаций. В их числе планшетные ПК и мультимедийные смартфоны.

средства информационных технологий

Новейшими техническими возможностями обладает мобильное средство для защиты свидетелей. Оно является целым комплексом технических устройств, в который входят:

  • web-камера;
  • плазменная панель;
  • колонки;
  • микрофон;
  • прибор, изменяющий голос свидетеля.

Видеоконференцсвязь

ВКС относится к тем информационным технологиям, которыми юристы пользуются уже давно. На сегодняшний день видеоконференцсвязь способна обеспечить рассмотрение дел в суде в случае удаленного нахождения свидетелей, осужденных или потерпевших. Эффективность таких технологий очевидна.

обеспечение информационных технологий

Они экономят время, средства и силы. ВКС позволяет отказаться от этапирования подсудимого, находящегося в другом городе, ради уточнения лишь некоторых открывшихся обстоятельств дела.

Правовые порталы

На сегодняшний день насчитывается несколько наиболее востребованных интернет-сайтов, содержащих информацию юридического плана. Ценность таких порталов заключена в наличии на них автоматизированных систем оперативной информации (сводок), судебных актов и т. д. В западноевропейских странах реализуется специальная программа, находящаяся на правовых государственных порталах. Она позволяет подавать документы в арбитражный суд юридическим и физическим лицам.

Использование цифровой информации

В качестве доказательств совершенного правонарушения нередко берутся данные регистрирующих приборов, установленных на работу в автоматическом режиме. Это могут быть:

  • авторегистараторы, находящиеся в транспортных средствах;
  • видеокамеры, установленные на дорогах, возле банкоматов, в подъездах и т. д.

Вся информация, полученная из таких банков данных, принимается в качестве доказательств.

роль информационных технологий

Бурное развитие научно-технического прогресса позволяет постоянно совершенствовать методы и средства борьбы с преступностью. Так, соединение абонентных устройств уже может быть принято во внимание для открытия уголовного дела. Получение же конкретных доказательств возможно только после принятия соответствующего решения судом. Такие следственные действия стали возможны после принятия Федерального закона № 143-ФЗ от 01.07.2010 г.

Развитие информационных технологий позволяет органам внутренних дел производить регистрацию поступившей первичной информации о преступлениях и совершивших их лицах. Такая система позволяет охватить 95% криминальных эпизодов, что, в свою очередь, характеризует оперативную обстановку в регионах и в стране.

Информация, содержащаяся в таком учете, за последние годы позволила раскрыть от 19 до 23 процентов преступлений. Этот каждое четвертое из тех правонарушений, которыми занимался уголовный розыск.


Автором статьи рассматриваются современные информационные технологии в юридической деятельности. На основе изученных источников выделяются классификации ИТ-технологий, приводятся основные характеристики, подробно рассматривается структура экспертных систем. Делается вывод о том, что несмотря на многообразие существующих ИТ-технологий, поиск направлений их модернизации, разработки и внедрения новых — продолжается. Приводятся направления развития ИТ-технологий в юриспруденции как в разрезе автоматизации, повышения эффективности функционала, так и применяемых технических и программных решений.

Ключевые слова: информационные технологии, юриспруденция, справочно-правовые системы, СПС

Активное развитие информационных телекоммуникационных технологий вызвано широким применением их в различных сферах деятельности. Одним из направлений использования информационных технологий является юридическая деятельность. Необходимость хранения огромного массива информации в виде нормативно-правовых документов, возможность быстрого поиска документов, выбора заданных параметров поиска привела к использованию информационных технологий, позволяющих решать названные задачи. Такими технологиями сегодня выступают современные справочно-правовые системы (СПС). Использование информационных технологий в юриспруденции не ограничивается применением СПС. Применение информационных технологий в различных сферах, связанных с юридическим профилем позволяет решать массу текущих проблем, ускорять сбор и поиск информации, хранить большие массивы данных, что требует особых подходов к организации технологического обеспечения. Рассмотрим сферы применения информационных технологий в юриспруденции, направления технического и программного обеспечения юридической деятельности (в различных сферах) с помощью информационных технологий.

Д. С. Латышевым предлагается классификация автоматизированных информационных систем (АИС), применяемых в юриспруденции, на основе их функциональных возможностей. На основе функционала информационных систем можно говорить о:

– информационно-справочных системах (АИСС);

– информационно-логических системах (АИЛС);

– автоматизированных рабочих местах (АРМ);

– экспертных системах (ЭС), системах принятия решений [3, с.15].

Р. Г. Драпезо с соавторами приводят подробную классификацию АИС, используемых в юриспруденции [2, с.307] (рис. 1).

Безымянный.jpg

Рис. 1. Классификация АИС в юриспруденции [2, с.307]

При этом авторами подробно рассматриваются применяемые в настоящее время в юриспруденции ИТ-технологии:

– системы, обеспечивающие поддержку электронного документооборота, применение электронной подписи;

– технические устройства (для аудио — и видеозаписи, мобильные устройства коммуникации, мобильные средства защиты свидетелей и др.);

– электронное правосудие [2].

Проблемами использования справочно-правовых систем выступают: отсутствие законодательно-закрепленного статуса, требований к качеству и функционалу систем, необходимостью обеспечения информационной безопасности программными средствами, низкая степень их гибкости.

Многообразие информационных систем, используемых в юридической деятельности не привело к потере актуальности поиска оптимальных средств и методов технологического и программного решения необходимых задач посредством, как модернизации существующих решений, так и создания новых.

Некоторыми исследователями предлагается модернизировать уже существующие технологические и программные решения. Так, М. А. Масюк предлагает комплексный подход к совершенствованию СПС и электронных баз данных посредством интеграции в них системы, которая реализует визуальное отображение взаимосвязей документов и их анализ на соответствие нормам законотворчества [4]. Предлагаемая система визуализации состоит из трех модулей: подсистемы расстановки гиперссылок, подсистемы автоматического анализа наличия связей, некорректных с точки зрения норм законотворчества, подсистемы визуализации. Реализация программных решений предлагается на основе Lotus Notes/Domino, визуализация схемы связей осуществляется в браузере Internet Explorer с использованием технологии VML (Vector Markup Language) [4, с.44].

В. В. Черненко изучаются особенности экспертных систем, приводится базовая структура экспертной системы (рис. 2) [7, с.323].


Рис. 2. Базовая схема экспертной системы

Продолжается поиск и разработка отдельных модулей, направлений возможной модернизации существующих ИТ в юридической деятельности. Е. В. Булгаковой, В. Г. Булгаковым разработано программное средство для хранения видеоархивов данных, основанных на динамических признаках человека (походка), предназначенное для решения криминалистических задач [1]. Эта программа имеет встроенные алгоритмы для сравнения походки человека с данными, хранящимися в базе данных. Особое значение разработчиками программы придается обеспечению информационной безопасности системы. Она реализуется с помощью безопасной конфигурации на уровне СУБД, парольной защиты, шифрования базы данных, шифрования соединений с сервером, установления прав доступа, резервного копирования, мониторинга подключений, аудита работы и др.

Таким образом, в юридической деятельности применяется огромное количество разнообразных информационных технологий. Они позволяют хранить большие массивы данных, получать, передавать, обрабатывать информацию, решать конкретные, узконаправленные задачи, принимать решения (ЭС-системы), что во многом облегчает работу профессионалов в юридической сфере. Главной задачей использования ИТ-технологий в юриспруденции чаще всего выступает подготовка юридически выверенного решения. При этом традиционно применяемые информационные технологии зачастую не могут обеспечить единый организационно-технологический цикл выполнения работ в юридической деятельности. Несмотря на широкую автоматизацию юридической деятельности посредством ИТ-технологий, поиск новых возможностей применения информационных технологий продолжается. Направлениями совершенствования действующих ИТ являются повышение мобильности (применение технологий мобильного доступа), улучшение функционала существующих систем (в направлении удобства для пользователей). При этом активно обсуждаются вопросы защиты информации от несанкционированного доступа, эффективных технологий хранения и воспроизведения электронной информации (например, в виде электронных доказательств).

  1. Булгакова Е. В., Булгаков В. Г. Хранилище видеоархивов данных о динамических признаках человека, предназначенное для решения криминалистических задач // Правовая информатика. — 2013. — № 4. — С.28–31.
  2. Драпезо Р. Г., Сергеев О. Д., Жариков Е. В., Лященко И. В., Быданцев Н. А. Краткий обзор ИТ-технологий, используемых в юридической деятельности // Вестник КемГУ. — 2013. — № 3 (55). — С.306–312.
  3. Латышев Д. С. Краткий обзор информационных технологий, используемых в юридической деятельности // Инновационная наука. — 2017. — № 10. — С.14–17.
  4. Масюк М. А. Анализ и визуализация взаимосвязей нормативно-правовых документов в справочно-правовых системах // Сибирский журнал науки и технологий. — 2011. — № 2 (35). — С.40–45.
  5. Рак И. П. Информационные технологии в деятельности правоохранительных органов // Инновационная наука. — 2016. — № 2–3 (14). — С.132–135.
  6. Семененко Г. М., Стрижченко И. А. К вопросу эффективности применения информационно-телекоммуникационной технологии приема обращений граждан в органы внутренних дел // Символ науки. — 2015. — № 8. — С.215–218.
  7. Черненко В. В., Пискорская С. Ю. Экспертные системы // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2012. — № 8. — С.322–323.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическая деятельность, система, юриспруденция, VML, баз данных, искусственный интеллект, классификация АИС, массив данных, поиск информации, экспертная система.

Юр. деят. – вид соц. деят., которой занимаются юристы с помощью юр. знаний и способов.

Информ. Тех. – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения инфы, и способы осуществления таких процессов и методов.

ИТЮД – новое интегральное направление в юриспруденции, которое занимается вопросами автоматизации, алгоритмизации и тех. Оснащения во всех видах юр. деят.

Применение:

1) Способы получения знаний

— Информ. Тех. по оптимизации юр. деят.

— ИПС (Попилон, Опознание, Учет нераскрытых преступлений)

— Информ. Тех., которые привносят новые знания. Информац. Подходы в следственной, оперативной работе.

2) По виду юр. деят.

— ИТ в правоприменительной деят.

— ИТ в правотворческой деят.

— ИТ в экспертной деят.

1. Объект, предмет, структура и основные методы информационных технологий в юриспруденции. Соотношение с другими видами юридических дисциплин информационного цикла.

Объект – любая инфа, имеющая либо потенциально могущая иметь правовое значение.

1) Инфа, имеющая прав. Знач.:

-НПА, Договоры, Суд. Практика. Учебники, статьи и монографии по юриспруденции.

2) Инфа, потенциально могущая иметь прав. Знач.

-Обычаи, Оперативно-розыскная информация.

Предмет:

1) Процессы сбора, преобразования, защиты, хранения, поиска и передачи правовой информации.

2) Средства автоматизированной обработки правовой инфы

3) Информац. Безопасность и система защиты правовой инфы.

Субъект:

1) В плане правотворчества – Президент, правительство, министерства и ведомства, органы местн. Самоуправ.

2) В плане употребления инфы – юр лица, РФ, субъекты РФ, муниципал. образования.

Методы:

-Правовые (систематизация законодательства)

-Методы информатики, математики и кибернетики (создание правовых баз данных, создание ИПС)

-Тех. Методы (начиная от ПК, заканчивая средствами разведки)

-Психолингвистические методы (Полусекретные методы)

Связь с дисциплинами:

-Математика, информатика, ТГП, правохран. Органы, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность.

2. Политика РФ в области информационных технологий. Нормативные акты, регулирующие вопросы в сфере информационных технологий.

Законодательство в сфере информатизации – совокупность НПА, регулирующих области изготовления и потребления информации, информационных технологий и защиты информации.

Самый главный закон – Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации. Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года,

одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года.

-Регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации

-Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

-Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.

3. Понятие информации и правовой информации. Признаки информации и правовой информации. Сведения и данные, их отличие от информации.

Информация – любые сведения, данные, передаваемые людьми устно, письменно, либо через другие объекты (органы чувств).

Современное определение – Инфа есть возможность передачи энергии между формами, которые взаимодействуют.

Важное значение имеют Данные и Сведения, особенно в оперативно-розыскной деятельности.

Причины разграничения информации:

1) Каждому понятию соответствует свой источник (субъект)

2) На каждом этапе передачи инфы происходит потеря ценности инфы.

I этап – Знаки, символы, события. Их воспринимает преступник

II этап – Данные – передача сведений опер работнику в виде фактов – сведение закрепляются в виде доказательств с помощью следственных действий – в суде устанавливается сверх-информация (знания)

Свойства информации:

-Идеальность,Преемственность,Неисчерпаемость,Массовость(доступность), Универсальность,Сжимаемость,Качество,Адекватность,Достоверность,Актуальность, Ценность, Полнота.

Правовая информация – совокупность всех документов, которые содержат юридически значимые сведения.

4. Структура правовой информации. Особенности структурных элементов.

1)Официальная прав. Инфа. ( Нормативная прав. Инфа и Прав. Инфа индивидуального характера ).

2)Неофиц. Прав. Инфа.

Прав. Инфа индвидуал. Характера: Ненормативные указы президента (указ об амнистии, указ о назначении судьи); Приговор суда, Распоряжения правительства.

Неофициальная правовая инфа: Комментарии; монографии и учебники по праву, научные статьи ученых юристов

По уровню доступа прав инфа делится на:

1) Инфа ограниченного доступа: Гос. Тайна, коммерческая тайна, личная тайна, служебная тайна, проф. Тайна.

2) Общедоступная информация.

5. Понятие информационных технологий, их цель, методы.

Информационные технологии — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники.

Цели информ тех:

1) Найти оптимальную совокупность процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления инфы, при которой достигается лучший результат

2) Качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя.

Методы:

Математические, Тех методы, информационные, кибернетические.

6. Существующие классификации (методов) информационных технологий. Информационные технологии по видам юридической деятельности.

Классификация:

1) Информ тех по видам юр деятельности.

2) С использованием программно технических средств.

АИС (Автоматизированные информационные системы):

-АРМ, ИПС, СПС, Правовые порталы (Совокупность сайтов).

АРМ (Адвоката, прокурора, следователя, судьи, эксперта)

ИПС (Папилон, Опознание, Учет нераскрытых преступлений, портрет)

СПС (Консультант+, Гарант, Кодекс, Эталон, Юсис, Законодательство РФ)

Правовые порталы (Сайты судов общей юрисдикции, Сайты арбитражных судов, Сайты правоохран органов, Сайты экспертных учреждений, Сайты правительства РФ)

7. Интернет и СМИ – как особые технологии распространения информации и информации, имеющей правовое значение.

Интернет в наше время играет очень важную роль. Интернет сам по себе служит для людей одним единым каналом передачи информации. Он открывает больше возможности для сбора, хранения, обработки и передачи информации, как простой, так и правовой. В интернете существует множество порталов, через которые мы можем узнать актуальную и достоверную информацию. Тоже самое и со СМИ. Оно служит одним из основных источников информации в наши дни.

Концепция электронного гос-ва:

Цель: Обеспечение доступа к информации о деятельности и услугах гос. Власти, межведомственное взаимодействие и единый контроль над органами гос. Власти.

-взаимоотношения между гос. Службами и гражданами

-между гос-вом и частными кампаниями

-между гос структурами и их сотрудниками

Задачи:

-Постоянный доступ к информации в течение 24 часов, 7 дней в неделю.

-Интерактивное заполнение различных форм документов

-Дистанционное приобретение лицензий и разрешений

-Дистанционная подача налоговых деклараций

-Обязательное опубликование в интернете проектов, законов и постановлений правительства

2) Создание системы Электронного документооборота во всех гос. структурах.

3) Узаконивание ЭЦП. В 2002г. был издан федеральный закон о ЭЦП. Юридическую силу ЭЦП приобрела в 2007 году.

4) Создание интернет ресурсов государственных структур.

1) 2007-2008гг. Создание информационных систем. Создание интернет ресурсов. Создание системы электронного делопроизводства. Создание криптографических программ для узаконивания ЭЦП.

2) 2009-2010гг. Запускается опытная эксплуатация информационных систем, интернет ресурсов. Приобретает юридическое значение ЭЦП.

9. Понятие электронного документооборота. Отличие электронного документооборота от электронного документа и электронного обмена данными.

Электронный документооборот – система ведения документации, при которой весь массив сохраняемых, передаваемых и хранимых документов поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, объединенных в единую цепь.

Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Возможности:

1) Сократить время на регистрацию, учет и хранение документов

2) Обеспечить оперативный доступ к документам и отчетной информации

3) Сократить затраты рабочего времени сотрудников

4) Позволяет вечно хранить документы

5)Возможность редакции неограниченное число раз

Недостатки:

1) Возможность утраты информации, и её утечки (Прог тех сбой, утрата в результате действия 3 лиц)

2) Необходимость специальных познаний и навыков для работы с соответствующими программами и тех устройствами.

10. Электронная подпись. Удостоверяющие центры. Юридическое значение электронной подписи.

ЭЦП – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документам от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа и позволяющий идентифицировать владельца сертификата – ключа подписи.

-Электронный документ, заверенный ЭЦП изменить невозможно. Электронный документ с ЭЦП имеет юридическое значение.

Как воспользоваться:

На каждый ПК отправителя и получателя устанавливается криптографическая программа. Для каждого юзера она генерирует индивидуальный ключ ЭЦП ( Открытый ключ , который передают по переписке и Закрытый ключ.) – Ассиметричная криптография.

Чтобы обеспечить юридическую значимость документам, созданы Удостоверяющие центры – выдают и учитывают сертификаты, подтверждающие, что владельцем данного ключа ЭЦП являются физическое или юридическое лицо.

-Как хранить электронные документы никто не знает.

Чтобы пользоваться ЭЦП в организации, сотрудники должны заключить между собой соглашений.

-Если деловые партнеры получили ключи для ЭЦП в разных УЦ, то эти центры должны заключить между собой соглашение.

Не каждый документ можно заверить ЭЦП (Счета фактуры, Первичные бухгалтерские документы, Финансовые документы).

Документы, заверенные ЭЦП имеют полноценное письменное доказательство для:

-Арбитражных, уголовных и административных судов.

В практике гражданского процесса ЭЦП значения не имеет.

При подаче документов с ЭЦП в суд, надежным будет заказать в УЦ экспертизу вашего документа, для получения письменного заключения о достоверности вашей ЭЦП.

При утрате закрытого ключа доказать факт воровства невозможно.

11. Понятие информационных процессов и их виды. Роль СМИ в реализации информационных процессов.

Информационный процесс в юр.деят. – процесс правового воздействия на общественные отношения.

Этапы:

1)Постановка целей регулирования в области права

2)Получение и восприятие поступающей правовой информации. Её регистрация, хранение и обработка.

3)Принятие определенного юридического решения

4)Передача и использование социально-правовой информации

Виды:

1)Согласно конституции, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

2)Получение информации определенным кругом лиц или передача информации определенному кругу лиц.

Структура:

Источник – восприятие – преобразование – передача – обработка – хранение – тиражирование – распространение.

Читайте также: