Класс насекомые внешнее строение майского жука лабораторная работа 3 план урока

Обновлено: 04.07.2024

Методические рекомендации к изучению темы "Характерные особенности класса насекомых на примере строения майского жука" в курсе биологии в средней школе. Разработки уроков и лабораторных работ по изучению внешнего строения и образа жизни насекомых.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.10.2010
Размер файла 7,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Каждый из нас весной и в начале лета наверняка не раз видел довольно крупных (длиной 2-- 2,5 см) светло-коричневых жуков цилиндрической формы с характерными белыми треугольными пятнами по бокам. Это майские жуки, распространенные в России от западных границ до Приморья. Если взять жука в руки, можно почувствовать его жесткие покровы -- прочный и очень легкий наружный хитиновый скелет. Тело майского жука, как и всех других насекомых, состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.

В начале урока учитель проводит проверку знаний по вопросам: назовите известных вам клещей. Почему и объединяют в эту группу? Каково их практическое значение? Каковы меры борьбы с чесоточным зуднем? Почему в очагах клещевого энцефалита не рекомендуется садиться и ложиться на траву? К какому классу относят клещей? Почему?

Изучение класса насекомых целесообразно начать с ознакомления учащихся с общей характеристики животных этого класса. Учитель рассказывает об их многообразии и многочисленности (по числу видов насекомые составляют больше половины всех живущих на Земле членистоногих), сообщает об их широком распространении и заселении различных сред (суша, вода, растения, животные). По ходу рассказа нужно использовать коллекции насекомых, таблицы с их изображением.

Для установления особенностей внешнего строения насекомых учитель организует лабораторную работу, в процессе которой учащиеся рассматривают майского жука. Предварительно нужно ознакомить школьников с некоторыми чертами его образа жизни (места обитания, время массового лёта, характер питания, распространение на территории нашей страны и пр.). Затем учащиеся работают с раздаточным материалом по инструкции, используя текст и рисунки 55, 56 учебника.

Лабораторная работа Внешнее строение майского жука

Цель: выяснить характерные особенности класса насекомых и черты типа членистоногих на примере майского жука.

Полученные сведения о строении этого жука нужно записать в таблицу.

Возьмите в руки жука и осторожно потрогайте его покров, убедитесь, что он плотный. Как называется такой покров?

Определите приблизительный размер тела жука, для этого используйте обычную линейку.

Найдите три отдела тела жука: голову, грудь, брюшко.

Найдите по бокам головы два сложных глаза, а -впереди них --одну пару усиков, рассмотрите их на рисунке 56 учебника, в тексте § 24 найдите ответ на вопрос: какое значение имеют эти органы в жизни жука?

Рассмотрите грудной отдел жука с нижней стороны, сосчитайте, сколько пар конечностей к нему прикрепляются, определите характер их строения.

Найдите на спинной стороне жука плотные надкрылья, которые являются первой парой крыльев. Вторую пару составляют перепончатые крылья, их рассмотрите на рисунке 55 учебника. Определите, к какому отделу тела они прикрепляются.

Рассмотрите третий отдел тела жука -- брюшко, на его нижней стороне найдите членики, отделяющиеся друг от друга, насечками. Пользуясь рисунком 55, найдите на брюшке дыхальца-- небольшие отверстия, имеющие важное значение в дыхании жука.

Внимательно рассмотрите записи в таблице, подчеркните одной чертой признаки класса насекомых, двумя -- признаки типа членистоногих.

По окончании работы учитель проводит ее обсуждение по вопросам: из каких отделов состоит тело майского жука? Чем оно покрыто? Каковы особенности строения каждого из отделов?

В заключение урока учащиеся подводятся к выводу, в котором отмечаются особенности класса насекомых и типа членистоногих во внешнем строении майского жука.

Задание на дом: изучить § 25, подготовить ответы на вопросы 1--3, поставленные в конце этого параграфа.

Ответьте на вопросы: какова форма тела жука? Чем оно покрыто? Какое значение в жизни жука имеет этот покров? Из каких отделов состоит тело майского жука? Какие органы расположены на голове? Каково их значение в жизни майского жука? Какое строение имеет грудной отдел? Какие органы расположены на нем? В чем их значение в жизни майского жука? Каковы особенности строения брюшка по сравнению со строением груди? Почему майского жука относят к классу насекомых?

По окончании этой работы учитель организует беседу, в процессе которой следует выяснить особенности внешнего строения насекомых (три отдела тела, одна пара усиков, крылья, насечки), которые нужно показать на жуках. Затем учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: каковы особенности внешнего строения майского жука? К какому классу и типу его относят? Почему?

Глава 2. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МАЙСКОГО ЖУКА

Грудь жука состоит из трех члеников, каждый из которых несет пару ног. У каждого насекомого 6 ног. Кроме того, на среднем и заднем члениках находятся крылья.

На спинной стороне жука виден лишь первый членик груди, два других членика и почти все брюшко прикрыты сверху жесткими надкрыльями с продольными ребрышками. Это измененные передние крылья. Надкрылья сверху защищают нежные перепончатые крылья и спинную сторону брюшка жука с мягкими покровами. Жесткие передние крылья -- характерный признак всех жуков, которых поэтому называют жесткокрылыми.

Перед полетом жук приподнимает и отводит в стороны надкрылья, расправляет сложенные под ними крылья и взлетает. При полете надкрылья имеют для жука такое же значение, как несущие плоскости для самолета, а крылья выполняют роль пропеллеров.

У бабочек, стрекоз, пчел все четыре крыла по плотности одинаковы. Многие насекомые -- прекрасные летуны. При помощи крыльев они пролетают большие расстояния в поисках пищи или за тем, чтобы спастись от врагов. Полет помогает самцам отыскать самок.

Крылья есть у большинства взрослых насекомых. Однако известно, что у блох, вшей, постельного клопа и некоторых других они отсутствуют. Когда-то предки этих насекомых были крылатыми, но утратили крылья в связи с паразитическим образом жизни:

Если перевернуть майского жука брюшной стороной вверх, то можно увидеть все три членика груди, к которым прикрепляются ноги. При помощи ног, снабженных острыми коготками, майский жук крепко цепляется за веточки и листья и ловко лазает по ним. По ровному месту он ходит' медленно, неуклюже переваливаясь.

Брюшко майского жука неподвижно соединено с грудью. Оно состоит из восьми члеников и заметно только снизу, так как верхняя его часть скрыта надкрыльями. Из-под них выступает лишь заостренный кончик брюшка.

Если приподнять надкрылья жука и раздвинуть тонкие полупрозрачные крылья, то по краю спинной стороны брюшка на каждом членике будут видны маленькие отверстия -- дыхальца, роль которых станет понятна при изучений внутреннего строения насекомых.

Урок №1. Внешнее строение и образ жизни насекомых

Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса животных.

· Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни.

· Познакомить с представителями этого класса.

· Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

· Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного ,слухового и тактильного восприятия.

· Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

· Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

Словарь: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки - трахеи, дыхальца, хитин, насекомые вредители, одомашненные насекомые.

Оборудование: Презентация (см. приложение)

1. Организационный момент. Подготовка рабочего места.

3. Актуализация знаний к новой теме: Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей т.е. количество понятий может быть меньше).

Животные - беспозвоночные - черви - кольчатые черви - дождевой червь.

Прочитайте, что у вас получилось.

К какому классу животных относится дождевой червь?

Кто из животных ещё относится к этому классу?

(Слайд 1) Насекомые - уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 2 млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

План урока: (Вывешивается на доске)

1. Внешнее строение насекомых.

2. Среда обитания насекомых.

3. Способ передвижения насекомых.

4. Способ питания насекомых.

5. Значение насекомых в природе и жизни человека.

5. Новый материал: (Слайд 2) Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые - это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.

6. Словарная работа. - Почему мы их так называем? (Слайд 3)

Новый материал (продолжение).

(Слайд 4) Рассмотрим подробнее строение тела насекомых. У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Голова у них состоит из 6 полностью сросшихся друг с другом сегментов. На первом расположены глаза (у них превосходное зрение. Глаза имеют сложное строение - состоят из многих одинаковых ячеек), на втором - усики (ими насекомые чувствуют запахи на расстоянии нескольких километров), третий слит со вторым, на четвёртом, .пятом и шестом находятся две пары челюстей и нижняя губа. Грудь насекомых состоит из 3 сегментов с парой конечностей каждый. На спинной стороне груди находятся крылья, а у жуков ещё и жесткие надкрылья, для защиты крыльев. Среди беспозвоночных животных только насекомые способны к полёту. Брюшной отдел состоит из 10 (12) сегментов По бокам брюшка расположены мелкие отверстия - дыхальца. Это органы дыхания насекомых. Они состоят из упругих трубочек - трахей. По ним воздух поступает в тело насекомого. Тело насекомых покрыто жёстким, плотным покровом из особого вещества - хитина. Он защищает тело от опасностей на суше и в воздухе, а также служит опорой тела.

(Слайд 5) Глаза насекомых состоят из отдельных ячеек - фасеток. Их может быть более 28 тысяч. Фасетки часто называют простыми глазками. Предметы насекомые видят состоящими как бы из отдельных мелких кусочков. (Человек может видеть 20 сменяющихся картинок в секунду. Если картинки меняются быстрее, то картинки видятся в движении. Медоносные пчёлы видят 300 картинок в секунду.)

Насекомые питаются самой разнообразной пищей. Бабочки питаются нектаром цветов, жуки - листьями растений, корой деревьев, шерсть, кожу, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных комары, остатками пищи - мухи, тараканы.

7. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа по тетради. На рисунке надо указать части тела насекомого (для детей с более ограниченными возможностями можно дать более крупное изображение насекомого с заданием указать, на какие основные части разделено тело насекомого).

Новый материал (продолжение).

(Слайд 8) Клещи, блохи, клопы, вши - опасные насекомые - паразиты.

(Слайд 9) Приносят пользу пчёлы, муравьи, тутовый шелкопряд и др. насекомые.

Для здоровья человека опасны кровососы - комары, москиты, слепни, блохи и вши. Некоторые из них переносят опаснейшие болезни - чуму, малярию, энцефалит. Бытовым бедствием являются тараканы. Платяная моль и кожееды повреждают одежду.

В лесном хозяйстве ощутимый ущерб наносят жуки - короеды, усачи и златки, непарный и сибирский шелкопряды.

(Слайд 10) Есть насекомые, которых человек одомашнил и успешно использует в хозяйственной деятельности. Это медоносная пчела, которая собирает нектар с цветков и, превращающая его в мёд, а заодно опыляющая культурные растения. Это и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шёлк. За сотни лет выведены различные, не встречающиеся в природе породы этих насекомых.

9. Первичное закрепление пройденного материала.

Разложите названия насекомых по группам: приносящие пользу, приносящие вред, паразиты. Названия насекомых напечатаны на карточках и лежат в конвертах на столах (количество названий даётся в зависимости от способностей ребенка, уровня восприятия). Пчёла, моль, божья коровка, муха, блоха, колорадский жук, вша.

Роль насекомых в жизни природы огромна. Без них существование нашей планеты оказалось бы под угрозой. Не менее 80% всех растений нуждаются в насекомых - опылителях. Уничтожение животных и растительных остатков - тоже дело насекомых. Определённые группы насекомых, быстро уничтожают мёртвые стволы деревьев, навоз, трупы животных, поддерживая круговорот веществ в природе. Многие шестиногие обитают на живых растениях, поедая их листья, стебли, стволы, корни. Однако следует помнить, что множество деревьев образуют значительно больше листьев, чем это нужно. Примерно каждый четвёртый лист как бы запасной. Поэтому в нормальных условиях насекомые не наносят растениям существенного ущерба. Зато за счёт их жизнедеятельности 1 га леса получает до 400 кг удобрений - равномерно рассеянного помёта. Численность многих насекомых, в основном растительноядных, регулируют их собратья - хищники и паразиты. Например, в случае массового размножения непарный шелкопряд становится лесным вредителем, но через год - другой возрастает количество хищников и паразитов. В результате вспышка размножения паразитов гасится. Некоторые виды насекомых превратились в постоянных паразитов теплокровных животных - вши, блохи.

1. Почему их называют насекомыми? (покрытые насечками)

2. Каких насекомых вы знаете?

3. На какие части разделено тело насекомых?

4. Чем питаются насекомые?

5. Каких одомашненных насекомых вы запомнили?

11. Вывод: Кто относится к насекомым?

С каким классом животных мы познакомились?

Каково его значение?

13. Домашнее задание.

Урок №2. "Членистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир членистоногих".

Тема урока: “Этот удивительный, многогранный мир Членистоногих.“

Природа наиболее удивительна в малом.

· систематизировать и обобщить знания учащихся о типе членистоногих;

· вспомнить основные понятия, относящиеся к данной теме;

· продолжить формировать у учащихся умений сравнивать, делать выводы и обобщать;

· развитие кругозора у детей.

· На магнитной доске выставка “Бабочки “Красной книги”;

· Выставка книг о представителях типа членистоногих.

· Листы с заданиями на каждой парте.

- Ребята, в течение многих уроков, мы изучали тип Членистоногих: их строение и образ жизни, значение, и разнообразие видов. На этом урок мы должны повторить и закрепить пройденный материал. А так же доказать правоту высказывания, которое мы с вами взяли в название нашего урока. Запишите тему урока.

А каких животных относят к типу Членистоногие? На этот вопрос мы ответим, выполнив задание 1. Итак, читаем первое стихотворение в задании.

У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют … строение,

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы - из … , такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный - … покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Всё это особенности многих животных,

Относящихся к типу членистоногих.

(Членистое; сегментов; хитиновый)

- На какие классы поделён тип Членистоногие? (Ракообразные, паукообразные, насекомые.)

- В каких средах жизни можно встретить представителей данного типа? (Водной, наземно - воздушной, почвенной средах.)

- А какой класс самый многочисленный по видовому составу в типе Членистоногих? (Насекомые.)

- Давайте дадим характеристику этому классу, используя второе стихотворение в задание № 1 .

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,

Всё это …, они и там и тут.

Отрядов очень много, нам всех не перечесть,

Но всё-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит из … отделов,

На голове …..усика и … глаза,

Особенно большие имеет … .

А как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что … у многих появились,

Они отходят от …, внимательнее посмотри.

… пары ног ещё у них отходят от …,

Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.

Вот что ещё хотел бы сказать я в заключение -

Дыхание - …, развитие - превращением.

(Насекомые; трёх; два; сложные; стрекоза; крылья; груди; три; груди; трахейное)

- А по каким признакам мы можем определить представителей класса паукообразных? (Тело разделено на 2 отдела,4 пары ног, отсутствие усиков.)

- Признаки класса ракообразных? (2 отдела тела, 5 пар ног - одна снабжена клешнями, 2 пары усиков.)

- Чтобы выполнить следующее задание вы должны знать не только внешнее строение, но и внутреннее. Я показываю карточки, а вы отвечаете - что это и у представителей какого класса встречается. (Работа с карточками)

2. Мальпигиевы сосуды.

4. Сложные глаза.

5. Паутинные железы.

7. Плавательные ножки.

- А что такое кокон мы поговорим выполняя следующее задание. Читаем стихотворение.

Этот странный дом без окон

У людей зовётся кокон.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём,

Спит без просыпу всю зиму,

А зима промчится мимо.

Март, апрель, капель, весна…

Под весенним ярким солнцем

Гусенице не до сна -

Стала бабочкой она!

- О каком процессе идёт речь? (О развитии с полным превращением.)

- Назовите стадии развития, перечисленные в этом стихотворении. (Личинка, куколка, взрослая особь.)

- Какая стадия не названа? (Яйцо.)

- Каких насекомых вы знаете, развитие которых идёт с полным превращением? (Жуки, бабочки, пчёлы и т. д.)

- А как называется развитие у кузнечика зелёного? И чем оно отличается от предыдущего развития? (С неполным превращением. Нет стадии куколки и личинка внешне похожа на взрослую особь.)

- И рыжего таракана относят к насекомым с неполным циклом развития. Где живут тараканы? Правильно - дома. Тогда ответьте на такой вопрос. Медоносную пчелу относят к домашним насекомым, а рыжего таракана и платяную моль - нет. Как можно объяснить это, ведь таракан и моль живут дома, а медоносная пчела - на пасеке? Какое насекомое человек ещё одомашнил? (Тутового шелкопряда.)

- Кто такой тутовый шелкопряд знаем все и его значение тоже. Давайте вспомним классификацию тутового шелкопряда. (Пишут на доске.) А какие науки занимаются изучением тутового шелкопряда или любой другой бабочки? Ответ даём с самой обобщающей науки. Биология - Зоология - Энтомология - ?

- А какая наука изучает конкретно только бабочек? Название науки мы узнаем , если выполним задание на доске.

(Названия столбцов: Р - ракообразные; П - паукообразные; Н - насекомые. Напротив каждого представителя членистоногих в столбцах есть буквы. К какому столбцу относится представитель - та буква и правильная.)

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения насекомых в связи со средой их обитания.

2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления таблиц, работы с дидактическим материалом, выполнения тестовых заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.

3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащихся настойчивости для достижения конечных результатов.

Тип урока: комбинированный

На данном уроке у учащихся формируются знания о классе Насекомые; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_nasekomye.rar 2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Левищева Татьяна Николаевна,

учитель биологии первой категории

Тема : Класс Насекомые(7 класс)

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

  1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения насекомых в связи со средой их обитания.
  2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления таблиц, работы с дидактическим материалом, выполнения тестовых заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
  3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащихся настойчивости для достижения конечных результатов.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, индиви-дуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа уча-щихся.

Основное содержание урока:

1.История названия класса, условия жизни.

2.Строение тела насекомого

3.Типы ротового аппарата.

4.Образ жизни представителей класса.

Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о классе Насекомые; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.

  1. Орг. момент(1 мин).
  2. Актуализация знаний по изученным ранее темам (3 мин).

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  1. С представителями, какого типа животных мы познакомились на предыдущих уроках?
  2. Каковы особенности строения представителей типа Членистоногие?
  3. Какую роль выполняет хитиновый покров?
  4. Какие классы относятся к типу Членистоногие?
  5. Перечислите основные признаки внешнего строения представителей класса Ракообразные?
  6. В чем отличительные признаки внешнего строения представителей класса Паукообразные?

Тестирование (5 мин)

1.История названия класса, условия жизни.

Учитель. Итак, ребята, на прошлых уроках вы познакомились с основными классами Типа Членистоногие. Это классы…?

Ответы учащихся . Паукообразные, ракообразные.

Учитель . А сегодня мы познакомимся с представителями класса, которых на нашей планете обитает больше всего. Это класс Насекомые (слайд 4).

- Как называется наука о пауках? (арахнология),

о ракообразных? (карционология).

Наука, изучающая насекомых называется энтомология.

Насекомые… кому неизвестны эти существа? Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, тенистых лесах, в жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса – это настоящее царство насекомых! Природа щедро одарила насекомых богатством видов. Их насчитывается более 1 миллиона – больше чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых. Потрясающее многообразие красок и форм, всевозможных приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплотилась в насекомых.(слайд 5)

Не случайно они привлекали внимание человека с самых давних времен. Как управляется жизнь их большого общества? Как они общаются между собой, если умеют так быстро сообщать об опасности и позвать на помощь? Как организуют свои дела, если не одно из них не совершается попусту? Многое, очень многое предстоит еще узнать о насекомых человеку.

Ученые подсчитали, что на каждого человека на нашей планете приходится по 250 насекомых. Что же тогда получается, что наша Земля – это целая планета насекомых?

Действительно, планета эта так красива,

Разнообразная, цветная, всем на диво!

Там бабочки различные летают,

Цветы нам всем они напоминают.

Трудяги-муравьи травиночки несут,

Все строят, строят, строят свои дома вокруг!

И пчелы постоянно тут летают,

И мед свой вкусный собирают,

Который нас весь год оздоровляет.

А на стрекоз ты не сердись,

Ты мысленно присядь на них и вознесись …

В такие голубые дали,

Где, нет и не было печали

Увидишь ты, как все вокруг прекрасно

И чувствуешь, живешь ты не напрасно!

Так пусть же отворит планета эта двери,

Чтоб все сюда смогли войти, да поскорее

Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.

2.Особенности внешнего строения насекомых в связи со средой обитания.(слайды 6-9).

3.Образ жизни представителей класса(слайды 10-11)

( Работа с коллекциями насекомых)

1.Рассмотрите насекомое. Отметьте черты, как представителя членистоногих животных.

2.Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?

3.Выясните сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?

4.Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики, установите как они выглядят. Какова их форма?

5.Выяснит, какие органы расположены на груди. Посчитайте сколько пар конечностей. Определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?

4.Рассмотрите третий отделы тела насекомого-брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. По бокам брюшка найдите отверстия-дыхальца.

Цель: изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука.

1. Рассмотрите насекомое. Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?

t1605941424aa.jpg

2. Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики, глаза, рот и ротовые придатки.

3. Выясните, какие органы расположены на груди. Сосчитайте, сколько пар конечностей к ней прикрепляются, и определите характер их строения. Сколько крыльев? Какие они?

4. Рассмотрите третий отдел тела насекомого – брюшко . Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Рассмотрите по бокам брюшка отверстия – дыхальца.

5. Внимательно рассмотрите данную схему и сопоставьте с рисунком.

(покрыто хитиновым покровом)

t1605941424ab.jpg

– 2 сложных глаза,
несколько мелких;

– 3 сегмента (передне-, средне-, заднегрудь);

– 3 пары ходильных
конечностей;

– крылья (одна или две пары);

– количество сегментов варьирует;

6. Зарисуйте и подпишите в тетради внешнее строение насекомого.

7. Запишите вывод в тетрадь, вставив пропущенные слова: Вывод:

1. Тело насекомых состоит из трёх отделов : головы, ………… и брюшка:

2. на голове находится одна пара усиков, одна пара …………… глаз ;

3. на груди — ………. пары ног и две пары крыльев (у большинства насекомых); на брюшке ног нет .

4. Лёгкий и прочный ……………. покров хорошо защищает тело животного.

5. По бокам брюшка находятся маленькие отверстия, которые называются ………………. .

Автор: Окунева Раиса Даниловна, учитель биологии МБОУ Целинная основная школа-интернат №15.
Описание: раскрывает тему внешнее строение и образ жизни майского жука, дети учатся сравнивать, анализировать и делать выводы. Материал может быть использован при подготовке к урокам учителями коррекционных школ VIII вида.
Цель: Изучение внешнего строения и образа жизни майского жука
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания учащихся об особенностях внешнего строения и образа жизни насекомого, учить отличать от других насекомых.
Воспитательные: формировать интерес к познанию окружающего
Коррекционные: активизировать память и внимание, развивать мыслительные операции.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки, учебники, тетради.
Тип урока: комбинированный


I. Орг.момент
1. Приветствие
2.Психологический настрой на работу

II. Повторение пройденного материала
1. Работа по карточкам
2. Фронтальный опрос
В какой стране был одомашнен тутовый шелкопряд?
Почему бабочки тутовый шелкопряд живут недолго?
Чем питается гусеница тутового шелкопряда?
Как размножается тутовый шелкопряд?
3. Проверка работ по карточкам. (Слайд №2)

IV. Изучение нового материала
Поздней весной, обычно в мае, можно наблюдать лёт майских жуков. В поисках пищи жуки могут пролететь 20 км., при этом они сильно жужжат. Питаются в основном листьями березы, дуба, яблони и т.д. Майские жуки крупные. Длина их тела около 3 см. Окраска буровато-коричневая Слайд №5
1. Внешнее строение майского жука
Тело майского жука, как и всех других насекомых, состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. Слайды №6-9
2. Размножение и развитие майского жука Слайды №10-13
V.Физ.минутка

VI.Закрепление нового материала
Слайды № 14-16

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Внешнее строение насекомых.

Цель: Расширить и углубить знания о типе Членистоногих.

I. Организационный момент.

Класс поделен на 5 групп по 4 человека.

II. Повторение изученного материала.

1. Заполнить таблицу.

Признаки Ракообразные Паукообразные

Число пар усиков

Число пар ходильных ног

Признаки : до 80 см; хитиновый; головогрудь и брюшко; 3 пары; в разных средах обитания; голова, грудь и брюшко; 2 пары; 5 пар; отсутствуют; 4 пары; преимущественно в водоемах; простые; сложные; сухопутные животные, до 17 см.

2. Проверка выполнения задания.

Все ли карточки с перечисленными признаками были использованы. Почему?

Какой из классов нами не изучен?

Учащиеся формулируют тему урока. Высказанные предположения сверяются со слайдом № 1.

II. Изучение нового материала.

Слайд 2. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общие внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определенными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства и поведением.

Слайд 3.Класс насекомых включает свыше 70% всех известных на Земле животных. Они являются хозяевами планеты.

- Знаете ли вы что изучает наука энтомология?. Прикрепляется на доску карточка с названием науки.

Выясняем особенности внешнего строения насекомых.

2. Лабораторная работа. Внешнее строение насекомых.

Цель: Изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука и пчелы по инструктивной карточке.

1, 2 и 3 группы (сильные учащиеся) работают с коллекцией

4 и 5 группы (более слабые учащиеся)работают с коллекциями и учебниками

3. Беседа по итогам выполнения лабораторной работы.

Слайд 4. – Какой покров имеет тело насекомых и какое значение имеет такой покров?

- Что происходит с покровом в период роста насекомого?

Назовите отделы тела насекомого

Слайд 5. Органы, расположенные на голове

Далее выясняем функцию усиков.

Слайд 6. Ротовые органы.

Слайд 7. Ротовой аппарат у насекомых в зависимости от пищи подразделяется на:

А) острые, будто иглы – колюще-сосущего типа (комар)

Б) лижущий - сросшийся в одну большую губу ( муха)

Слайд 8.

В) грызущий – с острыми краями (пчела)

Г) сосущий – бабочка

Слайд 9. Часто насекомые и их личинки имеют разное строение ротового аппарата, т.к. питаются разной пищей.

Слайд 10. На груди у насекомых расположены крылья. Крылья у насекомых могут быть перепончатыми

Слайд 11. У жуков на поверхности перепончатых крыльев расположены жесткие надкрылья.

Слайд 12. У бабочек крылья образованы чешуйками

Слайд 13. Далее выясняем, сколько ног у насекомых и где они располагаются

По строению и функциям конечности насекомых бывают:

Слайд 14. у медведки – копательного типа

Слайд 15. у жука-плавунца – плавательные

Слайд 16. у кузнечика – задние прыгательные ноги

Слайд 17. у большинства насекомых ноги бегательные

Учащиеся делают вывод о том, что насекомые способны передвигаться как на суше, так и в воде.

Слайд 18. По бокам брюшка расположены дыхальца – это органы дыхания.

Подводя итог, перечислите основные признаки типа Членистоногих.

III. Закрепление.

каракут, креветка, махаон, краб, клещ, тарантул, речной рак, колорадский жук, лангуст, комнатная муха, паук-крестовик, омар, таракан, сенокосец, скорпион.

Тема урока: Внешнее строение насекомых.

Цель: Расширить и углубить знания о типе Членистоногих путем изучения внешнего строения насекомых.

1. Познакомить учащихся с многообразием насекомых, их распространением в природе.

2. Выявить отличительные признаки представителей класса Насекомых.

3. Научиться распознавать их и отличать от представителей других классов данного типа.

I. Организационный момент.

Учащиеся поделены на 5 групп по 4 человека.

II. Повторение изученного материала.

1. Учащимся предлагается распределить признаки представителей типа Членистоногих по их принадлежности к разным классам и расположить их в таблицу.

Число пар усиков

Число пар ходильных ног

Признаки для распределения: до 80 см; хитиновый; головогрудь и брюшко; 3 пары; в разных средах обитания; голова, грудь и брюшко; 2 пары; 5 пар; отсутствуют; 4 пары; преимущественно в водоемах; простые; сложные; сухопутные животные, до 17 см.

2. Проверка выполнения задания. Учащиеся называют признаки классов Ракообразных и Паукообразные.

Уточняю, все ли карточки с перечисленными признаками были использованы. Почему?

Вспоминаем, какими классами представлен тип Членистоногие (Ракообразные, Паукообразные, Насекомые). Какой из этих классов нами не изучен.

II. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

Мы продолжаем изучение самого многочисленного типа животных – Членистоногие. Мы уже познакомились с признаками класса Ракообразных, Паукообразных. А сегодня поговорим о насекомых.

Слайд 2. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общие внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определенными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства и поведением.

Слайд 3. Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1 млн. видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей тропической Африки до вершин Гималаев.

- Знаете ли вы что изучает наука энтомология? (Это раздел зоологии, изучающий насекомых). Прикрепляется на доску карточка с названием науки. Уточняю, что научная энтомология дает знания о производстве воска, шелка. Прикладная энтомология изучает способы борьбы с насекомыми вредителями.

С целью выяснения особенностей внешнего строения насекомых предлагается выполнение учащимися лабораторной работы.

2. Лабораторная работа. Внешнее строение насекомых.

Цель: Изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука и пчелы.

Оборудование: линейка, коллекции насекомых, лупа, инструкция к выполнению лабораторной работы ( учебник, стр. 127)

1 , 2 и 3 группы (сильные учащиеся) работают с коллекцией

4 и 5 группы (более слабые учащиеся)работают с коллекциями и учебниками

1) Определить длину и окраску тела насекомого.

2) Найдите отдела тела: голову, грудь и брюшко.

3) Рассмотрите голову насекомого, найдите усики, глаза и ротовые органы. Назовите их функции.

4) Установите, к какому отделу тела прикрепляются ноги, определите их число.

5) Найдите две пары крыльев: переднюю и заднюю. Назовите отдел тела, к которому они прикрепляются. Какое строение они имеют?

6. Рассмотрите брюшко, найдите с помощью лупы дыхальца.

7. Сделайте в тетради соответствующие записи.

8. Перечислите характерные черты строения насекомого как представителя Членистоногих.

Оформление лабораторной работы проводится в рабочей тетради (задание 1 стр. 85-86)

3. Беседа по итогам выполнения лабораторной работы.

Рассмотрим подробнее внешнее строение насекомых.

Слайд 4. – Какой покров имеет тело насекомых и какое значение имеет такой покров? (хитиновый, является наружным скелетом и выполняет защитную функцию)

Назовите свойства хитинового покрова. (плотный, прочный, малорастяжимый)

- Что происходит с покровом в период роста насекомого? (линька)

Назовите отделы тела насекомого (голова, грудь и брюшко)

Слайд 5. Органы, расположенные на голове (глаза, усики, ротовые органы)

Обращаю внимание на глаза. Это пара сложных глаз по бокам головы и несколько простых глазков на лбу. Основными для зрительного восприятия являются сложные фасеточные глаза. Число фасеток у насекомых разное: у мух – 4 тыс., у стрекоз – 28 тыс. Верхней половиной глаза насекомые различают синий и фиолетовый цвет, а нижней – желтый, зеленый, оранжевый, красный. С помощью простых глазков насекомые определяют интенсивность освещения.

Далее выясняем функцию усиков. С помощью усиков насекомые чувствуют запахи на большом расстоянии (10-12 км)

Слайд 6. Ротовые органы состоят из верхней и нижней губы, верхней и нижней челюсти. Нижняя губа, верхняя и нижняя челюсть являются видоизмененными конечностями.

Слайд 7. Ротовой аппарат у насекомых в зависимости от пищи подразделяется на:

А) острые, будто иглы – колюще-сосущего типа (комар)

Б) лижущий - сросшийся в одну большую губу ( муха)

В) грызущий – с острыми краями (пчела)

Г) сосущий – бабочка

Слайд 9. Часто насекомые и их личинки имеют разное строение ротового аппарата, т.к. питаются разной пищей, что уменьшает конкуренцию между ними.

Слайд 10. На груди у насекомых расположены крылья. Среди беспозвоночных только насекомые способны к полету. Крылья у насекомых могут быть перепончатыми (стрекоза)

Слайд 11. У жуков на поверхности перепончатых крыльев, участвующих непосредственно в полете, расположены жесткие надкрылья, выполняющие защитную функцию, а также роль несущих плоскостей.

Слайд 12. У бабочек крылья образованы чешуйками – видоизмененными волосками, которые имеют яркую окраску и при сильном преломлении света, создают причудливый узор.

Слайд 13. Далее выясняем, сколько ног у насекомых и где они располагаются (3 пары конечностей, расположены на груди). Т.о. насекомые – шестиногие животные. По строению и функциям конечности насекомых бывают:

Слайд 14. у медведки – копательного типа

Слайд 15. у жука-плавунца – плавательные (имеют длинные волоски, образующие широкую поверхность как весло)

Слайд 16. у кузнечика – длинные задние прыгательные ноги

Слайд 17. у большинства насекомых ноги бегательные (таракан)

Учащиеся делают вывод о том, что насекомые способны передвигаться как на суше, так и в воде.

Слайд 18. Брюшной отдел состоит из 10-12 сегментов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца – это органы дыхания.

Подводя итог, предлагаю учащимся перечислить основные признаки, по которым мы будем отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. (три пары конечностей, пара усиков, у большинства крылья, глаза сложные и несколько простых глазков)

III. Закрепление.

Ракообразные Паукообразные Насекомые

Представители Представители Представители

Показываю представителей членистоногих, учащиеся распределяют их по группам.

Представители: каракут, креветка, махаон, краб, клещ, тарантул, речной рак, колорадский жук, лангуст, комнатная муха, паук-крестовик, омар, таракан, сенокосец, скорпион.

2) Проверка выполненной работы. Группы зачитывают правильные ответы и объясняют по каким признакам их относят к тому или другому классу.

3. Тестовое задание ( см. приложение)

IY. Подведение итогов урока

Читайте также: