Каждый труд благослови удача анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: портрет С. Есенина, картины с изображением русской природы, сборники его стихов, мини – выставка рисунков учащихся к стихотворениям поэта, высказывания писателей о С. Есенине, эпиграф к уроку.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о стихах Сергея Есенина, о его любви к природе, его неповторимом таланте, читать стихи, покорящие читателей удивительной гармонией чувства и слова. Послушайте, что написал поэт, обращаясь к вам, молодым.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

2. Краткие выступления учащихся о творчестве Сергея Есенина.

- Детство и юность поэта.

- Творчество С. Есенина. Тема Родины.

- Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония.

1. Словарная работа.

Чибис и кулик – небольшие болотные птицы.

Коростель – небольшая, быстро бегающая птица, живущая в траве.

Плуг – самое тяжёлое пахотное орудие.

Кляча – плохая изнуренная лошадь.

Невод – рыболовная сеть.

Омут – глубокое место в воде.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Анализ стихотворения.

А. Определите размер стихотворения. Что такое размер стихотворения?

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

(Стихотворение написано дольниками. Это придаёт ему особую лёгкость, музыкальность, напевность).

Б. Определите рифму и рифмовку стихотворения.

(Женские и мужские рифмы чередуются, рифмовка – перекрёстная).

В. Из скольких строф состоит стихотворение? Что такое строфа? (Стихотворение состоит из 6 строф).

Г. Лексический уровень. В прямом или переносном значении употребляются слова в стихотворении? (Почти все слова употреблены в прямом значении).

Д. О конкретных или вымышленных явлениях, предметах рассказывается в стихотворении? (В нём рассказывается о конкретных, реальных действиях).

Е. Какие эпитеты использует автор? Что такое эпитет? Какова роль этих эпитетов? (Омут розовых туманов, призрачная гладь, взгляд ревнивый и влюблённый, соглядатай праздный. Эти эпитеты служат для создания красоты природы, чтобы вызвать у читателя зримый образ природы).

Ж. Таким образом, о чём же эти стихи? ( О труде, о любви к родине. О сочетании реальных земных забот с красотой природы. Природа и человек сливаются в одно органическое единство).

Вывод по анализу стихотворения делается учителем.

Стихотворение рязанского поэта С. Есенина отличается особой мягкостью и музыкальностью. Высокая идея труда соединяется в первой строфе с приметами крестьянской жизни. Эта строфа звучит как благопожелание: удача нужна в любом труде. Но для поэта более всего она нужна пахарю, земледельцу, кормильцу. Начиная со второй строфы перонит нас от реалий крестьянского быта в мир поэтического взгляда на родную землю. В стихотворении Есенина соединились два жизненных начал – реальные земные заботы: поиски насущного хлеба и красота родной природы, без которой не мыслится сама жизнь. Ибо природа – это духовный хлеб. Природа и человек сливаются в одно органическое единство. Чувство Родины у Есенина – глубокое, истинное. Он писал:

Я скажу: «Не надо рая,

1.Что желает поэт людям труда – рыбаку, пахарю? (Поэт желает людям труда успехов, хорошего урожая, благополучия).

2. Как относится поэт к крестьянскому труду? ( К крестьянскому труду поэт относится с уважением, с любовью).

3. Какие настроения и чувства вызывает у вас это стихотворение? (Стихотворение создаёт радостное, весёлое настроение. Возникают чувства восхищения красотой природы).

4. Какие картины родной природы рисуются в стихотворении? ( Картина реки, поля, свист коростеля, пение птиц и т.д.)

5. Подведение итогов урока.

Давайте теперь послушаем стихотворения наших тувинских писателей о своей родине.

Я словом и делом

Родимой отчизне служу.

И с гордой любовью

На милые степи гляжу…

(Куулар Черлиг – оол)

Я ничего не знаю краше

Вселенной и Тувы моей,

Полёт Земли – зарницы росчерк.

Кедровый бор. Гора. Ручей.

Что объединяет эти отрывки и стихотворение Сергея Есенина? ( Безграничная любовь к родной земле, к родине).

Размышления поэтов о Родине можно выразить словами В. Маяковского:

6. Мини – выставка рисунков учащихся.

7. Заключительная часть урока.

- Домашнее задание: а) Выучить стихотворение наизусть.

б) Сочинить небольшое стихотворение (четверостишие) о природе родного края (по желанию).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея.

"Каждый труд благослови, удача" С.Есенин

урок по литературе.


Презентация по литературе по теме "Лицейские годы А.С.Пушкина".


Внеклассное занятие "Мой труд каждый день"

Занятие направленно на формирования трудолюбия у учащихся.

Конспект занятия "Почему каждый человек должен трудиться"

Данное занятие для детей младшего школьного возраста "Почему каждый человек должен трудиться" входит в программу "Я выбираю профессию".


Урок литературы в 8 классе "С.А.Есенин "Каждый труд благослови, удача!"

Урок литературы в 8 классе по творчеству С.А.Есенина "Каждый труд благослови, удача!" Тип урока: изучение нового материала Формы работы: индивидуальная, гр.

Анализируемое произведение относится к общественной лирике. Его тема – уважение к труду; к крестьянам. Сергей Александрович показывает, что любой труд достоин уважения, а также он утверждает, что ни в коем случае нельзя отрекаться от своих корней, забывать, чья кровь течет в твоих жилах.

В центре стихотворения лирический герой, который рассуждает о труде. Сначала он обращается к удаче и просит её, чтобы она благословила труд. Ему хочется, чтобы рыбак всегда был с уловом, а пахарь – с богатым урожаем. Далее он не продолжает перечисление, но читатель и без этого понимает, что вознаграждения лирический герой желает каждому трудящемуся.

Далее герой начинает размышлять о родной природе, описывать её. Он говорит, что воду можно пить из кувшинок на прекрасном берегу. Он противопоставляет такое питьё питью из стаканов. Таким образом, лирический герой намекает на разницу между городской жизнью и деревенской жизнью в гармонии с природой. Далее он рассказывает о том, как ему нравится лежать в зеленой траве и смотреть в небо. Такое лежание вдохновляют на воспоминания о влюблённом и ревнивом взгляде.

История создания

Есенин вернулся домой, как вспоминала его сестра, но проводил время в работах. Дома он бывал не так часто, как бы хотелось родным Сергея. Зато Есенин занимался сенокосом со своим отцом. И это послужило поводом для написания позитивно окрашенного стихотворения.

Уже название говорит о том, что поэт желает удачи людям, занимающимся честным трудом. Есенин всегда с уважением относился к таким людям, но особенно он ценил тяжелый труд крестьян. Есенин и сам признавался, что он крестьянин, не хотел об этом забывать.

Читайте по теме:

Композиция

Стихотворение состоит из 6 катренов, каждый из которых состоит из 4 строк. Произведение постепенно переходит в минорные тона, потому что не всегда труд приносит людям счастье. Однако без него невозможно себе представить жизнь крестьян.

Средства выразительности

Тропы – способ создания колоритных образов, которые наполняют стихотворение.

Читайте по теме:

Эпитеты

Пашня и поля названы дорогими сердцу поэта. Эпитетов мало, потому что в стихотворении много глагольных форм, создающих атмосферу движения и действий.

Олицетворения

В душу плачут чибис и кулик – олицетворение.

Метафоры

Омут розовых туманов, сердцем опростели – вот метафоры, которыми наполняется стихотворное повествование.

В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его младшей сестры. Значительную часть этого времени поэт предпочел провести вне домашних стен. В частности, он помогал отцу с сенокосом. Кроме того, Сергей Александрович два дня пробыл вместе с рыбацкой артелью.

С ней Есенин отправился за уловом километров за пятнадцать от Константиново. После окончания поездки с рыбаками на свет появилось стихотворение “Каждый труд благослови, удача. ”, впервые напечатанное

в номере от тридцать первого июля газеты “Бакинский рабочий”. В тексте выражена большая симпатия по отношению к тем, кто занимается физическим трудом. Людей, “опростевших сердцем”, лирический герой считает светлыми, то есть чистыми душой, искренними, откровенными.

Подобные мысли встречаются и в другом стихотворении Есенина, сочиненном под впечатлением от вышеупомянутой поездки в Константиново, – ” Я иду долиной. На затылке кепи…”. Там герой так же искренне прославляет крестьян, занятых на полевых работах.

Согласно мировоззрению Сергея Александровича, труд деревенских жителей

Пейзаж в стихотворении предстает перед читателями не в виде конкретного описания неких явлений. Трудно назвать подробности картины, которую наблюдает лирический герой. Все, что касается природы, передано через его эмоциональное восприятие. Героя переполняют радостные чувства, он преисполнен восхищения.

Соответственно, из-под пера поэта появляются яркие художественные образы: “омут розовых туманов”, “призрачная гладь”. Общее настроение меняется в последних двух строфах. Лирический герой стихотворения осознает, что оторвался от корней, стал далек от настоящей деревенской жизни.

Он называет себя всего лишь “праздным соглядатаем”. Вместе с ним грустит природа: “поднявшись над болотом, в душу плачут чибис и кулик”. Финал также соотносится с упомянутым выше стихотворением “Я иду долиной.

На затылке кепи…”. Только там лирический герой, осознавший, что физический труд важнее творчества, берется за косу с целью доказать односельчанам – не окончательно он удалился от простой жизни.

Есенин часто искал спасения в Константиново – сбегал оттуда от суровой городской реальности, проходил своеобразный ритуал духовного очищения. Припадая к корням, он словно вновь обретал себя.

* * *

Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку – чтоб с рыбой невода,
Пахарю – чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.

Воду пьют из кружек и стаканов,
Из кувшинок также можно пить,
Там, где омут розовых туманов
Не устанет берег золотить.

Хорошо лежать в траве зеленой
И, впиваясь в призрачную гладь,
Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
На себе, уставшем, вспоминать.

Коростели свищут… коростели.
Потому так и светлы всегда
Те, что в жизни сердцем опростели
Под веселой ношею труда.

Только я забыл, что я крестьянин,
И теперь рассказываю сам,
Соглядатай праздный, я ль не странен
Дорогим мне пашням и лесам.

Словно жаль кому-то и кого-то,
Словно кто-то к родине отвык,
И с того, поднявшись над болотом,
В душу плачут чибис и кулик.

Есенин часто искал спасения в Константиново – сбегал оттуда от суровой городской реальности, проходил своеобразный ритуал духовного очищения. Припадая к корням, он словно вновь обретал себя.

Читайте также: