Категория деятельности в психологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.

С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Поджизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляетактивность , то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия.

В структуре деятельности выделяются: - мотивы - побуждающие субъекта к деятельности; - цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности; - операции - с помощью которых деятельность выполняется.

Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны следующие утверждения: 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений.

2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.

Согласно Алексею Леонтьеву, деятельность есть форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды н определенных условиях нормального функционирования индивида.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру - В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.; 2) учение- непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.; 3) труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.

Категория деятельности используется в психоло­гии, да и в других науках, в нескольких функциях. Э. Г. Юдин (1976) называл пять функций, в которых используется данная категория:

- как объяснительный принцип

- как предмет объективного научного изучения;

- как предмет управления;

- как предмет проектирования;

- как ценность в системах культуры.

Для психологии наиболее значимы первые две функции категории деятельности. Вслед за Э. Г. Юди­ным мы рассмотрим подробнее данную категорию как объяснительный принцип и как предмет научного изу­чения.

Категория деятельности использована А. Н. Ле­онтьевым для объяснения происхождения сознания в филогенезе. Характерно, что при этом А. Н. Леонтьев не вводит представление о структуре деятельности. Это вполне понятно, поскольку, по словам Э. Г. Юди­на, объяснительный принцип методологически не­прихотлив и не нуждается в развернутых теоретиче­ских схемах; требуется только показ адекватности именно этого принципа. А. Н. Леонтьев, прослежи­вая возникновение сознания в совместной деятель­ности первобытных людей, развивает положение Л. С. Выготского о том, что любая функция появляет­ся вначале как совместная деятельность, разделенная между людьми, и только потом — как внутренняя пси­хическая реальность. В этом, а также во многих других теоретических положениях А. Н. Леонтьева видна пре­емственность психологической теории деятельности и культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

Категория деятельности как предмет психологиче­ского изучения нуждается в конкретизации. Для психо­логического изучения деятельности становятся необхо­димы теоретические схемы, прежде всего представле­ния о структуре деятельности. Хорошо известно представление о ее структуре, предложенное А Н. Ле­онтьевым. Он выделял четыре уровня анализа деятель­ности и соответствующие этим уровням единицы ана­лиза:

Отметим, что предметом собственно психологи­ческого исследования являются только первые три уровня деятельности. В. П. Зинченко оценивает такой подход как весьма продуктивный в методологи­ческом плане. Но практика психологических исследований потребовала дальнейшего совершенствова­ния и развертывания леонтьевской схемы единиц анализа. Ее вариант, модифицированный для изуче­ния исполнительской деятельности (Зинченко, 1976), выглядит следующим образом:

- Функциональное свойство — операция.

- Предметное свойство — функциональный блок.

Существенное отличие данной схемы от предложенной А. Н. Леонтьевым заключается том, что условия выполнения действия разделены на функциональные и предметные. операции отвечают функ­циональным свойствам объектов. Предметным свой­ствам ситуации отвечают функциональные блоки. В. П. Зинченко отмечает, что операция может быть раскрыта как структура, состоящая из функциональ­ных блоков. При перекрытии или совпадении пред­метных и функциональных свойств операции и функциональные блоки могут переходить друг в друга или совпадать.

Для изучения других видов деятельности схема может быть модифицирована иначе (см. представле­ния об общении как деятельности, сформулирован­ные М. И. Лисиной), но и в этих случаях за основу бе­рется схема А. Н. Леонтьева.

Категория деятельности в психологии имеет не­сколько содержательных характеристик. Основными содержательными характеристиками деятельности яв­ляются предметность, субъектность, осознанность, це­ленаправленность, социальность. Предметностьчеловеческой деятельности подроб­но проанализирована А. Н. Леонтьевым (1975). По А.Н. Леонтьеву, в самом понятии деятельности имплицитно содержится понятие ее предмета, а на­учное исследование деятельности требует открытия ее предмета. Предмет деятельности при этом выступа­ет двояко: первично — как независимо существующий объект, подчиняющий себе деятельность человека, вторично — как образ предмета, т. е. результат психи­ческого отражения. Мотиву А. Н.Леонтьева понима­ется как предмет,на который направлена потреб­ность, т. е. как предмет деятельности. Таким образом, главное, что отличает одну деятельность от другой, — ее предмет.

Предметность деятельности, как отмечал А. Н. Ле­онтьев, порождает предметность не только образов, но и потребностей, эмоций, чувств. В последние годы в отечественной психологии пересматриваются некото­рые исходные основы понимания предметности дея­тельности. Так же, как снимается резкое противопос­тавление теоретической и практической деятельно­сти, снимается и противопоставление материального и идеального предмета деятельности, постулируется наличие переходных форм между материальными и идеальными объектами, которые становятся предме­том деятельности (Зинченко, 1996). Добавим, что предметом деятельности становятся и сами действия человека, требующие тщательной отработки, например действия квалифицированного мастера, музыканта-ис­полнителя, артиста балета. В работах Н. А Бернштейна (1997), В. П. Зинченко (1996) показано, что каждое дей­ствие и каждая операция совершаются человеком как единичные, неповторимые. Живое действие как предмет деятельности имеет материальную и идеаль­ную составляющие, поскольку в его структуру входят как материальные объекты, так и образы, в которых отображается и моделируется действие.

Другой атрибут деятельности человека — субъектность.Понятие субъектности широко используется в психологии, однако трактовка данного понятия у раз­ных авторов существенно различается. Общее между различными трактовками данного понятия состоит в том, что в любом случае под субъектом понимается че­ловек как тот, кто осуществляет свои действия и свою деятельность, личность как субъект деятельности. Субъектностью также называют осознание челове­ком себя как носителя своих психологических ка­честв, а также как носителя сознания и самосозна­ния. В связи с этим необходимо отметить одну суще­ственную методологическую задачу, стоящую перед психологией, — разделение понятий субъектности и самосознания.

Систематическое изучение субъектности как ха­рактеристики деятельности началось в возрастной пси­хологии при исследовании кризисов развития. Было показано, что содержательные характеристики субъ­ектности меняются в зависимости от возраста человека и освоенности им деятельности. Так, в психологии тру­да развитие субъектности рассматривается в контек­сте освоения человеком профессиональной деятель­ности и становления человека как профессионала.

Осознанность— еще одна содержательная харак­теристика деятельности человека. В деятельности че­ловек осознает не все ее уровни, по мнению А. Н. Ле­онтьева, в сознании отражается только целевой уровень деятельности. Операции, как известно, не осознаются в силу того, что они являются автоматизированными и в их осознании нет функциональной необходимости. Мотивы деятельности могут быть осознаны, но в обычных условиях они не представлены в сознании. Методологический принцип, который стоит за эти­ми утверждениями, получил название принципа един­ства сознания и деятельности.

Данный принцип был впервые в отечественной психологии сформулирован С. Л. Рубинштейном (1922, 1934) и развит в его более поздних работах. По С. Л. Рубинштейну, всякое действие человека и всякий его поступок представляет собой единство внешнего и внутреннего, субъективного и объективного, а единство сознания и деятельности осно­вывается на единстве сознания и действительно­сти, или бытия. Кроме того, по С. Л. Рубинштейну, любое свойство психики человека, в том числе и со­знание, представляет собой единство предпосылок и результатов его формирования. Таким образом, прин­цип был сформулирован скорее как философско-методологический.

По-другому сформулировал принцип единства со­ знания и деятельности А. Н. Леонтьев. В его трактовке сознание и деятельность различаются как образ и про­цесс его формирования: образ является накопленными движениями, свернутым действием. При этом перцеп­тивная деятельность, насколько бы она ни была авто­матизированной, принципиально строится так, как де­ятельность осязающей руки. Такая трактовка единства сознания и деятельности содержит в себе психологи­ческую конкретизацию иреализуется во многих исследованиях.

Общее между этими трактовками то, что в них утверждается непрерывность сознания как явления, постоянно сопутствующего деятельности. Такая точ­ка зрения на сознание вызывает возражения. Как уже было сказано, В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили (1977) сформулировали представление о сознании как явлении, возникающем в зазоре непрерывного опы­та. На этом основании принцип единства сознания и деятельности критикуется как неадекватный.

Противоречие между этими точками зрения мо­жет быть разрешено, если признать, что сознание че­ловека имеет различные функции и различные формы. Эта точка зрения в современной психологии распро­страняется все шире. Так, например, В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов (19946) различают бытийный и рефлек­сивный пласты сознания. Сознание как отражение окружающей реальности, опосредованное значени­ями, действительно непрерывно, покуда человек на­ходится в бодрствующем состоянии. Сознание как функция, благодаря которой осуществляется регу­ляция деятельности, не является непрерывной. Эта форма сознания перестает функционировать, на­пример, когда человек начинает осуществлять авто­матические действия, требующие сознательного кон­троля. Такая форма сознания обусловлена непосред­ственными требованиями ситуации, но непрерывной не является. Сознание как рефлексия требует оста­новки в потоке непрерывного опыта и предполагает подъем активности человека над непосредственными требованиями ситуации. Функциональные аспекты сознания, по сравнению с генетическими, оказались мало изученными в рамках деятельностного подхода (Смирнов, 1993). Дальнейшее развитие психологии предполагает изучение функционирования различ­ных уровней сознания в деятельности.

Целенаправленностьдеятельности рассматрива­ется на нескольких уровнях анализа. Наиболее часто рассматриваются в соответствии со схемой, предло­женной А. Н. Леонтьевым, мотивационный, целевой и операциональный уровни.

Целевой уровень соответствует действиям в струк­туре деятельности. Побудителем действий, согласно представлениям А. Н. Леонтьева, являются цели. Впсихологической теории деятельности принято различать цель и задачу как цель действия, поставленную приме­нительно к данным условиям. Операции соотносятся с условиями выполнения действия, которые не представ­лены в сознании, поскольку операции являются автома­тизированными и для их осуществления не нужна регу­ляция на уровне сознания. Однако, как уже было отме­чено, это не означает, что при их осуществлении у человека отсутствует психическое отражение усло­вий. Исследования Н. А. Бернштейна в физиоло­гии, В. П. Зинченко в психологии показывают, что каждая операция представляет собой живое, а не машиноподобное движение.

Социальностьдеятельности человека также явля­ется ее неотъемлемым свойством. Понимание любой деятельности человека как социальной было впервые в отечественной психологии сформулировано Л. С. Вы­готским в 1930 г. (1982. Т. 2). Социальность деятельно­сти человека проявляется в том, что она является опо­средованной культурно-историческими формами и, по выражению Л. С. Выготского, возникает дваж­ды — сперва как совместная и лишь затем как индивидуальная.

Психологическое изучение деятельности, созда­ние новых теоретических схем, исследования различ­ных видов деятельности имеют значение не только для психологии. Дело в том, что важной общенауч­но - методологической задачей было и остается созда­ние общей теории деятельности (аналог в филосо­фии — общая теория познания). Г. П. Щедровицкий отмечал, что без общей теории деятельности исследо­ватели, изучающие деятельность в частных науках, в том числе и в психологии, не имеют необходимых ме­тодологических средств. Без такой теории ученые не имеют средств для решения междисциплинар­ных проблем, например проблемы обучения и раз­вития, находящейся на стыке педагогики и психо­логии. Очевидно, что в создании общей теории деятельности психологии должна принадлежать особая роль как науке, в рамках которой осуществляется междисциплинарный синтез знаний о деятельности, полученных в различных науках.

Категория общения

Категория общения является значимой для раз­личных отраслей психологии. Она широко использу­ется в общей психологии, психологии развития и пе­дагогической психологии, она становится ключевой для создания социально-психологической теории. Ме­тодологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определен­ное понимание социального происхождения психи­ки. От трактовки категории общения зависит пони­мание той социальной реальности, в которой человек проявляет себя как личность, а также понимание того, каким образом человек себя проявляет.

Общение — сложный и весьма многогранный про­цесс. Б. Д. Парыгин (1971) отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный про­цесс, и как отношение людей друг к другу, и как про­цесс их взаимного влияния друг на друга, и как про­цесс их взаимного переживания и взаимного пони­мания друг друга. Такая многосторонность общения неизбежно ведет к многоаспектности изучения об­щения в науке и многообразию трактовок данной ка­тегории. Так, Л. П. Буева при анализе литературы вы­делила следующие аспекты изучения общения:

1. информационно-коммуникативный (общение рас­сматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

2. интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе коопе­рации);

3. гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

4. аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

7. социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельно­стью, способностями, умениями и навыками) (см.: Руденский, 1998)

В научной литературе общение рассматривается преимущественно с трех точек зрения — философской, социологической и психологической. Рассмотрение этих трех точек зрения дает возможность выделить спе­цифику психологического изучения общения.

В философииобщение рассматривается как актуа­лизация реально существующих общественных отно­шений; именно общественные отношения обуслов­ливают форму общения.

При психологическом подходе общение определя­ется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необхо­димый для реализации других видов деятельности че­ловека. Психологический анализ общения раскры­вает механизмы его осуществления. Потребность в общении рассматривается как важнейшая социаль­ная потребность, без реализации которой замедляет­ся, а иногда и прекращается формирование лично­сти. Психология рассматривает потребность в об­щении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. В психологии общение можно рассмат­ривать и в двух главных аспектах: как освоение лич­ностью социокультурных ценностей и как ее саморе­ализацию в качестве творческой, уникальной инди­видуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми (Руденский, 1998). Первый из этих аспектов впервые стал предметом анализа в культур­но-исторической теории Л. С. Выготского, второй подробно рассматривается в социальной психологии, психологии развития и психологии личности.

- общение — вид самостоятельной человеческой де­ятельности;

- общение — атрибут других видов человеческой де­ятельности;

- общение — взаимодействие субъектов.

В психологии общение рассматривается так же, как коммуникативная деятельность. Коммуникатив­ная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г. М. Андреева (1999) основными процессами ком­муникативной деятельности считает коммуникатив­ный(обеспечивающий обмен информацией), интерактивный(взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный(организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении). А. А. Леонть­ев выделяет два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности раз­личаются коммуникативными, функциональными, со­циально-психологическими и речевыми структура­ми. Личностно-ориентированный тип общения, по А. А. Леонтьеву, выступает в двух вариантах. Это диктальное общение (т. е. общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием) и модаль­ное общение, предметом которого являются психоло­гические взаимоотношения собеседников. Опираясь на концепцию А. А. Леонтьева, М. И. Лисина (1997) проанализировала общение как деятельность, выде­лив основные структурные компоненты общения. Список структурных компонентов общения как дея­тельности дополнен Е. В. Руденским (1998). Итак:

- предмет общения— это другой человек, партнер по общению как субъект;

- потребность в общении— это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

- коммуникативные мотивы— это то, ради чего пред­принимается общение;

- действия общения— это единицы коммуникатив­ной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);

- задачи общения— это та цель, на достижение кото­рой в конкретной коммуникативной ситуации на­правлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства общения— это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт общения— это образования материально­го и духовного характера, создающиеся в итоге об­щения.

Сравнивая эти трактовки понятия общения, мож­но было бы сказать, что в них зафиксированы различные стороны общения. Однако деятельностная трак­товка общения — наиболее широкая, т. е. охватывает те его стороны, которые выделены в других трактов­ках общения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

24. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ.

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности , достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека , которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения ).

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов:

процесс вовлечения в деятельность,

процесс проектирования действий,

процесс осуществления действий,

процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд . Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд . Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на урока учащийся занимается именно этим предметом.

Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.

Хот я виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

Разработка этой научной категории связана с философией диалектического материализма. Первоначально понятие рассматривали такие выдающиеся отечественные психологи, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Концепции и цели этих исследователей были во многом различны, порой излишне противопоставлялись через усилия некоторых ортодоксально настроенных последователей и учеников.

Вне зависимости от частных различий многих трактовок, методологические аспекты большей части ведущих психологов советского периода характеризовались необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Сегодняшние психологические представления о деятельности нельзя считать законченными и незыблемыми, но также не допускается и молчаливо забыть достигнутые результаты.

Наиболее завершенной психологической концепцией (теорией) деятельности принято считать теорию Леонтьева, разрабатывающего ее с середины 1940-х гг. с дополнениями, уточнениями и преобразованиями. Он сформулировал большое число трактовок деятельности.

Деятельность представляет собой систему активных процессов, отвечающих определенной потребности, подчиняющихся мотиву и реализующих самостоятельное отношение человека к миру.

Деятельность нельзя представлять в виде всякой активности человека. Это понятие А. Н. Леонтьев подчеркнуто отличал от деятельности. Деятельность заключается в целеустремленной активности, которая существует в психологических связях личности, потребностей, мотивов, целей и задач. Отсюда следует возможность осуществления, психологического выражения в деятельности самостоятельного отношения человека к миру.

По определению деятельность можно считать трехчленной, то есть происходит ее существование, реализация, проявление одновременно в трех плоскостях:

  • плоскость личности (субъекта деятельности),
  • плоскость объекта (предмета деятельности),
  • плоскость внешнего праксиса (различных видов активных процессов).

Рисунок 1. Психологическая структура деятельности

А. Н. Леонтьев многократно отмечал, что сформулированная им психологическая структура не может являться морфологической, отображая функции, отношения, динамику всех составляющих. Психологически схема представляет модель деятельности, включая аспекты ее существования, функционирования, а не анатомию или механическое устройство.

К методологии описываемой концепции также следует отнести одно замечание, заключающееся в том, что для психологической структуры деятельности не характерно свойство аддитивности. Другими словами, сумма определенных простых составляющих не будет равна более сложному блоку системы, существующему и реализующему с помощью предыдущих, но психологически содержащим в себе нечто качественно другое, целостное. Так, потребность психологически нельзя считать равной сумме мотивов, в которой она себя находит и с помощью которой удовлетворяется в деятельности. За потребностями остается неисчезающее психическое состояние субъективного характера, которого психологически нельзя обнаружить в арифметической сумме мотивов.

Наличие потребностей у человека способно привести к активности, активируя психику и личность. Оно представлено общим, недостаточно дифференцированным возбуждением, активизацией ориентировки на поиск предмета актуализированных потребностей; некую психологическую предрасположенность к возможной и необходимой деятельности. Активность также воздействует на существующую потребность, видоизменяет ее качественным и количественным образом. Дальнейшая деятельность также не исключает наличие активности, а сама она может быть активной в разной степени.

Далее наступает психологическое событие, где потребность определяется своим конкретным предметом, или мотивом. Психологически происходит преобразование поисковой активности в конкретную, отдельную деятельность. Только она способна привести к удовлетворению исходных потребностей, которые в действительности находят себя, конечно, не в одном предмете, а в нескольких. В целом деятельность на практике имеет полимотивированный, комплексный характер.

Мотив, который начал работать, требует своей реализации, постановки целей, выражения в них, их событийно обусловленную последовательность. При этом цель всегда представляет собой осознанное представление о результате будущих действий с принятием личностью смысла действия (предстоящее и осуществляемое).

Мотив находит выражение в целях. Для совершения путешествия, необходимо купить билет, собрать вещи, доехать до места, идти куда-то. Все это представляет собой реализуемые личностью цели, поставленные и принятые по той причине, что входят в зону действия мотива. В противном случае они не представляли бы смысла для субъекта.

Преподаватель ставит перед учениками цель прочтения книги по истории. Они принимают ее, так как цель соответствует определенному личностно значимому для ученика мотиву, например, исполнению обязанностей. Ученик читает эту книгу, откладывает прочие дела и проявляет необходимые интеллектуальные и волевые усилия. Далее преподаватель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает время, когда ученики уже не получают задания, но сами выбирают и читают книги по полюбившимся им истории. Происходит психологическое преобразование цели прочтения книги в новый смыслообразующий мотив. Соответственно возникает и новая деятельность. Ученик становится другим с потребностной, мотивационной, деятельностной, смысловой и личностной позиции.

Мотив и цель совпадают при осознании личностью мотива, который раньше не осознавали. Этот процесс А. Н. Леонтьевым был назван рождением мотива-цели, когда, предположительно автоматически выполняемая работа по нужде переходит в позицию осознаваемой, мотивирующей ценности, приобретая надежный личностный смысл. Для личности это представляет собой новую ступень самоуправления деятельностью и поведением, расширенное качество пространства осознаваемого мира.

Задача представляет собой конкретные условия, где есть цель. Они диктуют способ выполнения действия, который называется операцией.

У человека есть цель достать определенную книгу, но задачи в виде условий могут быть объективно и субъективно разными: приобрести в магазине, посетить библиотеку, взять у друга. То, с помощью какого способа будет реализована задача, и представляет набор последующих операций (поездка в транспорте, размещение искомой книги в портфеле и др.).

Выбор целей, которые отвечают мотиву, и постановка задач не могут быть для личности случайными, диктоваться только внешними обстоятельствами. В системе задач происходит так или иначе проецирование мотивов, смыслов, личности в целом. Разделение целей и задач, действий и операций также обладает принципиальным значением в психологическом анализе деятельности и личности.

Инженерная психология установила, что при распределении функций между человеком и машиной (техникой) человеку важно доверить уровень осознаваемых действий, которые подчинены целям. Наряду с этим на психологическом уровне операций работу машины можно считать более эффективной и надежной, чем использование человека.

С целью описания психологической структуры деятельности важно ввести три распространенных понятия: навыки, умения и привычки. Они формально отсутствуют в анализируемой схеме, при этом органично вписываясь в нее.

Навык представляет собой действие, автоматизация которого происходит при его формировании, становясь набором, целостной системой операций, которые включены в состав более сложного действия.

Это определение отражает динамику, психологическую историю навыка, вначале существующего как действие, то есть в подчинении осознанной цели. Автоматизация действия психологически превращает его в навык, что означает выход цели из сознания. Здесь внимание освобождается для постановки других целей и происходит прочная систематизация с сокращением сформированных операций в структуре новых, более сложных действий.

В ходе обучения спортивному плаванию индивид вначале осознанно и целенаправленно двигает руками, головой и ногами. Для него эти действия подчиняются цели: сделать правильно. По мере обучения, по стадиям эти ученические действия сокращаются, происходит их обобщение и, наконец, выполнение автоматически, без участия внимания. Происходит переход каждого из них на уровень операции, которая реализует в комплексе с другими действие самого плавания. В результате формируется требуемый навык, а новая осознанная цель плывущего состоит не в том, чтобы выполнить правильные движения, а в том, чтобы достичь определенного результата, победить.

Чем более сложным является навык, тем больше необходимо усилий и времени для его выработки. Навык представляет собой результат трудоемкой работы моторики, памяти, мышления, воли, психики и в целом личности. Различные навыки способствуют вооружению и опосредствованию любой человеческой деятельности. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметной, составной деятельности.

Умение представляет собой высшую форму навыка, который объединяется с другими операциями и действиями и переходят на уровень устойчивого свойства личности.

Умение предусматривает возможность, способность реализовать цели и задачи, навыки и действия, деятельность и все поведение личности в постоянно меняющихся условиях жизни. Умение можно рассматривать в качестве практической стороны направленности личности. Их нельзя считать врожденными и случайными, поскольку умения соответствуют человеческим потребностям, включая его способности, характер, профессиональный и социальный статус. Каждый индивид обладает личной системой умений, которые в той или иной степени развиты и реализуются в различных типах деятельности, в поведении и жизни. Тем не менее, умения личности не следует психологически отождествлять только с практической стороной поведения.

Когда человек не умеет водить автомобиль, то это не говорит об обязательном отсутствии у него определенных возможностей или способностей. Он может вообще не желать это делать, да и просто не хочет заниматься вождением. Это обусловлено тем, что отношения между умениями и способностями неоднозначны, динамичны. Они представляют собой отношения психологической взаимозависимости.

Умения можно характеризовать большим числом психологических параметров, включая направленность, широту, действенность, гибкость, обобщенность, прочность, осознанность и осмысленность. Система и качество умений в значительной мере проявляет и реализует опыт личности в качестве одной из важных составляющих, подсистем ее психологической структуры.

Что касается привычки, то она представляет собой психологический, глубоко личностный сплав между направленностями личности и всеми ее деятельностями, всем социальным поведением.

Привычка представляет собой устоявшиеся, традиционные для личности устремления в виде принятых и удобных форм действования и поведения. Это и стили, особенности переживания (эмоциональный опыт), отношений с миром, в том числе и прочно сложившаяся часть опыта личности.

Без привычки нельзя говорить о личности, так как они касаются всех сторон ее деятельности, включая элементарное самообслуживание и режим дня и привычные формы и субъекты общения, переживание, профессиональное и семейное поведение. Вместе с этим, относительная неизменность, косность привычек ведет и к неизбежному противоречию с меняющимися условиями жизни и деятельности человека. Поведение, которое слишком неизменно и привычно, способно становиться ригидным, неадекватным, скучным. Время от времени привычки важно менять, он должны исчезать снова, возрождаясь вновь в другом виде. Поведение личности может, а в некоторых случаях и должно быть непривычным, внезапным, особым. Тогда и совершаются поступки, имеющие значимость личные деяния и свершения. Все это в психологии относится к процессам, когда может формироваться (изменяться) личность.

Привычки, которые соединяются, личностно систематизируются с навыками и умениями, со всей психологией жизненного пути привычки — значимая часть не только деятельности и поведения, но и всего личностного психического опыта, который обобщает и содержит в концентрированном виде устоявшиеся компоненты и параметры всех других подструктур психического облика.

Показатели психического опыта

Приобретение опыта происходит не только в предметной деятельности, но и в социальном бытии и судьбе, планах и размышлениях человека, его переживаниях и фантазиях. В личностном психическом опыте выделяют условно несколько многомерных и тесно взаимосвязанных показателей:

  • психолого-биографический параметр (по Ананьеву), психологию жизненного пути (по Рубинштейну), представления личности о своем прошлом, настоящем и будущем, психологию планов на жизнь, психологическую стратегию и психологический образ жизни (по Абульхановой);
  • качество профессиональных и прочих человеческих знаний, включая усвоение, понятийность, концептуальность, широту, прочность, направленность, действенность, осознанность, гибкость;
  • общую эффективность профессиональной деятельности, в том числе постановку комплексных и инвариантных задач, сформированность, гибкость и обобщенность умений и навыков, предвидение ошибок и экстремальных ситуаций, профессиональное мастерство и его прогноз и др.
  • сложившуюся систему привычек в качестве устоявшихся форм комплексного психического образования личности (устремления, ценности, переживания, интересы, взаимодействие и общение), включая их влияние на стереотипность или изменчивое поведение и всю жизнь личности.

Можно сказать, что психологически деятельность представляет собой не только внешний праксис в виде активного действования, но и личностное проявление и процесс формирования личности. По этой причине развернутое исследование деятельности, по существу, может сливаться с изучением всей психики. Со всем основанием деятельность приобретает общетеоретический, методологический статус как базовое понятие отечественной научной психологии. Тем не менее, далеко не всё в психике человека можно свести к этому данному феномену и понятию. Деятельность, личность и сознание — неразрывное диалектическое триединство, в котором не существует главного (исходного), второстепенного (вытекающего) элемента. Вне сознания психологии деятельности не существует, как нет и сознания вне определенной связи с деятельностью. Все вместе они представляют собой исключительно личностные образования в виде комплексных и целостных психологических конструкций.

Читайте также: