Категория деятельности в психологии кратко
Обновлено: 07.07.2024
Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.
С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Поджизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляетактивность , то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.
Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия.
В структуре деятельности выделяются: - мотивы - побуждающие субъекта к деятельности; - цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности; - операции - с помощью которых деятельность выполняется.
Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны следующие утверждения: 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений.
2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.
Согласно Алексею Леонтьеву, деятельность есть форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды н определенных условиях нормального функционирования индивида.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру - В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.; 2) учение- непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.; 3) труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.
Категория деятельности используется в психологии, да и в других науках, в нескольких функциях. Э. Г. Юдин (1976) называл пять функций, в которых используется данная категория:
- как объяснительный принцип
- как предмет объективного научного изучения;
- как предмет управления;
- как предмет проектирования;
- как ценность в системах культуры.
Для психологии наиболее значимы первые две функции категории деятельности. Вслед за Э. Г. Юдиным мы рассмотрим подробнее данную категорию как объяснительный принцип и как предмет научного изучения.
Категория деятельности использована А. Н. Леонтьевым для объяснения происхождения сознания в филогенезе. Характерно, что при этом А. Н. Леонтьев не вводит представление о структуре деятельности. Это вполне понятно, поскольку, по словам Э. Г. Юдина, объяснительный принцип методологически неприхотлив и не нуждается в развернутых теоретических схемах; требуется только показ адекватности именно этого принципа. А. Н. Леонтьев, прослеживая возникновение сознания в совместной деятельности первобытных людей, развивает положение Л. С. Выготского о том, что любая функция появляется вначале как совместная деятельность, разделенная между людьми, и только потом — как внутренняя психическая реальность. В этом, а также во многих других теоретических положениях А. Н. Леонтьева видна преемственность психологической теории деятельности и культурно-исторической теории Л. С. Выготского.
Категория деятельности как предмет психологического изучения нуждается в конкретизации. Для психологического изучения деятельности становятся необходимы теоретические схемы, прежде всего представления о структуре деятельности. Хорошо известно представление о ее структуре, предложенное А Н. Леонтьевым. Он выделял четыре уровня анализа деятельности и соответствующие этим уровням единицы анализа:
Отметим, что предметом собственно психологического исследования являются только первые три уровня деятельности. В. П. Зинченко оценивает такой подход как весьма продуктивный в методологическом плане. Но практика психологических исследований потребовала дальнейшего совершенствования и развертывания леонтьевской схемы единиц анализа. Ее вариант, модифицированный для изучения исполнительской деятельности (Зинченко, 1976), выглядит следующим образом:
- Функциональное свойство — операция.
- Предметное свойство — функциональный блок.
Существенное отличие данной схемы от предложенной А. Н. Леонтьевым заключается том, что условия выполнения действия разделены на функциональные и предметные. операции отвечают функциональным свойствам объектов. Предметным свойствам ситуации отвечают функциональные блоки. В. П. Зинченко отмечает, что операция может быть раскрыта как структура, состоящая из функциональных блоков. При перекрытии или совпадении предметных и функциональных свойств операции и функциональные блоки могут переходить друг в друга или совпадать.
Для изучения других видов деятельности схема может быть модифицирована иначе (см. представления об общении как деятельности, сформулированные М. И. Лисиной), но и в этих случаях за основу берется схема А. Н. Леонтьева.
Категория деятельности в психологии имеет несколько содержательных характеристик. Основными содержательными характеристиками деятельности являются предметность, субъектность, осознанность, целенаправленность, социальность. Предметностьчеловеческой деятельности подробно проанализирована А. Н. Леонтьевым (1975). По А.Н. Леонтьеву, в самом понятии деятельности имплицитно содержится понятие ее предмета, а научное исследование деятельности требует открытия ее предмета. Предмет деятельности при этом выступает двояко: первично — как независимо существующий объект, подчиняющий себе деятельность человека, вторично — как образ предмета, т. е. результат психического отражения. Мотиву А. Н.Леонтьева понимается как предмет,на который направлена потребность, т. е. как предмет деятельности. Таким образом, главное, что отличает одну деятельность от другой, — ее предмет.
Предметность деятельности, как отмечал А. Н. Леонтьев, порождает предметность не только образов, но и потребностей, эмоций, чувств. В последние годы в отечественной психологии пересматриваются некоторые исходные основы понимания предметности деятельности. Так же, как снимается резкое противопоставление теоретической и практической деятельности, снимается и противопоставление материального и идеального предмета деятельности, постулируется наличие переходных форм между материальными и идеальными объектами, которые становятся предметом деятельности (Зинченко, 1996). Добавим, что предметом деятельности становятся и сами действия человека, требующие тщательной отработки, например действия квалифицированного мастера, музыканта-исполнителя, артиста балета. В работах Н. А Бернштейна (1997), В. П. Зинченко (1996) показано, что каждое действие и каждая операция совершаются человеком как единичные, неповторимые. Живое действие как предмет деятельности имеет материальную и идеальную составляющие, поскольку в его структуру входят как материальные объекты, так и образы, в которых отображается и моделируется действие.
Другой атрибут деятельности человека — субъектность.Понятие субъектности широко используется в психологии, однако трактовка данного понятия у разных авторов существенно различается. Общее между различными трактовками данного понятия состоит в том, что в любом случае под субъектом понимается человек как тот, кто осуществляет свои действия и свою деятельность, личность как субъект деятельности. Субъектностью также называют осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, а также как носителя сознания и самосознания. В связи с этим необходимо отметить одну существенную методологическую задачу, стоящую перед психологией, — разделение понятий субъектности и самосознания.
Систематическое изучение субъектности как характеристики деятельности началось в возрастной психологии при исследовании кризисов развития. Было показано, что содержательные характеристики субъектности меняются в зависимости от возраста человека и освоенности им деятельности. Так, в психологии труда развитие субъектности рассматривается в контексте освоения человеком профессиональной деятельности и становления человека как профессионала.
Осознанность— еще одна содержательная характеристика деятельности человека. В деятельности человек осознает не все ее уровни, по мнению А. Н. Леонтьева, в сознании отражается только целевой уровень деятельности. Операции, как известно, не осознаются в силу того, что они являются автоматизированными и в их осознании нет функциональной необходимости. Мотивы деятельности могут быть осознаны, но в обычных условиях они не представлены в сознании. Методологический принцип, который стоит за этими утверждениями, получил название принципа единства сознания и деятельности.
Данный принцип был впервые в отечественной психологии сформулирован С. Л. Рубинштейном (1922, 1934) и развит в его более поздних работах. По С. Л. Рубинштейну, всякое действие человека и всякий его поступок представляет собой единство внешнего и внутреннего, субъективного и объективного, а единство сознания и деятельности основывается на единстве сознания и действительности, или бытия. Кроме того, по С. Л. Рубинштейну, любое свойство психики человека, в том числе и сознание, представляет собой единство предпосылок и результатов его формирования. Таким образом, принцип был сформулирован скорее как философско-методологический.
По-другому сформулировал принцип единства со знания и деятельности А. Н. Леонтьев. В его трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования: образ является накопленными движениями, свернутым действием. При этом перцептивная деятельность, насколько бы она ни была автоматизированной, принципиально строится так, как деятельность осязающей руки. Такая трактовка единства сознания и деятельности содержит в себе психологическую конкретизацию иреализуется во многих исследованиях.
Общее между этими трактовками то, что в них утверждается непрерывность сознания как явления, постоянно сопутствующего деятельности. Такая точка зрения на сознание вызывает возражения. Как уже было сказано, В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили (1977) сформулировали представление о сознании как явлении, возникающем в зазоре непрерывного опыта. На этом основании принцип единства сознания и деятельности критикуется как неадекватный.
Противоречие между этими точками зрения может быть разрешено, если признать, что сознание человека имеет различные функции и различные формы. Эта точка зрения в современной психологии распространяется все шире. Так, например, В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов (19946) различают бытийный и рефлексивный пласты сознания. Сознание как отражение окружающей реальности, опосредованное значениями, действительно непрерывно, покуда человек находится в бодрствующем состоянии. Сознание как функция, благодаря которой осуществляется регуляция деятельности, не является непрерывной. Эта форма сознания перестает функционировать, например, когда человек начинает осуществлять автоматические действия, требующие сознательного контроля. Такая форма сознания обусловлена непосредственными требованиями ситуации, но непрерывной не является. Сознание как рефлексия требует остановки в потоке непрерывного опыта и предполагает подъем активности человека над непосредственными требованиями ситуации. Функциональные аспекты сознания, по сравнению с генетическими, оказались мало изученными в рамках деятельностного подхода (Смирнов, 1993). Дальнейшее развитие психологии предполагает изучение функционирования различных уровней сознания в деятельности.
Целенаправленностьдеятельности рассматривается на нескольких уровнях анализа. Наиболее часто рассматриваются в соответствии со схемой, предложенной А. Н. Леонтьевым, мотивационный, целевой и операциональный уровни.
Целевой уровень соответствует действиям в структуре деятельности. Побудителем действий, согласно представлениям А. Н. Леонтьева, являются цели. Впсихологической теории деятельности принято различать цель и задачу как цель действия, поставленную применительно к данным условиям. Операции соотносятся с условиями выполнения действия, которые не представлены в сознании, поскольку операции являются автоматизированными и для их осуществления не нужна регуляция на уровне сознания. Однако, как уже было отмечено, это не означает, что при их осуществлении у человека отсутствует психическое отражение условий. Исследования Н. А. Бернштейна в физиологии, В. П. Зинченко в психологии показывают, что каждая операция представляет собой живое, а не машиноподобное движение.
Социальностьдеятельности человека также является ее неотъемлемым свойством. Понимание любой деятельности человека как социальной было впервые в отечественной психологии сформулировано Л. С. Выготским в 1930 г. (1982. Т. 2). Социальность деятельности человека проявляется в том, что она является опосредованной культурно-историческими формами и, по выражению Л. С. Выготского, возникает дважды — сперва как совместная и лишь затем как индивидуальная.
Психологическое изучение деятельности, создание новых теоретических схем, исследования различных видов деятельности имеют значение не только для психологии. Дело в том, что важной общенаучно - методологической задачей было и остается создание общей теории деятельности (аналог в философии — общая теория познания). Г. П. Щедровицкий отмечал, что без общей теории деятельности исследователи, изучающие деятельность в частных науках, в том числе и в психологии, не имеют необходимых методологических средств. Без такой теории ученые не имеют средств для решения междисциплинарных проблем, например проблемы обучения и развития, находящейся на стыке педагогики и психологии. Очевидно, что в создании общей теории деятельности психологии должна принадлежать особая роль как науке, в рамках которой осуществляется междисциплинарный синтез знаний о деятельности, полученных в различных науках.
Категория общения
Категория общения является значимой для различных отраслей психологии. Она широко используется в общей психологии, психологии развития и педагогической психологии, она становится ключевой для создания социально-психологической теории. Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики. От трактовки категории общения зависит понимание той социальной реальности, в которой человек проявляет себя как личность, а также понимание того, каким образом человек себя проявляет.
Общение — сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин (1971) отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Такая многосторонность общения неизбежно ведет к многоаспектности изучения общения в науке и многообразию трактовок данной категории. Так, Л. П. Буева при анализе литературы выделила следующие аспекты изучения общения:
1. информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
2. интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
3. гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
4. аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
7. социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками) (см.: Руденский, 1998)
В научной литературе общение рассматривается преимущественно с трех точек зрения — философской, социологической и психологической. Рассмотрение этих трех точек зрения дает возможность выделить специфику психологического изучения общения.
В философииобщение рассматривается как актуализация реально существующих общественных отношений; именно общественные отношения обусловливают форму общения.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Потребность в общении рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психология рассматривает потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. В психологии общение можно рассматривать и в двух главных аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми (Руденский, 1998). Первый из этих аспектов впервые стал предметом анализа в культурно-исторической теории Л. С. Выготского, второй подробно рассматривается в социальной психологии, психологии развития и психологии личности.
- общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;
- общение — атрибут других видов человеческой деятельности;
- общение — взаимодействие субъектов.
В психологии общение рассматривается так же, как коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г. М. Андреева (1999) основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный(обеспечивающий обмен информацией), интерактивный(взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный(организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении). А. А. Леонтьев выделяет два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами. Личностно-ориентированный тип общения, по А. А. Леонтьеву, выступает в двух вариантах. Это диктальное общение (т. е. общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием) и модальное общение, предметом которого являются психологические взаимоотношения собеседников. Опираясь на концепцию А. А. Леонтьева, М. И. Лисина (1997) проанализировала общение как деятельность, выделив основные структурные компоненты общения. Список структурных компонентов общения как деятельности дополнен Е. В. Руденским (1998). Итак:
- предмет общения— это другой человек, партнер по общению как субъект;
- потребность в общении— это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;
- коммуникативные мотивы— это то, ради чего предпринимается общение;
- действия общения— это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);
- задачи общения— это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
- средства общения— это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
- продукт общения— это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Сравнивая эти трактовки понятия общения, можно было бы сказать, что в них зафиксированы различные стороны общения. Однако деятельностная трактовка общения — наиболее широкая, т. е. охватывает те его стороны, которые выделены в других трактовках общения.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
24. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ.
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности , достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека , которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения ).
Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов:
процесс вовлечения в деятельность,
процесс проектирования действий,
процесс осуществления действий,
процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд . Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд . Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать.
Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на урока учащийся занимается именно этим предметом.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.
Хот я виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.
Разработка этой научной категории связана с философией диалектического материализма. Первоначально понятие рассматривали такие выдающиеся отечественные психологи, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Концепции и цели этих исследователей были во многом различны, порой излишне противопоставлялись через усилия некоторых ортодоксально настроенных последователей и учеников.
Вне зависимости от частных различий многих трактовок, методологические аспекты большей части ведущих психологов советского периода характеризовались необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Сегодняшние психологические представления о деятельности нельзя считать законченными и незыблемыми, но также не допускается и молчаливо забыть достигнутые результаты.
Наиболее завершенной психологической концепцией (теорией) деятельности принято считать теорию Леонтьева, разрабатывающего ее с середины 1940-х гг. с дополнениями, уточнениями и преобразованиями. Он сформулировал большое число трактовок деятельности.
Деятельность представляет собой систему активных процессов, отвечающих определенной потребности, подчиняющихся мотиву и реализующих самостоятельное отношение человека к миру.
Деятельность нельзя представлять в виде всякой активности человека. Это понятие А. Н. Леонтьев подчеркнуто отличал от деятельности. Деятельность заключается в целеустремленной активности, которая существует в психологических связях личности, потребностей, мотивов, целей и задач. Отсюда следует возможность осуществления, психологического выражения в деятельности самостоятельного отношения человека к миру.
По определению деятельность можно считать трехчленной, то есть происходит ее существование, реализация, проявление одновременно в трех плоскостях:
- плоскость личности (субъекта деятельности),
- плоскость объекта (предмета деятельности),
- плоскость внешнего праксиса (различных видов активных процессов).
Рисунок 1. Психологическая структура деятельности
А. Н. Леонтьев многократно отмечал, что сформулированная им психологическая структура не может являться морфологической, отображая функции, отношения, динамику всех составляющих. Психологически схема представляет модель деятельности, включая аспекты ее существования, функционирования, а не анатомию или механическое устройство.
К методологии описываемой концепции также следует отнести одно замечание, заключающееся в том, что для психологической структуры деятельности не характерно свойство аддитивности. Другими словами, сумма определенных простых составляющих не будет равна более сложному блоку системы, существующему и реализующему с помощью предыдущих, но психологически содержащим в себе нечто качественно другое, целостное. Так, потребность психологически нельзя считать равной сумме мотивов, в которой она себя находит и с помощью которой удовлетворяется в деятельности. За потребностями остается неисчезающее психическое состояние субъективного характера, которого психологически нельзя обнаружить в арифметической сумме мотивов.
Наличие потребностей у человека способно привести к активности, активируя психику и личность. Оно представлено общим, недостаточно дифференцированным возбуждением, активизацией ориентировки на поиск предмета актуализированных потребностей; некую психологическую предрасположенность к возможной и необходимой деятельности. Активность также воздействует на существующую потребность, видоизменяет ее качественным и количественным образом. Дальнейшая деятельность также не исключает наличие активности, а сама она может быть активной в разной степени.
Далее наступает психологическое событие, где потребность определяется своим конкретным предметом, или мотивом. Психологически происходит преобразование поисковой активности в конкретную, отдельную деятельность. Только она способна привести к удовлетворению исходных потребностей, которые в действительности находят себя, конечно, не в одном предмете, а в нескольких. В целом деятельность на практике имеет полимотивированный, комплексный характер.
Мотив, который начал работать, требует своей реализации, постановки целей, выражения в них, их событийно обусловленную последовательность. При этом цель всегда представляет собой осознанное представление о результате будущих действий с принятием личностью смысла действия (предстоящее и осуществляемое).
Мотив находит выражение в целях. Для совершения путешествия, необходимо купить билет, собрать вещи, доехать до места, идти куда-то. Все это представляет собой реализуемые личностью цели, поставленные и принятые по той причине, что входят в зону действия мотива. В противном случае они не представляли бы смысла для субъекта.
Преподаватель ставит перед учениками цель прочтения книги по истории. Они принимают ее, так как цель соответствует определенному личностно значимому для ученика мотиву, например, исполнению обязанностей. Ученик читает эту книгу, откладывает прочие дела и проявляет необходимые интеллектуальные и волевые усилия. Далее преподаватель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает время, когда ученики уже не получают задания, но сами выбирают и читают книги по полюбившимся им истории. Происходит психологическое преобразование цели прочтения книги в новый смыслообразующий мотив. Соответственно возникает и новая деятельность. Ученик становится другим с потребностной, мотивационной, деятельностной, смысловой и личностной позиции.
Мотив и цель совпадают при осознании личностью мотива, который раньше не осознавали. Этот процесс А. Н. Леонтьевым был назван рождением мотива-цели, когда, предположительно автоматически выполняемая работа по нужде переходит в позицию осознаваемой, мотивирующей ценности, приобретая надежный личностный смысл. Для личности это представляет собой новую ступень самоуправления деятельностью и поведением, расширенное качество пространства осознаваемого мира.
Задача представляет собой конкретные условия, где есть цель. Они диктуют способ выполнения действия, который называется операцией.
У человека есть цель достать определенную книгу, но задачи в виде условий могут быть объективно и субъективно разными: приобрести в магазине, посетить библиотеку, взять у друга. То, с помощью какого способа будет реализована задача, и представляет набор последующих операций (поездка в транспорте, размещение искомой книги в портфеле и др.).
Выбор целей, которые отвечают мотиву, и постановка задач не могут быть для личности случайными, диктоваться только внешними обстоятельствами. В системе задач происходит так или иначе проецирование мотивов, смыслов, личности в целом. Разделение целей и задач, действий и операций также обладает принципиальным значением в психологическом анализе деятельности и личности.
Инженерная психология установила, что при распределении функций между человеком и машиной (техникой) человеку важно доверить уровень осознаваемых действий, которые подчинены целям. Наряду с этим на психологическом уровне операций работу машины можно считать более эффективной и надежной, чем использование человека.
С целью описания психологической структуры деятельности важно ввести три распространенных понятия: навыки, умения и привычки. Они формально отсутствуют в анализируемой схеме, при этом органично вписываясь в нее.
Навык представляет собой действие, автоматизация которого происходит при его формировании, становясь набором, целостной системой операций, которые включены в состав более сложного действия.
Это определение отражает динамику, психологическую историю навыка, вначале существующего как действие, то есть в подчинении осознанной цели. Автоматизация действия психологически превращает его в навык, что означает выход цели из сознания. Здесь внимание освобождается для постановки других целей и происходит прочная систематизация с сокращением сформированных операций в структуре новых, более сложных действий.
В ходе обучения спортивному плаванию индивид вначале осознанно и целенаправленно двигает руками, головой и ногами. Для него эти действия подчиняются цели: сделать правильно. По мере обучения, по стадиям эти ученические действия сокращаются, происходит их обобщение и, наконец, выполнение автоматически, без участия внимания. Происходит переход каждого из них на уровень операции, которая реализует в комплексе с другими действие самого плавания. В результате формируется требуемый навык, а новая осознанная цель плывущего состоит не в том, чтобы выполнить правильные движения, а в том, чтобы достичь определенного результата, победить.
Чем более сложным является навык, тем больше необходимо усилий и времени для его выработки. Навык представляет собой результат трудоемкой работы моторики, памяти, мышления, воли, психики и в целом личности. Различные навыки способствуют вооружению и опосредствованию любой человеческой деятельности. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметной, составной деятельности.
Умение представляет собой высшую форму навыка, который объединяется с другими операциями и действиями и переходят на уровень устойчивого свойства личности.
Умение предусматривает возможность, способность реализовать цели и задачи, навыки и действия, деятельность и все поведение личности в постоянно меняющихся условиях жизни. Умение можно рассматривать в качестве практической стороны направленности личности. Их нельзя считать врожденными и случайными, поскольку умения соответствуют человеческим потребностям, включая его способности, характер, профессиональный и социальный статус. Каждый индивид обладает личной системой умений, которые в той или иной степени развиты и реализуются в различных типах деятельности, в поведении и жизни. Тем не менее, умения личности не следует психологически отождествлять только с практической стороной поведения.
Когда человек не умеет водить автомобиль, то это не говорит об обязательном отсутствии у него определенных возможностей или способностей. Он может вообще не желать это делать, да и просто не хочет заниматься вождением. Это обусловлено тем, что отношения между умениями и способностями неоднозначны, динамичны. Они представляют собой отношения психологической взаимозависимости.
Умения можно характеризовать большим числом психологических параметров, включая направленность, широту, действенность, гибкость, обобщенность, прочность, осознанность и осмысленность. Система и качество умений в значительной мере проявляет и реализует опыт личности в качестве одной из важных составляющих, подсистем ее психологической структуры.
Что касается привычки, то она представляет собой психологический, глубоко личностный сплав между направленностями личности и всеми ее деятельностями, всем социальным поведением.
Привычка представляет собой устоявшиеся, традиционные для личности устремления в виде принятых и удобных форм действования и поведения. Это и стили, особенности переживания (эмоциональный опыт), отношений с миром, в том числе и прочно сложившаяся часть опыта личности.
Без привычки нельзя говорить о личности, так как они касаются всех сторон ее деятельности, включая элементарное самообслуживание и режим дня и привычные формы и субъекты общения, переживание, профессиональное и семейное поведение. Вместе с этим, относительная неизменность, косность привычек ведет и к неизбежному противоречию с меняющимися условиями жизни и деятельности человека. Поведение, которое слишком неизменно и привычно, способно становиться ригидным, неадекватным, скучным. Время от времени привычки важно менять, он должны исчезать снова, возрождаясь вновь в другом виде. Поведение личности может, а в некоторых случаях и должно быть непривычным, внезапным, особым. Тогда и совершаются поступки, имеющие значимость личные деяния и свершения. Все это в психологии относится к процессам, когда может формироваться (изменяться) личность.
Привычки, которые соединяются, личностно систематизируются с навыками и умениями, со всей психологией жизненного пути привычки — значимая часть не только деятельности и поведения, но и всего личностного психического опыта, который обобщает и содержит в концентрированном виде устоявшиеся компоненты и параметры всех других подструктур психического облика.
Показатели психического опыта
Приобретение опыта происходит не только в предметной деятельности, но и в социальном бытии и судьбе, планах и размышлениях человека, его переживаниях и фантазиях. В личностном психическом опыте выделяют условно несколько многомерных и тесно взаимосвязанных показателей:
- психолого-биографический параметр (по Ананьеву), психологию жизненного пути (по Рубинштейну), представления личности о своем прошлом, настоящем и будущем, психологию планов на жизнь, психологическую стратегию и психологический образ жизни (по Абульхановой);
- качество профессиональных и прочих человеческих знаний, включая усвоение, понятийность, концептуальность, широту, прочность, направленность, действенность, осознанность, гибкость;
- общую эффективность профессиональной деятельности, в том числе постановку комплексных и инвариантных задач, сформированность, гибкость и обобщенность умений и навыков, предвидение ошибок и экстремальных ситуаций, профессиональное мастерство и его прогноз и др.
- сложившуюся систему привычек в качестве устоявшихся форм комплексного психического образования личности (устремления, ценности, переживания, интересы, взаимодействие и общение), включая их влияние на стереотипность или изменчивое поведение и всю жизнь личности.
Можно сказать, что психологически деятельность представляет собой не только внешний праксис в виде активного действования, но и личностное проявление и процесс формирования личности. По этой причине развернутое исследование деятельности, по существу, может сливаться с изучением всей психики. Со всем основанием деятельность приобретает общетеоретический, методологический статус как базовое понятие отечественной научной психологии. Тем не менее, далеко не всё в психике человека можно свести к этому данному феномену и понятию. Деятельность, личность и сознание — неразрывное диалектическое триединство, в котором не существует главного (исходного), второстепенного (вытекающего) элемента. Вне сознания психологии деятельности не существует, как нет и сознания вне определенной связи с деятельностью. Все вместе они представляют собой исключительно личностные образования в виде комплексных и целостных психологических конструкций.
Читайте также: